Автор: Некрасова Екатерина Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ "школа№8"
Населённый пункт: город Черемхово,Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "О чём может рассказать таблица"
Раздел: среднее образование
Сообщение Некрасовой Екатерины Николаевны ,учителя физики МОУ школы №8 города
Черемхово,Иркутской области
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию
“научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и
навыков в рамках отдельных дисциплин
Одна из главных задач воспитания
подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к
творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую школа
должна решать, прежде всего. Мы должны готовить учащихся к непрерывному
образованию и самообразованию, вырабатывать навыки самостоятельно пополнять свои
знания, умело и быстро ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Работа с таблицей является одним из видов работы с текстом.
Таблица – это
графическое изображение физического материала в виде сравнительных,
тематических граф с целью их заполнения обучающимися ,синтетический образ
изучаемой темы. Таблица-это одна из форм представления изучаемого
материала.
Таблица позволяет :
1)вынести основные положения материала;
2)представить их кратко;
3)сравнить наглядно физические явления и свойства объектов
Работа обучающихся с таблицей заслуживает особого внимания. Такая работа
способствует развитию активности самостоятельного мышления. Материал в таблицах
группируется по вертикальным, горизонтальным графам(колонкам)Нацеливая
обучающихся на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью
таблиц помочь обучающимся понять тему.
Таблица создаёт образ той темы, которую проходят на уроке. Задания с таблицами можно
проводитьво время изучения различных тем. При работе с ними обучающиеся могут
пользоваться как учебником, так и справочным материалом.
Таблицы бывают обобщающие (на обобщение и знание изученного или изучаемого
материала),сравнительно-аналитические(на сравнение и анализ физических явлений,
свойств объектов)Сопоставление таблиц привлекает внимание всего класса не только к
новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное,
анализировать и сопоставлять физические явления, делать определённые выводы.
Таблица являются средством выделения главного, она «запирает» информацию в
замкнутое пространство. При составлении таблиц обучающийся совершает логические
операции : анализ, синтез, сравнение, умение обобщать физический материал,
приводить его в систему.
Задания с таблицей направлены на: развитие базовых качеств личности (критическое
мышление, рефлексивность , коммуникативность, креативность, мобильность,
Сообщение Некрасовой Екатерины Николаевны ,учителя физики МОУ школы №8 города
Черемхово,Иркутской области
самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты
своей деятельности);
· развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных
связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение
ошибок в рассуждениях);
· формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в
источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с
точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые
знания, делать выводы и обобщения.
· стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск
механизмов самообразования и самоорганизации.
Приёмы работы с таблицей:
1) З-У-Х(знаю-узнал-хочу узнать).Отрывок конспекта урока по теме»Лампа накаливания»
Системы действий учителя и учащихся
Организация
работы
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Этап «Вызов»
Прием
1. Нарисуйте в тетрадях
лампу накаливания так, как вы
ее себе представляете.
2. Посмотрите на свой
рисунок и вспомните все, что
вы знаете о лампочках.
3. В тетради нарисуйте
таблицу с тремя одинаковыми
колонками.
1. Каждый в тетради
рисует лампочку.
2. Вспоминают все, что
связано с лампочкой.
3. Рисуют маркировочную
таблицу.
Сообщение Некрасовой Екатерины Николаевны ,учителя физики МОУ школы №8 города
Черемхово,Иркутской области
Работа с
таблицей
«З-У-Х»
Рисует на доске таблицу с
маркировкой первой колонки
«Знаю».
Знаю
Узнал
новое
Хочу
узнать
4. В левой колонке таблицы
запишите все, что вы знаете о
лампе накаливания.
5. Обменяйтесь своими
мнениями в паре.
6. Давайте обсудим то, что у
нас получилось (что же мы
знаем о лампах накаливания?)
Записывает на доске в левой
колонке таблицы все, что
говорят учащиеся.
4. Записывают в левую
колонку все то, что
вспомнили о лампах
5. Обмениваются друг с
другом своими знаниями.
6. Каждый по очереди
информирует класс о том,
что он знает о лампах.
Дополняют записи в левой
колонке таблицы.
Этап
«Осмысление
1. Прочитайте параграф 54 в
1. Читают параграф 54
Сообщение Некрасовой Екатерины Николаевны ,учителя физики МОУ школы №8 города
Черемхово,Иркутской области
содержания»
Прием
«Инсерт»
учебнике и одновременно
сделайте в тексте пометки (не
более 10 минут).
Пометки: (записаны на доске)
«V» - знаю;
«-» – противоречит моим
первоначальным
представлениям;
«?» – хочу узнать;
«+» – это для меня новое.
3. А теперь самостоятельно
заполните остальные колонки
таблицы. Маркирует две
оставшиеся колонки таблицы:
«Хочу узнать» и «Узнал
новое».
4. Давайте обсудим, что вы
записали во 2 колонку.
Заполняет вместе с
учащимися вторую колонку
таблицы «Узнал новое».
5.Давайте обсудим, что вы
записали в третью колонку
и на полях карандашом
делают предложенные
учителем пометки.
3. Самостоятельно в
тетрадях заполняют
маркировочную таблицу в
соответствии со
сделанными в тексте
пометками.
4. Участвуют в
обсуждении.
5. Участвуют в
обсуждении.
Сообщение Некрасовой Екатерины Николаевны ,учителя физики МОУ школы №8 города
Черемхово,Иркутской области
Этап
«Рефлексия»
таблицы «Хочу узнать»
Заполняет в ходе обсуждения
третью колонку таблицы на
доске.
6. «Как вы думаете, из каких
источников мы можем об этом
узнать?», «У кого есть
энциклопедии?» и др.
1.Посмотрите на ваши пометки
и скажите: « Какая информация
противоречила вашим
первоначальным знаниям? Что
нового вы хотите узнать?» Дает
установку на домашнее
задание: «К следующему уроку
необходимо ответить на
возникшие вопросы по поводу
новой информации. Если
возникнут затруднения,
попробуем разобраться
вместе».
6. Отвечают на вопросы
учителя. Предлагают свои
варианты.
1.Высказывают свои
мнения. Выбирают тему
для сообщения в
соответствии возникшими
вопросами. Записывают
домашнее задание.
2)Приём «концептуальная таблица»
Прием « Концептуальная таблица» применяю при рассмотрении темы
«Двигатели внутреннего сгорания». На уроке при закреплении материала
( уже рассмотрены строение двигателя, его работа) на стадии осмысления
Сообщение Некрасовой Екатерины Николаевны ,учителя физики МОУ школы №8 города
Черемхово,Иркутской области
материала прошу заполнить следующую таблицу, сравнивая положительные
и отрицательные свойства двигателей внутреннего сгорания:
карбюраторного и дизельного.
ДВС
+
-
карбюраторный
дизельный
Затем на стадии рефлексии идет обсуждение: к чему могут привести
выбросы неотработанных газов при работе ДВС, заходит речь о
возникновении кислотных дождей, озоновых дырах, решаем вопросы: как
уменьшить вредные последствия ДВС, о переходе на другие формы энергии.
3)Приём «Таблицы «тонких» и» толстых» вопрсов»
Прием «Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов» применяю при изучении
темы «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»» в 7 классе на стадии
рефлексии.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Существует ли диффузия в твердых
телах?
Почему дым от костра перестает быть
видимым даже в безветренную
погоду?
Зависит ли скорость диффузии от
температуры?
Где лучше сохранить детский шарик,
наполненный водородом: в холодном
или теплом помещении?
В каком веществе: в жидком или
газообразном скорость диффузии
будет больше?
Почему не рекомендуется мокрую
ткань, окрашенную в темный цвет,
оставлять на длительное время в
соприкосновении с белой тканью?
Можно ли объяснить диффузию
движением молекул вещества?
Открытый сосуд с углекислым газом
уравновесили на весах. Почему со
временем равновесие весов
Любое вещество состоит из частиц
Все частицы непрерывно движутся
Частицы взаимодействуют
Смачивание
Склеивание
Сжатие
Растяжение
Диффузия
Броуновское движение
Мех. дробление
Растворение веществ
Расширение при нагревании
деформация
Каковы основные положения МКТ?
Сообщение Некрасовой Екатерины Николаевны ,учителя физики МОУ школы №8 города
Черемхово,Иркутской области
нарушилось?
После ответа на «тонкие» вопросы переходим к обсуждению «толстых»
вопросов.
4)»Фишбоун»
Прием «Фишбоун» предлагаю использовать при
рассмотрении темы 10 класса «Основные положения молекулярно-
кинетической теории». Во главе «скелета» на стадии вызова предлагаю
рассмотреть основные положения МКТ. При прочтении параграфа на стадии
осмысления материала выписать основные положения этой теории
(«верхние косточки») и экспериментальные доказательства каждого
положения («нижние косточки»).
На стадии рефлексии делаем выводы: вся молекулярная физика
основывается на основных положениях МКТ, дает дальнейшее развитие к
изучению газовых законов.
Вывод:
теория
является
основанием
для газовых
законов
Сообщение Некрасовой Екатерины Николаевны ,учителя физики МОУ школы №8 города
Черемхово,Иркутской области
5)Приём «Бортовой журнал»
В 11 классе можно применять прием «Бортового
журнала» при изучении темы «Свет». В начале изучения темы на стадии
вызова прошу заполнить левую часть таблицы.
Что мне известно о
свете
Что нового я узнал(а) после изучения темы
После изучения темы учащиеся заполняют правый столбец таблицы. На
стадии рефлексии сравниваем объем информации до и после изучения
темы.
6)Приём «Таблица-сравнение»
Выбрать из текста «Естественная радиоактивность»все сведения о нейтрино.Составьте в
виде таблицы сравнительную характеристику протона и нейтрона.Данный приём работы с
таблицей формирует умение сравнивать физические объекты по определённым
свойствам.
Сопоставление протона и нейтрона
Название частицы
Протон
Нейтрон
Дата открытия
Кто открыл
Реакция,в которой был впервые получен
Смысл названия
Обозначение
Электрический заряд
Масса покоя
Время жизни
«Место жительства»
Общее название