Напоминание

Духовно-нравственное воспитание пятиклассников на уроках литературы


Автор: Гусева Людмила Евгеньевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №48
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание пятиклассников на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Гусева Л.Е.,

учитель МАОУ «СОШ № 48»

г. Екатеринбург

Духовно-нравственное воспитание пятиклассников на уроках

литературы

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования

определяется

не

только

количеством

и качеством

знаний,

но

и качеством

личностного,

духовного,

гражданского

развития

подрастающего

поколения.

В рамках фгос среди основных требований к результатам освоения образования

на

первый

план

выдвигаются

именно

личностные

результаты:

«стандарт

ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет

выпускника школы»): любящий свой край и свою родину, уважающий свой

народ,

его

культуру

и духовные

традиции;

осознающий

и принимающий

традиционные

ценности

семьи,

российского

гражданского

общества,

многонационального

российского

народа,

человечества,

осознающий

свою

сопричастность судьбе отечества…»

Литература

занимает

особое

место

в системе

школьного

образования.

В примерной программе среднего (полного) общего образования по предмету

литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая

духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Мои

ученики

переживают

самый

трудный

этап

своего

духовного

становления

этап

нравственного

самоопределения.

Это

время

активного

поиска

жизненных

ориентиров,

где

лучшие

советчики

книги.

Которые

остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления

общей культуры ребёнка. « читайте классику, и вы найдете

ответы на свои вопросы», - так говорю я своим ученикам. Ведь в процессе

восприятия

художественного

текста

ребёнок

усваивает

сложные

мировоззренческие

понятия

о

месте

человека

в

жизни,

о

его

целях

и

устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает

опыт нравственной оценки.

Безусловно, тема урока литературы не позволяет весь урок полностью

посвятить

духовно-нравственному

просвещению.

Но

ведь

работая

с

художественным

произведением

на

уроке

и

дома,

ребята

прямо

или

опосредованно сталкиваются с определёнными ситуациями, в которых оказался

литературный герой, оценивают его поступки, пытаются почувствовать его

боль, его сомнения при решении тех или иных проблем.

Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного

творчества

идет

обстоятельный

разговор

о

справедливости,

трудолюбии,

осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность: «бог не в

силе, а в правде», «засыпь правду золотом, а она всплывёт», «сытый голодного

не разумеет», «слово не воробей, вылетит – не поймаешь» — и многие другие

пословицы

являются

не

только

копилкой

мудрости,

но

и

руководством

к

действию…

Какие душевные свойства человека соответствуют

нашему

времени?

Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать в себе?

Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы пятиклассникам помогают

ответить герои литературных произведений жилин и костылин из рассказа

л.н.толстого «кавказский пленник», солдаты и офицеры из стихотворения м. Ю.

Лермонтова «бородино» и даже любимые сказочные герои « царевна-лягушка»

и «падчерица» воспитывают и наставляют.

В

формировании

личности

ребенка

ведущее

место

занимают

семья

и

школа. Не секрет, что родители современного школьника занимаются чаще

всего зарабатыванием денег. Ребенок

Зачастую оказывается в одиночестве в том информационном пространстве,

которое в меньшей степени затрагивает его духовный мир. И формировать,

взращивать детскую душу помогают такие произведения, изучаемые в 5 классе,

как стихотворения в прозе и.с. тургенева «два богача», «воробей», рассказы н.а.

носова, а. Платонова, в.п. астафьева.

Воспитание

любви

к

родной

природе

посредством

работы

с

художественным

словом

одна

из

важнейших

сторон

нравственного

воспитания.

Стихи о родной природе с. Есенина, и. Бунина, н. Рубцова р. Гамзатова

позволяют не только привлечь внимание к живому миру, особенностям его

обитания, связи с человеком, но и, что не менее важно, почувствовать его душу,

его

боль

найти

в

себе

желание

и

силы

сопереживать,

сочувствовать,

сострадать.

Анализ текста художественного произведения — основной вид работы на

уроке литературы.

Ребенок должен понять главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть,

поэму.

А

следовательно,

прийти

к

выводу

о

том,

в

чем

помогает

герой

разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы

школьники

проникали

в

эмоциональный

мир

героев,

выявляли

авторское

отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей, я

объединяю

задачи

нравственного

воспитания

с

задачами

литературного

развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и глубокому

постижению

произведения

искусства,

и

повышению

уровня

нравственной

воспитанности детей, и формированию их нравственных идеалов.

Раскрыть потенциал ученика помогают интересные и эффективные формы

организации

деятельности

учащихся,

необычные

творческие

задания,

использование внутрипредметной и межпредметной интеграции.

Уроки

в

форме

деловой

игры,

виртуальные

экскурсии

в

творческую

мастерскую писателя помогают эффективно организовать работу детей. Уроки-

исследования, уроки-конференции, уроки-раздумья – именно здесь учащиеся

могут

применить

опыт

работы

с

текстом,

могут

найти

параллели

между

произведением и исторической эпохой, изображённой в нём.

Главный

приём

при

изучении

художественных

произведений–

общечеловеческая идея в основе художественного текста, то есть сопряжение

судьбы подростка с судьбой литературных героев.

Для достижения этой цели использую следующие виды работ : написание

письма герою, «продолжи рассказ», незаконченное предложение.

самое

важное,

что

должно

остаться

после

уроков

это доброе

впечатление,

которое

спо собно

подвинуть

ребёнка

к

желанию

совершенствоваться.

С

целью

активизации

учащихся

на

уроке

используется

проблемная

технология. Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которые

предполагают

создание

под

руководством

учителя

проблемных

ситуаций,

ситуаций выбора и активную самостоятельную деятельность учащихся по их

разрешению, в результате чего и происходит творческое решение тех или иных

проблем.

Современные

школьники

активно

используют

информационные

технологии.

поэтому

для

того, чтобы

урок

был

интересен

ученикам,

а

разговор

о

нравственных категориях был не формальным, а актуальным, я

использую

современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно

совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в

е г о

м у з е е ,

у с л ы ш а т ь художественное чтение

любимых классических произведений, увидеть фрагмент кино и театральной

экранизации.

Конечно,

результат

формирования

ценностных

ориентаций

личности

дело не одного и даже не двух лет. Но если после моих уроков учащиеся

станут хоть немного добрее душой друг к другу и окружающим людям, если

понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих

фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного

воспитания». Тогда я могу считать свою задачу выполненной.

Список использованной литературы:

Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. — М.: Просвещение, 1997.

Амонашвили

Ш.А.

Размышления

о

гуманной

педагогике.

М.:

Издательский

Дом

Шалвы

Амонашвили, 1995.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Когда книга учит. — М.: Педагогика, 1991.

Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все? — М.: Просвещение, 1990.

Изучение личности школьника учителем. Под.ред.: З.И.Васильевой. — М.: Педагогика, 1991.

Ильин Е.Н. Искусство общения./ — Сб-к Педагогический поиск, составитель И.Н. Баженова. — М.:

Педагогика, 1989.

Ильин Е.Н. Рождение урока. — М.: Педагогика, 1986.

Ильин Е.Н. Шаги навстречу. — М.: Просвещение, 1986.

Иоффе Г.А. Диагностика филологических знаний старшеклассников.// — Литература в школе. —

№3. — 1998.

Караковский В.А. Воспитай гражданина. — М.: Московский рабочий, 1987.

Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII кл. — М.:

Просвещение, 1984.



В раздел образования