Напоминание

"Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольной образовательной организации"


Автор: Косторева Екатерина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МК ДОУ д/с№443
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В

УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Косторева Е.Ю., учитель-логопед, муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 443 г. Новосибирска

katrinavip@yandex

Современное

общество

во

всем

мире

признает

необходимость

и

целесообразность

создания

для

детей

с

ОВЗ

условий,

которые

будут

способствовать

их

успешной

социализации

и

адаптации,

формированию

самостоятельности, навыков социальной и жизненной компетентности. Перед

воспитателями, педагогами-психологами детского сада встают вопросы: как

организовать процесс образования, воспитания и развития, какие использовать

эффективные

формы

и

виды

деятельности

для

коррекционно-развивающей

работы. Практика работы педагогов в дошкольном образовании показывает, что

трудности социальной адаптации зачастую связаны с расстройствами в речевой

сфере.

Самой

многочисленной

и

разнородной

категорией

детей

с

особенностями в развитии являются дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).

[5]

Основная

задача,

которая

стоит

перед

педагогами

это

социальная

адаптация детей с ОВЗ. «Социальная реабилитация как процесс представляет

собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная

реализация

постоянно

возникающих

в

ходе

взаимодействия

с

ребенком

тактических

задач

на

пути

к

достижению

стратегической

цели

восстановления

его

социального

статуса,

формирования

устойчивой

к

травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в

общество.» [1]

Коррекционно-развивающая

работа

с

детьми

дошкольного

возраста

предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, а также

оптимальное

распределение

нагрузки

в

течение

дня,

координацию

и

преемственность

в

работе

логопеда

и

воспитателя.

В

соответствии

с

«Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями

речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две

ставки воспитателя. Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя

строится

с

учетом

коррекционно-развивающих

задач,

а

также

возрастных,

речевых и индивидуальных особенностей детей.

Эти задачи ставятся педагогами ДОУ с учетом личностного подхода к

каждому ребенку, ориентируясь на зону его ближайшего развития. Это и есть то

самое, что ребенок может сейчас выполнять лишь в сотрудничестве, а завтра

уже самостоятельно — то есть знаменитая зона ближайшего развития. Эту зону

создает обучение, которое должно «забегать вперед развитию». Оно «приводит

в

движение

целый

ряд

внутренних

процессов

развития,

которые

сейчас

являются для ребенка еще возможными только в сфере взаимоотношений с

окружающими

и

сотрудничества

с

товарищами,

но

которые,

проделывая

внутренний ход развития, становятся затем внутренним достоянием самого

ребенка» [2]

По

мнению

Выготского,

системно-динамический

подход

к

понятию

личности

связан

с

еще

одной

принципиально

важной

его

идеей:

«...надо

воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и

глухого — значит воспитывать слепоту и глухоту и из педагогики детской

дефективности превращать ее в дефективную педагогику». Иными словами, мы

имеем дело не с отдельным дефектом (страданием), а с целостной системой

психики, личности и деятельности пациента.

Поэтому в своей деятельности мы ориентируемся на личностный подход

с учетом принципов развивающего обучения и сотрудничества.

Ведь, как пишет Акатов Л.И., современные исследования и практика

свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может

при соответствующих благоприятных условиях условиях стать полноценной

личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении

и быть полезным обществу. [1]

Исходя из принципа равных возможностей детей, имеющих статус ОВЗ,

возникает

необходимо сть

ре ализации

их

права

на

п о с е щ е н и е

общеобразовательных групп детского сада. Поэтому необходим гибкий подход

для осуществления коррекционной работы с данными детьми. С этой целью в

нашем образовательной организации проводится многоплановая работа.

Для

детей

данной

категории

устанавливается

гибкий

график

дополнительных коррекционных логопедических занятий, что позволяет им без

нарушения основного режима проходить коррекционное обучение. Работа по

сопровождению

детей

с

ОВЗ

строится

на

основании

индивидуального

образовательного маршрута, где разработаны методы и приемы коррекционного

обучения

в

соответствии

с

индивидуальными

особенностями

конкретного

ребенка и учетом рекомендаций городского психолого-медико-педагогического

консилиума.

Мы

считаем,

что

коррекционная

работа

должна

проходить

в

тесной

взаимосвязи

со

специалистами

образовательной

организации

(логопед,

психолог, инструктор по плаванию и физкультуре, музыкальный руководитель,

воспитатель),

ведь

благодаря

всестороннему,

комплексному

воздействию

результат

работы

получает

качественную

динамику.

Решение

поставленных

задач

происходит

в

соответствии

с

этапом

логопедической

работы:

подготовительный этап, автоматизация звуков, контроль в речи.

Также

в

нашем

ДОУ

организован

психолого-медико-педагогический

консилиум,

который

контролирует

и

руководит

работой

по

сопровождению

детей

с

ОВЗ,

разрабатываются

мероприятия,

способы

решения

сложных

ситуаций,

приглашаются

родители,

назначаются

ответственные

по

сопровождению данных детей. Кроме того, к работе с детьми с особо сложными

диагнозами мы привлекаем тьюторов, в лице родителей и студентов высших

образовательных

учреждений.

Тьюторская

помощь

проходит

в

рамках

образовательного

процесса

людьми,

которые

неравнодушны

к

конкретному

ребенку.

Одним из способов решения целого комплекса задач по работе с детьми с

ТНР

является

организация

работы

речевой

творческой

группы

в

нашей

образовательной

организации.

Речевая

творческая

группа

охватывает

весь

детский сад, вовлекая в данный процесс и педагогов, и детей, и их родителей.

Мы проводим консультации, мастер-классы, выставки, праздники, презентации

и пр. виды деятельности.

Работа в творческой группе проводится в соответствии с разработанным

перспективным планом, который составляется на один учебный год. В прошлом

году мы работали в трех направлениях, которые соответствовали трем периодам

обучения.

I

Период: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

Ребенок с ТНР

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Коррекция отклонений в речевом развитии

Дифференцированная диагностика,

определение направлений работы, методов и

способов решения поставленных задач

Оказание консультативной помощи

родителям

Методическая помощь работникам ДОУ

Развитие психо-моторной базы речи

ВОСПИТАТЕЛЬ

Подбор специфических обучающих

методов и приёмов

Контроль за речью детей

Организация развивающей среды

Развитие мелкой моторики

Использование соответствующего

речевого материала для

автоматизации звуков

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Ведение системы работы по

формированию психологической

базы речи

Коррекция основных

психических процессов

Снятие эмоционального

напряжения, тревожности,

негативизма

Помощь в решении трудных

психологических ситуаций

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Развитие общей моторики,

координации движений

Работа над темпо-ритмической

стороной речи, просодическими

компонентами

Использование ритмопластики (тембр,

дикция голоса, дыхание)

ИНСТРУКТОР ПО

ФИЗКУЛЬТУРЕ

Развитие общей моторики и

координации движений

Упражнения на мышечную

релаксацию

Развитие физиологического

дыхания

ИНСТРУКТОР ПО

ПЛАВАНИЮ

Развитие общей моторики и

координации движений

Регуляция мышечного тонуса,

снятие напряжения

Развитие физиологического

дыхания

Тема: Звуковая культура речи. Профилактика речевых нарушений.

Цель: Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов

дошкольной организации с целью эффективности педагогического воздействия

при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у

дошкольников с учетом ФГОС.

Мероприятия: «Неделя артикуляционной гимнастики»; консультация логопеда

«Если ребёнок плохо говорит», консультация логопеда «Артикуляционная

гимнастика»; изготовление, иллюстрирование книжек по артикуляционной

гимнастике.

II Период: Декабрь, Январь. Февраль

Тема: Игры по обогащению словаря детей. Играем, учим, делимся.

Цель: овладение речью как средством общения и культуры.

Мероприятия: «Подбираем игры, играем, инсценируем»; мастер-классы для

детей разных возрастных групп. «В гости к соседям – поиграем вместе,

дружно».

III Период: Март, Апрель, Май

Тема: Стихи. Читаем, учим, рассказываем.

Цель: овладение речью как средством общения и культуры.

Мероприятия: Консультация логопеда «Как заучивать стихи», «Стихи

подбираем, учим, обыгрываем»; литературные вечера

«Чтение стихов».

В этом году нами был запущен проект «Развитие речи детей, посредством

дыхательной гимнастики и обучения рассказыванию», в рамках которого мы

провели диагностику всех педагогов и выявили трудности, с которыми они

сталкиваются в процессе развития речи детей.

Мы разработали комплекс мероприятий по решению данных проблем.

Были проведены консультации с воспитателями по темам: «Ранняя помощь

детям

с

ТНР»,

«Формирование

речевого

дыхания».

Во

всех

группах

ДОУ

появились

речевые

уголки.

Прошла

выставка

пособий

и

игр

на

тему

«Формирование речевого дыхания».

Еще

одной

важной

задачей,

которую

мы

перед

собой

ставим

это

повышение уровня подготовки педагогов, т.е. непосредственных воспитателей,

которые

работают

с

данными

детьми.

Ведь

именно

педагог

чаще

всего

взаимодействует

с

ребенком,

и

конечно

же

от

его

компетенции

и

психологической

готовности

многое

зависит.

Поэтому

логопед

регулярно

проводит

консультации,

мастер-классы.

Администрация

ДОУ

организует

своевременное профессиональное обучение педагогов.

Компетентность педагогов определяется не только эффективностью их

работы, которая подтверждается комплексной диагностикой и заключениями

психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации,

но и участием педагогов в методических мероприятиях различного уровня:

конкурсы, семинары, мастер-классы, публикации, методические объединения.

Первые навыки социальной адаптации и способности к взаимодействию с

людьми ребенок получает в семье, в кругу людей для него доброжелательно

настроенных родных и близких.

Поэтому большое внимание мы уделяем

взаимодействию с родителями, привлекая их к участию во всех процессах и

событиях,

проходящих

в

детском

саду.

Для

этого

организуются

выставки,

матер-классы,

практикумы

для

родителей,

различные

развлечения,

консультации, открытые занятия, происходит включение родителей в учебную

программу в соответствии с лексической тематикой. Например, при знакомстве

с профессиями и т.д.

Таким образом, только благодаря организации комплексного и системного

подхода

мы

можем

добиться

решения

поставленных

задач

по

реализации

социальной адаптации детей с ОВЗ.

Конечно,

у

нас

в

процессе

работы

возникает

много

вопросов

и

трудностей,

поэтому,

я

считаю,

всегда

необходим

поиск

и

развитие

для

достижения положительного результата.

Список литературы:

1.

Акатов

Л.И.

Социальная

реабилитация

детей

с

ОВЗ.

Психологические

основы. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 225 с.

2. Выготский Л.С. Умственное развитие ребенка в процессе обучения. М.: 1935

3.

Программы

дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего

вида для детей с нарушениями речи. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В., Туманова Т.В.

и др. М: 2008 г

4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и

алгоритмах: информационно-методический сборник, г. Надым: 2016г.

5. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского

сада и семьи – Практическое пособие для воспитателей, педагогов-психологов

дошкольных образовательных организаций. – Томск, 2015.



В раздел образования