Напоминание

"Причины возникновения ревности в дошкольном возрасте"


Авторы: Переверзева Елена Александровна, Феллер Ольга Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 28 Журавлик"
Населённый пункт: Белгородская область, г. Губкин
Наименование материала: статья
Тема: "Причины возникновения ревности в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Переверзева Елена Александровна, воспитатель

Феллер Ольга Егоровна, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Центр развития ребенка

- детский сад № 28 «Журавлик» города Губкина

Белгородской области

Причины возникновения ревности в дошкольном возрасте

Описывая психологическую

структуру ревности,

разные

авторы

вкладывают

в

нее

различные

содержания,

но

большинство

из

них

считает,

что

этот

психологический

феномен

включает

в

себя

страх

потери,

чувство

униженности,

стыд,

неадекватную

самооценку,

являющуюся

следствием

чувства

вины,

гнев,

месть,

зависть

[12,

с.

127].

Являясь сложной эмоцией, ревность объединяет не только чувство

и ревностные мысли, но и находит выражение в различных формах

поведения. Исходя из этого, можно назвать совокупность ревностных

проявлений эмоционально-когнитивным поведенческим комплексом.

Особенности

ревности

существенно

затрудняют

е е

точное

универсальное

научное

определение,

которое

до

настоящего

времени

отсутствует. Разные авторы используют различные дефиниции этого

чувства. Общим для всех определений является наличие треугольных

отношений,

угрозы,

отрицательные

эмоциональные

и

когнитивные

реакции и защитное поведение.

Анализ литературы позволяет выделить две основных причины

возникновения

ревности:

психологические

особенности

личности

и

дисфункциональные отношения в семье.

Ревность

является

н е

т о л ь ко

эмоционально-когнитивным

поведенческим

комплексом,

но

и

свойством

личности.

Значимыми

причинами ее возникновения в этом контексте являются следующие:

- характерологические особенности, приводящие к заострению черт

характера, неадекватность и неустойчивость самооценки, высокий порог

восприимчивости

к

эмоциональным

переживаниям,

нестабильность

эмоционального фона, снижение рефлексии к критике;

- состояния неуверенности, дискомфорта, опасения, возбуждения;

- страх потерять любовь, хотя ревность возможна и без любви.

незрелая форма любви;

-

угроза

потери

«формативного

внимания»

другого

человека,

поддерживающего часть я - концепции ревнующего;

-

чувство

стыда,

связанного

с

нежеланием

обнаружить

свою

слабость, неполноценность, страх быть покинутой/покинутым или же

страх слишком близких отношений;

- эмоциональная зависимость (созависимость) от близкого человека

при сниженном фоне душевной теплоты в отношениях;

-

чрезмерная

амбициозность,

зависть,

уязвленное

самолюбие,

обида, комплекс неполноценности, стремлением к власти, к овладению,

переживание утраты своей исключительности;

- эгоизм. закономерность: чем больше эгоисты любят себя, тем

больше

ревнуют.

сила

их

ревности

была

прямо

пропорциональна

степени выраженности эгоизма;

-

комплекс

ненужности,

отсутствие

чувства

эмоциональной

безопасности.

Существует

распространенный

тезис:

«Семья

это

судьба».

Влияние

отношений

в

семье

на

возникновение

ревности

требует

отдельного рассмотрения [17, с. 101].

Семья в контексте изучения дисгармоничности взаимоотношений

ее членов является объектом пристального внимания исследователей,

поскольку она играет решающую роль в успешности личностного и

социального

самоопределения.

Функциональность

семьи

зависит

от

многих ее особенностей, важнейшими из которых являются супружеские

отношения, отношения между родителями и детьми, отношения между

сиблингами и стили родительского воспитания.

Существенную роль в воспитании ребенка играет согласованность

его стилей. Чем менее согласованы воспитательные позиции родителей,

тем вероятнее риск возникновения у ребенка неадекватного отношения

к

ревности.

Несогласованность

родительской

позиции

приводит

к

повышению

уровня

конфликтности

в

паре,

концентрации

внимания

родителей на своих проблемах, «выяснению отношений», формальности

в воспитании ребенка и вовлечению его в треугольник ревности.

О

дисгармоничности

детских

взаимоотношений

свидетельствует

проявление

детьми

чувства

ревности.

Ревность

возникает

в

отношениях

детей

как

стремление

привлечь

к

себе

внимание

родителей

(от

соревновательных тенденций борьбы за любовь матери до стремления занять

центральное место в семейной иерархии, превзойти другого ребенка) либо

провоцируется

поведением

матери

в

конфликтных

ситуациях,

где

мать

занимает позицию предпочитаемого ребенка (если таковой имеется).

Все дети временами бывают очень ревнивы, что может проявляться

самыми

различными,

в

том

числе

и

весьма

невразумительными

путями.

Главным образом ревность основывается на страхе потерять расположение

родителей.

Проявлениями

ревности

могут

стать

заикание,

чрезмерно

выражаемая нежность, желание быть покормленным матерью (после того как

ребенок

уже

давно

научился

есть

самостоятельно),

мочеиспускание

в

постель,

частое

выделение

мочи,

желание

есть

из

бутылочки

для

искусственного

кормления,

агрессивность,

стремление

к

разрушению,

неоправданный отказ от пищи и многое другое. Разумеется, у одних детей

признаки ревности проявляются ярче, чем у других.

Ревность представляет собой нормальное чувство и является частью

развития личности ребенка. При появлении ее признаков следует приложить

все усилия к тому, чтобы понять ее причины и попытаться их устранить, —

например,

избегая

вносить

какие-либо

изменения

в

распорядок

жизни

первенца, после того как новорожденный ребенок будет взят домой. Здесь

очень

важны

родительское

терпение

и

понимание,

а

также

время,

необходимое

на

то,

чтобы

ребенок

почувствовал,

что

его

по-прежнему

искренне

любят.

Хорошие

результаты

приносит

специально

выделенное

время для игр, которое ребенок проводит с родителями или в специальной

детской группе.

У

детей

ревность

возникает

и

по

отношению

к

своим

братьям

и

сестрам.

Для

первенца

появление

второго

ребенка

в

семье

является

серьезным испытанием. Ведь старший ребенок лишается монопольного права

на внимание и восхищение родителей. Одинаковый пол детей и небольшая

разница

в

возрасте

(два-три

года)

увеличивают

вероятность

появления

ревности и соперничества за внимание матери. Однако насколько разовьется

эта ревность, зависит от чуткости родителей, их умения показать старшему,

что он по-прежнему желанен и необходим для них.

Детская ревность- это неприятное болезненное чувство, связанное со

страхом

потери

объекта.

Однако

в

детской

психиатрии

считается,

что

проявление детской ревности - явление нормальное и закономерное.

Психологи

утверждают,

что

ревность

невозможно

искоренить

полностью, она всего лишь перетекает из одной стадии в другую, и всё, что

можно сделать, это ослабить её порыв. Бесполезно доказывать и убеждать

ребёнка в том, что он любим. Ревность съедает старшего ребенка, грызёт его

психику.

С

появлением

младшего

ребенка

кардинально

начинает

меняться

поведение старшего ребенка.

Н.

Дрозд

выделила

следующие

особенности

поведения

детей

в

ситуации ревности:

а)

попытки

физически

навредить

младенцу

(пытаются

обижать

младшего,

мешают

ему,

отнимают

игрушки,

агрессивное

поведение,

направленное

на

младшего).

Такое

поведение

может

открытым,

проявляющееся в подражании младшему ребенку;

б) открытое выражение своего недовольство (например, старшая сестра

регулярно

поила

младшего

брата

холодной

водой,

чтобы

он

постоянно

болел);

в) скрытое выражение своего недовольство (ребенок начинает плохо

себя вести, не слушаться, грубит, устраивает по любому поводу истерики)

[18, с. 117].

Поведенческие варианты сводятся к неосознанному или сознательные

желанию ребенка понять, любят ли его родители по-прежнему. Ревность

может

возникнуть

у

любого

ребенка,

даже

у

хорошо

подготовленного

к

рождению брата или сестры.

В

научной

литературе

рассматриваются

факторы,

способствующие

появлению ревности между детьми. К таковым И. Юдин отнес:

- маленькую разницу в возрасте;

- случаи, когда в семье растут однополые дети;

- гендерные особенности детей (в случаях, когда старшим ребенком

оказывается девочка, её легче вовлечь в уход за малышом благодаря их

врожденному материнскому инстинкту);

- безразличие родителей к тому, что происходит в отношениях между

детьми.

Существует также зависимость между силой возникающей ревности и

возрастом старшего ребенка. Наиболее психологически сложной считается

разница в возрасте 5-8 лет, когда старший ребенок уже приобрел некоторые

качества эгоцентризма личности.

Таки

образом,

выделенные

факторы,

обуславливающие

появление

детской

ревности

необходимы

для

разработки

профилактических

мероприятий по предупреждению детской ревности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.:

Академия, 2007. - 672 с.

2.

Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов [Текст] /М.И.

Еникеев. – М.: Приор, 2000. – 400 с.

3.

Карабанова

О.

А.

Психология

семейных

отношений

и

семейного

консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. –

320 с.

4.

Ковалев С. В. Психология современной семьи [Текст]/ С.В. Ковалев. –

М.: Просвещение, 1988. – 208 с.



В раздел образования