Авторы: Неплюева Галина Валентиновна, Морозова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания; воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБУ "Школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: "Сказочный музейный экспонат как мотиватор воспитательного процесса."
Раздел: дошкольное образование
Сказочный музейный экспонат как мотиватор воспитательного
процесса.
Автор: Неплюева Галина Валентиновна, учитель истории МБУ «Школа
№ 41» г.о. Тольятти
Соавтор: Морозова Татьяна Алексеевна, воспитатель МБУ № 126
«Солнечный зайчик» г. о. Тольятти
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство
патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у
дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами
прекрасно справляется музейная педагогика.
Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания
окружающего мира, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность
детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны,
познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в
атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.
Музейная педагогика
является особым видом педагогической практики. В дошкольном
образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в
последнее время, воспитанники детских садов посещают школьные музеи,
им доступно посещение виртуальных музеев, в самих детских садах есть
музейные уголки. Эта форма организации обучения соединяет в себе
образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и
обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и
знакомство с предметами и явлениями. Историческое краеведение является
одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае,
воспитания любви к нему, формирования гражданственности у детей.
Например,самодельные новогодние игрушки, которые приносят из своих
семейных архивов родители и дети- они важны не только тем, что красивы и
значимы в историческом смысле, но и тем, что это своего рода проводник в
историю, такие предметы помогают погружать ребенка в прошлую эпоху. Так
важно ребенку подержать этот предмет в руках, попробовать
взаимодействовать с ним, увидеть действительность навсегда ушедшего
прошлого.Любой утилитарный предмет из маленького музея может стать
основой для сказки, а сама сказка способствует познавательному развитию
детей, развитию художественных, изобразительных навыков.Так, в школьном
музее есть экспозиция раздела «Сказки из бабушкиного сундука», которая
очень помогает дошколятам познакомиться и историей вещей.
(
Раздел 3. «В мире народного творчества» , « Мой дом и вещи в нем».)
1.
Экспозиция « Ставрополь-уездный» История старых вещей.
2. Экспозиция « Бабушкин сундук». Предметы, которые нас окружают. Как
изменяется предметная сторона быта людей. Почему мы так одеваемся?
4. Практическая часть Что за чудо-самовар? (традиции русского чаепития)
5.Практическая часть. Свадебный обряд, крестильный обряд
6.Практическая часть. Смотрим старые фотографии. Рассматриваем
старый граммофон, старые бутылки,
7.
Экскурсия « Народные промыслы Самарского края» История
лаптей.мочалки, рубеля. История ложки, самовара, домотканого ковра, подзоры.
8.Экскурсия по экспозиции народного декоративно-прикладного искусства
«Золотая хохлома» – интерактивное музейное занятие.
9.«Как дерево и глина игрушкой стали» – интерактивное музейное занятие.
«Народная игрушка своими руками»
10-11.«Узелковые куклы из ткани»: Пеленашка, Кувадка и «Кукла из лыка»:
12.«Игрушки из глины и пластилина»: барыни и кавалеры, птицы и звери
13. Практическое занятие «Народная игрушка своими руками» «Как дерево и
глина игрушкой стали».
Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на
окружающий мир, воспитывает чувство гордости за достижения своих
земляков. Сказка становится мощным мотиватором познания. А источником
для сказки может быть любой предмет, который нас окружает, например-
ложка или самодельная елочная игрушка из бабушкиной коробки с елочными
игрушками.
Со многими экспонатами можно играть, и эта особенность,
безусловно, очень привлекает детей. В игре развивается инициативность и
самостоятельность, ребенок активно взаимодействует со сверстниками и
взрослым. А раз у них появляется интерес, обучение становится более
эффективным. Многие экспонаты дают почву для фантазии-для творчества,
многие дети хотят свое видение предмета выразить-в рисунке, поделке,
сказке. Играя с экспонатами дети сами придумывают сказку о прошлом этого
предмета, о том, как он попал в музей и стал экспонатом. Педагог, собирая
сказки, рисунки и поделки детей может оформить целый сборник детского
творчества
Все виды воспитательно-образовательной работы, которые
возможны на базе музея, в конечном итоге, способствуют формированию
высоконравственной личности ребенка.
Дети, полюбив и освоив музейное
пространство детского сада и школы, станут в старшем возрасте наиболее
благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и
культурных событий.