Напоминание

"Игровая педагогическая технология"


Автор: Нестерович Любовь Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "Эколого-биологический центр "ЛидерЭко"
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Игровая педагогическая технология"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

Целесообразность использования игры, как активного метода

обучения в системе современного дополнительного образования

детей.

Нестерович Любовь Михайловна

зав.отдела, методист

МБОУ ДО ЭБЦ «ЛидерЭко

»

Современное российское образование должно участвовать в

подготовке новой формации людей, которые органично вольются во

всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем,

имеющих непосредственное отношение к развитию личности и

общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более

человечного и справедливого мира, является возможность дать

проявить всем без исключения обучающимся свои таланты и

творческий потенциал. Решение такой задачи сегодня лежит

на плечах одного из основных социальных институтов,

обеспечивающих развитие индивидуальных способностей у детей и

воспитательный процесс,— учреждениях дополнительного

образования детей (далее сокращенно ДОД). Главная отличительная

черта учреждений ДОД состоит в том, что перед педагогами открыт

большой выбор философии обучения и практических задач, а

воспитанникам предоставляется выбор уровня сложности, вида

деятельности и темпа освоения программы ДОД в определенной

сфере.

Учреждения ДОД создают равные «стартовые» возможности

каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности

детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и

талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый

уровень индивидуального развития. Перед педагогами ДОД стоит

важная задача — совершенствовать процесс обучения таким образом,

чтобы на занятиях кружка каждый воспитанник работал головой и

руками активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку

для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.

Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях в кружках и

объединениях, в большей мере способствуют такому развитию.

По мнению педагогов и психологов, особая ценность игр для

современного образования заключается в новых логических

конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей,

открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так

важно для постижения вероятностных процессов в природе и

обществе.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо

деле. Технология обучения — это составная процессуальная часть

дидактической системы .

Педагогическая технология — это содержательная техника

реализации учебного процесса.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического

процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр

вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком —

четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы,

выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной

направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи

игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство

побуждения, стимулирования к учебной деятельности. В игре нет

легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс

обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники

игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое

обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Возникновению игрового интереса способствую многие факторы.

Приведем некоторые из них:

-удовольствие от контактов с партнерами по игре,

-удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как

игрока, - необходимость принимать решения в сложных и

часто неопределенных условиях, - если игра ролевая, то

удовольствие от процесса перевоплощения в роль и т. п.

Игра предоставляет каждому ребенку возможность свободного

выбора образовательной области, профиля программ, времени их

освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их

индивидуальных склонностей.

Игра способствует развитию у детей познавательной активности,

поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс

обучения занимательным. Игровая ситуация создает возможность

ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение,

самореализацию.

Но не игра игра ради игры, где ребенок пассивен, где он

является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а

игра ради ученья. Педагоги должны понимать, что в игре ребенок

накапливает знания, развивает способности, формирует

познавательные интересы. Вследствие этого сегодня как никогда

актуальны игровые технологии в учебном процессе в учреждениях

ДОД. Игры развивают сообразительность, логику, пространственное

воображение, математические, конструкторские и прочие

способности, столь необходимые для творчества. Поэтому некоторое

изменение предметного содержания образования, использование

передовых приемов организации образовательного процесса, в том

числе игровых технологий, ориентированных на усвоение знаний в

ходе учебного взаимодействия, несомненно, повышает

положительную мотивацию учения у воспитанников учреждений

ДОД. Вследствие этого перед педагогом системы ДОД стоит

проблема разработки содержания игр и определения их места в

системе других видов деятельности детей на занятиях, а также

разработки методики проведения игр с учётом цели занятия и уровня

подготовки обучающихся в учреждениях ДОД . Педагоги нашего

Центра разрабатывают свои образовательные технологии, формы,

методы и средства , гибко сочетая традиции и новаторство, стремятся

создать условия для развития познавательной и творческой

активности детей. По нашему мнению, если ребенок полноценно

живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то

у него больше шансов достичь успехов в будущем. Теперь более

подробно рассмотрим некоторые виды игр.

Сюжетные имитационные (ролевые) игры.

Ролевые, имитационные игры называются активными методами

обучения потому, что позволяют погрузить обучающихся в активное

контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут

взаимодействовать с другими людьми . Действия инсценируется в

задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.

Такие игры у ребят старшего возраста чаще носят

профориентационный характер: игра «Выбор», «Дебаты». В этих

играх дети ставятся перед выбором будущей профессии, своей

гражданской позиции. А например в игре «Независимый

корреспондент», дети перевоплощаются в журналистов,

фотокорреспондентов, редакторов издания и др. В игре

«Экологическая катастрофа» раскрывается очень широкий спектр

профессий: административный корпус крупного предприятия «Хим.

завода», специалисты экологической службы, представители средств

массовой информации, производства «Водозабор», Роспотребнадзора

и множество представителей других служб., а в игре «Дискуссионный

клуб. Реклама в нашей жизни» ребята, выполняя роль депутатов

Государственной Думы, искали способы решения государственных

проблем, предлагая проекты своих законов и пути их работы в

нашем обществе.

Игры — квесты.

Quest—"поиск, предмет поисков, поиск приключений"

В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда

предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать:

предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше.дети

проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы,

головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя

двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания

и находя подсказки.

При этом основным фоном такой игры является собственно

познавательное повествование и обследование мира. Все это

характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной

деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной,

познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и

музыкально-художественной деятельностей.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ИГРЫ:

1. Разработать сценарий

2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий

3. Подготовить музыкальное сопровождение

4. Разработать презентацию для вступительной части

5. Оформить наглядные материалы («карты» и др.)

6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий

7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого

испытания.

В каких бы условиях ни проводился квест, , основными задачами

его будут:

Способствование всестороннему развитию детей;

Развитие социально-коммуникативных качеств путем

коллективного решения общих задач;

Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности

благодаря погружению в различные игровые ситуации;

Обеспечение интеграции содержания разных образовательных

областей (согласно рекомендациям ФГОС):социально-

коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-

эстетического и физического развития;

Создание положительного эмоционального настроя.

Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный

заряд, дети становятсяболее раскрепощенными в общении, повышают

познавательно-речевую активность, учатсявместе решать задачи, что

приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят

отклассической формы занятий, погружаясь все больше в освоение

игровых технологий.

В нашем Центре мы проводили игры- квесты: «Дневной дозор»

(игра посвящена Дню Победы), «Талисман» (приключенческая,

познание мира природы), «Семь чудес света» (история родного

города)

Игра дает возможность не превращать любое дело в суровую

необходимость, а придавать своим педагогическим целям

увлекательный характер. И тогда позиция педагога сразу же

становится с детьми общим делом, а воспитание — творчеством. В

игре ребята легко и свободно адаптируются в предложенной им

ситуации, а это несомненно поможет им в реальной жизни. В игре

нужно использовать иную методику общения с ребенком, в корне

отличной от привычной всем: показа, рассказа, объяснения,

повторения, другими словами — обучения. Игра выступает и как

педагогическое явление, и как форма организации деятельности, и как

метод обучения, и как средство воспитания и коррекции. Игра

представляет собой школу использования всех способностей и

задатков детей для освоения ими окружающего взрослого мира,

взрослых отношений, мира профессий за рамками их личного

практического опыта. В игровой технологии, которую мы

применяем в своей работе, мы используем такой подход, как

технологию опосредованного управления процессом формирования и

развития личности ребенка. Используем проектирование среды, а

так же ее возможного воспитательного результата. Это позволяет

моделировать совершенно разные игровые ситуации. В которых

организуются связи, отношения, общение людей разного положения,

опыта, возраста. В каждом ребенке живет потребность уйти от

монотонного однообразия будней, стремление к необычному, яркому,

возвышенному. Имитационные игры как раз и удовлетворяют эту

потребность, превращая факты реального ежедневного быта в

события, которые остаются в памяти надолго. Таким образом,

деятельность современных учреждений ДОД направлена на

приобщение школьников к социальным, культурным, историческим

ценностям и традициям, развитие самостоятельности, творческих и

умственных способностей, умение учиться. Использование же игр

на учебных занятиях в системе ДОД помогает активизировать

деятельность воспитанников, развивает познавательную активность,

наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает

интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение,

образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает

процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация дает

возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует

самоутверждение, самореализацию. Игры для

старших школьников это верный путь соединения и поддержания

общности, сохранение союза детей и взрослых.



В раздел образования