Напоминание

"Использование элементов риторики на уроках русского языка при изучении лексики младшими школьниками".


Автор: Мирзаева Гатиба Фикрат Кызы
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1547
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементов риторики на уроках русского языка при изучении лексики младшими школьниками".
Раздел: начальное образование





Назад




Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется работа на тему:

«Использование

элементов

риторики

на

уроках

русского

языка

при

изучении лексики младшими школьниками».

Данная

тема

является

актуальной

т.к

важным

компонентом

становления личности ребенка является коммуникативная компетенция. Она

формируется в процессе речевой практики или целенаправленного обучения ,

является одним из важных показателей общей культуры человека.

Риторическая компетенция предполагает достаточно высокий уровень

владения языком, осознанное и критическое отношение к отбору языковых

средств для выражения мысли, ответственное отношение к своей речи.

Проблема

исследования связана

с

необходимостью

повышения

эффективности

обучения

младших

школьников

лексике

родного

языка,

необходимостью

формирования

коммуникативной

и

риторической

компетенций.

Объектом

изучения

является

процесс

использования

элементов

риторики при изучении лексики в начальной школе.

Предмет изучения – методические условия использования риторических

приемов в начальной школе на уроках русского языка.

Гипотеза исследования состоит в следующем: если на уроках русского

языка использовать такие риторические приемы, как риторический анализ,

риторическая

игра

и

риторическая

задача,

то

коммуникативная

направленность

уроков

русского

языка

повысится,

что

приведет

к

повышению уровня речевого развития учащихся.

Цель

работы

разработать

систему

заданий,

включающих

в

себя

использование элементов риторики при изучении лексики в начальной школе.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть специфику риторики как науки об эффективном речевом

общении;

2.

Проанализировать

основные

риторические

приемы,

рассмотреть

возможность использования риторических приемов в практике преподавания

начальной школе в процессе обучения лексике;

3. Исследовать уровень речевого развития младших школьников;

4. Разработать систему заданий и провести опытное обучение учащихся

начальной школы по заявленной теме.

Цели и задачи определили этапы работы:

Исследование

проводилось

в

три

этапа:

первый

этап

анализа

методической,

психологической

и

педагогической

литературы

и

структурирования информации, второй этап внедрения риторических игр в

учебный

процесс,

третий

этап

завершения

опытно-практической

работы,

анализа и структурирование результатов.

На первом эапе нами были проанализированны

труды отечественных

ученых

в

области

педагогики,

риторики,

филологии,

таких,

как

В.И.

Аннушкин, М.Т. Баранов, А.А. Волков, М.И. Панов, Ю.В. Рождественский

Т.А.

Ладыженская,

М.Р.

Львов,

И.М.

Михайлова,

Т.Г.

Рамзаева,

М.С.

Соловейчик и др.

Данной проблемой занимались многие исследователи: Волков Александр

Александрович,

Михаил

Викторович

Панов,

Юрий

Владимирович

Рождественский,

ЛадыженскаяТаиса

Алексеевна,

Львов

Михаил

Ростиславович

,

Михайлова

Ирина

Михайловна,

Тамара

Григорьевна

Рамзаева, Соловейчик Марина Сергеевна и др.

Апробация

исследования

проводилась

на

базе

Государственное

бюджетное образовательное учреждение Школа № 1716 «Эврика –Огонёк».

В исследовании приняли учащиеся 1-х классов. В рамках исследования

выделялись две группы: контрольная 1 Б (19 человек) и экспериментальная

1А(20 человек).

C целью

возможностей УМК

для работы по совершенствованию

деятельности младших были проанализированы «21век», «Образовательная

система УМК "ШколаУМК«Гармония»,«Начальная школа 21века»,«Школа

В рамках исследования было проведено три диагностики. С их помощью

были выявлен уровень речевого развития учащихся.

«Речевые

антонимы»,

«Речевые

классификации»,

«Произвольное

владение речью (исправление, восстановление и завершение предложений)».

В результате начальной диагностики нами было выявлено, что уровень

речевого развития обеих групп примерно одинаковый.

ДИАГРАММЫ В НАЧАЛЕ ПУТИ

Показате

ль

Очен

ь

уровень

урове

нь

уровен

ь,

норма

Хороши

й уровень

Высоки

й

2

8

7

2

1

4

7

4

3

1

Результаты

начальной

диагностики

помогли

нам

выстроить

план

дальнейшей работы по внедрению риторических

игр в процесс обучения.

В контрольной группе обучение проводилось по традиционной методике на

базе

программы

НАЧАЛЬНАЯ

ШКОЛА

21

ВЕКА,

когда

как

в

экспериментальной

группе

в

процессе

обучения

были

использованы

риторические приемы и игры. Для точности исследования в двух группах

велась работа по одним и тем же модулям и разделам.

В

своей

работе

мы

использовали

следующие

риторические

задачи,

приёмы и игры.

Погружение в ситуацию ( отработка вежливых слов)

слова по теме ( аукцион)

Буква заблудилась

Игра пятёрка

Что перепутал художник

Речевые антонимы и классификация

Работа с предложениями (Восстановление, завершение, продолжение)

Для анализа результатов внедрения речевых приемов в процесс обучения,

мы отслеживали динамику показателей по тем же методикам, по которым

проводилось начальная диагностика.

Итоговая диагностика показала, что экспериментальный класс достиг

более высоких результатов.

Показате

ль

Очен

ь

уровень

урове

нь

С

редний

уровен

ь,

норма

Хороши

й уровень

Высоки

й

вначале

2

8

7

2

1

в конце

1

7

6

5

1

1 б

в

начале

4

7

4

3

1

в конце

2

7

5

4

1

В

начале

50 %

35

%

15%

В

начале1б

57%

21

%

22%

В

конце

40%

30

%

30%

В

конце

47%

26

%

27%

ОБЪЯСНЕНИЕ И РАСШИФРОВКА ТАБЛИЦЫ

показывают, что из слабой группы 2 человека, однако, 2 по-прежнему

имеют слабый уровень незначительно изменилось между детьми, слабый

уровень, и имевшими средний количество детей с уровнем остался же – 7

человек, но за счет что в эту вошли 2 человека из с очень слабыми и 2

человека имеют

средний показатель

есть ушли из

группы), количество

показывающих хороший

изменилось на 1 ребенка,

детей с высоким

не

изменилось, что говорить на основе об эффективности работы в группе.

Таким контрольный эксперимент эффективность применения приемов

на уроках языка в 1 классе.

Данную работу

продолжить на всей

обучения, то есть в

классах.

Планируется новых заданий, возрастные особенности а также возможность

не фронтальной, но и групповой, работы, разработка заданий.

Подводя

итоги,

нужно

сказать,

что

риторические

приемы

являются

эффективным

дополнительным

методом

работы

с

учащимися

начальных

классов.



В раздел образования