Напоминание

"Школа раннего развития"


Автор: Кубасова Ирина Фёдоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: с. Новоселицкое
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Школа раннего развития"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа социально-

педагогической направленности

«

Школа раннего развития»

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Составила:

Кубасова Ирина Фёдоровна

педагог дополнительного образования

с. Новоселицкое

1

Пояснительная записка

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого малыша.

Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его уклад.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в

игру

сменяются

жизнью,

наполненной

множеством

требований

и

ограничений. Теперь они должны систематически и напряжённо работать,

чётко

соблюдать

режим

дня,

подчиняться

разнообразным

нормам

и

условностям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься

на уроке тем, что определено программой.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской

Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом

и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности

детей

на

пороге

школы

существенно

затрудняет

их

адаптацию

к

новым

условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания

стартовых

возможностей

детей

из

разных

социальных

групп

и

слоёв

населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства

к школьному,

характеризуется решительным изменением места ребёнка в

системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.

В общем-то, ни читать, ни писать, ни тем более решать примеры ребёнок

уметь

не

должен

это

задача

школы.

Но

быть

готовым

всему

этому

научиться, а подчас иметь начальные навыки всего перечисленного ему стоит,

поскольку иначе ребёнку будет сложно угнаться за темпом обучения и он

будет чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников. Кроме

того,

в

последнее

время

администрации

некоторых

школ

проводят

собеседования с детьми, поступающими в первый класс, целью которых

является определения уровня подготовки ребёнка к школе для рационального

укомплектования

классов.

И

это

ещё

один

весомый

аргумент,

чтобы

ответственно отнестись к процессу предшкольной подготовки.

Предшкольное

образование,

как

образование

вообще

это

система

процессов

взаимодействия

людей

в

обществе,

обеспечивающая,

с

одной

стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение

его

в

это

общество

(социализацию).

Особенностью

концепции

предшкольного образования является то, что она одновременно решает две

задачи:

2

1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности

(мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в

коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Как

любое

образование,

предшкольное

образование

может

быть

институциональным, так как в обществе существуют формальные структуры

или организации (институты), имеющие образование в качестве основной

цели

(например,

ДОУ,

Центры

развития

ребенка,

учреждения

дополнительного образования, школы и др.), и неинституциональным, если

образование

осуществляется

в

обход

их

(семейное

или

домашнее

образование), однако и в этих случаях содержание образования определяется

содержанием институционального образования.

Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы

человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином

виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) старшим дошкольником

в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает

полноценное личностное развитие ребенка, а именно:

– его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к

адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;

– культурное

развитие

совокупность

знаний

и

умений,

владение

которыми

диктуется

отдельными

социальными

(особенно

возрастными)

группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;

– познавательное

развитие

собственно

знания,

умения

и

другие

психологические

компоненты

развивающейся

личности,

обеспечивающие

познавательную деятельность.

Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает

использование

современных

технологий,

позволяющих

активизировать

мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную

среду и формировать интерес к школьной жизни.

Основной целью организации работы с дошкольниками является развитие

соответствующей мотивации детей, развитие любознательности, умственной

активности, живой интерес к окружающему, в стремлении узнавать новое,

умение взаимодействовать в коллективе.

Данная

программа

предшкольного

образования

ориентирована

на

сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Следует учитывать, что

наряду

с

неблагоприятными

воздействиями

социально-экономических

и

экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное

воздействие оказывает и ряд педагогических факторов.

3

К их числу относятся:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Интенсификация образовательного процесса.

3.

Несоответствие

методик

и

технологий

обучения

возрастным

особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным

возможностям.

4. Нерациональная организация жизнедеятельности детей.

5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития

дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.

6.

Недостаточное

использование

возможностей

физического

воспитания в целях охраны и укрепления здоровья детей.

7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья

и здорового образа жизни.

В связи с этим необходимо определить комплекс мер по реализации задач,

направленных

на

создание

условий

для

нормального

роста

и

развития,

охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового

образа жизни дошкольников.

Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного

развития

ребенка,

охрану

и

укрепление

его

здоровья,

должен

включать

следующие направления:

А. Нормализация учебной нагрузки:

– отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;

– разработка

комплексной

психолого-физиологической

диагностики

развития ребенка и готовности к школьному обучению;

– приведение педагогических технологий в соответствие возрастным

особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе

развития;

– разработка методик физиолого-гигиенической и психологической

оценки и мониторинга педагогических инноваций.

Б. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

– разработка

и

реализация

педагогами

вариативных

программ,

направленных

на

формирование

ценности

здоровья

и

здорового

образа

жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала;

– превращение физического воспитания в действенную меру охраны

здоровья и гармонизации личности;

– привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.

В. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих

ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна

4

быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную

социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.

Цель программы

Создание педагогических и социально- психологических условий для

достижения

ребенком

определенного

уровня

развития

личности,

психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:

мотивационный;

интеллектуальный;

произвольно-регуляторный,

позволяющих

ребенку

успешно

функционировать

и

развиваться

в

педагогической

среде

(школьной

системе отношений).

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

формирование

культуры

общения

и

культуры

поведения

в

общественных местах;

формирование учебной мотивации;

развитие основных психических функций, необходимых для успешного

обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

развитие фонематического слуха;

развитие мелкой моторики;

развитие творчески активной личности;

развитие координации движений.

Прогнозируемые результаты программы.

Предлагаемая

программа

предусматривает,

что

по

окончании

курса

обучающиеся будут уметь:

5

соблюдать

правила

поведения

в

школе,

осознавая

свою

позицию

ученика;

свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;

знать «соседей» числа;

решать простые задачи (в одно действие);

на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-

согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);

составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

пересказывать небольшие тексты;

правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими

материалами;

выполнять на слух инструкции для обучающихся;

ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части

и целого,

решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и

вычитание,

решать логические задачи;

самостоятельно

применять

изобразительные

умения

и

навыки,

передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.

После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится

диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка;

ориентировка

в

межклеточном

пространстве;

решение

простых

математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие

фонематического слуха; выделение главного признака предмета.

Механизм оценки результатов освоения программы:

наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также

беседы с родителями.

формирование

навыка

слушателя:

ответы

на

вопросы

по

тексту,

иллюстрирование текста.

взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями,

тест

Учебный план

Наименование курса

Количество часов

6

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Нескучная математика.

36

18

18

Игры,

наблюдение,

беседы с родителями,

тест

2.

Простая логика.

36

18

18

Н а б л ю д е н и е

з а

д е т ь м и ,

б е с е д ы

индивидуальные

и

групповые,

а

также

беседы с родителями

.

3.

Живая речь.

36

18

18

Игры,

наблюдение,

беседы с родителями,

тест

4.

Учимся читать.

36

18

18

Н а б л ю д е н и е

з а

д е т ь м и ,

б е с е д ы

индивидуальные

и

групповые,

а

также

беседы с родителями

.

5.

Волшебный карандаш.

36

18

18

Ответы на вопросы по

тексту,

иллюстрирование

текста.

6.

Природа и мы.

36

18

18

Н а б л ю д е н и е

з а

д е т ь м и ,

б е с е д ы

индивидуальные

и

групповые,

а

также

беседы с родителями

.

Итого:

216

108

108

Срок реализации данной программы-1 год (6 часов в неделю)

Всего: 216 часов

Возраст детей: 5-7 лет

Темы занятий по курсу нескучная математика

7

занятия

Тема занятия

1.

Схожесть предметов. Несхожесть предметов.

2.

Принадлежность к группе. Непринадлежность к группе.

3.

Узоры. Слева-справа.

4.

Сравнение количества предметов.

5.

Числа 1-5 и число 0. Цифры 1,2,3,4,5,0.

6.

Счёт количества предметов. Порядковый счёт.

7.

Число 6.

8.

Число 7.

9.

Число 8.

10.

Число 9.

11.

Число 10.

12.

Геометрические фигуры. Конструирование.

13.

Длинный-короткий, высокий-низкий.

14.

Сравнение предметов.

15.

Закрепление и развитие понятий, связанных с порядковым счётом.

16.

Части суток.

17.

Понятие о времени. Знакомство с часами.

18.

Месяц и год. Календарь.

19.

Состав чисел 2-10.

20.

«Соседи» чисел 2-10.

21.

Сложение предметов двух групп.

22.

Состав чисел 2 – 5.

23.

Состав чисел 6 – 8.

24.

Состав чисел 9 – 10.

25.

Закрепление знаний о составе чисел 2 – 10.

26.

Вычитание предметов.

27.

Знаки «+» и «-».

28.

Решение примеров.

29.

Сравнение множеств.

30.

Сравнение чисел.

31.

На сколько больше, на сколько меньше.

32.

Решение задач.

33.

Решение задач.

34.

Понятие поровну. Столько же.

35.

Взаимно однозначное соответствие.

36.

Объёмные тела.

8

Темы занятий по курсу простая логика

занятия

Тема занятия

1.

Общие фигуры двух рядов.

2.

Принадлежность к обеим группам.

3.

Повторяемая часть узора.

4.

Лабиринты.

5.

Выводы.

6.

Умозаключения.

7.

Умозаключения, связанные с количеством предметов.

8.

Отличия в рисунках.

9.

Движение по стрелкам.

10.

Рисуем по линиям клеток.

11.

Рисуем по линиям клеток.

12.

Составляем пары по смыслу.

13.

Последовательность действий и событий.

14.

Пересказываем сказку.

15.

Конструируем с помощью геометрических фигур.

16.

Сравнение.

17.

Обобщение.

18.

Классификация.

19.

Геометрические головоломки.

20.

Составление сюжетных картинок из предложенных частей.

21.

Сериация по длине, высоте, толщине и весу.

22.

Коррекционно-развивающие игры.

23.

Умозаключение.

24.

Составление геометрических фигур из частей.

25.

Решение комбинаторных задач.

26.

Решение комбинаторных задач.

27.

Решение комбинаторных задач, с помощью графов.

28.

Абстракция.

29.

Абстракция.

30.

Решение логических задач на рассуждение.

31.

Решение логических задач на рассуждение.

32.

Решение логических задач на рассуждение.

33.

Решение логических задач математической направленности.

34.

Решение логических задач математической направленности.

35.

Решение логических задач математической направленности.

36.

Решение логических задач математической направленности.

9

Темы занятий по курсу живая речь

занятия

Тема занятия

1.

Названия, особенности, действия.

2.

Общие названия.

3.

Обобщающие понятия.

4.

То дождь, то ветер.

5.

Слова, имеющие одинаковое значение, но разное звучание.

6.

Слова, имеющие противоположное значение.

7.

Подбираем слова, имеющие одинаковое и противоположное значение.

8.

Развиваем выразительность речи.

9.

Многозначные слова различных частей речи.

10.

Учись правильно употреблять слова.

11.

Толкование значения слов из народных сказок.

12.

Расширяем словарь многозначных слов.

13.

Находим нужные слова.

14.

Переносное значение слов.

15.

Фразеологизмы.

16.

Необычные задания.

17.

Пословицы.

18.

Поговорки.

19.

Образные выражения.

20.

Произведения литературы и фольклора.

21.

Упражнения по развитию речи.

22.

Речевое дыхание.

23.

Упражнения на развитие силы голоса.

24.

Умеренный темп речи.

25.

Эмоциональная окраска фразы.

26.

Повествовательная, восклицательная, вопросительная интонация.

27.

Чистоговорки.

28.

Скороговорки.

29.

Гласные звуки.

30.

Согласные звуки.

31.

Мягкие согласные звуки.

32.

Твёрдые согласные звуки.

33.

Звуковой анализ слов.

34.

Слоговой анализ слов.

35.

Монолог.

10

36.

Описательный, повествовательный рассказ.

Темы занятий по курсу учимся читать

занятия

Тема занятия

1.

Игра «Закончи слово».

2.

Игра «Звуковые загадки».

3.

Игра «Какое слово лишнее?»

4.

Игра «Подарок любимой игрушке».

5.

Буква А.

6.

Буква О.

7.

Буква У.

8.

Составление и чтение слияния гласных А, О, У.

9.

Буква И.

10.

Буква Т.

11.

Буквы П, К.

12.

Буквы М, Н.

13.

Буква Б.

14.

Буква Д.

15.

Буква Г.

16.

Игровые задания.

17.

Буква Ф.

18.

Буква В.

19.

Буква Х.

20.

Буква З.

21.

Буква С.

22.

Буква ы.

23.

Буква Ш.

24.

Буква Ж.

25.

Буква Э.

26.

Буква Й.

27.

Буква Е.

28.

Буква Ё.

29.

Буква Ю.

30.

Буква Я.

31.

Буква Ц.

32.

Буква Ч.

33.

Буква Щ.

34.

Буква Л.

35.

Буква Р.

36.

Буква ь, ъ.

11

Темы занятий по курсу волшебный карандаш

занятия

Тема занятия

1.

Кто, кто в теремочке живёт?

2.

Весёлые дорисовки.

3.

Дорисовывание по смыслу.

4.

Дорисуй конец сказки.

5.

Раскрашивание деталей рисунка.

6.

Начинаем штриховать.

7.

Весёлое штрихование.

8.

Соединяем точки.

9.

Рисуем по точкам.

10.

Обводим изображения одним росчерком.

11.

Изображаем фигуры одним росчерком.

12.

Учимся ориентироваться на листе бумаги.

13.

Выполняем изображения по образцу.

14.

Дорисовываем недостающие части рисунка.

15.

Рисование по клеточкам.

16.

Рисование под диктовку.

17.

Копирование узоров.

18.

Рисование по цифрам.

19.

Срисовывание картинки.

20.

Срисовывание сюжетных картинок.

21.

Рисование природных явлений.

22.

Рисование цифр.

23.

Копирование узоров из цифр.

24.

Рисование элементов печатных букв.

25.

Дорисовывание печатных букв.

26.

Написание печатных букв.

27.

Реконструирование букв.

28.

Обведение по контурам букв.

29.

Штриховка букв.

30.

Выполнение всевозможных узоров.

31.

Игровые задания.

32.

Весёлые упражнения, занимательные задания.

33.

Письмо печатными буквами слов.

34.

Самостоятельное печатание слов.

35.

Написание первого и последнего звука определённого слова.

12

36.

Запоминание написания слов.

Темы занятий по курсу природа и мы

занятия

Тема занятия

1.

Деревья вокруг нас.

2.

Кустарники.

3.

Травянистые растения.

4.

Дикие животные. Домашние животные.

5.

Птицы нашей местности.

6.

Другие виды птиц на Земле.

7.

Моллюски.

8.

Насекомые.

9.

Пресноводные рыбы.

10.

Морские рыбы и животные.

11.

Воздух. Вода.

12.

Круговорот воды в природе.

13.

Твёрдые тела и их свойства.

14.

Погода. Атмосфера.

15.

Явления природы.

16.

Лес. Степь.

17.

Заповедники. Красная книга. Браконьерство.

18.

Реки. Животный и растительный мир рек.

19.

Озёра и их обитатели.

20.

Море. Животный и растительный мир морей.

21.

Горы.

22.

Земля. Модель Земли – глобус. Карта.

23.

Природные зоны. Климат.

24.

Растительность в различных природных зонах.

25.

Животные в различных природных зонах.

26.

Космос. Космическое пространство.

27.

Звёзды.

28.

Солнечная система. Смена дня и ночи.

29.

Планеты Солнечной системы.

30.

Планеты солнечной системы.

31.

Созвездия.

32.

Созвездия и легенды, связанные с ними.

13

33.

Изучение космоса с земли.

34.

Первые шаги в покорении космоса человеком.

35.

Как космонавты живут и работают на орбитальных станциях.

36.

Особенности пребывания человека в космосе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

14

Нескучная математика

Схожесть и различия предметов по цвету, размеру, форме, назначению.

Узоры,

направления.

Сравнение

количества

предметов,

счёт.

Числа1-5

и

число

0.

Счёт

количества

предметов.

Порядковый

счёт.

Числа

6-8.

Счёт

количества

предметов.

Прямой

и

обратный

счёт.

Количественный

и

порядковый счёт. Числа 9-10. Количественный и порядковый счёт. Прямой и

обратный счёт. Геометрические фигуры. Сравнение предметов по длине и по

высоте. Порядковые числительные, последовательность событий. Знакомство

с разными видами часов. Определение времени (целых часов) по часам.

Формирование

знаний

о

единицах

времени

часе,

минуте,

сутках.

Расширение знаний о единицах времени – месяце, годе. Календарь. Состав

чисел 2-5 из единиц. Сложение. Знаки «+» (плюс) и «=» (равно). Предыдущее

и следующее число. Состав чисел 6-10 из единиц. Прибавление единицы к

числам 1-9. Состав чисел 2-5 из двух меньших чисел. Состав чисел 6-8 из

двух меньших чисел. Состав чисел 9-10 из двух меньших чисел. Состав чисел

3-10 из двух меньших чисел (обобщение). Действие

вычитания. Знак «-»

(минус). Решение примеров на вычитание. Сравнение двух групп предметов

по количеству. Определение отношений «поровну», «столько же». Объёмные

тела. Предметы похожие на изучаемые тела.

Простая логика

Общие

элементы

двух

групп

объектов.

Лабиринты.

Простейшие

умозаключения, связанные с количеством предметов. Отличия в рисунках,

связанные с количеством предметов. Движение по стрелкам

в указанных

направлениях.

Отыскание

тени

данного

изображения.

Составление

смысловых

пар.

Составление

фигурок

из

геометрических

фигур.

Нахождение

заданной

последовательности

предметов

среди

множеств

других.

Раскрашивание

рисунка

в

соответствии

с

указанными

о б о з н ач е н и я м и .

Ге ом е т р и ч е с к и е

гол о в ол ом к и .

В о с с о з д а н и е

последовательности

событий

по

рисункам;

воссоздание

картинки

по

фрагментам. Решение простых логических задач. Решение логических задач,

связанных

с

возрастом.

Воссоздание

фигуры

из

частей.

Определение

количества

возможных

комбинаций.

Задачи

на

развитие

мышления.

Дополнение

пропущенными

числами

цепочки,

составленной

из

чисел

и

знаков «+» и «-» с известным результатом. Решение несложных логических

задач. Практические логические задачи.

Живая речь

15

Подбор слов для обозначения названий, особенностей, действий. Изучение

обобщающих понятий. Знакомство

с новыми словами, образованными от

уже известных. В ходе заучивания потешек и загадок. Побуждение детей к

образованию

сравнительной

степени

слов,

обозначающих

особенности

предметов. Ознакомление со словами, имеющими одинаковое значение, но

разное звучание. Отыскивание таких слов в сказках. Знакомство со словами,

имеющими противоположное значение, Упражнения, формирующие умение

подбирать

такие

слова.

Знакомство

с

доступными

детскому

пониманию

многозначными

словами

различных

частей

речи.

Работа

над

смысловым

значением

слов.

Толкование

значения

слов,

встречающихся

в

народных

сказках. Смысловое значение слов. Понимание, объяснение и использование

переносного

значения

слов,

простых

фразеологических

оборотов.

Расширение словарного запаса с помощью пословиц, образных выражений из

художественных произведений. Введение незнакомых и малознакомых слов

русского языка, воспитание интереса к узнаванию новых слов. Упражнения

на развитие речевого внимания. Упражнения на развития речевого дыхания и

регулирования

силы

голоса.

Скорость

речи.

Интонации,

придающие

выразительность речи. Произношение звуков русского языка. Скороговорки и

чистоговорки, их правильное и быстрое проговаривание. Понятие о гласных

и согласных звуках. Понятие о твёрдых и мягких согласных звуках. Звуковой

анализ

простых

слов

с

указанием

последовательности

звуков

в

них.

Определение

на

слух

количества

слогов

в

словах.

Построение

связных

высказываний. Составление простых описаний. Обучение рассказыванию,

осмысливание

содержания,

идеи

художественного

произведения;

запоминание последовательности событий, пересказ.

Учимся читать

Подготовка к обучению чтению в ходе игровых заданий на развитие

внимания,

памяти,

мышления,

мелкой

моторики.

Знакомство

с

буквами.

Буквы А, У, О. Составление и чтение слияний гласных АУ, УА, АО, ОА, УО,

ОУ. Игры с буквами. Изучение букв. Буквы И, Т, П. Составление и чтение

закрытых слогов ИТ, АП, ОП и т. п., а также открытых – ТА, ТО, ТУ И т.д.

Игры на обучение чтению слогов. Буквы Н, М, К. Составление и чтение

слогов, односложных и двухсложных слов – КОТ, КИТ, МАК, КОМ, МАМА,

ПАПА, КИНО, НОТА. Игры со словами. Изучение букв. Буквы Б, Д, Г.

Составление слогов и слов из выученных букв. Игровые задания. Изучение

букв. Буквы Ф, В, Х. Чтение буквосочетаний и слов с новыми словами.

Изучение

букв.

Буквы

Ы,

С,

З.

Составление

слогов

с

новыми

буквами.

16

Отыскивание заданных слогов в словах. Составление слов из данных слогов.

Изучение букв. Буквы Ш, Ж, Э. Чтение простых слов и словосочетаний.

Изучение букв. Буквы Й, Е, Ё. Отыскивание указанных слов в предложениях.

Составление словосочетаний из данных слов. Изучение букв. Буквы Ю, Я, Ц.

Составление словосочетаний и предложений из 2 – 3 слов. Изучение букв.

Буквы Ч, Щ, Л. Слоги и слова с новыми буквами. Чтение словосочетаний и

предложений, состоящих более чем из 3 слов. Изучение букв. Буквы Р, Ь, Ъ.

Слоги

и

слова

с

новыми

буквами.

Составление

и

чтение

слов,

словосочетаний, предложений со всеми буквами русского алфавита. Чтение и

понимание коротких несложных текстов. Развитие речи в ходе обсуждения

прочитанного. Чтение и осмысленное запоминание прочитанного. Ответы

на вопросы по прочитанному. Развитие выразительности речи.

Волшебный карандаш

Создание

контурных

рисунков

с

помощью

обведения

точечных

изображений. Дорисовывание отдельных фрагментов объектов по смыслу.

Закрашивание

частей

картинки

указанными

цветами.

Раскрашивание

картинок надлежащими цветами (на основе использования жизненного опыта

ребёнка). Штрихование готовых контуров линиями (прямыми, наклонными,

кривыми)

в

указанных

направлениях.

Копирование

фигурок

по

точкам.

Изображение заданных фигур одним росчерком с помощью обведения их

контуров. Ориентирование на листе бумаги в клеточку. Копирование узоров,

содержащих

элементы

цифр

0

9.

Графические

упражнения

на

дорисовывание второй половины изображаемого объекта. Последовательное

(от 1 до 10) соединение точек линиями и получение изображений объектов.

Воспроизведение

сюжетных

рисунков.

Копирование

узоров,

содержащих

элементы

цифр.

Обведение

изображений

цифр

0

9.

Нахождение

и

исправление

ошибок

в

изображениях

цифр.

Продолжение

изображений,

содержащих элементы печатных букв. Дорисовывание элементов печатных

букв.

Изображение

предметов

и

объектов,

похожих

на

печатные

буквы.

Обведение и раскрашивание букв.

Исправление ошибок в начертаниях

печатных букв. Штрихование букв, передающих гласные и согласные буквы,

штриховками

разных

видов.

Создание

обложки

книги.

Начертание

и

раскрашивание букв, входящих в название. Написание печатных букв, слогов

и простых слов по образцу.

Написание простых предложений и слов с

пропущенными буквами.

Дописывание слов с пропущенной первой или

последней буквой.

17

Природа и мы

Растения ближайшего окружения. Дикие и домашние животные. Птицы,

моллюски, насекомые. Рыбы, морские животные. Твёрдые тела и их свойства.

Воздух,

его

движение,

направление

и

сила

ветра.

Вода,

изменение

её

состояния, круговорот воды в природе.

Знакомство с явлениями природы

(молнией,

громом,

радугой).

Знакомство

с

сезонными

изменениями

и

я в л е н и я м и

п р и р од ы ,

с о с т о я н и е м

п о год ы .

О з н а ко м л е н и е

с

сельскохозяйственными работами. Леса и степи. Красная книга. Водоёмы

(реки, озёра, моря). Горы, их значения в природе и жизни людей. Глобус и

карта, водные пространства и суша. Ознакомление с растительным миром

различных географических зон Земли. Ознакомление с животным миром

различных

географических

зон

Земли.

Первое

представление

о

космосе.

Компоненты видимого космоса (солнце, луна, звёзды). Вид звёздного неба,

восход и заход солнца. Планеты. Планеты солнечной системы. Звёзды и

созвездия – правда и мифы. Исследование космоса с Земли. Полёты человека

в космос.

18

Методическое обеспечение:

1.

Инструкция по работе с инструментами.

2.

Пособия для групповой и индивидуальной работы.

3.

Таблицы.

4.

Карточки для словарной работы.

5.

Аудио- и видеозаписи.

6.

Набор игрушек.

7.

Геометрические фигуры.

8.

Дидактические настольные игры.

9.

Книги-раскраски.

10. Комплекты «Лего».

19

Литература:

1. Безруких М.М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми,

имеющими трудности при обучении письму. - Тула, 1997.

2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по

развитию речи для детей 4-5 лет (ч. 1, 2), по развитию речи и подготовке к

обучению грамоте для детей 5-6 лет (ч. 3,4),

3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Наши прописи: Пособие по

подготовке к обучению письму для детей 5-6 лет (ч. 1, 2).

4. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Здравствуй, мир! Окружающий мир для

дошкольников (ч. 1, 2, 3).

5. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова. Здравствуй, мир!

Методические рекомендации.

6. Вагурина Л. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста.

Вып. 1.-М., 1995.

7. ВенгерЛ.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных

способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.

8. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М., 1991.

9. Волина В.В. Учимся играя. - М., 1994.

10. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М.,

1993.

11. Власова Г.М., Пфафенродт. А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для

учителя. Изд. 2- е, перераб.- М., 1996.

12. Глинка Г.А. Буду говорить, читать-писать правильно. - СПб., 1996.

13. А.В. Горячев, Н.В. Ключ. Все по полочкам. Методические рекомендации.

14. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред.

А.А.Столяра.-М., 1991.

15. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация

преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной

школе. - М.: Школьная пресса, 2008.

16. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. - М.,

1978.

17. Жукова Н.С. Домашний букварь. - Екатеринбург, 1998

18. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М.,

2001.

19. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать

смышленым. -М.. 1997;

20

20. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.

21. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2001.

22. Карпенко М. Т. Сборник загадок. - М., 1988.

23. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.

24. Т.Р. Кислова. По дороге к Азбуке: Методические рекомендации к ч. 1-2 и

3-4.

25. З.И. Курцева. Ты - словечко, я - словечко...: Пособие по риторике для

детей 5-6 лет (под ред. Т.А. Ладыженской).

26. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Домашняя тетрадь. Пособие для

логопедов, родителей и детей. - М., 1998.

27. О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева. Путешествие в прекрасное: Пособие по

синтезу искусств для детей 3-6 лет (ч. 1, 2, 3).

28. О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева. Путешествие в прекрасное: Методические

рекомендации.

29. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978.

30. З. Г. Сахипова, А. Ш. Асадуллин. Читаем детям. Книга для чтения в

детских садах.- Ленинград: Просвещение, 1991.

31. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития

речи. -М., 1995.

32. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб.,1997.

33. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. - М., 1959.

34. Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. - М., 1994.

35. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Спб.: Валери

СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.

21



В раздел образования