Автор: Долженкова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Култаевская средняя школа"
Населённый пункт: с.Култаево Пермский район Пермский край
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Решение задач на движение"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет,
класс
Математика
Учитель
Долженкова Ольга Николаевна
Тема урока
Решение задач на движение
Цель урока
Формировать умение решать задачи на движение
Тема
проекта
Карточка-шпаргалка (нахождение времени, скорости, расстояния)
Цель проекта
Научиться решать задачи, используя карточку-шпаргалку.
Задачи
проекта
обучающие
развивающие
воспитательные
Осознавать возникающие
трудности и искать
способы их преодоления
Строить рассуждения, выделять
существенные признаки, осуществлять
поиск информации.
учить читать
модели движения в заданных
направлениях, формировать умение
анализировать и решать задачи на
движение;
Воспитывать у учащихся любовь к
спорту, здоровый образ жизни.
Средства
обучения
раздаточный материал, мультимедийный проектор, экран, компьютер для демонстрации слайдов
Роwеr Роint
ЦОР: презентация Microsof Power Point
Литература
Интернет- ресурсы, журналы
2
Вид используемых на уроке средств
ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM,
ресурсы сети Интернет)
Ресурсы –интернет, презентация.
Необходимое аппаратное и
программное обеспечение (локальная
сеть, выход в Интернет,
мультимедийный компьютер,
программные средства)
Ресурсы –интернет, презентация.
Образовательные ресурсы Интернет
адреса сайтов
viki, школа цифрового века,
3.Технологическая карта с дидактической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: Долженкова Ольга Николаевна
2. Класс: 3 Дата: 04.04.2016 г. Предмет Математика
3. Тема урока: Решение задач
4. Место и роль урока в изучаемой теме:
5. Цель урока:
1)
обучающая:
Осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
2) развивающая: Строить рассуждения, выделять существенные признаки, осуществлять поиск информации.
3
3) воспитательная:: Воспитывать у учащихся любовь к спорту, здоровый образ жизни.
6.
Задачи урока:
способность к исследованию при решении задач на движение; умение сравнивать, обобщать, систематизировать
знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями;
отрабатывать ключевые понятия, определяющие успешность решения задач на движение объектов;
учить читать модели движения в заданных направлениях, формировать умение анализировать и решать задачи на
движение;
отрабатывать вычислительные навыки при решении задач;
воспитание уважения к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке, дружеских отношений
между учащимися, чувства взаимовыручки; чувства уверенности в своих силах.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Мотивационно-целевой этап
I. Организационный
момент
Для снятия
эмоционального
напряжения есть
экспресс-приём.
Глубоко вдохните и
выдохните (выдох через
рот длиннее вдоха в 3
раза), посмотрите на
ситуацию с высоты
птичьего полёта и
скажите себе:
"Успокойся". И
успокойтесь.
- приветствие
- проверка явки учащихся
- заполнение учителем классного
журнала
- проверка готовности учащихся к
уроку
- настрой учащихся на работу
- доведение
до
учащихся
плана
урока
Личностные
УУД
Осуществляемые действия:
- эмоциональный настрой на урок и т.д.
Формируемые способы деятельности:
- проявление эмоционального отношения
в учебно-познавательной деятельности
и т.д.
Познавател
ьные УУД
Осуществляемые действия:
- активное слушание
- выдвижение предположений о теме
урока и т.д.
4
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
- У нас урок
математики. Его
предлагаю провести
под девизом: Тише
едешь - дальше будешь.
/слайд 2/
- Что это? Как
понимаете эти слова?
/Не торопись, когда
едешь куда-либо,
делаешь что-либо. В
прямом смысле это
означало "не торопи
лошадей, можно
загнать их и тогда
вообще никуда не
доедешь". В переносном
- "делай медленно, но
уверенно и тогда
достигнешь цели"/
Цель этапа:
- настроить учащихся к
учебной деятельности
и на получение новых
знаний
- создать
условия
для
мотивации у ученика
внутренней
потребности
включения в учебный
процесс
Формируемые способы деятельности:
- ф о р м ул и р о в а н и е
с о б с т в е н н ы х
ожиданий
Коммуникат
ивные УУД
Осуществляемые действия:
- слушание собеседника
Формируемые способы деятельности:
- построение понятных для собеседника
высказываний
-
5
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
II.
Проверка
выполнения
домашнего задания
Цель этапа:
- установить
п р а в и л ь н о с т ь
и
осознанность
выполнения
всеми
учащимися
домашнего задания
- уст ранить
в
ход е
проверки
обнаруженных
пробелов в знаниях
- выяснить
с т е п е н ь
усвоения
заданного
на дом материала
- определить типичные
недостатков в знаниях
и их причины
- ликвидировать
обнаруженных
недочётов
- выявление
факта
выполнения
домашнего задания у всего класса,
устранение типичных ошибок
- о б н а р у ж е н и е
п р и ч и н
невыполнения домашнего задания
отдельными учащимися
- формирование
понимания
у
учащихся
связи
в ы п ол н е н и я
домашней
работы
с
результатами
своего обучения вообще
- использование
различных
форм
контроля в зависимости от вида и цели
домашнего задания
Личностные
УУД
Осуществляемые действия:
- п о вто р е н и е
р а н н е е
и з у ч е н н о г о
материала
- Формируемые способы деятельности:
- проявление эмоционального отношения
в учебно-познавательной деятельности
Регулятивн
ые УУД
Осуществляемые действия:
-контролируют
правильность
ответов
обучающихся
Формируемые способы деятельности:
-оценивание результата по алгоритму
-адекватное восприятие оценки учителя
Познавател
ьные УУД
- Осуществляемые действия:
- взаимоконтроль и внесение корректив в
учебно-познавательную деятельность
- Формируемые способы деятельности:
- развитие и углубление потребностей и
мотивов
у ч е б н о - п о з н а в ат е л ь н о й
деятельности
Коммуникат
ивные УУД
Осуществляемые действия:
- взаимодействуют с учителем во время
опроса
6
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формируемые способы деятельности:
- продолжение
развития
умения
использовать простые речевые средства
для передачи своего мнения
- умение полно и точно выражать свои
мысли
II.
Актуализация
знаний
Цель этапа:
- организовать
актуализацию
изученных
способов
действий, достаточных
д л я
п р о б л е м н о г о
изложения
н о во го
знания
- актуализировать
мыслительные
операции,
н е о бход и м ы е
д л я
проблемного
изложения
н о во го
знания
- предъявить
задания,
близкие
жизненному
опыту детей
- С какими величинами мы
познакомились на предыдущих
уроках?/ - Охарактеризуйте каждую.
Как вы думаете, могут ли эти 3 величины
быть взаимосвязаны между собой?
Давайте попробуем составить и записать
нахождение величин в карточку
шпаргалку.
- С какими величинами мы
познакомились на предыдущих
уроках?
1. Операционный этап:
- Давайте поразмышляем.
/слайд 3 /
- Что записано? Какую величину
измеряют мерами длины?
Личностные
УУД
Осуществляемые действия:
/ Скорость, время, расстояние/
Скорость - это расстояние, пройденное за
единицу времени.
Расстояние - это путь движущегося тела.
Время в пути движущегося тела./
Познавательн
ые УУД
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности:
- формирование умения извлекать информацию из
иллюстраций, текстов
- формирование
умения
выявлять
сущность,
особенности объектов;
- формирование
умения
на
основе
анализа
объектов делать выводы
- ф о р м и р о в а н и е
у м е н и я
о б о б щ а т ь
и
классифицировать по признакам
- формирование
умения
находить
ответы
на
вопросы
7
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
- зафиксировать
ситуацию,
демонстрирующую
недостаточность
имеющихся знаний
-
организовать
фиксацию
з а т р у д н е н и й
в
выполнении
учащимися
индивидуального
задания
или
в
его
обосновании
- Рассмотрите записи и определите,
какая величина лишняя в каждой
строчке:
- Почему? Что нужно сделать?
- Какую величину измеряют единицей
длины за единицу времени?
Что лишнее? Почему?
5 км\ч, 5 000 м\ч, 50 км/ч;
- Что лишнее? Почему?
- Положите перед собой оценочный
лист и оцените свои знания по
разделу: величины.
- Где встречаются все эти три
величины?
- Исходя из сказанного,
сформулируйте тему нашего урока.
/слайд 4; Задачи на движение/
Коммуникати
вные УУД
7м 5см, 750см, 75дм, 7м 50см;
/Дети указывают лишнюю величину -
7м5см; т.к. 750см =75дм=7м50см/
(работа в парах)
-Скорость
5 км\ч, 5 000 м\ч, 50 км/ч;
Дети указывают - 50км/ч; т. к.
5км/ч=5000м/ч/
125 мин, 1ч 25 мин, 2ч 05 мин
Дети указывают -1ч 25 мин; т. к. 125 мин =
2
-Дети выполняют оценивают свои знания
по шкале/
-В задачах на движение
III.
П о с т а н о в к а
учебной задачи
Учитель: - Где встречаются все эти
три величины?
Регулятивн
ые УУД
(слайды №5,6,7)
8
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Ц е л ь
э т а п а:
Выявление
места
и
причины затруднения и
п о с т а н о в к а
ц е л и
деятельности
Формируемые способы деятельности:
-формирование
умения
прогнозировать
предстоящую работу (составлять план)
Познавател
ьные УУД
Осуществляемые действия:
- развитие и углубление потребностей и
мотивов
у ч е б н о - п о з н а в ат е л ь н о й
деятельности
Личностные
УУД
Осуществляемые действия:
- осмысление темы нового материала и
основных
вопросов,
подлежащих
усвоению
Формируемые способы деятельности:
-формирование мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности
Коммуникат
ивные УУД
Осуществляемые действия:
-формирование
умения
учитывать
позицию
собеседника,
осуществлять
сотрудничество
и
кооперацию
с
учителем и сверстниками
Формируемые способы деятельности:
формирование умения ставить цель
деятельности
1) с. 121 № 394 /учебник/
Осуществляемые действия:
9
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
IV. Проблемное
изложения нового
знания
Цель этапа:
- Откройте учебник на странице 121.
Прочитайте задачу № 394
- Попробуйте её решить
самостоятельно или в паре. Можно
использовать схему для анализа
задачи.
Регулятивн
ые УУД
-формирование
умения
слушать
и
понимать других
-формирование
умения
формулировать
свои мысли в устной форме
-
формирование умения работать в парах,
в группах
10
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Практический этап
- зафиксировать
причину
затруднения
у учащихся
- сформулировать
и
с о гл а с о ват ь
ц е л и
урока
- организовать
у т о ч н е н и е
и
согласование
темы
урока
- организовать
п о д в о д я щ и й
и л и
побуждающий диалог
п о
п р о б л е м н о м у
объяснению
нового
материала
- организовать
фиксацию
преодоления
затруднения
/Дети самостоятельно работают с
задачей 3 - 5 минут. Учитель "видит
картину" работы/
- К доске идёт :.
- Какая это задача по структуре?
- Назовите известные данные? Что
нужно найти?
/слайд 8 /
1) 120 х 2 = 240 (км) - за 2 часа
2) 510 - 240 = 270 (км) - со скоростью
90 км/ч
3) 270 : 90 = 3 (ч) - 3 часа со
скоростью 90 км/ч
4) 2 + 3 + 1 = 6 (ч) - занял весь путь
Ответ: 6 часов на весь путь.
- В задаче есть второй вопрос.
Прочтите его. Попробуйте ответить
устно на этот вопрос.
5) 90 х 6 = 540 (км) - успеет машина
пройти это расстояние за 6 часов
Ответ: успеет машина пройти это
расстояние за 6 часов со скоростью
90 км/ч; затратит времени меньше 6
часов, т. к. необходимо пройти
расстояние в 510км/
Познавател
ьные УУД
2) с. 122 № 398 /учебник/
- Откройте учебники на странице
122. Прочитайте, пожалуйста, текст
задачи. Есть ли вопросы по тексту?
/слайд 9/
/Байдарка - лёгкая спортивная
лодка без уключин с закрытым
носом и кормой управляемая
двухлопастным веслом./
- Задачу решаете самостоятельно,
можно в паре. На экране есть
подсказка, можно ею
воспользоваться.
/слайд 10/
ПРОВЕРКА:
1) 24 : 6 = 4 (ч) - в пути 1 день 1) 24 +
30 = 54 (км) - весь путь
2) 30 : 6 = 5 ( ч) - в пути 2 день 2) 54 :
6 = 9 (ч) - в пути два дня
3) 4 = 5 = 9 (ч) - в пути два дня
- Во ск. действий вы решили? Кто
решил так же?
- Можно ли её решить по-другому?
Какое данное в задаче позволяет
нам решить эту задачу короче?
/Оценочный лист/
VII Проверь решение
3) с. 123 № 402 /Текст на слайде/
- Прочитайте текст задачи.
11
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
VI. Динамическая
пауза
Сложите руки в "замок" за спиной (т.
к. отрицательные эмоции "живут" на
шее ниже затылка и на плечах),
напрягите руки и спину, потянитесь,
расслабьте плечи и руки, сбросьте
напряжение с кистей. Во время
потягивания в организм
выбрасывается эндорфин - гормон
счастья.
ФМ для улучшения мозгового
кровоснабжения
И.П. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот
головы направо, 2 - И.П., 3 - поворот
головы налево. 4 - И.П. Повторить 6-8
раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с
плечевого пояса и рук.
И.П. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 -
правую руку вперёд, левую вверх. 2 -
переменить положение рук.
Повторить 3-4 раза. Затем ослаблено
опустить вниз и потрясти кистями,
голову наклонить вперёд. Темп
средний.
"Гимнастика мозга") представляет
собой серию быстрых, приятных,
наполненных энергией
действий: "Колечко".Поочерёдно и
как можно быстрее перебирайте
пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем последовательно
указательный, средний и т.д.
Выполняйте в прямом и обратном
порядке. Вначале упражнение
выполняется каждой рукой отдельно,
затем вместе.
"Ухо-нос". Левой рукой возьмитесь за
кончик носа, а правой- за
12
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
X. Рефлексия учебной
д е я т е л ь н о с т и
н а
уроке
Цель этапа:
- организовать фиксацию
нового
содержания,
изученного на уроке
- организовать фиксацию
степени соответствия
результатов деятельности
на уроке и поставленной
цели в начале урока
- организовать проведение
самооценки учениками
работы на уроке
-
Положите
листки
достижений
перед собой
Личностное
УУД
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ ______________________
5
4
3
2
1
0 вел прав мат. д. задача сам. р. уст.
задание на уроке
13
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
- по результатам анализа
р а б о т ы
н а
у р о к е
зафиксировать
направления будущей
деятельности
слайд14/
Какую цель поставили в начале
урока? Достигли ли вы её?
-Что для вас было важным? Новым?
Трудным?
-Что вы поняли и чему научились?
- Что понравилось? Что не
понравилось?
- Кого бы хотели поблагодарить за
урок?
- Кто доволен своей работой на
уроке? А кто нет?
- Что ты хотел бы пожелать себе и
своим товарищам на следующий
урок?
Формируемые способы деятельности:
-формирование
умений
полно
и
точно
выражать свои мысли
14
15