Напоминание

"Что такое басня"


Автор: Мкртычян Нанар Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №27
Населённый пункт: г.о. Химки Московской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Что такое басня"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок-исследование в 3 классе. Что такое басня.

Учитель начальных классов – Мкртычян Нанар Валерьевна

Обобщение

урока:

басня

краткий

нравоучительный

рассказ

,

в

котором

действуют животные, а подразумеваются люди.

Цель урока – познакомить детей с понятием «басня», особенностями басенного

жанра.

Материалы к уроку: басни И. А. Крылова, карточки с записью характеристик

литературного произведения; портрет И. А. Крылова; рабочий лист «Анализируем

басню»; карточка с записью обобщения урока.

Планируемые результаты

Дети учатся:

-выделять

жанровые

особенности

басни:

наличие

морали

и

высмеивание

недостатков людей через образы животных;

-фиксировать особенности басенного жанра;

-доказывать своё суждение с опорой на выделенные характеристики басенного

жанра;

-наблюдать отличия басни от произведений других жанров (рассказа, сказки, и

др.)

Умения, характеризующие достижение этих результатов:

-анализировать текст басни, выделяя главные особенности;

-соотносить обнаруженные особенности с характеристиками басни;

-фиксировать выделенные особенности басни в специально структурированном

рабочем листе;

-делать умозаключения.

Ход урока

1.

Мотивация

Для создания мотивации использую приём загадки.

На доске круг со знаком «?» и два списка слов или выражений: в одном

списке слова обозначены «Да», в другом – «Нет».

Да Нет

Содержит скрытый смысл Описание подвига

Мораль, вывод Чувства, переживания

человека

Описание какого-либо случая Волшебство

- Я загадала какое-то слово. Оно спрятано под знаком «?». Попробуйте его

отгадать. На доске записаны подсказки, которые помогут вам разгадать

загадку,

-

в

левом

столбике

вы

видите

слова

и

выражения,

которые

относятся к загаданному понятию, в правом – то, что не относится к нему.

2.

Поиск решения

Дать

возможность

детям

высказать

свои

предположения

относительно

загаданного понятия.

3.

Обобщение. Подведение итогов

- Итак, какое понятие описывают слова в столбике «Да»? (Выслушать детей

и открыть на доске слово БАСНЯ, спрятанное под знаком вопроса.)

- Что такое басня?

Выслушать детей, сформулировать определение понятия «басня», записать

его на доске:

Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

- А какие басни вы знаете?

Дать детям возможность привести примеры различных басен.

4.

Применение

5.

Физминутка

6.

Применение

На этом этапе урока необходимо познакомить детей с примером басни,

помещённой на страницах учебника по литературному чтению. Прочитать

басню И. А. Крылова.

- Почему данное литературное произведение относится к басням? (Для

обоснования

ответа

необходимо

пользоваться

выделенными

на

доске

характеристиками, раскрывающими суть данного понятия.)

Заполнение рабочего листа «Анализируем басню».

Вариант рабочего листа

Рабочий лист «Анализируем басню»

Название

басни____________________________________________________________

__

Автор____________________________________________________________

__________

Персонаж_________________________________________________________

__________

К а к о й

ч е л о в е к

подразумевается_________________________________________________

Мораль___________________________________________________________

__________

7.

Рефлексия

Тест

1. Впиши нужные слова в определение.

Басня

это краткий

________________________________________, в котором

действуют__________________, а подразумеваются _________________.

2. Подчеркни простым карандашом правильный ответ.

Мораль в басне - это:

а) ее краткое содержание;

б) объяснение происходящего в басне;

в) нравоучительный вывод из рассказанного.

3. Самый известный баснописец России -______________________________.

Сверка с эталоном:

- Ребята, сверьте с эталоном, и рядом с каждым правильным ответом поставьте

плюсик.

1.

Впиши нужные слова в определение.

Басня – краткий нравоучительный рассказ , в котором действуют животные,

а подразумеваются люди.

2.

Подчеркни простым карандашом правильный ответ.

Мораль в басне – это:

а) её краткое содержание;

б) объяснение происходящего в басне;

в) нравоучительный вывод из рассказанного.

3.

Самый известный баснописец России – Иван Андреевич Крылов.

8.

Самооценивание

- Если у вас 3 «плюсика» - ставьте себе отметку «5», 2 «плюсика» - «4», 1

«плюсик» - 3, 0 «плюсиков» - «2»

9.

Подведение итогов урока

- Кто с лёгкостью справился с заданиями теста?

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…



В раздел образования