Напоминание

"Открытое занятие"


Автор: Головных Анна Юрьевна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУДО "ДЮСШ №1"
Населённый пункт: город Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: Методическое пособие для тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования в области физической культуры и спорта
Тема: "Открытое занятие"
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская юношеская спортивная школа №1»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования

в области физической культуры и спорта

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Автор: Головных А.Ю.

инструктор-методист

МБУДО «ДЮСШ №1»

г. Усолье-Сибирское

2017 год

Введение

Данная методическая работа посвящена открытому занятию, и выбор этой темы не

является случайным.

В

современной

системе

подготовки

спортсменов

изменяются

организационно-

методические аспекты тренировочного процесса, появляются новые средства и технологии

обучения,

обновляется

и

модернизируется

материально-техническое

обеспечение

спортивной деятельности, но тренировочное занятие остается главной

формой подготовки спортсменов различной квалификации.

Эта форма определяет социальный и педагогический статус спортивной школы,

роль и место в становлении, развитии и тренера-преподавателя, и воспитанников.

С

одной

стороны

с

занятия

начинается

тренировочный

процесс

в

спортивной

школе, с другой стороны оно является формой распространения и пропаганды передового

опыта, результатом методической работы педагогов, действенным элементом учебного и

воспитательного процессов.

Поэтому повышение качества подготовки спортсменов не возможно без повышения

уровня

профессиональной

квалификации

педагогических

работников

в

ДЮСШ

через

использование такой формы, как открытое занятие.

Открытое

занятие

представляет

собой

одну

из

старейших

форм

методической

работы. Многие годы она была эффективной, но со временем превратилась в некое

ритуальное действо, появился формализм этих занятий.

В

этой

связи,

особую

роль

приобретает

решение

проблемы

организации

и

проведения

открытых

занятий

как

эффективной

формы

повышения

педагогического

профессионализма тренеров-преподавателей. Поэтому нами была определена основная

цель

составления

методических

рекомендаций,

которая

заключается

в

оказании

методической помощи тренерам-преподавателям и инструкторам-методистам в подготовке

открытых занятий.

В

методических

рекомендациях

будет

раскрыта

вся

технологическая

цепочка

проведения открытых занятий в целостной педагогической системе спортивной школы.

Особое

внимание

будет

уделено

методическому

обеспечению

подготовки

присутствующих на открытом занятии тренеров-преподавателей или методистов. Так как

участниками открытых занятий (тренер-преподаватель, подготовивший занятие, и коллеги,

присутствующие на нем) равноправные субъекты в деятельности «учение-обучение», т.е.

одновременно обучаются и те и другие, что способствует повышению профессионального

уровня всех участников открытых занятий.

Общая характеристика открытого занятия

Открытые

занятия

представляют

собой

одну

из

давно

применяющихся

форм

проведения методической работы, как для внутришкольной, так и для муниципальной

службы

образования.

Для

более

детальной

проработки

данного

вопроса

необходимо

определиться, что представляет собой занятие в системе образования.

Занятие,

как

правило,

сводят

к

целостному,

логически

завершенному,

ограниченному

рамками

применения

отрезку

образовательного

процесса,

в

котором

работа

проводится

с

постоянным

составом

обучающихся.

Ему

присуща

следующая

совокупность признаков:

- наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей и

задач;

- отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и

уровней его усвоения;

- достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов

обучения;

- организация соответствующей деятельности обучающихся.

Целью

открытого

занятия

является

показ

передовых

форм

и

методов

учебно-

воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств

обучения

и

развития,

обобщения

приемов

организации

и

контроля

качества

учебно-

воспитательного процесса.

Задачей

тренера,

демонстрирующего

открытое

занятие,

является

оценка

эффективности

применяемых

технологий,

методов,

совершенствование

отдельных

приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной

работы. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид занятий по

различным формам обучения.

Опираясь на анализ научно-методической литературы можно выделить следующие

основные цели открытых занятий в ДЮСШ:

- повышение квалификации (тех, кто пришел на занятие);

- экспертиза коллегами экспериментальной методики;

-

обобщение

и

распространение

передового

опыта

по

обучению

и

развитию

обучающихся;

- саморазвитие тренера-преподавателя, стремление к собственному повышению

квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом

развития преподавателя).

Вся процедура проведения открытого занятия условно делится на три этапа:

- предварительный этап;

- этап непосредственного проведения занятия;

- заключительный этап.

Далее по тексту будет представлен каждый этап с последовательными действиями,

что и характеризует технологичность всего процесса проведения открытого занятия.

Подготовка открытого занятия

В

начале

учебного

года

составляется

график

проведения

открытых

занятий

в

каждом отделении ДЮСШ.

Заместителем

директора

по

учебно-воспитательной

работе

составляет

единый

график проведения открытых занятий, который доводится до сведения педагогов.

К

проведению

открытых

занятий

могут

привлекаться

не

только

опытные

и

творческие

тренеры-преподаватели,

но

и

молодые

преподаватели,

если

у

них

есть

интересные поиски, педагогические находки.

Организующему

открытое

занятие

необходимо

четко

знать

требования,

предъявляемые

к

занятиям.

Следует

применять

только

основательно

проверенные

педагогические средства, методы, приемы.

После решения вопроса – какой опыт, и каких преподавателей будет изучаться на

открытых занятиях – определяется конкретная методическая цель каждого открытого

занятия, т.е. то, что должен он дать приглашенным тренерам.

Методическая цель может быть как общей, так и частной.

Общая цель формулируется как обобщение использования опыта работы тренера на

занятии,

а

частная

цель

изучение

отдельных

наиболее

удачных

приемов,

средств

обучения и развития.

Кроме

того,

цель

может

дифференцироваться

в

зависимости

от

назначения

открытого занятия: стремление преподавателя к собственному повышению квалификации

или распространение собственного опыта.

Для целенаправленного наблюдения за ходом открытого занятия присутствующие

преподаватели также должны определить цель посещения.

Ниже

представлены

примеры

методических

целей

открытых

занятий

и

цели

посещения занятий.

Методическая цель открытого занятия 1:

Обобщить работу по организации обучения техническому элементу на начальном этапе.

Цель посещения 1:

Изучить специфику работы тренера по обучению техническому элементу.

Основные аспекты посещения открытого занятия:

Место технического элемента в подготовке спортсмена в избранном виде спорта.

Правильность и четкость постановки задач на занятии.

Средства, методы и методические приемы с учетом подготовленности занимающихся.

Анализ преподавателем качества выполнения технического элемента и его оценка.

Методическая цель открытого занятия 2:

Освоить методику учета и контроля адекватности нагрузки на предварительном этапе.

Цель посещения 2:

Проанализировать

эффективность

деятельности

преподавателя

по

осуществлению

учета и контроля адекватности нагрузки занимающихся на занятии.

Основные аспекты посещения открытого занятия:

Формы учета и контроля адекватности нагрузки.

Использование дифференцированного подхода к занимающимся.

Объективность и информативность методов контроля.

Активизация самостоятельной деятельности и самоконтроля занимающихся на занятии.

Методическая цель открытого занятия 3:

Обобщение

опыта

по

организации

занятия

с

использованием

технических

средств

обучения.

Цель посещения 3.

Изучить организацию занятия с использованием технических средств обучения.

Основные аспекты посещения открытого занятия:

Разновидности использованных методов обучения с учетом специфики занятия.

Направленность ТСО на занятии.

Методические приемы преподавателя по решению основных задач.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии.

Методические особенности построения занятия.

В соответствии с методической целью занятия педагог выбирает такой материал,

который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые

составляют основу педагогического мастерства.

При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную

информацию,

подобрать

материалы

из

периодической,

научно-технической

и

методической

литературы,

использовать

результаты

посещения

методических

конференций, выставок и т.п.

К открытому занятию необходимо составить план-конспект (проект) занятия с

рациональным

распределением

времени

занятия

и

указаниями

деятельности

обучающихся и педагога на каждом этапе открытого занятия.

План открытого занятия, методическая документация к нему подробно обсуждается

с

заместителем директора

по

учебно-спортивной

работе

и

зам.

директора

по

воспитательной работе.

На предварительном этапе тренер-преподаватель разрабатывает не только план-

конспект, но и информационный проспект занятия (приложение 1).

В проспекте обозначается дата и место проведения, тема занятия, информация о

группе обучающихся (название группы, возраст, спортивная квалификация), но самое

главное

цель

занятия.

Ведь

педагог

приглашает

коллег

для

того,

чтобы

продемонстрировать свои педагогические находки, свой опыт, а приглашенные – для того,

чтобы

поучиться,

поэтому

главное

сформулировать

те

научные

и

методические

новшества, которые будут положены в основу предстоящего открытого занятия.

К открытому занятию педагог должен подготовить краткую характеристику группы,

где будет проводиться занятие, и обоснование проекта предстоящего занятия ( приложение

2).

Проект занятия отражает вопросы организации и методики учебно-тренировочного

процесса на занятии (приложение 2). Характеризуя предстоящее занятие, преподаватель

указывает,

как

он

учитывал

те

или

иные

особенности

группы

при

конструировании

проекта.

Форма представления проекта вариативная и определяется самим педагогом. Как

правило, в проекте обозначаются следующие ключевые моменты:

- место занятия в системе подготовке или программы, его цели, содержание материала,

формы организации, обосновывая свой выбор;

- информация о структуре занятия, расходе времени на различных этапах, средствах и

методах, запасных методических вариантах;

- прогнозирование возможных действий, реакции воспитанников, возможных результатов.

Информация о проекте предстоящего занятия может быть представлена в печатном

виде до начала занятия, главное – познакомить присутствующих с обоснованием своих

действий.

Рекомендуется

по

возможности

более

или

менее

четко

определить,

что

представляет проект с точки зрения известных путей рождения новшеств:

- это модификация своего прежнего опыта;

- заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;

- использование научных разработок ученых;

- результат научно-обоснованного и методически инструментированного эксперимента.

Часто обоснование проекта вызывает вопросы, в любом случае ответы должны

быть аргументированы.

Подготовленный и оформленный проект (методическая разработка) занятия после

рассмотрения на заседании научно-методического совета сдается в методический кабинет.

Проведение открытого занятия

За одну неделю до проведения занятия педагог или методист ставит в известность о

проведении открытого занятия.

Приглашенные входят в зал до начала, занимают заранее подготовленные места,

выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за

действиями педагога и занимающихся.

Перед

проведением

занятия

преподаватель

знакомит

коллег

с

группой.

Характеристика

состава

группы,

уровня

подготовленности

(уровень

физической

и

теоретической подготовленности), реальных возможностей занимающихся.

Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог (тренер-

преподаватель),

ведущий

занятие,

достигает

поставленной

цели;

с

помощью

каких

методических приемов и средств обучения реализует требования программы, каковы

результаты его деятельности.

Результаты

наблюдений

отражаются

в

бланке

«Лист

наблюдений

открытого

занятия» (приложение 3).

Общее обсуждение открытого занятия проводит заместитель директора по УСР или

ответственное лицо за подготовку занятия.

Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность

выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы,

их эффективность с точки зрения поставленных задач.

При

обсуждении

занятия

вопросы

должны

носить

конкретный

характер:

об

отдельных

приемах

работы,

о

конкретных

моментах

данного

занятия,

не

уводить

обсуждение от поставленной цели.

Обсуждение следует проводить в следующей последовательности:

- тренер-преподаватель, проводивший занятие;

- приглашенные;

- методисты (инструкторы-методисты)

- представитель администрации, ответственный за методическую работу;

- тренер-преподаватель, проводивший занятие.

Первое

слово

предоставляется

тренеру,

который

проводил

открытое

занятие.

Анализ

своего

занятия

-

это

мысленное

разложение

проведенного

занятия

на

его

составляющие

с

глубоким

проникновением

в

из

сущность,

задачи

с

целью

оценить

конечный

результат

с в о е й

деятельности

п у т е м

с ра вне н и я

запланированного с осуществленным с учётом успехов и продвижения обучающихся.

Тренер-преподаватель должен четко раскрыть цели и задачи занятия, обосновать

выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по

проведению

занятия

и

содержанию

подобранного

материала.

Выступление

педагога

должно

помочь

присутствующим

понять

его

педагогический

замысел,

особенности

применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его

работы.

Выступающие

должны

детально

разобрать

достоинства

и

недостатки

занятия,

оценить занятие с позиции дидактических и специальных принципов, обратить внимание

на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность

использования наглядных и словесных методов.

В

ходе

обсуждения

можно

отметить

недостатки,

ошибки,

допущенные

в

организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы

работы.

В заключении выступают методист и представитель администрации. Они подводят

итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку приёмам

и

методам,

использованным

на

занятии,

отмечают

глубину

раскрытия

поставленной

методической цели открытого занятия и делают вывод о целесообразности использования

представленного опыта.

При

анализе

открытого

занятия

все

выступающие

должны

оценить

воспитательную, развивающую, обучающую роль занятия, его значение. Тон обсуждения

должен

быть

деловой

и

доброжелательный.

Необходим

живой

обмен

мнениями,

дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и

творчески использовать его опыт в работе.

После

выступления

присутствующих

слово

вновь

предоставляется

педагогу,

проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не

согласен и почему, доказывает свою точку зрения.

Обсуждение и подведение итога фиксируется в протоколе заседания тренерского

совета, который проводится после проведения открытого занятия.

Список использованной литературы:

1.

Конаржинский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. –

336с.

2.

Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов Высших Учебных

Заведений: − М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. − 576 с.

3.

Прибыткова Г.К. Требования по подготовке и проведению открытого мероприятия:

Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. − 51с.

4.

Чучалина А.И. Открытое занятие как средство формирования профессиональной

компетентности

преподавателя

физкультурного

вуза

//

Сб.

научных

трудов

«

Совершенствование высшего образования в сфере физической культуры». – Челябинск,

2009. – С.178-188.

Приложение 1

Форма информационного проспекта открытого занятия

«___» ____ 20___ г. в _____час. в ________________________

тренер-преподаватель ___________________________________

проводит открытое занятие в группе _________________,

отделение ___________________________________________

по теме: «__________________________________________________________»

Цель открытого занятия _______________________

______________________________________________________

Приложение 2

План (Проект) открытого занятия

Тема __________________________________________________

________________________________________________________

Раздел __________________

Тип занятия ____________________

Группа ____(кол-во уч-ся)________________________

У р о в е н ь

п о д г о т о в л е н н о с т и

________________________________________________________

Цели занятия:

Образовательная:________________________________________

Развивающая: __________________________________________

Воспитательная: ________________________________________

Методы обучения: _______________________________________

Формы организации: _____________________________________

Оборудование:__________________________________________

Раздаточный материал:___________________________________

Ход занятия:

Информация:

- о структуре занятия;

- расходе времени на различных этапах;

- средствах и методах, запасных методических вариантах.

Технологическая карта занятия:

Этап занятия

Цель \этапа

Время

Содержание работы

Деятельность тренера

Деятельность

обучающихся

Методы, формы

Предполагаемый

результат

Роспись тренера-преподавателя: __________________________

Дата_______________________

Приложение 3

«Лист наблюдения открытого занятия»

Отделение ____________Группа________ Дата _____________

Посещающий ___________________________________________________

Ф.И.О. тренера __________________________________________________

Воспитанников в группе _______ на занятии ___________

Т е м а

з а н я т и я

_____________________________________________________________________________

__________________________________

________________________________________________________

Общая оценка за занятие______________________________________

Выводы: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

___________________________________________________________

Рекомендации: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Роспись посетившего занятие _______________________

Показатель

Критерии

Балл

0

1

2

1.

Целесообразност

ь

з а м ы с л а ,

содержания

занятия

1.1.

полнота

поставленных

задач УТЗ.

1.2.Соответствие

содержания

возрастным и индивидуальным

особенностям

обучающихся

(занятия).

1.3.

Соответ ствие

ц е л е й

занятия и его содержания.

2. Педагогическое

мастерство.

2 . 1 . Ур о в е н ь

м о т и в а ц и и

обучающихся.

2.2.Оптимальность

выбора

форм, методов, технологий и

т.д.

2.3.Соответствие

выбранных

форм,

методов

организации

деятельности

обучающихся

целям и содержанию УТЗ.

2 . 4 . А д е к в а т н о с т ь

и

современность

используемых

средств обучения.

2.5.Оригинальность

ис поль зова ния

т р е н е р о м

методики, технологии.

2.6.Использование

нестандартного

инвентаря,

оборудования.

2.7.Адекватность

тренировочных нагрузок.

2 . 8 .

Р а ц и о н а л ь н о с т ь

и

эффективность

использования

времени занятия его темпа, а

т а к

ж е

о п т и м а л ь н о с т ь

чередования

и

смены

видов

деятельности.

3.

Деятельность

обучающихся

(воспитанников)

3.1.

Уровень

а к т и в н о с т и

обучающихся.

3.2. Наличие самостоятельных

действий.

3.3. Включение обучающихся в

рефлексивную

деятельность

(самоконтроля, самооценки).

3.4.Степень

дисциплинированности,

о р г а н и з о в а н н о с т и

и

заинтересованности

обучающихся в ходе занятия.

4.

Деятельность

тренера.

4.1.Виды форм сотрудничества

тренера и обучающихся.

4.2.Способность

тренера

к

импровизации

( г и б ко с т ь ,

с п о с об н о с т ь

о п е р а т и в н о

корректировать действия).

4.3.Общая

культура

тренера



В раздел образования