Автор: Богачева Ирина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №279
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Влияние музыки на состояние здоровья детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Богачева Ирина Викторовна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
МОУ Детский сад №279 г. Волгоград
Статья "Влияние музыки на состояние здоровья детей дошкольного возраста"
Музыка - составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же
разнообразной,
как
и
окружающий
нас
мир.
Музыка
оказывает
мощное
положительное влияние на детей-дошкольников.
На
музыкальных
занятиях
актуально,
возможно
и
необходимо
использовать
современные
здоровьесберегающие
технологии
в
игровой
форме.
Привычные
виды
музыкальной
деятельности,
развивающие
творческие
способности
и
музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например,
начинать
занятие
с
жизнеутверждающей
валеологической
песни-распевки.
Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым
массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен - заниматься дыхательной,
артикуляционной
гимнастикой,
фонопедическими
и
оздоровительными
упражнениями для горла и голосовых связок. Речевые игры лучше сопровождать
музыкально-ритмическими
движениями,
а
танцевальную
импровизацию
совместить с музыкотерапией. Проведение здоровьесберегающих упражнений и
игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям
огромное
удовольствие,
а
самое
главное
-
пользу
для
здоровья
и
их
эмоционального благополучия.
Используя
здоровьесберегающие
технологии
в
системе
музыкально
–
оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста решаются следующие
задачи:
развитие специальных музыкальных способностей: координации слуха и
голоса, координация движений,
развитие познавательных процессов и личностных новообразований,
обеспечение
комфорта детей в различных формах организации НОД и
совместной деятельности,
укрепление психофизического здоровья детей,
развитие сенсорных и моторных функций,
профилактика
заболеваний
опорно
–
двигательного
аппарата,
органов
дыхания, простудных заболеваний.
Арт-терапия – это буквально лечение искусством. Это метод, связанный с
раскрытием творческого потенциала
человека, помогает решать
следующие
задачи:
•
снизить эмоциональную тревожность;
•
повысить самооценку;
•
развить коммуникативные навыки;
•
способствовать закреплению положительных поведенческих реакций
Арттерапия
предполагает
использование
следующих
здоровьесберегающих
технологий:
1.
Вокалотерапия,
2.
Музыкотерапия,
3.
Сказкотерапия,
4.
Изотерапия,
5.
Фольклотерапия,
6.
Психотерапия,
7.
Куклотерапия,
8.
Кинезитерапия.
Мы сегодня остановимся на вокалотерапии и кинезетерапии.
Вокалотерапия включает в себя:
Валеологичесие песенки-распевки
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Оздоровительные и фонопедические упражнения
Кинезитерапия включает в себя:
Игровой массаж
Пальчиковые игры
Речевые двигательные игры
Валеологичесие песенки-распевки:
Валеология - наука о здоровье, от лат.valeo - здравствовать.
- поднимают настроение,
- задают позитивный тон к восприятию окружающего мира,
- улучшают эмоциональный климат на занятии,
- подготавливают голос к пению.
Артикуляционная гимнастика:
Арикуляция - от лат. articulo - чденораздельно произношу.
- способствует тренировке мышц речевого аппарата,
-
развивает музыкальную память,
- способствует запоминанию текста песен, вниманию,
- развивает чувство ритма.
В артикуляционную гимнастику входит:
работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и
правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык,
свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу,
придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы,
придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи
собственными пальцами.
Дыхательная гимнастика:
-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в
кровоснабжении;
-способствует восстановлению центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
-исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной
клетки и позвоночника.
Оздоровительные и фонопедические упражнения (проводятся по рекомендации и
под наблюдением педиатра детского сада)
Фонема - от греч. phonema – звук.
Фонопедические упражнения -
выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции,
подготовка к правильному произнесению фонем.
- укрепляют голосовые связки;
- способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей;
-стимулируют гортанно-глоточный аппарат;
-стимулируют деятельность головного мозга.
Песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность.
Их задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять
хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.
Гласные.
“А” – помогает снять боли различного происхождения, лечит сердце и верхние
доли легких, помогает при параличе и респираторных заболеваниях, оказывает
мощное действие на весь организм, способствуя насыщением тканей кислородом.
“И” – помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника. “Прочищает” нос,
стимулирует работу сердца.
“О” – лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких, снимает спазмы и боли,
облегчает течение туберкулеза легких.
“У” – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, лечит горло и голосовые
связки, а также все органы, расположенные в области живота.
“Ы” – помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.
“Э” – улучшает работу головного мозга.
Согласные.
Научно доказана целебная сила некоторых согласных звуков.
“В”, “Н”, “М” – улучшают работу головного мозга.
“К”, “Щ” – помогают при лечении ушей.
“Х” – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии,
улучшает дыхание.
“С” – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез
внутренней
Кинезитерапия
Кинези -
с помощью системы физических упражнений под музыку развивается чувство
ритма и используется в лечебно – коррекционных целях.
эффективно
влияет на
развитие эмоциональной выразительности речи детей,
двигательной активности,
Позволяет детям овладеть всеми выразительными средствами музыки.
Игровой самомассаж
расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы,
активно влияет на обменные процессы организма,
тонизирует центральную нервную систему.
повышает
защитные
свойства
верхних
дыхательных
путей
и
всего
организма,
нормализует
вегетососудистый
тонус,
деятельность
вестибулярного
аппарата и эндокринных желез.
Су - джок терапия
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок
терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа).
В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей
и стоп всему организму в целом. В чем же заключается это подобие? Тело
человека имеет 5 условно отдельных частей: голова, две руки и две ноги. И у
кисти руки, и у стопы ноги — по 5 пальцев, которые соответствуют 5 частям тела.
В своей практике мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных
металлических колец, которые надеваются на пальчики.
Применение су-джок массажёров в логопедической коррекции способствует
созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень
двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы
с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей и
способствует коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Пальчиковые игры
Игры
позволяют
разминать,
массировать
пальчики
и
ладошки,
благоприятно
воздействуя
на
все
внутренние
органы.
Они
развивают
речь
ребенка,
двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук
(подготовка
к
рисованию,
письму),
соединяют
пальцевую
пластинку
с
выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-
ассоциативное мышление.
Речевые двигательные игры
эффективно влияют на развитие эмоциональной
выразительности речи детей, двигательной активности
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения
эффективны
при
учете
индивидуальных
и
возрастных
особенностей
каждого
ребенка, его интересов.
Результатами музыкально – оздоровительной работы являются:
Повышение уровня музыкальных и творческих способностей детей,
Стабильнойсть эмоционального благополучия каждого ребенка,
Повышение уровня речевого развития,
Снижение уровня заболеваемости,
Стабильность физической и умственной работоспособности.