Напоминание

"Системно - деятельностный подход как основа эффективности военно-патриотического воспитания дошкольников"


Авторы: Попова Татьяна Васильевна, Рябченко Ирина Леонидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №37 "Соловушка"
Населённый пункт: г.Старый Оскол, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Системно - деятельностный подход как основа эффективности военно-патриотического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Системно - деятельностный подход как основа эффективности военно-

патриотического воспитания дошкольников»

Попова Т.В. , воспитатель,

Рябченко И.Л., воспитатель,

Белгородская обл., г. Старый Оскол

МБДОУ детский сад №37 «Соловушка»,

Старооскольского городского округа

Аннотация:

Системно-деятельностный

подход

к

военно-патриотическому

воспитанию

дошкольников

позволяет

создать

такие

условия,

в

которых

дети

не

являются

пассивными

созерцателями,

а

выступают

активными

участниками

образовательной

деятельности.

Только

в

том

случае,

когда

существует

обратная

связь

между воспитателем и ребѐнком не в готовом виде, а в

процессе активного взаимодействия с окружающим миром,

определяет

его

успешность

на

последующих

этапах

жизненного пути и становятся для него бесценным опытом.

В

условиях

модернизации

и

социальных

преобразований

России

важнейшая роль в культурном и политическом развитии страны отводится

образованию. Во все времена перед людьми стояла задача - воспитать детей

так, чтобы они были опорой в будущем. Среди приоритетных направлений в

воспитании

подрастающего

поколения

одним

из

основных

является

формирование

этического

сознания

и

нравственных

чувств.

Системно-

деятельностный

подход

к

военно-патриотическому

во спитанию

дошкольников

позволяет

создать

такие

условия,

в

которых

дети

не

являются

пассивными

созерцателями,

а

выступают

активными

участниками

образовательной

д е я т е л ь н о с т и .

М а л ы ш и

у ч а т с я

самостоятельно добывать знания, посещая

музеи,

выставки,

наблюдая

окружающую

действительность

во

время

прогулок,

экскурсий, и стараются применять их на

практике.

Воспитанию

патриотических

чувств

у

детей

дошкольного

возраста

способствует

формирование

признания

и

понимания

компонентов

культурного, исторического наследия своих предков, что в результате станет

основой для формирования гордости, уважения, привязанности и любви к

своему родному краю, Родине, Отчизне. Но в последнее время мы всѐ чаще

наблюдаем у подрастающего поколения поверхностные, отчасти искаженные

представления о событиях исторического прошлого нашей страны. Этому

способствовал и тот факт, что на занятиях в детском саду детям отводилась

роль слушателей и наблюдателей, особенно в ознакомлении с окружающим

миром. Образовательная система сегодня стремительно меняется, шагая в

ногу

со

временем.

Военно-патриотическое

воспитание

дошкольников

рассматривается

как

система,

нацеленная

на

результат

-

компетентная

личность с твѐрдой гражданской и нравственной позицией, сформированной

на уровне подсознания. Только в том случае, когда существует обратная связь

между воспитателем и ребѐнком не в готовом виде, а в процессе активного

взаимодействия

с

окружающим

миром,

определяется

его

успешность

на

последующих этапах жизненного пути, и это становится для него бесценным

опытом. Дошкольник может и должен знать, где он живѐт, чем интересна и

неповторима его малая Родина, иметь достаточный объѐм знаний о своей

стране, рассказать, чем она отличается от других стран, что наше Отечество

закалялось в борьбе с врагами, и во имя безоблачного детства лучшие люди

отдали свои жизни на ратных полях.

В

нашем

детском

саду

сформировалась

определѐнная

система

по

патриотическому

воспитанию

старших

дошкольников,

основанная

как

на

традиционных,

апробированных

временем,

так

и

на

инновационных

технологиях и подходах: это интерактивная площадка – музей «Мой край

родной, моя отчизна», квест – игротека «Юные следопыты» (англ. quest -

поиски),

проектное

бюро

«Краеведы».

Одним

из

направлений

деятельностного

подхода

является

организация

работы

со

старшим

поколением каждой семьи ребенка, где еще сохранились воспоминания о

событиях военных лет. В результате был организован коучинг – клуб «Семь –

Я»

(англ.

сoaching

-

обучение,

тренировки).

Ведь

именно

в

семье

закладываются

основы

нравственности,

закрепляются

нормы

поведения,

определяющие

стиль

жизни

детей,

формируются

жизненные

установки,

планы и способы их достижения. Отличительной особенностью деятельности

клуба, стало то, что ведущими, т.е коучерами могут быть как дети, так и

родители,

бабушки

и

дедушки.

Темы

заседаний

клуба

выбираются

по

инициативе

самих

детей

или

родителей.

Воспитатель

легко,

ненавязчиво

подводит воспитанников к той тематике, которая бы могла быть актуальной в

данный момент. Так были организованы встречи «Бессмертный полк и моя

семья»,

«У

дедушки

в

гостях»,

«Боевая

слава Старооскольского края», «Во славу

родного города» (о профессиях родителей,

работ ающих

на

г р а д о о б р а зу ю щ и х

предприятиях).

Во

время

беседы

за

круглым столом «Мой семейный альбом»

дети с интересом слушали рассказы своих

родителей

о

дедушках

и

бабушках

ветеранах Великой Отечественной Войны,

двое из которых Амелин Н.П. и Губанов

В.В. участвовали в освобождении Старого Оскола. Беседа сопровождалась

показом фотографий военных лет из семейных архивов. Формы проведения

встреч могут быть самыми разнообразными – это и викторины, и концерты,

мастер – классы, круглые столы. Завершающим моментом каждой встречи в

коучинг – клубе стало изготовление какого – либо продукта: стенгазеты

«Наша гордость», боевого листка, письмо ветерану ВОВ, коллажа «Памятные

места Старого Оскола», концерта «Песни военных времѐн», поделки для

бабушки. Полюбившимся занятием для наших детей стала деятельность в

квест – игротеке «Юные следопыты». Педагогическая ценность данного вида

деятельности состоит в том, что дети сами, собственными силами, используя

свои знания, находит ответы. Новая форма воздействия на патриотические

чувства дошкольников оправдала наши надежды. Дети с увлечением изучают

новый материал по краеведению, задают больше вопросов об истории страны

и

родного

города.

Сюжет

игры

всегда

познавательный

и

увлекательный,

содержит

элементы

соревнования,

даѐт

возможность

творчески

проявить

себя,

работать

индивидуально

и

в

команде.

Организация

подобных

мероприятий напоминает ранее популярную игру «Зарница». В детском саду

используется еѐ адаптивный вариант: дети, чтобы добраться до какой - то

цели, должны переходить с одной станции на другую, отвечая на вопросы

или выполняя задания определѐнной тематики, например «Природа родного

края»,

«Геральдика

Белогорья!»

«Наша

гордость»,

«По

местам

боевой

Славы», «География родного края». Организация квест – игры позволяет

педагогу сделать работу по данному направлению предельно разнообразной и

целостной, сформировать гражданскую позицию дошкольников посредством

включения

их

в

активную

исследовательскую

деятельность

игрового

характера. В проектном бюро «Краеведы» дети знакомятся с материалами по

истории родного края, своей страны, уточняют и закрепляют свои знания и

оформляют

свои

мини

проекты

в

форме

Лэпбука

(англ.

lapbook

-

интерактивная папка на заданную тему). Тематика лэпбуков разнообразна -

это «Памятники Старого Оскола», «Семь чудес Белогорья», «По местам

боевой Славы», «Моя семья в истории Отечества». Эти рукотворные пособия

позволяют

закрепить

и

систематизировать

изученный

материал,

а

возвращение

к

содержимому

папки

в

дальнейшем

поможет

освежить

в

памяти пройденные темы.

Проводимая в нашем детском саду работа способствует становлению

характера

дошкольников,

спо собствует

р о с т у

самосознания,

расширяет

кругозор,

формирует

жизненную

позицию.

Таким

образом,

системно

-

деятельностный

подход

к

воспитанию

патриотических

ч у в с т в

п о з в о л я е т

н а м

з а л о ж и т ь

ф у н д а м е н т

гражданственности

-

осознания

своей

причастности

к

Родине,

ее

народу,

ее

корням

и

истокам

с

детства.

И

можно

надеяться,

что

мы

воспитываем

настоящего

патриота, любящего свою Родину.

Список использованной литературы.

1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М.,

Просвещение, 1990

2. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. -

М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2003.

3.

Кондрыкинская

Л.А.

Занятия

по

патриотическому

воспитанию

в

ДОУ. - М: ТЦ Сфера, 2010.



В раздел образования