Автор: Бачарникова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №9 "8 Марта"
Населённый пункт: Московская область,городской округ Подольск.
Наименование материала: Педогогический проект
Тема: "Краеведение через сказку"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Краеведение через сказку»
МДОУ №9 «8 Марта»..
Воспитатель: Бачарникова Светлана Викторовна.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в
этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент
здоровья.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать
детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок
должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим
исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края,
не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется
ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет
способен отстаивать её интересы, защищать.
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их
смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе
непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но
сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны.
«Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс
ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без
больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в
настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и
школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей,
адаптированных к условиям современной жизни.
Тема: Краеведение через сказку.
Тип проекта: информационно-творческий
Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.
По характеру содержания: включает ребенка и семью.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения
результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы.
По количеству участников: фронтальный.
По продолжительности:долгосрочный
Цель проекта: Всестороннее изучение родного города.Городской округ город Подольск.
Задачи проекта: сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде,
о своем поселке.
- Познакомить с бытом русского народа, сказками, народными праздниками.
- Дать представления о размерах нашей области и ее природных богатствах. Вызвать
интерес к жизни родного края.
- Познакомить с историей и современностью Подольска.
- Способствовать становлению, развитию и укреплению не только детского коллектива, но
и семьи.
- Способствовать развитию личностных качеств дошкольников по средством сказки.
Предварительная работа: сбор фотографий о городском округе городе Подольск и
окрестностей, русский народный костюм, чтение художественной литературы.
Объект: совместная деятельность детей, воспитателей и родителей.
Предмет инновации: возрождение семейных традиций и ценностей через сказку.
Гипотеза: краеведческое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать
все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на
специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях. Я
предполагаю, что сочиняя сказки о родном крае сначала вместе с родителями и
педагогами, а потом самостоятельно и выпуская впоследствии свою книгу сказок. Мы
возродим тем самым семейные традиции, как семьи, так и общества. Затем сказки дети
сочиняют в начальной школе. И эти сказки издаются. Затем в среднем и старшем звене
школы. Тем самым мы создаем преемственность детского сада и школы. Сюда можно
включить колледжи и техникумы, институты и университеты.
Задачи инновации:
1. Разработать и обеспечить методическое сопровождение реализации проекта
«Краеведение через сказку».
2. Развивать познавательную активность, творческие способности у дошкольников на
материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития по средством
сказки.
3. Повысить и расширить педагогические знания по данному направлению.
4. Объединить педагогов, детей и родителей захватывающим делом – записью
неповторимых сказок.
5. Воспитание основ духовно-нравственного развития личности ребенка.
Сроки реализации:
Декабрь –май.
Этапы проектной деятельности.
1 этап – подготовительный.
Задачи
1. Изучить нормативно-правовое обеспечение по инновационной деятельности в системе
образования.
2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.
4. Разработать программу мониторинга.
5. Наладить связь с социумом.
Прогнозируемый результат 1 этапа.
Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников
проекта.
Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение.
2 этап – практический.
Задачи второго этапа:
1.
Организовать целенаправленную работу по краеведческой тематике в старшей
группе №3.
2. Привлечь родителей к сотрудничеству и реализации программы данного этапа.
3. Определить степень удовлетворенности детей и родителей воспитательным процессом и
его результатами.
4. Наладить взаимодействие с социумом.
- анкетирование.
- родительская гостиная.
- встречи с сотрудниками
детского сада.
- участие в жизни д/с.
-рекомендации: посещение
музея
- интегрированные занятия.
- игры.
- праздники.
- экскурсии.
- наблюдения.
- продуктивная деятельность.
- встречи с выпускниками.
- встречи с бывшими
сотрудниками детского сада.
Выполнение проекта
Виды деятельности
Формы и методы работы
1. Игровая
1. Дидактические игры:
- “Собери дочку в детский сад”.
- “Чей дом?”
- “Что для кухни, что – для спальни?”
- “Из какой сказки?
2. Сюжетно – ролевые игры:
- “Праздник в детском саду”.
- “Кто работает в детском саду?”
2. Познавательная
- Экскурсия по детскому саду.
- Просмотр иллюстраций, фотографий.
- Встречи с сотрудниками детского сада.
- Познавательные занятия: окружающий мир, история поселка и детского
сада, быт, традиции и обычаи, символика района, детского сада и группы.
3. Развитие речи
- Чтение рассказов и стихов, песен, потешек, сказок.
- Рассказы воспитателей, выпускников, ветеранов о д/с.
- Составление сказок, рассказов.
4. Продуктивная
- Создание альбомов “Мой детский сад”.
- Изготовление подарков, пригласительных билетов и открыток.
- Выставка семейных рисунков.
Прогнозируемый результат.
1. Создание благоприятных условий для всестороннего и целостного педагогического
процесса, реализация планов и мероприятий данного этапа.
2. Обновление педагогического процесса в результате реализации проекта «Краеведение
через сказку». Разработка перспективного плана, включение новых форм и методов в
работу с детьми.
3. Мониторинг развития детей.
Способы выявления достижений.
Анкетирование, мониторинг.
Оформление результатов: перспективный план работы воспитателя, сводный анализ
итогов анкетирования родителей, диагностика детей, результаты мониторинга качества
реализации инновационного проекта «Краеведение через сказку».
3 этап – оценочный.
Задачи:
1. Сбор аналитического материала (анкет, диагностик, сказок)
2. Оформление опыта работы педагога.
3. Обновление педагогического процесса в результате использования методических
разработок по теме инновации.
4. Повышение уровня квалификации педагога.
Прогнозируемый результат.
Создание единой воспитывающей среды в детском саду и дома.
Установление эмоционально - положительного климата в группе и сотрудничества
ребенка, педагога и родителей, обеспечивающей гармонию взаимоотношений ДОУ и
семьи.
Эта проектная деятельность активизировала мою работу по приобретению новых знаний
и умений. Она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:
- интеграции детской деятельности;
- расширение кругозора;
- овладение детьми общественно-историческим опытом предыдущих поколений через
сказку;
- увеличение форм и методов педагогической деятельности.
Главным результатом проекта «Краеведение через сказку» должна стать книга своих
неповторимых сказок для каждого выпускника ДОУ, школы, колледжа, института.
Лозунг: «Сказки, семейные традиции, сильная Россия!»
Модель выпускника
Выпускник ДОУ, прошедший через реализацию инновационного проекта:
- осознает ценности природы и истории родного поселка и края; деятельный гражданин
малой Родины, знающий свои генетические корни; знает и любит свой поселок, и край в
котором живет, имеющий интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы
до малейшего творения рук человеческих), любящий и желающий сберечь и
преумножить все это;
- умеет эмоционально откликаться на художественные и музыкальные произведения и
выражать отношение к ним в чувствах и настроении;
- имеет богатый словарный запас, умеет свободно пользоваться речью;
- физически и психологически здоровый.
Литературные источники.
1. Крылова «Д\сад – дом радости».
2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину»
3. Журнал «Ребенок в д\саду» №1 2005г.
4. КнязеваО.Л. Маханева Н В. «Знакомство детей с русским народным творчеством»
5. Николаева С.Р. Катышева И.В. «Народный календарь»
6. Касаткина Е.И. «Народные игры в д\саду»
7. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ»
8. Журнал «Управление ДОУ» №4 2008 г. «Проекты во взаимодействии с родителями».
19. Бороздина О.С. «Приобщение детей к отечественной культурной традиции, как
творческий процесс».
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие«краеведческое воспитание»? Считаете ли вы
необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства?
Почему?___________________________________________
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы
обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру?
_______________________________________________________________________
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и
истории родного поселка, края?
_______________________________________________________________________
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре
родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?
____________________________________________________________
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному
и культурному наследию родного поселка, края?
__________________________________________________________________
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?
_______________________________________________________________________
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с
родным поселком и его историей? Назовите известные источники.
_______________________________________________________________________
8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию
ребенка?
_______________________________________________________________________