Автор: Тиханина Юлия Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №61"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И ГЕОГРАФИЯ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С КАРТОЙ. "Мои первые шаги по карте"
Раздел: начальное образование
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И ГЕОГРАФИЯ.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С КАРТОЙ.
«Мои первые шаги по карте»
Предмет «Окружающий мир» начальной школы является пропедевтическим
для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и
ОБЖ в основной школе. Пропедевтический характер окружающего мира обес-
печивается ориентацией стандарта на формирование общих для всех естествен-
ных наук познавательных умений.
В условиях модернизации современного образования (в том числе естествен-
нонаучного) появляется необходимость определения направлений преемствен-
ности содержания начальной и средней школы, то есть принятие учителями об-
щей основной идеи, цели и содержания образования, методов, организацион-
ных форм обучения.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообра-
зием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять
картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом про-
грамма построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного
материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
Основные понятия биологии и экологии, изучаемые в курсе окружающего
мира, являются каркасом, на котором строится изучение биологии, географии,
физики, химии
В содержании программы курса «Окружающий мир» есть темы, в которых
изучается географический материал. Исключительное значение имеет карта в
передаче сведений о пространственном размещении предметов на земной по-
верхности (направлениях, расстояниях, площадях, очертаниях, местоположе-
нии, пространственных сочетаниях). Обучение картографической грамоте име-
ет важное значение для развития детей, т.к. оно знакомит их с особым интел-
лектуальным искусством передачи человеческих знаний в географической фор-
ме. Нельзя к тому же забывать, что географический язык карты интернациона-
лен, он имеет в основном единую форму выражения у всех народов. Вот почему
приобщение детей уже с раннего школьного возраста через карту к графичности
нужно рассматривать как элемент общего образования»
Программой предусматривается работа с картой полушарий, с физической
картой России, с контурной картой. В результате изучения этих тем дети долж-
ны знать названия материков, океанов, морей, крупных государств, их столиц,
уметь показывать их. Различать условные обозначения карты, уметь показывать
на карте и глобусе основные формы рельефа и водоёмы. Определять местонахо-
ждение изучаемых объектов на физической карте России.
Рассмотрим некоторые приемы работы с планом и картой в начальной и сред-
ней школе.
1.
«Найди меня»
Для развития умения определять стороны горизонта можно проводить игру
«Найди меня».
Ход игры:
Участники делятся на группы. Каждая группа получает маршрутный лист, в ко-
тором указано куда двигаться, чтобы найти задание. Например, 1 шаг на восток,
2 шага на северо-запад и т.д., пока дети не доберутся до искомого. Если учащие-
ся хорошо ориентируются по компасу, то можно выполнять задание с его помо-
щью. Другой вариант проведения – сделать надписи-указатели сторон гори-
зонта на стенах помещения, в котором проводится игра.
Выполняя задания, каждая команда доберётся до спрятанного сюрприза или
нового интересного задания.
«Построй маршрут»
Учащиеся получают конверт с заданием построить маршрут школьника. Даётся
описание маршрута с указанием сторон горизонта, и масштабом. Правильность
выполненного задания покажет получившийся маршрут – он может иметь фор-
му отметки «5».
2.
«Апельсин»
Земля имеет форму шара. Программа в начальных классах построена так, что
сначала изучается глобус, а затем карта. Чтобы объяснить детям как перенести
изображение
земной поверхности с глобуса на карту можно использовать
апельсин. Надрезая корку апельсина, разложим её на сегменты.
Эксперимент.
Если так же перенести изображение с глобуса на карту, то получим карту мира,
на которой хорошо видны все материки и океаны. Именно такой расклад сег-
ментов ученые положили в основу карты.
- Какую форму имеет наша планета?
– Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
– Глобус – латинское слово, оно означает шар. Но это необычный шар. - Чем
глобус отличается от других шаров? (На глобус нанесена карта.)
–Подведем небольшой итог: мы вспомнили, что Земля – планета Солнечной …
(системы), имеет форму … (шара), макетом нашей планеты является … (гло-
бус.)
(Включается песня Мюнхгаузена)
– Кем был Мюнхгаузен? (Путешественник.)
– Кто такие путешественники? (Путешественники – это люди, которые путе-
шествуют.)
– Где можно путешествовать? (Можно путешествовать по разным странам,
по своему краю…)
– Что нужно путешественникам, чтобы не заблудиться, чтобы найти правиль-
ный путь? (Карта.)
– Но у нас есть карта на глобусе. Отправившись путешествовать, мы возьмем с
собой глобус? (Нет.)
- А почему? А как же тогда быть? (Нужна карта удобная.)
– Не сразу у людей появились карты. Как вы думаете они шли к этому пути?
А может и мы тоже попробуем? Давайте сами попытаемся сделать такую карту.
- Сейчас мы попробуем перенести карту с глобуса на плоскость.
– Нет ли у вас предмета, похожего на глобус? (Апельсин.)
Эксперимент
Давайте проведем эксперимент. Представьте, что апельсин – это глобус, а ко-
жура – это карта, которая нанесена на глобусе. Попробуйте в командах перене-
сти эту “карту” на листок. А я буду слушать ваши предположения.
Для удобства, я сделала надрезы на кожуре снизу и сверху.(в районе экватора
приклеена полоска бумаги), чтобы вам удобнее было очищать наш “глобус” от
карты. Задание – очистить кожуру и попробовать сложить ее в виде карты.
Итог: Если так же перенести изображение с глобуса на карту, то получим карту
мира, на которой хорошо видны все материки и океаны. Именно такой расклад
сегментов ученые положили в основу карты.
3.
«По материкам и океанам»
Для этого приема следует разделить класс на группы по 4-5 человек. Каждая
группа получает вырезанные из цветной бумаги шаблоны материков. Задание
– расположить их на листе и подписать названия.
4.
«Ассоциации»
Развивая географическую зоркость можно использовать прием «ассоциации».
Изучая страны, например Европы, или материки предлагаем детям предста-
вить на что похожа та или иная страна или материк и дорисовать какие-то де-
тали. Каждый ученик получает лист с контуром ой или иной страны и до-
рисовывает. По завершении надо сделать выставку работ и обсуждение.
Являясь языком, с помощью которого можно легче и притом точнее всего
рассказать о пространстве, о взаиморасположении и форме объектов, карты ста-
новятся не только накопителями, но и мощными источниками информации. Всё
больше входят они в нашу жизнь. К карте обращается в жизни любой человек, и
она ему многое расскажет, если научиться ею пользоваться.