Автор: Дукина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №58
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы ознакомления дошкольников с анималистическим жанром"
Раздел: дошкольное образование
Дукина С.В. воспитатель МБДОУ д/с №58
Г.Белгород
«Формы и методы ознакомления
дошкольников с анималистическим жанром»
Темой наскальных рисунков , сделанных рукой первобытного человека
были образы животных. Ещё
тогда животные воздействовали на чувства
человека. В процессе эволюционного развития человечество освоило новые
формы общения с животным миром. Животные становились не
только
источником
материального
существования
человека,
но
и
средством
его
художественного
развития,
воплощения
красоты
и
совершенства.
Образ
животного
занимает
значительное
место
в
изобразительном
искусстве.
Появился отдельный жанр, который называется анималистический.
Произведения анималистического жанра призывают беречь , любить
природу и животный мир. Художник – анималист
В.А. Ватагин глубоко
убеждён в том, что любовь к животному поможет человеку стать человечнее.
Работая с детьми дошкольного возраста ,необходимо приложить все усилия
для воспитания любви к природе и животному миру, чтобы дети заботились о
природе , и берегли её. Ведь это будущее наше планеты.
Дети с самого раннего возраста питают огромный интерес к животным.
Чем старше становятся дети, тем этот интерес глубже и осознаннее. Поэтому
они любят рисовать живые существа, которые окружают их.
Формами
работы
с
дошкольниками, способствующие проявлению
творческих способностей в анималистическом жанре являются:
Образовательные ситуации, ориентированные преимущественно на
приобщение детей к « животному миру ».
Беседы, диалог:
-
о
внешнем
виде
(форма
тела,
части
тела,
особенности
покрытия
тела
шерстью, колючки)
Просмотр видеоматериалов и мультфильмов о животных (для этого
удачно использовать наши отечественные мультфильмы, в них очень хорошо
передаётся
внешний
вид
повадки
животных
.
Например:
«Ну,
погоди!»,
«Умка», «Серая шейка» «Палочка выручалочка» и т.д.
Экскурсии в краеведческий музей - дошкольники получат информацию
о животных нашего края. Рассматривая чучел животных, дети познакомятся
с натуральным внешним видом, а также с их средой обитания.
Экскурсия в зоопарк - вместе с родителями, также познакомит детей с
натуральным внешним видом, повадками и средой обитания животных. В
зоопарке дети познакомятся с животными разных широт.
Приключения-путешествия - с последующим отражением впечатлений
(создание макета зоопарка, леса, птичьего двора)
Чтение художественной литературы о животных:
- рассказов,
-загадок;
- фольклора.
- русских
сказок, во многих народных
и литературных сказках, герои
любимые детьми животные (в сборнике
Олеси Жуковой
«Игры со
сказками»
собраны
сказки
для
чтения,
с
игровыми
заданиями
по
прочитанной сказки.
Оформить галерею
-
выставка
рисунков
животных
художников
–
анималистов.
Например:
Валентина
Федоровича
Федотова.
Можно
совместить с рассказами Веры Васильевны
Чаплиной. В рассказах Веры
Васильевны Чаплиной хорошо описан внешний вид животных. Экскурсовод
– воспитатель может использовать её рассказы при посещении галереи.
Составление коллекции фигурок домашних и диких животных
Оформление мини-музея – «Музей животных и их детёнышей», «Музей –
мой пушистый друг» и т.д.
Оформить фотовыставку «Мой любимый животный», «Мой пушистый
друг» (помощь родителей)
Образовательные
ситуации,
ориентированные
преимущественно
на развитие продуктивной деятельности и детского изобразительного
творчества.
Конструирование образов животных из конструктора, геометрической
мозаики, природного материала.
Аппликация.
Лепка из обычного пластилина, шарикового, глины. Детям легче рисовать
животных, если перед этим они их лепили.
Для создания у
детей
интереса к созданию
вылепленных фигурок
животных,
можно
использовать
разработки
И.С.
Лыковой.
В
помощь
воспитателям и родителям в продаже
большое количество развивающих
книг: «Лепка для малышей», « Это может ваш малыш» и т.д.
Рисование.
Сказки
и
стихи,
обучающие
рисованию
-
приём
«изображение + сказочное слово», это усиливает воздействие на образное
мышление
и
чувственное
восприятие.
Развивает
воображения
и
способствует
формированию
технических
умений
и
навыков.
Что
способствуют возникновению интереса к
рисованию животных.
Обычно
дети боятся, что у них не получится нарисовать животное. А благодаря
данному приёму, дети незаметно для себя включаются в работу. Сами того не
замечая включают своё творчество.
Выставки рисунков детей на тему о животных – дети учатся оценивать
свои работы и работы своих друзей. Это помогает детям увидеть, как можно
по-разному изобразить своих любимых животных.
Образовательные
ситуации,
включающие
в
целом
«равноценное»
соотношение
развития
восприятия
(любование
природой,
рассматривание изображения) и собственной детской деятельности.
Сравнение
-
внешнего вида животных, чем похожи и чем отличаются .
Изображений животных в летней и зимний период, и сравнение .
Наблюдение:
- за домашними питомцам (с родителями);
- за обитателями животного уголка.
Рассматривание и тактильное обследование:
-игрушки изображающих различных животных – они являются участниками
детских игр;
- скульптурных изображений животных ;
- фигурок животных мелкой пластики из различных материалов
( деревянных, стеклянных, фарфоровых, керамических)
- образы животных в произведениях декоративно – прикладного искусства;
- живые объекты (кошки, собаки, морские свинки)
Дидактические игры и упражнения - способствуют закреплять восприятие
формы
частей
тела
животных,
их
внешний
вид.
Это
способствует
закреплению знаний о внешнем виде, и развитию способности изображать
желаемого животного. Например: «Сделай сам», «Раскрась тени героев»,
«Обведи по точкам», «Найди животных», «Обведи животных», «Заштрихуй
животных» ,развивающие книги серии «Школа семи гномов - «Чей хвост», и
т.д.. Серия «Программа развития и обучения дошкольников» - «Сказки-игры-
загадки», «Поиграем в сказку», «Игры на каждый день» . Данный материал
поможет дошкольникам закрепить свои знания о животных.
Образовательные ситуации, ориентированные преимущественно на
решение задач других образовательных областей с включением
творческой изобразительной деятельности и произведений искусства
как средства обогащения впечатлений и активизации отражения
освоенного.
Рассматривание
животных
в
произведениях
искусства,
иллюстраций
детских
книг
художников
Е.
Чарушиной
к
произведениям
В.Бианки,
Ю.
Васнецова, Т Маврина, А Лебедева фотографий, альбомов, энциклопедий.
Иллюстраций
к
русским
народным
сказкам.
Расширяет
представление
о
жизни зверей и птиц в зимний период.
-
Прослушивание
музыкальных
произведений
о
животных
–
способствуют эмоциональному восприятию животных.
Физкультминутки - способствуют умению детей изображать животных.
Описательные
рассказы
– дают
возможность
ребёнку
на
основе
полученных знаний о животном, самостоятельно рассказать о животных.
Здесь можно использовать вспомогательные таблицы.
Интернет
ресурсы
– позволяют
получить
достоверную
и
обширную
информацию о животном мире. Электронная презентация. На интерактивной
доске можно играть с в игры, которые закрепляют знание детей о животном
мире
.
Это
обогащает
восприятие,
развивает
воображение,
пробуждает
заложенное в детской душе стремление к прекрасному.
Проектный метод - участвуя в проектной деятельности, дети усваивают
информацию благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным
участником
своего
обучения.
Этот
метод
позволяет
привлечь
большое
количество
участников
(
дети
,воспитатели,
родители).
Темы
проектов
возникает по инициативе детей. Например: «Почему, белому медведю легко
жить на севере», «Зачем животным шерсть» и т.д.
Методическая литература - это разнообразные программы , например И.А.
Лыкова
в
своей
программе
«Цветные
ладошки»
предлагает
большой
материал, который благоприятно способствует знакомству дошкольников с
анималистическим
жанром.
Это
–
незавершённые
композиции,
наглядно-
методические пособия «Мастерилка», практический материал для сюжетной
аппликации
«Делаю
книжку
сам»,
«Делаю
игрушку
сам»,
обучающие
раскраски для всех возрастных групп, «Технологические карты» - наглядно-
методические пособия по лепке, аппликации, рисованию.
Развивающие книги с разработками поэтапного изображения внешнего вида
животных. Это способствует развитию зрительного восприятия и накопления
опыта изображения животных.
Для закрепления техники изображения животных эффективно использовать:
развивающие книги : раскраски, штриховки, «Школа юного
художника» -
Данная серия поможет обучать детей в игровой форме со стихами и сказками
обучить детей рисовать животных.
Уважаемые
коллеги
в
наших
силах
подарить
нашим
детям
радость
общения, с таким необычным и интересным животным миром. Этот мир
открывает в душе ребёнка любовь , отзывчивость , сопереживание. А это
значит, что наши дети вырастут настоящими людьми
с большим
и
открытым сердцем. И мы с вами будем спокойны
за будущее нашей
планеты.
Литература
- О.А.Ершова Программа развития и обучения дошкольника. Школа Олеси
Жуковой. Игры со сказками. Для детей 4-6 лет. ;издательский Дом «Нева»,
М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование»,2003.-240 с.
- Поиграем в сказку.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013. -48 с. – (Серия
«Программа развития и обучения дошкольника»)
- Сказки-игры-загадки. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013. -48 с. – (Серия
«Программа развития и обучения дошкольника»).
- Игры каждый день. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013. -48 с. – (Серия
«Программа развития и обучения дошкольника»)
- «Школа юного художника». Издательство «РООССА»)
- И.А. Лыкова программа «Цветные ладошки»