Автор: Дорохова Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированной направленности №7" города Сосновоборска
Населённый пункт: Красноярский край, город Сосновоборск
Наименование материала: конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: "Сохраним воздух чистым"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности
«Сохраним воздух чистым»
М. А. Дорохова, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированной направленности №7» города Сосновоборска
Форма НОД - экспериментирование (познавательно - исследовательская деятельность)
Задачи:
-способствовать
умению
выделить
проблему,
проверять
возможные
решения
экспериментальным путем;
-развивать умение использовать знания при решении познавательных и практических
задач;
-формировать
умения
высказывать
гипотезы,
развивать
умения
делать
выводы
в
соответствии с результатом опыта, анализировать гипотезы и строить предположения;
-познакомить с простыми способами очистки воздуха от запахов и загрязнений;
-развивать аналитическое мышление;
-воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
-воспитывать умение взаимодействовать в команде.
Проблема: загрязнение воздуха продуктами жизнедеятельности человека.
Поэтапное решение проблемы.
-Обсуждение значения чистого воздуха для нашего организма.
-Выделение источников загрязнения воздуха в помещении и на улицах города.
-Определение простых способов очистки воздуха от запаха и загрязнений.
Средства:
1 опыт: мандарины на блюдце каждому по количеству детей; веер; вентилятор; ленточки;
окно; тетради наблюдений; красный и простой карандаш.
2 опыт: чистая пробирка, маленькая ложечка, чашечка с карандашной пылью, фильтры –
ватный диск, вата, небольшое количество воды в блюдце.
Ход:
- Сегодня мы будем работать в нашей лаборатории. Вы станете лаборантами. Какими
должны быть лаборанты? (внимательными, наблюдательными, умелыми, старательными,
аккуратными).
-Предлагаю вымыть руки, надеть халаты и пройти в лабораторию.
-Послушайте и угадайте, с каким предметом исследования мы будем работать.
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый и все же без него мы жить не сможем.
-Правильно, предметом нашего исследования будет воздух.
-Что вы знаете о воздухе? (ответы детей, используя модели) (Воздух невидимый, без цвета
и запаха, есть везде, не имеет формы).
-Чтобы вы хотели бы узнать еще? (Где найти чистый воздух? Можно ли его очистить? Как
сохранить чистый воздух?)
-Посмотрите на картинки. Это лес ранним утром, городская дорога с движущимися
автомобилями и комната, где люди не хотят заболеть, и поэтому окна у них плотно
закрыты, чтобы не простыть.
-Как вы думаете, воздух в этих местах одинаковый? (нет разный, есть чистый в лесу, а на
дороге грязный, от машин. И в комнате плохой, много микробов - надо проветрить).
-Уважаемые
лаборанты,
может
быть,
кто-нибудь
знает,
как
загрязняется
воздух?
(Предположения детей).
-А какой воздух полезен всему живому? Давайте выясним с помощью опыта.
Для успешного проведения опыта предлагаю вам подойти к рабочему месту.
Опыт:
Уважаемые
лаборанты,
а
вы
не
подскажите,
какое
свойство
воздуха
можно
использовать, чтобы почувствовать его запах, ведь воздух не имеет запаха? (Воздух имеет
свойства смешиваться с другими запахами).
-Какой материал лежит перед вами на столах для проведения первого опыта?
-Давайте очистим мандарин и посмотрим, что произойдет.
-Что вы почувствовали? (пахнет вкусно). Скажите, нравится ли вам этот запах? (да)
-А всегда ли запахи могут быть приятными? Какие запахи в помещении вам не нравятся?
(как пахнет рыба, луковый запах, когда курят, когда каша подгорела и т.п.)
-Давайте посмотрим в таблицу, чем нам предлагают устранить запах?
-Проведем первую часть опыта с веером. Давайте помашем веером, чтобы запаха не стало.
-Подскажите, каков результат нашего опыта? Какое свойство воздуха мы использовали?
(движение). Можно таким способом очистить воздух от запаха? (Нет, у нас не получилось
устранить запах). Занесите результаты эксперимента в рабочие тетради.
-Может движение воздуха не очень сильное?
-Проведем вторую часть опыта с вентилятором. Попробуем разогнать запах, включив
вентилятор. Поднесите ленточки к вентилятору проверьте, есть ли движение воздуха. (Да,
сильное, ленточки развиваются).
- Каков результат нашего второго опыта? (запах остался). Отметьте результат в своих
тетрадях.
-Чтобы
провести
следующий
опыт,
нам
надо
открыть
окно
и
всем
выйти
на
производственную зарядку. (Убираем очищенные мандарины, проветриваем помещение).
-Что вы почувствовали? (Воздух стал чистым). Какой вывод можно сделать из нашего
эксперимента? (Необходимо чаще проветривать помещение, чтобы устранить источник
загрязнения воздуха).
-Проведем второй опыт. Для него на ваших столах есть контейнер, карандашная пыль,
ложечка и фильтры - ватный диск, вата и блюдечки с водой.
-Ложечкой положите карандашной пыли в контейнер. Кто подскажет, как нам положить в
контейнер воздух? Ответы детей (можно поймать, он там и так есть).
-Встряхните
контейнер,
чтобы
воздух
смешался
с
пылью.
Какой
стал
воздух?
Представьте,
легко
ли
дышать
таким
воздухом?
Предложите
метод
очистки
воздуха
имеющимися материалами. (Использовать фильтры, как в вытяжке над печкой, смешать с
водой
и
очистить
через
фильтр).
Давайте
попробуем.
Пожалуйста,
расскажите
о
результате опыта.
-Уважаемые лаборанты, приглашаю вас на ученый совет (Дети проходят за столы).
-Какие вы сегодня сделали выводы? Что вас удивило или что вы узнали нового?
-Спасибо за помощь, сегодня вы были настоящими научными сотрудниками. Предлагаю
вам провести другие эксперименты с воздухом дома с родителями и, может быть, вы
найдете новые способы очистки воздуха.
А
сейчас
подарим
нашим
гостям
наш
девиз,
и
они
тоже
присоединятся
к
армии
защитников окружающей среды: «Береги свою планету, ведь другой на свете нет».
-Вечером
вы
можете
в
нашем
уголке
по
экспериментированию
посмотреть
научную
презентацию о том, какие на земле бывают экологические катастрофы из-за того, что
загрязняется воздух.
.