Напоминание

Влияние музыки на состояние здоровья детей дошкольного возраста


Автор: Богачева Ирина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №279
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Влияние музыки на состояние здоровья детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Богачева Ирина Викторовна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МОУ Детский сад №279 г. Волгоград

Статья "Влияние музыки на состояние здоровья детей дошкольного возраста"

Музыка - составная часть нашей жизни, а потому она должна быть такой же

разнообразной,

как

и

окружающий

нас

мир.

Музыка

оказывает

мощное

положительное влияние на детей-дошкольников.

На

музыкальных

занятиях

актуально,

возможно

и

необходимо

использовать

современные

здоровьесберегающие

технологии

в

игровой

форме.

Привычные

виды

музыкальной

деятельности,

развивающие

творческие

способности

и

музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например,

начинать

занятие

с

жизнеутверждающей

валеологической

песни-распевки.

Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым

массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен - заниматься дыхательной,

артикуляционной

гимнастикой,

фонопедическими

и

оздоровительными

упражнениями для горла и голосовых связок. Речевые игры лучше сопровождать

музыкально-ритмическими

движениями,

а

танцевальную

импровизацию

совместить с музыкотерапией. Проведение здоровьесберегающих упражнений и

игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям

огромное

удовольствие,

а

самое

главное

-

пользу

для

здоровья

и

их

эмоционального благополучия.

Используя

здоровьесберегающие

технологии

в

системе

музыкально

оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста решаются следующие

задачи:

развитие специальных музыкальных способностей: координации слуха и

голоса, координация движений,

развитие познавательных процессов и личностных новообразований,

обеспечение

комфорта детей в различных формах организации НОД и

совместной деятельности,

укрепление психофизического здоровья детей,

развитие сенсорных и моторных функций,

профилактика

заболеваний

опорно

двигательного

аппарата,

органов

дыхания, простудных заболеваний.

Арт-терапия – это буквально лечение искусством. Это метод, связанный с

раскрытием творческого потенциала

человека, помогает решать

следующие

задачи:

снизить эмоциональную тревожность;

повысить самооценку;

развить коммуникативные навыки;

способствовать закреплению положительных поведенческих реакций

Арттерапия

предполагает

использование

следующих

здоровьесберегающих

технологий:

1.

Вокалотерапия,

2.

Музыкотерапия,

3.

Сказкотерапия,

4.

Изотерапия,

5.

Фольклотерапия,

6.

Психотерапия,

7.

Куклотерапия,

8.

Кинезитерапия.

Мы сегодня остановимся на вокалотерапии и кинезетерапии.

Вокалотерапия включает в себя:

Валеологичесие песенки-распевки

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Кинезитерапия включает в себя:

Игровой массаж

Пальчиковые игры

Речевые двигательные игры

Валеологичесие песенки-распевки:

Валеология - наука о здоровье, от лат.valeo - здравствовать.

- поднимают настроение,

- задают позитивный тон к восприятию окружающего мира,

- улучшают эмоциональный климат на занятии,

- подготавливают голос к пению.

Артикуляционная гимнастика:

Арикуляция - от лат. articulo - чденораздельно произношу.

- способствует тренировке мышц речевого аппарата,

-

развивает музыкальную память,

- способствует запоминанию текста песен, вниманию,

- развивает чувство ритма.

В артикуляционную гимнастику входит:

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и

правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык,

свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу,

придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы,

придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи

собственными пальцами.

Дыхательная гимнастика:

-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в

кровоснабжении;

-способствует восстановлению центральной нервной системы;

- улучшает дренажную функцию бронхов;

-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

-исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной

клетки и позвоночника.

Оздоровительные и фонопедические упражнения (проводятся по рекомендации и

под наблюдением педиатра детского сада)

Фонема - от греч. phonema – звук.

Фонопедические упражнения -

выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции,

подготовка к правильному произнесению фонем.

- укрепляют голосовые связки;

- способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей;

-стимулируют гортанно-глоточный аппарат;

-стимулируют деятельность головного мозга.

Песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность.

Их задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять

хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Гласные.

“А” – помогает снять боли различного происхождения, лечит сердце и верхние

доли легких, помогает при параличе и респираторных заболеваниях, оказывает

мощное действие на весь организм, способствуя насыщением тканей кислородом.

“И” – помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника. “Прочищает” нос,

стимулирует работу сердца.

“О” – лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких, снимает спазмы и боли,

облегчает течение туберкулеза легких.

“У” – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, лечит горло и голосовые

связки, а также все органы, расположенные в области живота.

“Ы” – помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.

“Э” – улучшает работу головного мозга.

Согласные.

Научно доказана целебная сила некоторых согласных звуков.

“В”, “Н”, “М” – улучшают работу головного мозга.

“К”, “Щ” – помогают при лечении ушей.

“Х” – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии,

улучшает дыхание.

“С” – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез

внутренней

Кинезитерапия

Кинези -

с помощью системы физических упражнений под музыку развивается чувство

ритма и используется в лечебно – коррекционных целях.

эффективно

влияет на

развитие эмоциональной выразительности речи детей,

двигательной активности,

Позволяет детям овладеть всеми выразительными средствами музыки.

Игровой самомассаж

расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы,

активно влияет на обменные процессы организма,

тонизирует центральную нервную систему.

повышает

защитные

свойства

верхних

дыхательных

путей

и

всего

организма,

нормализует

вегетососудистый

тонус,

деятельность

вестибулярного

аппарата и эндокринных желез.

Су - джок терапия

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок

терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа).

В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей

и стоп всему организму в целом. В чем же заключается это подобие? Тело

человека имеет 5 условно отдельных частей: голова, две руки и две ноги. И у

кисти руки, и у стопы ноги — по 5 пальцев, которые соответствуют 5 частям тела.

В своей практике мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных

металлических колец, которые надеваются на пальчики.

Применение су-джок массажёров в логопедической коррекции способствует

созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень

двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы

с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей и

способствует коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Пальчиковые игры

Игры

позволяют

разминать,

массировать

пальчики

и

ладошки,

благоприятно

воздействуя

на

все

внутренние

органы.

Они

развивают

речь

ребенка,

двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук

(подготовка

к

рисованию,

письму),

соединяют

пальцевую

пластинку

с

выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-

ассоциативное мышление.

Речевые двигательные игры

эффективно влияют на развитие эмоциональной

выразительности речи детей, двигательной активности

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения

эффективны

при

учете

индивидуальных

и

возрастных

особенностей

каждого

ребенка, его интересов.

Результатами музыкально – оздоровительной работы являются:

Повышение уровня музыкальных и творческих способностей детей,

Стабильнойсть эмоционального благополучия каждого ребенка,

Повышение уровня речевого развития,

Снижение уровня заболеваемости,

Стабильность физической и умственной работоспособности.



В раздел образования