Напоминание

Праздники малочисленных народов области


Автор: Ефимов Сергей Иванович
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Никольск Пензенской области
Наименование материала: публичный доклад
Тема: Праздники малочисленных народов области
Раздел: среднее образование





Назад




III региональная научно–практическая конференция учащихся «Природно-культурное и

духовное наследие Пензенской области»

Секция: Духовное наследие Пензенской области

«Праздники малочисленных народов

Пензенской области»

МБОУ СОШ №4 г. Никольска Пензенской области

10 «А» класс

Задков Владимир

Научный руководитель:

Учитель географии

Ефимов Сергей Иванович

Оглавление.

1.

Введение:

Мордва - малочисленная группа проживающая в Никольском районе …………….3

2.

Основная часть:

Праздники малочисленных народов Пензенской области……………………………4

3.

Заключение………………………………………………………………………..8

2

Введение:

Цель работы познакомить молодежь с обычаями и праздниками мордвы Никольского

региона.

Задача: Показать всю красоту и широту мордовской души.

Методы исследования: собственные наблюдения, а так же рассказы старожилов села

БольшоеПермиёво, Никольского района.

В данный промежуток времени, мордва как народ начинает, увы становиться

малочисленной группой, новые поколения не относят себя к этому интересному и

душевному народу. Люди стали в диалоге употреблять слово мордвин и мордовка как

нарицательное,

обозначающее

глупость

и

некую

неряшливость

того

человека,

к

которому идет обращение. Это часто задевает людей, которые слышат это со стороны и

сами относятся к этому немногочисленному народу.

Люди начинают забывать эту

великую

историю

мордвы,

которая

перенесла

столько

горестей

и

страданий,

от

огромных переселений до войн и региональных конфликтов. И сегодня я хотел бы вам

показать насколько душевна и добра эта мордва.

Во всем мире насчитывается около восьмисот тысяч человек, которые являются

мордвой,

основная

их

часть

проживает

на

территории

Мордовской

республики,

и

близлежащих к ней областях. Также мордва проживает и на территориях бывших

советских республик. В Пензенской области насчитывается 54 тысячи 703 человека по

переписи населения 2010 года, в Никольском районе примерно 4000 тысячи мордвы. На

данный момент эти цифры постоянно уменьшаются, и по самым приблизительным

расчетам,

к

началу

следующего

века

мордва

как

народность

может

пропасть

с

территории нашего района, и области. Именно из-за этого я решил написать свою

работу, показать людям, что не стоит отклоняться от своей национальности и забывать

свои корни. Также я хочу ознакомить молодёжь с праздниками и обычаями мордвы

нашего региона. Показать всю красоту и широту мордовской души. А также хочется

сохранить

эти

праздники,

с

их

пестротой,

и

этим

присущим

мордве

изыском

и

масштабом. Этим хлебосольством и дружественностью, принимая каждого гостя на

праздник как родного.

3

Основная часть:

При написании работы я полностью опирался на свои знания и наблюдения, а

также на рассказы старожилов села Большое Пермиево, Никольского района. Именно о

празднике, проходящем в этом селе, пойдет речь в моей работе.

Примерно с 16 века в среду мордвы стало проникать православие.

Главной составной частью духовной культуры мордовского народа являются

народные

обряды,

объединяющие

элементы

устно-поэтического

творчества,

декоративно-прикладного

искусства.

Они

разделяются

на

сезонные,

связанные

с

традиционными

занятиями

(земледелием,

скотоводством,

пчеловодством

и

др.),

семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.В обрядах

мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов.

Важной

составляющей

традиций

мордовского

народа

являлись

обряды,

посвященные

бытовой

составляющей

хозяйственной

деятельности.

Главный

смысл

заключался в достижении плодородия, сохранении здоровья людей и животных и

предостережении

от

неприятностей.

Эти

обряды

относились

к

конкретным

календарным срокам: началу или завершению каких-то полевых работ, зимнему и

летнему солнцестоянию, первому выгону скота на пастбище, началу сбора мёда и т.п. В

это

время,

обычно,

проводились

обряды

моления

языческим

богам,

а

после

христианским святым.

Когда

проводились

празднества,

было

много

и

игровых

действий:

песни,

ряжение, пляски и т.д.

Сегодня я хотел бы рассказать о таком празднике, как «Тундонь Ильтема», в

дословном

переводе

проводы

весны,

он

настолько

переплетен

с

язычеством

и

христианством,

что

можно

запутаться.

Проводится

он

через

неделю

после

православного праздника «Троица».

До этого проводится еще один ритуал, на следующий день после православного

праздника «Троица» на полянке возле сельского клуба 2 березки наряжаются в платки,

которые

женщины

носили

на

поля

во

время

посевных

работ.

Люди

танцуют

с

березками,

поют

песни

и

частушки.

Все

это

сопровождается

виртуозной

игрой

гармониста на гармони. Через некоторое время люди с березками идут к реке, Айве.

4

Это место, самый въезд в деревню, на мосту. Люди танцуют с березками, а

вскоре женщины забирают свои платки, и два молодых парня выкидывают березки в

реку. Почему парни, все из-за приметы, если поплывет березка по течению и не

застрянет, то парень в этом году обязательно женится, а если уж не поплывет, то значит

не судьба. Этот ритуал появился у мордвы после принятия христианства, до этого

такого не было, было сразу Тундунь Ильтема.

Ровно

через

неделю

проводится

праздник

«Тундунь

Ильтема»

в

дословном

переводе «Проводы весны», либо «Тундунь конь», перевод следовательно «Проводы

коня», или просто, как называют его в народе, «Проводы весны или коня».

До принятия христианства этот праздник являлся ритуалом приношения богам

жертвы в виде коня, и проводился после окончания полевых работ, для того чтобы

задобрить

богов

и

попросить

у

них

хороший

урожай

и

хорошей

погоды.

Что

примечательно, с принятием христианства этот праздник не ушел в историю, а остался

и проводится по сей день, несмотря на то, что многое поменялось, но смысл остался тот

же. Всем селом собирали деньги на жертвенного коня, наряжали березку и праздновали,

все

приносили

все

что

могли

на

праздничный

стол,

танцевали,

пели

песни,

рассказывали приметы и истории.

Перед

праздником,

который

проводится

в

наше

время,идет

огромная

подготовительная работа, первым этапом является поход молодых парней в лес за

березкой, выбирают самую пышную и красивую, примечательно то, что приносят не

одну,

а

сразу

несколько

березок,

для

того

чтобы

женщины

своим

зорким

глазом

выбрали. Оставшиеся березки разбирают по веточкам, и в знак приближения праздника

вешают на пороге дома и на наличники. Каждый год на обоих концах села березки

различные, и каждая по своему красива, по-своему зеленая. Почему именно березка,

спросите вы, а все из-за того, что береза была всегда исконно мордовским деревом,

похожим на хрупкую и спокойную мордовскуюдевушку, со всей широтой её души.

Вторым

этапом

праздника

является

украшение

привезенной

березки,

превращение её в красавицу. Женщины заранее собираются в определенном месте и

под песни и мордовский фольклор создают цветы из бумаги, маленькие гармошки и

различные украшения. На обоих концах села есть свои особенности в создании цветов

и

выбора

цвета

бумаги,

эти

нюансы

передаются

молодому

поколению

методом

совместного нарежания и сопровождающих это все напеваний песен и рассказывания

историй о природе и её жизни, многие приметы и поверья, связанные с данным

праздником.. После того как березку нарядили, она становиться настолько красивой и

яркой, что уже начинаешь чувствовать уход весны и приход лета, она, можно сказать,

светится радостью и приближает лето. В наряжении активно принимают участие как

бабушки, так и маленькие дети. Окончанием украшения березки может послужить

5

создание верхушки, самой яркой и пестрой части зеленой красавицы. С верхушкой

связано

много

поверий,

которые

я

расскажу

вам

ближе

к

окончанию

моего

повествования.

Дальше две толпы людей, возглавляемые наряженными березками, движутся к

центру села, оба шествия сопровождаются пением песен и частушек, слышна музыка

гармони, и басовый голос гармониста, который подбадривает и веселит всех идущих

смешными

песенками

а

порой

и

нецензурными

частушками,

выглядит

это

очень

впечатляюще.

И

что

примечательно:колонна

с

березкой

с

нижней

стороны

села

приходит к месту встречи всегда раньше, чем другая.

В

центре

села

две

красавицы

березки

встречаются

и

вот

начинается

сам

праздник, люди идут и идут, некоторые танцуют, другие просто наслаждаются хорошей

погодой и красотой березок, любой желающий может взять зеленую красавицу и

потанцевать с ней. Если вы заметили, я березку ни разу не назвал, просто березой, а все

это

из-за

того,

что

каждый

год,

каждая

новая

красавица

становится

для

каждого

присутствующего настолько родной и дорогой, что все начинают называть её ласково,

как бы не хотя её обидеть.

Люди

танцуют,

поют,

слышна

и

музыка

современных

исполнителей,

и

мордовский фольклор, частушки, большинство из которых на мордовском, связанных с

данным праздником, с приметами и, конечно же, всеми полюбившимися березками.

Во

дворе

одного

из

домов,

втайне

от

всех

пришедших,

создается

конь,

из

огромного брезента. Эта тайна уже не столько тайна, лишь из-за того, что каждый год

конь появляется снова и снова. Хвост и гриву заменяет мочало. В создании коня всегда

принимают

участие

пожилые,

уже

опытные

люди,

они

делятся

своим

опытом

с

молодежью,

показывают,

как

нужно

правильно

наряжать,

и

какие

аспекты

нужно

соблюдать. А нюансов в создании очень много, от того, как натянуть брезент на каркас,

и до того, насколько лохматым нужен хвост и грива. В костюм коня же в свою очередь

встают два молодых человека, так как бегать с такой тяжестью и танцевать, нужна

неимоверная сила. Каркас, накрытый брезентом, достигает 50 килограммов, и с этой

тяжестью нужно танцевать, бегать и развлекать народ на протяжении всего вечера.

6

Наконец открываются ворота и выходит, даже выбегает конь, его за уздцы

держит

конюх,

быть

конюхом

на

празднике

очень

престижно,

в

руках

у

него

внушительный кнут, которым он частенько хлыстает коня, за то что тот налетает на

людей, бывает кнутом достается и людям, за то что некоторые хотят дернуть коняшку за

хвост.

Конь танцует и веселится, периодично набегая на людей, и пытаясь свалить кого-

нибудь, за это он получает кнутом от конюха. Также у коня, тоесть у того кто стоит в

задней части коня, в руках есть бутылка с водой, импровизация сами понимаете чего,

частенько конь поднимает заднее копыто и обливает попавшихся людей водой. На

несколько минут конь уходит обратно во двор, для того что бы поменять тех, кто в

костюме, а также поправить сам костюм и еще раз закрепить, ну и, конечно же,

поменять

воду

в

бутылке.

В

то

время,

когда

конь

уходит,

один

из

мужиков,

задействованных в создании костюма коняшки,

ходит и собирает деньги в шапку,

деньги, можно сказать, на корм коню.

Вот уже приближается вечер, и все в сопровождении коня и березок идут в конец

села,

на

большое

поле,

огромные

толпы

людей,

возглавляемые

двумя

березками,

которые несут две пары, молодые девушка и парень, молодые люди символизируют

уходящую весну. По обычаю березки должны нести девушка с парнем, раньше парни

бегали по селу в поисках девушки, по примете считалось и по сей день считается что

пара несущая венок в этом году женится, поэтому на празднике всегда было мало

девушек, они просто прятались дома по погребам и подвалам, что бы их не поймали

нести

венок.

Сейчас

конечно

же

не

так,

березку

может

нести

любой

желающий.

Примечательно то, что люди идут не по прямой дороге, а в её обход. Всё это из-за того,

что на главной улице стоит церковь, и именно по ней несут умерших к кладбищу.

Длинные

колонны

людей

разбрелись

по

всему

свободному

пространству,

слышны

песни, которые разлетаются со всех сторон. Конь бегает от начала колонны до её конца,

танцуя и резвясь, и также обливая всех попавшихся.

7

Увы, но не всегда удавалось донести березки до конца села. Для начала я хотел

бы сказать, что происходит с ней, по традиции березки раздирают, целая толпа людей

накидывается на зеленых красавиц, и каждый пытается оторвать себе хотя бы один

цветочек, который потом уносят домой и хранят целый год, считается, что он приносит

удачу.Пора сказать, что связанно с верхушкой, если вы помните, в начале я говорил о

том, что самоё красивое на березке-это её верхушка, цветная и яркая, примета гласит о

том, что тот, кто сорвет верхушку березки, обязательно в этом году женится или выйдет

замуж, а если не жениться, то этот год будет для него самый лучший и удачный в его

жизни, именно поэтому на раздирание березки всегда идут молодые парни, и лишь

изредка девушки, но и бабушки не стоят в стороне, все стремятся отхватить кусочек

счастья. От центра села до поля березки охраняют парни с дубинками, и каждого,

который захочет сорвать цветочек или накинутся на березки, сразу бьют дубинами.

Бывали случаи, когда березку не доносили до поля и накидывались на неё раньше

времени.

Вы

бы

только

видели

это

зрелище!

Люди

накидываются

на

березу

и,

расталкивая всех, начинают её раздирать. Коня разбирают, и все расходятся. Раньше же

коня резали и готовили большое блюдо и пировали всем селом. Вот и весь праздник.

Все счастливые и веселые расходятся по домам, где продолжают праздновать в узком

семейном кругу.

Заключение:

Исследование

и

сохранение

традиций

малочисленных

народов,

населяющих

нашу большую Родину, даёт надежду, что они не исчезнут и не будут забыты. Мы,

молодое поколение, помним, интересуемся и продолжаем традиции наших предков.

Данная исследовательская работа расширила не только мои знания, но и привлекла к

этой теме учащихся моей школы.

В конце хочу пригласить вас всех, и обещаю, что время, проведенное в компании

веселого коня и доброжелательной мордвы вы не забудете ни когда, и каждый год вас

будет тянуть сюда снова и снова.

8



В раздел образования