Автор: Золоторева Нина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр творческого развития и гуманитарного образования"
Населённый пункт: город Суворов, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Красота зимнего леса
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр творческого развития и гуманитарного образования»
Конспект открытого занятия
на тему «Путешествие по русской природе»
Подготовила: педагог дополнительного образования
Золоторева Н.Н.
Ноябрь, 2017 г.
План-конспект занятия.
Тема: «Путешествие по русской природе».
Цель : Выполнение миниатюры с элементами разного вида техник ( точка, пятно , мазок).
Задачи:
Обучающие:
Обучать формировать навыки и умения выполнению пейзажей в миниатюре, используя
различные виды техник.
Развивающие:
Развивать внимание, эстетический вкус, аккуратность в работе.
Воспитывающие: воспитывать чувство прекрасного.
Проявлять интерес к природе нашего края.
Тип урока: Изучение нового материала и систематизация знаний и умений.
Формы работы: Индивидуальная, групповая.
Методы:
Объяснительно- демонстративный, самостоятельная работа.
Сохраняющие здоровье технологии:физминутки.
Задание:
Начало работы над выполнением миниатюры с элементами разного вида техник.
Продолжительность : 45 минут
Оборудование:
Т.С.О.- ноутбук, проектор.
Материалы и инструменты: лист бумаги ФА6 , баночка для воды, кисти №1 , №3, №4;
палитра; гуашь, карандаш, ластик, бумажные салфетки, тесьма, скотч, бумажная рамка.
Зрительный ряд:
А) Дидактический материал: плакат с видами техник (пятно, мазок, точка).
Б) Демонстрационный материал: фотоматериалы зимней природы, птиц; миниатюры.
Структура занятия:
I. Организационный момент – 1 мин.
II. Знакомство с темой и целью занятия- 4 мин.
2.1 Объявление темы занятия.
2.2 Презентация Ключниковой Алины.
2.3 Актуализация пройденного материала.
III. Изучение нового материала – 3 мин.
3.1 Миниатюра.
3.2 Слайд-фильм.
3.3Приемы техники (точка, пятно, мазок).
IV. Практическая работа – 30 мин.
4.1 Физминутки
4.2 Инструктаж по технике безопасности.
4.3 Этапы работы над пейзажем.
V. Анализ работ-6 мин.
VI. Итог занятия -1мин.
Предварительная работа: изготовление бантиков, рамок.
Презентация «Зима». Слайд-фильм. Образцы миниатюр в разной технике.
Ход занятия
I.Организационный момент
Рассаживание на свои места.
Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?
Материалы и инструменты:
Лист бумаги
Кисти
Карандаш
Баночка для воды
Палитра
Бумажные салфетки
Ватные палочки
Тесьма
Поетки
Скотч
II.Знакомство с темой и целью занятия.
2.1 Объявление темы.
Тема нашего занятия: «Путешествие по русской природе».
Сегодня мы с вами будем выполнять живописную мини-картину. А какую вы узнаете, если
отгадаете загадку.
.
Загадка:Неожиданно метели
С воем жутким налетели.
Осень в страхе убежала,
А она хозяйкой стала. (зима).
2.2 Презентация Ключниковой Алины.
Чем отличается зима от других сезонов?
А) Коротким световым днем.
Утром солнышко поздно встает, а вечером рано садится. Поэтому на часах вроде бы и
немного времени, а за окном уже темно, и мы не можем, как летом долго гулять.
Также для зимы характерны такие осадки как снег. Снег состоит из ледяных кристаллов
разной формы- снежинок. По форме снежинки бывают в виде 6-ти угольных пластинок,
либо шестилучевых звездочек.
В) Зимой природа отдыхает. Деревья еще осенью сбросили свой наряд из листьев и сейчас
спят, укрытые снегом речки и озера замерзают, покрываются толстым слоем льда.
Г) Многие птицы улетают на юг. А прилетают свиристели, снегири. Тем не менее зима –
замечательное время года, ведь зимой и только зимой возможны многие забавы и игры.
Например: катание на санях, санках, на лыжах или коньках по скользкому льду, катание с
горок. Лепка снеговиков, игра в снежки.
Зима состоит из 3 месяцев.
Первый месяц – декабрь. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
А самый долгожданный праздник зимой – Новый год. Все с нетерпением ждут его и
взрослые и дети, в ожидании чуда, подарков.
А за ним Рождество и Старый Новый год, Крещение Господне. В этот праздник многие
люди купаются в проруби. Вот сколько зимой прекрасных праздников и забав.
2.3 Актуализация пройденного материала.
У учащихся 7 табличек с фамилиями художников. Учитель показывает образец картины,
дети поднимают нужную табличку.
Приемы техники ( точка, пятно, мазок).
В приеме техники «точка» берем смешиваем нужный оттенок по тону и с помощью ватной
палочки макаем в краску, после этого примакиваем на предварительный рисунок
например: украшаем кроны деревьев, снег.
В приеме техники «пятно» примакиваем всем ворсом кисти например : «наряд для елки».
В приеме техники « мазок» примакиваем кончиком кисти нужный цвет например : «снег
на ветках деревьев. кустов».
III. Изучение нового материала -3мин.
3.1 Миниатюра – ( от фр. Miniature, от лат. Minium) художественное произведение, обычно
живописное ,малых размеров, отличающиеся тонкостью художественных приемов.
Первоначально широкое распространение было искусство книжной миниатюры. Первые
появились в Древнем Египте, они представляют собой рисунки пером и плоскостной
живописью непрозрачными красками на папирусе. Искусство книжной миниатюры
достигло высокой степени в среднеазиатской, европейской, ближневосточной и индийской
культуре. Название «миниатюра перешла на живопись» в основном портретной малого
формата исполненного на кости, пергаменте, металле, картоне, бумаге, фарфоре. ВXI веке
в Древней Руси миниатюристы в основном следовали византийским образцам (ее
иконография обогащается сценами из Евангелия, жития святых). Вместе с тем в
миниатюру проникают элементы народного творчества. Фигуры приобретают живость и
изящность, важная роль отводится портрету, пейзажу, интерьеру, историческим сюжетам
и.т.д. В России первые портретные миниатюры появляются в XVIII веке. (А.Г.Овсов,
Д.И.Евреинов, П.Г.Жарков с 1779 возглавляет академию художеств). В конце XVIII-
XIXвеков тонкие по исполнению, одухотворенные пишут миниатюры В.Боровиковский,
К.Брюллов, О.Кипренский и другие.В первой половине XIXвека в связи с модой на
миниатюрные портреты на кости художественная роспись по эмали стала постепенно
исчезать. С появлением фотографии миниатюра, как жанр значительно более трудоемкий
и дорогостоящий практически утратило былое значение.
К концу XIX- первой половине XX века в основе которого лежал эстетический критерий
красоты, в частности женской, было почти в забвении. Вызвали из небытия «век красоты»
художники А.Бенуа, К.Сомов, И.Грабарь,С.Дягилев каждый в своей интерпритации.
3.2 Слайд-фильм.
«Показ русской зимней природы»
IV. Практическая работа.
А сейчас вы подумаете какое зимнее время суток вы будете изображать, какую технику
примените в своей работе, какое явление зимней природы изобразите в миниатюре.
4.1Физминутки.
Показывает 1-ый ученик:
А ребята за ним повторяют.
Мы сегодня рисовали наши пальчики устали ( активное сгибание и разгибание пальцев)
Наши пальчики встряхнем
Рисовать опять начнем. ( плавно поднять руки перед собой встряхнуть кистями).
Показывает 2-ой ученик.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками).
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. ( встряхивание рук перед собой).
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят. ( горизонтальные одновременные движения руками вправо-влево).
Как они сидят тоже покажем
Крылья сложим назад. (опустим руки).
4.2 Инструктаж по технике безопасности.
Аккуратно работать с кистью, чтобы себя не испачкать краской, не пролить воду.
4.3 Этапы работы над пейзажем.
Выбираем сюжет, составляем композицию. Намечаем предварительный рисунок.
Намешиваем нужный цвет по светлости и насыщенности и наносим на свою композицию,
применяя виды техник ( точка, пятно, мазок). После этого переходим к прорисовке
деталей, например: снега, деревьев, птиц, елок и.т.д.
Звучат музыкальные произведения П. Чайковского и Д. Шостаковича.
Учащиеся приступают к работе над пейзажем в миниатюре.
V. Анализ работ
При анализе детских работ отмечается:
Аккуратность работы
Техника выполнения
Композиционное построение
VI. Итог занятия
Что означает слово миниатюра?
Учащиеся делятся впечатлениями: каждый ученик прикрепляет на оформленный стенд
свою миниатюру.
Сегодня мы с вами вспомнили разные виды техники, применяли их в своих работах.
Познакомились с новым термином «миниатюра».
Такие мини-картины могут быть оригинальными подарками вашим родным и близким
людям.
А знания, полученные на занятиях, вам пригодятся. Вы можете научить выполнять такие
миниатюры своих родных друзей.
Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели высокие результаты
своего труда.
Литература:
Викнер А.В. «Как работать над пейзажем». М.:Сварог и К, 2000г.
Адаскин Н., Александрова Н., «Третьяковская галерея» АЯКС-ПРЕСС, Москва 2008г.
Гордеева М., Ананьева С., «Великие художники» . ДИРЕКТ-МЕДИА, 2015г.
Педагогический журнал дополнительного образования; Москва 2016г.