Напоминание

Красота зимнего леса


Автор: Золоторева Нина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр творческого развития и гуманитарного образования"
Населённый пункт: город Суворов, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Красота зимнего леса
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр творческого развития и гуманитарного образования»

Конспект открытого занятия

на тему «Путешествие по русской природе»

Подготовила: педагог дополнительного образования

Золоторева Н.Н.

Ноябрь, 2017 г.

План-конспект занятия.

Тема: «Путешествие по русской природе».

Цель : Выполнение миниатюры с элементами разного вида техник ( точка, пятно , мазок).

Задачи:

Обучающие:

Обучать формировать навыки и умения выполнению пейзажей в миниатюре, используя

различные виды техник.

Развивающие:

Развивать внимание, эстетический вкус, аккуратность в работе.

Воспитывающие: воспитывать чувство прекрасного.

Проявлять интерес к природе нашего края.

Тип урока: Изучение нового материала и систематизация знаний и умений.

Формы работы: Индивидуальная, групповая.

Методы:

Объяснительно- демонстративный, самостоятельная работа.

Сохраняющие здоровье технологии:физминутки.

Задание:

Начало работы над выполнением миниатюры с элементами разного вида техник.

Продолжительность : 45 минут

Оборудование:

Т.С.О.- ноутбук, проектор.

Материалы и инструменты: лист бумаги ФА6 , баночка для воды, кисти №1 , №3, №4;

палитра; гуашь, карандаш, ластик, бумажные салфетки, тесьма, скотч, бумажная рамка.

Зрительный ряд:

А) Дидактический материал: плакат с видами техник (пятно, мазок, точка).

Б) Демонстрационный материал: фотоматериалы зимней природы, птиц; миниатюры.

Структура занятия:

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Знакомство с темой и целью занятия- 4 мин.

2.1 Объявление темы занятия.

2.2 Презентация Ключниковой Алины.

2.3 Актуализация пройденного материала.

III. Изучение нового материала – 3 мин.

3.1 Миниатюра.

3.2 Слайд-фильм.

3.3Приемы техники (точка, пятно, мазок).

IV. Практическая работа – 30 мин.

4.1 Физминутки

4.2 Инструктаж по технике безопасности.

4.3 Этапы работы над пейзажем.

V. Анализ работ-6 мин.

VI. Итог занятия -1мин.

Предварительная работа: изготовление бантиков, рамок.

Презентация «Зима». Слайд-фильм. Образцы миниатюр в разной технике.

Ход занятия

I.Организационный момент

Рассаживание на свои места.

Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?

Материалы и инструменты:

Лист бумаги

Кисти

Карандаш

Баночка для воды

Палитра

Бумажные салфетки

Ватные палочки

Тесьма

Поетки

Скотч

II.Знакомство с темой и целью занятия.

2.1 Объявление темы.

Тема нашего занятия: «Путешествие по русской природе».

Сегодня мы с вами будем выполнять живописную мини-картину. А какую вы узнаете, если

отгадаете загадку.

.

Загадка:Неожиданно метели

С воем жутким налетели.

Осень в страхе убежала,

А она хозяйкой стала. (зима).

2.2 Презентация Ключниковой Алины.

Чем отличается зима от других сезонов?

А) Коротким световым днем.

Утром солнышко поздно встает, а вечером рано садится. Поэтому на часах вроде бы и

немного времени, а за окном уже темно, и мы не можем, как летом долго гулять.

Также для зимы характерны такие осадки как снег. Снег состоит из ледяных кристаллов

разной формы- снежинок. По форме снежинки бывают в виде 6-ти угольных пластинок,

либо шестилучевых звездочек.

В) Зимой природа отдыхает. Деревья еще осенью сбросили свой наряд из листьев и сейчас

спят, укрытые снегом речки и озера замерзают, покрываются толстым слоем льда.

Г) Многие птицы улетают на юг. А прилетают свиристели, снегири. Тем не менее зима –

замечательное время года, ведь зимой и только зимой возможны многие забавы и игры.

Например: катание на санях, санках, на лыжах или коньках по скользкому льду, катание с

горок. Лепка снеговиков, игра в снежки.

Зима состоит из 3 месяцев.

Первый месяц – декабрь. Декабрь год кончает, а зиму начинает.

А самый долгожданный праздник зимой – Новый год. Все с нетерпением ждут его и

взрослые и дети, в ожидании чуда, подарков.

А за ним Рождество и Старый Новый год, Крещение Господне. В этот праздник многие

люди купаются в проруби. Вот сколько зимой прекрасных праздников и забав.

2.3 Актуализация пройденного материала.

У учащихся 7 табличек с фамилиями художников. Учитель показывает образец картины,

дети поднимают нужную табличку.

Приемы техники ( точка, пятно, мазок).

В приеме техники «точка» берем смешиваем нужный оттенок по тону и с помощью ватной

палочки макаем в краску, после этого примакиваем на предварительный рисунок

например: украшаем кроны деревьев, снег.

В приеме техники «пятно» примакиваем всем ворсом кисти например : «наряд для елки».

В приеме техники « мазок» примакиваем кончиком кисти нужный цвет например : «снег

на ветках деревьев. кустов».

III. Изучение нового материала -3мин.

3.1 Миниатюра – ( от фр. Miniature, от лат. Minium) художественное произведение, обычно

живописное ,малых размеров, отличающиеся тонкостью художественных приемов.

Первоначально широкое распространение было искусство книжной миниатюры. Первые

появились в Древнем Египте, они представляют собой рисунки пером и плоскостной

живописью непрозрачными красками на папирусе. Искусство книжной миниатюры

достигло высокой степени в среднеазиатской, европейской, ближневосточной и индийской

культуре. Название «миниатюра перешла на живопись» в основном портретной малого

формата исполненного на кости, пергаменте, металле, картоне, бумаге, фарфоре. ВXI веке

в Древней Руси миниатюристы в основном следовали византийским образцам (ее

иконография обогащается сценами из Евангелия, жития святых). Вместе с тем в

миниатюру проникают элементы народного творчества. Фигуры приобретают живость и

изящность, важная роль отводится портрету, пейзажу, интерьеру, историческим сюжетам

и.т.д. В России первые портретные миниатюры появляются в XVIII веке. (А.Г.Овсов,

Д.И.Евреинов, П.Г.Жарков с 1779 возглавляет академию художеств). В конце XVIII-

XIXвеков тонкие по исполнению, одухотворенные пишут миниатюры В.Боровиковский,

К.Брюллов, О.Кипренский и другие.В первой половине XIXвека в связи с модой на

миниатюрные портреты на кости художественная роспись по эмали стала постепенно

исчезать. С появлением фотографии миниатюра, как жанр значительно более трудоемкий

и дорогостоящий практически утратило былое значение.

К концу XIX- первой половине XX века в основе которого лежал эстетический критерий

красоты, в частности женской, было почти в забвении. Вызвали из небытия «век красоты»

художники А.Бенуа, К.Сомов, И.Грабарь,С.Дягилев каждый в своей интерпритации.

3.2 Слайд-фильм.

«Показ русской зимней природы»

IV. Практическая работа.

А сейчас вы подумаете какое зимнее время суток вы будете изображать, какую технику

примените в своей работе, какое явление зимней природы изобразите в миниатюре.

4.1Физминутки.

Показывает 1-ый ученик:

А ребята за ним повторяют.

Мы сегодня рисовали наши пальчики устали ( активное сгибание и разгибание пальцев)

Наши пальчики встряхнем

Рисовать опять начнем. ( плавно поднять руки перед собой встряхнуть кистями).

Показывает 2-ой ученик.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками).

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу. ( встряхивание рук перед собой).

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят. ( горизонтальные одновременные движения руками вправо-влево).

Как они сидят тоже покажем

Крылья сложим назад. (опустим руки).

4.2 Инструктаж по технике безопасности.

Аккуратно работать с кистью, чтобы себя не испачкать краской, не пролить воду.

4.3 Этапы работы над пейзажем.

Выбираем сюжет, составляем композицию. Намечаем предварительный рисунок.

Намешиваем нужный цвет по светлости и насыщенности и наносим на свою композицию,

применяя виды техник ( точка, пятно, мазок). После этого переходим к прорисовке

деталей, например: снега, деревьев, птиц, елок и.т.д.

Звучат музыкальные произведения П. Чайковского и Д. Шостаковича.

Учащиеся приступают к работе над пейзажем в миниатюре.

V. Анализ работ

При анализе детских работ отмечается:

Аккуратность работы

Техника выполнения

Композиционное построение

VI. Итог занятия

Что означает слово миниатюра?

Учащиеся делятся впечатлениями: каждый ученик прикрепляет на оформленный стенд

свою миниатюру.

Сегодня мы с вами вспомнили разные виды техники, применяли их в своих работах.

Познакомились с новым термином «миниатюра».

Такие мини-картины могут быть оригинальными подарками вашим родным и близким

людям.

А знания, полученные на занятиях, вам пригодятся. Вы можете научить выполнять такие

миниатюры своих родных друзей.

Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели высокие результаты

своего труда.

Литература:

Викнер А.В. «Как работать над пейзажем». М.:Сварог и К, 2000г.

Адаскин Н., Александрова Н., «Третьяковская галерея» АЯКС-ПРЕСС, Москва 2008г.

Гордеева М., Ананьева С., «Великие художники» . ДИРЕКТ-МЕДИА, 2015г.

Педагогический журнал дополнительного образования; Москва 2016г.



В раздел образования