Автор: Ефимов Сергей Иванович
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Никольск Пензенской области
Наименование материала: публичный доклад
Тема: Праздники малочисленных народов области
Раздел: среднее образование
III региональная научно–практическая конференция учащихся «Природно-культурное и
духовное наследие Пензенской области»
Секция: Духовное наследие Пензенской области
«Праздники малочисленных народов
Пензенской области»
МБОУ СОШ №4 г. Никольска Пензенской области
10 «А» класс
Задков Владимир
Научный руководитель:
Учитель географии
Ефимов Сергей Иванович
Оглавление.
1.
Введение:
Мордва - малочисленная группа проживающая в Никольском районе …………….3
2.
Основная часть:
Праздники малочисленных народов Пензенской области……………………………4
3.
Заключение………………………………………………………………………..8
2
Введение:
Цель работы познакомить молодежь с обычаями и праздниками мордвы Никольского
региона.
Задача: Показать всю красоту и широту мордовской души.
Методы исследования: собственные наблюдения, а так же рассказы старожилов села
БольшоеПермиёво, Никольского района.
В данный промежуток времени, мордва как народ начинает, увы становиться
малочисленной группой, новые поколения не относят себя к этому интересному и
душевному народу. Люди стали в диалоге употреблять слово мордвин и мордовка как
нарицательное,
обозначающее
глупость
и
некую
неряшливость
того
человека,
к
которому идет обращение. Это часто задевает людей, которые слышат это со стороны и
сами относятся к этому немногочисленному народу.
Люди начинают забывать эту
великую
историю
мордвы,
которая
перенесла
столько
горестей
и
страданий,
от
огромных переселений до войн и региональных конфликтов. И сегодня я хотел бы вам
показать насколько душевна и добра эта мордва.
Во всем мире насчитывается около восьмисот тысяч человек, которые являются
мордвой,
основная
их
часть
проживает
на
территории
Мордовской
республики,
и
близлежащих к ней областях. Также мордва проживает и на территориях бывших
советских республик. В Пензенской области насчитывается 54 тысячи 703 человека по
переписи населения 2010 года, в Никольском районе примерно 4000 тысячи мордвы. На
данный момент эти цифры постоянно уменьшаются, и по самым приблизительным
расчетам,
к
началу
следующего
века
мордва
как
народность
может
пропасть
с
территории нашего района, и области. Именно из-за этого я решил написать свою
работу, показать людям, что не стоит отклоняться от своей национальности и забывать
свои корни. Также я хочу ознакомить молодёжь с праздниками и обычаями мордвы
нашего региона. Показать всю красоту и широту мордовской души. А также хочется
сохранить
эти
праздники,
с
их
пестротой,
и
этим
присущим
мордве
изыском
и
масштабом. Этим хлебосольством и дружественностью, принимая каждого гостя на
праздник как родного.
3
Основная часть:
При написании работы я полностью опирался на свои знания и наблюдения, а
также на рассказы старожилов села Большое Пермиево, Никольского района. Именно о
празднике, проходящем в этом селе, пойдет речь в моей работе.
Примерно с 16 века в среду мордвы стало проникать православие.
Главной составной частью духовной культуры мордовского народа являются
народные
обряды,
объединяющие
элементы
устно-поэтического
творчества,
декоративно-прикладного
искусства.
Они
разделяются
на
сезонные,
связанные
с
традиционными
занятиями
(земледелием,
скотоводством,
пчеловодством
и
др.),
семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.В обрядах
мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов.
Важной
составляющей
традиций
мордовского
народа
являлись
обряды,
посвященные
бытовой
составляющей
хозяйственной
деятельности.
Главный
смысл
заключался в достижении плодородия, сохранении здоровья людей и животных и
предостережении
от
неприятностей.
Эти
обряды
относились
к
конкретным
календарным срокам: началу или завершению каких-то полевых работ, зимнему и
летнему солнцестоянию, первому выгону скота на пастбище, началу сбора мёда и т.п. В
это
время,
обычно,
проводились
обряды
моления
языческим
богам,
а
после
—
христианским святым.
Когда
проводились
празднества,
было
много
и
игровых
действий:
песни,
ряжение, пляски и т.д.
Сегодня я хотел бы рассказать о таком празднике, как «Тундонь Ильтема», в
дословном
переводе
проводы
весны,
он
настолько
переплетен
с
язычеством
и
христианством,
что
можно
запутаться.
Проводится
он
через
неделю
после
православного праздника «Троица».
До этого проводится еще один ритуал, на следующий день после православного
праздника «Троица» на полянке возле сельского клуба 2 березки наряжаются в платки,
которые
женщины
носили
на
поля
во
время
посевных
работ.
Люди
танцуют
с
березками,
поют
песни
и
частушки.
Все
это
сопровождается
виртуозной
игрой
гармониста на гармони. Через некоторое время люди с березками идут к реке, Айве.
4
Это место, самый въезд в деревню, на мосту. Люди танцуют с березками, а
вскоре женщины забирают свои платки, и два молодых парня выкидывают березки в
реку. Почему парни, все из-за приметы, если поплывет березка по течению и не
застрянет, то парень в этом году обязательно женится, а если уж не поплывет, то значит
не судьба. Этот ритуал появился у мордвы после принятия христианства, до этого
такого не было, было сразу Тундунь Ильтема.
Ровно
через
неделю
проводится
праздник
«Тундунь
Ильтема»
в
дословном
переводе «Проводы весны», либо «Тундунь конь», перевод следовательно «Проводы
коня», или просто, как называют его в народе, «Проводы весны или коня».
До принятия христианства этот праздник являлся ритуалом приношения богам
жертвы в виде коня, и проводился после окончания полевых работ, для того чтобы
задобрить
богов
и
попросить
у
них
хороший
урожай
и
хорошей
погоды.
Что
примечательно, с принятием христианства этот праздник не ушел в историю, а остался
и проводится по сей день, несмотря на то, что многое поменялось, но смысл остался тот
же. Всем селом собирали деньги на жертвенного коня, наряжали березку и праздновали,
все
приносили
все
что
могли
на
праздничный
стол,
танцевали,
пели
песни,
рассказывали приметы и истории.
Перед
праздником,
который
проводится
в
наше
время,идет
огромная
подготовительная работа, первым этапом является поход молодых парней в лес за
березкой, выбирают самую пышную и красивую, примечательно то, что приносят не
одну,
а
сразу
несколько
березок,
для
того
чтобы
женщины
своим
зорким
глазом
выбрали. Оставшиеся березки разбирают по веточкам, и в знак приближения праздника
вешают на пороге дома и на наличники. Каждый год на обоих концах села березки
различные, и каждая по своему красива, по-своему зеленая. Почему именно березка,
спросите вы, а все из-за того, что береза была всегда исконно мордовским деревом,
похожим на хрупкую и спокойную мордовскуюдевушку, со всей широтой её души.
Вторым
этапом
праздника
является
украшение
привезенной
березки,
превращение её в красавицу. Женщины заранее собираются в определенном месте и
под песни и мордовский фольклор создают цветы из бумаги, маленькие гармошки и
различные украшения. На обоих концах села есть свои особенности в создании цветов
и
выбора
цвета
бумаги,
эти
нюансы
передаются
молодому
поколению
методом
совместного нарежания и сопровождающих это все напеваний песен и рассказывания
историй о природе и её жизни, многие приметы и поверья, связанные с данным
праздником.. После того как березку нарядили, она становиться настолько красивой и
яркой, что уже начинаешь чувствовать уход весны и приход лета, она, можно сказать,
светится радостью и приближает лето. В наряжении активно принимают участие как
бабушки, так и маленькие дети. Окончанием украшения березки может послужить
5
создание верхушки, самой яркой и пестрой части зеленой красавицы. С верхушкой
связано
много
поверий,
которые
я
расскажу
вам
ближе
к
окончанию
моего
повествования.
Дальше две толпы людей, возглавляемые наряженными березками, движутся к
центру села, оба шествия сопровождаются пением песен и частушек, слышна музыка
гармони, и басовый голос гармониста, который подбадривает и веселит всех идущих
смешными
песенками
а
порой
и
нецензурными
частушками,
выглядит
это
очень
впечатляюще.
И
что
примечательно:колонна
с
березкой
с
нижней
стороны
села
приходит к месту встречи всегда раньше, чем другая.
В
центре
села
две
красавицы
березки
встречаются
и
вот
начинается
сам
праздник, люди идут и идут, некоторые танцуют, другие просто наслаждаются хорошей
погодой и красотой березок, любой желающий может взять зеленую красавицу и
потанцевать с ней. Если вы заметили, я березку ни разу не назвал, просто березой, а все
это
из-за
того,
что
каждый
год,
каждая
новая
красавица
становится
для
каждого
присутствующего настолько родной и дорогой, что все начинают называть её ласково,
как бы не хотя её обидеть.
Люди
танцуют,
поют,
слышна
и
музыка
современных
исполнителей,
и
мордовский фольклор, частушки, большинство из которых на мордовском, связанных с
данным праздником, с приметами и, конечно же, всеми полюбившимися березками.
Во
дворе
одного
из
домов,
втайне
от
всех
пришедших,
создается
конь,
из
огромного брезента. Эта тайна уже не столько тайна, лишь из-за того, что каждый год
конь появляется снова и снова. Хвост и гриву заменяет мочало. В создании коня всегда
принимают
участие
пожилые,
уже
опытные
люди,
они
делятся
своим
опытом
с
молодежью,
показывают,
как
нужно
правильно
наряжать,
и
какие
аспекты
нужно
соблюдать. А нюансов в создании очень много, от того, как натянуть брезент на каркас,
и до того, насколько лохматым нужен хвост и грива. В костюм коня же в свою очередь
встают два молодых человека, так как бегать с такой тяжестью и танцевать, нужна
неимоверная сила. Каркас, накрытый брезентом, достигает 50 килограммов, и с этой
тяжестью нужно танцевать, бегать и развлекать народ на протяжении всего вечера.
6
Наконец открываются ворота и выходит, даже выбегает конь, его за уздцы
держит
конюх,
быть
конюхом
на
празднике
очень
престижно,
в
руках
у
него
внушительный кнут, которым он частенько хлыстает коня, за то что тот налетает на
людей, бывает кнутом достается и людям, за то что некоторые хотят дернуть коняшку за
хвост.
Конь танцует и веселится, периодично набегая на людей, и пытаясь свалить кого-
нибудь, за это он получает кнутом от конюха. Также у коня, тоесть у того кто стоит в
задней части коня, в руках есть бутылка с водой, импровизация сами понимаете чего,
частенько конь поднимает заднее копыто и обливает попавшихся людей водой. На
несколько минут конь уходит обратно во двор, для того что бы поменять тех, кто в
костюме, а также поправить сам костюм и еще раз закрепить, ну и, конечно же,
поменять
воду
в
бутылке.
В
то
время,
когда
конь
уходит,
один
из
мужиков,
задействованных в создании костюма коняшки,
ходит и собирает деньги в шапку,
деньги, можно сказать, на корм коню.
Вот уже приближается вечер, и все в сопровождении коня и березок идут в конец
села,
на
большое
поле,
огромные
толпы
людей,
возглавляемые
двумя
березками,
которые несут две пары, молодые девушка и парень, молодые люди символизируют
уходящую весну. По обычаю березки должны нести девушка с парнем, раньше парни
бегали по селу в поисках девушки, по примете считалось и по сей день считается что
пара несущая венок в этом году женится, поэтому на празднике всегда было мало
девушек, они просто прятались дома по погребам и подвалам, что бы их не поймали
нести
венок.
Сейчас
конечно
же
не
так,
березку
может
нести
любой
желающий.
Примечательно то, что люди идут не по прямой дороге, а в её обход. Всё это из-за того,
что на главной улице стоит церковь, и именно по ней несут умерших к кладбищу.
Длинные
колонны
людей
разбрелись
по
всему
свободному
пространству,
слышны
песни, которые разлетаются со всех сторон. Конь бегает от начала колонны до её конца,
танцуя и резвясь, и также обливая всех попавшихся.
7
Увы, но не всегда удавалось донести березки до конца села. Для начала я хотел
бы сказать, что происходит с ней, по традиции березки раздирают, целая толпа людей
накидывается на зеленых красавиц, и каждый пытается оторвать себе хотя бы один
цветочек, который потом уносят домой и хранят целый год, считается, что он приносит
удачу.Пора сказать, что связанно с верхушкой, если вы помните, в начале я говорил о
том, что самоё красивое на березке-это её верхушка, цветная и яркая, примета гласит о
том, что тот, кто сорвет верхушку березки, обязательно в этом году женится или выйдет
замуж, а если не жениться, то этот год будет для него самый лучший и удачный в его
жизни, именно поэтому на раздирание березки всегда идут молодые парни, и лишь
изредка девушки, но и бабушки не стоят в стороне, все стремятся отхватить кусочек
счастья. От центра села до поля березки охраняют парни с дубинками, и каждого,
который захочет сорвать цветочек или накинутся на березки, сразу бьют дубинами.
Бывали случаи, когда березку не доносили до поля и накидывались на неё раньше
времени.
Вы
бы
только
видели
это
зрелище!
Люди
накидываются
на
березу
и,
расталкивая всех, начинают её раздирать. Коня разбирают, и все расходятся. Раньше же
коня резали и готовили большое блюдо и пировали всем селом. Вот и весь праздник.
Все счастливые и веселые расходятся по домам, где продолжают праздновать в узком
семейном кругу.
Заключение:
Исследование
и
сохранение
традиций
малочисленных
народов,
населяющих
нашу большую Родину, даёт надежду, что они не исчезнут и не будут забыты. Мы,
молодое поколение, помним, интересуемся и продолжаем традиции наших предков.
Данная исследовательская работа расширила не только мои знания, но и привлекла к
этой теме учащихся моей школы.
В конце хочу пригласить вас всех, и обещаю, что время, проведенное в компании
веселого коня и доброжелательной мордвы вы не забудете ни когда, и каждый год вас
будет тянуть сюда снова и снова.
8