Напоминание

"Краеведение через сказку"


Автор: Бачарникова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №9 "8 Марта"
Населённый пункт: Московская область,городской округ Подольск.
Наименование материала: Педогогический проект
Тема: "Краеведение через сказку"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Краеведение через сказку»

МДОУ №9 «8 Марта»..

Воспитатель: Бачарникова Светлана Викторовна.

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в

этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими

сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент

здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать

детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок

должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим

исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края,

не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется

ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет

способен отстаивать её интересы, защищать.

Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их

смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе

непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но

сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны.

«Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс

ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без

больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в

настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и

школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей,

адаптированных к условиям современной жизни.

Тема: Краеведение через сказку.

Тип проекта: информационно-творческий

Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.

По характеру содержания: включает ребенка и семью.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения

результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности:долгосрочный

Цель проекта: Всестороннее изучение родного города.Городской округ город Подольск.

Задачи проекта: сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде,

о своем поселке.

- Познакомить с бытом русского народа, сказками, народными праздниками.

- Дать представления о размерах нашей области и ее природных богатствах. Вызвать

интерес к жизни родного края.

- Познакомить с историей и современностью Подольска.

- Способствовать становлению, развитию и укреплению не только детского коллектива, но

и семьи.

- Способствовать развитию личностных качеств дошкольников по средством сказки.

Предварительная работа: сбор фотографий о городском округе городе Подольск и

окрестностей, русский народный костюм, чтение художественной литературы.

Объект: совместная деятельность детей, воспитателей и родителей.

Предмет инновации: возрождение семейных традиций и ценностей через сказку.

Гипотеза: краеведческое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать

все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на

специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях. Я

предполагаю, что сочиняя сказки о родном крае сначала вместе с родителями и

педагогами, а потом самостоятельно и выпуская впоследствии свою книгу сказок. Мы

возродим тем самым семейные традиции, как семьи, так и общества. Затем сказки дети

сочиняют в начальной школе. И эти сказки издаются. Затем в среднем и старшем звене

школы. Тем самым мы создаем преемственность детского сада и школы. Сюда можно

включить колледжи и техникумы, институты и университеты.

Задачи инновации:

1. Разработать и обеспечить методическое сопровождение реализации проекта

«Краеведение через сказку».

2. Развивать познавательную активность, творческие способности у дошкольников на

материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития по средством

сказки.

3. Повысить и расширить педагогические знания по данному направлению.

4. Объединить педагогов, детей и родителей захватывающим делом – записью

неповторимых сказок.

5. Воспитание основ духовно-нравственного развития личности ребенка.

Сроки реализации:

Декабрь –май.

Этапы проектной деятельности.

1 этап – подготовительный.

Задачи

1. Изучить нормативно-правовое обеспечение по инновационной деятельности в системе

образования.

2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.

4. Разработать программу мониторинга.

5. Наладить связь с социумом.

Прогнозируемый результат 1 этапа.

Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников

проекта.

Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение.

2 этап – практический.

Задачи второго этапа:

1.

Организовать целенаправленную работу по краеведческой тематике в старшей

группе №3.

2. Привлечь родителей к сотрудничеству и реализации программы данного этапа.

3. Определить степень удовлетворенности детей и родителей воспитательным процессом и

его результатами.

4. Наладить взаимодействие с социумом.

- анкетирование.

- родительская гостиная.

- встречи с сотрудниками

детского сада.

- участие в жизни д/с.

-рекомендации: посещение

музея

- интегрированные занятия.

- игры.

- праздники.

- экскурсии.

- наблюдения.

- продуктивная деятельность.

- встречи с выпускниками.

- встречи с бывшими

сотрудниками детского сада.

Выполнение проекта

Виды деятельности

Формы и методы работы

1. Игровая

1. Дидактические игры:

- “Собери дочку в детский сад”.

- “Чей дом?”

- “Что для кухни, что – для спальни?”

- “Из какой сказки?

2. Сюжетно – ролевые игры:

- “Праздник в детском саду”.

- “Кто работает в детском саду?”

2. Познавательная

- Экскурсия по детскому саду.

- Просмотр иллюстраций, фотографий.

- Встречи с сотрудниками детского сада.

- Познавательные занятия: окружающий мир, история поселка и детского

сада, быт, традиции и обычаи, символика района, детского сада и группы.

3. Развитие речи

- Чтение рассказов и стихов, песен, потешек, сказок.

- Рассказы воспитателей, выпускников, ветеранов о д/с.

- Составление сказок, рассказов.

4. Продуктивная

- Создание альбомов “Мой детский сад”.

- Изготовление подарков, пригласительных билетов и открыток.

- Выставка семейных рисунков.

Прогнозируемый результат.

1. Создание благоприятных условий для всестороннего и целостного педагогического

процесса, реализация планов и мероприятий данного этапа.

2. Обновление педагогического процесса в результате реализации проекта «Краеведение

через сказку». Разработка перспективного плана, включение новых форм и методов в

работу с детьми.

3. Мониторинг развития детей.

Способы выявления достижений.

Анкетирование, мониторинг.

Оформление результатов: перспективный план работы воспитателя, сводный анализ

итогов анкетирования родителей, диагностика детей, результаты мониторинга качества

реализации инновационного проекта «Краеведение через сказку».

3 этап – оценочный.

Задачи:

1. Сбор аналитического материала (анкет, диагностик, сказок)

2. Оформление опыта работы педагога.

3. Обновление педагогического процесса в результате использования методических

разработок по теме инновации.

4. Повышение уровня квалификации педагога.

Прогнозируемый результат.

Создание единой воспитывающей среды в детском саду и дома.

Установление эмоционально - положительного климата в группе и сотрудничества

ребенка, педагога и родителей, обеспечивающей гармонию взаимоотношений ДОУ и

семьи.

Эта проектная деятельность активизировала мою работу по приобретению новых знаний

и умений. Она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:

- интеграции детской деятельности;

- расширение кругозора;

- овладение детьми общественно-историческим опытом предыдущих поколений через

сказку;

- увеличение форм и методов педагогической деятельности.

Главным результатом проекта «Краеведение через сказку» должна стать книга своих

неповторимых сказок для каждого выпускника ДОУ, школы, колледжа, института.

Лозунг: «Сказки, семейные традиции, сильная Россия!»

Модель выпускника

Выпускник ДОУ, прошедший через реализацию инновационного проекта:

- осознает ценности природы и истории родного поселка и края; деятельный гражданин

малой Родины, знающий свои генетические корни; знает и любит свой поселок, и край в

котором живет, имеющий интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы

до малейшего творения рук человеческих), любящий и желающий сберечь и

преумножить все это;

- умеет эмоционально откликаться на художественные и музыкальные произведения и

выражать отношение к ним в чувствах и настроении;

- имеет богатый словарный запас, умеет свободно пользоваться речью;

- физически и психологически здоровый.

Литературные источники.

1. Крылова «Д\сад – дом радости».

2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину»

3. Журнал «Ребенок в д\саду» №1 2005г.

4. КнязеваО.Л. Маханева Н В. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

5. Николаева С.Р. Катышева И.В. «Народный календарь»

6. Касаткина Е.И. «Народные игры в д\саду»

7. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ»

8. Журнал «Управление ДОУ» №4 2008 г. «Проекты во взаимодействии с родителями».

19. Бороздина О.С. «Приобщение детей к отечественной культурной традиции, как

творческий процесс».

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие«краеведческое воспитание»? Считаете ли вы

необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства?

Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы

обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?

_______________________________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и

истории родного поселка, края?

_______________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре

родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?

____________________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному

и культурному наследию родного поселка, края?

__________________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?

_______________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с

родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

_______________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию

ребенка?

_______________________________________________________________________



В раздел образования