Автор: Мкртычян Нанар Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №27
Населённый пункт: г.о. Химки Московской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Что такое басня"
Раздел: начальное образование
Урок-исследование в 3 классе. Что такое басня.
Учитель начальных классов – Мкртычян Нанар Валерьевна
Обобщение
урока:
басня
–
краткий
нравоучительный
рассказ
,
в
котором
действуют животные, а подразумеваются люди.
Цель урока – познакомить детей с понятием «басня», особенностями басенного
жанра.
Материалы к уроку: басни И. А. Крылова, карточки с записью характеристик
литературного произведения; портрет И. А. Крылова; рабочий лист «Анализируем
басню»; карточка с записью обобщения урока.
Планируемые результаты
Дети учатся:
-выделять
жанровые
особенности
басни:
наличие
морали
и
высмеивание
недостатков людей через образы животных;
-фиксировать особенности басенного жанра;
-доказывать своё суждение с опорой на выделенные характеристики басенного
жанра;
-наблюдать отличия басни от произведений других жанров (рассказа, сказки, и
др.)
Умения, характеризующие достижение этих результатов:
-анализировать текст басни, выделяя главные особенности;
-соотносить обнаруженные особенности с характеристиками басни;
-фиксировать выделенные особенности басни в специально структурированном
рабочем листе;
-делать умозаключения.
Ход урока
1.
Мотивация
Для создания мотивации использую приём загадки.
На доске круг со знаком «?» и два списка слов или выражений: в одном
списке слова обозначены «Да», в другом – «Нет».
Да Нет
Содержит скрытый смысл Описание подвига
Мораль, вывод Чувства, переживания
человека
Описание какого-либо случая Волшебство
- Я загадала какое-то слово. Оно спрятано под знаком «?». Попробуйте его
отгадать. На доске записаны подсказки, которые помогут вам разгадать
загадку,
-
в
левом
столбике
вы
видите
слова
и
выражения,
которые
относятся к загаданному понятию, в правом – то, что не относится к нему.
2.
Поиск решения
Дать
возможность
детям
высказать
свои
предположения
относительно
загаданного понятия.
3.
Обобщение. Подведение итогов
- Итак, какое понятие описывают слова в столбике «Да»? (Выслушать детей
и открыть на доске слово БАСНЯ, спрятанное под знаком вопроса.)
- Что такое басня?
Выслушать детей, сформулировать определение понятия «басня», записать
его на доске:
Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
- А какие басни вы знаете?
Дать детям возможность привести примеры различных басен.
4.
Применение
5.
Физминутка
6.
Применение
На этом этапе урока необходимо познакомить детей с примером басни,
помещённой на страницах учебника по литературному чтению. Прочитать
басню И. А. Крылова.
- Почему данное литературное произведение относится к басням? (Для
обоснования
ответа
необходимо
пользоваться
выделенными
на
доске
характеристиками, раскрывающими суть данного понятия.)
Заполнение рабочего листа «Анализируем басню».
Вариант рабочего листа
Рабочий лист «Анализируем басню»
Название
басни____________________________________________________________
__
Автор____________________________________________________________
__________
Персонаж_________________________________________________________
__________
К а к о й
ч е л о в е к
подразумевается_________________________________________________
Мораль___________________________________________________________
__________
7.
Рефлексия
Тест
1. Впиши нужные слова в определение.
Басня
–
это краткий
________________________________________, в котором
действуют__________________, а подразумеваются _________________.
2. Подчеркни простым карандашом правильный ответ.
Мораль в басне - это:
а) ее краткое содержание;
б) объяснение происходящего в басне;
в) нравоучительный вывод из рассказанного.
3. Самый известный баснописец России -______________________________.
Сверка с эталоном:
- Ребята, сверьте с эталоном, и рядом с каждым правильным ответом поставьте
плюсик.
1.
Впиши нужные слова в определение.
Басня – краткий нравоучительный рассказ , в котором действуют животные,
а подразумеваются люди.
2.
Подчеркни простым карандашом правильный ответ.
Мораль в басне – это:
а) её краткое содержание;
б) объяснение происходящего в басне;
в) нравоучительный вывод из рассказанного.
3.
Самый известный баснописец России – Иван Андреевич Крылов.
8.
Самооценивание
- Если у вас 3 «плюсика» - ставьте себе отметку «5», 2 «плюсика» - «4», 1
«плюсик» - 3, 0 «плюсиков» - «2»
9.
Подведение итогов урока
- Кто с лёгкостью справился с заданиями теста?
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…