Автор: Кольцова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №2"
Населённый пункт: г.Балахна, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: дидактическое пособие "Музыкальный марафон"
Раздел: дополнительное образование
Дидактическое
пособие
«Музыкальный
марафон»
может
быть
использовано преподавателями сольфеджио для повторения и закрепления
учебного материала в младших классах ДМШ. Оно может быть полезным для
родителей
учеников
в
процессе
контроля
детей
в
подготовке
к
урокам
сольфеджио.
Одна
из
задач
данного
дидактического
пособия
–
расширение
форм
контроля в прохождении материала и выявление трудностей его усвоения.
Дидактический материал поможет сделать уроки теоретического цикла более
занимательными, повысят степень внимания и быстроту реакции.
Дидактическое пособие составлено с учетом возрастных особенностей
учащихся младших классов, соответствуют программе по сольфеджио для
детских
музыкальных
школ
и
апробированы
в
практической
работе
составителем пособия.
Составитель:
Кольцова
Ольга Николаевна -
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУДО «Детская
музыкальная школа №2». г.Балахна, Нижегородская область.
Кроссворд «НОТОНОСЕЦ»
Как называются знаки, стоящие при ключе___________________
Как называется знак, изображенный на рисунке______________
рис.
1.
Знак обозначения музыкального звука
2.
Знак понижения звука на полутон
3.
Скрипичный ключ, или ключ….
4.
Знак повышения звука на полутон
н
1
о
т
2
о
н
3
о
с
4
е
ц
Кроссворд «АККОЛАДА»
Задание: поставь ключевые знаки в
тональности Си-бемоль мажор
1. Сочетание 3-х и более звуков
2. В половинной ноте таких длительностей – четыре
3. Звукоряд из 7 ступеней, начинается от Тоники
4. Знак молчания, тишины в музыке
а
1
к
к
2
о
л
3
а
д
4
а
Кроссворд «КОНТРОКТАВА»
Задание: напиши названия октав в басовом ключе:
1.______________________2._____________________
3.______________________4._____________________
к
1
о
2
н
т
р
о
к
3
т
а
в
4
а
1.
Стан, на котором располагаются ноты
2.
Сочетание долгих и коротких звуков в мелодии
3.
Палочка у четвертной ноты
4.
Две цифры при ключе, определяющие счет каждого
такта
Кроссворд «ТОНАЛЬНОСТЬ»
Какие различают тональности?
______________________________________________
1.
Начало мелодии со слабой доли
2.
Устойчивые ... в тональности
3.
Содружество устойчивых и неустойчивых звуков
4.
Они бывают ключевые или случайные
5.
Высокий, средний или низкий…
6.
Он понижает звук на полутон
1
т
о
2
н
а
3
л
ь
4
н
о
5
с
т
6
ь
Кроссворд «ТРАНСПОЗИЦИЯ»
1
т
р
2
а
н
3
с
п
4
о
з
5
и
ц
6
и
я
1.
Расстояние между соседними звуками До# - Ре# составляет …
2.
I, IV, V ступени в тональности называются…
3.
Интервал, охватывающий 6 ступеней
4.
Интервалы, которые звучат мягко и красиво
5.
Интервал, который обозначение ч.1
6.
Интервал, равный трём тонам
Кроссворд «Ноты»
6
7
2
3
1
4
5
По горизонтали:
1. Нота, которая состоит из черной головки, штиля и двух хвостиков
5. Круглая часть ноты, похожая на сливу.
7. Часть ноты, которой нет у целой, половинной и четвертной.
По вертикали:
2. Поперечная линия, которая объединяет восьмые и
шестнадцатые ноты
3. Палочка, которая пишется сбоку от ноты, направленная вверх
или вниз
4. Длительность ноты, изображенная белым овалом
6. Нота, состоящая из черной головки, штиля и одного хвостика
Кроссворд – загадка №1
«Две ступени лада взял –
получился___________»
1. Длительность с черной головкой
2. Музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана
3. Долгая длительность звука
4. Интервал, охватывающий четыре ступени
2
1
3
4
5
7
8
9
10
11
5. Интервал, обозначающийся цифрой 5
6. Интервал, охватывающий 6 ступеней
7. Интервал из трёх ступеней
8. Интервал, обозначающийся цифрой 7
9. Интервал из двух соседних ступеней
10. Семь ступеней, расположенных по порядку
11. Короткая длительность
Кроссворд
«Музыкальные термины»
«Музыкальные
1.
Динамический оттенок - PP
2.
Музыкальный ключ
3.
Скрипичный…
4.
Длительность звука
5.
Динамический оттенок – mf
6.
Сочетание двух звуков
7.
Знак повышения звука на полутон
8.
Светлый музыкальный лад
9.
Мажор и минор с одинаковыми тониками
10.Сколько тонов в созвучии «ми-фа»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Кроссворд - загадка №2
Светлый мир просторный открыл нам лад_______________
Посмотри на рисунки, каждый знак запиши в клетки кроссворда
1 2 3 4 5
1
2
3
4
5
Кроссворд «Звуки в тональности»
1.
2.
4
5
6
1
2
3
3. Переход неустойчивых ступеней в устойчивые
4. Ступени, окружающие тонику
5. Как называются I, IV, V ступени в тональности
6. Как называются звуки в тональности
Проверь свои знания: решение кроссвордов
Кроссворд «НОТОНОСЕЦ»
Ответы: 1. Нота 2. Бемоль 3. Соль 4. Диез
Кроссворд «АККОЛАДА»
Ответы: 1. Аккорд 2. Восьмые 3. Гамма 4. Пауза
Кроссворд «КОНТРОКТАВА»
Ответы: 1. Нотный 2. Ритм 3. Штиль 4. Размер
Кроссворд «ТОНАЛЬНОСТЬ»
Ответы: 1. Затакт 2. Ступени 3. Лад 4. Знаки 5. Регистр 6. Бемоль
Кроссворд «ТРАНСПОЗИЦИЯ»
Ответы: 1. Тон 2. Главные 3. Секста 4.Консонансы 5. Прима 6. Тритон
Кроссворд «НОТЫ»
Ответы
: 1.Шестнадцатая 5. Головка 7. Хвостик 2. Ребро 3. Штиль 4. Целая
6.Восьмая
Кроссворд – загадка №1
Ответы:
1. Четвертная 2. Ключ 3. Целая 4. Кварта 5. Квинта
6. Секста 7.Терция 8. Септима 9. Секунда 10. Гамма 11. Восьмая
Кроссворд «Музыкальные термины»
Ответы: 1. Пианиссимо 2. Басовый 3. Ключ 4. Восьмая
5. Меццефорте 6.Интервал 7. Диез 8. Мажор 9. Одноименные
10. Полутон
Кроссворд-загадка №2
Ответы: 1. Бемоль 2. Реприза 3. Нота 4. Рояль 5.Фермата
Кроссворд «Звуки в тональности»
Ответы:
1.
Размер 2. Паузы 3. Разрешение 4. Вводные 5. Главные
6. Ступени