Авторы: Попова Татьяна Васильевна, Рябченко Ирина Леонидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №37 "Соловушка"
Населённый пункт: г.Старый Оскол, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Системно - деятельностный подход как основа эффективности военно-патриотического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Системно - деятельностный подход как основа эффективности военно-
патриотического воспитания дошкольников»
Попова Т.В. , воспитатель,
Рябченко И.Л., воспитатель,
Белгородская обл., г. Старый Оскол
МБДОУ детский сад №37 «Соловушка»,
Старооскольского городского округа
Аннотация:
Системно-деятельностный
подход
к
военно-патриотическому
воспитанию
дошкольников
позволяет
создать
такие
условия,
в
которых
дети
не
являются
пассивными
созерцателями,
а
выступают
активными
участниками
образовательной
деятельности.
Только
в
том
случае,
когда
существует
обратная
связь
между воспитателем и ребѐнком не в готовом виде, а в
процессе активного взаимодействия с окружающим миром,
определяет
его
успешность
на
последующих
этапах
жизненного пути и становятся для него бесценным опытом.
В
условиях
модернизации
и
социальных
преобразований
России
важнейшая роль в культурном и политическом развитии страны отводится
образованию. Во все времена перед людьми стояла задача - воспитать детей
так, чтобы они были опорой в будущем. Среди приоритетных направлений в
воспитании
подрастающего
поколения
одним
из
основных
является
формирование
этического
сознания
и
нравственных
чувств.
Системно-
деятельностный
подход
к
военно-патриотическому
во спитанию
дошкольников
позволяет
создать
такие
условия,
в
которых
дети
не
являются
пассивными
созерцателями,
а
выступают
активными
участниками
образовательной
д е я т е л ь н о с т и .
М а л ы ш и
у ч а т с я
самостоятельно добывать знания, посещая
музеи,
выставки,
наблюдая
окружающую
действительность
во
время
прогулок,
экскурсий, и стараются применять их на
практике.
Воспитанию
патриотических
чувств
у
детей
дошкольного
возраста
способствует
формирование
признания
и
понимания
компонентов
культурного, исторического наследия своих предков, что в результате станет
основой для формирования гордости, уважения, привязанности и любви к
своему родному краю, Родине, Отчизне. Но в последнее время мы всѐ чаще
наблюдаем у подрастающего поколения поверхностные, отчасти искаженные
представления о событиях исторического прошлого нашей страны. Этому
способствовал и тот факт, что на занятиях в детском саду детям отводилась
роль слушателей и наблюдателей, особенно в ознакомлении с окружающим
миром. Образовательная система сегодня стремительно меняется, шагая в
ногу
со
временем.
Военно-патриотическое
воспитание
дошкольников
рассматривается
как
система,
нацеленная
на
результат
-
компетентная
личность с твѐрдой гражданской и нравственной позицией, сформированной
на уровне подсознания. Только в том случае, когда существует обратная связь
между воспитателем и ребѐнком не в готовом виде, а в процессе активного
взаимодействия
с
окружающим
миром,
определяется
его
успешность
на
последующих этапах жизненного пути, и это становится для него бесценным
опытом. Дошкольник может и должен знать, где он живѐт, чем интересна и
неповторима его малая Родина, иметь достаточный объѐм знаний о своей
стране, рассказать, чем она отличается от других стран, что наше Отечество
закалялось в борьбе с врагами, и во имя безоблачного детства лучшие люди
отдали свои жизни на ратных полях.
В
нашем
детском
саду
сформировалась
определѐнная
система
по
патриотическому
воспитанию
старших
дошкольников,
основанная
как
на
традиционных,
апробированных
временем,
так
и
на
инновационных
технологиях и подходах: это интерактивная площадка – музей «Мой край
родной, моя отчизна», квест – игротека «Юные следопыты» (англ. quest -
поиски),
проектное
бюро
«Краеведы».
Одним
из
направлений
деятельностного
подхода
является
организация
работы
со
старшим
поколением каждой семьи ребенка, где еще сохранились воспоминания о
событиях военных лет. В результате был организован коучинг – клуб «Семь –
Я»
(англ.
сoaching
-
обучение,
тренировки).
Ведь
именно
в
семье
закладываются
основы
нравственности,
закрепляются
нормы
поведения,
определяющие
стиль
жизни
детей,
формируются
жизненные
установки,
планы и способы их достижения. Отличительной особенностью деятельности
клуба, стало то, что ведущими, т.е коучерами могут быть как дети, так и
родители,
бабушки
и
дедушки.
Темы
заседаний
клуба
выбираются
по
инициативе
самих
детей
или
родителей.
Воспитатель
легко,
ненавязчиво
подводит воспитанников к той тематике, которая бы могла быть актуальной в
данный момент. Так были организованы встречи «Бессмертный полк и моя
семья»,
«У
дедушки
в
гостях»,
«Боевая
слава Старооскольского края», «Во славу
родного города» (о профессиях родителей,
работ ающих
на
г р а д о о б р а зу ю щ и х
предприятиях).
Во
время
беседы
за
круглым столом «Мой семейный альбом»
дети с интересом слушали рассказы своих
родителей
о
дедушках
и
бабушках
–
ветеранах Великой Отечественной Войны,
двое из которых Амелин Н.П. и Губанов
В.В. участвовали в освобождении Старого Оскола. Беседа сопровождалась
показом фотографий военных лет из семейных архивов. Формы проведения
встреч могут быть самыми разнообразными – это и викторины, и концерты,
мастер – классы, круглые столы. Завершающим моментом каждой встречи в
коучинг – клубе стало изготовление какого – либо продукта: стенгазеты
«Наша гордость», боевого листка, письмо ветерану ВОВ, коллажа «Памятные
места Старого Оскола», концерта «Песни военных времѐн», поделки для
бабушки. Полюбившимся занятием для наших детей стала деятельность в
квест – игротеке «Юные следопыты». Педагогическая ценность данного вида
деятельности состоит в том, что дети сами, собственными силами, используя
свои знания, находит ответы. Новая форма воздействия на патриотические
чувства дошкольников оправдала наши надежды. Дети с увлечением изучают
новый материал по краеведению, задают больше вопросов об истории страны
и
родного
города.
Сюжет
игры
всегда
познавательный
и
увлекательный,
содержит
элементы
соревнования,
даѐт
возможность
творчески
проявить
себя,
работать
индивидуально
и
в
команде.
Организация
подобных
мероприятий напоминает ранее популярную игру «Зарница». В детском саду
используется еѐ адаптивный вариант: дети, чтобы добраться до какой - то
цели, должны переходить с одной станции на другую, отвечая на вопросы
или выполняя задания определѐнной тематики, например «Природа родного
края»,
«Геральдика
Белогорья!»
«Наша
гордость»,
«По
местам
боевой
Славы», «География родного края». Организация квест – игры позволяет
педагогу сделать работу по данному направлению предельно разнообразной и
целостной, сформировать гражданскую позицию дошкольников посредством
включения
их
в
активную
исследовательскую
деятельность
игрового
характера. В проектном бюро «Краеведы» дети знакомятся с материалами по
истории родного края, своей страны, уточняют и закрепляют свои знания и
оформляют
свои
мини
–
проекты
в
форме
Лэпбука
(англ.
lapbook
-
интерактивная папка на заданную тему). Тематика лэпбуков разнообразна -
это «Памятники Старого Оскола», «Семь чудес Белогорья», «По местам
боевой Славы», «Моя семья в истории Отечества». Эти рукотворные пособия
позволяют
закрепить
и
систематизировать
изученный
материал,
а
возвращение
к
содержимому
папки
в
дальнейшем
поможет
освежить
в
памяти пройденные темы.
Проводимая в нашем детском саду работа способствует становлению
характера
дошкольников,
спо собствует
р о с т у
самосознания,
расширяет
кругозор,
формирует
жизненную
позицию.
Таким
образом,
системно
-
деятельностный
подход
к
воспитанию
патриотических
ч у в с т в
п о з в о л я е т
н а м
з а л о ж и т ь
ф у н д а м е н т
гражданственности
-
осознания
своей
причастности
к
Родине,
ее
народу,
ее
корням
и
истокам
с
детства.
И
можно
надеяться,
что
мы
воспитываем
настоящего
патриота, любящего свою Родину.
Список использованной литературы.
1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М.,
Просвещение, 1990
2. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. -
М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2003.
3.
Кондрыкинская
Л.А.
Занятия
по
патриотическому
воспитанию
в
ДОУ. - М: ТЦ Сфера, 2010.