Напоминание

"Сказочный музейный экспонат как мотиватор воспитательного процесса."


Авторы: Неплюева Галина Валентиновна, Морозова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания; воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБУ "Школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: "Сказочный музейный экспонат как мотиватор воспитательного процесса."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказочный музейный экспонат как мотиватор воспитательного

процесса.

Автор: Неплюева Галина Валентиновна, учитель истории МБУ «Школа

№ 41» г.о. Тольятти

Соавтор: Морозова Татьяна Алексеевна, воспитатель МБУ № 126

«Солнечный зайчик» г. о. Тольятти

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство

патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у

дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами

прекрасно справляется музейная педагогика.

Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания

окружающего мира, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность

детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны,

познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в

атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.

Музейная педагогика

является особым видом педагогической практики. В дошкольном

образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в

последнее время, воспитанники детских садов посещают школьные музеи,

им доступно посещение виртуальных музеев, в самих детских садах есть

музейные уголки. Эта форма организации обучения соединяет в себе

образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и

обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и

знакомство с предметами и явлениями. Историческое краеведение является

одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае,

воспитания любви к нему, формирования гражданственности у детей.

Например,самодельные новогодние игрушки, которые приносят из своих

семейных архивов родители и дети- они важны не только тем, что красивы и

значимы в историческом смысле, но и тем, что это своего рода проводник в

историю, такие предметы помогают погружать ребенка в прошлую эпоху. Так

важно ребенку подержать этот предмет в руках, попробовать

взаимодействовать с ним, увидеть действительность навсегда ушедшего

прошлого.Любой утилитарный предмет из маленького музея может стать

основой для сказки, а сама сказка способствует познавательному развитию

детей, развитию художественных, изобразительных навыков.Так, в школьном

музее есть экспозиция раздела «Сказки из бабушкиного сундука», которая

очень помогает дошколятам познакомиться и историей вещей.

(

Раздел 3. «В мире народного творчества» , « Мой дом и вещи в нем».)

1.

Экспозиция « Ставрополь-уездный» История старых вещей.

2. Экспозиция « Бабушкин сундук». Предметы, которые нас окружают. Как

изменяется предметная сторона быта людей. Почему мы так одеваемся?

4. Практическая часть Что за чудо-самовар? (традиции русского чаепития)

5.Практическая часть. Свадебный обряд, крестильный обряд

6.Практическая часть. Смотрим старые фотографии. Рассматриваем

старый граммофон, старые бутылки,

7.

Экскурсия « Народные промыслы Самарского края» История

лаптей.мочалки, рубеля. История ложки, самовара, домотканого ковра, подзоры.

8.Экскурсия по экспозиции народного декоративно-прикладного искусства

«Золотая хохлома» – интерактивное музейное занятие.

9.«Как дерево и глина игрушкой стали» – интерактивное музейное занятие.

«Народная игрушка своими руками»

10-11.«Узелковые куклы из ткани»: Пеленашка, Кувадка и «Кукла из лыка»:

12.«Игрушки из глины и пластилина»: барыни и кавалеры, птицы и звери

13. Практическое занятие «Народная игрушка своими руками» «Как дерево и

глина игрушкой стали».

Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на

окружающий мир, воспитывает чувство гордости за достижения своих

земляков. Сказка становится мощным мотиватором познания. А источником

для сказки может быть любой предмет, который нас окружает, например-

ложка или самодельная елочная игрушка из бабушкиной коробки с елочными

игрушками.

Со многими экспонатами можно играть, и эта особенность,

безусловно, очень привлекает детей. В игре развивается инициативность и

самостоятельность, ребенок активно взаимодействует со сверстниками и

взрослым. А раз у них появляется интерес, обучение становится более

эффективным. Многие экспонаты дают почву для фантазии-для творчества,

многие дети хотят свое видение предмета выразить-в рисунке, поделке,

сказке. Играя с экспонатами дети сами придумывают сказку о прошлом этого

предмета, о том, как он попал в музей и стал экспонатом. Педагог, собирая

сказки, рисунки и поделки детей может оформить целый сборник детского

творчества

Все виды воспитательно-образовательной работы, которые

возможны на базе музея, в конечном итоге, способствуют формированию

высоконравственной личности ребенка.

Дети, полюбив и освоив музейное

пространство детского сада и школы, станут в старшем возрасте наиболее

благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и

культурных событий.



В раздел образования