Автор: Мустафина Айгуль Маратовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Аксаковская гимназия №11"
Населённый пункт: г. Уфа, Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Физический практикум в домашних условиях"
Раздел: полное образование
Физический практикум в домашних условиях.
Мустафина А.М. Аксаковская гимназия № 11 г. Уфы
учитель физики.
Курс физики - это уникальная школьная
дисциплина, единственный школьный предмет,
в ходе усвоения которого ученики вовлекаются
во все этапы научного познания.
М.Е. Бершадский.
В
эпоху
бурного
развития
экономики,
применения
нанотехнологий
в
различных областях науки и техники знания быстро устаревают и оказываются
недостаточными.
И
приоритетом
образования
становится
не
только
приобретение знаний, а скорее формирование общеучебных умений и навыков,
а также способов деятельности, которые предопределяют успешность всего
последующего
обучения.
Овладение
учащимися
универсальными
учебными
действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей, то есть умения учиться. При этом целью
учителя
является
организовать
деятельность
учащихся
по
решению
практических
задач,
формирование
способов
действий,
обеспечивающих
в
будущем решение конкретных задач данным учеником. И физика, как учебная
дисциплина,
объективно
обладает
потенциальными
возможностями
организовать
процесс
обучения,
обеспечивающего
развитие
научного
мышления и творческих способностей учащихся.
Изменение содержания физического образования не может быть в отрыве
от применения современных эффективных технологий обучения, организации и
проведению
учебного
процесса
с
активным
участием
обучаемого.
Среди
критериев отбора таких технологий следует выделить деятельностный характер
обучения.
Предлагаются
разные
формы
и
методы
в
рамках
системно
–
деятельностного подхода в обучении. Это метод проектов – исследовательский
способ достижения поставленной цели. При достаточных знаниях предмета и
развитых коммуникативных
навыках учащихся можно использовать такие
формы обучения, как дискуссия, дебаты, презентация. Другой образовательной
технологией, играющей важную роль в системно - деятельностном подходе при
изучении
физики,
является
технология
интегрированного
обучения,
т.
к.
современному
человеку
необходим
синтез
знаний
математики,
физики,
биологии, химии, экологии и т.д.
Методы обучения в системно – деятельностном подходе – это активные
методы,
стимулирующие
познавательную
деятельность
обучающихся.
Как
показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10℅ того,
что он читает, 20℅ того, что слышит, 30℅ того, что видит, 50-70℅ запоминается
при участии в групповых дискуссиях, 80℅ при самостоятельном обнаружении и
формулировании
проблем.
И
лишь
когда
обучающийся
непосредственно
участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблемы,
выработке
и
принятии
решения,
формулировке
выводов
и
прогнозов,
он
запоминает и усваивает материал на 90℅.
Именно поэтому в своей работе я часто использую такую форму обучения,
как физический практикум в домашних условиях.
Всю работу, которая в конечном итоге приводит к созданию школьниками
того или иного физического прибора можно разделить на 4 уровня:
1.
Воссоздание,
наблюдение
и
описание
физических
явлений
и
процессов.
2.
Изучение
устройства,
принципа
действия,
сферы
применения
измерительных приборов, сопровождающих практически каждого человека всю
жизнь
3.
Измерение
физических
величин
для
установления
физических
закономерностей и условий выполнения физических законов.
4.
Конструирование
измерительных
приборов,
экспериментальных
установок, моделей для углубленного изучения явлений природы.
Творческую деятельность учащихся на четвертом уровне можно разбить
на следующие этапы:
Накопление практических знаний и умений
Составление эскизных рисунков, чертежей, схем проекта
Предварительный
расчет
и
приближенное
определение
параметров
выбранного проекта
Подбор деталей, материалов, инструментов для реализации проекта
Мысленное предвосхищение основных этапов деятельности по сборке
макета
Систематический контроль над своей деятельностью при изготовлении
прибора
Снятие характеристик с изготовленного прибора
Защита проекта на уроке и демонстрация прибора
При выделении этих этапов были учтены все необходимые компоненты
деятельности
учащихся:
потребности,
мотивы,
цели,
планирование,
целереализация, оценка, контроль и сопоставление полученного результата с
поставленной целью.
При
выполнении
задания
четвертого
уровня
можно
дать
следующие
советы учащимся, которые сформулированы А.М. Лутошкиным в статье « Как
вести за собой»:
1.
Получив
задание
–
разберитесь
в
нем
(необходимо
хорошо
представлять, что должно быть на выходе)
2.
Не пренебрегайте опытом других – он вам помощник, но опыт других
не должен вас связывать в поиске новых решений.
3.
Составляя план дела, не стройте воздушных замков. Исходите из
реальных условий.
4.
Доверяй, но проверяй.
5.
Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем
Я провожу эту работу в 7 классе и предлагаю следующее содержание этих
четырех уровней:
1.
Воссоздать, наблюдать и описать следующие физические явления и
процессы:
световые,
звуковые,
механические,
тепловые.
Конденсация
пара,
испарение воды, распространение запаха, движение транспортных средств по
инерции, явление невесомости, деформации, давление столба жидкости на дно
и стенки сосуда.
2.
Изучить
устройство,
принцип
действия,
сферу
применения
следующих
измерительных
средств
и
приборов:
медицинского
шприца,
миллиметровой линейки, рулетки, автомобильного спидометра, весов, часов,
автомобильного манометра.
3.
Измерить,
определить
следующие
физические
величины:
а)
температуру
тела
человека,
объем
посуды,
объем
куска
сахара
правильной
формы, площадь ладони собственной руки, толщину листа тетради, путь и
перемещение при движении из дома в школу и обратно, путь торможения
транспортного
средства;
б)
массу
чайной
ложки
соли
и
сахарного
песка,
плотность собственного тела, силу тяжести, определить работу, совершаемую
при ходьбе, при подъеме по лестнице; с) плечи рычагов ножниц, гаечного
ключа, давление собственного тела на пол.
4.
Предложить
конструкцию
следующих
моделей:
солнечных
часов,
рычажных весов, динамометров, ареометров.
Кстати, изготовленные учащимися динамометры, ареометры и др. приборы
можно использовать для решения экспериментальных задач на уроках.
Требования, предъявляемые к домашним экспериментам:
-безопасность при проведении;
-минимальные материальные затраты;
-простота по выполнению;
-иметь ценность в изучении и понимании физики;
-легкость последующего контроля учителем;
-наличие творческой окраски.
При выполнении этой работы вместо простой передачи знаний, умений,
навыков
от
учителя
к
ученику
происходит
развитие
способностей
ученика
самостоятельно
ставить
цели,
проектировать
пути
их
реализации,
контролировать и оценивать свои достижения.
Литература:
1.
Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление
школой. Газета Изд. Дома «Первое сентября».-2011-№9.
2.
Кудрявцева
Н.Г.
Системно
–
деятельностный
подход
как
механизм
реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева//Справочник заместителя
директора.-2011.-№4.
3.
Гревцова
И.
Системно
–
деятельностный
подход
в
технологии
школьного обучения /И. Гревцова //Школьные технологии.-2003.-№6.
4.
Опыты
и
наблюдения
в
домашних
заданиях
по
ф и з и ке .
С.Ф.Покровский. Москва, 1963.
5.
“Физика-7”. А. В. Перышкин, Н.А.Родина. М. “Просвещение”, 1993