Напоминание

Синтаксис словосочетания, возможные ошибки и их исправление


Автор: Замятина Светлана Викторовна
Должность: преподаватель литературы, русского языка и культуры речи
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ИрГУПС СКТиС
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Методическое пособие для проведения занятий
Тема: Синтаксис словосочетания, возможные ошибки и их исправление
Раздел: среднее образование





Назад




Замятина С.В.

Преподаватель СКТиС, Иркутск

Синтаксис словосочетания

возможные ошибки и их исправление

Статья представляет собой часть учебного пособия по дисциплине «Культура речи» СПО.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Согласование и примыкание

§ 1. Согласование с исчислением

§ 2. Согласование с существительными

§ 3. Согласование со сказуемым и определением

РАЗДЕЛ 2. Управление

§ 4. Трудности в употреблении предлогов

§ 5. Управление при однородных членах предложения

§ 6. Нанизывание

падежей

РАЗДЕЛ 1. Согласование и примыкание.

Согласование

вид

связи

в

словосочетании,

при

котором

зависимое

слово

употребляется

в

той

же

форме,

что

и

главное: Дождливая

осень

дождливой

осени

дождливой осенью.

Примыкание – вид связи в словосочетании, при котором зависимое слово неизменно.

Пел весело, на полуострове Камчатка.

§ 1. Согласование с исчислением

1.

При

подлежащем,

выраженном

именем

суще ствительным

собирательным БОЛЬШИНСТВО,

МЕНЬШИНСТВО,

РЯД,

ЧАСТЬ. . . в

сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно

ставится:

a.

во

множественном

числе,

если

речь

идет

о

предметах одушевленных или

если

подчеркивается

активность

действия: Большинство

учеников

хорошо

сдали

выпускные

экзамены;

b.

в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные: Ряд

новых домов стоял в конце деревни.

c.

если

БОЛЬШИНСТВО,

МЕНЬШИНСТВО,

РЯД,

ЧАСТЬ...

употребляются

без

зависимого родительного

падежа,

то

сказуемое

согласуется

по

общему

правилу:

МЕНЬШИНСТВО (оно) собралось в зале.

2.

При словах МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, НЕМАЛО, СКОЛЬКО

сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц лежало в ветвях;

Сколько разных чувств проходит во мне.

3.

При подлежащих с количественным числительным,

a.

оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного

числа: 21 вагон отправлен. 31 том написан.

b.

оканчивающимся

на 2,3,4,…,

сказуемое

обычно

ставится

в

форме

множественного числа: 23 розы стояли. 32 дома сдали.

4.

Если определение относится к существительному, зависящему от

числительных 2,3,4, рекомендуются следующие формы согласования:

a.

при словах мужского и среднего рода определение, стоящее между числительным и

существительным, ставится в родительном падеже множественного числа: два больших

дома, два больших окна;

ЧИСЛ. + ОПРЕД. в Род.п. + СУЩ. Муж. и Ср. рода

b.

при

словах

женского

рода

определение

ставится

в

именительном

падеже

множественного числа: две большие комнаты.

ЧИСЛ. + ОПРЕД. в Им.п. + СУЩ. Жен. рода

c. если определение стоит перед числительным, то оно ставится в форме именительного

падежа независимо от рода существительных: первые два года, последние две недели,

верхние два окна.

ОПРЕД. в Им.п. + ЧИСЛ. + СУЩ.

5.

При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится

в

единственном

числе

и

согласуется

в

роде: Получена

тысяча

книг

для

библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка.

6.

При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое

обычно ставится в единственном числе: Прошло две недели; Пробило десять

часов; Пятнадцать лет пролетело.

Задание 1.

Согласуйте сказуемое с подлежащим. В окошке укажите номер и пункт правила,

которым вы пользовались для решения проблемы.

I. 1.

5

Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал...

нормы по лыжам. 2.

5

Миллиард тонн пшеницы передан… государству. 3.

5

Пять часов

пролете… как мгновение. 4.

5

Тысяча спортсменов проходил… мимо трибун. 5.

5

Сорок два

станка

гудел...

и

равномерно

вздрагивал...

6.

5

Немало

наших

учеников

готовил…сь

в

архитектурный институт, поступил... в него и теперь работа...т по специальности. 7.

5

Вдали

виднел…сь шесть новых построек. 8.

5

Скорей бы прошл… эти две недели. 9.

5

Большинство

произведений композитора был… создан... в годы странствий. 10.

5

В спортивном состязании

участвовал... 61 школьник. 11.

5

Три (соседние — соседних) здания были построены недавно.

12.

55

В гараже стоял… три (новые – новых) машины. 13.

5

Большинство приехал... в четверг.

II.

1 .

5

Пять стульев стоял... рядом. 2.

5

(Первые — первых) два места поделили

югославский гроссмейстер и чехословацкий мастер.3.

5

Большинство пассажиров пользу...тся

услугами агентств воздушного флота. 4.

5

Большая часть выступавших не согласил…сь с

докладчиком.

5.

5

В нашем городе возвод...тся семь новых домов. 6.

5

Четыре весёлы…

клоуна

выбежал…

на

арену.

7.

5

Ряд мер, направлен… на поднятие дисциплины среди

учащихся, принима…ся администрацией школы. 8.

5

Только меньшинство отряда выбрал…сь

из

леса.

9.

5

Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал... на

экзаменах глубокие знания. 10.

5

Установлен... три новы… всесоюзных рекорда. 11.

5

Квартира

делилась на две (неравные — неравных) части. 12.

5

Много детей больн… был... гриппом. 13.

5

(Выбранных – выбранные) три студента уже уехал… на семинар.

§ 2. Согласование с существительными

1.

При

имени

существительном Мужского

рода,

обозначающем

профессию, должность, звание и т. д.

a.

сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь:

агроном сделал доклад, директор вызвал.

b.

при

наличии имени

собственного

сказуемое

согласуется

с

собственным

именем:

Агроном Сергеева прочла лекцию.

c.

определение в последнем случае согласуется с должностью: К нам зашла хороший врач

Анна Петровна Котова.

2.

При

подлежащем,

выраженном

группой

слов

(названия

литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т. д.)

а. сказуемое согласуется с главным словом: журнал «Смена» напечатал

b. если имеется ведущее слово или слова в именительном падеже, сказуемое согласуется с

этим словом или словами: «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лермонтовым; «Волки и

овцы» поставлены на сцене городского театра. Однако нельзя сказать:

«Руслан и Людмила»

написаны А. С. Пушкиным, так как речь идет об одном произведении, в этих случаях следует

добавить родовое наименование (поэма, произведение и т.д. – поэма «Руслан и Людмила»

написана).

3.

Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем

уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т.

д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить диагноз болезни.

4.

При сложных названиях, состоящих из двух слов разного рода, сказуемое

согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает

конкретный предмет: кафе-столовая отремонтирована, кресло-кровать стояло в

углу.

5.

Географические названия, выступающие в роли приложений при имени

нарицательном (родовом названии).

a.

согласуются

при

склоняемых

названиях рек,

городов,

сел,

деревень

и

т.п .:

в

городе Туле, на реке Волге, в селе Горюхине, за Москвой-рекой.

b.

часто не согласуются с названиями городов на (среднего рода), чтобы их можно было

отличить от сходных названий мужского рода: в городе Кирово (В городе Кирове указывало

бы на город Киров);

c.

Названия на часто не согласуются: в селе Караманово, в селе Ново-Пиково; у деревни

Берестечко; то

же

при

названии

другого

грамматического

рода

или

числа: говор села

Катагощи, у деревни Парфенок;

d.

остальные

географические

названия

(названия

озер,

островов,

полуостровов,

гор,

станций, мысов, заливов, горных хребтов, астрономические названия и т. д.) не согласуются, а

примыкают: на озере Ильмень; за землёй Нижняя Саксония, у полуострова Таймыр, в штате

Техас, на улице Олений вал, к планете Вега.

Задание 2.

Допишите, где нужно, окончания, раскройте скобки. В окошке укажите номер и

пункт правила, которым вы пользовались для решения проблемы.

I.

1 .

5

Журнал

«Москва»

(опубликовать)

повесть

молодого

писателя.

2.

5

Утром

позвонил… уволенн… бригадир Семёнова. 3.

5

«Дом и поле» написа… А.Зверевым об истории

Иркутска. .4.

5

Диван – кровать (стоять) у правой стены. 5.

5

Писательница Галина Николаева

родилась в деревне (Усманка) Томской области. 6.

5

Старинный русский город Звенигород

стоит на (Москва-река). 7.

5

«Бесприданница» впервые (пройти) на сцене Малого театра в

1883 году. 8.

5

В Москву для ведения переговоров по вопросам сотрудничества между Россией

и (Республика Индия) прибыла делегация. 9.

5

Печать, в частности стенные газеты, уделя…

много

внимания

вопросам

культуры.

10.

5

Платье

халат

(висеть)

на

вешалке.

11.

5

Издательство «Наука» (выпустить) в свет серию книг о космосе. 12.

5

Дом отдыха построен

близ реки (Истра). 13.

5

Мы всей семьёй, а в особенности наша мама, (любить) ходить в театр.

1 4 .

5

Открыто движение на (новой – новом) шоссе-магистрали.

15.

5

Розов… крем-мыло

стоял… рядом.

II. 1.

5

Команда «Динамо» значительно (обновить) состав нападающих. 2.

5

«Война и

мир» (изучаться) на прошлой неделе. 3.

5

В столице Чувашии, городе (Чебоксары), открылся

новый драматический театр. 4.

5

Никто, даже лучшие историки, не измен…т ход событий. 5.

5

Водевиль-обозрение

(показать)

умение

студентов-музыкантов.

6.

5

Установлена

прямая

фототелеграфная

связь

между

городами

(Москва)

и

(Кемерово).

7.

5

К

нам

подходил…

известн… психолог Агишева. 8.

5

«Спартак» (выйти) в финал соревнований. 9.

5

Много

живописных мест вы найдете на реках (Дон) и (Северный Донец). 10.

5

Первая группа

туристов остановилась в гостинице («Москва»). 11.

5

«Мастер и Маргарита» мною ещё не

прочитан… 12.

5

В вестибюле (открыть) автомат-закусочная. 13.

5

Все студенты, даже группа

4241, вышл… на субботник. 14.

5

Песня-романс (быть) очень популярн… в начале ХХ века.

Задание 3

Допишите или измените, где нужно, окончания

.

I. 1. Некоторое время он жил в городах Таруса… и Саратов… . 2. Упорные бои шли на

реке Одер… 3. Родом он был из села Крюков… . 4. Линия железной дороги проходит

поблизости от озера Байкал… 5. Лучше лыжные базы есть у горы Эльбрус… 6. Летом мы

поедем в деревню Тихоновк… 7. Поезд приближался к станции Тул… 8. Астрономы изучали

движение

планеты

Марс...

9.

Много

рыбачьих

баркасов

привезено

в

порт

Находк...

из

японского города Сендай… 10. Пароход приближался к острову Кипр... 11. У реки Обь…

отряд остановился.

II. 12. Мы шли по хребту Хамардабан… 13. Иркутяне любят летом отдохнуть на

острове

Ольхон…

14.

Выставка

картин

испанских

мастеров

была

организована

в

музее

(«Эрмитаж»). 15. Близ города Крюков…, за селом Уклеево…, начинается узкоколейная дорога,

доходящая до озера Краюхино…. 16. Всеобщее внимание привлекли события на острове

Кипр….

17.

Поезд

двигался

от

станции

Трикотажная…

к

городу

Омск….

13.

Один

из

московских универмагов находится на улице Арбат… 14. Мы приближались к древнему

городу Афины….15. Теплое течение проходит вдоль полуострова Флорид... мимо города Сент-

Огастин…

§ 3. Согласование со сказуемым и определением

1.

Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, то применяются

следующие формы согласования:

a.

сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном

числе: Промышленность и сельское хозяйство в стране неуклонно развиваются;

ПОДЛЕЖ. и ПОДЛЕЖ. + СКАЗУЕМОЕ во мн.ч.

b.

сказуемое, стоящее перед однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим

из них: Послышался топот и крики.

СКАЗУЕМОЕ

ð

ПОДЛЕЖ. и подлеж.

2.

Е с л и

м е ж д у

п о д л е ж а щ и м и

с т о я т разделительные

или

противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе: Не ты, но

судьба виновата; Оса или шмель гудел над ухом.

3.

Если

подлежащее

существительное

в

именительном

падеже

с

существительным в творительном падеже (как правило, с предлогом С ) типа брат с

сестрой сказуемое:

a.

ставится во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как

равноправные производители действия (оба являются подлежащими): Сережа с Петей долго

ждали возвращения матери и сильно волновались.

b.

ставится в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному

производителю действия (является дополнением): Мать с ребенком пошла в поликлинику.

c.

при наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе:

Б р а т вместе

с

сестрой

уехал

в

деревню. Бригадир совместно

с

мастером

хотел

ремонтировать станок.

4.

Если

при

имени

существительном

имеются

два

или

несколько

определений, перечисляющих разновидности предметов, то:

a.

единственное

число

подчеркивает

связь

определяемых

предм е то в ,

и х

терминологическую близость: головной и спинной мозг, сыпной и брюшной тиф;

ОПРЕД. и ОПРЕД. + СУЩ.- (термин или близкая связь предметов) в ед.ч.

b.

обычно единственное число употребляется, если определения выражены порядковыми

числительными или местоименными прилагательными: дипломы первой и второй степени,

между пятым и шестым ребром, моего и твоего отца;

ОПРЕД. .(Числит. или мест.) и ОПРЕД.(Числит. или мест.) + СУЩ в ед.ч.

c.

множественное число подчеркивает наличие нескольких предметов: Курская и Томская

области, биологический и химический методы, в западной и восточной частях страны,

ОПРЕД. и ОПРЕД. + СУЩ. в мн.ч. подчеркнуть множество

d.

Если определяемое существительное стоит впереди определений, то оно ставится во

множественном числе: языки немецкий и французский, залоги действительный и страдательный.

СУЩ. в мн.ч. + ОПРЕД. и ОПРЕД.

5. Если определение относится к двум или нескольким существительным, имеющим форму

единственного числа и выступающим в роли однородных членов, то:

a.

единственное число употребляется в тех случаях, когда по смыслу сочетания ясно, что

определение относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим:

советская литература и искусство; наша армия и флот; у моего отца и матери; написать

свой адрес, имя и фамилию.

ОПРЕД. в ед.ч. если относится к обоим + СУЩ. и СУЩ.

b.

множественное число ставится в тех случаях, когда может возникнуть неясность относительно

того, связано ли определение только с ближайшим существительным или со всем рядом

однородных членов: передовые колхоз и совхоз, новые роман и повесть, способные ученик и

ученица, маленькие брат и сестра и т. п.

ОПРЕД. во мн.ч. если м.б. неясность + СУЩ. и СУЩ.

Задание 4.

Раскройте скобки, выбрав нужную форму слова. В окошке укажите номер и пункт

правила, которым вы пользовались для решения проблемы.

I. 1.

5

Экономисты и финансисты (готовиться) к государственным экзаменам. 2.

5

Таня

с

Аленой

(сшить)

нарядные

костюмы.

3.

5

Не Пастернак, а Ахматова (написать) поэму

«Реквием». 4.

5

Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны — сторон). 5.

5

И первая и вторая (половина — половины) встречи прошл... в исключительно быстром темпе.

6 .

5

Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета —

факультетов).

7.

5

Учитель с учениками (поехать) на экскурсию по городу. 8.

5

Лето мы

проведем

в

Рязанской

или

Тульской

(области

областях).

9.

5

Руководитель

проекта

совместно со студентами (получить) первое место в региональном конкурсе.

II. 10.

5

Первую «Историю России» для детей (написать) не Карамзин, а Ишимова. 11.

5

Занятия посеща…т (отстающий – отстающие) ученик и ученица. 12.

5

В сумке обнаружены

(новая – новые)

тетрадь

и

орфоэпический

словарь.

13.

5

Нелегко было восстанавливать

(разрушенную – разрушенные) промышленность и транспорт. 14.

5

Администрация школы

совместно с директором заранее (позаботиться) о безопасности учащихся.

15.

5

Собираясь в

дорогу, Анастасия выбирала (костюм – костюмы) деловой и вечерний. 16.

5

Отец с сыном

(ремонтировал) велосипед. 17.

5

В книге описывается разгром первого и второго (похода —

походов) Антанты. 18.

5

Михаил с его однокашниками (вызваться) провести дискотеку. 19.

5

Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом —

глазами). 20.

5

Несмотря на плохую погоду на поиски пропавших (выйти) экспедиция геологов

и жители деревни.

Задание

5.

Раскройте

скобки,

выбрав

нужную

форму

слова,

вставьте,

где

необходимо

окончания; укажите возможные варианты.

1. Экспонаты были размещены в больш... зале и коридоре. 2. У него есть маленьк... брат

или сестра. 3. В городе (Гагры

) туристы сразу бросились к морю. 4. В наследство нашему

государству

после

империалистической

и

гражданской

войн…

достал…сь

разрушенн...

промышленность и транспорт. 5. Инспектор Берзина провел… проверку. 6. Прошл… сто лет. 7.

Трудно

иметь

дело

с

человеком,

если

знаешь,

что

он (неисправимый

неисправимая)

недотепа. 8. Правление кооператива, особенно председатель и его заместитель, много сделал…

для развития хозяйства. 9. Ты и твои друзья окаж... нам помощь и на этот раз. 10. На

журнальном

столике

Сергея

Петровича

книга-справочник

по

стилистике

всегда

лежал…

открыт…. 11. На скамеечке сидел… четыре старушки. 12. Я бы съел спел… грушу или яблоко.

13.

Тысяча

рублей

лежал…

неразменянн….

14.

Мимо

окон

уже

(пройти)

товарный

и

пассажирский поезд…, теперь Окунев ждал электричку. 15. Осень и зима уныло тянул…сь. 16.

«Ромео и Джульетта» (написать

) великим английским драматургом Вльямом Шекспиром. 17.

Престарелы… отец и мать нуждаются в поддержке. 18. Две недавно отремонтированы…

комнаты сдаются в наем. 19. Четыре девятиэтажны… здания будут собраны целиком из крупных

блоков.

РАЗДЕЛ 2. Управление.

Управление – вид связи в словосочетании, при котором зависимое слово употребляется

в той форме, которую требует главное: Договор (о чем и на что): д. о взаимопомощи – д. на

поставку материалов; заслужить (что) – заслуживать (чего).

§ 4. Трудности в употреблении предлогов

1.

Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ требуют дательного падежа

(чему? кому?). Употребление родительного падежа не соответствует норме.

Согласно приказу, благодаря поддержке, вопреки указаниям и т. п.

2.

Предлог БЛАГОДАРЯ обычно указывает на причину, которая способствует

осуществлению

чего-либо.

Он

противопоставлен

предлогу ИЗ-ЗА, который указывает на

причину, мешающую сделать что-либо.

Ср. Я справился с этим заданием благодаря тебе.

Неправильно: Я справился с этим заданием из-за тебя.

3.

Следует

учитывать,

что

предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ,

ВВИДУ, В СИЛУ, ВСЛЕДСТВИЕ не утратили полностью первоначального значения.

Нельзя

сказать: вследствие

предстоящего

отъезда

(отъезд

ещё

не

состоялся

и

последствий

не

имеет);

правильно: ввиду

предстоящего

отъезда

– н о : вследствие

прошедших дождей,

а не ввиду прошедших дождей (явление относится к прошлому и не

прогнозируется).

4.

Предлоги С

ЦЕЛЬЮ

и

В

ЦЕЛЯХ

синонимичны.

Предлог С

ЦЕЛЬЮ

употребляется с инфинитивом для конкретизации, уточнения цели, а предлог В ЦЕЛЯХ – с

отглагольным существительным:

Ср. Мы вернулись назад с целью посмотреть...

В целях освоения космического пространства запускают спутники.

Задание 6.

Выберите необходимый предлог.

1.(Ввиду, вследствие) предстоящего отъезда делегации; 2.(ввиду, вследствие) прошедших

мероприятий. 3. (ввиду, из-за) сильных морозов прекратить занятия в школах с 11 января текущего

года. 4. (в целях, с целью) проведения мероприятия. 5. вопреки (закона, закону) 6. (в целях, с

целью) оказать помощь.

Задание 6.

Выберите из скобок нужный глагол. Обратите внимание на форму выделенного слова.

1. Выводы комиссии (расходятся, противоречат) с мнением коллектива лаборатории. 2.

Дипломная

работа

студента (свидетельствует, показывает)

о е го умении анализировать и

обобщать материал. 3. Болезнь и связанные с нею пропуски занятий (отразились, повлияли,

сказались) на знаниях школьника. 4. Выступавшие на собрании кадровые рабочие (упрекали,

порицали, обвиняли)

стажёра

за беспечность и небрежность. 5. Выступая на собрании,

директор завода (остановился, охарактеризовал, информировал) о ходе выполнения годового

плана.

Задание 7.

Составьте словосочетания со связью управление

.

@

Образец: приплыть (к чему?) к берегу.

Приплыть- добраться -достичь = берег; препятствовать-тормозить = движение; вера-

уверенность = победа; сопротивляться-бороться = враг; тосковать-скучать = близкие; касаться-

прикасаться

= стол; жажда- потребность- стремление = деятельность; рецензия – отзыв =

диплом;

удивляться – удивлен = талант; приговаривать - осудить = казнь; предупредить-

помешать-предотвратить = авария; принадлежность- участие - пребывание = организация;

вселять страх - внушать страх = противник; Обстоятельства, сопутствующие - обстоятельства,

сопровождающие

= данное

явление;

мнение

-

точка

зрения

= события

за

рубежом;

убежденность – верящий = правота дела; предполагать - догадываться = проблемы общения;

Отделить - разделить = плохое, хорошее; отличать - различать =

звук, буква; отличие -

различие = звук, буква; одно – другое = противоречит - контрастирует;

Задание 8.

Вставьте подходящие предлоги, слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже.

1. ... (принятые меры) заносы были своевременно ликвидированы. 2. ... (указания

директора) все подготовительные работы выполнены в срок. 3. ... (распоряжение руководителя

Центробанка) работа филиалов банка не улучшилась. 4. Подобная экономия достигнута ...

(усовершенствование производства).

Задание 9. Замените выделенные слова близкими по значению. Следите за падежной

формой зависимых слов.

@

Образец: претворение в работе = воплощение в работу

Обращать

внимание

на

мелочи, обосновывать

фактами, потерпеть поражение от

соперника, базироваться на точных данных, различать друзей и врагов, уплатить за проезд,

рассержен

неудачей, удивляться

стойкости, отзыв

о

дипломе, обижен

бестактностью,

проиграли иркутянам, обрадован приездом друга, вкус идентичный натуральному.

Задание 10.

Исправьте ошибки в выражениях

.

1. Показатели по использованию; 2. указал о том, что; 3. настаивал о том, чтобы; 4.

постановить о том, что...; 5. об этом не раз указывалось; 6. вследствие предстоящего отъезда;

7. разъяснение о смысле указа; 8. потребность средств для производства. 9. отклики по этому

предложению; 10. мать беспокоится за сына; 11. равнодушие за судьбу поселка; 12. отчет в

проделанной работе; 13. подготовка по проведению выборов.

Задание11.

Устраните ошибки в употреблении предлогов

.

1. Предоставить Сергеевой Л.М. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления.

2. Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности. 3. Из-за эффективного лечения

больной

быстро

поправился.

4.

Благодаря

мне

ты

опоздал

на

лекцию.

5.

Из-за

своей

скромности он никому не расскажет о своем успехе. 6. Школьники не посещали школу за счет

сильных морозов. 7. В целях повышения квалификации его направили на курсы. 8. Мы

прибыли с целью оказания помощи. 9. Организован показ новых автомобилей, в целях выбрать

промышленную

модель.

10.

Эта

песня

доставила

для

меня

большое

удовольствие.

11.

Достоинство в фильме много. О всех о них нет смысла перечислять. 12. Нам остаётся только

позавидовать о том, что у вас есть такой музей.

Задание 12. Исправьте ошибки в употреблении предлогов.

1 . Чем же дорог этот человек для нашей семьи? 2. Антон на события об этой ночи не

обратил внимания. 3. Большое влияние на молодёжь оказывают образы в заграничных фильмах. 4.

Лейтенанта Марчука назначили сразу командиром в батальоне. 5. Немногие люди из окружения

Кольцова достойны для подражания. 6. Благодаря наводнению люди остались без крова. 7. Эти

разрушения произошли за счет плохой работы труб. 8. Студенты оплатили за квартиру за месяц

вперед. 9. Рабочие места слабо освещались, в силу чего имелось много случаев производственного

травматизма. 10. Выдать Юрьевой А.Ю. денежное пособие согласно личного заявления.

§ 5. Управление при однородных членах предложения

Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее

дополнение.

Такие

конструкции

вполне

правильны,

если

управляющие

слова

требуют

одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу, подбирать и

готовить кадры;

Но неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах,

требующих разного управления, например: подбор и наблюдение над фактами (подбор чего,

наблюдение над чем); трест организовал и руководил предприятиями (организовал что,

руководит чем);

Обычный

способ

правки

в

подобных

случаях

добавление

ко

второму

управляющему

слову

местоимения,

заменяющего

существительное

при

первом

слове,

например: подбор фактов и наблюдение над ними.

Задание

13.

Составьте

словосочетания,

используя

однородные

члены,

данные

слева,

и

зависимые слова, помещенные справа

подготовка и руководство

помощь и сотрудничество

руководство и контроль

надеяться и верить

понять и смириться

познакомиться и жениться

любить и ухаживать

понимать и сочувствовать

аспиранты

родственные предприятия

местные организации

свои выпускники

трудности переходного периода

мисс Россия

дети

люди

§ 6. Нанизывание

падежей

Нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных

форм затрудняет понимание фразы, например: Дом племянника жены кучера брата доктора

(пример А.М. Пешковского).

Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей. Например: Для решения

задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства...; Творческая обработка образа дворового

идет по линии усиления трагизма его судьбы (пример К. Чуковского).

При правке отглагольные существительные обычно заменяются начальной формой

глагола, распространенные обороты – придаточными предложениями и т.д.; например: Чтобы

ускорить подъем сельского хозяйства

Задание 14.

Устраните, где это необходимо, ошибки в управлении

.

1. Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор. 2. Наша группа организовала

и участвовала в смотре-конкурсе проектов нового дома. 3. Люди хорошо знают и радуются тем

успехам,

которых

достигли

новые

предприятия.

4.

Глава

администрации

распределяет

и

управляет имуществом и финансами. 5. Научная работа требует умелого подбора и изучения

фактов.

6.

Только

Воронцов

правильно

понимал

и

разбирался

в

трудных

задачах.

7.

Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными

фондами. 8. Новация способствовала и регламентировала новый порядок во взаимоотношениях

учитель-ученик. 9. Маяковский говорит о безграничной любви и вере народа в своего вождя.

Задание 15.

Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей, не оправданное контекстом

и затрудняющее понимание предложения.

1. Нельзя было ограничиться принятыми студентами решениями. 2. На конференции

обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи. 3. Повесть "Степь" – это итог сложных

поисков Чехова своей творческой манеры. 4. Приехала сестра жены брата моего друга. 5. Речь

была

встречена

депутатами

шумными

аплодисментами.6.

Докладчик

остановился

на

некоторых новейших оценках способов влияния человека на природу. 7. Сергей познакомился

с хорошенькой девушкой с большой русой косой. 8. Наш представитель вторично выдвинут

депутатами председателем комиссии. 9. Алдаков снова подошел к дому, к которому уже

подходил раньше.

Задание16.

Найдите ошибки и отредактируйте предложения

.

1. Государства возникли в связи и в результате классового раскола общества.2. Для

успешной работы над дипломом необходимо изучать и опираться на библиографию по своей

теме. 3. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств.

4. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости продукции. 5.

Антона

Макова

назначили

координировать

и

руководить

деятельностью

смежных

организаций. 6. Дело чести каждого руководителя проявлять заботу и внимание к людям. 7.

Она стремилась и создавала свой порядок в работе. 8. Работа представляет собой попытку

обобщения опыта производства товаров народного потребления.

Задание 17. Найдите ошибки в предложениях.

1. Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забросил Фирсов. 2. Судья предупредил

футболистов

за

грубую

игру.

3.

Все

мы

были

несколько

разочарованы

результатами

соревнований по скоростному бегу на коньках. 4. Что можно комментировать о таком ударе? 5.

Сегодня тихо и ясно. Погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок. 6. На

конференции состоялся обмен мнений. 6. Вся его деятельность направлена для уничтожения

страданий человеческих. 7. Такие передачи помогают наладить обмен передового опыта. 8.

Большая

группа

сельскохозяйственных

работников

была

удостоена

правительственными

наградами.



В раздел образования