Автор: Щербина Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация партнерского взаимодействия с родителями воспитанников в рамках предшкольной подготовки в практике работы ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Организация партнерского взаимодействия с родителями воспитанников
в рамках предшкольной подготовки в практике работы ДОУ
Щербина Светлана Юрьевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 37», г.Новокузнецк
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Высокая стартовая готовность
ребёнка к обучению можно сравнить с фундаментом
здания: крепкий фундамент – залог надёжности и качества будущей постройки (успешной
учёбы)
Практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются
с определёнными трудностями, т.к. с приходом в школу изменяется образ жизни ребенка,
устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые
задачи, складываются новые формы деятельности.
Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению. По результатам
опроса на начальном этапе дошкольники представляют свою будущую школьную жизнь
примерно так: школьник самый счастливый ребенок ему купили новый портфель, форму и
всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские
надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную
игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной.
Таким
образом,
стала
очевидным
целенаправленная
работа
по
воспитанию
положительного
отношения
к
школе,
формированию
умения
сотрудничества
со
взрослыми. Поэтому в нашем ДОУ разработана модель взаимодействия « педагог-
ребенок-родитель» ( рисунок 2)
рисунок 2 « Модель взаимодействия педагог-ребенок-родитель»
Какие качества необходимы ребенку по окончании школы, чтобы в современной жизни он
был успешен? Конечно это:
Умение ставить цель и добиваться ее.
Умение общаться.
Умение адаптироваться к ситуации.
Умение ориентироваться в мире.
Самостоятельно добывать и применять знания.
Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком.
Сохранить здоровье.
Формирование этих умений и заложено в основу стандартов образования. С переходом на
образовательные стандарты в основу которого заложен деятельностный подход главным
стали не знания, а умения ими пользоваться!
А теперь, давайте сравним, как учили нас и как сейчас учатся наши дети:
2
Так учили нас
Так будут учиться наши дети!
1.
Учитель проверяет домашнее
задание. Ученик «выучил -
пересказал»
1. Учитель создает ситуацию. Ученики
называют тему, определяют для себя то, что
нужно запомнить, чему научиться.
2.
Учитель объявляет новую тему.
2.Ученики вспоминают знания, которые
пригодятся
3.
Учитель объяснят новую тему (сиди
и слушай!)
3.Ученики сами открывают новые знания (в
диалоге с учителем, в учебнике)
4.
Учитель проверяет, как поняли и
«повторяют»!
4.Ученики делают вывод по теме.
Не надо заставлять ребенка
заучивать учебник и искать готовые
ответы!
Текст нужно понять и уметь
использовать!
Вся система заданий построена таким образом, чтобы наряду с развитием умений и
навыков ученики эффективно продвигались в развитии мыслительных операций, умении
анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С
самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого
участия, развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы
деятельности.
Основная особенность в том, что новые понятия и отношения между ними не
даются детям в готовом виде. В системе «Школа 2100» дети «открывают» знания сами в
процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет
эту
деятельность
и
в
завершение
подводит
итог,
давая
точную
формулировку
установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений,
поэтому,
знания
приобретают
для
детей
личностную
значимость
и
становятся
интересными не с внешней стороны, а по сути.
Задания
на
уроках
носят
вариативный
характер
–
если
ребенок
пришел
в
школу
читающим, то уже в первом классе одна страница материала дается в тексте, а другая в
картинках. Читающий ребенок знакомится с рассказом, сказкой, историей, не читающие
дети разбирают слоги.
Многие родители знают, что надо заранее готовить своего ребёнка к школе. Но
ошибочно полагают, что основное при подготовке к школе – это научить ребенка читать,
считать и писать. Учить детей нужно, но только правильными методами. Не нужно
принуждать ребенка. Не усаживать его за букварь насильно. Так можно запугать ребенка
и надолго отбить охоту учиться. Родителям необходимо научить ребенка элементарным
правилам поведения:
3
приучить к аккуратности.
научить укрощать свои желания. Ребенок должен знать, что такое «хочу» , и что такое
«
надо
»
.
научить уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться
научить дружить (воспитывать чувство товарищества)
Научить слушать и выполнять требования взрослых.
Есть и другие важные задания:
нужно психологически настроить ребенка к школе.
Нужно воспитывать интерес к школе, желание учиться. Нужно рассказывать и читать
ребенку книги о школе, об учителе.
Нужно приучать ребёнка любить книгу. Но не
следует читать детям очень долго - это их утомляет (достаточно 30- 40 минут). Книги
должны быть доступными по содержанию и соответствовать возрасту ребёнка. Научите
не только слушать, но и пересказывать. Тем самым будет развиваться речь, мышление,
творческое воображение).
Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил все звуки. Если заметили такие
недостатки, старайтесь их исправить сами, или обратитесь к логопеду. Ребёнок должен
рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, разучивать стихи и песенки, заниматься счётом,
слушать
чтение
книг.
Все
эти
разнообразные
занятия
способствуют
воспитанию
привычки
к
посильной
умственной
деятельности.
Следует
позаботиться
о
том,
расширяется ли кругозор вашего ребенка. Знает ли он то, что его окружает. Обратите
внимание, часто ли ваш ребенок задает вопросы–почемучки. Внимательное отношение
взрослых к вопросам ребенка способствует его развитию. Так он приобретает знания, так
растет его наблюдательность и любознательность. Например:
Решение проблемных ситуаций:
«Зачем надо идти в школу?», «Что было бы, если бы не было школ?», «Что для здоровья
хорошо, что для здоровья плохо»
Рассматривание иллюстраций на тему:
«Школьная жизнь»
,
просмотр
фотоматериалов из семейных архивов «Наши папы и мамы
- школьники».
Дидактические игры:
«Кто быстрее соберёт портфель», «Назови одним словом», «Что лишнее?», «Путешествие
точки», «Знаешь ли ты?», «Подумай, сосчитай, реши», «Помоги себе сам»
Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа».
Сюжетно-ролевые игры:
«Школа», «Магазин», « Школьные товары»;
Знакомство с пословицами и поговорками об учении, труде и книгах.
Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни.
4
Рисование
«Как я сижу за партой», «Что тебе понравилось в школе», «Как я иду в
школу с портфелем», «Зарисовки о школе «Я на линейке 1-го сентября»
Конструирование «Портфель», «Книжка- малышка», «Альбом», «Волшебные буквы».
Лепка, аппликация «Буквы», «Школьные принадлежности
Планируемые результаты Умеют рассуждать и делать выводы. Получают
первоначальные знания о школе. Закрепляют знания, полученные в других видах
деятельности
Хочу остановиться на самостоятельности : не путайте самостоятельность – это не
усадить
делать
уроки
одного
ребенка.
Этому
надо
научить.
Научить
находить
самостоятельно информацию, работать с ней , отбирать нужный материал, отрабатывать
алгоритм действий при выполнении домашнего задания.
Для развития личности ребенка очень важно, чтобы он продолжал выполнять какие-то
поручения по дому. Аргументы родителей, освобождающих его от выполнения домашних
дел, потому что малыш перегружен в школе, несостоятельны. При всей необходимости
привыкания детей к новой жизненной ситуации нельзя освобождать их от обязанностей по
дому. Отказ от поручения ребенку выполнения этих обязанностей может не только усилить
уже существующие у него проблемы привыкания к школе, но и создать новые.
Если, например, ребенок дома не привык соблюдать порядок и дисциплину, то ему
будет гораздо труднее привыкать к этому в школе. Большое значение для сохранения той
радости, которая бывает у детей, когда они только начинают свою учебу, имеет атмосфера,
царящая в семье. Хорошие отношения между всеми членами семьи положительно влияют
на сохранение желания учиться у детей. Наряду со всеми другими стимулами для них
очень важна радость матери, отца или похвала учительницы по поводу того, что он
правильно выполнил то или иное задание. Почаще говорите своему ребенку, что вы его
любите, это дает ему силы и желание стремиться и добиваться хороших результатов в
учебе. Для ребенка школа – это непрерывная череда перемен. Из детского сада они
переходят в начальную школу, затем – в среднюю и старшую. Каждый год ребенку
приходится после вольной летней жизни заново привыкать к школьной дисциплине.
Каждый день он переходит из кабинета в кабинет и от предмета к предмету. Подобные
перемены приводят у некоторых детей к проблемам с поведением или мешают нормально
учиться. Для родителей наших воспитанников мы готовим
:
Памятки родителям будущих первоклассников:
«Первые шаги по выбору школы»
«Напоминаем вам»
5
Папки-передвижки:
«Обучение раннему чтению»
«Десять советов родителям будущего первоклассника»
«Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе».
Родительские собрания:
«
Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной готовности детей к
школе»
«Ваш ребенок – будущий первоклассник»
Консультации:
«Готовим руку к письму»
«Пальчиковая
гимнастика»
«
Как выбрать школу?
»
«Что должен знать ребенок, который собирается в школу»
День открытых дверей:
«
Детский сад как социально - педагогическая среда, интегрирующая интересы
школы,
семьи и ребенка
»
Посещение открытых занятий
Круглый
стол:
«Выходной
вместе»
«Игры в семье для подготовки детей к школе»
«Адаптация ребенка к школьным условиям» - консультация психолога
Анкетирование родителей:
«
Что, по вашему мнению, необходимо сделать за предстоящий учебный
год для подготовки детей к школе? Какой помощи вы ждете от детского сада?»
«Готов ли ваш ребенок к школе?»
Семинар - практикум:
«
Развиваем мелкую моторику
»
«
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
»
Семейный творческий конкурс:
Составление коллажей
«
Каким я вижу своего ребенка в школе
»
Выставка «Наши мамы и папы – школьники»
.
Совместное развлечение с родителями:
КВН «Мы будущие первоклассники »
Мероприятие по ПДД «Мой безопасный маршрут»
6
Праздник, посвящённый выпуску детей «Путешествие к волшебным островам
дошкольного детства».
И в заключении хочется сказать, какую бы вы ни выбрали программу, усвоение её
вашим ребенком зависит от профессионализма учителя, от индивидуальных особенностей
ребенка, но и очень большой степени от участия и поддержки родителей, не только в первый,
адаптационный период, а и на протяжении всего времени обучения
Так давайте постараемся, чтобы первые шаги, сделанные в мир знаний , были для
самого ребенка и для всех членов вашей семьи радостными и уверенными!
Литература
1. Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.
2. Солдатов Д. В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе» 2008г.
3. Варга А. Я. «Системная семейная терапия» 2001г.
4. Безруких.М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.
5. Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребёнок к школе» М:1989г.
6. Инбина М. Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». 2000г.
7. Ляшко Т. В. «Через игру к творчеству» 1994г.
8. Стародубова Н. Г. «Критерии готовности ребёнка к обучению в школе»2001г.
7
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Десять советов родителям будущего первоклассника.
Совет 1
Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте
учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
8
Совет 2
Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3
Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка
(сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).
Совет 4
Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитывайте, сколько времени необходимо на
дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли
вставать слишком рано?
Совет 5
Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте,
сможет ли она учесть его особенности.
Совет 6
Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо,
если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки,
секции).
Совет 7
Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8
Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9
Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро.
Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к
школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10
Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему
очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
Приложение 2
Что должен знать и уметь ребенок, который собирается в школу:
1. Свое имя, отчество и фамилию;
2. Возраст (желательно дату рождения);
3. Домашний адрес;
4. Город и его главные достопримечательности;
9
5. Страну, в которой живет;
6. Фамилию, имя, отчество родителей. Их профессию;
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года,
загадки и стихи о временах года);
8. Уметь классифицировать предметы по обобщающим понятиям:
- овощи, фрукты, ягоды, деревья, цветы, грибы;
- одежда, обувь, головные уборы;
- предметы мебели, посуда и т.д.
9. Домашних животных, их детенышей, их повадки;
10. Диких животных разных зон обитания, их повадки, название детенышей, жилища;
11. Птиц: зимующих и перелетных;
12. Виды транспорта: наземный, водный, воздушный;
13. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки;
14. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина,
Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. И некоторые их произ- ведения для
детей;
15 .Уметь полно и последовательно пересказать, прослушанный или прочитанный рассказ,
составить рассказ по картинке, придумать собственный;
16. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов;
17. Различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги с помощью хлопков,
шагов по количеству гласных звуков в словах типа: мак, осы, дом, дубы, сани;
18. Различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник,
квадрат, ромб, многоугольники, треугольники;
19. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
20. Владеть ножницами: вырезать геометрические фигуры, вырезать по контуру предмет,
резать полоски;
21. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии,
рисовать геометрические фигуры, фигуры животных, людей. Штриховать и закрашивать,
не выходя за контуры предметов;
22. Уметь вести прямой и обратный счет от 1 до 10. Выполнять счетные операции в
пределах 10;
23. Регулировать свое поведение в соответствии с требованиями взрослого: выполнять
задания по инструкции, концентрировать внимание.
Приложение 3
Анкетирование
Цель анкетирования - изучить потребности, запросы родителей по вопросам
воспитания, развития детей. При анкетировании родителей в дошкольном учреждении,
планируются анкеты в определённой логике.
10
«Что, по вашему мнению, необходимо сделать за предстоящий учебный год для
подготовки детей к школе? Какой помощи вы ждете от детского сада?»
Анкета для родителей.
1.Какие формы совместной работы Вы считаете наиболее эффективными:
· родительское собрание,
· беседы со специалистами,
· наглядно-текстовая информация,
· открытые занятия,
· педагогические конференции в ДОУ,
· совместные мероприятия (н-р, праздники, развлечения) детей и родителей,
· другие
2.Какие формы совместной работы с родителями Вы хотели бы видеть в детском саду, в
Вашей группе?
3.Перечислите наиболее часто применяемые методы обучения в Вашей семье.
4.По каким признакам Вы определяете успешность:
· обучения Вашего ребенка –
воспитания Вашего ребенка –
5.Как Вы считаете, если ребенок провинился можно ли его наказать?
6.Встречаете ли Вы трудности в воспитании и развитии ребенка?
Если да, то какие?
7.Готовы ли Вы к совместной работе по преодолению этих трудностей?
Анкеты, рекомендуемые в середине учебного года (в подготовительной к школе
группе):
Анкета для родителей, будущих первоклассников
1.В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе
(нужное подчеркнуть):
Умение читать и писать
Умение считать
Умение логически мыслить
Психологическая готовность
Ответственность и самостоятельность
Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
2. Какую помощь может оказать Вашему ребёнку детский сад?
3. В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?
4. Рассказываете Вы ребёнку о своей работе: да, нет, иногда (нужное подчеркнуть)
5. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок
Систематически _____________________________________
От случая к случаю __________________________________
6. Есть у ребёнка какие-либо постоянные небольшие обязанности:
если да, то какие________________________________________________
11
7. В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые
поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя
при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните,
допишите недостающее)
______________________________________________________________
8. Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)
Мыть посуду
Мастерить поделку из бумаги
Поливать растения
Стирать носки
Убирать игрушки
Строить из кубиков дом
Вышивание
Сервировка стола
9. Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации детского
сада_______________________________________________________
Готов ли ваш ребёнок к школе?
Уважаемые родители! Подумайте и ответьте на следующие вопросы. Спасибо Вам!
1.Изменился ли в положительную сторону ребенок за время пребывания в ДОУ
а) в общении:
- -со взрослыми дома
- -со взрослыми вне дома
- с детьми
б) в эмоциональном развитии,
в) в физическом развитии,
2.Снизилось ли количество ссор и конфликтов у ребенка по сравнению с началом года?
3.Использует ли ребенок физическую силу, сквернословие при общении?
4.Умеет ли ребенок самостоятельно знакомиться с новыми детьми или взрослыми?
5.Как реагирует ребенок на просьбы, замечания:
а) агрессивно
б) игнорирует, не слышит
в) действует в соответствии с просьбой
6.Умеет ли ребенок сочувствовать, сопереживать
7.Учитывает ли ребенок эмоциональное состояние
- детей,
- близких,
- незнакомых взрослых.
8.Под влиянием каких средств воздействия ребенок изменяет свое поведение?
- Крик,
- Физические угрозы,
- Физические наказания,
12
- Просьбы,
- Внушения,
- Другое
9.Какие черты характера необходимо развить ребенку для успешного общения с людьми?
10.Пожелания, рекомендации работникам ДОУ______
Приложение 4
Игра КВН «Мы будущие первоклассники»
Ход игры:
Игра начинается под знакомую мелодию игры КВН (на экране появляется заставка КВН)
Ведущий: «Мы
рады
вас
приветствовать
на
заключительной
финальной
игре
КВН,
которая
посвящена
теме
«Скоро
в
школу!»
Наши
участники
будут
сегодня
демонстрировать
родителям,
педагогам
свои
знания,
приобретенные
во
время
13
организованной образовательной деятельности, направленной на подготовку к обучению
грамоте, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с
окружающим в подготовительной к школе группе.
В нашей игре принимают участие две команды: команда «Знайки» и команда «Умники». А
сейчас встречаем игроков»
Девиз команды «Знайки»: «Мы ребята знайки, знайки – незазнайки
В игры разные играем, в КВНе – побеждаем»
Девиз команды «Умники»: «Мы умные детишки, детишки – шалунишки
Любим в КВН играть и, конечно побеждать»
«Сегодня игру наших участников будет оценивать жюри».
1. Конкурс "Разминка"
Детям предлагается игра «Да-нет», в которой на каждый вопрос ведущего надо ответить
либо «да», либо «нет».
Вопросы первой команде:
1. Ноль меньше трех (Да.)
2. Год начинается в марте (Нет.)
3. Земля квадратная (Нет.)
4. Весами измеряют температуру? (Нет.)
5. Есть ли числа больше, чем тысяча (Да.)
6. «А»- последняя буква в алфавите? (Нет.)
7. Звук [М]- гласный (Нет.)
8. Буква «Е» состоит из двух звуков? (Да.)
9. Название городов пишутся с маленькой буквы? (Нет.)
Вопросы второй команде:
1. Неделя начинается со вторника (Нет.)
2. У большого льва четыре лапы? (Да.)
3. Градусником измеряют длину (Нет.)
4. Может ли быть пятница после четверга (Да.)
5. У пятиугольника шесть сторон (Нет.)
6. «Я»- первая буква в алфавита (Нет.)
7. Предложение начинается с большой буквы (Да.)
8. Буква «ь» не обозначает никакого звука, это верно (Да.)
9. Ударный звук всегда гласный (Да.)
Жюри оценивает конкурс.
14
2. Конкурс «Домашнее задание»
Ведущий: «Наши игроки приготовили домашнее задание на тему: «Пословицы об учебе,
знаниях и уме»
Ответы детей:
«Один ум хорошо, а много умов – лучше! »
«Ученье – свет, а не ученье – тьма! »
«Грамоте учиться – в жизни пригодится! »
«За учёного двух неученых дают! »
«Сперва аз и буки, а потом науки! »
«Кто любит науки, тот не знает скуки! »
«Повторение – мать учения! »
«В науку нет легких путей! »
Жюри оценивает конкурс.
3. Конкурс «Познавательный»
Ведущий: «В этом конкурсе каждой команде необходимо ответить на 15 вопросов»
Вопросы первой команде:
1. Сколько месяцев в году? Перечислите.
2. Лошадь в детстве? (Жеребенок) .
3. Дом автомобиля? (Гараж) .
4. Сказочный герой, который 33 года лежал на печи? (Илья Муромец) .
5. Прибор для глажки белья? (Утюг) .
6. Номер телефона скорой помощи? (03) .
7. Жгучая трава? (Крапива) .
8. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать) .
9. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной) .
10. Когда дети идут в школу? (Осенью).
11. Назовите цвета радуги?
12. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб).
13. Закончите пословицу «Сделал дело… »? (Гуляй смело).
Вопросы второй команде:
1. Сколько дней в неделе? Перечислите.
2. Мама телёнка? (Корова) .
3. Дом совы? (Дупло) .
4. Сказочный герой, который всех оглушал своим свистом? (Соловей-разбойник) .
15
5. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина) .
6. Номер телефона пожарных? (01) .
7. Какой травой лечат раны? (Подорожник.)
8. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать) .
9. Когда листья опадают? (Осенью) .
10. Когда появляются подснежники? (Весной) .
11. Назовите части суток? (Утро, день, вечер, ночь) .
12. У какого дерева бывают сережки? (Берёза).
13. Закончите пословицу «Любишь кататься - … »? (Люби и саночки возить) .
Жюри оценивает конкурс.
4. Конкурс «Математический»
Ведущий: «В следующем конкурсе каждая команда получает домик с недостающими
цифрами. Нужно как можно быстрее посчитать, узнать отсутствующие цифры и вписать
их»
а) Домики с цифрами (играет вся команда, записывает капитан; кто готов – отдаёт домик)
.
б) Составление арифметических задач по картинкам
Ведущий: «Составляем
задачу
и
ее
решение
по
картинке»
(картинки
появляются
поочередно на экране для 1 и 2 команды)
в) Логические задания
Ведущий: «Какого шарика не хватает в третьем ряду? Какого самолета не хватает в
третьем ряду. Справой стороны представлены самолеты под цифрами. Укажите, под какой
цифрой находится недостающий самолет? » (задание появляется на экране для 1 команды)
Ведущий: «Какого флажка не хватает в третьем ряду? Какой кошки не хватает в третьем
ряду. Справой стороны представлены кошки под цифрами. Укажите, под какой цифрой
находится недостающая кошка? » (задание появляется на экране для второй команды)
г) Числовой ряд.
Команды играют поочередно. Каждый участник получает цифру, все строятся по порядку.
Ведущий показывает цифру, должны выйти только соседи этого числа.
Жюри оценивает конкурс.
Игра-соревнование «Собери портфель! » (физкультурная пауза)
4. Конкурс капитанов.
Игра «Разрезные картинки»
«Капитаны должны за 1 минуту собрать разрезные картинки по школьной тематике»
16
Жюри оценивает конкурс.
5. Конкурс «Грамотеи»
а) Выбрать слова-приятели (синонимы) .
Задание 1 команде:
- холодный, грустный, ледяной;
- умный, красивый, смышленый.
Задание 2 команде:
- веселый, смелый, отважный;
- добрый, веселый, радостный.
б) Разгадайте ребус.
(Командам
поочередно
предлагаются
корточки
с
ребусами.
На
отгадывание
дается
1
минута) .
Ведущий: «Команда «Знайки», отгадайте, какие слова зашифрованы в этих ребусах? »
(задание для 1 команды появляется на экране)
Ведущий: «Команда «Умники» отгадайте, какие слова зашифрованы в этих ребусах? »
(задание для 2 команды появляется на экране)
в) Игра «Четвертый лишний»
Ведущий: «Посмотрите на картинки и скажите, какой из четырех предметов лишний.
Почему? » (задание появляется на экране поочередно для 1 и 2 команды)
г) Вопросы первой команде:
1. Какие звуки называются гласными? Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки?
(Звуки, которые во рту ничего не мешает произносить, называются гласными, такие звуки
можно петь и тянуть. Мы обозначаем гласные звуки красной фишкой)
2. Зачем нужны заглавные буквы в русском языке, какие слова с них начинаются? (С
заглавной буквы пишутся имена, отчества и фамилии людей, клички животных и названия
городов. С неё же всегда начинается первое слово в предложении)
3.
Когда
мы
читаем,
как
мы
узнаем,
что
предложение
началось
и
закончилось?
(Предложение всегда начинается с заглавной буквы, а заканчивается точкой или другим
знаком)
4. Сколько в слове может быть ударных звуков? Может ли ударение падать на согласные
звуки? (Ударный звук в слове всегда один. Ударение не может падать на согласные звуки)
Вопросы второй команде:
1. Какие знаки препинания ставят в конце предложения? Если в предложении говорится о
чем-то радостно, возбужденно и эмоционально, какой знак следует поставить? (В конце
17
предложения ставят точку, восклицательный знак или знак вопроса. Если в предложении
говориться о чем-то радостно, надо поставить восклицательный знак)
2. Что такое слоги? (Слоги – это кусочки (части) слов. На слоги делятся слова; если
прочитать слоги вместе, получиться слово)
3. Какие звуки называются согласными? Какой фишкой мы обозначаем согласные звуки?
(Звуки, которые что-нибудь мешает произносить – губы, зубы и язык – называются
согласными, такие звуки нельзя петь и тянуть. Твердые звуки обозначаются синими
фишками, а мягкие зелеными)
3. Вы знаете, что буквы бывают большие и маленькие. Скажите, как еще по- другому
называются
маленькие
буквы
и
почему?
(Маленькие
буквы
называются
строчными,
потому что из них состоят строчки) .
Жюри оценивает конкурс.
6. Конкурс для родителей.
Задание 1 команде:
«Якорь» (гласный, твердый согласный, гласный, мягкий согласный)
Задание 2 команде:
«Копьё» (твердый согласный, гласный, мягкий согласный, гласный)
Задача 1команде:
«Если в 12 часов ночи идет дождь, можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная
погода» (Через 72 часа, т. е. через трое суток, будет 12 часов ночи, поэтому солнечной
погоды быть не может.)
Задача 2 команде:
«Недалеко
от
берега
стоит
корабль
со
спущенной
в
воду
веревочной
лестницей.
У
лестницы пять ступенек. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Расстояние
между ступеньками 30 см. Океан спокоен, но начинается прилив, во время которого вода
поднимается на 30 см каждый час. Через какое время покроется водой средняя ступенька?
(Вода никогда не покроет среднюю ступеньку, потому что с приливом одновременно
поднимаются и корабль и лестница на нем.)
Общие дополнительные вопросы:
1. Что можно услышать, но никогда не увидеть? (Эхо) .
2. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (Гриб) .
3. На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое) .
4. Вот веселая загадка, у кого за носом пятка? (Ботинок).
5. Как можно воду принести в решете? (Заморозить) .
18
6. Что никогда не возвращается? (Время) .
7. Какое крыло без перьев? (Самолета) .
8. На что похожа половина яблока? (На другую половину).
9. Что у цапли впереди, а у зайца сзади? (Буква «ц») .
10. Сколько минут нужно варить крутое яйцо? (Нисколько) .
11. Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней (Вчера, позавчера, сегодня,
завтра, послезавтра).
Родитель,
правильно
выполнивший
задание,
приносит
своей
команде
очко.
Ведущий
вместе с детьми проверяет выполнение задания, исправляет ошибки.
Жюри оценивает конкурс.
Ведущий: Наш конкурс подошёл к концу. А сейчас наше уважаемое жюри подведет итоги.
Звучит мелодия игры, жюри объявляет победителя. Церемония награждения.
19