календарно-тематическое планирование литературное чтение 3 класс ФГОС "Школа России
Автор: Побежимова Алевтина Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ школа №5 Населённый пункт: г. Кинешма Ивановская область Наименование материала: методическая разработка Тема: календарно-тематическое планирование литературное чтение 3 класс ФГОС "Школа России Раздел: начальное образование
иллюстрации, оглавление).
Вводный урок. Знакомство с учебником
литературного чтения. Система условных
обозначений.
Воспринимать на слух фольклорные
произведения, поэтические и
прозаические художественные
произведения (в исполнении учителя,
учащихся, мастеров художественного
слова); отвечать на вопросы по
содержанию текста, отражать главную
мысль, оценивать свои эмоциональные
реакции.
Воспринимать учебный текст:
определять цель, конструировать
(моделировать) алгоритм выполнения
учебного задания (выстраивать
последовательность учебных
действий), оценивать ход и результат
выполнения задания.
Характеризовать особенности
прослушанного художественного
произведения: определять жанр,
раскрывать последовательность
развития сюжета, описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников и оценивать свое
и чужое высказывание по поводу
художественного произведения.
Самое великое чудо на свете.
2
Чтение. Рукописные книги Древней Руси.
3
Чтение. Работа с текстом. Определение
главной мысли текста. Первопечатник Иван
Федоров.
4
Культура речевого общения Монолог
Определение главной мысли высказывания на
заданную тему (что важное я хотел бы
сказать). Урок-путешествие в прошлое.
Устное народное творчество.
устного народного творчества: сказки.
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка».
Читать вслух плавно читать целыми
словами. Постепенно увеличивать
скорость чтения в соответствии с
индивидуальными возможностями
учащихся. Читать текст с
интонационным выделением знаков
препинания.
Читать выразительно литературные
произведения, используя интонацию,
паузы, темп в соответствии с
особенностями художественного
текста. Читать художественное
произведение (его фрагменты) по
ролям. Читать про
себя: осознавать прочитанный текст,
выделять в тексте основные логические
части; отвечать на вопросы, используя
текст.
Характеризовать текст: представлять,
предполагать (антиципировать) текст
по заголовку, теме, иллюстрациям;
определять тему, главную мысль
произведения; находить в тексте
9
Чтение. Работа с текстом
Составление плана текста.
Определение главной мысли текста.
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка».
10
Аудирование. Сказка «Иван-царевич и Серый
волк»
11
. Чтение. Работа с текстом
Составление плана текста.
Определение главной мысли текста.
Сказка «Иван-царевич и Серый волк»
12
Аудирование. Сказка «Сивка-бурка».
13
Чтение. Работа с текстом
Составление плана текста.
Определение главной мысли текста.
Сказка «Сивка-бурка».
14
Культура речевого общения.Слушание
вопросов собеседника. Ответ на вопрос
собеседника. Правила речевого общения.
Сказка «Сивка-бурка».
15
Проверочная работа по теме «Устное
народное творчество».
Пр р
16
Проект «Сочиняем волшебную сказку.»
Проект
17
Культура речевого общения.Определение
темы и главной мысли устного сочинения.
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и и.
Билибин.
Внеклассное чтение. Русские народные
сказки.
Вн чт
Поэтическая тетрадь
18
Чтение .Как научиться читать стихи. Ф. Тютчев
«Весенняя гроза»,
Выразительное чтение
стихотворных произведений.
доказательства отражения мыслей и
чувств автора.
Сравнивать тексты (учебный,
художественный, научно-популярный):
определять жанр, выделять
особенности, анализировать структуру,
образные средства. Сравнивать
произведения разных жанров.
Объяснять смысл заглавия
произведения; выбирать заголовок
произведения из предложенных
19
Чтение.Использование выразительных
средств: интонации, темпа речи, тембра
голоса, паузы.
Чтение наизусть стихотворений.
Ф. Тютчев
«Весенняя гроза»
20
Культура письменной речи. Выразительные
средства языка для письменного
высказывания.
Ф. Тютчев «Листья».
Сочинение-миниатюра «О чем расскажут
осенние листья»
21
Чтение.
Использование выразительных
средств: интонации, темпа речи, тембра
голоса, паузы.
А.
Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет
рожь над жаркой нивой»
22
Чтение.
Использование выразительных
средств: интонации, темпа речи, тембра
голоса, паузы.
И. Никитин «Полно, степь моя,
спать беспробудно…»
23
Чтение.
Использование выразительных
средств: интонации, темпа речи, тембра
голоса, паузы.
И. Никитин «Встреча зимы»
24
Чтение .И. Суриков «Детство». .
Использование выразительных средств:
интонации, темпа речи, тембра голоса,
паузы.
25
Чтение. И. Суриков «Зима» .
Использование
выразительных средств: интонации, темпа
речи, тембра голоса, паузы.
26
Проверочная работа по теме
Вн чт
«Поэтическая тетрадь» Внеклассное
чтение. Произведения о природе.
Пр р
учителем, учащимися класса
Составлять план текста: делить текст
на части, озаглавливать каждую часть,
выделять опорные слова, определять
главную мысль произведения (сначала
с помощью учителя, затем
самостоятельно). Пересказывать текст
художественного произведения:
подробно (с учетом всех сюжетных
линий);
кратко (сжато, с выделением основных
сюжетных линий); выборочно
(отдельный фрагмент, описывать
героев произведения )
Великие русские писатели.
27
Культура речевого общения.
Учебный
текст. Монолог
Определение главной мысли
высказывания на заданную
темуПрезентация высказывания
окружающим. А. С. Пушкин.
28
Культура речевого общения . Презентация
высказывания окружающим .- Подготовка
сообщения «Что интересного я узнал о жизни
А. С. Пушкина»
29
Чтение. А. С. Пушкин. Лирические
стихотворения . .
Использование
выразительных средств: интонации, темпа
речи, тембра голоса, паузы.
30
Чтение.А.С. Пушкин. «Зимнее утро» .
Использование выразительных средств:
интонации, темпа речи, тембра голоса,
паузы.
31
Чтение. А.С. Пушкин. «Зимний вечер» .
Использование выразительных средств:
интонации, темпа речи, тембра голоса,
паузы.
32
Аудирование. А.С. Пушкин. «Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»
33
Чтение .
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие.
34
Чтение .
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Работа с текстом
Составление плана текста.
Определение главной мысли текста.
Определение темы каждой части: деление
текста на части. Выделение опорных слов
части текста.
Наблюдать: рассматривать
иллюстрации, соотносить их сюжет с
соответствующим фрагментом текста;
озаглавливать иллюстрации.
Анализировать текст: выделять
опорные слова для рассказа по
иллюстрациям; составлять план.
Характеризовать книгу:
анализировать структуру (обложка,
титульный лист, иллюстрации,
оглавление).
Выбирать книгу в библиотеке (по
рекомендованному списку); объяснять
назначение каталожной карточки;
составлять краткий отзыв о
прочитанной книге
35
Культура письменной речи Определение
темы своего высказывания (то, о чем бы я
хотел рассказать). Определение главной
мысли высказывания (что самое важное в
моем рассказе). А.Пушкин «Сказка о царе
Салтане».
36
Чтение. Рассказ по иллюстрации к тексту.
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение
рисунков с художественным текстом.
37
Чтение.
Учебный текст. И. А. Крылов.
38
Культура речевого общения . Презентация
высказывания окружающим .- Подготовка
сообщения «Что интересного я узнал о жизни
И.А. Крылова»
39
Чтение текстов разных жанров. И.А. Крылов
« Мартышка и Очки».
Определение главной
мысли текста .
40
Аудирование. Определение главной мысли
текста. И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна».
».
41
Чтение. Определение главной мысли
текста.
И. А. Крылов. «Ворона и лисица».
Сравнительная характеристика героев.
42
Чтение.
Использование выразительных средств:
интонации, темпа речи, тембра голоса,
паузы. Чтение наизусть .
43
Чтение.
Учебный текст. М. Ю. Лермонтов.
44
Чтение. Использование выразительных
средств: интонации, темпа речи, тембра
голоса, паузы. М.Лермонтов «Горные
вершины…», «На севере диком стоит
одиноко…»
45
Чтение. Использование выразительных
средств: интонации, темпа речи, тембра
голоса, паузы. М.Лермонтов «Утес»,
«Осень».
46
Чтение. Детство Л. Толостого (из
воспоминаний писателя). Подготовка
сообщения.
. Презентация высказывания
окружающим
47
Чтение.
Заголовок в тексте
Антиципация заголовка: предположение, о
чем будет рассказываться в данном тексте .
Л.Н.Толстой «Акула»
48
Чтение
Определение главной мысли текста.
Л.Н.Толстой «Прыжок»
49
Чтение
Определение главной мысли текста.
Л. Н. Толстой «Лев и собачка».
50
Тип высказывания: текст-повествование,
текст-рассуждение, текст-описание .
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»,
«Куда девается вода из моря?». Сравнение
тестов. Культура письменной речи.
51
Проверочная работа по теме «Великие
русские писатели» Внеклассное чтение.
Рассказы и сказки о животных.
Вн чт
Пр р
52
Выразительное чтение стихотворных
произведений Н.А.Некрасов «Славная
осень!..», «Не ветер бушует над бором…».
Использование выразительных средств:
интонации, темпа речи, тембра голоса,
паузы. Чтение наизусть стихотворений .
Участвовать в диалоге: понимать
вопросы собеседника и отвечать на них
в соответствии с правилами речевого
общения. Формулировать
вопросительные предложения с
использованием вопросительного
слова, адекватного ситуации (как?
когда? почему? зачем?).
Конструировать монологическое
высказывание (на заданную тему):
логично и последовательно строить
высказывание, формулировать главную
мысль, отбирать доказательства.
Создавать (устно) текст (небольшой
рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом
особенностей слушателей.
53
Чтение. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и
зайцы». Главная мысль текста
Обсуждение главной мысли произведения
(коллективно, в парах, в группах —
сначала с помощью учителя, затем
самостоятельно): что хотел сказать автор,
чем хотел поделиться. Слова,
словосочетания в тексте, отражающие
мысли, чувства автора.
54
Чтение.
Использование выразительных средств:
интонации, темпа речи, тембра голоса,
паузы.
К. Д. Бальмонт «Золотое слово».
55
Чтение.
Использование выразительных средств:
интонации, темпа речи, тембра голоса,
паузы.
И. А. Бунин «Детство», «Густой
зеленый ельник у дороги».
56
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь
2» Проверочная работа.
Пр р
Литературные сказки.
57
Чтение .Знакомство с названием раздела. Д.
Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
(присказка).
58
Аудирование. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка
про храброго зайца – длинные уши, косые
глаза, короткий хвост». Характеристика
героя сказки (положительный или
отрицательный). Описание героя.
59
Чтение.Заголовок в тексте
Антиципация заголовка: предположение, о
чем будет рассказываться в данном тексте.
В. Гаршин «Лягушка – путешественница».
60
Творческая деятельность учащихся
Чтение по ролям
Определение фрагмента для чтения по ролям.
Освоение различных ролей в тексте
В. Гаршин «Лягушка – путешественница».
61
Аудирование. В. Ф. Одоевский «Мороз
Иванович».
62
Культура письменной речи. В. Ф. Одоевский
«Мороз Иванович».
Определение темы своего высказывания
(то, о чем бы я хотел рассказать).
Определение главной мысли
высказывания (что самое важное в моем
рассказе).
63
Чтение. Составление плана текста.
Определение темы каждой части: деление
текста на части. Выделение опорных слов
части текста. Озаглавливание частей
текста (сначала с помощью учителя, затем
самостоятельно). В. Ф. Одоевский «Мороз
Иванович».
64
Оценка достижений. Обобщающий урок по
разделу «Литературные сказки».
Проверочная работа
Пр р
Были-небылицы
65
Аудирование. М. Горький «Случай с
Евсейкой».
66
Чтение .М. Горький «Случай с Евсейкой».
Сравнительная характеристика вымышленных
событий от реальных
67
Чтение. М. Горький «Случай с Евсейкой».
Деление текста на части для пересказа.
Составление плана текста. Определение
темы каждой части: деление текста на
части. Выделение опорных слов части
текста.
68
Литературоведческая пропедевтика
Тема
произведения. Главная мысль
произведения. Развитие действия
(сюжетная линия текста).
Герой произведения. К.Паустовский
«Растрепанный воробей».
69
Чтение. К. Г. Паустовский «Растрепанный
воробей». Нравственный смысл сказочного
произведения.
70
Культура письменной речи. К. Г. Паустовский
«Растрепанный воробей».
Выразительные средства языка для
письменного высказывания. Тип
высказывания: текст-повествование, текст-
рассуждение, текст-описание.
71
Аудирование. А. Куприн «Слон».
72
Чтение. А. Куприн «Слон».
Работа с текстом
Составление плана текста .
73
Культура речевого общения А. Куприн
«Слон». Выразительные средства языка
для высказывания. Структура
высказывания. Презентация
высказывания окружающим .
74
Обобщение по разделу по разделу «Были-
небылицы» Оценка достижений.
Проверочная работа.
Внеклассное чтение.Рассказы о детях.
Пр. р
Вн.чт
Поэтическая тетрадь
75
Чтение. Знакомство с названием раздела. С.
Черный «Что ты тискаешь утенка?..».
Использование выразительных средств:
интонации, темпа речи, тембра голоса,
паузы.
75
Чтение. С. Черный «Воробей», «Слон».
Использование выразительных средств:
интонации, темпа речи, тембра голоса,
паузы.
76
А. Блок «Ветхая избушка» . Выразительное
чтение стихотворных произведений.
Использование выразительных средств:
интонации, темпа речи, тембра голоса,
паузы.
77
Чтение. А. Блок «Сны», «Ворона».
Использование выразительных средств:
интонации, темпа речи, тембра голоса,
паузы.
78
Чтение. С. А. Есенин «Черемуха ».
Выразительное чтение стихотворных
произведений Чтение наизусть
стихотворений
79
Обобщение по разделу «Поэтическая
тетрадь» Оценка достижений.
Проверочная работа
Пр р
Люби живое
80
Чтение. М. Пришвин «Моя Родина»
81
Культура письменной речи.Выразительные
средства языка для письменного
высказывания. Тип высказывания: текст-
повествование, текст-рассуждение,
текст-описание.
Сочинение на основе художественного текста.
Тема «Моя Родина»- основная мысль текста.
82
Чтение .И. С. Соколов – Никитов.
«Листопадничек».
83
Чтение. И. С. Соколов - Никитов
«Листопадничек».
Работа с текстом
Составление плана текста .
84
Чтение.Заголовок в тексте
Антиципация заголовка: предположение, о
чем будет рассказываться в данном тексте
В. И. Белов «Малька провинилась».
85
Чтение. В.И. Белов «Еще про Мальку».
Подробный пересказ текста .
86
Чтение. В. Бианки «Мышонок Пик».
87
Чтение. В. Бианки «Мышонок Пик ». Работа
с текстом
Составление плана текста.
Определение главной мысли текста.
88
Чтение. В. В. Бианки «Мышонок Пик».
Пересказ текста.
89
Чтение. Б. С. Житков «Про обезьянку».
Определение главной мысли текста.
90
Творческая деятельность учащихся. Б. С.
Житков «Про обезьянку».
Выразительные
средства (мимика, жесты, интонация) для
инсценирования. Инсценирование.
Чтение рассказа по ролям.
91
Чтение. Б. С. Житков «Про обезьянку».
Пересказ
текста Внеклассное чтение.
Рассказы Б.С. Житкова.
Вн чт
Создавать письменный текст (рассказ,
отзыв и др.): определять тему своего
будущего письменного высказывания
(о чем я бы хотел сказать).
Определять тип высказывания (текст-
повествование, текст-рассуждение,
92
Чтение. В. Астафьев «Капалуха».
93
Культура письменной речи Определение
главной мысли высказывания (что самое
важное в моем рассказе). Выразительные
средства языка для письменного
высказывания.
В. Астафьева «Капалуха».
текст-описание), отбирать
целесообразные выразительные
средства языка в соответствии с типом
текста.
94
Чтение. Определение главной мысли
текста.
«Он живой и светится». В.Драгунский
95
Культура речевого общения. Презентация
своего высказывания
Обобщение по
разделу «Люби живое
96
Оценка достижений.
Проверочная работа
Пр р
Поэтическая тетрадь 2
97
Чтение .Использование выразительных
средств: интонации, темпа речи, тембра
голоса, паузы.
С. Маршак «Гроза днем».
Средства художественной выразительности.
98
Чтение. Использование выразительных
средств: интонации, темпа речи, тембра
голоса, паузы.
С. Маршак «В лесу над
росистой поляной».
99
Культура речевого общения. Определение
темы прочитанного произведения,
рассмотренной иллюстрации (то, о чем
хотел рассказать автор). Определение
главной мысли произведения (что самое
главное хотел сказать автор).
А. Л. Барто
«Разлука», «В театре». Сравнение текстов
100
Чтение. Выразительное чтение
прозаических и стихотворных
произведений.
С. В. Михалков «Если»
101
Чтение. Использование выразительных
средств: интонации, темпа речи, тембра
голоса, паузы. Чтение наизусть
стихотворений.
Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
102
Культура речевого общения. Презентация
высказывания окружающим.-
Обобщающий
урок по разделу: «Поэтическая тетрадь».
103
Проект: «Праздник поэзии»
Проект
104
Оценка достижений. Проверочная работа по
теме «Поэтическая тетрадь».
Пр р
Собирай по ягодке- наберешь
кузовок.
105
Чтение.Заголовок в тексте
Антиципация заголовка: предположение, о
чем будет рассказываться в данном тексте.
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь
кузовок».
106
Чтение.
Тема текста
А. Платонов «Цветок на земле». Внеклассное
чтение. Рассказы о маме.
Вн.чт
107
Культура речевого общения.Определение
темы и главной мысли устного сочинения.
Выразительные средства языка для
высказывания. Структура высказывания.
Презентация своего высказывания А.
Платонов «Цветок на земле».
108
Чтение. Определение главной мысли
текста.
А. П. Платонов «Еще мама».
Нравственный смысл рассказа
109
Культура письменной речи Определение
темы своего высказывания (то, о чем бы я
хотел рассказать). А. Платонов «Еще мама».
110
Чтение.Заголовок в тексте
Антиципация заголовка: предположение, о
чем будет рассказываться в данном тексте.
М. М. Зощенко «Золотые слова».
111
Чтение. Определение главной мысли
текста.
М. Зощенко «Золотые слова».
112
Чтение.Выбор заголовка из предложенных
учителем. Подбор заголовка текста
учащимися класса М. Зощенко Великие
путешественники».
113
Чтение.Пересказ фрагмента текста М.
Зощенко Великие путешественники».
Сравнивать малые фольклорные
жанры, жанры художественных
произведений; называть жанры,
характеризовать их особенности.
Ориентироваться в
литературоведческих понятиях и
терминах (в рамках изученного).
Наблюдать: выделять особенности
разных жанров художественных
произведений.
Наблюдать: находить в тексте
сравнения, олицетворения, метафоры,
гиперболы
114
Аудирование.
Н. Н. Носов «Федина задача».
115
Творческая деятельность учащихся
Инсценирование
Определение фрагмента для инсценирования.
Освоение ролей для инсценирования.
Н.
Носов «Телефон».
116
Культура речевого общения.Устный рассказ
Определение темы прочитанного
произведения, рассмотренной
иллюстрации (то, о чем хотел рассказать
автор). Определение главной мысли
произведения (что самое главное хотел
сказать автор). В. Драгунский. «Друг
детства»
117
Культура речевого общения
Обобщающий
урок по разделу: «Собирай по ягодке –
наберёшь кузовок».
118
Оценка достижений. Проверочная работа
Пр р
По страницам детских журналов.
119
Чтение.
Типы книг (изданий): книга
произведение, книга сборник, собрание
сочинений, периодическая печать,
справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии). Виды информации: научная,
художественная (с опорой на внешние
показатели книги, ее справочно-
иллюстративный материал).
По станицам
журналов для детей «Мурзилка», «Веселые
картинки».
120
Чтение.
Обсуждение главной мысли
произведения (коллективно, в парах, в
группах — сначала с помощью учителя,
затем самостоятельно):
Л. Кассиль. «Отметки
Риммы Лебедевой»
121
Чтение. Ю. Ермолаев «Проговорился». :
Характеристика героя произведения
122
Чтение. Ю. Ермолаев «Воспитатели».
Пересказ текста.
123
Аудирование .Г. Остер «Вредные советы».
124
Культура речевого общения . Диалог
Слушание вопросов собеседника. Ответ на
вопрос собеседника.
Г. Остер «Как
получаются легенды».
125
Чтение. Р. Сеф «Веселые стихи».
126
Культура речевого общения .
Обобщение по
разделу « По страницам детских журналов»
Составлять план текста: делить текст
на части, озаглавливать каждую часть,
выделять опорные слова, определять
главную мысль произведения (сначала
с помощью учителя, затем
самостоятельно).
Пересказывать текст
художественного произведения:
подробно (с учетом всех сюжетных
линий); кратко (сжато, с выделением
основных сюжетных линий);
выборочно (отдельный фрагмент,
описывать героев произведения
127