Автор: Митина Елена Петровна
Должность: учитель изобразительного искусства , технологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 13"
Населённый пункт: Тульская область,город Алексин
Наименование материала: Статья
Тема: " Развитие творческих способностей школьников на основе изучения искусства традиционной народной игрушки".
Раздел: среднее образование
«Развитие творческих способностей школьников на основе изучения искусства
традиционной народной игрушки».
Эта тема выбрана не случайно. Над ней шла работа около 5лет.
Изучая историю Отечества и Тульского края, я с тревогой думала о том, что уходят с
нашей земли один за другим древние памятники. Еще больше беспокоит то, что они
уходят
из
наших
умов
и
сердец,
напрочь
отделяя
нас
от
наших
корней,
от
чистых
источников русского рода .
Работая учителем изобразительного искусства и технологии в МБОУ «Гимназия № 13»
г. Алексин, я заметила, как порой не хватает в
воспитании и развития детей цепочки
бытия этого связующего колечка – народных традиций нашего народа. Вне памяти, вне
традиции истории и культуры нет личности, где память формирует духовную крепость
человека. От соприкосновения со своими корнями загораются глаза и вспыхивают сердца
детей.
Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, опыта людей,
которые жили до нас, помогают нам создавать будущее. Очень хотелось, чтобы история
родной страны со всеми обычаями традициями, во всей красе и многогранности пришла к
детям на урок, где умы и сердца готовы воспринимать, думать, творить. Еще Ушинский
обращал внимание взрослых на факт: если птичка посидит на ветке молодого деревца,
ветка уже меняет направление своего роста; так и ребенок: очень много нужно, чтобы он
изменил направление своего духовного развития. Наш мир – наглядный пример этому.
Вот почему так важно, чтобы наши дети как можно раньше соприкоснулись с тем добрым
наследием,
что
оставили
своим
потомкам
наши
прадеды,
веками
отбирая
все
самое
лучшее, бережно сохраняя, передавали его из поколения в поколение.
Сегодня,
когда
покачнулись
в
очередной
раз
житейские
устои,
критерии
нравственности,
люди
вновь
и
вновь
обращаются
к
мудрости
народного
искусства.
Стараются устоять, выдержать, не растерять то разумное, доброе, вечное, что несет
человечество через века. Как сохранить в это нелегкое время чистые детские души, чтобы
не разучились дети радоваться солнышку, видеть во взрослых любовь, доброту и заботу?
Как
научить
их
быть
смелыми,
сильными
духом,
справедливыми,
чтобы
росли
они
добрыми тружениками? Ответы на эти вопросы можно найти припадая к многочисленным
родникам народного искусства. Нынешнее поколение русских людей надо просвещать,
напоминая
и
уточняя,
откуда
они
родом.
Просвещать,
показывая
безмерное
море
творчества
прадедов
наших,
раскрывать
истоки
обычаев
и
традиций.
Верным
помощником в этом деле станет народное искусство, что накрепко связывает прадеда и
внука, поколение с поколением.
-1-
Прежде
чем
решать
задачу
разработки
системы
эстетического
воспитания,
через
изучения народных традиций, необходимо задать себе вопросы: а точно ли мы понимаем,
что именно она должна дать обществу и какова здесь роль искусства? Почему важна
именно всеобщность художественного развития?
Что означает утверждение «народное искусство – обязательный компонент школьного
образования»?
Непременным
условием
включения
народного
искусства
в
учебные
предметы в школе является:
1)
определение целей освоения народного искусства как части культуры;
2)
раскрытие методических условий преподавания народного искусства как особого
типа художественного творчества.
Определение целей, связанно прежде всего с воздействием народного искусства на
формирование особых качеств личности, обусловленных духовной ценностью народного
искусства как бытия. Поэтому я решила организовать работу по проведению мастер-
класс как с педагогами, так и с детьми по ознакомлению народных традиций по теме:
«Развитие
творческих
способностей
школьников
средствами
декоративно-прикладного
искусства. «Народная игрушка».
Целью
работы
является
разработка
и
внедрение
нового
учебно-методического
материала, направленного на духовное развитие личности.
Сущность педагогических задач, решаемых на занятиях по ознакомлению
детей с народным декоративно – прикладным искусством в следующем:
а) обучающая - создавать среду общения для освоения народного искусства во всем
многообразии его видов;
б )
развивающая
-
способствовать
развитию
особых
качеств
творческого
воображения,
обусловленных
пониманием
коллективного
созидательного
начала,
характерного для народного искусства.
в ) формирующая - способствовать формированию исторической памяти, особых
навыков мышления, определяемых достижением народного искусства как особого типа
народного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа;
г) воспитательная - содействовать целостному оптимистическому мироощущению
учащихся,
воспитанию
духовно-эстетических
ценностей,
заключенных
в
народной
игрушке, в образах народного искусства, играх и обрядах, родного края.
Поставленные цели и задачи в организации
мастер-класс требуют от учителя
понимания и учета таких важных факторов, которые, с одной стороны, обусловлены
спецификой
творческой
природы
народного
искусства,
с
другой
–
особенностями
психического развития личности.
Цель
проведении
мастер-класс:
разработка
эффективных
форм
и
методов
ознакомления детей с народным, декоративно–прикладным
-2-
искусством,
которые
направлены
на
достижение
более
высокого
уровня
духовного
развития личности.
Объект проведения: уроки, внеурочная деятельность эстетического направления
школьников.
Как любой вид творчества, искусство традиционной игрушки нуждается в
бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии. Свой мастер–класс я начала с
обоснованием основных идей, актуальности опыта и место народной игрушки в
тематическом планировании по изобразительному искусству и технологии. В дальнейшем
были представлены технологии проведения внеклассных мероприятий по ознакомлению с
тряпичной куклой. Кукла – знак человека, его игровой образ-символ, который фокусирует
время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Сегодня
рукотворная лоскутная фигурка выполняет новую коммуникативную функцию. Она стала
живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам
многое созвучно. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую
роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях
круга жизни, сопровождая рождение, свадьбу, уход к предкам. Тряпичная кукла – игрушка
с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в
этнопедагогике, в практической работа с детьми. Это великолепный образец для занятий
по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и
текстильному дизайну. Представление основных
приемов по технологии изготовления куклы «мама и дочка» реализовалась через
проведения внеклассного мероприятия: «Тема материнской любви и нежности в
творчестве художников». Цель занятия - изготовления подарка для мамы. Педагоги и
школьники познакомились с традициями и алгоритмом изготовления тряпичной куклы из
тканевых квадратов. Этот мастер-класс был приурочен ко Дню матери.
Отражение народных традиций Тульской области я реализую через внедрение
приемов работы в неурочное время на тему: «Народный праздник «Кузминская сыпчина».
Мастер- класс проводился совместно учащихся с учителями эстетического цикла. На
основе театрального представления, познакомились с историей праздника, с сущностью
обрядов и традиций, атрибутами праздничного действия. Большой интерес был вызван к
технологии изготовления тряпичной куклы «Кузьма и Демьян».
-3-
В рамках изучения
народных праздников родного края в
рабочую программу
кружковой работы по
декоративно-прикладному искусству я включила тему «Народный праздник – масленица».
Ученики знакомятся не только с традициями обрядами проведения
«Масленицы», с
народными песнями, но и с технологией изготовления
Т у л ь с к о й
к у к л ы
и з
с о л о м ы
и
л о с к у т а .
Глиняные игрушки в России делали во многих местах. В зависимости от того, где делали
игрушки,
им
и
дают
название:
каргопольская
игрушка,
филимоновская,
дымковская,
курская, тверская, ярославская, абашевская, тульская.
Они
все
разные,
непохожие
друг
на
друга,
так
как
в
разных
местах
разные
традиции: что изображает игрушка, ее размер, форма, цвет, как ее изготавливают, как
обжигают, как расписывают. Традиционные узоры, цвета, даже вид красок везде свои. Так
что их не спутаешь друг с другом.
Более
подробно
на
уроке
рассматриваются
дымковские,
филимоновские,
каргопольсокие игрушки.
Педагогов изобразительного искусства заинтересовало с ознакомлением опыта
работы мастеров по возрождению глиняной игрушки города Белева Тульской области.
Слушатели мастер-класс познакомились с технологией изготовления, элементами росписи,
построения
орнаментальных
композиций,
определили
сходство
и
различие
белёвской
игрушки с тульской городской. В настоящее время возрождением и развитием этого
традиционного промысла занимается преподаватель Белевской детской школы искусств
Жиляев Юрий Николаевич. ФГОСы направлены на формирование компетентности.
Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-
либо области.
Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является
одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего -
самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный
постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Компетентностный подход выдвигает
на
первое
место
не
информированность
учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и
овладение
способами
деятельности. Обрести
компетентность
можно
лишь
при
самостоятельной
постановке
проблем,
поиске
необходимых
для
решения
знаний
и
определения
их
путем
исследования.
Способом
развития
требуемых
компетенций
становится
специально
организованная
деятельность
учащегося,
основными
направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и
научное исследование, проектирование, эксперимент.
-4-
Поэтому для развития компетеций. творчества, воображения и фантазии в свою
работу включила и проектную деятельность с использованием разнообразного
художественного материала по выполнению «Проект- дизайна новогодней игрушки»,
«Проект- дизайн изготовления авторской игрушки из фольги, лоскута,глины,
пластилина».
По итогам проведения мастер-класс позволяет сделать вывод, что воспитание на
народных традициях следует понимать как введение человека в духовную культуру,
выразившуюся в художественных традициях.
Декоративное искусство играет особую роль в жизни людей, наиболее прочно
связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме человек сталкивается с ними
ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На
протяжении
всей
многовековой
истории
своего
развития
декоративное
искусство
играло
важную
роль
в
организации
жизни
общества,
формировании
материально-духовной среды жизнедеятельности людей
Чем внимательнее буду вникать учащиеся в язык
достаточно разнообразных
произведений декоративных искусств (древних и современных), тем лучше они смогут
овладеть языком декоративного искусства, научиться мыслить на нем. Вводить этот опыт в
сегодняшнюю духовную, материальную жизнь – и моя задача.
Внеклассное мероприятие :«Народный
праздник
«Кузминская
сыпчина».,
(мастер-класс
по
изготовлению тряпичной куклы «Кузьма и Демьян»)
Учитель изобразительного искусства, технологи МБОУ
«Гимназия № 13» г. Алексина, Тульской области: Митина
Елена Петровна
-5-