Автор: Вилисова Татьяна Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Центр эстетического воспитания детей"
Населённый пункт: г. Златоуст Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: Возможности использования педагогических технологий для развития художественной одарённости детей
Раздел: дополнительное образование
Татьяна Борисовна Вилисова,
педагог дополнительного образования
МАОУДОД «Центр эстетического воспитания детей»
Златоустовский городской округ
Челябинская область
Возможности использования педагогических технологий для развития
художественной одарённости детей
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя...
А.С. Пушкин
Одарённость
-
это
врождённая
способность
человека
к
успешному
освоению достаточно сложной деятельности. Но быть одарённым не значит
быть способным, так как человек может освоить любой вид деятельности и
добиться в нём успехов.
Часто люди, не обладающие выдающимися способ-
ностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие
важную именно для них задачу, оказываются более продуктивными, чем
способные, но менее заинтересованные. С готовыми способностями человек
не рождается, а природные задатки, к сожалению, не у всех детей развивают-
ся
в
одарённость.
Поэтому
задача
взрослого
(родителя
или
педагога)
–
своевременно выявить одарённость и создать благоприятные условия для её
развития. Основной признак одарённости в любой области — это устойчивый
интерес к какой-либо деятельности.
Психологи различают следующие виды одарённости: интеллектуаль-
ную, академическую, художественную, креативную, социальную, спортив-
ную. Задача взрослого - суметь правильно определить тип одарённости и воз-
можности ребёнка, чтобы по-настоящему помочь ему в самоопределении и
реализации его способностей. Биологи утверждают, что каждый ребёнок –
это новый эксперимент природы, он неповторим. Но при всём индивидуаль-
ном своеобразии проявлений одарённости существует набор черт, в той или
иной степени присущих одарённым детям.
Каждый тип одарённости имеет достаточно чёткие признаки.
Так интеллектуально одарённые дети выделяются глубокими позна-
ниями, выходящими за рамки школьной программы, высоким интеллектом и
склонностью к анализу.
Академическая одарённость проявляется в высокой восприимчивости
к обучению. Эти дети часто становятся медалистами, потому что учёба — их
работа, а они сами - гении именно учения, блестящие профессионалы школь-
ного труда, мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.
Художественный тип одарённости проявляется в высоких достиже-
ниях ребёнка в музыке, танце, изобразительной и декоративно-прикладной,
сценической деятельности.
Креативный
ребёнок
обладает
нестандартным
мышлением,
некон-
формностью (нежеланием или неумением идти «в ногу» с остальными) и за-
метными поведенческими проблемами. У него легко увидеть недостатки, но
очень трудно - особые творческие способности.
Он неважно учится: причина
- пониженная мотивация к усвоению (придумать самому легче, чем усвоить
готовое) и собственный познавательный мир, где не всегда есть место школь-
ным урокам.
Социальная одарённость ребёнка проявляется в наличии у него орга-
низаторских навыков и способности к сплочению вокруг себя других детей.
Она видна с самого юного возраста: такой ребёнок - заводила всех игр и
«душа компании».
Спортивная одарённость ребёнка тоже очевидна: без специальной
подготовки он показывает высокие спортивные результаты, намного превос-
ходящие результаты товарищей.
Среди многообразия современных типов образовательных учреждений
обязательно найдётся то, что больше всего соответствует типу одарённости
определённого ребёнка.
В деятельности МАОУДОД «Центр эстетического воспитания детей»
преобладает художественно-эстетическая направленность, а различными ви-
дами декоративно-прикладного искусства занимаются 15 творческих коллек-
тивов. Безусловно, в каждом объединении руководителями выявлены одарён-
ные дети. Есть такие воспитанники и в объединении «Серебряные пяльцы»,
основное направление деятельности которого – вышивка крестом. Кроме
того, ребята успешно осваивают такие виды рукоделия, как вышивка бисе-
ром, лентами, игольное кружево, нитяная графика. Коллектив «Серебряные
пяльцы» существует 8 лет, и в его портфолио – множество дипломов победи-
телей и призёров фестивалей и конкурсов различного уровня – от муници-
пального до международного, благодарственные письма за организацию и
проведение городских выставок (в том числе персональных), свидетельства о
занесении имён четырёх воспитанников на международную детскую доску
Почёта, о включении воспитанника Каримова Дмитрия и его педагога-настав-
ника
в IX выпуск Международной ежегодной энциклопедии «Одарённые
дети», и многое другое.
Каримов Дима, Перевалова Аля, Разумовская Маша, Другова Ольга,
Киселюк Вика, Гуляева Ксения, - всех объединяет устойчивый интерес и
способность к вышиванию. Выпускница Другова Ольга продолжила своё
обучение по профилю объединения в специализированном учебном заведе-
нии. Готовятся к выпуску ещё четверо старших воспитанников. Как педагог
стремлюсь к созданию условий для развития способностей этих одарённых
детей. Работу веду по сложившейся 7 лет назад системе:
1.
Выявление одарённых детей. Использую наблюдения, анкетиро-
вание, комплексное тестирование по методикам, объединённым мною для
удобства в сборники методических рекомендаций по организации монито-
ринговых исследований «Как
определить одарённость?» и «Диагностика
творческих способностей ребёнка средствами изобразительного искусства».
2.
Развитие творческих способностей на занятиях. В работе опи-
раюсь, прежде всего, на личностно-ориентированные технологии, так как
личностно-ориентированное обучение направлено на ребёнка,
ставит его лич-
ность в центр образовательной системы, обеспечивает комфортные, бескон-
фликтные и безопасные условия её развития, способствует реализации её
природных потенциалов, - то есть, имеет целью свободное и творческое раз-
витие личностных особенностей, рассматривая творчество как способ самоо-
пределения человека в жизни.
Осуществлению личностного развития воспитанников
как нельзя лучше
способствует дифференцированный подход к обучению, означающий дей-
ственное внимание к каждому ребёнку, каким бы он ни был. В зависимости
от
способностей
предлагаю
детям
разноуровневые
задания,
обязательно
предполагающие элементы творческой деятельности. Посильное самостоя-
тельное творчество позволяет поддерживать у них интерес к выполняемой
работе. Такой подход помогает подметить в каждом воспитаннике его самую
сильную сторону, помочь этой «живинке» претвориться и развиться в дея-
тельность так, чтобы в ребёнке засверкала его человеческая индивидуаль-
ность.
Кроме того, на занятиях использую и коллективные способы обучения.
В рамках этой педагогической технологии
строю
обучение в парах. При
этом получается, что обучают дети, а не педагог, освобождённый тем самым
от большей части фронтальной работы и имеющий возможность значитель-
ную часть времени расходовать на индивидуальные консультации. Техноло-
гия коллективных способов обучения развивает сотрудничество, взаимопо-
мощь, самостоятельность, коллективизм и педагогические способности (то
есть, социальную одарённость) воспитанников. Кроме того, она позволяет
осуществлять
обучение
по
способностям,
что
обеспечивает
возможность
каждому ребёнку развиваться в собственном темпе.
Интересной находкой считаю технологию продуктивного обучения, ко-
торую использую второй год. Это личностно-ориентированная деятельность,
направленная на получение практического результата - образовательного про-
дукта, который получается путём приращения нового к уже известным знани-
ям. Мои воспитанники образуют собственные идеи, а также готовые изделия
- поделки и вышитые картины, изделия, украшенные вышивкой, - то есть,
формируют
внешние
образовательные
продукты.
Они сами формулируют
цели обучения, составляют планы и алгоритмы деятельности, находят новые
способы деятельности, – и всё это является продуктом их образовательной
деятельности наряду с вполне материальными изделиями. На мой взгляд,
продуктивное обучение носит производственный характер, что делает обуче-
ние эффективным инструментом начальной профессиональной подготовки и
способом социальной адаптации подростков.
Наконец, особо хочется отметить технологию сотрудничества. Счи-
таю, что главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не про-
сто помогать друг другу, осознавать успехи свои и товарищей.
Общность це-
лей и в то же время индивидуальная ответственность за результат предостав-
ляют равные возможности для успеха. «Работа в сотрудничестве, кроме всего
прочего, - говорит одна из моих воспитанниц, - позволяет мне научиться об-
щаться с людьми, что очень полезно в жизни».
Наиболее одарённые
воспи-
танники, достигшие вершин мастерства, на четвёртом и пятом (в творческой
мастерской) годах обучения вступают в сотворчество с педагогом. У нас име-
ются работы, которые мы выполняли вместе – от замысла до его воплощения.
3.
Участие в творческих конкурсах, фестивалях, выставках. Ло-
гическим продолжением обучения, проверкой его качества является участие
воспитанников объединения в конкурсах, фестивалях и выставках различного
уровня. Как правило, силы пробуем на муниципальном уровне. При положи-
тельном результате выходим на уровень региональный. Набравшись опыта,
становимся победителями и призёрами таких престижных конкурсов феде-
рального уровня, как «Ангел вдохновения» (г. Санкт-Петербург), «Сказка ска-
зок», «Театральные витражи» (г. Москва).
4.
Создание условий для всестороннего развития одарённых де-
тей. К этому подхожу с различных позиций. Во-первых, привлекаю к работе
психолога, который проводит с детьми разнообразные психодиагностические
тренинги. Во-вторых, стараюсь сама изучать личность своих воспитанников с
помощью методик Н.Е. Щурковой «Направленность личности» и «Размыш-
ляем о жизненном опыте», С.М. Петровой «Пословицы», И.М. Витковской
«Цветик – семицветик» и других, помещённых в сборник «Воспитательный
процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации педагогу до-
полнительного образования», составленный методической службой ЦЭВД. В-
третьих, активно привлекаю к сотрудничеству родителей через индивидуаль-
ные консультации и работу семейного клуба, открытые занятия и проведение
совместных творческих мероприятий. В-четвёртых, в 2012 году мною специ-
ально для детей с художественной одарённостью разработан факультативный
курс «Творческая мастерская», в рамках которого происходит освоение новых
техник декоративно-прикладного искусства. В-пятых, на каждого одарённого
воспитанника имеется портфолио, работу над созданием которого начинаю
вести с первого года обучения. В-шестых, использую систему поощрений, в
рамках которой устраиваются персональные выставки детских работ; сведе-
ния о лучших воспитанниках заносятся не только на Доску Почёта ЦЭВД, но
и на Международную детскую доску Почёта, и в Международную ежегодную
энциклопедию «Одарённые дети». По результатам конкурсов, проводимых
Региональной общественной детской экологической организацией «Планета
детей» мои ребята награждались путёвками в летний палаточный лагерь на
озере Тургояк (2010). В 2013 году Каримов Дмитрий стал стипендиатом Гла-
вы Златоустовского городского округа «Юные дарования», а также был по-
ощрён ценным подарком от руководителя исполкома Златоустовского местно-
го отделения партии «Единая Россия» В.А.Рощупкина.
А ещё говорят, что вы-
шивка дело сугубо женское…
Показатели результативности деятельности нашего творческого коллек-
тива позволили нам в 2013 году отправить документы на присвоение «Сере-
бряным пяльцам» звания «Образцовый детский коллектив». Это свидетель-
ствуют о достижении высокого качества работы в том числе благодаря вне-
дрению личностно-ориентированных и ряда других технологий обучения,
обеспечивающих образовательные потребности каждого воспитанника в со-
ответствии с его индивидуальными способностями.