Автор: Глобаш Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: г.Томари Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании".
Раздел: дополнительное образование
Применение здоровьесберегающих технологий
в дополнительном образовании.
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ.
Воспитание
здорового
поколения
на
сегодняшний
день
приобретает
большую актуальность, т.к состояние здоровья подрастающего поколения –
важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не
только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.
Проблема
сохранения
здоровья
учащихся
является
приоритетным
направлением
развития
образовательной
системы.
По
данным
Научно
–
исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков
и научного центра Российской академии наук, здоровье детей снизилось в три
раза. Здоровыми можно назвать лишь 10 процентов детей, а остальные 90
процентов
имеют
проблемы
в
физическом,
психологическом,
нервном
развитии.
Особую
тревогу
вызывает
увеличение
количества
хронических
заболеваний.
Экологические
проблемы,
стрессы,
неполноценное
питание,
снижение двигательной активности, безграмотность родителей в вопросах
сохранения здоровья детей стали причинами резкого снижения их здоровья.
В
педагогической
лексике
появилось
понятие
здоровьесберегающие
технологии,
которые
объединяет
в
себе
все
направления
педагогической
деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
Здоровьесберегающие
технологии
рассматриваются
по
определению,
как
система
мер,
включающая
взаимосвязь
и
взаимодействие
всех
факторов
образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на
всех этапах его обучения и развития.
«Здоровьесберегающие
образовательные
технологии»,
по
словам
профессора
Н.К.
Смирнова,
-
это
все
те
психолого-педагогические
технологии,
программы,
методы,
которые
направлены
на
воспитание
у
учащихся
культуры
здоровья,
личностных
качеств,
способствующих
его
сохранению
и
укреплению,
формирование
представления
о
здоровье
как
ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Ключевая
роль
в
формировании
здорового
образа
жизни
ребенка
принадлежит
здоровьесберегающим
технологиям
и
дополнительное
образование имеет в этом плане большие возможности. Дополнительному
образованию принадлежит главная роль в решении проблемы формирования
культуры ЗОЖ, так как дети приходят к нам после школьных занятий, когда не
озабочены
школьными
заданиями,
и
у
нас
есть
реальная
возможность
направлять
воспитанников
на
спорт
и
на
ведения
ЗОЖ.
Главным
инструментом
процесса
формирования
ценностных
ориент аций
воспитанников в учреждениях дополнительного образования выступает само
детское творчество, которое помогает решать многие воспитательные задачи,
в том числе и задачи формирования здорового образа жизни. Следовательно,
весь
образовательный
процесс
рассматривается,
как
здоровьесберегающее
пространство,
которое
направлено
на
сохранение,
укрепление
и
развитие
здоровья.
В дополнительном образовании используются три основных
вида здоровьесберегающих технологий:
санитарно-гигиенические,
психолого-педагогические,
физкультурно-оздоровительные.
Для
формирования
здоровьесберегающего
образовательного
пространства, мы используем здоровьесберегающие технологии.
Можно привести пример здоровьесберегающей технологии на занятиях по
декоративно- прикладному искусству.
На занятиях «Бусинка», «Волшебный клубок» рабочее место должно быть
тщательно продумано. Что бы не уставала спина, обязательно нужен удобный
стул со спинкой. Сидеть нужно так, чтобы спина опиралась на спинку и была
ровной. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Это снимает лишнюю
нагрузку на глаза.
П р и
п о с т р о е н и и
з а н я т и й
м ы
у ч и т ы ва е м
т а к и е
т р е б о в а н и я :
1. Обстановка и гигиенические условия в кабинетах, (требование СанПиНов)
(температура
и
свежесть
воздуха,
рациональность
освещения
кабинета
и
доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Занятие построено со сменой видов учебной деятельности не менее 4-х, так
как однообразность способствует утомлению. Средняя продолжительность и
частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
3. Применяем виды преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная
работа), не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через
10-15 минут.
4. На занятии выбираем такие методы, которые способствуют активизации
инициативы
и
творче ского
с амовыражения
с амих
у ч а щ и хс я .
5. На занятиях у нас присутствует смена поз учащихся, которые так же
соответствуют видам работы.
6.
Обязательно
применяем
оздоровительные
моменты:
физкультминутки,
минутки
релаксации,
дыхательная
гимнастика,
гимнастика
для
глаз,
пальчиковая гимнастика). Норма: на 15-20 минут занятия по одной минуте из
3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
7. На занятиях мы обязательно включаем вопросы, связанные со здоровьем и
здоровым образом жизни. (Техника безопасности и т.д)
8.
Обеспечиваем
мотивацию
учебной
деятельности.
Внешняя
мотивация:
оценка,
похвала,
поддержка,
соревновательный
метод.
Стимуляция
внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности,
интерес к изучаемому материалу.
9. И всегда помним, что на состояние здоровья большое влияние оказывают
эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое
стихотворение.
Создание на занятиях моделей реальных условий жизни - это те мостики,
которые
позволяют
учащемуся
в
дальнейшем
использовать
полученные
знания,
умения,
навыки
на
практике,
а
не
тяготиться
ими
как
информационным балластом.
Таким
образом,
понимание
здоровьесберегающих
технологии
в
дополнительном образовании представляется нам как задача, включающая
решение
задачи-минимум,
а
также
формирование
у
обучающихся
физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у
них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа
жизни.
Процесс
формирования
отношения
к
здоровью
как
ценно сти
осуществляется по взаимосвязанным направлениям:
Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий;
Усвоение знаний о здоровье и его значимости;
Организация оздоровительной работы;
Внеурочные мероприятия по формированию здоровьесбережения.
Сегодня
я
хочу
остановиться
на
внеурочной,
оздоровительной
деятельности, которая является логическим и необходимым продолжением
образовательного процесса.
Основными
элементами
воспитания
ЗОЖ:
театрализованные
представления, конкурсы, спортивные мероприятия; разработка и издание
буклетов
для
родителей
и
детей,
видеоматериалы,
направленные
на
профилактику употребления вредных веществ. Оздоровительная деятельность
ведётся через профилактические беседы: «Простудные заболевания», «Мой
организм», «Личная гигиена», «Симптомы болезней», «Вредные привычки»,
«Что такое здоровье?», «Домашняя аптека», «О вреде пассивного курения». В
течение
всего
учебного
года,
а
особенно
в
каникулярное
время,
в
сотрудничестве с инспектором ГИБДД проводятся беседы на закрепление
правил
дорожного
движения,
игры,
конкурсы,
загадки
по
теме
правил
дорожного движения.
Мероприятия включают и конкурсы рисунков на тему: «Здоровый образ
жизни», «Полезные привычки – наши друзья». Для двигательной активности
включаются подвижные игры на переменках, в Дни здоровья проводятся игры
по
станциям,
где
акцентируется
внимание
детей
на
здоровье,
а
также
выносливость, двигательную активность, смекалку. В целях формирования
ЗОЖ с обучающимися проводим походы на природу, экскурсии в парк, на
море,
игры
на
свежем
воздухе,
проводим
мероприятия
экологической
направленности: акции «Очистим город от мусора», здесь же распространяем
листовки для жителей города, привлекаем их соблюдать чистоту и вовлекаем в
трудовую
деятельность
(уборку
своих
дворов
и
т.д.);
проводим
трудовой
экологический десант – это очистка пришкольной, парковой зоны и морского
берега;
Одно
из
направлений
в
моей
педагогической
деятельности
по
формированию культуры здорового образа жизни учащихся – это организация
взаимодействия
с
родителями
воспитанников.
Через
проведение
бесед,
«Семейных гостиных», вручение памяток привлекается внимание родителей в
создании образовательной здоровьесберегающей среды. Немаловажной ролью
в привитии воспитанникам навыков ЗОЖ является личный пример педагога. Я
сама активный сторонник ЗОЖ, и поэтому пропагандирую среди детей спорт
и здоровые привычки, и надеюсь, что дети мне подражают.
Заключение.
Вышесказанное
позволяет
сделать
вывод,
что
направленность
дополнительного
образования
на
внедрение
здоровьесберегающих
технологий состоит в том, что:
• здоровьесбережение ставится как цель дополнительного образования;
•
для
успешности
достижения
этой
цели
воспитывается
ценностное
отношение к здоровью;
•
в самом процессе осуществляется здоровьесбережение, так как процесс
является не только образовательным, но и оздоровительным, а реализация
оздоровительного процесса подкрепляется внешними условиями.
Считаю,
если
каждый
педагог
в
педагогической
деятельности
будет
применять здоровьесберегающие технологии, комплекс оздоровительных и
воспитательных мероприятий, включенных в образовательно-воспитательный
процесс, то обеспечит гармоничное развитие и укрепление здоровье детей,
повышение
работоспособности
учащихся,
продление
их
творческой
активности.
Список литературы:
1.
Баль,
Л.В.,
Педагогу
о
здоровом
образе
жизни
детей:
кн.
для
учителя/Л.В. Баль, С.В. Барканов, С.А. Горбатенко [Текст] / Л.В. Баль.
- М. : Просвещение, 2005. - 192с.
2. Казакова, Т.Н., Технологии здоровьесбережения в образовательном
учреждении [Текст]: методическое пособие / Т.Н.Казакова [Текст] /
Т.Н. Казакова. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32с.
3. Степанова М.И., Семь советов врача о том, что надо и чего не надо
делать в каникулы [Текст] / М.И. Степанова // Образование. -2004.-
№7.-С.21-24
4. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и
духовную
безопасность
личности
[Текст].
–
М.:
ООО
«Новое
о б р а з о в а н и е » ,
2 0 1 2 .
–
1 1 6
с .