Автор: Гусева Людмила Евгеньевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №48
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание пятиклассников на уроках литературы
Раздел: среднее образование
Гусева Л.Е.,
учитель МАОУ «СОШ № 48»
г. Екатеринбург
Духовно-нравственное воспитание пятиклассников на уроках
литературы
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования
определяется
не
только
количеством
и качеством
знаний,
но
и качеством
личностного,
духовного,
гражданского
развития
подрастающего
поколения.
В рамках фгос среди основных требований к результатам освоения образования
на
первый
план
выдвигаются
именно
личностные
результаты:
«стандарт
ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет
выпускника школы»): любящий свой край и свою родину, уважающий свой
народ,
его
культуру
и духовные
традиции;
осознающий
и принимающий
традиционные
ценности
семьи,
российского
гражданского
общества,
многонационального
российского
народа,
человечества,
осознающий
свою
сопричастность судьбе отечества…»
Литература
занимает
особое
место
в системе
школьного
образования.
В примерной программе среднего (полного) общего образования по предмету
литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая
духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Мои
ученики
переживают
самый
трудный
этап
своего
духовного
становления
–
этап
нравственного
самоопределения.
Это
время
активного
поиска
жизненных
ориентиров,
где
лучшие
советчики
–
книги.
Которые
остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления
общей культуры ребёнка. « читайте классику, и вы найдете
ответы на свои вопросы», - так говорю я своим ученикам. Ведь в процессе
восприятия
художественного
текста
ребёнок
усваивает
сложные
мировоззренческие
понятия
о
месте
человека
в
жизни,
о
его
целях
и
устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает
опыт нравственной оценки.
Безусловно, тема урока литературы не позволяет весь урок полностью
посвятить
духовно-нравственному
просвещению.
Но
ведь
работая
с
художественным
произведением
на
уроке
и
дома,
ребята
прямо
или
опосредованно сталкиваются с определёнными ситуациями, в которых оказался
литературный герой, оценивают его поступки, пытаются почувствовать его
боль, его сомнения при решении тех или иных проблем.
Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного
творчества
идет
обстоятельный
разговор
о
справедливости,
трудолюбии,
осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность: «бог не в
силе, а в правде», «засыпь правду золотом, а она всплывёт», «сытый голодного
не разумеет», «слово не воробей, вылетит – не поймаешь» — и многие другие
пословицы
являются
не
только
копилкой
мудрости,
но
и
руководством
к
действию…
Какие душевные свойства человека соответствуют
нашему
времени?
Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать в себе?
Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы пятиклассникам помогают
ответить герои литературных произведений жилин и костылин из рассказа
л.н.толстого «кавказский пленник», солдаты и офицеры из стихотворения м. Ю.
Лермонтова «бородино» и даже любимые сказочные герои « царевна-лягушка»
и «падчерица» воспитывают и наставляют.
В
формировании
личности
ребенка
ведущее
место
занимают
семья
и
школа. Не секрет, что родители современного школьника занимаются чаще
всего зарабатыванием денег. Ребенок
Зачастую оказывается в одиночестве в том информационном пространстве,
которое в меньшей степени затрагивает его духовный мир. И формировать,
взращивать детскую душу помогают такие произведения, изучаемые в 5 классе,
как стихотворения в прозе и.с. тургенева «два богача», «воробей», рассказы н.а.
носова, а. Платонова, в.п. астафьева.
Воспитание
любви
к
родной
природе
посредством
работы
с
художественным
словом
–
одна
из
важнейших
сторон
нравственного
воспитания.
Стихи о родной природе с. Есенина, и. Бунина, н. Рубцова р. Гамзатова
позволяют не только привлечь внимание к живому миру, особенностям его
обитания, связи с человеком, но и, что не менее важно, почувствовать его душу,
его
боль
–
найти
в
себе
желание
и
силы
сопереживать,
сочувствовать,
сострадать.
Анализ текста художественного произведения — основной вид работы на
уроке литературы.
Ребенок должен понять главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть,
поэму.
А
следовательно,
прийти
к
выводу
о
том,
в
чем
помогает
герой
разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы
школьники
проникали
в
эмоциональный
мир
героев,
выявляли
авторское
отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей, я
объединяю
задачи
нравственного
воспитания
с
задачами
литературного
развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и глубокому
постижению
произведения
искусства,
и
повышению
уровня
нравственной
воспитанности детей, и формированию их нравственных идеалов.
Раскрыть потенциал ученика помогают интересные и эффективные формы
организации
деятельности
учащихся,
необычные
творческие
задания,
использование внутрипредметной и межпредметной интеграции.
Уроки
в
форме
деловой
игры,
виртуальные
экскурсии
в
творческую
мастерскую писателя помогают эффективно организовать работу детей. Уроки-
исследования, уроки-конференции, уроки-раздумья – именно здесь учащиеся
могут
применить
опыт
работы
с
текстом,
могут
найти
параллели
между
произведением и исторической эпохой, изображённой в нём.
Главный
приём
при
изучении
художественных
произведений–
общечеловеческая идея в основе художественного текста, то есть сопряжение
судьбы подростка с судьбой литературных героев.
Для достижения этой цели использую следующие виды работ : написание
письма герою, «продолжи рассказ», незаконченное предложение.
самое
важное,
что
должно
остаться
после
уроков
–
это доброе
впечатление,
которое
спо собно
подвинуть
ребёнка
к
желанию
совершенствоваться.
С
целью
активизации
учащихся
на
уроке
используется
проблемная
технология. Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которые
предполагают
создание
под
руководством
учителя
проблемных
ситуаций,
ситуаций выбора и активную самостоятельную деятельность учащихся по их
разрешению, в результате чего и происходит творческое решение тех или иных
проблем.
Современные
школьники
активно
используют
информационные
технологии.
поэтому
для
того, чтобы
урок
был
интересен
ученикам,
а
разговор
о
нравственных категориях был не формальным, а актуальным, я
использую
современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно
совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в
е г о
м у з е е ,
у с л ы ш а т ь художественное чтение
любимых классических произведений, увидеть фрагмент кино и театральной
экранизации.
Конечно,
результат
формирования
ценностных
ориентаций
личности
–
дело не одного и даже не двух лет. Но если после моих уроков учащиеся
станут хоть немного добрее душой друг к другу и окружающим людям, если
понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих
фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного
воспитания». Тогда я могу считать свою задачу выполненной.
Список использованной литературы:
Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. — М.: Просвещение, 1997.
Амонашвили
Ш.А.
Размышления
о
гуманной
педагогике.
—
М.:
Издательский
Дом
Шалвы
Амонашвили, 1995.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Когда книга учит. — М.: Педагогика, 1991.
Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все? — М.: Просвещение, 1990.
Изучение личности школьника учителем. Под.ред.: З.И.Васильевой. — М.: Педагогика, 1991.
Ильин Е.Н. Искусство общения./ — Сб-к Педагогический поиск, составитель И.Н. Баженова. — М.:
Педагогика, 1989.
Ильин Е.Н. Рождение урока. — М.: Педагогика, 1986.
Ильин Е.Н. Шаги навстречу. — М.: Просвещение, 1986.
Иоффе Г.А. Диагностика филологических знаний старшеклассников.// — Литература в школе. —
№3. — 1998.
Караковский В.А. Воспитай гражданина. — М.: Московский рабочий, 1987.
Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII кл. — М.:
Просвещение, 1984.