Автор: Захарова Елена Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПБ ГБУ СОН СРЦ "Вера"
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социализация подростков с девиантным поведением средствами культурно-бытовой среды города"
Раздел: среднее профессиональное
Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный
центр «Вера» Адмиралтейского района
«Социализация подростков с девиантным
поведением средствами культурно-бытовой среды
города в условиях проживания в
специализированной социальной квартире»
Захарова Е.В.
воспитатель СПБ ГБУ СОН СРЦ «ВЕРА»
Санкт-Петербург
2017 год
Актуальность темы :
Сегодня одна из актуальных проблем современного общества –
воспитание
личности,
готовой
жить
в
меняющихся
социальных
и
экономических
условиях.
Согласно
самому
общему
определению,
социализация
–
процесс,
в
ходе
которого
человеческое
существо
с
определенными
биологическими
задатками
приобретает
качества,
необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. На текущий момент
социальное
становление
личности
ребенка
является
одной
из
наиболее
важных задач нашего государства.
Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало.
Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в
процессе социализации человека. С детских лет закладывается фундамент
личности, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные
способности,
эмоционально-волевая
сфера,
складываются
многообразные
отношения с окружающим миром, закладываются базовые ценности.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов
развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до
18 лет), он практически во многом определяет дальнейшую жизнь. Именно в
подростковом
возрасте
преимущественно
происходит
формирование
характера
и
других
основ
личности.
Переход
от
опекаемого
взрослыми
детства
к
самостоятельности,
смена
привычного
школьного
обучения
на
другие виды социальной деятельности, а также гормональная перестройка
организма делают формирующуюся личность подростка особенно уязвимой
и податливой к отрицательным влияниям городской среды.
Условия городской среды обусловливают формирование у
подрастающего
поколения
специфической
системы
ценностей,
а
экосоциальные принципы устройства городской инфраструктуры во многом
определяют
направленность
социализации
личности
ребенка.
Усвоение
различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса
социализации
личности:
роль
члена
семьи,
член
коллектива,
роли
потребителя, гражданин своего отечества и т. д .
Кардинальные перемены, происходящие в российском обществе,
повлекшие
за
собой
трансформацию
традиционных
институтов
и
образа
жизни,
усложнили
процессы
социализации
детей
и
подростков.
Затянувшийся
социально-экономический
кризис
в
стране,
утрата
нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально отразилась на
подрастающем поколении.
Процессы, происходящие в обществе:
- отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на
изменение иерархии общественных ценностей;
-
несовершенство
законов
и
работы
правоохранительных
органов,
безнаказанность преступлений;
- безработица (явная и скрытая);
-отсутствие
социальных
гарантий
и
государственной
поддержки
экономически несостоятельных семей с детьми;
-разрушение
и
кризис
традиционных
институтов
социализации
подрастающего
поколения
(детских
и
юношеских
организаций,
семьи,
школы);
- пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
- отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей,
позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей
и подростков, оказывать им помощь по итогам диспансеризации;
-
коммерциализация
досуга:
недоступность
для
детей
бесплатного
качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);
-отсутствие
жизненных
перспектив,
нет
возможности
трудоустроить
подростков, нет права на труд, на выбор профессии;
-доступность табака, алкоголя, наркотиков.
Состояние семьи, ее атмосфера:
-разрушение
института
семьи,
неполная
семья,
растет
число
неблагополучных семей;
- материальное положение семьи (как неполная семья и бедность, так и
богатство);
-низкий социально-культурный уровень родителей;
- отсутствие семейных традиций; — стиль воспитания в семье (отсутствие
единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и
бесправие ребенка);
- отрицание самоценности ребенка;
-удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);
- злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.;
-попустительское
отношение
родителей
к
употреблению
детьми
психоактивных веществ.
Негативные социальные последствия налицо. Катастрофически
увеличивается число детей с девиантным поведением и детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию.
Другие основные причины трудностей воспитания – в неправильных
отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой
дезадаптации вообще, в стремлении утвердить себя любым способом и в
любой малой группе.
Углубляется противоречие между объективно усложняющимися
социальными
отношениями,
возросшими
требованиями,
предъявляемыми
обществом к подрастающему поколению, и результатами социализирующей,
воспитательной
и
образовательной
деятельности
основных
институтов
и
агентов социализации: семьи и образовательных учреждений.
Уклад жизни современного общества резко отличается большой
динамичностью, напряженностью, резким возрастанием объема информации.
Увеличение нагрузок усиливает стрессовое состояние. Растущему организму
очень сложно соответствовать тем высоким требованиям, которые к нему
предъявляют.
Развивающаяся
личность
нуждается
в
бережном,
чутком
и
уважительном отношении. Социальная природа человека предполагает, что
он
стремится
к
включению
в
социум
для
развития,
самовыражения
и
обеспечения защиты своих жизненных ценностей. Модель здоровья человека
складывается из физического, психического и социального здоровья. Все эти
три
аспекта
одинаково
важны
при
формировании
личности.
Большое
значение имеет личностно ориентированный подход, основанный на знаниях
возрастных и индивидуальных особенностей развивающейся личности, ее
уникальности и неповторимости, наиболее способствующий формированию
«Я-концепции»
ребенка
и
определяющий
перспективы
развития
его
личности, стратегии будущей взрослой жизни.
Для того чтобы быть успешным в современном мире, необходимо уметь
владеть
собой,
быть
доброжелательным
к
людям,
иметь
активную
гражданскую позицию, быть ответственным и устойчивым к негативному
влиянию окружающей обстановки, обладать знаниями о нормах поведения в
обществе и уметь ими пользоваться, обладать высоким уровнем воспитания
здоровья.
Все больше требуются активные волевые личности, умеющие
организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу
и
самостоятельно преодолевать трудности. Необходимо создать комфортную
воспитательную
среду
для
того,
чтобы
самовыражение
носило
не
разрушительный характер для формирующейся личности.
Отклонения в поведении детей и подростков преодолевается
только путем совместной деятельности социальных институтов, родителей,
педагогов
и
самих
детей.
Формирование
стиля
поведения
в
обществе,
ориентация
детей
и
подростков
на
здоровый
образ
жизни
–
основные
направления профилактики девиантного поведения подростков, попавших в
трудную жизненную ситуацию –ориентиры для работы нашего учреждения
СПб
ГБУ
СОН
СРЦ
«Вера»,
которое
является
важнейшим
звеном
социализации детей.
В настоящее время я работаю на стационарном отделении в
специализированной
социальной
квартире
для
несовершеннолетних,
находящихся в трудной жизненной ситуации в должности воспитателя с
2014 года ,ранее в должности заведующего этим отделением. Опираясь на
теоретические
аспекты
психолого-педагогического
сопровождения
подростков и обобщив имеющийся опыт работы с несовершеннолетними,
мною
была
написана
методическая
разработка
на
тему: «Социализация
подростков
с
девиантным
поведением
средствами
культурно-бытовой
среды города в условиях специализированной социальной квартиры».
Данная
разработка
направлена
на
формирование
у
воспитанников
умения ориентироваться в социальной среде города, формирование основ
морали, представлений о добре и зле, укрепление позитивной нравственной
самооценки и самоуважения ; коммуникативной культуры, развитие умения
общаться
и
сотрудничать;
развитие
волевой
регуляции
поведения
и
деятельности;
духовно- нравственных качеств личности: основ культуры
межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям
великого города Санкт-Петербурга, образу жизни представителей народов ;
принятие
воспитанниками
базовых
общенациональных
ценностей,
национальных и этнических духовных
традиций, формирование основ
российской гражданской идентичности; отношения к семье как к основе
российского
общества,
знакомство
с
традициями
российской
семьи;
формирует
нравственные
ориентиры
человека,
утверждает
в
нём
гуманистические идеалы, развивает чувство гармонии и красоты, приобщает
к культурному и духовному наследию человечества.
Практическая
часть
работы
состоит
из
цикла
занятий
–
бесед,
обучающих занятий, в результате которых у воспитанников формируется
интерес к проблемам, способность различать в любом моральном явлении
общечеловеческие ценности.
Методическая разработка содержит опыт работы с детьми, находящимися в
трудной жизненной ситуации, в условиях проживания в специализированной
социальной квартиры; основывается на изучении теоретических аспектов
проявления
агрессивности,
объединяет
отдельные
вопросы
преодоления
агрессивного
поведения
детей
и
подростков,
вопросы
безнадзорности
и
беспризорности несовершеннолетних в систематизированный комплексный
цикл занятий. В этой связи возникла необходимость акцентировать особое
внимание на регуляции социального поведения детей из неблагополучных и
социально-незащищенных семей к современным условиям.
Именно работа по социализации личности воспитанников в
культурно-бытовую
среду
города,
реализуемая
в
специализированной
социальной квартире по адресу : пр.Рижский д.70 кв.14 , отличается особой
педагогической и общественной значимостью, охватывает все направления
работы ГБУ СРЦ « Вера» и позволила мне в работе с воспитанниками
добиться заметных позитивных результатов.
Нормативно-правовая база социально-педагогической работы,
цели, задачи и формы работы:
Моя деятельность осуществляется на основании Конвенции ООН о
правах ребенка, а также нормативных правовых актов Российской Федерации
в области защиты прав и законных интересов ребенка:
Постановление Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 «О неотложных
мерах
по
социальной
защите
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения родителей»;
Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.1995 (с
последующими изменениями и дополнениями);
Постановление
Министерства
Труда
России
№
4
от
30.01.1997
«Порядок
приема,
содержания
и
выпуска
лиц,
находящихся
в
специализированном
учреждении
для
несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации»;
Федеральный закон № 120-ФЗ от 26.06.1999 «Об основах системы
п р о ф и л а к т и к и
б е з н а д з о р н о с т и
и
п р а в о н а р у ш е н и й
несовершеннолетних»;
Федеральный закон № 442-фз от 28.12.2013 «Об основах социального
обслуживания в РФ»;
Постановление Министерства Труда России № 52 от 19.07.2000 «Об
утверждении
методических
рекомендаций
по
организации
деятельности государственного (муниципального) учреждения центр
социальной помощи семье и детям»;
Постановление
Правительства
РФ
№
896
от
27.11.2000
«Об
утверждении
примерных
положений
о
специализированных
учреждений
для
несовершеннолетних,
нуждающихся
в
социальной
реабилитации»;
Постановление
Правительства
РФ
№
374
от
14.05.2001
«О
первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»;
Постановление
Правительства
РФ
№
822
от
26.10.2001
«Об
утверждении
Положения
об
осуществлении
финансирования
деятельности,
связанной
с
перевозкой
несовершеннолетних,
самовольно
ушедших
из
семей,
детских
домов,
школ-интернатов,
специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений»;
Постановление
Министерства
Труда
и
социального
развития
Российской
Федерации
№
25
от
29.03.2002
«Об
утверждении
Рекомендаций
по
организации
деятельности
специализированных
учреждении
для
несовершеннолетних,
нуждающихся
в
социальной
реабилитации»;
Постановление Главного санитарного врача РФ № 13 от 11.03.2003 «О
введении
в
действие
санитарно-эпидемиологических
правил
и
нормативов
САНПИН
2.4.1201-03»
(«Гигиенические
требования
к
устройству,
содержанию,
об оруд ованию
и
режиму
р а б о т ы
специализированных
учреждений
для
не совершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации»).
Также
в
своей
работе
руководствуюсь
Уставом
учреждения
и
положением об отделении, должностными инструкциями воспитателя.
Владею знаниями в области педагогики, психологии, возрастной
физиологии и гигиены, основами доврачебной медицинской помощи, теорией
и методикой воспитательной работы, правилами и нормами охраны труда,
жизни и здоровья воспитанников.
Цель:
Создание условий для успешной социализации подростков с
девиантным поведением, проживающих в социальной специализированной
квартире, используя средства культурно-бытовой среды города.
Задачи:
•
формировать
мотивы
положительной
социализации
личности,
повышения самооценки, адаптация в социуме;
•
формировать
и
совершенствовать
культурно-гигиенические,
социально-бытовые
и
трудовые
навыки
в
условиях
проживания
в
многоквартирном
доме;
учить
взаимодейстововать
с
различными
социальными институтами (образовательные учреждения, магазины, аптеки,
банки, почта и т.д.);
•
вырабатывать навыки поведения в городском транспорте, соблюдения
правил
безопасного
поведения
на
улице
и
ориентирования
в
городском
пространстве;
•
воспитывать
уважение
к
истории
и
культуре
страны
и
города,
расширять
кругозор
и
развивать
познавательные
интересы,
используя
культурно-историческое
наследие
Санкт-Петербурга
(музеи,
театры,
выставки, городская архитектура, исторические памятники);
•
формировать интерес к жизни современного Петербурга.
•
развивать
умение
ориентироваться
в
городе,
активно
использовать
культурный потенциал СПб
•
создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации
воспитанников в их жизненном пространстве;
•
формировать
культуру
и
в
потребность
ведения
здорового
образа
жизни,
приобщать
к
двигательной
активности,
регулярным
занятиям
физической культурой и спортом, используя городские рекреационные зоны
(спортивные площадки, сады, парки и т.д.) и добиваться отказа от вредных
привычек;
•
содействовать решению социальных проблем, развитие гражданской и
социальной активности;
•
создать условия для
самореализации личности,
патриотического и
духовно-нравственного
воспитания,
интеллектуального
и
творческого
развития подростков, общей культуры подростков;
•
содействовать
воспитанию
гражданственности,
толерантности,
уважения к правам и свободе человека;
•
создать
основы
для
выбора
и
освоения
дополнительных
образовательных программ;
•
использовать интересы подростка ,путём вовлечения
в различные
формы досуговой деятельности;
•
оказать содействие в профессиональной ориентации воспитанников;
•
повысить
мотивацию
подростков
к
обучению
в
школе:
улучшить
успеваемость воспитанников, ликвидировать пробелы в знаниях; расширять
кругозор, повышать интеллектуальный уровень и развивать познавательные
интересы воспитанников.
Основные принципы работы :
Процесс социализации воспитанников в
культурно-бытовую среду
г.Санкт-Петербурга
должен
основываться
на
проверенных
практикой
и
дающих
положительные
результаты
принципах,
адекватных
целевым
установкам,
предъявляемым
государством
к
воспитанию
подрастающего
человека, тенденциям развития социокультурного пространства:
демократизм, суть которого – в переходе от системы с
однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к
субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на
педагогике сотрудничества всех участников процесса социализации
несвершеннолетних, проживающих в специализированной социальной
квартире;
принцип организации личного пространства ребенка - требует
создания таких условий, когда воспитанник может уединиться,
оформить свое личное место; учета индивидуального темпа и режима
проживания, предоставления возможности самостоятельно
регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его
потребностями, сохранять границы собственного «я», свою автономию
в выборе и определении личного пространства, времени, личных
контактов и социальных ролей;
духовность, проявляющаяся в формировании у воспитанников
специализированной социальной квартиры смысложизненных
духовных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм
гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета
российского гражданина;
толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к
мнению других людей, учет их интересов, вероисповедания, мыслей,
культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
вариативность, включающая различные варианты технологий и
содержания дополнительных программ, нацеленности системы
воспитания на формирование вариативности способов мышления,
готовности к деятельности в ситуациях неопределенности; принцип
вариативности организации в работе с детьми - требует учета всего
диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий
для реализации существующих интересов детей, их обогащения и
возвышения. Пробуждение новых интересов.
природоспособность – учет прав пола, возраста, наклонностей,
характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за
саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
эффективность как формирования навыков социальной адаптации,
самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая
права и свободы других, установившихся норм и традиций.
воспитывающее обучение – использование воспитательного
потенциала содержания дополнительных образовательных программ в
целях личностного развития воспитанников, формирования
положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на
творческо-практическую деятельность;
системность – установление связи между субъектами деятельности по
взаимодействию в реализации дополнительных программ,
утверждённых к применению в ГБУСОН СРЦ «Вера» , а также в
проведении конкретных мероприятий.
принцип педагогического стимулирования социальных проб -
предусматривает создание условий для самооценки учащимся своих
возможностей на основе последовательного выбора способов
поведения в процессе освоения различных социальных ролей.
Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и
большинство его общественных связей. В процессе включения в эти
сферы у детей формируется определенная социальная позиция и
социальная ответственность, которые и являются основой для их
дальнейшего вхождения в социальную среду;
принцип сочетания взаимной заботы и требовательности -
требует создания такого стиля отношений в группе воспитанников, при
которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же
время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в
специализированной социальной квартире, определения общих целей
педагогов и воспитуемых. Организации их совместной деятельности
на основе взаимопонимания и взаимопомощи; исключения проявлений
признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности
к непривычному поведению других людей. Признания их права на
такое поведение;
принцип нравственного обогащения социальной среды - требует
постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих
ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта
воспитанников. Упрочнения и развития нравственных норм в
окружении детей, формирования у них нравственных привычек.
Развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в
качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды;
принцип развития самодеятельности и инициативы детей -
требует активного участия воспитанников в решении вопросов
жизнедеятельности коллектива учреждения. Развития для принятия
детьми самостоятельных решений и ответственности за их
выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в
различных видах деятельности; поддержки различных инициатив,
направленных на достижения значимых целей.
В этой связи возрастает роль принципа концентрации воспитателя в
развитии социальной и культурной компетентности личности, достойного
звания жителя Санкт-Петербурга,
оказание помощи молодому человеку в
освоении
социокультурного
опыта
и
свободном
самоопределении
в
социальном окружении.
Формы и методы реализации работы по социализации.
Средства и способы эффективности.
Для реализации данной работы возможны различные формы организации
воспитанников:
групповая,
индивидуальная
индивидуально-групповая.
В процессе реализации программы
используются
разнообразные формы
организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация фильмов, мини-
лекция,
описание
профессий,
встречи
с
представителями
отдельных
профессий,
конкурсы,
составление
и
решение
различных
тематических
кроссвордов.
Значительное место отводится обучающим занятиям. Они проводятся
на предприятия службы быта, магазины, в поликлиники, различные
учреждения.
Перед
проведением
экскурсии
педагоги
обязательно
проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения в
транспорте и дорогах. В ходе проведения экскурсии могут проводиться
практические работы.
Большое
внимание
уделяется
индивидуальной
и
групповой
беседе,
которая
всегда
сопровождается
наглядностью
и
эмоциональностью.
Как показал опыт, при работе с данной категорией воспитанников
необходимо применять методы стимулирования.
В работе представлены разнообразные
методы
воспитательной
работы:
практические
занятия,
деловые
и
ролевые
игры,
практикумы,
тренинги,
эстетические
беседы,
диспуты
,
встречи
с
интересными
людьми,
акции,
экскурсии,
походы,
конкурсы,
презентации, проекты, выставки и т. д.
Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция,
диспут, примеры);
Методы
организации
деятельности
и
формирования
опыта
общественного
поведения
личности
(приучение,
метод
создания
воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);
Методы
стимулирования
и
мотивации
деятельности
и
поведения
личности
( познавательная игра, дискуссия, поощрение и др.);
Поощрение,
как
один
из
методов
стимулирования,
имеет
особое
значение в работе .Поэтому после каждого проведенного мероприятия
проводится
рефлексия,
педагог
отмечает
каждого
участника
проведенной
работы.
Это
позволяет
отметить
их
положительные
качества,
развитию
стремления
к
положительным
поступкам,
к
формированию воли.
Принципы поощрения:
•
Всеобщность выражения.
•
Соразмерность заслуге.
•
Обязательность исполнения
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Социальная
реабилитация
подростков
в
условиях
проживания
в
специализированной
социальной
квартире
ГБУ
СОН
СРЦ
«Вера»
Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга
Основными задачами ГБУ СОН «СРЦ «Вера» являются профилактика
безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, реабилитация
и возвращение в социум детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
СРЦ «Вера» проводит реабилитацию детей в возрасте от 3-х до 18-ти лет, как
в условиях стационарного отделения (круглосуточного пребывания ребенка
или семьи в учреждении), так и в рамках отделения дневного пребывания,
осуществляет патронаж над семьями, с целью помощи семье в преодолении
трудной жизненной ситуации. Центр работает с неполными, малоимущими,
многодетными семьями, которые нуждаются в дополнительной социально-
медико-психолого-педагогической
помощи,
оказывает
помощь
детям
из
асоциальных семей.
Причинами обращения в центр могут являться:
- оставление ребенка без попечения (смерть родителей, изъятие ребенка
из семьи, в связи с угрозой жизни и здоровью);
-
временное
оставление
ребенка
без
попечения
(госпитализация
родителей, законных представителей);
- невозможность родителей в данный период времени осуществлять
содержание и воспитание ребенка (потеря работы, жилья);
-
необходимость
помощи
семье
в
коррекции
поведения
ребенка
(нежелание
ребенка
посещать
школу,
уходы
из
дома,
совершение
противоправных действий);
- необходимость оказание помощи в гармонизации внутрисемейных и
детско-родительских отношениях;
- другая трудная жизненная ситуация, с которой семья самостоятельно
справиться не может.
Реабилитация детей на стационарном отделении проходит в условиях
новой
социальной
технологии
–
в
специализированных
социальных
квартирах, благодаря чему реабилитация детей проводится в малой группе в
условиях, максимально приближенных к домашним, где к каждому ребенку
применяется
индивидуальный
подход.
В
Центре
созданы
комфортные
условия для проживания, социализации, обучения и досуга детей.
Социальная квартира ,в которой я работаю , расположена по адресу:
пр. Рижский д.70,кв.14. Открыта в сентябре 2009 года и предназначена для
проживания подростков-мальчиков от 14 до 18 лет в количестве 7 человек.
Как
правило,
это
дезадаптированные
подростки
с
асоциальными
установками, такими как: табакокурение, принятие и распитие спиртных
напитков, прогулы в школе, бродяжничество, воровство, лживость и т.д.,
почти все они состоят на учете в органах полиции. Поэтому основной целью
своей
работы
считаю
создание
необходимых
условий
для
успешной
социальной реабилитации подростков. Для достижения поставленной цели
выполняю следующие задачи:
•
обеспечить
соблюдение
правил
внутреннего
распорядка
воспитанниками;
•
сформировать или развить (в зависимости от состояния)
культурно-гигиенические
и
социально-бытовые
навыки
подростков;
•
оказать помощь в освоении школьной программы;
•
формировать
благоприятный
морально-психологический
климат в коллективе воспитанниц, проживающих в социальной
квартире;
•
организовать
полноценный
и
разнообразный
досуг
воспитанниц;
•
создать
воспитательную
среду
для
нравственного
становления подростков.
Технология реабилитации подростков в условиях специализированной
социальной квартиры на сегодняшний день является принципиально новой,
поэтому требует от всех участников этого процесса полной отдачи, умения
творчески
подходить
к
решению
нестандартных
задач,
высокого
уровня
знаний
и
постоянного
повышения
квалификации
и
самообразования
в
вопросах
педагогического
и
психологического
сопровождения
несовершеннолетних.
Работая
с
трудными
подростками,
важно
строить
работу
на
основе
постоянной
поддержки
и
стимулировании
позитивного
поведения. Говоря о преимуществе этой социальной технологии, уместно
сказать, что мне отводится роль «социальной мамы», я являюсь примером
для
воспитанников,
носителем
духовных,
моральных
и
культурных
ценностей. Передавая детям знания и личный опыт, я показываю,
какими
могут быть отношения между людьми.
Моя работа с подростком начинается с участия в консилиуме, в
результате
которого
составляется
реабилитационная
карта
воспитанника,
разрабатывается
индивидуальная
программа
социальной
реабилитации
несовершеннолетнего. Проведение консилиумов педагогами и специалистами
Центра
позволяют
составить,
и
в
дальнейшем
корректировать
индивидуальную программу реабилитации, которая включает в себя вопросы
медицинской,
социально
-
правовой,
психологической
и
педагогической
помощи
ребёнку,
что
отражается
в
индивидуальных
реабилитационных
картах,
которые
заводятся
с
момента
поступления
в
Центр.
В
них
фиксируются
все
изменения
в
поведении
ребёнка,
что
в
свою
очередь
позволяет
проследить
динамику
реабилитационного
процесса
и
своевременно
внести
необходимые
изменения.
За
каждой
социально-
реабилитационной картой закрепляется ответственный воспитатель.
С момента поступления несовершеннолетнего в квартиру,
начинается
непосредственное
знакомство
с
ним.
Проводя
диагностику,
я
оцениваю состояние: культурно-гигиенических навыков, трудовых умений и
навыков, дисциплины, отношений подростка со сверстниками и взрослыми,
отношения
к
учебной
деятельности,
познавательных
интересов
(чтение,
творчество, спорт…). Результаты вношу в реабилитационную карту, на их
основании разрабатываю и составляю ежемесячное планирование, включая
мероприятия по социальной и трудовой адаптации несовершеннолетних и
социально-психологической реабилитации. Далее я ежемесячно фиксирую в
реабилитационной
карте,
закрепленного
за
мной
несовершеннолетнего,
основные события и изменения, происходящие с ним.
Также моей первоочередной задачей является знакомство подростка с
новой для него
жизнью. Я провожу беседу о правилах проживания в
специализированной
социальной
квартире,
инструктаж
по
технике
безопасности, знакомлю с бытом и режимом квартиры, провожу игры на
знакомство с подростками и юношами, проживающими в квартире.
В течение периода адаптации к новым условиям предоставляю
воспитаннику
возможность
получить
интересующую
его
информацию,
включиться
в
совместную
деятельность,
позволяющую
наиболее
точно
понять и принять основные нормы и требования.
В процессе реабилитации воспитанники максимально вовлечены в
различные виды деятельности: учебную, хозяйственно-бытовую, творческую,
познавательную. Мальчики участвуют в уборке квартиры и со временем
учатся поддерживать в ней уют, ухаживать за своими личными вещами и
вещами
квартиры,
использовать
необходимую
бытовую
технику.
Особое
внимание я
уделяю работе по обучению воспитанников приготовлению
пищи, сервировке стола, выбору и покупке продуктов. В данной работе я
стремлюсь к тому, чтобы каждый воспитанник не просто научился готовить
несложные
блюда
или
сервировать
стол,
а
через
личное
эмоциональное
включение
приобрел
положительный
опыт,
необходимый
д л я
самостоятельной жизни.
Регулярно провожу индивидуальные и групповые обучающие занятия
по формированию и совершенствованию культурно-гигиенических навыков и
социально-бытовых
ориентировок.
Как
правило,
у
большинства
воспитанников к концу пребывания в нашем центре правильное выполнение
культурно-гигиенических процедур доведено до автоматизма и не требует
постоянного контроля со стороны взрослых. Несовершеннолетние стараются
поддерживать порядок в личных вещах и в квартире, умеют безопасно и
эффективно
пользоваться
и
ухаживать
за
бытовой
техникой
(стиральной
машиной, пылесосом, миксером, утюгом, электроплитой, холодильником),
совершать покупки, пользоваться общественным транспортом, знают правила
поведения в общественных местах и правила безопасности на дороге и в
местах большого скопления людей.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на потребности и
мотивы ребёнка, определяя, что является главным на данный момент для
него. Эта работа включает в себя следующие компоненты:
- целенаправленная работа по нравственному просвещению – это уроки
этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации;
- актуализация всех источников жизненного опыта воспитанников;
- введение нравственных критериев во все виды деятельности и проявления
личности воспитанников.
Используя эти компоненты, я формирую у воспитанников основы
социально-нравственного поведения, основы здорового образа жизни, веду
профилактическую работу по отказу от вредных привычек, формирую у
мальчиков позитивные взгляды на своё будущее, а так же необходимый запас
знаний,
умений
и
навыков,
который
позволит
им
уверенно
начинать
самостоятельную жизнь, успешно в ней адаптироваться и интегрироваться в
социум.
Использование
культурно-бытовой
среды
города
в
социально-
педагогической работе .
Основными критериями в работе с трудными подростками считаю
своим правом использовать огромный потенциал культурно-бытовой среды
большого
и
прекрасного
мегаполиса
мира
-
славного
города
Санкт-
Петербурга.
Воспитание
чувства
любви,
интереса
к
истории
Отечества,
истории Санкт-Петербурга, жителям города на Неве, стать
неотъемлимой
частью звания настоящего петербуржца -одна из основных целей в моей
работе. Воспитывать
любовь
к
родному
краю-
Ленинградской
обл.,
к
бережному
отношению к природе ;усвоение прав и обязанностей, основ
национальной
культуры
;
знакомить
с
истоками
национальной
культуры;
развивать любознательность и интерес к традициям города;
расширение
кругозора; воспитание гражданской ответственности и чувства патриотизма;
уважение
к
истории,
культуре
своей
страны,
г.
Санкт-Петербурга;
формирование
толерантного
отношения
к
людям
р а з л и ч н ы х
национальностей; способствовать становлению более совершенного человека
в
нравственном,
мировоззренческом,
творческом
плане;
стремиться
всё
делать красиво; уметь отличать разные виды изобразительного искусства:
живопись,
графику,
скульптуру,
архитектуру,
декоративно-прикладное
искусство и т. д. –овладеть хотя бы малой частицей и зародить зерно жажды
познания и осознания своей причастности к великому городу-это задачи моей
реабилитационной работы.
Проведение ознакомительных бесед с историей микрорайона и
предстоящей
поездки
по
определённому
маршруту;
организация
для
воспитанников
экскурсий
;
посещение
музеев
и
выставок;
посещение
театральных
постановок
и
досуговых
культурно-развлекательных
и
спортивных центров города; просмотры кинофильмов, с последующим их
обсуждением, прогулки по городу с составлением маршрута ориентирования
в окружающей среде; привлечение
к чтению художественной литературы,
проведение цикла занятий по Петербурговедению- перечень мероприятий из
программы реабилитационной работы с воспитанником по социализации с
использованием средств культурно-бытовой среды города.
Организация процесса освоения детьми социальной квартиры «своего
места»-города ,в котором они живут –это увлекательный творческий процесс.
При планировании проводимых мероприятий учитывается территориальное
расположение
квартиры,
школ,
в
которых
они
обучаются,
особенности
района,
уровень
познавательных
возможностей
детей,
степень
их
заинтересованности.
Программа
освоения
и
изучения
города
имеет
обязательный компонент-познавательные прогулки и экскурсии, без которых
немыслимо
освоение
реального
города.
Предварительно
проводятся
ознакомительные занятия.
Цель
таких
занятий
-способствовать
эмоционально
–ценностному
восприятию детьми города «как своего мира», представляющего значимость
для них при условии взаимодействия с объектами городской среды и людьми.
Задачи:
-побудить
у
детей
познавательный
интерес
к
изучению
своего
города,
предоставив каждому ребёнку открыть «новое в знакомом окружении»;
-помочь детям сформировать представления о ценности объектов городской
среды для них и других жителях Санкт-Петербурга;
-способствовать формированию у детей элементарных умений ,необходимых
им в учебной и повседневной жизни;
-умение ориентироваться в пространстве города; ориентироваться по карте-
схеме ;реально ориентироваться в инфраструктуре городской среды;
-способствовать
выражению
детьми
своих
впечатлений
от
памятников
наследия и их создателей;
-закрепление полученных знаний в течении учебного года на социальной
квартире.
Приведу ,как пример, проведённую в процессе обучения итоговую
викторину : «Город мой –Санкт –Петербург»
1.Задание
№
1:
«Описание
объекта»-предложить
одним
детям
описать
архитектурное сооружение, а другим его отгадать.
2.Задание № 2:Дидактическая игра «Что лишнее?». Из 3 объектов выявить
общее и найти отличия:
А)-Петропавловский собор;Казанский собор и Летний дворец.;
Б)-Адмиралтейство; Петропавловский собор и Исакиевский собор;
В)Меньшиковский дворец;Кикины палаты и Зимний дворец
3.Задание № 3: Вспомнить и рассказать стихи к заданным вопросам :
А)-Какая река называлась Мья?
Б)-Назовите главную реку Санкт-Петербурга.
В)-Через какую реку перекинуты цветные мосты ?
4.Задание №4.С каких улиц можно увидеть Адмиралтейство?
5.Задание № 5.Назвать по 2 архитектурных сооружения:
А)-архитектора Чевакинского;
Б)-архитектора Тома де Томона;
В)-архитектора Растрелли;
Г)-архитектора Монферана.
6.Задание № 6.Назовите 3 объекта с одним названием.
7.Заданиее № 7.Какие острова Санкт-Петербурга вы знаете ?
8.Задание № 8.Какие реки Санкт-Петербурга вы знаете ?
9.Задание № 9.Какие места в городе содержат в своём названии цифровой ряд
из «Арифметики» ?
10.Задание
№
10.Работа
по
карте.
Назовите
объект
этого
архитектора
и
найдите место на карте (картинки).
Ожидаемый результат: Проведённая викторина поможет проконтролировать
уровень знаний, умений, оценочных суждений на каждом этапе обучения и
при
его
завершении;
выявить
ошибки,
недочёты,
пробелы
в
знаниях,
умениях,
навыках.
Это
необходимо
для
того,
чтобы
петербуржец
ориентировался в культурном пространстве города и меть представления о
возможных путях самореализации в нём.
Параллельно с ознакомлением с культурным наследием родного города
проводится и знакомство с социальными объектами, а главное с горожанами-
жителями славного города на Неве. Важное значение
для социализации
воспитанников
играет знакомство
с социально значимым взрослым. Для
этого
проводятся
встречи
с
людьми
различных
профессий
(пекарями,
рестораторами, рабочими и специалистами предприятий Адмиралтейского
района, врачами, учителями, работниками театра и кино, представителями
различных религиозных конфессий и православной религиозной общины
представителями
ведомственных
и
силовых
структур
МВД,
МЧС,ОБЭБ;
студентами МБИ и Университета МВД, которые уже давно стали нашими
друзьями и т.д. Огромную помощь в этом мне оказывают
волонтёрские и
общественные организации города, с которыми на протяжении моей работы
в Центре « Вера»,установлены прочные взаимосвязи.
Регулярно
для воспитанников проходит освящение
сообщений о
событиях, происходящих в нашей стране и мире, организуются просмотры
новостных
телепередач
и
обсуждение
наиболее
значимых
новостей,
расширяющие знания подростков в области истории России и города через
посещение
музеев,
прогулок
по
Санкт-Петербургу
и
просмотров
исторических кинофильмов.
Ведётся работа по формированию исторической памяти. Организовала
посещение мемориального комплекса на площади Победы, мемориального
кладбища
в
Сестрорецке,
музея
Сестрорецкий
рубеж,
музея
Блокады
Ленинграда
и
т.д.
К
памятным
датам
о
Великой
Отечественной
Войне
провожу занятия, делаю сообщения для воспитанников, организую просмотр
художественных
и
документальных
фильмов,
обязательно,
с
анализом
и
обсуждением, встречи с участниками событий.
Являясь неравнодушным к судьбе своей Родины гражданином России,
жителем
славного
города
Санкт-Петербурга,
веду
активную
работу
по
воспитанию патриотических чувств воспитанников.
Ежегодно с воспитанниками социальной реабилитационной квартиры
принимаю участие в военно-патриотическом слёте на турбазе «Лена», что
расположен в Приозерском районе Ленинградской области, проводимом при
участии Ассоциации родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ».
Этот
опыт
общения,
взаимодействия,
«здорового
соревнования»,
дружбы и взаимной поддержки с детьми инвалидами является бесценным для
подростков
с
девиантным
поведением.
Они
возвращаются,
после
3-х
дневного пребывания на слёте, «другими» детьми. Повышается мотивация к
здоровому
образу
жизни,
способность
к
саморегуляции,
положительная
эмоциональная динамика, жизненный позитив .Они начинают «слушать» и
«слышать»
собеседника,
у
многих
из
подростков
впервые,
зарождается
потребность в оказании помощи более слабому.
Активно принимаем участие в паломнических поездках по святым
местам, организованным на средства благотворительных организаций .
Учебная деятельность, спорт, ЗОЖ:
Большое внимание уделяется работе по формированию и развитию
навыков
учебной
деятельности,
помощь
воспитанникам
ликвидировать
пробелы в знаниях, что положительно влияет на повышение их самооценки и
мотивации к обучению. Для достижения этой цели я контролирую ведение
дневников, добиваясь их своевременного заполнения и записи домашнего
задания,
организую
регулярное
выполнение
домашних
заданий,
поддерживаю контакт с учителями школ, где обучаются воспитанники для
получения достоверной информации об их оценках и поведении, провожу
мини-лекции
и
викторины
на
различные
темы,
организую
занятия
по
развитию
памяти,
внимания
и
усидчивости.
С
администрацией
и
педагогическим коллективом ,особенно с социальными педагогами
школ
района
,которые
посещают
воспитанники
отработан
и
налажен
чёткий
механизм взаимодействия. Без него работа по формированию мотивации к
обучению не имела бы положительных результатов.
Большим
индивидуальным
потенциалом
считаю
ра з вит ие
способностей воспитанников через регулярные занятия спортом и развитие
двигательной активности, посредством выполнения физических упражнений
с
гантелями
,роликами;
практически
ежедневными
тренировками
и
товарищескими
на спортивных площадках микрорайона. Еженедельно по
пятницам
воспитанники
посещают
секцию
борьбы
,организованную
на
благотворительной
основе,
при
участии
бойцов
СОБР;
а
по
субботам
–
посещают бассейн при ГБОУ школе № 235 Адмиралтейского района. В
зимний
период,
дополнительно,
воспитанники
катаются
на
коньках
на
стадионе « Ледовый рай» и совершают прогулки на лыжах за город или в
парке «Екатерингоф».
Ежегодное участие в «Лыжне России» стало доброй традицией для
воспитанников специализированной социальной квартиры.
Формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, навыков ЗОЖ,
негативного отношения к вредным привычкам, профилактика употребления
ПАВ., профилактика здорового образа жизни-всё это является неотъемлимой
частью воспитательной работы по социализации подростков в культурно-
бытовую среду города. Этому направлению я уделяю «особое внимание» в
своей разработке.
Работа с родителями.
Семья занимает особое место в работе с детьми , оставшимися без
попечения родителей, так как социализация, как правило, осуществляется в
семье.
Семья
является
основным
проводником
знаний,
ценностей,
отношений, социальных ролей и обычаев, передаваемых от поколения к
поколению. Очень важным фактором в достижении необходимого результата
социальной реабилитации подростка считаю налаживание доверительных и
дружелюбных отношений с родителями воспитанников при условии, что по
окончании процесса реабилитации подросток возвращается в семью. В таких
случаях я стараюсь, чтобы родители почувствовали себя в «одной команде» с
воспитателями
и
были
готовы
принять,
насколько
это
возможно,
наши
правила,
чтобы
они
были
готовы
измениться
сами
и
принять
в
семью
«нового»
изменившегося
подростка.
Для
этого
я
стараюсь
регулярно
беседовать с ними по телефону и лично, стимулирую желание родителей
проводить больше времени со своими детьми, доброжелательно комментируя
письменные отчеты родителей об их совместной деятельности в выходные
дни. По таким отчетам можно проследить определенную динамику развития
отношений в семье. Если в первое время отчеты обычно немногословны и
похожи друг на друга: «…в выходные дни мой сын спал, гулял с друзьями,
общался в соцсети…», — то через некоторый период в них можно прочитать
следующее: «…вместе наводили порядок в квартире, ходили на каток всей
семьей, помогал готовить обед, гулял с младшим братом…». В таких случаях
можно
говорить,
что
результатом
моей
работы
становится
и
социальная
реабилитация семьи.
Индивидуальный подход (практические примеры)
Самых больших эмоциональных затрат в моей работе требует
необходимость
найти
индивидуальный
подход
к
каждому
воспитаннику.
Любой ребенок требует к себе бережного и уважительного отношения как к
личности, а тем более подросток, который ищет свое место в сложном мире
взрослых и, как правило, заранее обречен на то, чтобы терпеть неудачи в
решении задач, предлагаемых жизнью. Не все способны сделать правильный
вывод из своих поражений самостоятельно, многие, не найдя поддержки
замыкаются
и
озлобляются,
что
приводит
их
к
различным
проявлениям
девиантного поведения. Среди моих воспитанников большинство именно
такие, поэтому часто бывает очень трудно, не ломая личности, изменить ее
сознание и отношение к окружающему миру. В таких случаях мне помогает
такая черта моего характера, как терпеливость, а также умение организовать
увлекательную совместную деятельность, например, занятия по кулинарии
или
игры,
развивающие,
настольные
или
подвижные.
Грамотное
использование
приемов
и
методов
работы
с
подростками
с
девиантным
поведением,
позволяет
мне
создавать
и
поддерживать
благоприятный
морально-психологический климат в детском коллективе.
Примеров
индивидульного
подхода
в
применении
современных
методов и технологий для
положительной реабилитации подростков и
возвращения
его
в
социум,
в
моей
педагогической
копилке
,более
чем
достаточно. Одним из наиболее значимых достижений в работе считаю –
отказ от употребления ПАВ подростком «К» (назовём его так )-возвращение
его
в
приёмную
семью
(поступил
в
центр
с
личным
заявлением
на
нежелание
проживать
в
семье),повышение
мотивации
к
обучению,
результатом
которого,
стало
поступление
подростка
в
техникум
физкультуры.
Очень
сложно
складывались
отношения
с
«К»,
изменения
в
осознании
произошло,
когда
усилиями
воспитателей
и
волонтёров
общественного
движения
«Петербургские
родители»
был
организован
праздник
«День
рожденья»
с
развлекательной
программой
и
изготовлением
торта
с
изображениями символа его мечты.
А я
написала ему стихотворение
«Посвящение», что и стало поворотной точкой на пути обратного отчёта к
восстановлению личности.
«Так уж бывет,так уж выходит-кто-то теряет,а кто-то находит…»
МЫ ЖЕЛАЕМ ТЕБЕ НЕ ТЕРЯТЬСЯ В ЖИЗНИ СЛОЖНОЙ,ПОРОЙ СУРОВОЙ
А еще желаем влюбляться-это здорово,даже-клёво !
И в учёбе,конечно,удачи-это нужно,мы знаем точно!
Друга верного,жизни нескучной,цель поставь пред собой и точка !
К ней иди,твёрдо верь,что сможешь,лень откинь и тупую глупость
Разложи «на верху» всё по полкам,прочь гони депрессуху и грубость!
Ты талантлив и то –очевидно! И умён ! Прекращай стесняться!
И откройся любимым людям…Не давай в себе сомневаться..
Добрым,чутким,небезразличным-вот таким мы тебя разглядели
Не пускай в свою юную душу по весне «чумовые»метели..
У тебя будет всё в порядке! Мы уверены-ты захочешь!
Поздравляем тебя сердечно!Верим мы в тебя,Костя,очень !
ТВОИ педагоги…
Одним из примеров могу назвать опыт работы с подростком « С».
Отказ
от
учёбы(не
посещал
школу
с
5
по
8
класс
),склонность
к
бродяжничеству,
вредные
привычки
,нарушение
детско-родительских
отношений и т.д.
А помогла мне « работа с мечтой». Подросток был увлечён спортивным
катанием на велосипеде ВМХ, но для осуществления мечты не было ни
физических,
ни
материальных
возможностей.
Совместная
работа
с
волонтёрами,
школой,
родителями,
сотрудниками
Центра
помогла
простимулировать
подростка.
Результат
кропотливой
ежедневной
работы-
сдача ГИА за 9 класс; трудоустройство в автомастерскую и возвращение в
биологическую семью. Наградой ему стал обещанный велосипед.
И таких примеров множество.
Организационно-координирующая работа.
Без комплексного взаимодействия со всеми специалистами Центра,
межведомственного
взаимодействия
представителей
р а з лич ны х
социальных
институтов
и
организаций
города
и
района,
работа
с
подростками,
попавшими
в
ТЖС
не
принесла
бы
положительных
результатов, которые я наблюдаю на практике.
Механизм взаимодействие воспитателя:
•
с социальным педагогом:
-
социальный педагог - посредник между личностью воспитанника и
всеми социальными институтами в разрешении личностного кризиса
воспитанника;
•
с педагогом-психологом:
-
воспитатель
изучает
индивидуальность
воспитанников,
процесс
их
адаптации и интеграции в социум;
-
координирует
связь
педагога-психолога
с
родителями,
их
консультативную, терапевтическую поддержку;
-
анализирует развитие коллектива группы, определяя познавательные,
творческие способности и возможности воспитанников;
-
координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и
групповой
деятельности
коллектива
воспитанников,
как
со
своей
стороны,
так
и
со
стороны
других
участников
воспитательного
процесса.
•
с педагогами дополнительного образования:
-
взаимодействие
помогает
использовать
все
многообразие
системы
дополнительного
образования
для
расширения
познавательных,
творческих способностей воспитанников;
•
воспитатель
способствует
включению
воспитанников
в
различные
творческие объединения по интересам (секции, кружки);
•
с медицинскими работниками образовательного учреждения:
воспитатель заботится о здоровье своих воспитанников, используя
информацию, получаемую от медработников.
Осуществляя необходимое тесное сотрудничество работников Центра с
теми
семьями,
где
находятся
дети,
проходящие
и
уже
прошедшие
реабилитацию (проводим беседы с родителями, консультируем в воспитании
воспитанников ,попавших в
трудную жизненную ситуацию, привлекаем
родителей и воспитанников к участию в различных мероприятиях).
Следствием ежедневной работы по профилактике и коррекции
девиантного
поведения
детей
и
подростков
является
комплексная
работа
специалистов
центра
«
Вера»,
где
поддерживается
комфортная
воспитательная среда, способствующая формированию стиля поведения в
обществе и здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, развитию
активной гражданской позиции и тесное взаимодействие с представителями
межведомственных
организаций:
школа,
ОДН,
медицинские
учреждения,
администрация
района,
комплексный
центр
«
Семья»,
привлечение
человеческих
и
финансовых
ресурсов
благотворительных
волонтёрских
организаций и т.д., что помогает осуществлению и закреплению позитивных
изменений в поведении, способствующие гармонизации развития личности
воспитанников.
А
это
значит,
что
процесс
социализации
подростков
с
девиантным
поведением
в
условиях
проживания
в
специализированной
социальной квартире проходит успешно.
Рекомендации по социализации в условиях специализированной
социальной квартиры:
Осуществление контроля за поведением несовершеннолетних – без
допущения авторитаризма и попустительства.
Необходимо своевременно поощрять ребенка: одобрить то или действие.
Также ни один из поступков детей не должен ускользнуть от внимания
воспитателей, причем важно высказывать неодобрение по поводу проступка
ребенка сразу. В связи с этим, запрещая какое-то действие, следует:
Всегда давать словесную оценку неодобряемому действию.
Следить, чтобы ни один, даже незначительный поступок ребенка не остался
незамечен, не вызвал надлежащей реакции окружающих.
Пресекать
проявление
эгоизма
и
эгоцентризма.
Это
корень
всех
отрицательных
проявлений
личности,
таких
патологических
качеств,
как
эффекта
неадекватности,
обидчивости,
агрессивности,
потребительства,
имеющих самое непосредственное криминогенное значение.
В своей работе воспитателям необходимо руководствоваться
принципом
последовательности
-
единства
слов
и
дел.
Наличие
несоответствия между ними, умаляет все попытки воспитания, закладывает у
воспитанников основы цинизма, лицемерия, лживости.
Развивать
и
детей
и
подростков
отрицательное
отношение
к
распространению,
употреблению
психоактивных
веществ,
формирование
навыков здорового образа жизни, неприятия алкоголя, табака и наркотиков,
ценностного отношения к своему здоровью.
Необходимо
приучать
несовершеннолетних
к
труду
Это
формирует
чувство взрослости, ответственности, дисциплинирует.
Формировать
у
воспитанников
навыки
социально-приемлемого
поведения, с целью успешного регулирования несовершеннолетними своих
эмоций, адекватно воспринимать критику, сотрудничать со сверстниками и
взрослыми, избегать конфликтов, серьезных личных, бытовых и ученических
проблем.
Межличностные
отношения
подростков
должны
строиться
на
принципах
терпимости,
диалога,
позитивного
отношения
друг
к
другу,
отвержения насилия.
Воспитание здорового потребительства – данный компонент социального
воспитания
ориентирован
на
раннюю
профилактику
корыстных
преступлений несовершеннолетних. Подросток должен понимать, что все
блага, которым его окружили государство и общество, не свалились с неба.
Он должен их рассматривать, как аванс в счет будущих дел. Иначе с ростом
ребенка будут непомерно расти его желания и уровень притязаний. Чем
больше будет разрыв между притязаниями и реальными возможностями их
удовлетворения,
тем
в
более
опасной
социальной
ситуации
окажется
подросток.
Принцип «полной занятости» воспитанников. Следует в меньшей степени
ориентироваться
на
«развлекательную»
форму
организации
свободного
времени,
а
больше
ориентироваться
на
ту
деятельность,
которая
может
реально
осознаваться
несовершеннолетними,
как
социально-полезная.
Формировать духовно-нравственную позицию жить не по принципу «хочу», а
по
принципу
«нужно».
В
условиях
специализированной
социальной
квартиры
надо
найти
«поле»
для
приложения
сил
своих
воспитанников.
Самое
пристальное
внимание
должно
быть
уделено
организации
общественно-полезной деятельности. Необходимо провести переориентацию
активности подростка, переключить его силы и внимание с негативных форм
самореализации к позитивным. Поэтому так важно развивать общественно-
полезную
деятельность
подростков,
педагогически
управлять
ею.
Чтобы
такая деятельность способствовала развитию подростка, она должна отвечать
ряду требований:
Быть посильной, чтобы не отбить желание в ней участвовать.
Отличаться
привлекательностью,
которая
обеспечивается
новизной,
ощутимым результатом, одобрением окружающих.
Открывать
возможности
для
самовыражения
подростка,
проявления
его
индивидуальности.
Воспитание личности, ориентированной на создание крепкой, здоровой
семьи и обладающей высокой культурой чистоты половых отношений.
Правовое воспитание несовершеннолетних. Под правовым воспитанием
понимается
деятельность,
направленная
на
формирование
правового
сознания, правовой культуры, уважение к праву, его целям, убежденности в
его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации
действовать правомерно.
Нравственное воспитание несовершеннолетних. В процессе деятельности
данного
направления
происходит
формирование
нравственных
качеств
личности. Огромное значение нравственного воспитания обусловлено тем,
что она представляет собой воспитательную деятельность, направленную на
формирование качеств личности, определяет отношение человека к обществу,
к самому себе.
Когда человеком с детских лет усвоены необходимые моральные правила, он
увереннее проходит сложные перекрестки своего жизненного пути, легче
преодолевает соблазны свернуть в темные переулки жизни. Нравственные и
правовые воззрения личности определяют ее направленность, ее поведение.
Результаты работы :
Ежегодный анализ проводимой работы позволяет констатировать, что у
детей, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры в
ГБУ СРЦ «Вера», уменьшаются проявления скрытой агрессии, возбудимости,
раздражительности, развивается интерес к занятиям спортом, формируются
привычка вести здоровый образ жизни и умение общаться с взрослыми и
сверстниками.
Уже
через
несколько
занятий
поведение
воспитанников
заметно меняется к лучшему: они легче идут на контакт, становятся более
лояльными, активными.
Подростки, проживающие в Центре несколько месяцев, отличаются своей
активной жизненной позицией, уважительным поведением к взрослым и
дружелюбием к детям.
Формируется и развивается интерес к занятиям спортом и арттерапией,
посещению досуговых мероприятий и кружков по интересам, культурных
мероприятий и достопримечательностей великого города- всё это, в свою
очередь, позволяет самоутвердиться и реализоваться как личность.
Реализация данной разработки направлена на подавление агрессивности,
понимание
реальной
самооценки,
развитие
способности
противостоять
негативному влиянию окружающего мира, воспитание умения не поддаваться
давлению сверстников, повышение мотивации учиться и реализоваться в
будущем не сомнительными методами.
Разработка программы по социальной реабилитации воспитанников с
девиантным
поведением,
реализуемая
педагогами
специализированной
социальной
квартиры,
помогает
подготовить
детей
к
полноценной
и
плодотворной самостоятельной жизни.
Социально адаптированные дети будут более активными, ответственными,
и вследствие этого, более успешными в будущем.
Главным условием моей успешной работы в качестве воспитателя
специализированной социальной квартиры считаю обязательное следование
принципу
единства
педагогических
требований
всех
участников
педагогического
процесса.
Для
достижения
взаимопонимания
со
всеми
воспитателями нашей квартиры стараюсь поддерживать с ними хорошие
товарищеские отношения, в случае необходимости всегда готова помочь им,
прислушиваюсь
к
мнению
и
советам
более
опытных
коллег.
Принимаю
участие
во
всех
коллективных
мероприятиях
СРЦ
«Вера»
(праздники,
поездки, концерты, собрания, лекции и т.д.)
В
течении
2016-17
гг
посещала
цикл
тренингов
по
проблеме
рискованного
поведения
несовершеннолетних,
проводимых
общественной
организацией «Петербургские родители», курсы повышения квалификации
при
институте
практической
психологии
«Иматон»;
курсы
СПБ
АППО
(социальная педагогика и психология ).В настоящее время
обучаюсь на
курсах
повышения
квалификации
СПб
ГБУ
«Городской
информационно-
методический центр « Семья».
А это стихотворение написала я и посвятила его своей работе и СПб
ГБУ СОН СРЦ « ВЕРА»:
Что такое «Вера»-это дети
Те кому нужна от взрослых помощь
Это люди те, кто с ними рядом
Каждый день и днём, и даже в полночь.
Что такое «Вера»-это дети
В жизни ,часто с сложною судьбою.
Как помочь найти тропинку к вере
Зависит часто и от нас с тобою.
Значит ,просто нужно стать добрее,
Значит, нужно просто дать «открыться»
Нужно просто всем специалистам
Каждому отдать души частицу.
Сделать это ,ох ,порой не просто-
Мотивировать в душе надежду
К жизни по-домашнему уютной,
Быть лицом красивым и одеждой.
Быть красивым мыслями и в сердце-
Растопить зимы суровой льдинки
Рисовать в альбоме по листочку,
Цветными жизни делая картинки.
Что такое « Вера»-это праздник,
Это труд, упорство, быт и будни.
Это значит быть с ребёнком вместе-
Милосердным быть ,а это трудно.
Что такое «Вера»-это вера
В то ,что мир услышит моё «Я».
Просто вера в то ,что в этом мире для любого главное-«СЕМЬЯ»!
Е.В.Захарова
Список литературы :
•
Баженов В.Г. «Воспитание педагогически запущенных подростков» -
Киев, 1986.
•
Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося
поведения, Л.: Университетское, 1989 г.
•
«Воспитание трудного ребёнка»/ дети с девиантным поведением – Под
редакцией Рожкова М.И.-Москва, 2001.
•
Карпова
Г.А.
«Педагогическая
диагностика
отклоняющегося
поведения» - Екатеринбург, 1998.
•
Карпова
Г.
А.
«Педагогическая
диагностика
самосознания
»
-
Екатеринбург, 2000.
•
Клюева Н.В. «Учим детей общению» - Ярославль, 1997.
•
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль,
1997.
•
Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми» –
Москва, 2001.
•
Плинер Я.Г. «Воспитание личности в коллективе»
•
Рувинский Л.И. «Нравственное воспитание личности» - Москва, 1981.
•
Смирнова
Т.П.
Психологическая
коррекция
агрессивного
поведения
детей.- Ростов н/ Д, Феникс,
•
Шулешко Н.Е., Ершова А.П. Социо – игровые подходы к педагогике.-
Красноярск, 1990.- работа с родителями