Автор: Авдиенко Любовь Борисовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО ДТ "Вектор"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие общей культуры и раскрытие творческой индивидуальности воспитанников через культурно-досуговую деятельность в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Развитие общей культуры и раскрытие творческой индивидуальности
воспитанников через культурно-досуговую деятельность в учреждении
дополнительного образования
Авдиенко Любовь Борисовна, педагог - организатор
МБУ ДО ДТ «Вектор», г. Новокузнецк
Система дополнительного образования детей является важнейшей составляющей
современного образовательного пространства Российской Федерации. Она позволяет
обеспечивать условия для формирования лидерских качеств ребенка, развития его
социального творчества, обеспечивает организацию их свободного времени и досуга.
В настоящее время учреждения дополнительного образования детей предоставляют
широкий спектр образовательных услуг для занятий художественным и техническим
творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом,
исследовательской работой. (рисунок 1)
рисунок 1 « Дополнительное образование в РФ»
1
В научной литературе представление о системе образования в России за последние годы
существенно изменилось. Прежде всего, однозначность понимания государственной системы
образования как сети только государственных образовательных учреждений уступила место
понятию единое образовательное пространство. Ввел это понятие в повседневный оборот
Е.А. Ямбург, специально подчеркивая его главное отличие от государственной системы
образования
-
это
«образование
без
границ»,
соединяющее
в
себе
процессы,
происходящие в учебных учреждениях и организациях, в семье, в других социальных
институтах .
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы
разной направленности, реализуемые:
в
образовательных
учреждениях
и
образовательных
учреждениях
про-
фессионального образования за пределами определяющих их статус основных
образовательных программ;
в
образовательных
учреждениях
дополнительного
образования
(в
учреждениях
повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации,
музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества,
станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях,
имеющих соответствующие лицензии);
посредством индивидуальной педагогической деятельности
Формулировка «цели - предназначения» и задач учреждения дополнительного образования
детей позволяет прийти к логическому выводу о том, что дополнительное образование - это
сфера, где ребенок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели,
освоить способность к позитивному целеполаганию, умение достигать поставленные цели.
Подтверждением данного вывода являются следующие позиции Типового положения:
учреждение
самостоятельно
разрабатывает
программу
своей
деятельности
с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и
юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-
экономического развития региона и национально-культурных традиций;
каждый
ребенок
имеет
право
заниматься
в
нескольких
объединениях,
менять их;
по
инициативе
детей
в
учреждении
могут
создаваться
детские
и
юноше ские
общественные объединения и организации, действующие со своими уставами и
положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких
объединений и организаций;
2
деятельность детей в учреждении осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и
другие);
содержание
деятельности
объединения
определяется
педагогом
с
учетом
примерных
учебных
планов
и
программ.
Педагогические
работники
могут
разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим)
советом учреждения;
учреждение
несет
ответственность
за
качество
реализуемых
программ
и нарушение нрав и свобод обучающихся и работников учреждения;
занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической
направленности или комплексным, интегрированным программам;
численный
состав
объединения,
продолжительность
занятий,
формы
их
проведения определяются самим учреждением.
Образовательное учреждение самостоятельно в разработке и выборе образовательных
программ и учебных планов, в подготовке и обеспечении всех сторон образовательного
процесса
и несет ответственность в том числе за
реализацию не в полном объеме
образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса и
качество образования своих выпускников.
Профессия
педагога-организатора
в
системе
дополнительного
образования
по
праву
считается одной из самых интересных. И - это, неудивительно, потому что вместо учебных
занятий такой педагог организует мероприятия, устраивает детям праздник, отправляет их
в мир увлекательных путешествий, даёт положительные эмоции.
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная
сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в
регулировании
воспитательного
процесса
через
создание
условий
для
максимального
самовыражения воспитанников.
Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью
деятельности
педагога-организатора.
Он
укрепляет
единство
усилий
семьи,
образовательных
учреждений,
общественных
организаций
и
других
социальных
институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных
средств, для достижения поставленных воспитательных целей.
Педагог-организатор ближе всех должностных лиц воспитательной работы находится к
детскому
коллективу,
именно
от
педагога-организатора
в
огромной
степени
зависит,
приобретут ли воспитанники «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они
полноценными гражданами или же останутся неприспособленными к жизни в обществе.
3
Педагог-организатор создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка
атмосферу,
отслеживает,
чтобы
права
детей
соответствовали
их
обязанностям,
а
практическая роль соответствовала его статусу.
На мой взгляд – это очень важно, идти в ногу со временем, и работать рука об руку с
коллегами, с детьми. Ведь именно дети, которые
занимаются в
нашем МБУ ДО ДТ
«Вектор»
главный
индикатор
и,
пожалуй,
самый
ценный
результат
нашей
педагогической деятельности.
Так как в структуру моей профессиональной деятельности входит организация
культурно-досуговой
деятельности, предлагаю
вашему
вниманию технологическую
цепочку
культурно-досуговой
деятельности
(КДД)
МБУ
ДО
ДТ
«Вектор»,
целевой
установкой которой является:
Задача → Форма → Метод → Средства → Результат → Поступок
Технологическая цепочка культурно-досуговой деятельности( КДД)
Принципы организации КДД:
Педагогическая цель
Востребованность
Добровольность
Дифференцированность
Новизна
Креативность
Этапы досугового мероприятия
Отдых
Развлечение
Просвещение
Творчество
Схема
анализа
воспитательного
мероприятия
1. Детское объединение.
2. Мероприятие.
3. Количество присутствующих воспитанников.
4. Ф.И.О. организатора.
5. Стаж работы.
6. Внешний вид учащихся.
7. Кто привлекается к проведению мероприятия.
8. Оформление аудитории, наглядность, ТСО
9. Цель мероприятия:
а) воспитательная
б) развивающая
в) обучающая
10.
Цель
анализа:
определить,
носит
ли
данное
4
занятие системный характер.
Программа наблюдения
1.
Выяснить,
достаточно
ли
четко
педагог,
организатор понимает цель мероприятия и задачи
каждого этапа мероприятия, насколько осознанно
решает их.
2. Определить, соответствуют ли задачи каждого
этапа мероприятия главной цели.
3.
Установить,
соответствует
ли
методика
его
проведения поставленным целям.
4. Выяснить, как осуществлялось взаимодействие
педагога
и
воспитанников
на
всех
этапах
мероприятия.
5. Установить взаимосвязь мероприятия с другими
формами.
Общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ
Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать об
особенностях ее целей и задач, содержания, форм, принципов и методов реализации.
Особенности целей и задач культурно-досуговых программ: Цель таких программ связана
прежде всего с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия
их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»- концепции
Эти цели могут достигаться посредством примерно следующих задач:
развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической
культуры;
формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
укрепление здоровья детей;
формирование опыта организации содержательного досуга.
Содержание культурно-досуговой программы связано с:
приобщением детей к художественной культуре;
овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры
восприятия;
развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и
специальных способностей;
постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
воспитанием гуманности, толерантности;
5
формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного
досуга и досуга сверстников;
выездом на фестивали, конкурсы, соревнования).
Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору
содержания.
Источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой
деятельности являются как педагоги, так и сами дети, и их родители, которые принимают
активное участие в наших мероприятиях
Особый раздел культурно-досуговой программы составляет характеристика конкретных
форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа
воплощается
в
жизнь.
Многие
авторы
выделяют
четыре
группы
мероприятий,
обеспечивающих
наиболее
успешную
реализацию
культурно-досуговой
программы
(основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый
количеством участников):
традиционные
массовые
мероприятия
образовательного
учреждения
в
целом
(фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);
досуговые
дела
отдельного
детского
объединения
(класса,
учебной
группы
в
системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и
музыкальные гостиные и др.;
совместные досуговые дела нескольких детских объединений - кружков, студий,
клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);
«репертуарные»
мероприятия
(спектакли
театров,
концерты
художественных
коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей,
другие – в качестве зрителей
Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою
конкретную
(частную)
цель,
решать
конкретные
задачи,
быть
ориентировано
на
достижение определенных результатов.
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует
ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от
простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.
Необходимо в конце остановиться на принципах, которые должны быть положены в
основу
массовых
мероприятий
с
детьми.
М.
Е.
Кульпетдинова
выделяет
6
таких
принципов:
1. информационной насыщенности;
2. эмоциональности;
6
3. массовости;
4. активности;
5. диалогичности;
6. преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям
культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.
Методы
осуществления
культурно-досуговых
программ
достаточно
многообразны.
В
зависимости от типа и содержания программы можно использовать: игровые методы;
упражнения; обсуждения; создание проигрывание и анализ ситуаций; творческие задания
(на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.);
театрализации.
Отслеживание
результатов
реализации
культурно-досуговых
программ
можно
осуществлять с помощью:
систематических
наблюдений
за
детьми
и
фиксации
происходящих
в
них
изменений; проведения социологических опросов детей и родителей;
бесед с родителями;
организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке
(самохарактеристике);
анализа творческих работ наших воспитанников.
Культурно-досуговая
деятельность
предполагает разнообразие развлечений, зрелищ,
выставок,
публичных
выступлений
с
активным
участием
детей.
В
зависимости
от
поставленных педагогических задач такие мероприятия могут быть связаны с социально
значимым событием или событием в жизни коллектива: например день рождения дома
творчества, творческих объединений,
и т.д.
и обязательно рассчитан на активную
подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы
ожидания праздника.
Дополнительное
образование
детей
-
предложение
нетрадиционной
формы или
неформальной среды образовательного процесса, посредством которой и в ней самой
каждый
(педагог
и
ребенок)
самостоятельно,
свободно
формирует свой
способ
жизнедеятельности и программу этой образовательной среды.
Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть непрерывного вариативного
образования, зона перспективного развития каждого человека, семьи, образовательного
учреждения, образовательной системы в целом.
Литература
7
1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в
России: от традиционной педагогики к педагогике развития//Стенограмма
межрегионального совещания-семинара по проблеме «Повышение уровня управления
развитием дополнительного образования детей.– Петрозаводск, 13-15 марта 1996
2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития
образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник.
– 1997. - №9.-с.7.
3. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого
развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1998. – с.12
4. Выдержки из проекта федерального Закона «О дополнительном образовании»/
Внешкольник № 5- 1998- с.2
5. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в
общеобразовательных учреждениях. – М., 1996. –с.9.
7. Крылова Н.Б. Принцип дополнительности как особенность самоорганизации
образования//Новые ценности образования, выпуск 4(28), 2006.–с.3-7.
8. Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях
совершенствования дополнительного образования детей . Автореф. дис. док-тора пед.
наук. - Казань, 1999. – с.22.
8
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
9
Примечание
:
Фольклорный
праздник
для
детей
старшего
дошкольного
возраста,
который позволит познакомить детей с обрядом колядования.
Участие персонажей,
соответствующих старинным обычаям: цыган, коза, медведь, песнехоры, а также, как
связь
с
современностью,
с
любимыми
персонажами
детей
–
Дедом
Морозом
и
Снегурочкой, котом Леопольдом.
Фольклорный праздник
для детей старшего дошкольного возраста
Зазывалы
Собирайся, честной народ, на гулянье!
Рядитесь, берите трещотки!
Да всей семьёй спешите к началу!
Ото всех дверей, ото всех ворот
К нам на праздник спеши!
Кто умеет хорошо трудиться,
Тот умеет и веселиться!
Зима нас торопит,
Спешите!
Рядитесь, из групп выходите,
Колядуйте, пойте,
Пляшите, шутите!
Ряженые дети с разных сторон зала идут в зал и поют:
Песнехоры (дети одеты в костюмы колядовщиков) исполняют «Песню колядовщиков»
Вот пала, пала порошка,
Напало снежку немножко.
Как по этой по дорожке
Колядовщики шли.
А как в первом терему –
Красно солнышко.
Во втором терему –
Ясный месяц живёт.
Колядовщики-то -
10
Люди добрые.
Мы ходили, мы искали
Коляду святую.
А как в третьем терему –
Часты звёздочки.
Наделите, не томите
Колядовщиков.
У Петрова двора
Нашли коляду
У Петрова двора,
Там три терема стоят.
Или с печки пирогом,
Или с клети решетом.
Не дадите пирога –
Мы развалим ворота!
(говорком): - Коляда светлая!
Пришла коляда вперёд Рождества, вперёд Масленицы.
Зашла коляда Новокузнецк – город, а в Новокузнецке – граде живёт народ честной и
большой, и малый.
Коляда-маляда! Ходила коляда по святым вечерам.
1-й ребенок ( проходит возле гостей). Дома ли хозяева?..
Песнехоры. Как желает коляда…
1-й ребенок.
Всем здоровья и добра,
И согласия и богатства
В новом нынешнем году!
(Мальчики – «колокольчики» осыпают гостей горстями конфетти и зерном.)
(Все песнехоры убегают и присаживаются на стульчики.)
Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по
дворам,
стоя
под
окнами,
исполняли
особые
величальные
песни,
называемые
по
их
припеву «колядками».
Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия
и
богатства
семье.
Одаривание
при
колядовании
не
просто
плата,
а
обряд,
обеспечивающий удачу в семье в наступившем году.
Самым весёлым развлечением на колядках было ряжение. Ряженые колядовали с песнями
и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза.
11
СЦЕНКА (показывают взрослые):
(Звучит русская народная мелодия «Барыня» Входит Цыган и ведёт Медведя. Медведь
идёт и аплодирует, они останавливаются, Медведь раскланивается на три стороны).
Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришёл, а с самим
Михаилом Ивановичем. Не простой он медведь, а учёный : что хочешь – то и сделает, всех
гостей потешит.
А ну-ка, мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи, ну похаживай,
Говори- поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись, развернись,
Добрым людям покажись.
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!
Медведь (отрицательно качает головой и рычит).
Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч без музыки
плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, и вовсе не словами, а
песней, а песня будет вот такая (на мотив частушки):
«Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил»
(Хлопая в ладоши, дети поют с Цыганом. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения
слов «Загорелся козий дом» - выскакивает КОЗА в сарафане – «барабанщик».
Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору музыкального руководителя), Коза
барабанит, Медведь пляшет.)
Цыган:
Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.
12
С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились:
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.
(Танец
Медведя
и
Козы
под
русскую
народную
мелодию
«Барыня»,
а
Цыган
комментирует):
Ну-ка, Миша, покажи как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
Головушка у неё заболела!
Козочка, а как красные девицы чешутся, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на
дискотеку рядятся?
Миша, покажи как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как…
во как…
Ох,
хорошо! (Медведь опрокидывается навзничь, и, лёжа на спине, болтает ногами,
машет передними лапами. Коза его бодает)
Приободрись же, Михаил Иваныч, поклонись, поблагодари за почёт, за гляденье, да за
угощение, за труды. (Медведь хватает с головы Цыгана шляпу и, держа её в передних
лапах, идёт за сбором угощения к гостям)
Ведущий (детям). Понравились ли вам наши артисты? Тогда аплодируйте!
(Все хлопают, а Цыган, Медведь, Коза уходят из зала, прощаясь со зрителями).
- А сейчас вопрос к вам у меня имеется: без кого не бывает новогоднего праздника? (Дети
отвечают: без Деда Мороза, Снегурочки, ёлочки)
(Звучит мелодия песни «В лесу родилась ёлочка». В зал входят Дед Мороз и Снегурочка).
Дед Мороз: Наш поклон вам и поздравления!
Добра вам, счастья, благополучия!
Снегурочка: Побольше улыбок, здоровья, радости!
А чего же вы сидите, не играете? Дедушка, не возражаешь, если мы с ребятами поиграем?
Дед Мороз: Да что ты, внученька, я вот тоже подарочки для самых активных ребят
припас!
Игры (по выбору):
«Перетягивание каната » (дети встают в две команды спинами друг к другу, надо
дотянуться и достать каждой команде свой приз).
«Бег в мешках » (перед игрой слова: « Есть забава неплоха! Кто в мешке без
остановки проскакать сумеет ловко? »)
«Бег в сапогах – «скороходах » (с привязанными к валенкам гирями)
«Петушиный бой » (подушками) (на небольшой возвышенности)
13
Дед Мороз: А теперь - шире круг, смелей размах! Танцы начинайте! Всем участникам –
«колядкино угощение »
Общий
танец
под
весёлую
русскую
народную
мелодию
(по
выбору
музыкального
руководителя).
Дед Мороз:. Молодцы! Устали? И меня уморили!
Что ж, как и обещал…
Открою сундучок – достану пятачок,
Открою коробейку – достану копейку (отдаёт призы Ведущему праздника).
А в этой коробочке у меня подарочек для кота Леопольда, мыши передали ему. Нет здесь
Леопольда? Снегурочка, как же передать её – не знаю.
Снегурочка: Дедушка, а что если мы вместе с ребятами отправимся в гости к коту
Леопольду.
Ребята,
хотите
в
гости?
(ответ
детей)
Только
просьба
к
вам:
заходить
в
кинотеатр надо «по-кошачьи »: на цыпочках-лапочках, а руками обозначить ушки. Можно
тихонечко мурлыкать.
(Дед Мороз и Снегурочка с детьми переходят в другой зал)
Дед Мороз: Ну вот, ребятушки, все собрались. Отогревайтесь, а нам со Снегурочкой долго
в
тепле
нельзя
–
растаять
можем.
Посылочку
Леопольду
от
мышат
передайте!
До
свидания, не скучайте!
(Дед Мороз и Снегурочка уходят, прощаясь с детьми)
Ведущий: А где же Леопольд? Что будем теперь делать с этой коробочкой?
(Звучит припев песни кота Леопольда «Если добрый ты »муз. Б.Савельева)
Леопольд: Здравствуйте, дорогие ребята! Ах, какие вы все, мур-р, нарядные! Мур-р,
весёлые! Мур-р, красивые! А меня вы узнали? Я – кот Леопольд! И если я сегодня на себя
не похож, то только потому, что одел новогодний костюм. А песенку мою вы узнали?
Давайте споём её на новогодний лад…
«Песня кота Леопольда » (на новогодний лад):
Праздник Новый год
В гости к нам пришёл.
Снегом по плечам хлопал.
Общий хоровод – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Если вместе петь,
Слышно далеко,
Не страшна пурга дружным.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
14
С каждым поделись
Радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
Ведущий: Леопольд, у нас есть для тебя подарок, его просили передать тебе мышата.
Леопольд: Мур – р, спасибо, как приятно получать подарки. Я обязательно поделюсь с
ребятами (открывает коробку, она (хлопушка) взрывается ).
- Мя-я-у-у! Эти мыши – неисправимы! Они не хотят жить дружно даже на новогоднем
празднике! Тут ещё и записка есть!
Ведущий (читает). «Вызываем всех на бой! Биться будем за настоящий подарок. Если
справитесь со всеми нашими заданиями – подарок ваш, нет – наш! Самые умные и самые
честные мыши на свете! »
Испытания: Соревнования (по выбору воспитателей).
Скороговорки.
Новогодние загадки.
Леопольд: Кажется, с заданием мы справились. Но я теперь коробку открывать не буду,
мур-р.
Ведущий: Хорошо, я открою! (осторожно открывает, ничего не происходит)
Да здесь шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем кого что
ожидает в новом году.
(В коробке лежат цветные шарики из фольги, внутри которых – предметы для шуточного
гадания:
сердечко – любовь
колечко – быть свадьбе
ключик – новоселье
пуговка – обновка в одежде
колёсико – купите или выиграете машину
карта географическая – путешествие
цветочек - быть красивым
конфетка – сладкая жизнь
копейка – к деньгам, и др.)
(Леопольду достаётся кругосветное путешествие. Как только он взял соответствующий
шарик, он побежал готовиться к путешествию, попрощался с детьми).
Ведущий: Вот и узнали мы что-то новое, немного позабытое старинное, но вечное. Из
15
века в век будет передаваться нашим детям, внукам старинные обрядовые праздники
России-матушки нашей! Но мы не прощаемся, а заканчиваем наш большой праздник
пляской с задорной русской частушкой (по выбору музыкального руководителя по теме
праздника).
16