Автор: Мирзаева Гатиба Фикрат Кызы
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1547
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементов риторики на уроках русского языка при изучении лексики младшими школьниками".
Раздел: начальное образование
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется работа на тему:
«Использование
элементов
риторики
на
уроках
русского
языка
при
изучении лексики младшими школьниками».
Данная
тема
является
актуальной
т.к
важным
компонентом
становления личности ребенка является коммуникативная компетенция. Она
формируется в процессе речевой практики или целенаправленного обучения ,
является одним из важных показателей общей культуры человека.
Риторическая компетенция предполагает достаточно высокий уровень
владения языком, осознанное и критическое отношение к отбору языковых
средств для выражения мысли, ответственное отношение к своей речи.
Проблема
исследования связана
с
необходимостью
повышения
эффективности
обучения
младших
школьников
лексике
родного
языка,
необходимостью
формирования
коммуникативной
и
риторической
компетенций.
Объектом
изучения
является
процесс
использования
элементов
риторики при изучении лексики в начальной школе.
Предмет изучения – методические условия использования риторических
приемов в начальной школе на уроках русского языка.
Гипотеза исследования состоит в следующем: если на уроках русского
языка использовать такие риторические приемы, как риторический анализ,
риторическая
игра
и
риторическая
задача,
то
коммуникативная
направленность
уроков
русского
языка
повысится,
что
приведет
к
повышению уровня речевого развития учащихся.
Цель
работы
–
разработать
систему
заданий,
включающих
в
себя
использование элементов риторики при изучении лексики в начальной школе.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику риторики как науки об эффективном речевом
общении;
2.
Проанализировать
основные
риторические
приемы,
рассмотреть
возможность использования риторических приемов в практике преподавания
начальной школе в процессе обучения лексике;
3. Исследовать уровень речевого развития младших школьников;
4. Разработать систему заданий и провести опытное обучение учащихся
начальной школы по заявленной теме.
Цели и задачи определили этапы работы:
Исследование
проводилось
в
три
этапа:
первый
этап
анализа
методической,
психологической
и
педагогической
литературы
и
структурирования информации, второй этап внедрения риторических игр в
учебный
процесс,
третий
этап
завершения
опытно-практической
работы,
анализа и структурирование результатов.
На первом эапе нами были проанализированны
труды отечественных
ученых
в
области
педагогики,
риторики,
филологии,
таких,
как
В.И.
Аннушкин, М.Т. Баранов, А.А. Волков, М.И. Панов, Ю.В. Рождественский
Т.А.
Ладыженская,
М.Р.
Львов,
И.М.
Михайлова,
Т.Г.
Рамзаева,
М.С.
Соловейчик и др.
Данной проблемой занимались многие исследователи: Волков Александр
Александрович,
Михаил
Викторович
Панов,
Юрий
Владимирович
Рождественский,
ЛадыженскаяТаиса
Алексеевна,
Львов
Михаил
Ростиславович
,
Михайлова
Ирина
Михайловна,
Тамара
Григорьевна
Рамзаева, Соловейчик Марина Сергеевна и др.
Апробация
исследования
проводилась
на
базе
Государственное
бюджетное образовательное учреждение Школа № 1716 «Эврика –Огонёк».
В исследовании приняли учащиеся 1-х классов. В рамках исследования
выделялись две группы: контрольная 1 Б (19 человек) и экспериментальная
1А(20 человек).
C целью
возможностей УМК
для работы по совершенствованию
деятельности младших были проанализированы «21век», «Образовательная
система УМК "ШколаУМК«Гармония»,«Начальная школа 21века»,«Школа
В рамках исследования было проведено три диагностики. С их помощью
были выявлен уровень речевого развития учащихся.
«Речевые
антонимы»,
«Речевые
классификации»,
«Произвольное
владение речью (исправление, восстановление и завершение предложений)».
В результате начальной диагностики нами было выявлено, что уровень
речевого развития обеих групп примерно одинаковый.
ДИАГРАММЫ В НАЧАЛЕ ПУТИ
Показате
ль
Очен
ь
уровень
урове
нь
уровен
ь,
норма
Хороши
й уровень
Высоки
й
1а
2
8
7
2
1
1б
4
7
4
3
1
Результаты
начальной
диагностики
помогли
нам
выстроить
план
дальнейшей работы по внедрению риторических
игр в процесс обучения.
В контрольной группе обучение проводилось по традиционной методике на
базе
программы
НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
21
ВЕКА,
когда
как
в
экспериментальной
группе
в
процессе
обучения
были
использованы
риторические приемы и игры. Для точности исследования в двух группах
велась работа по одним и тем же модулям и разделам.
В
своей
работе
мы
использовали
следующие
риторические
задачи,
приёмы и игры.
Погружение в ситуацию ( отработка вежливых слов)
слова по теме ( аукцион)
Буква заблудилась
Игра пятёрка
Что перепутал художник
Речевые антонимы и классификация
Работа с предложениями (Восстановление, завершение, продолжение)
Для анализа результатов внедрения речевых приемов в процесс обучения,
мы отслеживали динамику показателей по тем же методикам, по которым
проводилось начальная диагностика.
Итоговая диагностика показала, что экспериментальный класс достиг
более высоких результатов.
Показате
ль
Очен
ь
уровень
урове
нь
С
редний
уровен
ь,
норма
Хороши
й уровень
Высоки
й
1а
вначале
2
8
7
2
1
1а
в конце
1
7
6
5
1
1 б
в
начале
4
7
4
3
1
1б
в конце
2
7
5
4
1
В
начале
1а
50 %
35
%
15%
В
начале1б
57%
21
%
22%
В
конце
1а
40%
30
%
30%
В
конце
1б
47%
26
%
27%
ОБЪЯСНЕНИЕ И РАСШИФРОВКА ТАБЛИЦЫ
показывают, что из слабой группы 2 человека, однако, 2 по-прежнему
имеют слабый уровень незначительно изменилось между детьми, слабый
уровень, и имевшими средний количество детей с уровнем остался же – 7
человек, но за счет что в эту вошли 2 человека из с очень слабыми и 2
человека имеют
средний показатель
есть ушли из
группы), количество
показывающих хороший
изменилось на 1 ребенка,
детей с высоким
не
изменилось, что говорить на основе об эффективности работы в группе.
Таким контрольный эксперимент эффективность применения приемов
на уроках языка в 1 классе.
Данную работу
продолжить на всей
обучения, то есть в
классах.
Планируется новых заданий, возрастные особенности а также возможность
не фронтальной, но и групповой, работы, разработка заданий.
Подводя
итоги,
нужно
сказать,
что
риторические
приемы
являются
эффективным
дополнительным
методом
работы
с
учащимися
начальных
классов.