Автор: Александрова Таисия Разифовна
Должность: преподаватель психологии
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "Туймазинский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Туймазы
Наименование материала: Программа СППС
Тема: "Программа социально-психолого-педагогического сопровождения студентов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций"
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«ТУЙМАЗИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Программа
социально-психолого-педагогического
сопровождения студентов в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций
г. Туймазы
2017г.
Наименование
Программы
Программа социально-психологической-
педагогического сопровождения студентов в
случае возникновения чрезвычайных ситуаций
(далее Программа)
Основание разработки
Программы
ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 №273-ФЗ
Закон
Республики
Башкортостан
от
01.07.2013
№ 6 9 6 - з
« О б
о б р а зо ва н и и
в
Р е с п у б л и к е
Башкортостан»
ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера»
ФЗ
от
22.072008
г.
№
123-ФЗ
«Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности»
ФЗ от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
ФЗ
от
06.03.2006
№
35-ФЗ
«О
борьбе
с
терроризмом»
Постановление
Правительства
РФ
от
24.12.2015
№1418
«О
государственном
надзоре
в
области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера»
Постановление
Правительства
РФ
от
04.09.2003
№547 «О подготовке населения в области защиты
от
чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного характера»
Разработчик
Программы
Преподаватель
Александрова Таисия Разифовна
Основные
исполнители
Программы
Преподаватели колледжа, классные руководители,
заведующий сектором по воспитательной работе,
педагог-психолог,
администрация
колледжа,
родители обучающихся, студенты
Контингент, для кого
предназначена
программа
-студенты,
непо средственно
оказавшие
в
чрезвычайных
ситуациях;
студенты
оказавшие
свидетелями
чрезвычайного
происше ствия;
студенты,
имеющие
нарушения
психического
здоровья
и
поведении
в
связи
с
воздействием
стрессовых факторов, обусловленных информацией
о
с и т у а ц и и ,
и л и
о б о с т р и л и с ь
р а н е е
существовавшие
психические
расстройства,
актуализировались травмы, полученные ранее.
-преподаватели,
классные
р у ко в од и т е л и ,
сотрудники колледжа непосредственно оказавшие в
чрезвычайных
ситуациях,
имеющие
нарушения
психического
здоровья
и
поведении
в
связи
с
воздействием стрессовых факторов
Цель Программы
Оказание и объединение усилий заинтересованных
субъектов:
-
в
к о м п л е к с н о й
п р о ф и л а к т и ч е с к о й ,
коррекционной
поддержке
студентам
в
случае
возникновения
чрезвычайных
ситуаций,
в
социально-опасном положении;
- для предупреждения чрезвычайных ситуаций;
-
для
овладения
методами
социально-психолого-
педагогического
сопровождения
личности
в
чрезвычайных ситуациях и после.
Задачи Программы
выявление проблемного поля чрезвычайной
ситуации;
оказание социально -психолого-педагогической
помощи студентам при возникновении
чрезвычайных ситуация;
формирование активной педагогической
позиции родителей;
активное привлечение включению в учебный
процесс, во внеурочную досуговую занятость
своих детей;
привлечение внимания общественности к
проблемам семей, попавших в чрезвычайные
ситуации;
предупреждение родителей от наиболее
распространённых ошибок в воспитании детей;
повышение правовой грамотности студентов о
чрезвычайных ситуациях;
оказание помощи педагогам в развитии навыков
формирования психологического комфорта при
взаимодействии родителей и детей.
Методики работы
(психодиагностические
методы)
Для психологической диагностики и мониторинга
психологиче ского
со стояния
с т уд е н т о в ,
преподавателей, классных руководителей в ходе
психологического
сопровождения
используются
психодиагностические
экспресс-тесты
САН,
шкала
ситуативной
и
личностной
тревожности,
шкала
астении,
различные
проективные
и
рефлексометрические тесты, ориентированные на
текущую
(оперативную)
оценку
динамики
изменения психологического состояния.
Методы коррекции и
профилактики
При
проведении
психологической
коррекции
и с п о л ь з у е т с я
ш и р о к и й
а р с е н а л
психокоррекционных
методов,
среди
которых
наиболее
часто
применяются психологическое
консультирование,
рациональная
психотерапия,
различные
методы
регуляции
психологического
состояния,
а также социально-психологические и
психологические
тренинги.
В
т о м
ч и с л е
используются
мет афоры,
истории,
с к а з к и
(сказкотерапия),
арттерапия,
игры,
упражнения
психологической разгрузки.
Прогнозируемые
результаты
реализации
Программы
- Развитие навыков и приемов взаимодействия со
студентами
при
возникновении
чрезвычайных
ситуаций.
- Активизация работы с родителями;
-Накопление
педагогического
опыта
в
работе
со
студентами, пережившими травму (психотравму).
-
Развитие
умения
проектировать
технологии
социально-психолого-педагогической
педагогического опыта в работе со студентами, их
семьями, попавших в чрезвычайные ситуации.
- Изменение представления студента, попавшего в
чрезвычайную ситуацию об окружающем мире.
- Ум е н и е
п р и м е н я т ь
р а з л и ч н ы е
м е т о д ы
психологического
сопровождения
личности
в
к р и з и с н о м
с о с т о я н и и
( с т р е с с о в о м ,
постстрессовом).
-Сформирование знаний об основных направлениях
помощи,
используемых
помощи,
оказавшимся
в
чрезвычайной ситуации.
-
Способствование
формированию
у
педагогов
психологиче ской
готовно сти
к
о ка з а н и ю
п с и хо л о г и ч е с ко й
п о м о щ и
с т уд е н т а м
в
ч р е з в ы ч а й н ы х
с и т у а ц и я х ,
а
т а к ж е
профессиональной
позиции
при
сопровождении
студентов в чрезвычайной ситуации.
План по реализации
цели и задач
Программы
Сентябрь -октябрь
1. Нормативно-правовое обеспечение:
Изучение нормативных документов;
Изучение
позитивного
опыта
работы
образовательных
учреждений
города,
округа,
страны;
Оформление
наглядных
материалов
по
пожарной
безопасности,
противодействию
терроризму и экстремизму
2. Педагогическая поддержка:
Целевое
повышение
профессиональной
компетенции педагогов;
Реализация школьной Программы по работе
со студентами в случае возникновения ЧС.
Ноябрь
1.
Проведение
занятий
с
обучающимися,
руководителями,
педагогическим
составом
и
техработниками
образовательного
учреждения
по
действиям в случае возникновения пожара и других
чрезвычайных ситуаций.
Декабрь-февраль
1.
Организация
выставки
детских
рисунков,
плакатов,
стенгазет
по
пожарной
безопасности,
предупреждению
чрезвычайных
ситуаций,
терроризма и экстремизма.
2. Подготовка и участие команды в районных и
городских соревнованиях учащихся по программе
«Колледж в безопасности».
Май
1. Проведение мероприятий ко Дню защиты детей
согласно
плану
противодействия
терроризму,
гражданской
обороны,
пожарной
безопасности,
правила
дорожного
движения,
безопасности
на
водных объектах, личной безопасности учащихся.
2. Организация и проведение городских акций и
школьных мероприятий с учащимися и родителями.
Июнь
1. Разработка и реализация открытых мероприятий
с
учащимися
с
приглашением
представителей
МВД, МЧС по разъяснению опасности экстремизма
и терроризма.
Июль
1. Подготовка, согласование и утверждение плана
о сновных
мероприятий
о б р а з о ват е л ь н о го
учреждения
по
вопросам
гражданской
обороны,
предупреждения
чрезвычайных
с и туа ц и й ,
противодействия
терроризму
и
экстремизму,
обеспечения пожарной безопасности на 2016-2017
учебный год на заседании комиссии чрезвычайных
ситуаций.
2. Составление рекомендаций по работе в данном
направлении, исходя из полученных данных
Рекомендации по реализации Программы
Необходимым
условием
успешной
реализации
Программы
является
вовлеченность
в
сопровождение
студента
всех
его
участников.
Координатором
этой
работы
является
педагог-психолог.
Согласование
действий
педагогов,
родителей,
психологов
и
других
специалистов
значительно повышает ее результативность.
«Умение рождает уверенность!
Уверенность вытащит из любой самой экстремальной ситуации.
Любой человек способен сделать во сто крат больше, чем может предполагать.
Надо лишь знать, что делать.
И еще я знаю, что никто не застрахован от несчастного случая.
Покорно его ожидать - значит бесславно погибнуть.
Готовиться к нему - значит наверняка выжить!»
Ильин А.А.- писатель, известный путешественник, специалист по вопросам
выживания человека в экстремальных условиях.
Чрезвычайные
ситуации
получают
в
современных
социально-
политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и
взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий,
подвергаются насилию, становятся заложниками.
Мероприятия,
проводимые для
поддержания
психологического
благополучия
студентов, педагогов
после возникновения
ЧС, нормализация
послестрессового
состояния
Мероприятия по
предупреждению
возникновения ЧС, обучение
правилам поведения при ЧС
(обучение, составление
информационного блока,
оформление стенгазет,
формирование
психологической готовности
к возникновению ЧС и др.)
ддержка, направление, информирование, психологическое вмешательство (интервенция), выявление негативных социально-психологических механизмов (психологическое заражение, паника, слухи) и помощь в управлении негативными эмоциями
Исследуются
разнообразные
негативные
психические
состояния,
возникающие
вследствие
воздействия
экстремальных
факторов:
стресс,
фрустрация, кризис, депривация, конфликт. Эти состояния характеризуются
доминированием
острых
или
хронических
негативных
эмоциональных
переживаний:
тревоги,
страха,
депрессии,
агрессии,
раздражительности,
дисфории.
Интенсивные
эмоциональные
переживания,
такие,
как
страх,
паника,
ужас,
отчаяние,
могут
затруднять
адекватное
восприятие
действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений
и нахождению адекватного выхода из стрессовой ситуации.
На исходе XX столетия произошло громадное количество бедствий и
катастроф, мир буквально захлестывает эпидемия террористических актов.
Понятия
экстремальных,
кризисных
и
чрезвычайных
ситуаций
еще
не
получили исчерпывающего определения.
ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:
по
степени
внезапности:
внезапные
(непрогнозируемые)
и
ожидаемые
(прогнозируемые).
Легче
прогнозировать
социальную,
политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия.
Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют
избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;
по
скорости
распространения:
ЧС
может
носить
взрывной,
стремительный,
быстрораспространяющийся
или
умеренный,
плавный
характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных
конфликтов,
техногенных
аварий, стихийных
бедствий.
Относительно
плавно развиваются ситуации экологического характера;
по
масштабу
распространения:
локальные,
местные,
территориальные,
региональные,
федеральные,
трансграничные.
К
локальным,
местным
и территориальным относят ЧС, не выходящие за
пределы
одного
функционального
подразделения,
производства,
населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС
охватывают целые регионы, государства или несколько государств;
по продолжительности действия: могут носить кратковременный
характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых
происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;
по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные
(неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных,
социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие.
Стихийные
бедствия
по
характеру
своего
происхождения
являются
непреднамеренными,
к
этой
группе
относятся
также
большинство
техногенных аварий и катастроф.
По
источнику
происхождения
чрезвычайные
(экстремальные)
ситуации
подразделяются на:
– ЧС техногенного характера;
– ЧС природного происхождения;
– ЧС биолого-социального характера.
Типы
ЧС
техногенного
характера:
транспортные
аварии
и
катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварийно-химических
отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и
катастрофы
с
выбро сом
радиоактивных
веще ств
(РВ)
и л и
сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение
сооружений, аварии на электро-
и энергетических системах (ЭЭС) или
коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных
очистных сооружениях, гидродинамические аварии.
Типы ЧС природного происхождения: геофизические, геологические,
метеорологические,
агрометеорологические,
опасные
морские
гидрологические явления, природные пожары.
Типы
ЧС
биолого-социального
характера:
голод,
терроризм,
общественные
беспорядки,
алкоголизм,
наркомания,
токсикомания,
различные акты насилия.
ЧС, связанные с изменением состояния литосферы
–
суши (почвы,
недр, ландшафта); состава
и
свойств
атмосферы
(воздушной
среды);
состояния
гидросферы
(водной
среды);
состояния
биосферы;
инфекционные заболевания людей, животных и растений.
Оказавшиеся
в
экстремальных (чрезвычайных) ситуациях
люди
проходят в своих психологических состояниях ряд этапов.
1 ЭТАП
- острый эмоциональный шок. Длится 3-5 часов.
Сначала
возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим
психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха
при обостренном восприятии. В данной ситуации педагог должен быть
готов к тому, что дети могут начать плакать, кричать, бегать по помещению.
Необходимо
как
можно
быстрее
остановить
процесс
паники детей.
Позовите всех подойти к Вам, проявите настойчивость – дети должны
понимать, что при правильных совместных действиях, Вам удастся покинуть
здание, затратив минимум времени.
2
ЭТАП
- психофизиологическая
демобилизация,
существенное
ухудшение
самочувствия
и
психоэмоционального
состояния
с
преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением
моральных
норм
поведения, уменьшением
уровня
эффективности
деятельности
и
мотивации
к
ней,
депрессивными
тенденциями.
Длительность до трех суток.
На этом, втором, этапе степень и характер психогенных нарушений
во
многом
зависят
не
только
от
самой
экстремальной
ситуации,
ее
интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия,
но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения
опасности и от новых стрессовых воздействий.
Постарайтесь
отвлечь
детей
разговорами
на
различные
темы,
задавайте вопросы, вспоминайте приятные случаи из жизни.
3 ЭТАП – разрешение, когда постепенно стабилизируется настроение
и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и
контакты с окружающими ограниченны.
На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс,
происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации,
оценка
собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность
приобретают
также
травмирующие
психику
факторы,
связанные
с
изменением
жизненного
стереотипа.
Становясь хроническими,
эти
факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных
расстройств. Их особенностью является наличие выраженного тревожного
напряжения,
страха,
различных
вегетативных
дисфункций,
порождающих
впоследствии
психосоматические
нарушения.
У
переживших
экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также
критическое отношение к своим возможностям.
На данном этапе детям необходима поддержка и понимание, что
они в безопасности. Учитель должен уделить внимание каждому, говоря о
том, что в жизни человека встречаются различные ситуации и, если он
преодолевает
их,
значит, становится
сильнее,
учится
правильно
действовать в нужную минуту. Опора на положительные качества ребенка
помогает снизить уровень тревожности.
4
ЭТАП
-
восстановление,
когда
активизируется
межличностное
общение. На данном, заключительном этапе, ребенку необходима поддержка,
понимание взрослых, друзей, родителей.
При
оказании
психологической
помощи
людям,
побывавшим
в
экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное
положение
–
настоящее бедствие
наступает
тогда,
когда
кончается
действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с
одной стороны, не только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы
их
разрушительных
действий,
их
внезапность, распространенность
вызываемых
ими
стрессов
и
т.п.
во
многом
предопределяются
особенностями
предкатастрофного
развития.
А
с
другой,
только
в
посткатастрофный
период
можно
реально
определить
степень
деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры,
на производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие
людей, на демографические процессы в зонах бедствия.
Целью
«информационной
терапии»
является
также
уменьшение
чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях
от
страха
погибает
больше
людей,
чем
от
воздействия
реального
разрушительного фактора.
Четыре уровня психологической помощи
1-й уровень: групповые беседы с целью повышения интереса к
учебе, мотивации учащихся, повышения их самооценки и др. Эти беседы
проводит
педагог,
используя
отдельные
техники
психологического
консультирования.
2-й уровень: индивидуальные беседы с целью оказания помощи
учащимся
в решении
их
повседневных
проблем.
Проводит
педагог,
используя как отдельные техники психологического консультирования, так
и техники, включенные в структуру помогающей беседы.
3-й уровень: индивидуальные или групповые беседы с учащимися с
целью оказания помощи учащимся в решении их повседневных проблем.
Проводит работник, прошедший более интенсивную психологическую
подготовку.
Это
может
быть
педагог-психолог,
заместитель
по
воспитательной работе, преподаватель, прошедший специальный тренинг, и
др.
4-й уровень: индивидуальные беседы с учащимися или родителями
с целью направления студентов к специалистам за пределами колледжа
(к
невропатологу,
психологу
для
диагностики,
психологу-консультанту
высокого уровня). Такие беседы проводит педагог-психолог, заместитель
по воспитательной работе, директор, классный руководитель и др.
Чаще всего техники психологического консультирования необходимы
педагогу тогда, когда студенты обращаются с проблемой личностного плана,
которая
тем
или
иным
образом
отражается
на
учебной
деятельности,
например:
непонимание в семье;
взаимоотношения с одногруппниками или другими преподавателями;
потеря одного из близких людей;
проблема выбора профессии и др.
Чтобы предоставить студенту возможность высказать именно то, что
он хотел, вопросы можно формулировать следующим образом:
Не могла бы ты рассказать об этом подробнее?
А ты можешь привести пример того, как это происходит?
И что случилось дальше?
Есть ли еще что-то важное, что ты забыл рассказать?
Помните,
что
нам,
взрослым,
нужно
научиться
правильно
и
своевременно реагировать на все проявления тревожности и стресса у своих
детей.
И,
самое
главное,
в
трудной
ситуации
использовать
все
предоставляемые вам возможности социально-психолого-педагогической
службы колледжа с целью устранения негативных последствий стресса.
Завершая свое выступление, хочу напомнить, что самые крепкие «узелки
на память» оставляют события, связанные со стрессом, а дела рутинные,
как
правила,
не запоминаются… Я желаю вам и вашим семьям от всей
души, чтобы вы переживали стрессовые ситуации (без них никак), связанные
только с счастливыми и радостными событиями.
Методики работы
Методика определения доминирующего состояния (Куликов Л.В.)
Л. В. Куликовым разработаны два варианта опросника: полный вариант с
восемью шкалами и краткий вариант с шестью шкалами. Краткий вариант
предназначен
для
ситуаций
с
жестко
ограниченным
временем
для
обследования. Этот вариант удобнее для ручной обработки, для всех шкал
суммарные
баллы
подсчитываются
непосредственным
арифметическим
суммированием. Мы предлагаем вам краткий вариант.
Назначение
методики
—
определение
характеристик
настроений
и
некоторых других характеристик личностного уровня психических состоянии
с
помощью
субъективных
оценок
обследуемого.
Основным
назначением
опросника является диагностика относительно устойчивых (доминирующих)
состояний.
Инструкция.
«В
опроснике
приведены
признаки,
описывающие
состояние, поведение, отношение человека к различным явлениям. Оцените,
насколько
эти
признаки
свойственны
Вам,
имея
в
виду
не
только
сегодняшний день, а более длительный отрезок времени. Не стремитесь
«улучшить»
или
«ухудшить»
ответы,
это
приведет
к
недостоверным
результатам,
так
как
методика
улавливает
искажения
и
неискренность
ответов. Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены.
Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением необходимо
выразить с помощью семибалльной шкалы:
1 — полностью не согласен;
2 — согласен в малой степени;
3 — согласен почти наполовину;
4 — согласен наполовину;
5 — согласен более чем наполовину;
6 — согласен почти полностью;
7 — согласен полностью.
Выбрав один из баллов шкалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 или 7, Вы выразите степень
своего согласия с данным суждением. Запишите выбранный балл в листе для
ответов
рядом
с
порядковым
номером
этого
пункта.
Не
пропускайте
ни
одного пункта опросника.
Просим
в
тексте
опросника
ничего
не
писать
и
не
подчеркивать.
Пожалуйста, не переправляйте одну цифру на другую на том же месте. Для
исправления
перечеркните
ненужную
цифру
и
напишите
справа
новую.
Заполните все графы в верхней части листа для ответов, напишите время
начала
работы
и
приступайте
к
опроснику.
Вместо
фамилии,
имени
и
отчества можете написать любой псевдоним».
Опросник ДС (краткий вариант)
ФИО ________________________________________ Дата _______
Текст опросника
1. Мой организм сильно реагирует на перепады погоды или изменения климата.
2. Очень часто бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь
рассеянным и мечтательным.
3. Я тревожусь очень часто.
4. Я часто плохо засыпаю.
5. Масса мелких неприятностей выводит меня из себя.
6. Мои мысли постоянно возвращаются к возможным неудачам, и мне трудно направить
их в другое русло.
7. Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало.
8. Я испытываю неопределенное беспокойство, боязнь, сам не знаю отчего.
9. Если все против меня, я нисколько не падаю духом.
10. Я просыпаюсь утром неотдохнувшим и усталым.
11. Часто я чувствую себя бесполезным.
12. Мне не удается сдерживать свою досаду или гнев.
13. Трудные задачи у меня поднимают настроение.
14. У меня часто болит голова.
15. Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю.
16. У меня часто возникает предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание.
17. Меня легко задеть словом.
18. Я полон энергии.
19. Существует конфликт между моими планами и действительностью.
20. В ситуациях длительных нервно-психических нагрузок я проявляю выносливость.
21. Мои манеры за столом дома обычно не так хороши, как в гостях.
22. Очень часто какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями и беспокоит меня
несколько дней.
23. Очень часто я чувствую себя усталым, вялым.
24. Я упускаю удобный случай из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение.
25. Есть очень много вещей, которые меня легко раздражают.
26. Я часто испытываю чувство напряжения и беспокойства, думая о происшедшем в
течение дня.
27. Когда я неважно себя чувствую, я раздражительный.
28. Очень часто у меня бывает хандра (тоскливое настроение).
29. Утром, после пробуждения, я еще долго чувствую себя усталым и разбитым.
30. Мне нравится постоянно преодолевать новые трудности.
31. У меня есть желание изменить в своем образе жизни очень многое, но не хватает сил.
32. В большинстве случаев я легко преодолеваю разочарование.
33. Удовлетворение одних моих потребностей и желаний делает невозможным
удовлетворение других.
34. Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит.
35. Я смотрю в будущее с полной уверенностью.
36. Я очень часто теряю терпение.
37. Люди разочаровывают меня.
38. Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать.
39. Мне все быстро надоедает.
40. Мне кажется, что я близок к нервному срыву.
41. Я часто испытываю общую слабость.
42. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
Основные шкалы:
Шкала «Ак»: «активное — пассивное отношение к жизненной ситуации».Данная
шкала позволяет составить представление о характеристике состояния, в большинстве
случаев сильнее зависящей от соответствующего свойства личности — активности, чем от
других
факторов.
Следует
учесть,
что
активность
лишь
относительно
устойчива,
поскольку предрасположенность к активному или пассивному отношению, реагированию
зависит
от
множества
текущих
обстоятельств
социальной
среды,
а
также
событий,
предшествующего
жизненного
периода
личности.
Для
диагностики
состояний
и
настроений
особенно
важно
учитывать
крепость
веры
в
достижение
своих
целей,
выявлять активную или пассивную позицию по отношению к сложившейся жизненной
ситуации.
Данный
параметр
состояния
особенно
важен
при
диагностике
стрессовых
состояний.
Высокие оценки (более 60 Т-баллов). Выражено активное, оптимистическое отношение к
жизненной
ситуации,
есть
готовность
к
преодолению
препятствий,
вера
в
свои
возможности. Ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей.
Жизнерадостность выше, чем у большинства людей.
Низкие оценки (менее 40 Т-баллов). Пассивное отношение к жизненной ситуации, в оценке
многих
жизненных
ситуаций
преобладает
пессимистическая
позиция,
неверие
в
возможность успешного преодоления препятствий.
Шкала «То»: «тонус: высокий — низкий». В ситуации острого стресса человек чаще
испытывает ощущения подъема сил, но часто наблюдается и противоположная картина —
ощущения
слабости.
Сходная
картина
может
наблюдаться
и
в
затяжном
стрессе.
Энергические характеристики для любого психического состояния являются важнейшим
измерением. Особенно необходимы они для прогноза развития состояния индивида. В
диагностике стрессовых состояний они дают ценные данные о глубине стресса.
Высокие оценки. Характерна высокая активность, стеническая реакция на возникающие
трудности.
Субъективные
ощущения
внутренней
собранности,
запаса
сил,
энергии.
Готовность к работе, в том числе длительной.
Низкие
оценки,
Характерна
усталость,
несобранность,
вялость,
инертность,
низкая
работоспособность. Меньше возможностей проявлять активность, расходовать энергию,
уменьшен
ресурс
сил,
повышена
утомляемость.
Склонность
проявлять
астенические
реакции на возникающие трудности.
Шкала «Сп»: «спокойствие — тревога». В психическом состоянии переживание тревоги
имеет
определяющее
значение
для
ряда
других
явлений.
Именно
тревога
усиливает
звучание эмоциогенных раздражителей различной силы, в том числе и незначительных,
увеличивая интенсивность отрицательных эмоций, усугубляя их негативное влияние на
сознание,
поведение
и
деятельность.
Шкала
предназначена
для
измерения
уровня
генерализованной тревоги. В литературе она обозначается также терминами «свободно
плавающая», «немотивированная» и др. Среди видов тревоги для этого вида в наибольшей
степени характерны длительные, долго не затухающие эмоциональные переживания.
Высокие оценки. Большая уверенность в своих силах и возможностях, чем у большинства
людей.
Низкие оценки. Наличествует склонность испытывать беспокойство в широком круге
жизненных
ситуаций,
видеть
угрозу
престижу,
благополучию,
независимо
от
того,
насколько
реальны
причины.
Ожидание
событий
с
неблагоприятным
исходом,
предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного
осознания ее источников.
Шкала «Ус»: «устойчивость — неустойчивость эмоционального тона».
Высокие оценки. Преобладает ровный положительный эмоциональный тон, спокойное
протекание
эмоциональных
процессов.
Высокая
эмоциональная
устойчивость,
в
состоянии
эмоционального
возбуждения
сохраняется
адекватность
и
эффективность
психической саморегуляции, поведения и деятельности. Очень низкие оценки можно
интерпретировать как эмоциональную ригидность.
Низкие оценки. Снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное
возбуждение,
настроение
изменчиво,
повышена
раздражительность,
преобладает
негативный эмоциональный тон.
Шкала «Уд»: «удовлетворенность — неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом,
процессом
самореализации)».
Затруднения
в
процессе
самореализации
приводят
к
переживаниям объемного эмоционального дискомфорта. Данная характеристика имеет
особую
диагностическую
значимость
в
индивидуальной
консультативной
и
психокоррекционной работе. Переживания полноты жизни — одна из основных опор
психологической устойчивости личности. Ощущения опустошенности являются фактором
риска
возникновения
невротических
и
депрессивных
расстройств,
алкогольной
зависимости. Суждения, вошедшие в данную шкалу, относятся к внутренним аспектам
переживаний,
к
чувству
удовлетворенности
своей
жизнью.
Поскольку
критерии
успешности
самореализации
субъективны,
то
и
для
диагноста
наиболее
важна
субъективная оценка успешности самореализации. Полная самореализация человека — не
только
развитие
каких-либо
специальных
способностей,
но
также
развитие
его
потенциальных
возможностей
как
сильного
и
целостного
человеческого
существа,
свободного от калечащих его внутренних принуждений.
Высокие оценки. Удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией, тем, как
идет жизнь. Человек ощущает способность брать на себя ответственность и возможность
делать
свой
выбор,
в
котором
слышен
голос
собственного
«Я».
Субъект
чувствует
готовность
преодолеть
трудности
в
реализации
своих
способностей
(если
высшие
потребности активизированы). Достаточно высокая оценка личностной успешности.
Низкие
оценки.
Неудовлетворенность
жизнью
в
целом,
ее
ходом,
процессом
самореализации
и
тем,
как
именно
в
настоящее
время
разворачиваются
основные
жизненные события. Низкая оценка личностной успешности. В настоящее время человек
не нашел себя полностью, не раскрыл, не ощутил в себе надежных внутренних опор, не
чувствует способности требовать от самого себя правдивых ответов. Часто характерен
уход в сомнения, который позволяет уклониться от необходимости делать жизненный
выбор, прислушиваясь прежде всего к самому себе, принимая на себя ответственность за
то, что с тобой происходит.
Контрольная шкала. Шкала «По»: «положительный — отрицательный образ самого
с е б я » . Эта
шкала
вспомогательная,
она
позволяет
определить
критичность
самооценивания
(низкую
или
высокую),
адекватность
самооценивания.
В
шкале
6
пунктов. Критичность самооценивания тесно связана с принятием личностью себя. Чем
более положителен образ самого себя, тем меньше человек видит в себе недостатков.
Принятие себя оказывает существенное влияние на настроение — чем полнее принятие
себя и чем больше в эмоциональном отношении к себе положительных чувств, тем выше
настроение. Показатели по шкале «По» имеют значимую положительную корреляцию с
показателями по основным шкалам. Позитивное принятие себя улучшает психическое
состояние, и наоборот — более благоприятное состояние располагает к тому, чтобы видеть
свои недостатки незначительными, позволяет оценивать свое поведение как более близкое
к нормативному.
Очень высокие оценки говорят о недостаточно развитом понимании себя. Сумма более 65
баллов
дает
основания
предполагать
низкую
критичность
в
самооценивании,
недостаточную
адекватность
самооценки,
неискренность.
Другими
причинами
могут
быть: отрицательное отношение к обследованию, влияние сильной заинтересованности
обследуемого в «положительных, хороших» результатах обследования.
Оценки 60-64 балла означают сниженную критичность в самооценивании, недостаточную
адекватность самооценки. Если по шкалам «Ус», «Сп» или «Уд» получены высокие оценки
— более 60, то, скорее всего, данные в целом недостаточно надежны.
Показатели в диапазоне 40-59 характеризуют степень принятия личностью себя. Чем выше
стандартный балл, тем ниже критичность самооценивания и больше принятие себя со
всеми своими недостатками.
При оценках менее 50 баллов есть основания говорить о достаточной искренности в
ответах,
выраженном
стремлении
к
адекватности
в
оценке
своих
психологических
особенностей и своего состояния, о критичности в самооценивании.
Низкие оценки — менее 40 баллов — говорят не только о высокой критичности в оценке
себя и большом стремлении быть искренним, но и о негативном отношении к себе.
Интерпретация
результатов. В
данной
методике
при
интерпретации
полученных
числовых величин используется перевод сырых баллов в стандартные, в Т-оценки. Шкалы
стандартных Т-баллов построены таким образом: средние величины приравниваются к 50
Т-баллам; 10 Т-баллов равны одной сигме. (Сигма — среднеквадратичное отклонение.)
Повышенные оценки по той или иной шкале — это оценки в 55 и более Т-баллов.
Это отклонение от средней величины в большую сторону более чем наполовину сигмы.
Пониженные оценки — это оценки в 45 и менее Т-6аллов. Это отклонение от средней
величины в меньшую сторону более чем наполовину сигмы. Высокие оценки — это
оценки в 60 и более Т-баллов. Низкие оценки — это оценки в 40 и менее Т-баллов.
Ключ к шкалам краткого варианта ДС:
«Ак»: 9, 13, 18, 20, 30, 32, 35. В шкале 7 пунктов.
«То»: 1, 4, 10, 14, 23, 29, 41. В шкале 7 пунктов.
«Сп»: 3, 6, 8, 16, 22, 26. В шкале 6 пунктов.
«Ус»: 5, 12, 25, 36, 39, 40, 42. В шкале 7 пунктов.
«Уд»: 2, 11, 17, 19, 24, 28, 31, 33, 37. В шкале 9 пунктов.
«По»: 7, 15, 21, 27, 34, 38. В шкале 6 пунктов.
Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы (мужчины)*
Сырые
Стандартные Т-баллы
баллы
«Ак»
«То»
«Сп»
«Ус»
«Уд»
«По»
6
7
68
67
69
79
73
7
9
66
66
68
77
72
8
11
65
64
67
76
70
9
12
63
63
66
75
68
10
14
62
62
64
74
67
11
15
61
60
63
73
65
12
17
59
59
62
72
63
13
19
58
57
61
71
62
14
20
56
56
59
70
60
15
22
55
55
58
68
58
16
23
53
53
57
67
57
17
25
52
52
56
66
55
18
27
51
50
54
65
53
19
28
49
49
53
64
52
20
30
48
48
52
63
50
21
31
46
46
51
62
48
22
33
45
45
49
61
47
23
34
43
43
48
59
45
24
36
42
42
47
58
43
25
38
41
41
45
57
42
26
39
39
39
44
56
40
27
41
38
38
43
55
38
28
42
36
37
42
54
37
29
44
35
35
40
53
35
30
46
33
34
39
52
33
31
47
32
32
38
50
32
32
48
31
31
37
49
30
33
50
29
30
35
48
28
34
52
28
28
34
47
27
35
53
26
27
33
46
25
36
55
25
25
32
45
–
37
57
–
–
30
44
–
38
58
–
–
29
43
–
39
60
–
–
28
41
–
40
61
–
–
26
40
–
41
63
–
–
25
39
–
42
65
–
–
–
38
–
43
66
–
–
–
37
–
44
68
–
–
–
36
–
45
69
–
–
–
35
–
46
71
–
–
–
34
–
47
73
–
–
–
32
–
48
74
–
–
–
31
–
49
76
–
–
–
30
–
50
77
–
–
–
29
–
51
79
–
–
–
28
–
52
80
–
–
–
27
–
53
82
–
–
–
26
–
54
84
–
–
–
25
–
55
85
–
–
–
–
–
* Нормативная выборка: мужчины, 746 человек в возрасте от 20 до 60 лет (больше 20 и
меньше 60 лет), практически здоровые, прошедшие обследование по собственной
инициативе, предложению психолога или распоряжению руководства. Все граждане
России.
Таблица для перевода сырых баллов в стандартные Т-баллы (женщины)*
Сырые
Стандартные Т-баллы
баллы «Ак»
«То»
«Сп»
«Ус»
«Уд»
«По»
6
–
–
69
–
–
75
7
17
68
68
69
–
73
8
18
66
66
68
–
71
9
20
65
65
67
77
70
10
21
64
64
66
76
68
11
23
63
63
65
75
67
12
24
62
61
64
74
65
13
25
60
60
62
73
63
14
27
59
59
61
72
62
15
28
58
58
60
71
60
16
29
57
57
59
70
59
17
31
56
55
58
69
57
18
32
55
54
57
68
55
19
34
53
53
56
67
54
20
35
52
52
54
66
52
21
36
51
50
53
65
50
22
38
50
49
52
64
49
23
39
49
48
51
63
47
24
41
48
47
50
61
46
25
42
46
45
49
60
44
26
43
45
44
47
59
42
27
45
44
43
46
58
41
28
46
43
42
45
57
39
29
48
42
40
44
56
38
30
49
40
39
43
55
36
31
50
39
38
42
54
34
32
52
38
37
41
53
33
33
53
37
36
39
52
31
34
54
36
34
38
51
30
35
56
35
33
37
50
28
36
57
33
32
36
49
26
37
59
32
31
35
48
25
38
60
31
29
34
47
–
39
61
30
28
33
46
–
40
63
29
27
31
45
–
41
64
28
26
30
44
–
42
66
26
24
29
43
–
43
67
25
–
28
42
–
44
68
–
–
27
41
–
45
70
–
–
26
40
–
46
71
–
–
24
39
–
47
73
–
–
–
38
–
48
74
–
–
–
36
–
49
75
–
–
–
35
–
50
–
–
–
–
34
–
51
–
–
–
–
33
–
52
–
–
–
–
32
–
53
–
–
–
–
31
–
54
–
–
–
–
30
–
55
–
–
–
–
29
–
56
–
–
–
–
28
–
57
–
–
–
–
27
–
58
–
–
–
–
26
–
59
–
–
–
–
25
–
Методика для диагностики состояния стресса. (К. Шрайнер)
Описание методики. Методика позволяет выявить особенности переживания
стресса: степень самоконтроля и эмоциональной
лабильности в стрессовых условиях. Методика предназначена для людей
старше
18
лет
без
ограничений
по
образовательным,
социальным
и
профессиональным признакам.
Инструкция:«Обведите
кружком
номера
тех
вопросов,
на
которые
вы
отвечаете положительно».
Текст опросника
1.
Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден
наверстывать упущенное.
2.
Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на
своем лице.
3.
На работе и дома сплошные неприятности.
4.
Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
5.
Меня беспокоит будущее.
6.
Мне часто необходимы алкоголь, сигарета или снотворное, чтобы расслабиться
после напряженного дня.
7.
Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы
все не так стремительно менялось.
8.
Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.
9.
В жизни я ничего не достиг и часто испытываю разочарование в самом себе.
Обработка результатов Подсчитываете количество положительных ответов по всем 9
вопросам. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл (ответ «нет» оценивается в 0
баллов).
Результат 0—4 балла— означает высокий уровень регуляции в стрессовых ситуациях;5-7
баллов—умеренный уровень;8-9баллов — слабый уровень.
Интерпретация результатов Высокий уровень регуляции в стрессовых
ситуациях.Человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет
регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны
раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях.
Умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях.Человек не всегда правильно и
адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание,
но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное
равновесие (человек «выходит из себя»).
Слабый уровень регуляции в стрессовых ситуациях.Такие люди характеризуются высокой
степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой
ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции
в стрессе.
Методика «Оценка нервно-психического напряжения». (Т.А.Немчин)
Цель: Предназначена для диагностики нервно-психического напряжения
и его проявлений.
Перечень
содержит
30
основных
характеристик
этого
состояния,
разделенных
на
три
степени
выраженности.
Исследование
проводится
индивидуально
в
отдельном,
хорошо
освещенном
и
изолированном
от
посторонних звуков и шумов помещении.
Инструкция: « В зависимости от выбранного Вами варианта ответа,
содержание
которого
соответствует
особенностям
Вашего
состояния
в
настоящее
время
поставьте
рядом
с
номером
каждого
пункта
опросника
букву А, Б или В».
Текст опросника:
1. Наличие физического дискомфорта:
а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;
б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе,
в) большое количество неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.
2. Наличие болевых ощущений:
а) полное отсутствие каких-либо болей;
б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;
в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.
3. Температурные ощущения:
а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуру тела;
б) ощущение тепла, повышения температуры тела;
в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба»;
4. Состояние мышечного тонуса:
а) обычный мышечный тонус;
б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;
в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки
(тики, тремор);
5. Координация движений:
а) обычная координация движений;
б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой
работы;
в)
снижение
точности
движений,
нарушение
координации,
ухудшение
почерка,
затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.
6. Состояние двигательной активности в целом:
а) обычная двигательная активность;
б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;
в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте,
суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.
7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;
б) ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе,
в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца — учащение сердцебиений, чувство
сжатия
в
области
сердца,
покалывание,
боли
в
сердце. 8.
Проявления
со
стороны
желудочно-кишечного тракта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;
б)
единичные,
быстро
проходящие
и
не
мешающие
работе
ощущения
в
животе
—
подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;
в)
выраженные
неприятные
ощущения
в
животе
—
боли,
снижение
аппетита,
подташнивание, чувство жажды.
9. Проявления со стороны органов дыхания:
а) отсутствие каких-либо ощущений;
б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;
в) значительные изменения дыхания — одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в
горле».
10. Проявления со стороны выделительной системы:
а) отсутствие каких-либо изменений;
б)
умеренная
активизация
выделительной
функции
—
более
частое
желание
воспользоваться туалетом при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);
в)
резкое
учащение
желания
воспользоваться
туалетом,
трудность
или
даже
невозможность терпеть.
11. Состояние потоотделения:
а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;
б) умеренное усиление потоотделения;
в) появление обильного «холодного» пота.
12. Состояние слизистой оболочки полости рта:
а) обычное состояние без каких-либо изменений;
б) умеренное увеличение слюноотделения;
в) ощущение сухости во рту.
13. Окраска кожных покровов:
а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;
б) покраснение кожи лица, шеи, рук;
в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого)
оттенка.
14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:
а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;
б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее
работе;
в)
резкое
обострение
чувствительности,
отвлекаемость,
фиксация
на
посторонних
раздражителях.
15. Чувство уверенности в себе, в своих силах:
а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;
б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;
в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.
16. Настроение:
а) обычное настроение;
б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения
работой или другой деятельностью;
в) снижение настроения, подавленность.
17. Особенности сна:
а) нормальный, обычный сон;
б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;
в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких
предшествующих ночей, в том числе накануне.
18. Особенности эмоционального состояния в целом:
а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;
б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное
желание действовать;
в) чувство страха, паники, отчаяния.
19. Помехоустойчивость:
а) обычное состояние без каких-либо изменений;
б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и
других помех;
в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих
раздражителях.
20. Особенности речи:
а) обычная речь;
б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без
ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);
в)
нарушения
речи
—
появление
длительных
пауз,
запинок,
увеличение
количества
лишних слов, заикание, слишком тихий голос.
21. Общая оценка психического состояния:
а) обычное состояние;
б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий
психический тонус;
в)
чувство
усталости,
несобранности,
рассеянности,
апатии,
снижение
психического
тонуса.
22. Особенности памяти:
а) обычная память;
б) улучшение памяти — легко вспоминается то, что нужно;
в) ухудшение памяти.
23. Особенности внимания:
а) обычное внимание без каких-либо изменений;
б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;
в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.
24. Сообразительность:
а) обычная сообразительность;
б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;
в) снижение сообразительности, растерянность.
25. Умственная работоспособность:
а) обычная умственная работоспособность;
б) повышение умственной работоспособности;
в)
значительное
снижение
умственной
работоспособности,
быстрая
умственная
утомляемость.
26. Явления психического дискомфорта:
а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психики в
целом;
б) чувство психического комфорта, подъема психической деятельности либо единичные,
слабо выраженные, быстро проходящие и не мешающие работе явления;
в)
резко
выраженные,
разнообразные
и
многочисленные
серьезно
мешающие
работе
нарушения со стороны психики.
27. Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:
а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;
б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности,
но, напротив, способствующие ее продуктивности;
в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих
работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.
28. Частота возникновения состояния напряжения:
а) ощущение напряжения не развивается практически никогда;
б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных
ситуаций;
в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.
29. Продолжительность состояния напряжения:
а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как
миновала сложная ситуация;
б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной
ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания;
в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в
течение длительного времени после сложной ситуации.
30. Общая степень выраженности напряжения:
а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности;
б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения;
в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.
Обработка
методики
и
интерпретация
результата.
После
заполнения
бланка
производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом
за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против
пункта «б» — 2 балла, против пункта «в» — 3 балла. Минимальное количество баллов,
которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное — 90.
Диапазон слабого нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до
50 баллов, умеренного, или «интенсивного» — от 51 до 70 баллов и чрезмерного, или
«экстенсивного» — от 71 до 90 баллов.
Методика «Определение уровня тревожности»
(Ч. Д. Спилберг, адаптация Ю.Л. Ханина)
Шкалы: ситуативная тревожность, личностная тревожность
Ключевые слова: вербальный, взрослым, тест, тревожность
Тестируем: психические состояния
Возраст: любой
Вводные
замечания. Измерение
тревожности
как
свойства
личности
особенно
важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный
уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной
личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень
тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего
состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля
и самовоспитания.
П о д личностной
тревожностью
понимается
устойчивая
индивидуальная
характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая
наличие
у
него
тенденции
воспринимать
достаточно
широкий
«веер»
ситуаций
как
угрожающие,
отвечая
на
каждую
из
них
определенной
реакцией.
Как
предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных
стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Ситуативная
или
реактивная
тревожность
как
состояние
характеризуется
субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью,
нервозностью.
Это
состояние
возникает
как
эмоциональная
реакция
на
стрессовую
ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личностная
тревожность
характеризует
устойчивую
склонность
воспринимать
большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием
тревоги.
Реактивная
тревожность
характеризуется
напряжением,
беспокойством,
нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания,
иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо
коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими
срывами и психосоматическими заболеваниями.
Личности,
относимые
к
категории
высоко
тревожных,
склонных
воспринимать
угрозу своей оценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать
весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у
испытуемого
высокий
показатель
личностной
тревожности,
то
это
дает
основание
предполагать у него состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда
они
касаются
оценки
его
компетентности
и
престижа.
Лицам
с
высокой
оценкой
тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать
акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке
задач
на
содержательное
осмысление
деятельности
и
конкретное
планирование
по
подзадачам.
Для низко тревожных людей, требуется пробуждение активности, подчеркивание
мотивационных
компонентов
деятельности,
возбуждение
заинтересованности,
высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень
тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или
только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции.
Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как
личностное
свойство,
и
как
состояние
является
методика,
предложенная
Ч.
Д.
Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Методика
диагностики
самооценки
тревожности
Спилберга-Ханина
является
надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент
(реактивная
тревожность
как
состояние)
и
личностной
тревожности
(как
устойчивая
характеристика человека).
Инструкция. Прочтите
внимательно
каждое
из
приведенных
ниже
суждений
и
отметьте
справа
в
графах
цифры,
соответствующие
вашему
выбору
из
четырех
альтернатив. Над ответами на предложенные суждения долго думать не следует. Выберите
тот ответ, который более всего соответствует вашему мнению.
Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу
личностной тревожности. Для первой шкалы выбираемые ответы соответствуют четырем
альтернативам («Нет, это не так»; «Пожалуй, так»; «Верно»; «Совершенно верно»). Для
второй шкалы ответы также соответствуют четырем альтернативам («Никогда»; «Почти
никогда»; «Часто»; «Почти всегда»).
Шкала ситуационной тревожности
№
п/п
Суждение
Выбираемые ответы
Нет, это
не так
Пожалуй,
так
Верно
Совершенно
верно
1
Я спокоен
1
2
3
4
2
Мне ничто не угрожает
1
2
3
4
3
Я нахожусь в состоянии
напряжения
1
2
3
4
4
Я внутренне спокоен
1
2
3
4
5
Я чувствую себя спокойно
1
2
3
4
6
Я расстроен
1
2
3
4
7
Меня волнуют возможные
неудачи
1
2
3
4
8
Я ощущаю душевный покой
1
2
3
4
9
Я встревожен
1
2
3
4
10
Я испытываю чувство
внутреннего удовлетворения
1
2
3
4
11
Я уверен в себе
1
2
3
4
12
Я нервничаю
1
2
3
4
13
Я не нахожу себе места
1
2
3
4
14
Я взвинчен
1
2
3
4
15
Я не чувствую скованности и
напряжения
1
2
3
4
16
Я доволен
1
2
3
4
17
Я озабочен
1
2
3
4
18
Я слишком возбужден, и
мне не по себе
1
2
3
4
19
Мне радостно
1
2
3
4
20
Мне приятно
1
2
3
4
Шкала личностной тревожности
№
п/п
Суждение
Выбираемые ответы
Никогда
Почти
никогда
Часто
Почти
всегда
21
У меня бывает приподнятое
настроение
1
2
3
4
22
Я бываю раздражительным
1
2
3
4
23
Я легко могу расстроиться
1
2
3
4
24
Я хотел бы быть таким же удачливым,
как другие
1
2
3
4
25
Я сильно переживаю неприятности и
долго не могу о них забыть
1
2
3
4
26
Я чувствую прилив сил, желание
работать
1
2
3
4
27
Я спокоен, хладнокровен и собран
1
2
3
4
28
Меня тревожат возможные трудности
1
2
3
4
29
Я слишком переживаю из-за пустяков
1
2
3
4
30
Я бываю вполне счастлив
1
2
3
4
31
Я все принимаю близко к сердцу
1
2
3
4
32
Мне не хватает уверенности к себе
1
2
3
4
33
Я чувствую себя беззащитным
1
2
3
4
34
Я стараюсь избегать критических
ситуаций и трудностей
1
2
3
4
35
У меня бывает хандра
1
2
3
4
36
Я бываю доволен
1
2
3
4
37
Всякие пустяки отвлекают и
волнуют меня
1
2
3
4
38
Бывает, что я чувствую себя
неудачником
1
2
3
4
39
Я уверенный человек
1
2
3
4
40
Меня охватывает беспокойство,
когда я думаю о своих делах
и заботах
1
2
3
4
Оценка результатов тестирования.
Для того чтобы подсчитать сумму баллов, полученных за ответы на суждения по
шкалам ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключом к
методике оценки тревожности. Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому
из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов.
Например, для первого суждения первой альтернативе («Нет, это не так») присвоено 4
балла, второй альтернативе («Пожалуй, так») — 3, третьей альтернативе — 2, четвертой
альтернативе — 1 балл, и так далее.
Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из
шкал (ситуационной тревожности и личностной тревожности). Это общее количество
баллов
в
отдельности
по
каждой
шкале
делится
на
20.
Итоговый
показатель
рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного
испытуемого. При этом показателями уровней тревожностей будут:
3,5-4,0 балла — очень высокая тревожность
3,0-3,4 балла — высокая тревожность
2,0-2,9 балла — средняя тревожность
1,5-1,9 балла — низкая тревожность
0,0-1,4 балла — очень низкая тревожность
Следует обращать внимание не только на тех, кто имеет высокий и очень высокий
уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (то
есть тех, у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к
неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному
формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависят от
желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по
шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи», и, напротив, за «чрезмерным
спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой человек по разным
причинам не хочет сообщать.
Ключ к методике определения ситуационной и личностной тревожности
Номер
суждения
Ситуационная тревожность (ответ)
I
II
III
IV
1
4
3
2
1
2
4
3
2
1
3
1
2
3
4
4
1
2
3
4
5
4
3
2
1
6
1
2
3
4
7
1
2
3
4
8
4
3
2
1
9
1
2
3
4
10
4
3
2
1
11
4
3
2
1
12
1
2
3
4
13
1
2
3
4
14
1
2
3
4
15
4
3
2
1
16
4
3
2
1
17
1
2
3
4
18
1
2
3
4
19
4
3
2
1
20
4
3
2
1
Номер
суждения
Личностная тревожность (ответ)
I
II
III
IV
21
4
3
2
1
22
1
2
3
4
23
1
2
3
4
24
1
2
3
4
25
1
2
3
4
26
4
3
2
1
27
4
3
2
1
28
1
2
3
4
29
1
2
3
4
30
4
3
2
1
31
1
2
3
4
32
1
2
3
4
33
1
2
3
4
34
1
2
3
4
35
1
2
3
4
36
4
3
2
1
37
1
2
3
4
38
1
2
3
4
39
4
3
2
1
40
1
2
3
4
По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать
оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так,
лицам
с
высокой
оценкой
тревожности
следует
формировать
чувство
уверенности
и
успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности,
высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и
конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется
пробуждение
активности,
подчеркивание
мотивационных
компонентов
деятельности,
возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех
или иных задач.
По
результатам
обследования
группы
также
пишется
заключение,
оценивающее
группу
в
целом
по
уровню
ситуативной
и
личностной
тревожности,
кроме
того,
выделяются лица, высоко- и низкотревожные.