Автор: Минаева Наталья Ивановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "ЦО №12"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: методическая разработка урока Памяти
Тема: "Честь и слава на все времена. О наших земляках, их мужестве и героизме в Великой Отечественной войне."
Раздел: среднее образование
Тема. Честь и слава на все времена.
О наших земляках, их мужестве и героизме
в Великой Отечественной войне.
Минаева Наталья Ивановна
учитель истории
МБОУ «ЦО №12» г.Тулы
Цели и задачи:
1)ознакомить с героическими страницами истории Тульского края;
2)способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя
Родины, воспитанию чувства патриотизма;
3)формировать потребности знать и помнить исторические события, стимулировать
интерес к чтению литературы, связанной с военной тематикой;
4)воспитывать уважение к людям старшего поколения, к ветеранам Великой
Отечественной войны.
Тип урока-Урок-Память
Форма проведения: индивидуально-групповая работа с элементами практического
занятия
Форма работы: коллективно-исследовательская
Методы: словесные, наглядные, компьютерные технологии
Ход урока
Эпиграф: … Изучая дедов, познаём
внуков, изучая предков,
узнаём самих себя.
(В.О.Ключевский)
1.Урок начинается с просмотра кинохроники 1941г. «На Тульском направлении…»
2.Вступительное слово учителя:
Сегодня мы продолжаем изучать тульскую книгу Памяти. Наша память, память сердца,
память боль, подобно орудийному осколку с острыми краями, который сидит в каждом
человеке, прошедшим войну, и по наследству передается детям, внукам, правнукам. Эта
боль не исчезнет с лица земли, даже если уйдет из жизни последний участник войны.
Мы, дети и внуки послевоенной поры, всех ли мы знаем, всех ли мы помним? Но люди из
легенды живут рядом с нами. Всмотрись в их лица, побеседуй с ними. К патриотизму
нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать - воспитывать к родным
местам, воспитывать духовную оседлость «... не будет корней в родной местности, в
родной стране - будет много людей, похожих на степное растение перекати – поле», -
писал академик Дмитрий Лихачев, воспитывая в молодом поколении любовь к своей
Родине. Нельзя допускать, чтобы вы росли людьми без Родины. Молодое поколение не
должно забыть прошлое своей Родины, которое стало частью исторического сознания
человечества. На этом необычном уроке я хотела добиться правильного понимания вами
таких понятий, как долг, справедливость, мужество, доброта, патриотизм, героизм. Тема
урока так и звучит - «Честь и слава на все времена. О наших земляках, их мужестве и
героизме в Великой Отечественной войне»(1-й слайд презентации)
Вопрос к классу:
Как вы понимаете значение слова «героизм»?
Ответы учащихся .(2-й слайд-понятие героизма)
Что же толкало на подвиг во время войны вчерашних мальчишек и девчонок? Скорее
всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять
на себя ответственность « за Россию, за народ, и за всё на свете». Такую ответственность
взяли на себя туляки в годы ВОВ, встав на защиту своей Родины. Многие наши земляки
сражались с врагом в частях армии и флота, в партизанских отрядах, проявляли мужество
и героизм. На предыдущих уроках Памяти мы рассматривали события, связанные с
обороной Тулы, говорили о ходе военных действий. Сегодня наша задача продолжить
работу с основным источником – тульской книгой памяти «Солдаты Победы 1941-1945гг.»
и
познакомиться
с
нашими
земляками
–
героями
войны,
как
они
воевали.
У
нас
присутствуют почётные гости, но представлю я их немного позже.
3.Учащиеся получают задание заполнить таблицу, работая в парах
Ф . И . О .
г е р о я
войны
Дата, место
рождения
Подвиг
Награды
4.Вопрос к классу:
Сколько туляков удостоены звания Героя СССР и России?
Работа с источником (СП т.8 стр.55,97,104) и презентацией(3-й слайд)
5.Сообщения учащихся о наших земляках с показом слайдов (Леонов И.А., Воробьёв И.А.,
Сафонов Б.Ф., Фомичёв М.Г. и др.) В презентации присутствует материал, взятый мною из
выставки
«Солдаты
Победы»,
автором
которой
является
Лебедева
Ирина
Львовна,
сотрудник музея «Тульский Некрополь».
6.Учитель: Не только юноши защищали нашу страну, но и девушки.
Землю жгли смертельные метели
Небеса - и те не знали сна…
В серые солдатские шинели
Наряжала девушек война
(слайд из презентации)
Сообщения учащихся (Машкова А.Г., Орлова Р.И., Поливанова М.С.)
Учитель: Настал момент представить нашу почётную гостью- Машкову А.Г. и
предоставить ей слово.
Выступление ветерана.
7.Учитель: Среди героев есть и зареченцы. О них мы можем узнать из книги «Солдаты
Победы», материал которой собран и подготовлен учащимися и педагогами школ
Зареченского р-на г. Тулы, в том числе и выпускниками нашей школы (работа с
источником).
8. «Мы помним…»(слайд)
Учитель: Ушли в прошлое тяжёлые годы войны, но память о героях, живых и павших,
бессмертна. Как хорошо, что человек наделён памятью.
С чего начинается память? С берёз?
С речного песочка? С дождя на пороге?
А если с убийства! А если со слёз!
А если с воздушной тревоги?
А если с визжащей пилы в облаках?
Со взрослых в пыли распростёртых
А если с недетского знания - как
Живое становится мёртвым?
И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет
Войной начинается память. (В.Симонов)
Память о героях-туляках живёт в названиях улиц города, в музеях бережно хранятся
боевые реликвии героических лет, многочисленные памятники (слайды)
Задание: Назовите памятники, которые видите на экране.
Мы ещё имеем возможность услышать непосредственных участников этих событий-
ветеранов. Это скромные люди, которые не думали на войне о том, что совершают подвиг.
Они честно выполнили свой долг, стойко и самоотверженно защищали нашу родину. Нам
есть чему у них поучиться.
Покуда сердца стучатся, помните,
Какою ценою завоёвано счастье, пожалуйста, помните…
9.Сюжет «Храни и помни».
Заключение. Подведение итогов с помощью таблицы.
Домашнее задание:
1)воспоминания родственников-участников войны;
2)сочинение «Письмо с фронта»
Отзывы учащихся об уроке.
Мне очень понравился этот необычный урок, потому что я была не просто зрителем,
но и участником: готовила материалы к нему, подбирала фотографии… Я узнала
много нового о своих земляках. Для меня это было не только интересно, но и очень
важно: в моей семье тоже были фронтовики… ( Аня Куркина, 9 класс)
Урок был очень познавателен для меня, потому что на нем нам рассказали не об
известных полководцах (о них мы узнаем на обычных уроках), а о рядовых солдатах,
которые всегда были готовы к подвигу не ради наград, а честно и искренне
защищали свою землю… (Гречишкин Алексей, 9 класс)
…Когда я слушала слова женщины-ветерана и при этом смотрела слайды, на
которых видела снимки реальных событий войны, у меня просто сердце замирало и
на глаза наворачивались слезы…. Я заметила, что и на других ребят ( и на взрослых
тоже) это произвело такое же впечатление. (Сизова Юля, 8 класс)
К нам на уроки Памяти приходили ветераны и раньше… Но такого впечатления, как
на этом уроке у меня не было никогда. Стихи, которые читала Машкова А.Г., были и
смешными, и познавательными, и такими понятными всем нам. И удивительно
было видеть живую женщину-ветерана, словно сошедшую только что с экрана….
Мы ведь минуту назад видели ее на слайдах экрана!!!!! (Колотова Юля, 9 класс)