Напоминание

"Честь и слава на все времена. О наших земляках, их мужестве и героизме в Великой Отечественной войне."


Автор: Минаева Наталья Ивановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "ЦО №12"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: методическая разработка урока Памяти
Тема: "Честь и слава на все времена. О наших земляках, их мужестве и героизме в Великой Отечественной войне."
Раздел: среднее образование





Назад




Тема. Честь и слава на все времена.

О наших земляках, их мужестве и героизме

в Великой Отечественной войне.

Минаева Наталья Ивановна

учитель истории

МБОУ «ЦО №12» г.Тулы

Цели и задачи:

1)ознакомить с героическими страницами истории Тульского края;

2)способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя

Родины, воспитанию чувства патриотизма;

3)формировать потребности знать и помнить исторические события, стимулировать

интерес к чтению литературы, связанной с военной тематикой;

4)воспитывать уважение к людям старшего поколения, к ветеранам Великой

Отечественной войны.

Тип урока-Урок-Память

Форма проведения: индивидуально-групповая работа с элементами практического

занятия

Форма работы: коллективно-исследовательская

Методы: словесные, наглядные, компьютерные технологии

Ход урока

Эпиграф: … Изучая дедов, познаём

внуков, изучая предков,

узнаём самих себя.

(В.О.Ключевский)

1.Урок начинается с просмотра кинохроники 1941г. «На Тульском направлении…»

2.Вступительное слово учителя:

Сегодня мы продолжаем изучать тульскую книгу Памяти. Наша память, память сердца,

память боль, подобно орудийному осколку с острыми краями, который сидит в каждом

человеке, прошедшим войну, и по наследству передается детям, внукам, правнукам. Эта

боль не исчезнет с лица земли, даже если уйдет из жизни последний участник войны.

Мы, дети и внуки послевоенной поры, всех ли мы знаем, всех ли мы помним? Но люди из

легенды живут рядом с нами. Всмотрись в их лица, побеседуй с ними. К патриотизму

нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать - воспитывать к родным

местам, воспитывать духовную оседлость «... не будет корней в родной местности, в

родной стране - будет много людей, похожих на степное растение перекати – поле», -

писал академик Дмитрий Лихачев, воспитывая в молодом поколении любовь к своей

Родине. Нельзя допускать, чтобы вы росли людьми без Родины. Молодое поколение не

должно забыть прошлое своей Родины, которое стало частью исторического сознания

человечества. На этом необычном уроке я хотела добиться правильного понимания вами

таких понятий, как долг, справедливость, мужество, доброта, патриотизм, героизм. Тема

урока так и звучит - «Честь и слава на все времена. О наших земляках, их мужестве и

героизме в Великой Отечественной войне»(1-й слайд презентации)

Вопрос к классу:

Как вы понимаете значение слова «героизм»?

Ответы учащихся .(2-й слайд-понятие героизма)

Что же толкало на подвиг во время войны вчерашних мальчишек и девчонок? Скорее

всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять

на себя ответственность « за Россию, за народ, и за всё на свете». Такую ответственность

взяли на себя туляки в годы ВОВ, встав на защиту своей Родины. Многие наши земляки

сражались с врагом в частях армии и флота, в партизанских отрядах, проявляли мужество

и героизм. На предыдущих уроках Памяти мы рассматривали события, связанные с

обороной Тулы, говорили о ходе военных действий. Сегодня наша задача продолжить

работу с основным источником – тульской книгой памяти «Солдаты Победы 1941-1945гг.»

и

познакомиться

с

нашими

земляками

героями

войны,

как

они

воевали.

У

нас

присутствуют почётные гости, но представлю я их немного позже.

3.Учащиеся получают задание заполнить таблицу, работая в парах

Ф . И . О .

г е р о я

войны

Дата, место

рождения

Подвиг

Награды

4.Вопрос к классу:

Сколько туляков удостоены звания Героя СССР и России?

Работа с источником (СП т.8 стр.55,97,104) и презентацией(3-й слайд)

5.Сообщения учащихся о наших земляках с показом слайдов (Леонов И.А., Воробьёв И.А.,

Сафонов Б.Ф., Фомичёв М.Г. и др.) В презентации присутствует материал, взятый мною из

выставки

«Солдаты

Победы»,

автором

которой

является

Лебедева

Ирина

Львовна,

сотрудник музея «Тульский Некрополь».

6.Учитель: Не только юноши защищали нашу страну, но и девушки.

Землю жгли смертельные метели

Небеса - и те не знали сна…

В серые солдатские шинели

Наряжала девушек война

(слайд из презентации)

Сообщения учащихся (Машкова А.Г., Орлова Р.И., Поливанова М.С.)

Учитель: Настал момент представить нашу почётную гостью- Машкову А.Г. и

предоставить ей слово.

Выступление ветерана.

7.Учитель: Среди героев есть и зареченцы. О них мы можем узнать из книги «Солдаты

Победы», материал которой собран и подготовлен учащимися и педагогами школ

Зареченского р-на г. Тулы, в том числе и выпускниками нашей школы (работа с

источником).

8. «Мы помним…»(слайд)

Учитель: Ушли в прошлое тяжёлые годы войны, но память о героях, живых и павших,

бессмертна. Как хорошо, что человек наделён памятью.

С чего начинается память? С берёз?

С речного песочка? С дождя на пороге?

А если с убийства! А если со слёз!

А если с воздушной тревоги?

А если с визжащей пилы в облаках?

Со взрослых в пыли распростёртых

А если с недетского знания - как

Живое становится мёртвым?

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

Войной начинается память. (В.Симонов)

Память о героях-туляках живёт в названиях улиц города, в музеях бережно хранятся

боевые реликвии героических лет, многочисленные памятники (слайды)

Задание: Назовите памятники, которые видите на экране.

Мы ещё имеем возможность услышать непосредственных участников этих событий-

ветеранов. Это скромные люди, которые не думали на войне о том, что совершают подвиг.

Они честно выполнили свой долг, стойко и самоотверженно защищали нашу родину. Нам

есть чему у них поучиться.

Покуда сердца стучатся, помните,

Какою ценою завоёвано счастье, пожалуйста, помните…

9.Сюжет «Храни и помни».

Заключение. Подведение итогов с помощью таблицы.

Домашнее задание:

1)воспоминания родственников-участников войны;

2)сочинение «Письмо с фронта»

Отзывы учащихся об уроке.

Мне очень понравился этот необычный урок, потому что я была не просто зрителем,

но и участником: готовила материалы к нему, подбирала фотографии… Я узнала

много нового о своих земляках. Для меня это было не только интересно, но и очень

важно: в моей семье тоже были фронтовики… ( Аня Куркина, 9 класс)

Урок был очень познавателен для меня, потому что на нем нам рассказали не об

известных полководцах (о них мы узнаем на обычных уроках), а о рядовых солдатах,

которые всегда были готовы к подвигу не ради наград, а честно и искренне

защищали свою землю… (Гречишкин Алексей, 9 класс)

…Когда я слушала слова женщины-ветерана и при этом смотрела слайды, на

которых видела снимки реальных событий войны, у меня просто сердце замирало и

на глаза наворачивались слезы…. Я заметила, что и на других ребят ( и на взрослых

тоже) это произвело такое же впечатление. (Сизова Юля, 8 класс)

К нам на уроки Памяти приходили ветераны и раньше… Но такого впечатления, как

на этом уроке у меня не было никогда. Стихи, которые читала Машкова А.Г., были и

смешными, и познавательными, и такими понятными всем нам. И удивительно

было видеть живую женщину-ветерана, словно сошедшую только что с экрана….

Мы ведь минуту назад видели ее на слайдах экрана!!!!! (Колотова Юля, 9 класс)



В раздел образования