Напоминание

Физкультминутки в формате ФГОС.


Автор: Баталыгина Елена Вадимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 73"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Физкультминутки в формате ФГОС.
Раздел: начальное образование





Назад




Физкультминутки в формате ФГОС.

Здоровье детей – наша забота, и применение физкультминуток – один из

этапов

работы

по

его

сохранению.

В.А.

Сухомлинский

писал:

"Опыт

убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников

главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья,

какое-нибудь недомогание или заболевание”. ФГОС нового поколения не

вносит никаких новых требований к здоровьесбережению на уроке. Однако

само

понятие

деятельностный

подход

позволяет

нам

по-новому

взглянуть на физкультминутку на уроке. Во-первых, надо понимать, что в

здоровьесбережении выделяются разные понятия двигательной активности

на уроке:

1. физкультминутка;

2. динамическая пауза;

3. смена динамических поз.

Физкультминутка

специально

разработанный

комплекс

упражнений.

Однако

ежедневное

повторение

подобных

комплексов

скорее

вызовет

отторжение

и

скуку

учащихся,

чем

принесет

пользу.

Поэтому

следует

использовать и другие виды разминок.

Динамические

паузы

любые

движения

в

качестве

смены

вида

деятельности и введения двигательной активности на уроке. Довольно

активно

начальная

школа

использует

различные

стихотворные

физкультминутки,

пальчиковую

гимнастику,

гимнастику

для

глаз

с

использованием презентаций, прыжки под музыку, ходьбу и бег на месте,

аутотренинги-релаксации.

Смена динамических поз – изменение положения тела в пространстве во

время урока. На этом приеме основаны, например, разноуровневые парты в

системе доктора Базарного. Или пришедшие из театральной педагогики

смены мизансцен урока. Отдых во время занятий совершенно необходим

детям. Небольшие двигательные паузы помогают снять эмоциональное и

физическое

напряжение,

переключить

внимание,

с

тем,

чтобы

после

способствовать

лучшей

концентрации

на

изучаемом

предмете.

Физкультминутки являются интересной и эффективной формой активного

отдыха

во

время

проведения

занятий.

Физкультминутка

представляет

собой

небольшой

комплекс

физических

упражнений,

проводимый

в

течение 2-3 минут во время занятий в школе, а также дома при выполнении

домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища,

ног,

не

требующих

сложной

координации.

Физкультминутки

являются

обязательным

элементом

здоровьесберегающей

организации

урока

в

соответствии с современными требованиями. На первом уроке достаточно

одной физкультминутки на 25-30-ой минуте урока, на втором и третьем

уроках

-

по

2-3

физкультминутки

на

10-ой,

15-ой,

20-ой

минутах,

на

четвертом 3 минутки отдыха. Длительность физкультминуток составляет

1-2

минуты

и

включает

комплекс

из

4-5

упражнений.

Правильно

организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только

качественному

овладению

общеучебными

умениями

и

навыками

для

школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению

его здоровья.

Физкультурные минутки:

-обеспечивают активный отдых учащихся

-переключают внимание с одного вида деятельности на другой

-помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах

-улучшают обменные процессы

-способствуют повышению внимания и активности детей на последующем

этапе урока.

Задачи физкультминуток:

-снять психическое напряжение у учащихся путем переключения

на

другой вид деятельности;

-добиться

рекреативного

эффекта

от

использования

физических

упражнений;

-возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;

-сформировать

простейшие

представления

о

влиянии

физических

упражнений

на

самочувствие

и

первоначальные

знания

по

самостоятельному выполнению физических упражнений

Физкультминутка, как форма активного отдыха школьников, проводится

на

каждом

занятии

с

целью

предупреждения

и

снятия

утомления,

повышения

активного

внимания

и

работоспособности.

При

этом

подбираются

такие

упражнения-комплексы,

которые

в

зависимости

от

работы

на

занятии,

её

характера,

включают

подтягивания,

наклоны,

полуприседания и приседания, упражнения для кистей и пальцев рук. Эти

упражнения охватывают большие группы мышц и снимают статическое

напряжение,

активизируют

дыхание,

усиливают

кровообращение,

т.е.

снимают застойные явления, вызываемые длительным сидением за столом.

Достигается это тем, что переключение нервной деятельности в одних

областях

коры

головного

мозга

на

другое,

создаёт

возможность

ранее

функционировавшим областям коры восстановить обмен веществ. Кроме

того, энергичные движения и дыхание усиливают кровообращение в мозгу,

что

тоже

способствует

снятию

утомления.

Результатом

является

восстановление

устойчивости

внимания,

поднятие

общего

тонуса,

повышение

работоспособности.

Выполняя

упражнения,

необходимо

следить за тем, чтобы фазы напряжения мышц ритмично чередовались с

фазами расслабления. Известно, что тонус мышц передней части туловища

имеет естественное преобладание над тонусом мышц задней поверхности,

что является одной из основных причин нарушения осанки – сутулости,

наклона головы вперёд. Поэтому, проводя физкультминутку, необходимо

уделять внимание укреплению мышц задней части тела. В комплексах

физкультминуток преобладающее место занимают упражнения, которые

связаны с наклонами туловища назад с сильным напряжением мышц. С

целью

предупреждения

бокового

искривления

позвоночника

(сколиоза)

необходимо укреплять мышцы боковой поверхности туловища. Для этого

выполняют наклоны вправо-влево с напряжением соответствующих мышц.

Во

время

выполнения

детьми

работ

по

печатанию

букв

и

рисованию

быстро устают мышцы пишущей руки. В результате этого нарушается

навык правильного письма, замедляется скорость печатания и рисования.

Для устранения усталости мышц кисти выполняют разные упражнения в

виде ритмических сжиманий пальцев, потряхивания кистями и другие. Во

время сидения нижние конечности тоже сильно устают, в них наблюдаются

застойные

явления.

Поэтому,

в

комплекс

упражнений

для

нижних

конечностей вводят приседания, переступания с ноги на ногу, ходьба на

месте,

прыжки.

Физкультминутки

во

время

рисования

и

печатания

целесообразно проводить стоя за столами или около них.

На устных

занятиях физкультминутки можно проводить сидя за столом, поскольку на

этих

занятиях

дети

находятся

в

более

свободных

позах

и

имеют

возможность чаще менять положение тела.

Существует несколько видов физкультминуток:

-упражнения для снятия общего или локального утомления;

-упражнения для кистей рук;

-гимнастика для глаз;

-гимнастика для улучшения слуха;

-упражнения для профилактики плоскостопия;

-упражнения, корректирующие осанку;

-дыхательная гимнастика.

Включение в учебный процесс развивающих игр, физкультминуток

различного характера дает заметный эффект в развитии детей, расширяет

творческие

возможности,

улучшая

эмоциональное

состояние

детей,

поддерживая у младших школьников интерес к учебной деятельности и

способствует формированию универсальных учебных действий.

Физкультминутки.

«Солнечные зайчики».

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.

Ну лови, лови скорей!

Ну левей, левей, левей,

А теперь правей, правей!

Убежал на потолок.

- Зайчик слева, справа, внизу, вверху - повторяется в разброс несколько раз.

«Ракета».

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете,

На носки приподнялись,

А потом все руки – вниз.

Раз, два,

(Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют « купол ракеты»)

Три, четыре

(Основная стойка)

Вот летит ракета ввысь -

Убегай, посторонись!

«Космонавты».

Будем очень мы стараться, (Дети делают рывки согнутыми руками перед

грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

– Встали все.

«Прогулка».

Только в лес мы все зашли

Появились комары

Руки вверх – хлопок,

Руки вниз – хлопок.

(Ходьба с подниманием рук вверх, хлопок, опусканием).

Дальше по лесу шагаем –

И медведя мы встречаем –

Руки за голову кладём

И в вразвалочку идём.

(Ходьба на внешней и внутренней сторонах ступней с покачиванием).

Снова дальше мы идём

Перед нами – водоём

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз- два, раз- два-

Позади уже вода.

(Прыжки с ноги на ногу, по “камешкам”).

В стороны руки

Ими помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут

Тоже покажем

Это они сидят.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот с березы золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

«Наши ручки».

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Карусели – карусели,

На ракете полетели.

Карусели – карусели,

На машину сели.

Карусели – карусели,

На самокате поехали.

Карусели – карусели,

На лошадку сели.

Карусели – карусели,

И за парту тихо сели.

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали!

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

«Ча, ча, ча».

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

«Буратино».

Буратино потянулся,

Раз – согнулся, разогнулся!

Два – в ладоши два хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть

«Ах, как долго мы писали».

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.

Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх

вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

{Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

«Аист».

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то

правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают.

Следить за спиной.)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

«Снежинки».

Мы снежинки,

мы пушинки,

(И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо, влево.)

Покружиться мы не прочь.

(Поворот на 360 градусов.)

Мы снежинки-балеринки,

(Наклоны туловища вправо, влево.)

Мы танцуем день и ночь.

(Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили,

(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)

Землю бархатом укрыли

(Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли.

(Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз.)

«Совушка-сова».

Ах, ты, совушка-сова,

(И.п.: о.с. Руки на плечи, круговые движения.)

Ты большая голова!

(Руки на затылок, наклоны влево, вправо.)

Ты на дереве сидела,

(Высокое поднимание колен.)

Головою ты вертела,

(Повороты головы вправо, влево.)

В траву свалилася,

В яму покатилася.

(Глубокий наклон вперед. 2 приседания.)

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка над головой.)

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками.)

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами.)

Если нравится тебе, то скажи мне «Хорошо!»

Если нравится тебе, то другим ты покажи.

Если нравится тебе, то сделай всё.

(2 щелчка, 2 хлопка, 2 хлопка, 2 притопа, «Хорошо!»)

Вот мы руки развели,

Словно удивились

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились.

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, поклонитесь,

Не ленитесь, улыбнитесь.

« Хомка».

Хомка, хомка, хомячок (Дети раздувают щёки)

Полосатенький бочок. (Поглаживают себя по бокам)

Хомка раненько встает, (Движения на растяжку)

Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)

Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)

И выходит на зарядку (марширование на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)

Хомка хочет сильным стать. (Напряжение мышц рук)

« Мы топаем ногами».

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начинаем.

Пальчиковые гимнастики.

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке.

В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)

«В школу мы с тобой пришли» - Дети маршируют на месте.

«Всех друзей своих нашли» - Руки на поясе. Наклоны слева-направо в

ритм стиха.

«Будем в школе мы читать» - Наклоны головой вперед.

«Будем в школе мы писать»- Сжимание-разжимание пальцев на вытянутых

руках.

«И конечно, и конечно, будем много-много знать!»- Дети совершают

несколько «приседаний» за парту и вставаний из-за нее.

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами

туловища)

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Вышли мышки

Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в

колонне.)

Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой»

перед глазами.)

Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)

Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук

"дернули за гири".)

Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)

Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)

Индюк.

Ходит по двору индюк Шаги на месте

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача (Остановиться, удивленно посмотреть

вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал (Потопать ногами)

Крыльями захлопал (Руками, словно крыльям, похлопать себя

по бокам)

Весь раздулся, словно шар (Руки на поясе)

Или медный самовар . (Сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою (Помотать головой, приговаривая «бала – бала –

бала», как индюк)

Понесся стрелою. (Бег на месте)

Кто это? Что это?

Как угадать?

Кто это? Что это?

Как разгадать? Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.

Это рыбацкая лодка.

Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. В таком

положении выполняем покачивания из стороны в сторону.

Это морская звезда.

Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз.

Это, конечно улитка. Руки в стороны, выполняем круговые движения.

Всех разгадаю вас я. Руки разводим в стороны.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

(Дети выполняют движения)

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

(Прыгают на одной ножке,

затем на другой, на двух сразу.)

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех,

(Бег на месте.)

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

(Бег на месте.)

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

(Садятся за парты)

Гимнастика для глаз.

Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге

пойдем,

{Посмотреть

по

дуге

вверх,

вправо

и

вверх

-

влево.)

Вправо,

влево

повернем, а потом скатимся вниз,

(Посмотреть

вниз.)

Жмурься

сильно,

но

держись.

{Зажмурить

глаза,

открыть и поморгать ими.)

«Бабочка».

Спал

цветок

(Закрыть

глаза,

расслабиться,

помассировать

веки,

слегка

надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на

руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-

влево.)

Руки за спину, головки назад.

Руки за спину, головки назад.

{Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.

{Вниз.) И снова наверх - где там муха летит?

{Вверх.) Глазами повертим, поищем ее.

{По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.

«Буратино»-Буратино своим блинным любопытным носом рисует. Все

упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» - повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево.

«Круг»-представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по

часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

«Квадрат»-предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд

из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый

нижний.

Еще

раз

одновременно

посмотреть

в

углы

воображаемого

квадрата.

«Буратино»-предложить

детям

закрыть

глаза

и

посмотреть

на

кончик

своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны

представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми

глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным

счетом от1 до 8, следят за уменьшением носика.

Упражнение для глаз

П.п. - сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

- глаза вправо - вверх.

- глаза влево - вверх.

- глаза вправо - вниз, - глаза влево - вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.

1. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза,

пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.

Дыхательная гимнастика

(по Стрельниковой)

Правила выполнения упражнений.

1. Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо

дышать только через нос.

2. Вдох делается одновременно с движением.

3. Все вдохи-движения делаются в режиме строевого шага, т.е. 55 - 60

вдохов движений в минуту.

4. Гимнастика выполняется под счет на восемь. ( Учащиеся считают

только про себя: «и» - вдох, «цифра» - выдох)

5. Минимальное количество упражнений - три.

6. Применяется без возрастных ограничений с 3-4 лет, стоя, сидя и

лежа.

7. Гимнастика носит как лечебный, так и профилактический характер.

Комплексы упражнений.

«Ладошки»

И.п. - встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя;

Производятся

короткие,

ритмичные

вдохи

носом

и

одновременное

сжимание

ладоней

в

кулаки.

Выдохи

происходят

самостоятельно

без

выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей пауза 3

-4

секунды.

Норма

24

раза

по

4

вдоха.

(Может

появиться

легкое

головокружение от большого количества свежего воздуха).

«Погончики».

И.п. - встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на

уровне пояса. В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего

кисти рук возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше

пояса

не

поднимать.

Выполнять

12

раз

по

8

вдохов-движений,

с

перерывами между 8-ю - 3-4 секунды. Выполняется стоя, сидя, лежа.

«Кошка»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны

отрываться от пола. На вдохе делается полуприседание с одновременным

поворотом

туловища

влево

или

вправо.

Руки

делают

хватательные

движения на уровне пояса. Спина прямая.

«Насос»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны

отрываться от пола, руки вдоль туловища.

На вдохе делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его.

На выдохе слегка выпрямляться, но не выходить в основную стойку. Спина

круглая,

голова

опущена.

Ограничения:

травмы

головы,

позвоночника,

повышенное давление.

«Обними плечи»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны

отрываться от пола, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.

Бросить

руки

навстречу

друг

другу,

как

бы

обнимая

себя

за

плечи

с

одновременным глубоким вдохом. Руки идут параллельно друг другу. При

возвращении в и.п. - пассивный выдох Ограничения: врожденный порок

сердца.

«Большой маятник»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны

отрываться от пола. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. Слегка

прогнувшись в пояснице наклон назад, руки обнимают плечи и тоже вдох.

Выдох

происходит

при

смене

позиций.

Ограничения:

травмы

позвоночника, остеохондроз, смещение межпозвоночных дисков.

«Повороты головы»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны

отрываться от пола. Поворот головы вправо - шумный короткий вдох.

Поворот головы влево - шумный короткий вдох. Посередине голова не

останавливается, шея не напрягается. Выдох через рот во время смены

позиций.

Гимнастика для улучшения слуха.

Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в

свою

очередь,

работа

над

улучшением

слуха

оказывает

плодотворное

воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития

слуха:

Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы

раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обоих ушек –

отпустили, нажали, отпустили.

Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую.

Массировать нужно сразу оба уха.

Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за

серединку и дёргаем тоже 20 раз.

Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.

Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.

Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз)

Используемая литература:

М. Зиганов Учимся читать и считать: Готовим ребенка к школе. – М.;

АСТ-ПРЕСС, 1997

О. Москаленко Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс,

2004

Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. М: Eksmo Edukation, 2007

Абрамова

И.В.,

Бочкарева

Т.И.

Здоровьесберегающие

технологии

в

начальной школе, Самара, 2004

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 класс, М.,

Вако, 2005.

Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр,

упражнений, физкультминуток(1-4 классы), М., Эксмо, 2007



В раздел образования