Автор: Пендюрина Елена Викторовна
Должность: воспитатель доо
Учебное заведение: МКДОУ "Нижнемамонский детский сад№8"
Населённый пункт: село Нижний Мамон, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ООД "Морозные узоры"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Морозный узор».
Цель ООД:
1 . Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
2. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать
необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное
в своем творчестве.
3. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании
с изобразительным материалом, помочь детям
освоить метод спонтанного рисования.
4. Развивать воображение, творчество.
Материал :
• альбомный лист;
• дополнительный лист, размер 1/2 А4;
• кусочек свечки или мыла;
• акварельные краски;
• кисть с широким ворсом;
• стаканчик с водой.
Предварительная работа: наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время.
Ход ООД:
1. Организационная часть:
Педагог предлагает детям загадки.
С неба звезды падают,
Лягyт на поля.
Пусть под ними скроется.
Черная земля.
Много-много звездочек,
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло.
(Снежинки)
Морозно в белом январе,
Деревья тoнyт в серебре.
Кусты , березы и осины
Украсил блеском светлый ...
(Иней).
Случается, и с неба
Камешки летят.
Прячyтcя прохожие ,
А всего-то ...
(Гpaд).
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
(Метель)
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья , и травы,
И заросли роз.
(Мороз)
Прозрачен, как cтекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Педагог: Молодцы , ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали
загадки. Скажите , а когда бывают все эти явления природы , в какое время года?
Дети. Зимой .
Педагог: А кто зиме верный и незаменимый помощник?
Дети. Мороз.
Педагог: Правильно. Как наступает зима, приходят и холода.
По свету гyляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил
он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали.
Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром , посмотрели в
окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! это Мороз написал,
нарисовал: веточки - травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм,
перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные . . .
Волшебник.
Мороз - волшебник, это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал.
Д. Чуяко
Педагог: Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
Мнения детей: Дует на стекла холодом , по волшебству, бросает на окна снежинки , и они
приклеиваются к окошку.
Педaгог: На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки
воды, которые присyтcтвуют в воздухе, оседают на холодном стекле,
замерзают и превращаются в льдинки , похожие на тончайшие иголочки,
которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-
много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и
рисунки, в которых
можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается , как образуются
морозные узоры , а художником здесь,
без сомнений , является Мороз. Мы с вами и мели возможность наблюдать
их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?
Ответы детей: Елочку, снежинки , снеговика, цветы, птиц и др.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать
узоры таким образом , чтобы вначале они были не видны, а потом
вдруг проявились, как у Мороза?
Дети. Нет.
Педагог : А на самом деле возможно: оказывается , есть такие материалы,
рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые
узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками,
узоры проявятся , как будто проявляется фотопленка. Этот способ
рисования называется «фотокопией •.
Педагoг: предлагает детям взять в руки кусочки свечки (мыла) и
попробовать провести ими по дополнительному листу бумаги , чтобы
yбeдиться в том, что свеча не оставляет видимых следов. Затем
покрыть сверху краской , понаблюдать за проявлением невидимогo
рисунка.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой,
не окрашиваются , как лист бумаги , где рисунка нет?
Мнения детей.
Педагог : Свечка состоит из вещества - воска, который отталкивает
ВОДУ, она как будто скатывается с егo поверхности. Поэтому рисунок,
выполненный водooттaлкивающим материалом , проявляется после нанесения на негo
акварельной краски, разведенной водой .
Сегoдня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только
при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у
нас с вами все получилось не хуже, чем у самогo Мороза:
Заклинание зимы
(отрывок из стихотворения)
Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите.
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз,
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Зачаруй сердца людей
Красотой своих затей:
Пусть вникают взоры
В светлые узоры.
Ты, Метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом.
М. Пожарова
2. Практическая часть.
1 . Продумать содержание будущего узора.
2. Выполнить рисунок при помощи свечи, coблюдая правило заполнения листа узором:
начинать рисовать лучше всею в eгo верхней части.
Спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы
не накладывались друг на друга.
3. Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками
гoлубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску
многократно на одно и то же место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.
3. Итог:
Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры.
На стекле морозный иней.
Сколько черточек и линий!
Знаю только я одна,
Кто стоит там у окна . . .
Н . Френкель__