Автор: Головных Анна Юрьевна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУДО "ДЮСШ №1"
Населённый пункт: город Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: Методическое пособие для тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования в области физической культуры и спорта
Тема: "Открытое занятие"
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская юношеская спортивная школа №1»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования
в области физической культуры и спорта
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Автор: Головных А.Ю.
инструктор-методист
МБУДО «ДЮСШ №1»
г. Усолье-Сибирское
2017 год
Введение
Данная методическая работа посвящена открытому занятию, и выбор этой темы не
является случайным.
В
современной
системе
подготовки
спортсменов
изменяются
организационно-
методические аспекты тренировочного процесса, появляются новые средства и технологии
обучения,
обновляется
и
модернизируется
материально-техническое
обеспечение
спортивной деятельности, но тренировочное занятие остается главной
формой подготовки спортсменов различной квалификации.
Эта форма определяет социальный и педагогический статус спортивной школы,
роль и место в становлении, развитии и тренера-преподавателя, и воспитанников.
С
одной
стороны
с
занятия
начинается
тренировочный
процесс
в
спортивной
школе, с другой стороны оно является формой распространения и пропаганды передового
опыта, результатом методической работы педагогов, действенным элементом учебного и
воспитательного процессов.
Поэтому повышение качества подготовки спортсменов не возможно без повышения
уровня
профессиональной
квалификации
педагогических
работников
в
ДЮСШ
через
использование такой формы, как открытое занятие.
Открытое
занятие
представляет
собой
одну
из
старейших
форм
методической
работы. Многие годы она была эффективной, но со временем превратилась в некое
ритуальное действо, появился формализм этих занятий.
В
этой
связи,
особую
роль
приобретает
решение
проблемы
организации
и
проведения
открытых
занятий
как
эффективной
формы
повышения
педагогического
профессионализма тренеров-преподавателей. Поэтому нами была определена основная
цель
составления
методических
рекомендаций,
которая
заключается
в
оказании
методической помощи тренерам-преподавателям и инструкторам-методистам в подготовке
открытых занятий.
В
методических
рекомендациях
будет
раскрыта
вся
технологическая
цепочка
проведения открытых занятий в целостной педагогической системе спортивной школы.
Особое
внимание
будет
уделено
методическому
обеспечению
подготовки
присутствующих на открытом занятии тренеров-преподавателей или методистов. Так как
участниками открытых занятий (тренер-преподаватель, подготовивший занятие, и коллеги,
присутствующие на нем) равноправные субъекты в деятельности «учение-обучение», т.е.
одновременно обучаются и те и другие, что способствует повышению профессионального
уровня всех участников открытых занятий.
Общая характеристика открытого занятия
Открытые
занятия
представляют
собой
одну
из
давно
применяющихся
форм
проведения методической работы, как для внутришкольной, так и для муниципальной
службы
образования.
Для
более
детальной
проработки
данного
вопроса
необходимо
определиться, что представляет собой занятие в системе образования.
Занятие,
как
правило,
сводят
к
целостному,
логически
завершенному,
ограниченному
рамками
применения
отрезку
образовательного
процесса,
в
котором
работа
проводится
с
постоянным
составом
обучающихся.
Ему
присуща
следующая
совокупность признаков:
- наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей и
задач;
- отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и
уровней его усвоения;
- достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов
обучения;
- организация соответствующей деятельности обучающихся.
Целью
открытого
занятия
является
показ
передовых
форм
и
методов
учебно-
воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств
обучения
и
развития,
обобщения
приемов
организации
и
контроля
качества
учебно-
воспитательного процесса.
Задачей
тренера,
демонстрирующего
открытое
занятие,
является
оценка
эффективности
применяемых
технологий,
методов,
совершенствование
отдельных
приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной
работы. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид занятий по
различным формам обучения.
Опираясь на анализ научно-методической литературы можно выделить следующие
основные цели открытых занятий в ДЮСШ:
- повышение квалификации (тех, кто пришел на занятие);
- экспертиза коллегами экспериментальной методики;
-
обобщение
и
распространение
передового
опыта
по
обучению
и
развитию
обучающихся;
- саморазвитие тренера-преподавателя, стремление к собственному повышению
квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом
развития преподавателя).
Вся процедура проведения открытого занятия условно делится на три этапа:
- предварительный этап;
- этап непосредственного проведения занятия;
- заключительный этап.
Далее по тексту будет представлен каждый этап с последовательными действиями,
что и характеризует технологичность всего процесса проведения открытого занятия.
Подготовка открытого занятия
В
начале
учебного
года
составляется
график
проведения
открытых
занятий
в
каждом отделении ДЮСШ.
Заместителем
директора
по
учебно-воспитательной
работе
составляет
единый
график проведения открытых занятий, который доводится до сведения педагогов.
К
проведению
открытых
занятий
могут
привлекаться
не
только
опытные
и
творческие
тренеры-преподаватели,
но
и
молодые
преподаватели,
если
у
них
есть
интересные поиски, педагогические находки.
Организующему
открытое
занятие
необходимо
четко
знать
требования,
предъявляемые
к
занятиям.
Следует
применять
только
основательно
проверенные
педагогические средства, методы, приемы.
После решения вопроса – какой опыт, и каких преподавателей будет изучаться на
открытых занятиях – определяется конкретная методическая цель каждого открытого
занятия, т.е. то, что должен он дать приглашенным тренерам.
Методическая цель может быть как общей, так и частной.
Общая цель формулируется как обобщение использования опыта работы тренера на
занятии,
а
частная
цель
–
изучение
отдельных
наиболее
удачных
приемов,
средств
обучения и развития.
Кроме
того,
цель
может
дифференцироваться
в
зависимости
от
назначения
открытого занятия: стремление преподавателя к собственному повышению квалификации
или распространение собственного опыта.
Для целенаправленного наблюдения за ходом открытого занятия присутствующие
преподаватели также должны определить цель посещения.
Ниже
представлены
примеры
методических
целей
открытых
занятий
и
цели
посещения занятий.
Методическая цель открытого занятия 1:
Обобщить работу по организации обучения техническому элементу на начальном этапе.
Цель посещения 1:
Изучить специфику работы тренера по обучению техническому элементу.
Основные аспекты посещения открытого занятия:
Место технического элемента в подготовке спортсмена в избранном виде спорта.
Правильность и четкость постановки задач на занятии.
Средства, методы и методические приемы с учетом подготовленности занимающихся.
Анализ преподавателем качества выполнения технического элемента и его оценка.
Методическая цель открытого занятия 2:
Освоить методику учета и контроля адекватности нагрузки на предварительном этапе.
Цель посещения 2:
Проанализировать
эффективность
деятельности
преподавателя
по
осуществлению
учета и контроля адекватности нагрузки занимающихся на занятии.
Основные аспекты посещения открытого занятия:
Формы учета и контроля адекватности нагрузки.
Использование дифференцированного подхода к занимающимся.
Объективность и информативность методов контроля.
Активизация самостоятельной деятельности и самоконтроля занимающихся на занятии.
Методическая цель открытого занятия 3:
Обобщение
опыта
по
организации
занятия
с
использованием
технических
средств
обучения.
Цель посещения 3.
Изучить организацию занятия с использованием технических средств обучения.
Основные аспекты посещения открытого занятия:
Разновидности использованных методов обучения с учетом специфики занятия.
Направленность ТСО на занятии.
Методические приемы преподавателя по решению основных задач.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии.
Методические особенности построения занятия.
В соответствии с методической целью занятия педагог выбирает такой материал,
который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые
составляют основу педагогического мастерства.
При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную
информацию,
подобрать
материалы
из
периодической,
научно-технической
и
методической
литературы,
использовать
результаты
посещения
методических
конференций, выставок и т.п.
К открытому занятию необходимо составить план-конспект (проект) занятия с
рациональным
распределением
времени
занятия
и
указаниями
деятельности
обучающихся и педагога на каждом этапе открытого занятия.
План открытого занятия, методическая документация к нему подробно обсуждается
с
заместителем директора
по
учебно-спортивной
работе
и
зам.
директора
по
воспитательной работе.
На предварительном этапе тренер-преподаватель разрабатывает не только план-
конспект, но и информационный проспект занятия (приложение 1).
В проспекте обозначается дата и место проведения, тема занятия, информация о
группе обучающихся (название группы, возраст, спортивная квалификация), но самое
главное
–
цель
занятия.
Ведь
педагог
приглашает
коллег
для
того,
чтобы
продемонстрировать свои педагогические находки, свой опыт, а приглашенные – для того,
чтобы
поучиться,
поэтому
главное
–
сформулировать
те
научные
и
методические
новшества, которые будут положены в основу предстоящего открытого занятия.
К открытому занятию педагог должен подготовить краткую характеристику группы,
где будет проводиться занятие, и обоснование проекта предстоящего занятия ( приложение
2).
Проект занятия отражает вопросы организации и методики учебно-тренировочного
процесса на занятии (приложение 2). Характеризуя предстоящее занятие, преподаватель
указывает,
как
он
учитывал
те
или
иные
особенности
группы
при
конструировании
проекта.
Форма представления проекта вариативная и определяется самим педагогом. Как
правило, в проекте обозначаются следующие ключевые моменты:
- место занятия в системе подготовке или программы, его цели, содержание материала,
формы организации, обосновывая свой выбор;
- информация о структуре занятия, расходе времени на различных этапах, средствах и
методах, запасных методических вариантах;
- прогнозирование возможных действий, реакции воспитанников, возможных результатов.
Информация о проекте предстоящего занятия может быть представлена в печатном
виде до начала занятия, главное – познакомить присутствующих с обоснованием своих
действий.
Рекомендуется
по
возможности
более
или
менее
четко
определить,
что
представляет проект с точки зрения известных путей рождения новшеств:
- это модификация своего прежнего опыта;
- заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;
- использование научных разработок ученых;
- результат научно-обоснованного и методически инструментированного эксперимента.
Часто обоснование проекта вызывает вопросы, в любом случае ответы должны
быть аргументированы.
Подготовленный и оформленный проект (методическая разработка) занятия после
рассмотрения на заседании научно-методического совета сдается в методический кабинет.
Проведение открытого занятия
За одну неделю до проведения занятия педагог или методист ставит в известность о
проведении открытого занятия.
Приглашенные входят в зал до начала, занимают заранее подготовленные места,
выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за
действиями педагога и занимающихся.
Перед
проведением
занятия
преподаватель
знакомит
коллег
с
группой.
Характеристика
состава
группы,
уровня
подготовленности
(уровень
физической
и
теоретической подготовленности), реальных возможностей занимающихся.
Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог (тренер-
преподаватель),
ведущий
занятие,
достигает
поставленной
цели;
с
помощью
каких
методических приемов и средств обучения реализует требования программы, каковы
результаты его деятельности.
Результаты
наблюдений
отражаются
в
бланке
«Лист
наблюдений
открытого
занятия» (приложение 3).
Общее обсуждение открытого занятия проводит заместитель директора по УСР или
ответственное лицо за подготовку занятия.
Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность
выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы,
их эффективность с точки зрения поставленных задач.
При
обсуждении
занятия
вопросы
должны
носить
конкретный
характер:
об
отдельных
приемах
работы,
о
конкретных
моментах
данного
занятия,
не
уводить
обсуждение от поставленной цели.
Обсуждение следует проводить в следующей последовательности:
- тренер-преподаватель, проводивший занятие;
- приглашенные;
- методисты (инструкторы-методисты)
- представитель администрации, ответственный за методическую работу;
- тренер-преподаватель, проводивший занятие.
Первое
слово
предоставляется
тренеру,
который
проводил
открытое
занятие.
Анализ
своего
занятия
-
это
мысленное
разложение
проведенного
занятия
на
его
составляющие
с
глубоким
проникновением
в
из
сущность,
задачи
с
целью
оценить
конечный
результат
с в о е й
деятельности
п у т е м
с ра вне н и я
запланированного с осуществленным с учётом успехов и продвижения обучающихся.
Тренер-преподаватель должен четко раскрыть цели и задачи занятия, обосновать
выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по
проведению
занятия
и
содержанию
подобранного
материала.
Выступление
педагога
должно
помочь
присутствующим
понять
его
педагогический
замысел,
особенности
применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его
работы.
Выступающие
должны
детально
разобрать
достоинства
и
недостатки
занятия,
оценить занятие с позиции дидактических и специальных принципов, обратить внимание
на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность
использования наглядных и словесных методов.
В
ходе
обсуждения
можно
отметить
недостатки,
ошибки,
допущенные
в
организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы
работы.
В заключении выступают методист и представитель администрации. Они подводят
итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку приёмам
и
методам,
использованным
на
занятии,
отмечают
глубину
раскрытия
поставленной
методической цели открытого занятия и делают вывод о целесообразности использования
представленного опыта.
При
анализе
открытого
занятия
все
выступающие
должны
оценить
воспитательную, развивающую, обучающую роль занятия, его значение. Тон обсуждения
должен
быть
деловой
и
доброжелательный.
Необходим
живой
обмен
мнениями,
дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и
творчески использовать его опыт в работе.
После
выступления
присутствующих
слово
вновь
предоставляется
педагогу,
проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не
согласен и почему, доказывает свою точку зрения.
Обсуждение и подведение итога фиксируется в протоколе заседания тренерского
совета, который проводится после проведения открытого занятия.
Список использованной литературы:
1.
Конаржинский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. –
336с.
2.
Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов Высших Учебных
Заведений: − М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. − 576 с.
3.
Прибыткова Г.К. Требования по подготовке и проведению открытого мероприятия:
Методические указания. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. − 51с.
4.
Чучалина А.И. Открытое занятие как средство формирования профессиональной
компетентности
преподавателя
физкультурного
вуза
//
Сб.
научных
трудов
«
Совершенствование высшего образования в сфере физической культуры». – Челябинск,
2009. – С.178-188.
Приложение 1
Форма информационного проспекта открытого занятия
«___» ____ 20___ г. в _____час. в ________________________
тренер-преподаватель ___________________________________
проводит открытое занятие в группе _________________,
отделение ___________________________________________
по теме: «__________________________________________________________»
Цель открытого занятия _______________________
______________________________________________________
Приложение 2
План (Проект) открытого занятия
Тема __________________________________________________
________________________________________________________
Раздел __________________
Тип занятия ____________________
Группа ____(кол-во уч-ся)________________________
У р о в е н ь
п о д г о т о в л е н н о с т и
________________________________________________________
Цели занятия:
Образовательная:________________________________________
Развивающая: __________________________________________
Воспитательная: ________________________________________
Методы обучения: _______________________________________
Формы организации: _____________________________________
Оборудование:__________________________________________
Раздаточный материал:___________________________________
Ход занятия:
Информация:
- о структуре занятия;
- расходе времени на различных этапах;
- средствах и методах, запасных методических вариантах.
Технологическая карта занятия:
Этап занятия
Цель \этапа
Время
Содержание работы
Деятельность тренера
Деятельность
обучающихся
Методы, формы
Предполагаемый
результат
Роспись тренера-преподавателя: __________________________
Дата_______________________
Приложение 3
«Лист наблюдения открытого занятия»
Отделение ____________Группа________ Дата _____________
Посещающий ___________________________________________________
Ф.И.О. тренера __________________________________________________
Воспитанников в группе _______ на занятии ___________
Т е м а
з а н я т и я
_____________________________________________________________________________
__________________________________
________________________________________________________
Общая оценка за занятие______________________________________
Выводы: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
___________________________________________________________
Рекомендации: _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Роспись посетившего занятие _______________________
Показатель
Критерии
Балл
0
1
2
1.
Целесообразност
ь
з а м ы с л а ,
содержания
занятия
1.1.
полнота
поставленных
задач УТЗ.
1.2.Соответствие
содержания
возрастным и индивидуальным
особенностям
обучающихся
(занятия).
1.3.
Соответ ствие
ц е л е й
занятия и его содержания.
2. Педагогическое
мастерство.
2 . 1 . Ур о в е н ь
м о т и в а ц и и
обучающихся.
2.2.Оптимальность
выбора
форм, методов, технологий и
т.д.
2.3.Соответствие
выбранных
форм,
методов
организации
деятельности
обучающихся
целям и содержанию УТЗ.
2 . 4 . А д е к в а т н о с т ь
и
современность
используемых
средств обучения.
2.5.Оригинальность
ис поль зова ния
т р е н е р о м
методики, технологии.
2.6.Использование
нестандартного
инвентаря,
оборудования.
2.7.Адекватность
тренировочных нагрузок.
2 . 8 .
Р а ц и о н а л ь н о с т ь
и
эффективность
использования
времени занятия его темпа, а
т а к
ж е
о п т и м а л ь н о с т ь
чередования
и
смены
видов
деятельности.
3.
Деятельность
обучающихся
(воспитанников)
3.1.
Уровень
а к т и в н о с т и
обучающихся.
3.2. Наличие самостоятельных
действий.
3.3. Включение обучающихся в
рефлексивную
деятельность
(самоконтроля, самооценки).
3.4.Степень
дисциплинированности,
о р г а н и з о в а н н о с т и
и
заинтересованности
обучающихся в ходе занятия.
4.
Деятельность
тренера.
4.1.Виды форм сотрудничества
тренера и обучающихся.
4.2.Способность
тренера
к
импровизации
( г и б ко с т ь ,
с п о с об н о с т ь
о п е р а т и в н о
корректировать действия).
4.3.Общая
культура
тренера