Напоминание

"Физический практикум в домашних условиях"


Автор: Мустафина Айгуль Маратовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Аксаковская гимназия №11"
Населённый пункт: г. Уфа, Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Физический практикум в домашних условиях"
Раздел: полное образование





Назад




Физический практикум в домашних условиях.

Мустафина А.М. Аксаковская гимназия № 11 г. Уфы

учитель физики.

Курс физики - это уникальная школьная

дисциплина, единственный школьный предмет,

в ходе усвоения которого ученики вовлекаются

во все этапы научного познания.

М.Е. Бершадский.

В

эпоху

бурного

развития

экономики,

применения

нанотехнологий

в

различных областях науки и техники знания быстро устаревают и оказываются

недостаточными.

И

приоритетом

образования

становится

не

только

приобретение знаний, а скорее формирование общеучебных умений и навыков,

а также способов деятельности, которые предопределяют успешность всего

последующего

обучения.

Овладение

учащимися

универсальными

учебными

действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых

знаний, умений и компетентностей, то есть умения учиться. При этом целью

учителя

является

организовать

деятельность

учащихся

по

решению

практических

задач,

формирование

способов

действий,

обеспечивающих

в

будущем решение конкретных задач данным учеником. И физика, как учебная

дисциплина,

объективно

обладает

потенциальными

возможностями

организовать

процесс

обучения,

обеспечивающего

развитие

научного

мышления и творческих способностей учащихся.

Изменение содержания физического образования не может быть в отрыве

от применения современных эффективных технологий обучения, организации и

проведению

учебного

процесса

с

активным

участием

обучаемого.

Среди

критериев отбора таких технологий следует выделить деятельностный характер

обучения.

Предлагаются

разные

формы

и

методы

в

рамках

системно

деятельностного подхода в обучении. Это метод проектов – исследовательский

способ достижения поставленной цели. При достаточных знаниях предмета и

развитых коммуникативных

навыках учащихся можно использовать такие

формы обучения, как дискуссия, дебаты, презентация. Другой образовательной

технологией, играющей важную роль в системно - деятельностном подходе при

изучении

физики,

является

технология

интегрированного

обучения,

т.

к.

современному

человеку

необходим

синтез

знаний

математики,

физики,

биологии, химии, экологии и т.д.

Методы обучения в системно – деятельностном подходе – это активные

методы,

стимулирующие

познавательную

деятельность

обучающихся.

Как

показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10℅ того,

что он читает, 20℅ того, что слышит, 30℅ того, что видит, 50-70℅ запоминается

при участии в групповых дискуссиях, 80℅ при самостоятельном обнаружении и

формулировании

проблем.

И

лишь

когда

обучающийся

непосредственно

участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблемы,

выработке

и

принятии

решения,

формулировке

выводов

и

прогнозов,

он

запоминает и усваивает материал на 90℅.

Именно поэтому в своей работе я часто использую такую форму обучения,

как физический практикум в домашних условиях.

Всю работу, которая в конечном итоге приводит к созданию школьниками

того или иного физического прибора можно разделить на 4 уровня:

1.

Воссоздание,

наблюдение

и

описание

физических

явлений

и

процессов.

2.

Изучение

устройства,

принципа

действия,

сферы

применения

измерительных приборов, сопровождающих практически каждого человека всю

жизнь

3.

Измерение

физических

величин

для

установления

физических

закономерностей и условий выполнения физических законов.

4.

Конструирование

измерительных

приборов,

экспериментальных

установок, моделей для углубленного изучения явлений природы.

Творческую деятельность учащихся на четвертом уровне можно разбить

на следующие этапы:

Накопление практических знаний и умений

Составление эскизных рисунков, чертежей, схем проекта

Предварительный

расчет

и

приближенное

определение

параметров

выбранного проекта

Подбор деталей, материалов, инструментов для реализации проекта

Мысленное предвосхищение основных этапов деятельности по сборке

макета

Систематический контроль над своей деятельностью при изготовлении

прибора

Снятие характеристик с изготовленного прибора

Защита проекта на уроке и демонстрация прибора

При выделении этих этапов были учтены все необходимые компоненты

деятельности

учащихся:

потребности,

мотивы,

цели,

планирование,

целереализация, оценка, контроль и сопоставление полученного результата с

поставленной целью.

При

выполнении

задания

четвертого

уровня

можно

дать

следующие

советы учащимся, которые сформулированы А.М. Лутошкиным в статье « Как

вести за собой»:

1.

Получив

задание

разберитесь

в

нем

(необходимо

хорошо

представлять, что должно быть на выходе)

2.

Не пренебрегайте опытом других – он вам помощник, но опыт других

не должен вас связывать в поиске новых решений.

3.

Составляя план дела, не стройте воздушных замков. Исходите из

реальных условий.

4.

Доверяй, но проверяй.

5.

Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем

Я провожу эту работу в 7 классе и предлагаю следующее содержание этих

четырех уровней:

1.

Воссоздать, наблюдать и описать следующие физические явления и

процессы:

световые,

звуковые,

механические,

тепловые.

Конденсация

пара,

испарение воды, распространение запаха, движение транспортных средств по

инерции, явление невесомости, деформации, давление столба жидкости на дно

и стенки сосуда.

2.

Изучить

устройство,

принцип

действия,

сферу

применения

следующих

измерительных

средств

и

приборов:

медицинского

шприца,

миллиметровой линейки, рулетки, автомобильного спидометра, весов, часов,

автомобильного манометра.

3.

Измерить,

определить

следующие

физические

величины:

а)

температуру

тела

человека,

объем

посуды,

объем

куска

сахара

правильной

формы, площадь ладони собственной руки, толщину листа тетради, путь и

перемещение при движении из дома в школу и обратно, путь торможения

транспортного

средства;

б)

массу

чайной

ложки

соли

и

сахарного

песка,

плотность собственного тела, силу тяжести, определить работу, совершаемую

при ходьбе, при подъеме по лестнице; с) плечи рычагов ножниц, гаечного

ключа, давление собственного тела на пол.

4.

Предложить

конструкцию

следующих

моделей:

солнечных

часов,

рычажных весов, динамометров, ареометров.

Кстати, изготовленные учащимися динамометры, ареометры и др. приборы

можно использовать для решения экспериментальных задач на уроках.

Требования, предъявляемые к домашним экспериментам:

-безопасность при проведении;

-минимальные материальные затраты;

-простота по выполнению;

-иметь ценность в изучении и понимании физики;

-легкость последующего контроля учителем;

-наличие творческой окраски.

При выполнении этой работы вместо простой передачи знаний, умений,

навыков

от

учителя

к

ученику

происходит

развитие

способностей

ученика

самостоятельно

ставить

цели,

проектировать

пути

их

реализации,

контролировать и оценивать свои достижения.

Литература:

1.

Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление

школой. Газета Изд. Дома «Первое сентября».-2011-№9.

2.

Кудрявцева

Н.Г.

Системно

деятельностный

подход

как

механизм

реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева//Справочник заместителя

директора.-2011.-№4.

3.

Гревцова

И.

Системно

деятельностный

подход

в

технологии

школьного обучения /И. Гревцова //Школьные технологии.-2003.-№6.

4.

Опыты

и

наблюдения

в

домашних

заданиях

по

ф и з и ке .

С.Ф.Покровский. Москва, 1963.

5.

“Физика-7”. А. В. Перышкин, Н.А.Родина. М. “Просвещение”, 1993



В раздел образования