Напоминание

"Социализация подростков с девиантным поведением средствами культурно-бытовой среды города"


Автор: Захарова Елена Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПБ ГБУ СОН СРЦ "Вера"
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социализация подростков с девиантным поведением средствами культурно-бытовой среды города"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания населения «Социально-реабилитационный

центр «Вера» Адмиралтейского района

«Социализация подростков с девиантным

поведением средствами культурно-бытовой среды

города в условиях проживания в

специализированной социальной квартире»

Захарова Е.В.

воспитатель СПБ ГБУ СОН СРЦ «ВЕРА»

Санкт-Петербург

2017 год

Актуальность темы :

Сегодня одна из актуальных проблем современного общества –

воспитание

личности,

готовой

жить

в

меняющихся

социальных

и

экономических

условиях.

Согласно

самому

общему

определению,

социализация

процесс,

в

ходе

которого

человеческое

существо

с

определенными

биологическими

задатками

приобретает

качества,

необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. На текущий момент

социальное

становление

личности

ребенка

является

одной

из

наиболее

важных задач нашего государства.

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в

процессе социализации человека. С детских лет закладывается фундамент

личности, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные

способности,

эмоционально-волевая

сфера,

складываются

многообразные

отношения с окружающим миром, закладываются базовые ценности.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов

развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до

18 лет), он практически во многом определяет дальнейшую жизнь. Именно в

подростковом

возрасте

преимущественно

происходит

формирование

характера

и

других

основ

личности.

Переход

от

опекаемого

взрослыми

детства

к

самостоятельности,

смена

привычного

школьного

обучения

на

другие виды социальной деятельности, а также гормональная перестройка

организма делают формирующуюся личность подростка особенно уязвимой

и податливой к отрицательным влияниям городской среды.

Условия городской среды обусловливают формирование у

подрастающего

поколения

специфической

системы

ценностей,

а

экосоциальные принципы устройства городской инфраструктуры во многом

определяют

направленность

социализации

личности

ребенка.

Усвоение

различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса

социализации

личности:

роль

члена

семьи,

член

коллектива,

роли

потребителя, гражданин своего отечества и т. д .

Кардинальные перемены, происходящие в российском обществе,

повлекшие

за

собой

трансформацию

традиционных

институтов

и

образа

жизни,

усложнили

процессы

социализации

детей

и

подростков.

Затянувшийся

социально-экономический

кризис

в

стране,

утрата

нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально отразилась на

подрастающем поколении.

Процессы, происходящие в обществе:

- отсутствие ясной позитивной государственной идеологии, направленной на

изменение иерархии общественных ценностей;

-

несовершенство

законов

и

работы

правоохранительных

органов,

безнаказанность преступлений;

- безработица (явная и скрытая);

-отсутствие

социальных

гарантий

и

государственной

поддержки

экономически несостоятельных семей с детьми;

-разрушение

и

кризис

традиционных

институтов

социализации

подрастающего

поколения

(детских

и

юношеских

организаций,

семьи,

школы);

- пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

- отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей,

позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей

и подростков, оказывать им помощь по итогам диспансеризации;

-

коммерциализация

досуга:

недоступность

для

детей

бесплатного

качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.);

-отсутствие

жизненных

перспектив,

нет

возможности

трудоустроить

подростков, нет права на труд, на выбор профессии;

-доступность табака, алкоголя, наркотиков.

Состояние семьи, ее атмосфера:

-разрушение

института

семьи,

неполная

семья,

растет

число

неблагополучных семей;

- материальное положение семьи (как неполная семья и бедность, так и

богатство);

-низкий социально-культурный уровень родителей;

- отсутствие семейных традиций; — стиль воспитания в семье (отсутствие

единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и

бесправие ребенка);

- отрицание самоценности ребенка;

-удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);

- злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.;

-попустительское

отношение

родителей

к

употреблению

детьми

психоактивных веществ.

Негативные социальные последствия налицо. Катастрофически

увеличивается число детей с девиантным поведением и детей, попавших в

трудную жизненную ситуацию.

Другие основные причины трудностей воспитания – в неправильных

отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой

дезадаптации вообще, в стремлении утвердить себя любым способом и в

любой малой группе.

Углубляется противоречие между объективно усложняющимися

социальными

отношениями,

возросшими

требованиями,

предъявляемыми

обществом к подрастающему поколению, и результатами социализирующей,

воспитательной

и

образовательной

деятельности

основных

институтов

и

агентов социализации: семьи и образовательных учреждений.

Уклад жизни современного общества резко отличается большой

динамичностью, напряженностью, резким возрастанием объема информации.

Увеличение нагрузок усиливает стрессовое состояние. Растущему организму

очень сложно соответствовать тем высоким требованиям, которые к нему

предъявляют.

Развивающаяся

личность

нуждается

в

бережном,

чутком

и

уважительном отношении. Социальная природа человека предполагает, что

он

стремится

к

включению

в

социум

для

развития,

самовыражения

и

обеспечения защиты своих жизненных ценностей. Модель здоровья человека

складывается из физического, психического и социального здоровья. Все эти

три

аспекта

одинаково

важны

при

формировании

личности.

Большое

значение имеет личностно ориентированный подход, основанный на знаниях

возрастных и индивидуальных особенностей развивающейся личности, ее

уникальности и неповторимости, наиболее способствующий формированию

«Я-концепции»

ребенка

и

определяющий

перспективы

развития

его

личности, стратегии будущей взрослой жизни.

Для того чтобы быть успешным в современном мире, необходимо уметь

владеть

собой,

быть

доброжелательным

к

людям,

иметь

активную

гражданскую позицию, быть ответственным и устойчивым к негативному

влиянию окружающей обстановки, обладать знаниями о нормах поведения в

обществе и уметь ими пользоваться, обладать высоким уровнем воспитания

здоровья.

Все больше требуются активные волевые личности, умеющие

организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу

и

самостоятельно преодолевать трудности. Необходимо создать комфортную

воспитательную

среду

для

того,

чтобы

самовыражение

носило

не

разрушительный характер для формирующейся личности.

Отклонения в поведении детей и подростков преодолевается

только путем совместной деятельности социальных институтов, родителей,

педагогов

и

самих

детей.

Формирование

стиля

поведения

в

обществе,

ориентация

детей

и

подростков

на

здоровый

образ

жизни

основные

направления профилактики девиантного поведения подростков, попавших в

трудную жизненную ситуацию –ориентиры для работы нашего учреждения

СПб

ГБУ

СОН

СРЦ

«Вера»,

которое

является

важнейшим

звеном

социализации детей.

В настоящее время я работаю на стационарном отделении в

специализированной

социальной

квартире

для

несовершеннолетних,

находящихся в трудной жизненной ситуации в должности воспитателя с

2014 года ,ранее в должности заведующего этим отделением. Опираясь на

теоретические

аспекты

психолого-педагогического

сопровождения

подростков и обобщив имеющийся опыт работы с несовершеннолетними,

мною

была

написана

методическая

разработка

на

тему: «Социализация

подростков

с

девиантным

поведением

средствами

культурно-бытовой

среды города в условиях специализированной социальной квартиры».

Данная

разработка

направлена

на

формирование

у

воспитанников

умения ориентироваться в социальной среде города, формирование основ

морали, представлений о добре и зле, укрепление позитивной нравственной

самооценки и самоуважения ; коммуникативной культуры, развитие умения

общаться

и

сотрудничать;

развитие

волевой

регуляции

поведения

и

деятельности;

духовно- нравственных качеств личности: основ культуры

межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям

великого города Санкт-Петербурга, образу жизни представителей народов ;

принятие

воспитанниками

базовых

общенациональных

ценностей,

национальных и этнических духовных

традиций, формирование основ

российской гражданской идентичности; отношения к семье как к основе

российского

общества,

знакомство

с

традициями

российской

семьи;

формирует

нравственные

ориентиры

человека,

утверждает

в

нём

гуманистические идеалы, развивает чувство гармонии и красоты, приобщает

к культурному и духовному наследию человечества.

Практическая

часть

работы

состоит

из

цикла

занятий

бесед,

обучающих занятий, в результате которых у воспитанников формируется

интерес к проблемам, способность различать в любом моральном явлении

общечеловеческие ценности.

Методическая разработка содержит опыт работы с детьми, находящимися в

трудной жизненной ситуации, в условиях проживания в специализированной

социальной квартиры; основывается на изучении теоретических аспектов

проявления

агрессивности,

объединяет

отдельные

вопросы

преодоления

агрессивного

поведения

детей

и

подростков,

вопросы

безнадзорности

и

беспризорности несовершеннолетних в систематизированный комплексный

цикл занятий. В этой связи возникла необходимость акцентировать особое

внимание на регуляции социального поведения детей из неблагополучных и

социально-незащищенных семей к современным условиям.

Именно работа по социализации личности воспитанников в

культурно-бытовую

среду

города,

реализуемая

в

специализированной

социальной квартире по адресу : пр.Рижский д.70 кв.14 , отличается особой

педагогической и общественной значимостью, охватывает все направления

работы ГБУ СРЦ « Вера» и позволила мне в работе с воспитанниками

добиться заметных позитивных результатов.

Нормативно-правовая база социально-педагогической работы,

цели, задачи и формы работы:

Моя деятельность осуществляется на основании Конвенции ООН о

правах ребенка, а также нормативных правовых актов Российской Федерации

в области защиты прав и законных интересов ребенка:

Постановление Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 «О неотложных

мерах

по

социальной

защите

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения родителей»;

Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.1995 (с

последующими изменениями и дополнениями);

Постановление

Министерства

Труда

России

4

от

30.01.1997

«Порядок

приема,

содержания

и

выпуска

лиц,

находящихся

в

специализированном

учреждении

для

несовершеннолетних,

нуждающихся в социальной реабилитации»;

Федеральный закон № 120-ФЗ от 26.06.1999 «Об основах системы

п р о ф и л а к т и к и

б е з н а д з о р н о с т и

и

п р а в о н а р у ш е н и й

несовершеннолетних»;

Федеральный закон № 442-фз от 28.12.2013 «Об основах социального

обслуживания в РФ»;

Постановление Министерства Труда России № 52 от 19.07.2000 «Об

утверждении

методических

рекомендаций

по

организации

деятельности государственного (муниципального) учреждения центр

социальной помощи семье и детям»;

Постановление

Правительства

РФ

896

от

27.11.2000

«Об

утверждении

примерных

положений

о

специализированных

учреждений

для

несовершеннолетних,

нуждающихся

в

социальной

реабилитации»;

Постановление

Правительства

РФ

374

от

14.05.2001

«О

первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»;

Постановление

Правительства

РФ

822

от

26.10.2001

«Об

утверждении

Положения

об

осуществлении

финансирования

деятельности,

связанной

с

перевозкой

несовершеннолетних,

самовольно

ушедших

из

семей,

детских

домов,

школ-интернатов,

специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений»;

Постановление

Министерства

Труда

и

социального

развития

Российской

Федерации

25

от

29.03.2002

«Об

утверждении

Рекомендаций

по

организации

деятельности

специализированных

учреждении

для

несовершеннолетних,

нуждающихся

в

социальной

реабилитации»;

Постановление Главного санитарного врача РФ № 13 от 11.03.2003 «О

введении

в

действие

санитарно-эпидемиологических

правил

и

нормативов

САНПИН

2.4.1201-03»

(«Гигиенические

требования

к

устройству,

содержанию,

об оруд ованию

и

режиму

р а б о т ы

специализированных

учреждений

для

не совершеннолетних,

нуждающихся в социальной реабилитации»).

Также

в

своей

работе

руководствуюсь

Уставом

учреждения

и

положением об отделении, должностными инструкциями воспитателя.

Владею знаниями в области педагогики, психологии, возрастной

физиологии и гигиены, основами доврачебной медицинской помощи, теорией

и методикой воспитательной работы, правилами и нормами охраны труда,

жизни и здоровья воспитанников.

Цель:

Создание условий для успешной социализации подростков с

девиантным поведением, проживающих в социальной специализированной

квартире, используя средства культурно-бытовой среды города.

Задачи:

формировать

мотивы

положительной

социализации

личности,

повышения самооценки, адаптация в социуме;

формировать

и

совершенствовать

культурно-гигиенические,

социально-бытовые

и

трудовые

навыки

в

условиях

проживания

в

многоквартирном

доме;

учить

взаимодейстововать

с

различными

социальными институтами (образовательные учреждения, магазины, аптеки,

банки, почта и т.д.);

вырабатывать навыки поведения в городском транспорте, соблюдения

правил

безопасного

поведения

на

улице

и

ориентирования

в

городском

пространстве;

воспитывать

уважение

к

истории

и

культуре

страны

и

города,

расширять

кругозор

и

развивать

познавательные

интересы,

используя

культурно-историческое

наследие

Санкт-Петербурга

(музеи,

театры,

выставки, городская архитектура, исторические памятники);

формировать интерес к жизни современного Петербурга.

развивать

умение

ориентироваться

в

городе,

активно

использовать

культурный потенциал СПб

создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации

воспитанников в их жизненном пространстве;

формировать

культуру

и

в

потребность

ведения

здорового

образа

жизни,

приобщать

к

двигательной

активности,

регулярным

занятиям

физической культурой и спортом, используя городские рекреационные зоны

(спортивные площадки, сады, парки и т.д.) и добиваться отказа от вредных

привычек;

содействовать решению социальных проблем, развитие гражданской и

социальной активности;

создать условия для

самореализации личности,

патриотического и

духовно-нравственного

воспитания,

интеллектуального

и

творческого

развития подростков, общей культуры подростков;

содействовать

воспитанию

гражданственности,

толерантности,

уважения к правам и свободе человека;

создать

основы

для

выбора

и

освоения

дополнительных

образовательных программ;

использовать интересы подростка ,путём вовлечения

в различные

формы досуговой деятельности;

оказать содействие в профессиональной ориентации воспитанников;

повысить

мотивацию

подростков

к

обучению

в

школе:

улучшить

успеваемость воспитанников, ликвидировать пробелы в знаниях; расширять

кругозор, повышать интеллектуальный уровень и развивать познавательные

интересы воспитанников.

Основные принципы работы :

Процесс социализации воспитанников в

культурно-бытовую среду

г.Санкт-Петербурга

должен

основываться

на

проверенных

практикой

и

дающих

положительные

результаты

принципах,

адекватных

целевым

установкам,

предъявляемым

государством

к

воспитанию

подрастающего

человека, тенденциям развития социокультурного пространства:

демократизм, суть которого – в переходе от системы с

однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к

субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на

педагогике сотрудничества всех участников процесса социализации

несвершеннолетних, проживающих в специализированной социальной

квартире;

принцип организации личного пространства ребенка - требует

создания таких условий, когда воспитанник может уединиться,

оформить свое личное место; учета индивидуального темпа и режима

проживания, предоставления возможности самостоятельно

регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его

потребностями, сохранять границы собственного «я», свою автономию

в выборе и определении личного пространства, времени, личных

контактов и социальных ролей;

духовность, проявляющаяся в формировании у воспитанников

специализированной социальной квартиры смысложизненных

духовных ориентаций, соблюдении общечеловеческих норм

гуманистической морали, интеллектуальности и менталитета

российского гражданина;

толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к

мнению других людей, учет их интересов, вероисповедания, мыслей,

культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

вариативность, включающая различные варианты технологий и

содержания дополнительных программ, нацеленности системы

воспитания на формирование вариативности способов мышления,

готовности к деятельности в ситуациях неопределенности; принцип

вариативности организации в работе с детьми - требует учета всего

диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий

для реализации существующих интересов детей, их обогащения и

возвышения. Пробуждение новых интересов.

природоспособность – учет прав пола, возраста, наклонностей,

характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за

саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;

эффективность как формирования навыков социальной адаптации,

самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая

права и свободы других, установившихся норм и традиций.

воспитывающее обучение – использование воспитательного

потенциала содержания дополнительных образовательных программ в

целях личностного развития воспитанников, формирования

положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на

творческо-практическую деятельность;

системность – установление связи между субъектами деятельности по

взаимодействию в реализации дополнительных программ,

утверждённых к применению в ГБУСОН СРЦ «Вера» , а также в

проведении конкретных мероприятий.

принцип педагогического стимулирования социальных проб -

предусматривает создание условий для самооценки учащимся своих

возможностей на основе последовательного выбора способов

поведения в процессе освоения различных социальных ролей.

Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и

большинство его общественных связей. В процессе включения в эти

сферы у детей формируется определенная социальная позиция и

социальная ответственность, которые и являются основой для их

дальнейшего вхождения в социальную среду;

принцип сочетания взаимной заботы и требовательности -

требует создания такого стиля отношений в группе воспитанников, при

которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же

время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в

специализированной социальной квартире, определения общих целей

педагогов и воспитуемых. Организации их совместной деятельности

на основе взаимопонимания и взаимопомощи; исключения проявлений

признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности

к непривычному поведению других людей. Признания их права на

такое поведение;

принцип нравственного обогащения социальной среды - требует

постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих

ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта

воспитанников. Упрочнения и развития нравственных норм в

окружении детей, формирования у них нравственных привычек.

Развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в

качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды;

принцип развития самодеятельности и инициативы детей -

требует активного участия воспитанников в решении вопросов

жизнедеятельности коллектива учреждения. Развития для принятия

детьми самостоятельных решений и ответственности за их

выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в

различных видах деятельности; поддержки различных инициатив,

направленных на достижения значимых целей.

В этой связи возрастает роль принципа концентрации воспитателя в

развитии социальной и культурной компетентности личности, достойного

звания жителя Санкт-Петербурга,

оказание помощи молодому человеку в

освоении

социокультурного

опыта

и

свободном

самоопределении

в

социальном окружении.

Формы и методы реализации работы по социализации.

Средства и способы эффективности.

Для реализации данной работы возможны различные формы организации

воспитанников:

групповая,

индивидуальная

индивидуально-групповая.

В процессе реализации программы

используются

разнообразные формы

организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация фильмов, мини-

лекция,

описание

профессий,

встречи

с

представителями

отдельных

профессий,

конкурсы,

составление

и

решение

различных

тематических

кроссвордов.

Значительное место отводится обучающим занятиям. Они проводятся

на предприятия службы быта, магазины, в поликлиники, различные

учреждения.

Перед

проведением

экскурсии

педагоги

обязательно

проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения в

транспорте и дорогах. В ходе проведения экскурсии могут проводиться

практические работы.

Большое

внимание

уделяется

индивидуальной

и

групповой

беседе,

которая

всегда

сопровождается

наглядностью

и

эмоциональностью.

Как показал опыт, при работе с данной категорией воспитанников

необходимо применять методы стимулирования.

В работе представлены разнообразные

методы

воспитательной

работы:

практические

занятия,

деловые

и

ролевые

игры,

практикумы,

тренинги,

эстетические

беседы,

диспуты

,

встречи

с

интересными

людьми,

акции,

экскурсии,

походы,

конкурсы,

презентации, проекты, выставки и т. д.

Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция,

диспут, примеры);

Методы

организации

деятельности

и

формирования

опыта

общественного

поведения

личности

(приучение,

метод

создания

воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);

Методы

стимулирования

и

мотивации

деятельности

и

поведения

личности

( познавательная игра, дискуссия, поощрение и др.);

Поощрение,

как

один

из

методов

стимулирования,

имеет

особое

значение в работе .Поэтому после каждого проведенного мероприятия

проводится

рефлексия,

педагог

отмечает

каждого

участника

проведенной

работы.

Это

позволяет

отметить

их

положительные

качества,

развитию

стремления

к

положительным

поступкам,

к

формированию воли.

Принципы поощрения:

Всеобщность выражения.

Соразмерность заслуге.

Обязательность исполнения

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Социальная

реабилитация

подростков

в

условиях

проживания

в

специализированной

социальной

квартире

ГБУ

СОН

СРЦ

«Вера»

Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга

Основными задачами ГБУ СОН «СРЦ «Вера» являются профилактика

безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, реабилитация

и возвращение в социум детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

СРЦ «Вера» проводит реабилитацию детей в возрасте от 3-х до 18-ти лет, как

в условиях стационарного отделения (круглосуточного пребывания ребенка

или семьи в учреждении), так и в рамках отделения дневного пребывания,

осуществляет патронаж над семьями, с целью помощи семье в преодолении

трудной жизненной ситуации. Центр работает с неполными, малоимущими,

многодетными семьями, которые нуждаются в дополнительной социально-

медико-психолого-педагогической

помощи,

оказывает

помощь

детям

из

асоциальных семей.

Причинами обращения в центр могут являться:

- оставление ребенка без попечения (смерть родителей, изъятие ребенка

из семьи, в связи с угрозой жизни и здоровью);

-

временное

оставление

ребенка

без

попечения

(госпитализация

родителей, законных представителей);

- невозможность родителей в данный период времени осуществлять

содержание и воспитание ребенка (потеря работы, жилья);

-

необходимость

помощи

семье

в

коррекции

поведения

ребенка

(нежелание

ребенка

посещать

школу,

уходы

из

дома,

совершение

противоправных действий);

- необходимость оказание помощи в гармонизации внутрисемейных и

детско-родительских отношениях;

- другая трудная жизненная ситуация, с которой семья самостоятельно

справиться не может.

Реабилитация детей на стационарном отделении проходит в условиях

новой

социальной

технологии

в

специализированных

социальных

квартирах, благодаря чему реабилитация детей проводится в малой группе в

условиях, максимально приближенных к домашним, где к каждому ребенку

применяется

индивидуальный

подход.

В

Центре

созданы

комфортные

условия для проживания, социализации, обучения и досуга детей.

Социальная квартира ,в которой я работаю , расположена по адресу:

пр. Рижский д.70,кв.14. Открыта в сентябре 2009 года и предназначена для

проживания подростков-мальчиков от 14 до 18 лет в количестве 7 человек.

Как

правило,

это

дезадаптированные

подростки

с

асоциальными

установками, такими как: табакокурение, принятие и распитие спиртных

напитков, прогулы в школе, бродяжничество, воровство, лживость и т.д.,

почти все они состоят на учете в органах полиции. Поэтому основной целью

своей

работы

считаю

создание

необходимых

условий

для

успешной

социальной реабилитации подростков. Для достижения поставленной цели

выполняю следующие задачи:

обеспечить

соблюдение

правил

внутреннего

распорядка

воспитанниками;

сформировать или развить (в зависимости от состояния)

культурно-гигиенические

и

социально-бытовые

навыки

подростков;

оказать помощь в освоении школьной программы;

формировать

благоприятный

морально-психологический

климат в коллективе воспитанниц, проживающих в социальной

квартире;

организовать

полноценный

и

разнообразный

досуг

воспитанниц;

создать

воспитательную

среду

для

нравственного

становления подростков.

Технология реабилитации подростков в условиях специализированной

социальной квартиры на сегодняшний день является принципиально новой,

поэтому требует от всех участников этого процесса полной отдачи, умения

творчески

подходить

к

решению

нестандартных

задач,

высокого

уровня

знаний

и

постоянного

повышения

квалификации

и

самообразования

в

вопросах

педагогического

и

психологического

сопровождения

несовершеннолетних.

Работая

с

трудными

подростками,

важно

строить

работу

на

основе

постоянной

поддержки

и

стимулировании

позитивного

поведения. Говоря о преимуществе этой социальной технологии, уместно

сказать, что мне отводится роль «социальной мамы», я являюсь примером

для

воспитанников,

носителем

духовных,

моральных

и

культурных

ценностей. Передавая детям знания и личный опыт, я показываю,

какими

могут быть отношения между людьми.

Моя работа с подростком начинается с участия в консилиуме, в

результате

которого

составляется

реабилитационная

карта

воспитанника,

разрабатывается

индивидуальная

программа

социальной

реабилитации

несовершеннолетнего. Проведение консилиумов педагогами и специалистами

Центра

позволяют

составить,

и

в

дальнейшем

корректировать

индивидуальную программу реабилитации, которая включает в себя вопросы

медицинской,

социально

-

правовой,

психологической

и

педагогической

помощи

ребёнку,

что

отражается

в

индивидуальных

реабилитационных

картах,

которые

заводятся

с

момента

поступления

в

Центр.

В

них

фиксируются

все

изменения

в

поведении

ребёнка,

что

в

свою

очередь

позволяет

проследить

динамику

реабилитационного

процесса

и

своевременно

внести

необходимые

изменения.

За

каждой

социально-

реабилитационной картой закрепляется ответственный воспитатель.

С момента поступления несовершеннолетнего в квартиру,

начинается

непосредственное

знакомство

с

ним.

Проводя

диагностику,

я

оцениваю состояние: культурно-гигиенических навыков, трудовых умений и

навыков, дисциплины, отношений подростка со сверстниками и взрослыми,

отношения

к

учебной

деятельности,

познавательных

интересов

(чтение,

творчество, спорт…). Результаты вношу в реабилитационную карту, на их

основании разрабатываю и составляю ежемесячное планирование, включая

мероприятия по социальной и трудовой адаптации несовершеннолетних и

социально-психологической реабилитации. Далее я ежемесячно фиксирую в

реабилитационной

карте,

закрепленного

за

мной

несовершеннолетнего,

основные события и изменения, происходящие с ним.

Также моей первоочередной задачей является знакомство подростка с

новой для него

жизнью. Я провожу беседу о правилах проживания в

специализированной

социальной

квартире,

инструктаж

по

технике

безопасности, знакомлю с бытом и режимом квартиры, провожу игры на

знакомство с подростками и юношами, проживающими в квартире.

В течение периода адаптации к новым условиям предоставляю

воспитаннику

возможность

получить

интересующую

его

информацию,

включиться

в

совместную

деятельность,

позволяющую

наиболее

точно

понять и принять основные нормы и требования.

В процессе реабилитации воспитанники максимально вовлечены в

различные виды деятельности: учебную, хозяйственно-бытовую, творческую,

познавательную. Мальчики участвуют в уборке квартиры и со временем

учатся поддерживать в ней уют, ухаживать за своими личными вещами и

вещами

квартиры,

использовать

необходимую

бытовую

технику.

Особое

внимание я

уделяю работе по обучению воспитанников приготовлению

пищи, сервировке стола, выбору и покупке продуктов. В данной работе я

стремлюсь к тому, чтобы каждый воспитанник не просто научился готовить

несложные

блюда

или

сервировать

стол,

а

через

личное

эмоциональное

включение

приобрел

положительный

опыт,

необходимый

д л я

самостоятельной жизни.

Регулярно провожу индивидуальные и групповые обучающие занятия

по формированию и совершенствованию культурно-гигиенических навыков и

социально-бытовых

ориентировок.

Как

правило,

у

большинства

воспитанников к концу пребывания в нашем центре правильное выполнение

культурно-гигиенических процедур доведено до автоматизма и не требует

постоянного контроля со стороны взрослых. Несовершеннолетние стараются

поддерживать порядок в личных вещах и в квартире, умеют безопасно и

эффективно

пользоваться

и

ухаживать

за

бытовой

техникой

(стиральной

машиной, пылесосом, миксером, утюгом, электроплитой, холодильником),

совершать покупки, пользоваться общественным транспортом, знают правила

поведения в общественных местах и правила безопасности на дороге и в

местах большого скопления людей.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на потребности и

мотивы ребёнка, определяя, что является главным на данный момент для

него. Эта работа включает в себя следующие компоненты:

- целенаправленная работа по нравственному просвещению – это уроки

этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации;

- актуализация всех источников жизненного опыта воспитанников;

- введение нравственных критериев во все виды деятельности и проявления

личности воспитанников.

Используя эти компоненты, я формирую у воспитанников основы

социально-нравственного поведения, основы здорового образа жизни, веду

профилактическую работу по отказу от вредных привычек, формирую у

мальчиков позитивные взгляды на своё будущее, а так же необходимый запас

знаний,

умений

и

навыков,

который

позволит

им

уверенно

начинать

самостоятельную жизнь, успешно в ней адаптироваться и интегрироваться в

социум.

Использование

культурно-бытовой

среды

города

в

социально-

педагогической работе .

Основными критериями в работе с трудными подростками считаю

своим правом использовать огромный потенциал культурно-бытовой среды

большого

и

прекрасного

мегаполиса

мира

-

славного

города

Санкт-

Петербурга.

Воспитание

чувства

любви,

интереса

к

истории

Отечества,

истории Санкт-Петербурга, жителям города на Неве, стать

неотъемлимой

частью звания настоящего петербуржца -одна из основных целей в моей

работе. Воспитывать

любовь

к

родному

краю-

Ленинградской

обл.,

к

бережному

отношению к природе ;усвоение прав и обязанностей, основ

национальной

культуры

;

знакомить

с

истоками

национальной

культуры;

развивать любознательность и интерес к традициям города;

расширение

кругозора; воспитание гражданской ответственности и чувства патриотизма;

уважение

к

истории,

культуре

своей

страны,

г.

Санкт-Петербурга;

формирование

толерантного

отношения

к

людям

р а з л и ч н ы х

национальностей; способствовать становлению более совершенного человека

в

нравственном,

мировоззренческом,

творческом

плане;

стремиться

всё

делать красиво; уметь отличать разные виды изобразительного искусства:

живопись,

графику,

скульптуру,

архитектуру,

декоративно-прикладное

искусство и т. д. –овладеть хотя бы малой частицей и зародить зерно жажды

познания и осознания своей причастности к великому городу-это задачи моей

реабилитационной работы.

Проведение ознакомительных бесед с историей микрорайона и

предстоящей

поездки

по

определённому

маршруту;

организация

для

воспитанников

экскурсий

;

посещение

музеев

и

выставок;

посещение

театральных

постановок

и

досуговых

культурно-развлекательных

и

спортивных центров города; просмотры кинофильмов, с последующим их

обсуждением, прогулки по городу с составлением маршрута ориентирования

в окружающей среде; привлечение

к чтению художественной литературы,

проведение цикла занятий по Петербурговедению- перечень мероприятий из

программы реабилитационной работы с воспитанником по социализации с

использованием средств культурно-бытовой среды города.

Организация процесса освоения детьми социальной квартиры «своего

места»-города ,в котором они живут –это увлекательный творческий процесс.

При планировании проводимых мероприятий учитывается территориальное

расположение

квартиры,

школ,

в

которых

они

обучаются,

особенности

района,

уровень

познавательных

возможностей

детей,

степень

их

заинтересованности.

Программа

освоения

и

изучения

города

имеет

обязательный компонент-познавательные прогулки и экскурсии, без которых

немыслимо

освоение

реального

города.

Предварительно

проводятся

ознакомительные занятия.

Цель

таких

занятий

-способствовать

эмоционально

–ценностному

восприятию детьми города «как своего мира», представляющего значимость

для них при условии взаимодействия с объектами городской среды и людьми.

Задачи:

-побудить

у

детей

познавательный

интерес

к

изучению

своего

города,

предоставив каждому ребёнку открыть «новое в знакомом окружении»;

-помочь детям сформировать представления о ценности объектов городской

среды для них и других жителях Санкт-Петербурга;

-способствовать формированию у детей элементарных умений ,необходимых

им в учебной и повседневной жизни;

-умение ориентироваться в пространстве города; ориентироваться по карте-

схеме ;реально ориентироваться в инфраструктуре городской среды;

-способствовать

выражению

детьми

своих

впечатлений

от

памятников

наследия и их создателей;

-закрепление полученных знаний в течении учебного года на социальной

квартире.

Приведу ,как пример, проведённую в процессе обучения итоговую

викторину : «Город мой –Санкт –Петербург»

1.Задание

1:

«Описание

объекта»-предложить

одним

детям

описать

архитектурное сооружение, а другим его отгадать.

2.Задание № 2:Дидактическая игра «Что лишнее?». Из 3 объектов выявить

общее и найти отличия:

А)-Петропавловский собор;Казанский собор и Летний дворец.;

Б)-Адмиралтейство; Петропавловский собор и Исакиевский собор;

В)Меньшиковский дворец;Кикины палаты и Зимний дворец

3.Задание № 3: Вспомнить и рассказать стихи к заданным вопросам :

А)-Какая река называлась Мья?

Б)-Назовите главную реку Санкт-Петербурга.

В)-Через какую реку перекинуты цветные мосты ?

4.Задание №4.С каких улиц можно увидеть Адмиралтейство?

5.Задание № 5.Назвать по 2 архитектурных сооружения:

А)-архитектора Чевакинского;

Б)-архитектора Тома де Томона;

В)-архитектора Растрелли;

Г)-архитектора Монферана.

6.Задание № 6.Назовите 3 объекта с одним названием.

7.Заданиее № 7.Какие острова Санкт-Петербурга вы знаете ?

8.Задание № 8.Какие реки Санкт-Петербурга вы знаете ?

9.Задание № 9.Какие места в городе содержат в своём названии цифровой ряд

из «Арифметики» ?

10.Задание

10.Работа

по

карте.

Назовите

объект

этого

архитектора

и

найдите место на карте (картинки).

Ожидаемый результат: Проведённая викторина поможет проконтролировать

уровень знаний, умений, оценочных суждений на каждом этапе обучения и

при

его

завершении;

выявить

ошибки,

недочёты,

пробелы

в

знаниях,

умениях,

навыках.

Это

необходимо

для

того,

чтобы

петербуржец

ориентировался в культурном пространстве города и меть представления о

возможных путях самореализации в нём.

Параллельно с ознакомлением с культурным наследием родного города

проводится и знакомство с социальными объектами, а главное с горожанами-

жителями славного города на Неве. Важное значение

для социализации

воспитанников

играет знакомство

с социально значимым взрослым. Для

этого

проводятся

встречи

с

людьми

различных

профессий

(пекарями,

рестораторами, рабочими и специалистами предприятий Адмиралтейского

района, врачами, учителями, работниками театра и кино, представителями

различных религиозных конфессий и православной религиозной общины

представителями

ведомственных

и

силовых

структур

МВД,

МЧС,ОБЭБ;

студентами МБИ и Университета МВД, которые уже давно стали нашими

друзьями и т.д. Огромную помощь в этом мне оказывают

волонтёрские и

общественные организации города, с которыми на протяжении моей работы

в Центре « Вера»,установлены прочные взаимосвязи.

Регулярно

для воспитанников проходит освящение

сообщений о

событиях, происходящих в нашей стране и мире, организуются просмотры

новостных

телепередач

и

обсуждение

наиболее

значимых

новостей,

расширяющие знания подростков в области истории России и города через

посещение

музеев,

прогулок

по

Санкт-Петербургу

и

просмотров

исторических кинофильмов.

Ведётся работа по формированию исторической памяти. Организовала

посещение мемориального комплекса на площади Победы, мемориального

кладбища

в

Сестрорецке,

музея

Сестрорецкий

рубеж,

музея

Блокады

Ленинграда

и

т.д.

К

памятным

датам

о

Великой

Отечественной

Войне

провожу занятия, делаю сообщения для воспитанников, организую просмотр

художественных

и

документальных

фильмов,

обязательно,

с

анализом

и

обсуждением, встречи с участниками событий.

Являясь неравнодушным к судьбе своей Родины гражданином России,

жителем

славного

города

Санкт-Петербурга,

веду

активную

работу

по

воспитанию патриотических чувств воспитанников.

Ежегодно с воспитанниками социальной реабилитационной квартиры

принимаю участие в военно-патриотическом слёте на турбазе «Лена», что

расположен в Приозерском районе Ленинградской области, проводимом при

участии Ассоциации родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ».

Этот

опыт

общения,

взаимодействия,

«здорового

соревнования»,

дружбы и взаимной поддержки с детьми инвалидами является бесценным для

подростков

с

девиантным

поведением.

Они

возвращаются,

после

3-х

дневного пребывания на слёте, «другими» детьми. Повышается мотивация к

здоровому

образу

жизни,

способность

к

саморегуляции,

положительная

эмоциональная динамика, жизненный позитив .Они начинают «слушать» и

«слышать»

собеседника,

у

многих

из

подростков

впервые,

зарождается

потребность в оказании помощи более слабому.

Активно принимаем участие в паломнических поездках по святым

местам, организованным на средства благотворительных организаций .

Учебная деятельность, спорт, ЗОЖ:

Большое внимание уделяется работе по формированию и развитию

навыков

учебной

деятельности,

помощь

воспитанникам

ликвидировать

пробелы в знаниях, что положительно влияет на повышение их самооценки и

мотивации к обучению. Для достижения этой цели я контролирую ведение

дневников, добиваясь их своевременного заполнения и записи домашнего

задания,

организую

регулярное

выполнение

домашних

заданий,

поддерживаю контакт с учителями школ, где обучаются воспитанники для

получения достоверной информации об их оценках и поведении, провожу

мини-лекции

и

викторины

на

различные

темы,

организую

занятия

по

развитию

памяти,

внимания

и

усидчивости.

С

администрацией

и

педагогическим коллективом ,особенно с социальными педагогами

школ

района

,которые

посещают

воспитанники

отработан

и

налажен

чёткий

механизм взаимодействия. Без него работа по формированию мотивации к

обучению не имела бы положительных результатов.

Большим

индивидуальным

потенциалом

считаю

ра з вит ие

способностей воспитанников через регулярные занятия спортом и развитие

двигательной активности, посредством выполнения физических упражнений

с

гантелями

,роликами;

практически

ежедневными

тренировками

и

товарищескими

на спортивных площадках микрорайона. Еженедельно по

пятницам

воспитанники

посещают

секцию

борьбы

,организованную

на

благотворительной

основе,

при

участии

бойцов

СОБР;

а

по

субботам

посещают бассейн при ГБОУ школе № 235 Адмиралтейского района. В

зимний

период,

дополнительно,

воспитанники

катаются

на

коньках

на

стадионе « Ледовый рай» и совершают прогулки на лыжах за город или в

парке «Екатерингоф».

Ежегодное участие в «Лыжне России» стало доброй традицией для

воспитанников специализированной социальной квартиры.

Формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства

ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, навыков ЗОЖ,

негативного отношения к вредным привычкам, профилактика употребления

ПАВ., профилактика здорового образа жизни-всё это является неотъемлимой

частью воспитательной работы по социализации подростков в культурно-

бытовую среду города. Этому направлению я уделяю «особое внимание» в

своей разработке.

Работа с родителями.

Семья занимает особое место в работе с детьми , оставшимися без

попечения родителей, так как социализация, как правило, осуществляется в

семье.

Семья

является

основным

проводником

знаний,

ценностей,

отношений, социальных ролей и обычаев, передаваемых от поколения к

поколению. Очень важным фактором в достижении необходимого результата

социальной реабилитации подростка считаю налаживание доверительных и

дружелюбных отношений с родителями воспитанников при условии, что по

окончании процесса реабилитации подросток возвращается в семью. В таких

случаях я стараюсь, чтобы родители почувствовали себя в «одной команде» с

воспитателями

и

были

готовы

принять,

насколько

это

возможно,

наши

правила,

чтобы

они

были

готовы

измениться

сами

и

принять

в

семью

«нового»

изменившегося

подростка.

Для

этого

я

стараюсь

регулярно

беседовать с ними по телефону и лично, стимулирую желание родителей

проводить больше времени со своими детьми, доброжелательно комментируя

письменные отчеты родителей об их совместной деятельности в выходные

дни. По таким отчетам можно проследить определенную динамику развития

отношений в семье. Если в первое время отчеты обычно немногословны и

похожи друг на друга: «…в выходные дни мой сын спал, гулял с друзьями,

общался в соцсети…», — то через некоторый период в них можно прочитать

следующее: «…вместе наводили порядок в квартире, ходили на каток всей

семьей, помогал готовить обед, гулял с младшим братом…». В таких случаях

можно

говорить,

что

результатом

моей

работы

становится

и

социальная

реабилитация семьи.

Индивидуальный подход (практические примеры)

Самых больших эмоциональных затрат в моей работе требует

необходимость

найти

индивидуальный

подход

к

каждому

воспитаннику.

Любой ребенок требует к себе бережного и уважительного отношения как к

личности, а тем более подросток, который ищет свое место в сложном мире

взрослых и, как правило, заранее обречен на то, чтобы терпеть неудачи в

решении задач, предлагаемых жизнью. Не все способны сделать правильный

вывод из своих поражений самостоятельно, многие, не найдя поддержки

замыкаются

и

озлобляются,

что

приводит

их

к

различным

проявлениям

девиантного поведения. Среди моих воспитанников большинство именно

такие, поэтому часто бывает очень трудно, не ломая личности, изменить ее

сознание и отношение к окружающему миру. В таких случаях мне помогает

такая черта моего характера, как терпеливость, а также умение организовать

увлекательную совместную деятельность, например, занятия по кулинарии

или

игры,

развивающие,

настольные

или

подвижные.

Грамотное

использование

приемов

и

методов

работы

с

подростками

с

девиантным

поведением,

позволяет

мне

создавать

и

поддерживать

благоприятный

морально-психологический климат в детском коллективе.

Примеров

индивидульного

подхода

в

применении

современных

методов и технологий для

положительной реабилитации подростков и

возвращения

его

в

социум,

в

моей

педагогической

копилке

,более

чем

достаточно. Одним из наиболее значимых достижений в работе считаю –

отказ от употребления ПАВ подростком «К» (назовём его так )-возвращение

его

в

приёмную

семью

(поступил

в

центр

с

личным

заявлением

на

нежелание

проживать

в

семье),повышение

мотивации

к

обучению,

результатом

которого,

стало

поступление

подростка

в

техникум

физкультуры.

Очень

сложно

складывались

отношения

с

«К»,

изменения

в

осознании

произошло,

когда

усилиями

воспитателей

и

волонтёров

общественного

движения

«Петербургские

родители»

был

организован

праздник

«День

рожденья»

с

развлекательной

программой

и

изготовлением

торта

с

изображениями символа его мечты.

А я

написала ему стихотворение

«Посвящение», что и стало поворотной точкой на пути обратного отчёта к

восстановлению личности.

«Так уж бывет,так уж выходит-кто-то теряет,а кто-то находит…»

МЫ ЖЕЛАЕМ ТЕБЕ НЕ ТЕРЯТЬСЯ В ЖИЗНИ СЛОЖНОЙ,ПОРОЙ СУРОВОЙ

А еще желаем влюбляться-это здорово,даже-клёво !

И в учёбе,конечно,удачи-это нужно,мы знаем точно!

Друга верного,жизни нескучной,цель поставь пред собой и точка !

К ней иди,твёрдо верь,что сможешь,лень откинь и тупую глупость

Разложи «на верху» всё по полкам,прочь гони депрессуху и грубость!

Ты талантлив и то –очевидно! И умён ! Прекращай стесняться!

И откройся любимым людям…Не давай в себе сомневаться..

Добрым,чутким,небезразличным-вот таким мы тебя разглядели

Не пускай в свою юную душу по весне «чумовые»метели..

У тебя будет всё в порядке! Мы уверены-ты захочешь!

Поздравляем тебя сердечно!Верим мы в тебя,Костя,очень !

ТВОИ педагоги…

Одним из примеров могу назвать опыт работы с подростком « С».

Отказ

от

учёбы(не

посещал

школу

с

5

по

8

класс

),склонность

к

бродяжничеству,

вредные

привычки

,нарушение

детско-родительских

отношений и т.д.

А помогла мне « работа с мечтой». Подросток был увлечён спортивным

катанием на велосипеде ВМХ, но для осуществления мечты не было ни

физических,

ни

материальных

возможностей.

Совместная

работа

с

волонтёрами,

школой,

родителями,

сотрудниками

Центра

помогла

простимулировать

подростка.

Результат

кропотливой

ежедневной

работы-

сдача ГИА за 9 класс; трудоустройство в автомастерскую и возвращение в

биологическую семью. Наградой ему стал обещанный велосипед.

И таких примеров множество.

Организационно-координирующая работа.

Без комплексного взаимодействия со всеми специалистами Центра,

межведомственного

взаимодействия

представителей

р а з лич ны х

социальных

институтов

и

организаций

города

и

района,

работа

с

подростками,

попавшими

в

ТЖС

не

принесла

бы

положительных

результатов, которые я наблюдаю на практике.

Механизм взаимодействие воспитателя:

с социальным педагогом:

-

социальный педагог - посредник между личностью воспитанника и

всеми социальными институтами в разрешении личностного кризиса

воспитанника;

с педагогом-психологом:

-

воспитатель

изучает

индивидуальность

воспитанников,

процесс

их

адаптации и интеграции в социум;

-

координирует

связь

педагога-психолога

с

родителями,

их

консультативную, терапевтическую поддержку;

-

анализирует развитие коллектива группы, определяя познавательные,

творческие способности и возможности воспитанников;

-

координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и

групповой

деятельности

коллектива

воспитанников,

как

со

своей

стороны,

так

и

со

стороны

других

участников

воспитательного

процесса.

с педагогами дополнительного образования:

-

взаимодействие

помогает

использовать

все

многообразие

системы

дополнительного

образования

для

расширения

познавательных,

творческих способностей воспитанников;

воспитатель

способствует

включению

воспитанников

в

различные

творческие объединения по интересам (секции, кружки);

с медицинскими работниками образовательного учреждения:

воспитатель заботится о здоровье своих воспитанников, используя

информацию, получаемую от медработников.

Осуществляя необходимое тесное сотрудничество работников Центра с

теми

семьями,

где

находятся

дети,

проходящие

и

уже

прошедшие

реабилитацию (проводим беседы с родителями, консультируем в воспитании

воспитанников ,попавших в

трудную жизненную ситуацию, привлекаем

родителей и воспитанников к участию в различных мероприятиях).

Следствием ежедневной работы по профилактике и коррекции

девиантного

поведения

детей

и

подростков

является

комплексная

работа

специалистов

центра

«

Вера»,

где

поддерживается

комфортная

воспитательная среда, способствующая формированию стиля поведения в

обществе и здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, развитию

активной гражданской позиции и тесное взаимодействие с представителями

межведомственных

организаций:

школа,

ОДН,

медицинские

учреждения,

администрация

района,

комплексный

центр

«

Семья»,

привлечение

человеческих

и

финансовых

ресурсов

благотворительных

волонтёрских

организаций и т.д., что помогает осуществлению и закреплению позитивных

изменений в поведении, способствующие гармонизации развития личности

воспитанников.

А

это

значит,

что

процесс

социализации

подростков

с

девиантным

поведением

в

условиях

проживания

в

специализированной

социальной квартире проходит успешно.

Рекомендации по социализации в условиях специализированной

социальной квартиры:

Осуществление контроля за поведением несовершеннолетних – без

допущения авторитаризма и попустительства.

Необходимо своевременно поощрять ребенка: одобрить то или действие.

Также ни один из поступков детей не должен ускользнуть от внимания

воспитателей, причем важно высказывать неодобрение по поводу проступка

ребенка сразу. В связи с этим, запрещая какое-то действие, следует:

Всегда давать словесную оценку неодобряемому действию.

Следить, чтобы ни один, даже незначительный поступок ребенка не остался

незамечен, не вызвал надлежащей реакции окружающих.

Пресекать

проявление

эгоизма

и

эгоцентризма.

Это

корень

всех

отрицательных

проявлений

личности,

таких

патологических

качеств,

как

эффекта

неадекватности,

обидчивости,

агрессивности,

потребительства,

имеющих самое непосредственное криминогенное значение.

В своей работе воспитателям необходимо руководствоваться

принципом

последовательности

-

единства

слов

и

дел.

Наличие

несоответствия между ними, умаляет все попытки воспитания, закладывает у

воспитанников основы цинизма, лицемерия, лживости.

Развивать

и

детей

и

подростков

отрицательное

отношение

к

распространению,

употреблению

психоактивных

веществ,

формирование

навыков здорового образа жизни, неприятия алкоголя, табака и наркотиков,

ценностного отношения к своему здоровью.

Необходимо

приучать

несовершеннолетних

к

труду

Это

формирует

чувство взрослости, ответственности, дисциплинирует.

Формировать

у

воспитанников

навыки

социально-приемлемого

поведения, с целью успешного регулирования несовершеннолетними своих

эмоций, адекватно воспринимать критику, сотрудничать со сверстниками и

взрослыми, избегать конфликтов, серьезных личных, бытовых и ученических

проблем.

Межличностные

отношения

подростков

должны

строиться

на

принципах

терпимости,

диалога,

позитивного

отношения

друг

к

другу,

отвержения насилия.

Воспитание здорового потребительства – данный компонент социального

воспитания

ориентирован

на

раннюю

профилактику

корыстных

преступлений несовершеннолетних. Подросток должен понимать, что все

блага, которым его окружили государство и общество, не свалились с неба.

Он должен их рассматривать, как аванс в счет будущих дел. Иначе с ростом

ребенка будут непомерно расти его желания и уровень притязаний. Чем

больше будет разрыв между притязаниями и реальными возможностями их

удовлетворения,

тем

в

более

опасной

социальной

ситуации

окажется

подросток.

Принцип «полной занятости» воспитанников. Следует в меньшей степени

ориентироваться

на

«развлекательную»

форму

организации

свободного

времени,

а

больше

ориентироваться

на

ту

деятельность,

которая

может

реально

осознаваться

несовершеннолетними,

как

социально-полезная.

Формировать духовно-нравственную позицию жить не по принципу «хочу», а

по

принципу

«нужно».

В

условиях

специализированной

социальной

квартиры

надо

найти

«поле»

для

приложения

сил

своих

воспитанников.

Самое

пристальное

внимание

должно

быть

уделено

организации

общественно-полезной деятельности. Необходимо провести переориентацию

активности подростка, переключить его силы и внимание с негативных форм

самореализации к позитивным. Поэтому так важно развивать общественно-

полезную

деятельность

подростков,

педагогически

управлять

ею.

Чтобы

такая деятельность способствовала развитию подростка, она должна отвечать

ряду требований:

Быть посильной, чтобы не отбить желание в ней участвовать.

Отличаться

привлекательностью,

которая

обеспечивается

новизной,

ощутимым результатом, одобрением окружающих.

Открывать

возможности

для

самовыражения

подростка,

проявления

его

индивидуальности.

Воспитание личности, ориентированной на создание крепкой, здоровой

семьи и обладающей высокой культурой чистоты половых отношений.

Правовое воспитание несовершеннолетних. Под правовым воспитанием

понимается

деятельность,

направленная

на

формирование

правового

сознания, правовой культуры, уважение к праву, его целям, убежденности в

его необходимости и ценности, привычка и потребность в любой ситуации

действовать правомерно.

Нравственное воспитание несовершеннолетних. В процессе деятельности

данного

направления

происходит

формирование

нравственных

качеств

личности. Огромное значение нравственного воспитания обусловлено тем,

что она представляет собой воспитательную деятельность, направленную на

формирование качеств личности, определяет отношение человека к обществу,

к самому себе.

Когда человеком с детских лет усвоены необходимые моральные правила, он

увереннее проходит сложные перекрестки своего жизненного пути, легче

преодолевает соблазны свернуть в темные переулки жизни. Нравственные и

правовые воззрения личности определяют ее направленность, ее поведение.

Результаты работы :

Ежегодный анализ проводимой работы позволяет констатировать, что у

детей, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры в

ГБУ СРЦ «Вера», уменьшаются проявления скрытой агрессии, возбудимости,

раздражительности, развивается интерес к занятиям спортом, формируются

привычка вести здоровый образ жизни и умение общаться с взрослыми и

сверстниками.

Уже

через

несколько

занятий

поведение

воспитанников

заметно меняется к лучшему: они легче идут на контакт, становятся более

лояльными, активными.

Подростки, проживающие в Центре несколько месяцев, отличаются своей

активной жизненной позицией, уважительным поведением к взрослым и

дружелюбием к детям.

Формируется и развивается интерес к занятиям спортом и арттерапией,

посещению досуговых мероприятий и кружков по интересам, культурных

мероприятий и достопримечательностей великого города- всё это, в свою

очередь, позволяет самоутвердиться и реализоваться как личность.

Реализация данной разработки направлена на подавление агрессивности,

понимание

реальной

самооценки,

развитие

способности

противостоять

негативному влиянию окружающего мира, воспитание умения не поддаваться

давлению сверстников, повышение мотивации учиться и реализоваться в

будущем не сомнительными методами.

Разработка программы по социальной реабилитации воспитанников с

девиантным

поведением,

реализуемая

педагогами

специализированной

социальной

квартиры,

помогает

подготовить

детей

к

полноценной

и

плодотворной самостоятельной жизни.

Социально адаптированные дети будут более активными, ответственными,

и вследствие этого, более успешными в будущем.

Главным условием моей успешной работы в качестве воспитателя

специализированной социальной квартиры считаю обязательное следование

принципу

единства

педагогических

требований

всех

участников

педагогического

процесса.

Для

достижения

взаимопонимания

со

всеми

воспитателями нашей квартиры стараюсь поддерживать с ними хорошие

товарищеские отношения, в случае необходимости всегда готова помочь им,

прислушиваюсь

к

мнению

и

советам

более

опытных

коллег.

Принимаю

участие

во

всех

коллективных

мероприятиях

СРЦ

«Вера»

(праздники,

поездки, концерты, собрания, лекции и т.д.)

В

течении

2016-17

гг

посещала

цикл

тренингов

по

проблеме

рискованного

поведения

несовершеннолетних,

проводимых

общественной

организацией «Петербургские родители», курсы повышения квалификации

при

институте

практической

психологии

«Иматон»;

курсы

СПБ

АППО

(социальная педагогика и психология ).В настоящее время

обучаюсь на

курсах

повышения

квалификации

СПб

ГБУ

«Городской

информационно-

методический центр « Семья».

А это стихотворение написала я и посвятила его своей работе и СПб

ГБУ СОН СРЦ « ВЕРА»:

Что такое «Вера»-это дети

Те кому нужна от взрослых помощь

Это люди те, кто с ними рядом

Каждый день и днём, и даже в полночь.

Что такое «Вера»-это дети

В жизни ,часто с сложною судьбою.

Как помочь найти тропинку к вере

Зависит часто и от нас с тобою.

Значит ,просто нужно стать добрее,

Значит, нужно просто дать «открыться»

Нужно просто всем специалистам

Каждому отдать души частицу.

Сделать это ,ох ,порой не просто-

Мотивировать в душе надежду

К жизни по-домашнему уютной,

Быть лицом красивым и одеждой.

Быть красивым мыслями и в сердце-

Растопить зимы суровой льдинки

Рисовать в альбоме по листочку,

Цветными жизни делая картинки.

Что такое « Вера»-это праздник,

Это труд, упорство, быт и будни.

Это значит быть с ребёнком вместе-

Милосердным быть ,а это трудно.

Что такое «Вера»-это вера

В то ,что мир услышит моё «Я».

Просто вера в то ,что в этом мире для любого главное-«СЕМЬЯ»!

Е.В.Захарова

Список литературы :

Баженов В.Г. «Воспитание педагогически запущенных подростков» -

Киев, 1986.

Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося

поведения, Л.: Университетское, 1989 г.

«Воспитание трудного ребёнка»/ дети с девиантным поведением – Под

редакцией Рожкова М.И.-Москва, 2001.

Карпова

Г.А.

«Педагогическая

диагностика

отклоняющегося

поведения» - Екатеринбург, 1998.

Карпова

Г.

А.

«Педагогическая

диагностика

самосознания

»

-

Екатеринбург, 2000.

Клюева Н.В. «Учим детей общению» - Ярославль, 1997.

Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль,

1997.

Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми» –

Москва, 2001.

Плинер Я.Г. «Воспитание личности в коллективе»

Рувинский Л.И. «Нравственное воспитание личности» - Москва, 1981.

Смирнова

Т.П.

Психологическая

коррекция

агрессивного

поведения

детей.- Ростов н/ Д, Феникс,

Шулешко Н.Е., Ершова А.П. Социо – игровые подходы к педагогике.-

Красноярск, 1990.- работа с родителями



В раздел образования