Напоминание

" Развитие творческих способностей школьников на основе изучения искусства традиционной народной игрушки".


Автор: Митина Елена Петровна
Должность: учитель изобразительного искусства , технологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 13"
Населённый пункт: Тульская область,город Алексин
Наименование материала: Статья
Тема: " Развитие творческих способностей школьников на основе изучения искусства традиционной народной игрушки".
Раздел: среднее образование





Назад




«Развитие творческих способностей школьников на основе изучения искусства

традиционной народной игрушки».

Эта тема выбрана не случайно. Над ней шла работа около 5лет.

Изучая историю Отечества и Тульского края, я с тревогой думала о том, что уходят с

нашей земли один за другим древние памятники. Еще больше беспокоит то, что они

уходят

из

наших

умов

и

сердец,

напрочь

отделяя

нас

от

наших

корней,

от

чистых

источников русского рода .

Работая учителем изобразительного искусства и технологии в МБОУ «Гимназия № 13»

г. Алексин, я заметила, как порой не хватает в

воспитании и развития детей цепочки

бытия этого связующего колечка – народных традиций нашего народа. Вне памяти, вне

традиции истории и культуры нет личности, где память формирует духовную крепость

человека. От соприкосновения со своими корнями загораются глаза и вспыхивают сердца

детей.

Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, опыта людей,

которые жили до нас, помогают нам создавать будущее. Очень хотелось, чтобы история

родной страны со всеми обычаями традициями, во всей красе и многогранности пришла к

детям на урок, где умы и сердца готовы воспринимать, думать, творить. Еще Ушинский

обращал внимание взрослых на факт: если птичка посидит на ветке молодого деревца,

ветка уже меняет направление своего роста; так и ребенок: очень много нужно, чтобы он

изменил направление своего духовного развития. Наш мир – наглядный пример этому.

Вот почему так важно, чтобы наши дети как можно раньше соприкоснулись с тем добрым

наследием,

что

оставили

своим

потомкам

наши

прадеды,

веками

отбирая

все

самое

лучшее, бережно сохраняя, передавали его из поколения в поколение.

Сегодня,

когда

покачнулись

в

очередной

раз

житейские

устои,

критерии

нравственности,

люди

вновь

и

вновь

обращаются

к

мудрости

народного

искусства.

Стараются устоять, выдержать, не растерять то разумное, доброе, вечное, что несет

человечество через века. Как сохранить в это нелегкое время чистые детские души, чтобы

не разучились дети радоваться солнышку, видеть во взрослых любовь, доброту и заботу?

Как

научить

их

быть

смелыми,

сильными

духом,

справедливыми,

чтобы

росли

они

добрыми тружениками? Ответы на эти вопросы можно найти припадая к многочисленным

родникам народного искусства. Нынешнее поколение русских людей надо просвещать,

напоминая

и

уточняя,

откуда

они

родом.

Просвещать,

показывая

безмерное

море

творчества

прадедов

наших,

раскрывать

истоки

обычаев

и

традиций.

Верным

помощником в этом деле станет народное искусство, что накрепко связывает прадеда и

внука, поколение с поколением.

-1-

Прежде

чем

решать

задачу

разработки

системы

эстетического

воспитания,

через

изучения народных традиций, необходимо задать себе вопросы: а точно ли мы понимаем,

что именно она должна дать обществу и какова здесь роль искусства? Почему важна

именно всеобщность художественного развития?

Что означает утверждение «народное искусство – обязательный компонент школьного

образования»?

Непременным

условием

включения

народного

искусства

в

учебные

предметы в школе является:

1)

определение целей освоения народного искусства как части культуры;

2)

раскрытие методических условий преподавания народного искусства как особого

типа художественного творчества.

Определение целей, связанно прежде всего с воздействием народного искусства на

формирование особых качеств личности, обусловленных духовной ценностью народного

искусства как бытия. Поэтому я решила организовать работу по проведению мастер-

класс как с педагогами, так и с детьми по ознакомлению народных традиций по теме:

«Развитие

творческих

способностей

школьников

средствами

декоративно-прикладного

искусства. «Народная игрушка».

Целью

работы

является

разработка

и

внедрение

нового

учебно-методического

материала, направленного на духовное развитие личности.

Сущность педагогических задач, решаемых на занятиях по ознакомлению

детей с народным декоративно – прикладным искусством в следующем:

а) обучающая - создавать среду общения для освоения народного искусства во всем

многообразии его видов;

б )

развивающая

-

способствовать

развитию

особых

качеств

творческого

воображения,

обусловленных

пониманием

коллективного

созидательного

начала,

характерного для народного искусства.

в ) формирующая - способствовать формированию исторической памяти, особых

навыков мышления, определяемых достижением народного искусства как особого типа

народного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа;

г) воспитательная - содействовать целостному оптимистическому мироощущению

учащихся,

воспитанию

духовно-эстетических

ценностей,

заключенных

в

народной

игрушке, в образах народного искусства, играх и обрядах, родного края.

Поставленные цели и задачи в организации

мастер-класс требуют от учителя

понимания и учета таких важных факторов, которые, с одной стороны, обусловлены

спецификой

творческой

природы

народного

искусства,

с

другой

особенностями

психического развития личности.

Цель

проведении

мастер-класс:

разработка

эффективных

форм

и

методов

ознакомления детей с народным, декоративно–прикладным

-2-

искусством,

которые

направлены

на

достижение

более

высокого

уровня

духовного

развития личности.

Объект проведения: уроки, внеурочная деятельность эстетического направления

школьников.

Как любой вид творчества, искусство традиционной игрушки нуждается в

бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии. Свой мастер–класс я начала с

обоснованием основных идей, актуальности опыта и место народной игрушки в

тематическом планировании по изобразительному искусству и технологии. В дальнейшем

были представлены технологии проведения внеклассных мероприятий по ознакомлению с

тряпичной куклой. Кукла – знак человека, его игровой образ-символ, который фокусирует

время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Сегодня

рукотворная лоскутная фигурка выполняет новую коммуникативную функцию. Она стала

живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам

многое созвучно. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую

роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях

круга жизни, сопровождая рождение, свадьбу, уход к предкам. Тряпичная кукла – игрушка

с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в

этнопедагогике, в практической работа с детьми. Это великолепный образец для занятий

по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и

текстильному дизайну. Представление основных

приемов по технологии изготовления куклы «мама и дочка» реализовалась через

проведения внеклассного мероприятия: «Тема материнской любви и нежности в

творчестве художников». Цель занятия - изготовления подарка для мамы. Педагоги и

школьники познакомились с традициями и алгоритмом изготовления тряпичной куклы из

тканевых квадратов. Этот мастер-класс был приурочен ко Дню матери.

Отражение народных традиций Тульской области я реализую через внедрение

приемов работы в неурочное время на тему: «Народный праздник «Кузминская сыпчина».

Мастер- класс проводился совместно учащихся с учителями эстетического цикла. На

основе театрального представления, познакомились с историей праздника, с сущностью

обрядов и традиций, атрибутами праздничного действия. Большой интерес был вызван к

технологии изготовления тряпичной куклы «Кузьма и Демьян».

-3-

В рамках изучения

народных праздников родного края в

рабочую программу

кружковой работы по

декоративно-прикладному искусству я включила тему «Народный праздник – масленица».

Ученики знакомятся не только с традициями обрядами проведения

«Масленицы», с

народными песнями, но и с технологией изготовления

Т у л ь с к о й

к у к л ы

и з

с о л о м ы

и

л о с к у т а .

Глиняные игрушки в России делали во многих местах. В зависимости от того, где делали

игрушки,

им

и

дают

название:

каргопольская

игрушка,

филимоновская,

дымковская,

курская, тверская, ярославская, абашевская, тульская.

Они

все

разные,

непохожие

друг

на

друга,

так

как

в

разных

местах

разные

традиции: что изображает игрушка, ее размер, форма, цвет, как ее изготавливают, как

обжигают, как расписывают. Традиционные узоры, цвета, даже вид красок везде свои. Так

что их не спутаешь друг с другом.

Более

подробно

на

уроке

рассматриваются

дымковские,

филимоновские,

каргопольсокие игрушки.

Педагогов изобразительного искусства заинтересовало с ознакомлением опыта

работы мастеров по возрождению глиняной игрушки города Белева Тульской области.

Слушатели мастер-класс познакомились с технологией изготовления, элементами росписи,

построения

орнаментальных

композиций,

определили

сходство

и

различие

белёвской

игрушки с тульской городской. В настоящее время возрождением и развитием этого

традиционного промысла занимается преподаватель Белевской детской школы искусств

Жиляев Юрий Николаевич. ФГОСы направлены на формирование компетентности.

Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-

либо области.

Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является

одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего -

самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный

постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает

на

первое

место

не

информированность

учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и

овладение

способами

деятельности. Обрести

компетентность

можно

лишь

при

самостоятельной

постановке

проблем,

поиске

необходимых

для

решения

знаний

и

определения

их

путем

исследования.

Способом

развития

требуемых

компетенций

становится

специально

организованная

деятельность

учащегося,

основными

направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и

научное исследование, проектирование, эксперимент.

-4-

Поэтому для развития компетеций. творчества, воображения и фантазии в свою

работу включила и проектную деятельность с использованием разнообразного

художественного материала по выполнению «Проект- дизайна новогодней игрушки»,

«Проект- дизайн изготовления авторской игрушки из фольги, лоскута,глины,

пластилина».

По итогам проведения мастер-класс позволяет сделать вывод, что воспитание на

народных традициях следует понимать как введение человека в духовную культуру,

выразившуюся в художественных традициях.

Декоративное искусство играет особую роль в жизни людей, наиболее прочно

связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме человек сталкивается с ними

ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На

протяжении

всей

многовековой

истории

своего

развития

декоративное

искусство

играло

важную

роль

в

организации

жизни

общества,

формировании

материально-духовной среды жизнедеятельности людей

Чем внимательнее буду вникать учащиеся в язык

достаточно разнообразных

произведений декоративных искусств (древних и современных), тем лучше они смогут

овладеть языком декоративного искусства, научиться мыслить на нем. Вводить этот опыт в

сегодняшнюю духовную, материальную жизнь – и моя задача.

Внеклассное мероприятие :«Народный

праздник

«Кузминская

сыпчина».,

(мастер-класс

по

изготовлению тряпичной куклы «Кузьма и Демьян»)

Учитель изобразительного искусства, технологи МБОУ

«Гимназия № 13» г. Алексина, Тульской области: Митина

Елена Петровна

-5-



В раздел образования