Напоминание

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И ГЕОГРАФИЯ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С КАРТОЙ. "Мои первые шаги по карте"


Автор: Тиханина Юлия Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №61"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И ГЕОГРАФИЯ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С КАРТОЙ. "Мои первые шаги по карте"
Раздел: начальное образование





Назад




ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И ГЕОГРАФИЯ.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С КАРТОЙ.

«Мои первые шаги по карте»

Предмет «Окружающий мир» начальной школы является пропедевтическим

для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии и

ОБЖ в основной школе. Пропедевтический характер окружающего мира обес-

печивается ориентацией стандарта на формирование общих для всех естествен-

ных наук познавательных умений.

В условиях модернизации современного образования (в том числе естествен-

нонаучного) появляется необходимость определения направлений преемствен-

ности содержания начальной и средней школы, то есть принятие учителями об-

щей основной идеи, цели и содержания образования, методов, организацион-

ных форм обучения.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообра-

зием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять

картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом про-

грамма построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного

материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

Основные понятия биологии и экологии, изучаемые в курсе окружающего

мира, являются каркасом, на котором строится изучение биологии, географии,

физики, химии

В содержании программы курса «Окружающий мир» есть темы, в которых

изучается географический материал. Исключительное значение имеет карта в

передаче сведений о пространственном размещении предметов на земной по-

верхности (направлениях, расстояниях, площадях, очертаниях, местоположе-

нии, пространственных сочетаниях). Обучение картографической грамоте име-

ет важное значение для развития детей, т.к. оно знакомит их с особым интел-

лектуальным искусством передачи человеческих знаний в географической фор-

ме. Нельзя к тому же забывать, что географический язык карты интернациона-

лен, он имеет в основном единую форму выражения у всех народов. Вот почему

приобщение детей уже с раннего школьного возраста через карту к графичности

нужно рассматривать как элемент общего образования»

Программой предусматривается работа с картой полушарий, с физической

картой России, с контурной картой. В результате изучения этих тем дети долж-

ны знать названия материков, океанов, морей, крупных государств, их столиц,

уметь показывать их. Различать условные обозначения карты, уметь показывать

на карте и глобусе основные формы рельефа и водоёмы. Определять местонахо-

ждение изучаемых объектов на физической карте России.

Рассмотрим некоторые приемы работы с планом и картой в начальной и сред-

ней школе.

1.

«Найди меня»

Для развития умения определять стороны горизонта можно проводить игру

«Найди меня».

Ход игры:

Участники делятся на группы. Каждая группа получает маршрутный лист, в ко-

тором указано куда двигаться, чтобы найти задание. Например, 1 шаг на восток,

2 шага на северо-запад и т.д., пока дети не доберутся до искомого. Если учащие-

ся хорошо ориентируются по компасу, то можно выполнять задание с его помо-

щью. Другой вариант проведения – сделать надписи-указатели сторон гори-

зонта на стенах помещения, в котором проводится игра.

Выполняя задания, каждая команда доберётся до спрятанного сюрприза или

нового интересного задания.

«Построй маршрут»

Учащиеся получают конверт с заданием построить маршрут школьника. Даётся

описание маршрута с указанием сторон горизонта, и масштабом. Правильность

выполненного задания покажет получившийся маршрут – он может иметь фор-

му отметки «5».

2.

«Апельсин»

Земля имеет форму шара. Программа в начальных классах построена так, что

сначала изучается глобус, а затем карта. Чтобы объяснить детям как перенести

изображение

земной поверхности с глобуса на карту можно использовать

апельсин. Надрезая корку апельсина, разложим её на сегменты.

Эксперимент.

Если так же перенести изображение с глобуса на карту, то получим карту мира,

на которой хорошо видны все материки и океаны. Именно такой расклад сег-

ментов ученые положили в основу карты.

- Какую форму имеет наша планета?

– Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

– Глобус – латинское слово, оно означает шар. Но это необычный шар. - Чем

глобус отличается от других шаров? (На глобус нанесена карта.)

–Подведем небольшой итог: мы вспомнили, что Земля – планета Солнечной …

(системы), имеет форму … (шара), макетом нашей планеты является … (гло-

бус.)

(Включается песня Мюнхгаузена)

– Кем был Мюнхгаузен? (Путешественник.)

– Кто такие путешественники? (Путешественники – это люди, которые путе-

шествуют.)

– Где можно путешествовать? (Можно путешествовать по разным странам,

по своему краю…)

– Что нужно путешественникам, чтобы не заблудиться, чтобы найти правиль-

ный путь? (Карта.)

– Но у нас есть карта на глобусе. Отправившись путешествовать, мы возьмем с

собой глобус? (Нет.)

- А почему? А как же тогда быть? (Нужна карта удобная.)

– Не сразу у людей появились карты. Как вы думаете они шли к этому пути?

А может и мы тоже попробуем? Давайте сами попытаемся сделать такую карту.

- Сейчас мы попробуем перенести карту с глобуса на плоскость.

– Нет ли у вас предмета, похожего на глобус? (Апельсин.)

Эксперимент

Давайте проведем эксперимент. Представьте, что апельсин – это глобус, а ко-

жура – это карта, которая нанесена на глобусе. Попробуйте в командах перене-

сти эту “карту” на листок. А я буду слушать ваши предположения.

Для удобства, я сделала надрезы на кожуре снизу и сверху.(в районе экватора

приклеена полоска бумаги), чтобы вам удобнее было очищать наш “глобус” от

карты. Задание – очистить кожуру и попробовать сложить ее в виде карты.

Итог: Если так же перенести изображение с глобуса на карту, то получим карту

мира, на которой хорошо видны все материки и океаны. Именно такой расклад

сегментов ученые положили в основу карты.

3.

«По материкам и океанам»

Для этого приема следует разделить класс на группы по 4-5 человек. Каждая

группа получает вырезанные из цветной бумаги шаблоны материков. Задание

– расположить их на листе и подписать названия.

4.

«Ассоциации»

Развивая географическую зоркость можно использовать прием «ассоциации».

Изучая страны, например Европы, или материки предлагаем детям предста-

вить на что похожа та или иная страна или материк и дорисовать какие-то де-

тали. Каждый ученик получает лист с контуром ой или иной страны и до-

рисовывает. По завершении надо сделать выставку работ и обсуждение.

Являясь языком, с помощью которого можно легче и притом точнее всего

рассказать о пространстве, о взаиморасположении и форме объектов, карты ста-

новятся не только накопителями, но и мощными источниками информации. Всё

больше входят они в нашу жизнь. К карте обращается в жизни любой человек, и

она ему многое расскажет, если научиться ею пользоваться.



В раздел образования