Напоминание

Изучение графической документации на уроках технологии


Автор: Лаптев Георгий Георгиевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: СОШ №22
Населённый пункт: пгт Беркакит, р-н Нерюнгринский, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Изучение графической документации на уроках технологии
Раздел: полное образование





Назад





Изучение графической документации на уроках технологии

Автор:
Лаптев Георгий Георгиевич – учитель технологии СОШ №22 пгт Беркакит, р-н Нерюнгринский, Республика Саха (Якутия) В средней школе курс «Черчение» изучается в 9-м классе. Но уже в 5 классе ученики за время обучения на уроках технологии должны получить представления о порядке чтения и выполнения технических рисунков, эскизов и чертежей (в том числе и сборочных), деталей призматической формы в одной, двух и трёх проекцияхю Уметь по заданному техническому рисунку, эскизу, чертежу изготовить простые детали и изделия. Поэтому на учителя технологии возлагается ответственность за формирование у школьников правильных навыков составления и чтения графической документации. Более того, от первых занятий по графической грамоте в учебных мастерских во многом зависит их эффективность трудового обучения. Расскажу о своём опыте обучения учащихся применению графической документации и рациональной разметке. Знакомство школьников с элементами графической грамоты в соответствии с примерным тематическим планированием начинаю на первых занятиях. Основным методом работы является беседа. Учителю важно выявить, что усвоили ученики на уроках технологии и математики в начальной школе, какие знания они приобрели в ходе кружковых занятий. Урок обычно начинаю с демонстрации одного-двух образцов изделий, которые будут изготавливаться в мастерских на последующих занятиях. Задаю вопрос: «Что нужно знать, чтобы изготовить подобные детали (изделия)?» Как правило, ребята отвечают, что для этого надо знать размеры отдельных элементов изделий, иметь чертежи. Обобщая ответы, подчёркиваю, что на предприятиях ни одной детали не изготавливают без чертежей. Чертёж – это язык техники. Задаю второй вопрос: «Какие вы знаете способы изображения деталей на бумаге?» Помогаю ученикам сформулировать ответ: каждое изделие (деталь) можно изобразить в виде обыкновенного или технического рисунка, эскиза или чертежа. С помощью слайдов демонстрирую заранее приготовленные обычный и технический рисунки детали. При этом спрашиваю: «Можно ли по рисунку изготовить деталь?» Почти все ученики отвечают, что нет, так как на нём не указаны размеры. «А по техническому рисунку?» Отвечают, что можно. «Почему?» – «Потому что на нём указаны размеры детали». – «Какие?» – «Длина, ширина, высота». Наиболее подробным изображением является эскиз предмета (детали), выполненный от руки на глаз в двух-трёх проекциях (видах). Демонстрирую чертёж того же предмета в трёх проекциях. При этом подчёркиваю, что размещение всех видов (проекций) должно быть выполнено в определённом порядке: вид сверху должен быть строго под видом спереди, а вид сбоку (слева) – справа на одном уровне с видом спереди. О том, что количество видов на чертежах должно быть наименьшим, но достаточным для получения полного представления о предмете
(детали), ученики узнают на следующих занятиях, при обсуждении чертежей конкретных деталей. Далее выясняю знания учащихся о масштабе. Показываю чертёж бруска и предлагаю ответить на вопрос: «Какова высота детали в натуральную величину на данном чертеже в масштабе 1 : 1?» Многие ребята отвечают правильно. «А в масштабе уменьшения 1 : 2?» Как правило, они затрудняются с ответов. Помогаю им наводящими вопросами. Например: «Нам нужно изготовить в нвшей небольшой мастерской модель автомобиля, имеющего размеры 5000 х 1700 х 2300 мм. Целесообразно ли её делать в масштабе 1 : 1 в нашей мастерской?» Ребята отвечают, что нет, потому что эту модель нельзя будет вывезти из мастерской. Делаем вывод, что масштаб уменьшения 1 : 2 служит конкретно для уменьшения размеров крупных деталей при выполнении чертежей. Повторяю вопрос, вызвавший поначалу у учащихся затруднение. Теперь они дают верный ответ. Добавляю, что масштаб может быть не только 1 : 2, но и 1 : 5; 1 : 10 и другие. Затем по аналогии объясняю применение масштаба увеличения: 2 : 1; 5 : 1; 10 : 1. После этого рассказываю учащимся о линиях чертежа. Вначале демонстрирую на классной доске линии видимого контура, штрихпунктирную, выносную, размерную и говорю об их назначении. Обращаю внимание на то, что цифра ставится над серединой размерной линии. Размер каждого элемента следует указывать только один раз. В технике все размеры на чертежах обозначаются в миллиметрах, поэтому единиц измерения не указывают. Здесь теоретического материала вполне достаточно. Главное – включить в работу весь класс, иначе не будет достигнут желательный эффект усвоения. На втором уроке предлагаю ученикам выполнить в рабочих тетрадях следующее задание: начертить деталь размером 50 х 30 х 10 мм в трёх проекциях в масштабе 1 : 1 и 1 : 2 по всем правилам, которые они изучили на предыдущем уроке. Эту часть занятия завершаю проверкой чертежей, разбором ошибок, демонстрацией лучших работ и выставлением оценок. На следующем уроке знакомлю учащихся с плоскостной разметкой. Подчёркиваю. Что она должна быть точной и аккуратной, так как ошибка в разметке влечёт за собой брак при изготовлении детали; кроме того, разметку надо делать так, чтобы на деталь шло как можно меньше материала. На классной доске изображаю поочерёдно три случая плоскостной разметки прямоугольника для построения развёртки коробочки: от прямого угла заготовки, от ровного края и в середине заготовки. Предлагаю учащимся самим определить, в каком случае достигается масимальная экономия материала и требуется меньшая затрата труда на обработку заготовки. Обычно они правильно отвечают, что это получается в первом случае. Рекомендую ученикам использовать именно этот случай пр разметке заготовок. В завершение урока знакомлю их с разметочным инструментом, приёмами пользования им, демонстрирую эти приёмы и последовательность действий при разметке. На следующем этапе даю задание учащимся начертить деталь, которую предстаит изготовить (обычно в масштабе 1 : 1), чертёж которой показан в учебнике для выполнения практической работы. Проверив выполнение данного задания,
предлагаю школьникам произвести разметку детали на заготовках и приступить к выполнению практической работы, с соблюдением техники безопасности. Перед изготовлением изделий, состоящих из нескольких деталей, знакомлю учащихся со сборочным чертежом. Для этого демонстрирую нужное изделие – образец. На уроке коллективно определяем из каких деталей оно состоит, где у него главный и другие виды. С помощью слайдов демонстрирую сборочный чертёж этого изделия в масштабе и с упрощённой спецификацией, на которой указаны порядковые номера деталей, их наименование, количество в данном изделии, материал, из которого они изготовлены. Считаю, что учащихся необходимо также ознакомить с графическими обозначениями основных материалов, с которыми им предстоит работать. Для активизации познавательной деятельности школьников использую различные задачи на построение изображений (рисунков, эскизов, чертежей) и на их чтение. Типичные ошибки, встречающиеся в решениях, рассматриваем коллективно. Основным видом технической документации в учебных мастерских являются технологические карты. Они должны быть простыми и краткими, но содержать минимум необходимых сведений, без которых нельзя самостоятельно выполнить работу. Готовая техническая документация освобождает учителя от дополнительных объяснений, приучает учащихся к самостоятельности.


В раздел образования