Напоминание

Л. Н. Толстой "Филипок"


Автор: Мерзлякова Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: Кингисепп Ленинградская область
Наименование материала: техноллгическая карта урока литературного чтения
Тема: Л. Н. Толстой "Филипок"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока литературного чтения

ФИО

Мерзлякова Лариса Николаевна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №5»

Должность

Учитель начальной школы высшей категории

Предмет

Литературное чтение

УМК

«Школа России»

Класс

2

Учебник

Л. Ф. Климанова.

В. Г. Горецкий; Москва «Просвещение» 2016 г. Учебник для 2 класса. Рекомендовано Министерством

образования и науки Российской Федерации.

Тема

Л. Н. Толстой «Филипок»

Номер урока в теме

1

Тип урока

Изучение нового материала.

Ф о р м ы

р а б о т ы

учащихся:

Фронтальная, групповая работа

Необходимое

оборудование:

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, конверты с карточками частей текста, шарики «настроения».

Электронные образовательные ресурсы учебников «Просвещение»

Цель

Создание условий для полноценного восприятия художественного произведения Л. Н. Толстого «Филипок».

Задачи

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

-способствовать формированию позитивной самооценки;

-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные,

познавательные УУД):

-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-формировать умения грамотно строить речевые высказывания, слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять

доброжелательность по отношению к другим при работе в группе;

-формировать умение высказывать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературного героя3.Учебные

Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-знакомство с рассказом-былью Л.Н Толстого «Филипок»; с его идейно-смысловым и художественным содержанием;

-совершенствовать навык чтения: правильность, беглость, выразительность

-способствовать умению выделять главную мысль произведения;

-формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте;

-формировать навыки анализа художественного произведения,

-способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемы

е УУД

время

1

2

3

4

5

6

1.

1.Организационны

й этап.

Цель: включение в

учебную

деятельность.

На уроке много гостей.

Поздоровайтесь с гостями, подарите им свои улыбки.

-Вы улыбкой,

Как солнышком, брызните,

Выходя поутру из ворот.

Понимаете, в жизни у каждого

Очень много и бед, и забот.

Разве любим мы хмурые лица

Или чью-то сердитую речь?

Вы улыбкой сумейте делиться

Чтоб ответную искру зажечь.

- Ребята, когда в дом приходят гости?

-У нас сегодня тоже пришло много гостей. Какая задача

стоит перед нами?

Самоопределение к деятельности.

Когда в доме праздник.

Работать так, что бы урок получился

ярким и запоминающимся как праздник.

Личностные:

самоопределе

ние.

Регулятивные

: проверка

готовности к

работе.

Коммуникати

вные:

планирование

учебного

сотрудничест

ва с учителем

и

одноклассник

ами.

1 мин.

2.Актуализация

знаний.

Цель: создать

соответствующую

эмоциональную

атмосферу,

оживить

жизненные

впечатления детей,

необходимые для

восприятия

произведения.

Какие воспоминания у вас вызывает фотография? Сразу

все вспомнили этот день?

Делятся своими воспоминания.

Запускали шарики в небе на праздничной

линейке 1 сентября и загадывали желание.

Личностные:

Формировани

е учебно-

познавательн

ого интереса

к новому

учебному

материалу и

способам

решения

новой задачи.

1 мин.

Может быть, кто-нибудь откроет секрет, какое желание

он загадал?

Поднимите красный шарик те, кто над осуществлением

желания работает и уже есть результаты, и синий шарик

те, у кого пока что-то не получилось.

Как вы думаете, почему?

Какие качества помогают человеку достичь желаемого?

Какие качества мешают добиться цели?

Хорошо учиться в школе, радовать

родителей своими успехами, научиться

читать.

Выбирают шарик определенного цвета и

поднимают его.

Отвечают на предложенные вопросы.

Анализируют. Выдвигают предположения,

Надо больше работать на уроке. Я иногда

ленюсь.

Целеустремленность, упорство,

настойчивость, трудолюбие.

Лень, недисциплинированность,

безответственность.

3.Работа с

пословицами.

Цель: пробуждение

познавательной

активности.

На ваших столах лежат желтые листочки. Составьте

деформированные предложения.

Определите литературный жанр? Определите их тему.

Найдите лишнюю пословицу.

Объясните, почему вы сделали такой выбор.

Проверьте правильность вашего выбора.

Составляют предложения. Определяют

литературный жанр предлагаемых

произведений.

Это пословицы.

Учатся раскрывать смысл пословиц и

применять их в своей речи в соответствии

с речевой ситуацией.

Определяя тему, объединяющую

пословицы, выделяют лишнюю.

Проверяют правильность выбора на

слайде.

Личностные:

постановка

учебной

задачи для

индивидуальн

ого

повторения

Регулятивные

: умение

анализироват

ь, строить

логические

цепи,

рассуждения,

5 мин.

1 группа:

2 группа

3 группа

Лишняя пословица «Мудрым никто не

родился, а научился»,

потому, что остальные о труде.

Лишняя пословица «Азбука к мудрости

ступенька», потому, что остальные о

дружбе.

Лишняя пословица «Грамоте учиться,

всегда пригодиться», потому, что

остальные о Родине.

выделять

главное.

Коммуникати

вные: умение

работать в

группе.

4 группа

Прочитайте выбранные пословицы и иопределите их

тему.

Чему учит народная мудрость?

Как вы думаете, каждый ребенок может получить

образование в нашей стране?

Какой же вывод?

Но так ли это было всегда? Почему?

Лишняя пословица «Не стыдно не знать,

стыдно не учиться», потому, что

остальные о доброте.

Определяют тему выбранных пословиц.

Эти пословицы о том. что нужно учиться.

Эти пословицы об учебе.

Учиться необходимо, чтобы в жизни стать

нужным человеком; иметь хорошую

профессию, учиться нужно всю жизнь,

чтобы не отстать от времен

Каждый ребенок может учиться в школе.

Делают вывод о том, что у нас есть все

условия для успешной учебы в школе.

Не всегда это было возможным.

4.Работа с текстом

до чтения.

Цель: развитие

Урок литературного чтения – это знакомство с новым

писателем.

Посмотрите на слайд и скажите, с произведением

какого автора мы познакомимся сегодня. Посмотрите на

4 мин.

антиципации по

заглавию,

иллюстрации;

формулирование

темы и задач

урока.

слайд и скажите, с произведением какого автора мы

будем знакомиться сегодня?

Какую информацию можно извлечь?

.

Лев Николаевич Толстой прожил 82 года и всю свою

жизнь посвятил литературе. Толстой изучал историю,

музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на

многие языки, их читают во всем мире.

-Скажите, с каким произведением мы познакомимся

сегодня?

-Задайте вопрос к заголовку?

-К какому художественному жанру может относиться

это произведение?

Предположите, что это обложка книги. Чего не хватает

Рассматривают портрет Л. Н. Толстого.

Извлекают доступную информацию.

Строят предположения.

Узнаём годы жизни писателя. На

фотографии умный человек,

задумчивый. Толстой Лев Николаевич

прожил долгую жизнь.

Слушают дополнительную

информацию о писателе.

Строят предположения. Работают с

заголовком.

«Филипок»

Кто такой - Филипок? Что сделал

Филипок? Почему его именем названо

произведение?

Вспоминают литературные

Жанры.

К рассказу. К сказке.

обложке?

Какую иллюстрацию предложили бы вы?

Посмотрите на слайд. Какого мальчика, было бы

уместнее увидеть на обложке?

Почему?

-Предположите, в какое время жил Филипок?

Хотелось бы вам поближе познакомиться с Филипом?

Определите тему урока.

Какую учебную задачу будем решать на уроке?

Иллюстрации.

Иллюстрации.

Портрет Филипка.

Рассматривают предполагаемые

иллюстрации. анализируют,

сравнивают.

На картинке слева потому, что на

мальчике одежда, которую сейчас не

носят. На фотографии справа -

современный ребенок

Филипок жил давно.

Будем читать рассказ о Филипке.

Работать над чтением без ошибок.

Учиться читать выразительно.

Познакомиться с новым героем. Хочу

узнать почему о нем решил написать

Толстой

5.

Работа с тексом во

время чтения.

Цель: понимание

текстовой

информации в явном

и неявном виде.

Словарно-

лексическая работа

(в процессе чтения

текста). Читает

учитель и хорошо

-Прочитаем произведение вместе. В рассказе

встречаются незнакомые, устаревшие слова, но

догадаться их значение не трудно, если внимательно

слушать чтение. У каждой группы на столах лежит

карточка с незнакомыми словами и пояснения этих

слов. Ваша задача правильно их найти. Словарная

работа по ходу чтения

Слобода Пригород

Постреленок Шустрый

Сенцы Помещение между жилой

частью дома и крыльцом

Дети слушают, отвечают на вопросы.

По ходу чтения дети самостоятельно

находят толкование незнакомых слов из

предложенных в карточке.

Регулятивные

: умение

анализироват

ь, строить

логические

цепи,

рассуждения,

выделять

главное

.

15 мин.

читающие ученики.

Работа в группах.

Украдкой Скрытно от всех

Бедовый Озорник

Поденная работа Работа по дням

Бежать во весь дух Очень быстро

Полы Нижняя часть раскрывающейся

снизу одежды

Костюшкин брат Брат Кости

Жил мальчик. Звали его Филип. Пошли раз ребята в

школу. Филип взял шапку и хотел тоже идти.

Можно ли сказать, что Филипп главный герой этого

произведения?

Но мать сказала ему: куда ты, Филипок собрался?

Почему мать называет его Филипок?

В школу. Ты еще мал, не ходи, - и мать оставила его

дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в

лес. Мать ушла на поденную работу.

Какое слово для вас непонятно? Предположите, что бы

это могло значить. Найдите на своих столах правильное

толкование этого слова

Остались в избе Филиппок да бабушка на печке.

Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а

он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую

отцовскую и пошел в школу.

- Почему Филипок надел отцовскую шапку, ведь у него

было много времени, чтобы заняться поисками своей.

Школа была за селом у церкви. Когда Филип шел по

своей слободе, собаки не трогали его, они его знали.

-Какое слово непонятно? Предположите, что бы оно

могло означать и найдите нужную карточку на столе.

В случае затруднения, обращаются за

помощью к учителю.

Можно. Из всех ребят только его автор

называет по имени.

Он еще маленький.

Поденная работа - Работа по дням.

Соединяют слово с лексическим

значением в карточках

.

Он боялся, что бабушка проснется и не

отпустит его никуда. Раньше, с

малолетства детей учили почитать и

уважать старших.

Слобода - Пригород

-Почему автор опять называет его взрослым именем?

Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила

Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака

Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним.

Филипок стал кричать, споткнулся и упал.

- Обратите внимание, как называет автор своего героя?

Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты,

постреленок, один бежишь?»

- Как обратился мужик к мальчику?

Попробуйте подобрать слово синоним, что оно могло бы

означать в наши дни?

Филиппок ничего не сказал, подобрал полы и

пустился бежать во весь дух. Найдите на карточке, что

может обозначать слово полы?

- Как вы понимаете выражение «бежать во весь дух»?

Почему мальчик не попросил помощи у мужика?

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в

школе, слышно гудят голоса ребят. На Филипка

нашел страх: «Что как учитель меня прогонит?»

Опишите состояние мальчика. Что значит, страх нашел?

И стал он думать, что ему делать. Назад идти – опять

собака заест, в школу идти – учителя боится.

Как бы вы поступили, окажись вы на месте Филипка?

Шла мимо школы баба с ведром и говорит: «Все

учатся, а ты что тут стоишь?» Филипок и пошел в

школу.

- Почему слова бабы, так подействовали на мальчика?

В сенцах снял шапку и отворил дверь.

-Найдите незнакомое слово. Что оно означает. Найдите

и прочитайте его толкование.

Где вы могли слышать это слово в наши дни?

- Зачем Филипок снял шапку? (Это правило приличия

существует очень давно)

Школа была полна ребят. Все кричали свое, и

учитель в красном шарфе ходил посередине.

- Ты что? – закричал он на Филиппка. Филиппок

ухватился за шапку и ничего не говорил.

- Почему мальчишка, который сумел пройти такую

дальнюю дорогу один, вдруг замолчал?

- Да ты кто? – Филипок молчал. – Или ты немой? –

Он остался на улице без присмотра

взрослых и впереди у него неблизкий

путь, ведь школа за селом.

Филипок. Он снова ощущает себя

маленьким и беззащитным перед

страшными собаками.

Постреленок

Постреленок – Озорник

Полы - Нижняя часть раскрывающейся

снизу одежды.

Очень быстро.

Боялся, что он его отправит домой и

Филиппок не попадет в школу.

Испугался очень сильно, даже больше чем

собак.

Высказывают свои предположения.

Она признала в нём ученика и он

почувствовал себя увереннее.

Сенцы - Помещение между жилой

частью дома и крыльцом.

В деревне.

Это правило приличия существует очень

давно.

Филиппок так напугался, что говорить не мог.

- Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. – А

Филипок и рад бы что сказать, да в горле от страха

пересохло.

- Как вы понимаете выражение «в горле пересохло»?

Он посмотрел на учителя и заплакал.

Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по

голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

- Почему учитель пожалел его?

- Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится

в школу, да мать не пускает его, и он украдкой

пришел в школу.

- Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать

попрошу, что пускала тебя в школу.

- Догадались, почему учитель не только не выгнал, но и

пригласил Филиппка остаться в классе?

Учитель стал показывать Филиппку буквы, а

Филиппок их уже знал и немножко умел читать.

- Ну-ка сложи свое имя.

Филиппок сказал:

- Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.

Все засмеялись.

Представьте себе эту картину. Представили? Кому она

тоже показалась комичной? Чем показалась комичной?

Мы ведь знаем, что нельзя смеяться над человеком, если

ему что-то непонятно- Молодец,- сказал учитель. –

Кто же тебя учил читать?

Филиппок осмелился и сказал:

- Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть

какой ловкий!

Что вы хотели бы у меня спросить? Бедовый, значит

очень шустрый. Означает ли это, что от него одни беды

и неприятности?

Учитель засмеялся и сказал: «Ты погоди хвалиться,

а поучись».

С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.

Он оказался в совершенно незнакомом

ему месте и не знал. что ему ожидать.

Очень испугался.

Филиппок был маленький.

Он проникся уважением к маленькому

мальчику, который, несмотря на запреты

матери, так стремиться учиться.

Он очень старался показать своё умение

читать, перестарался и получилось

смешно.

Нет. Просто он все делает очень быстро.

6.Физминутка.

Пришло время отдохнуть.

Выполняют упражнения.

1 мин.

Цель: реализация

двигательной

активности.

Физкультминутка.

7.Работа с тексом

после чтения.

Цель: достижение

понимания на

уровне смысла

Оправдались ли ваши ожидания?

Угадали с иллюстрацией к обложке?

К какому жанру относится это произведение?

Почему?

Почему автор добавляет к жанру произведения слово -

быль?

Кто увидел и рассказал эту историю?

Почему Толстому не безразлична судьба крестьянского

мальчишки?

Приготовьте белые листы с написанным текстом.

Прочитайте сообщение о писателе. О чем я вам не

рассказала?

Далеко не каждый ребенок мог в те далекие годы

попасть в школу. Лев Николаевич открыл в своем

имении, в Ясной поляне, школу, которая была не

похожа на все остальные. В ней могли учиться дети

бедных людей. В школе ребята учились читать, писать,

считать. Лев Николаевич составил для детей «Азбуку»,

«Книги для чтения». Это была трудная работа. Толстой

отдал ей несколько лет своей жизни. До глубокой

старости он ставил перед собой сложные задачи и

всегда добивался поставленной цели.

Дети отвечают на вопросы.

Угадали, потому что действие происходит

не в наше время.

Рассказ. (Доказывают, указывая на

признаки жанра).

История происходила на самом деле.

Лев Николаевич Толстой

Высказывают свои предположения.

Слушают сообщение о писателе, с целью

найти ответ на поставленный мною

вопрос.

Читает хорошо читающий ученик.

Филиппок – крестьянский мальчишка.

Толстой мечтал, чтобы крестьянские дети

4 мин.

Что нового о писателе вы узнали из сообщения?

Как вы думаете, почему Л. Н. Толстому была не

безразлична судьба Филиппка?

тоже могли учиться и выросли умными,

грамотными людьми

8.Выборочное

чтение рассказа с

целью отбора

материала для

составления

рассказа о

Филиппке.

Цель: оформление

представление

итогов учебной

работы в разных

видах,

умение

договариваться и

приходить к общему

решению в

групповой работе.

-Почему Толстой, в качестве главного героя, выбрал

маленького мальчишку?

-Составим рассказ о Филиппке.

Раскрыть образ главного героя нам поможет план.

План рассказа о Филиппке

1.Портрет Филиппка - 1 группа

2.Поступки Филиппка – 2 группа

3.Характер Филиппка - 3 группа

4.Отношение автора к Филиппку - 4 группа

Каждая группа будет работать с одним пунктом плана.

Прочитайте текст еще раз и найдите нужную

информацию в рассказе.

Автор считал, что детям всегда легче

понять и принять поступок сверстника.

Дети читают текст.

Делятся впечатлениями.

Из отобранного материала составляют

развернутый ответ.

Выслушиваются ответы представителя

каждой группы по порядку,

определенному планом.

Таким образом, логическое продолжение

каждого ответа позволяет составить

портрет Филиппка.

Коммуникати

вные:

высказывать

и

обосновывать

свою точку

зрения;

учитывать

мнение

партнёра в

рамках

учебного

диалога и

приходить к

совместному

решению

8 мин

9.Выделение идеи

Чему учит этот рассказ?

Определяют главную мысль рассказа

2 мин.

произведения.

Вернемся еще раз к пословицам, которые вы составили

в

начале

урока.

Как

вы

думаете,

какая

из

пословиц

наиболее точно определяет идею рассказа и почему?

Ничего

не

бояться

и

н а с то й ч и в о

добиваться поставленной цели.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

(Возможен другой вариант).

10.Домашнее

задание.

Цель: развитие

самоконтроля через

выбор задания

самими

обучающимися.

Домашнее задание по выбору:

1. Подготовить пересказ от имени Филиппка.

2. Придумать продолжение рассказа.

3. Найти и прорекламировать журнал «Филиппок»

Самостоятельно читают задание на слайде

и определяются с выбором.

Регулятивные:

управление

своим выбором

в соответствии

с учебной

задачей

.

2 мин.

11.Рефлексия.

Цель: развитие и

коррекция

эмоционально-

волевой сферы через

самооценку.

Какие

качества

характера

Филиппка

вы

хотели

бы

воспитать в себе?

Поднимите

красный

шарик

те,

кто

работу

на

уроке

оценил на «отлично».

Почему?

Поднимите

синий

шарик

те,

кто

недоволен

своей

работой.

Почему?

Учителем дается оценка работе групп.

Я благодарю вас за работу.

Высказывают свое мнение.

Анализируют свою работу в рамках

работы группы.

2 мин.



В раздел образования