Напоминание

"Приключения Лунтика на Земле"


Автор: Некрасова Валентина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №42 "Теремок"
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов раннего, младшего и среднего возраста
Тема: "Приключения Лунтика на Земле"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №42 «Теремок»

Мастер – класс для педагогов на ГМО раннего,

младшего и средних возрастов

Опытно – экспериментальная деятельность.

Тема: «Приключения Лунтика на Земле».

Подготовила и провела педагог

высшей квалификационной категории

Некрасова В.Г.

Серпухов 2017год

Цель:

повысить уровень знаний и умений педагогов в методике проведения

опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной

деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться

приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость.

Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим

экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то

новое, и начинающим, так как они поймут насколько это интересное и

увлекательное занятие.

Добрый день

уважаемые коллегии!

Мы с Вами хорошо знаем , как важно, чтобы детям было интересно

заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а

глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта?

Новизна обстановки, разнообразные материалы, возможность выбора –

вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку,

обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и

деятельности. Важно не забывать, что каждый раз создавая новую ситуацию,

мы помогаем детям, с одной стороны, применить приобретённые ранее

навыки, с другой – искать новые решения, творческие подходы. Именно это

вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание

творить.

Наши наблюдения показывают, что одно из наиболее важных условий

успешного развития детской любознательности – является опытно-

экспериментальная деятельность.

Важнейшим условием решения задач по опытно-экспериментальной

деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

Главным требованием, предъявляемым к среде как развивающему средству,

является обеспечение развития активной самостоятельной детской

деятельности.

В нашей группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-

лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в

соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.

Чтобы организация совместной экспериментальной деятельности,

обеспечивающая развитие детей, дала положительные результаты, я стараюсь

соблюдать два важных условия: становлюсь реальным участником

совместного поиска, а не только его руководителем, включаюсь в реальный,

фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

В своей опытно – экспериментальной деятельности с детьми большее

внимания я уделяю таким методам как наблюдению, рассматриванию

натуральных предметов, поисковой и практической деятельности, чтению

познавательной литературы, а так же использую художественные образы по

сказке.

Начинается опытническая деятельность с предоставления детям материала

для исследования, образ которого связывается с художественным (сказочным)

образом. Далее выдвигается перед детьми задача и создается проблемная

ситуация, вызывающая интерес к факту, событию, которую можно решить

способом экспериментирования.

Вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности: подбираем

оборудование, уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или

долговременным, определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем

результат).

Затем закрепляем последовательность действий, вспоминаем правила

безопасности, проводим эксперимент, фиксируем результат на карточках или

в альбоме, анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с

реальными, какой момент эксперимента был самым интересным, в чём

испытывали затруднения).

Я

считаю,

что

немаловажно

придать

процессу

экспериментирования

творческий характер, а именно внедрение художественного образа по сказке,

рассказу

в

опытнической

деятельности

принимается

детьми

успешно,

что

улучшает процессы умственной работы ребенка, увеличивает интенсивность его

развития.

И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства.

Приглашаю желающих принять участие в эксперименте и пройти в нашу

мини-лабораторию.

Практическая часть

Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды

экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи

совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

Всем Вам хорошо знаком мультипликационный персонаж Лунтик, что он

родился на Луне, и так случилось, что он попал на Землю. Всё для него здесь

было ново, необычно и интересно. Первое, что увидел Лунтик на Земле – это

пруд с необыкновенными цветами.

Опыт 1.

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые

закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов

«распускаются»). Почему?

Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки

«распускаются».

Вдруг Лунтик увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали

маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на

солнышке.

Опыт 2.

Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков

пластилина величиной с рисовые зернышки.

Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что

тяжелее и почему?

Вывод. В

воде

есть

пузырьки

воздуха,

они

поднимаются

наверх

и

выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды,

а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Опыт 3.

Оборудование: литровая банка, крышка с дырочками, кубики льда, горячая

вода.

Налейте в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху

положите несколько кубиков льда. Что происходит? Почему? Лед тает от

теплого воздуха, в дырочки стекает талая вода, имитируя капельки дождя.

Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное

коромысло.

Опыт 4.

Оборудование: салфетки (обычные сухие и влажные) — лучше брать белые,

простой карандаш, линейку, ножницы, фломастеры цветов радуги, стакан с

водой.

Сначала нарезаем салфетки полосками 3-4 см шириной. От края полоски от

ступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем небольшие точки (или полоски ),

располагая цвета друг за другом как на радуге. Теперь полоску салфетки

погружаем в стакан с водой вниз точками, так, чтобы точки воды не

касались.

И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается по салфетке вверх!

Вывод: Бумага, также как и растения имеет волокнистое строение. И вот по

этим волокнам (капиллярам растения) вода поднимается вверх. Чем тоньше

волокно, тем выше и быстрее поднимается вода.

Все вокруг Лунтику было интересно, но жаль, не было рядом друга, с

которым он мог бы поделиться своими открытиями. И он решил его

нарисовать.

Опыт 5.

Оборудование: миска, гуашь, жидкое мыло, вода, трубочки, лист бумаги,

карандаши.

Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой.

Опустите трубочки в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя

конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не

получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе

пузыри лопаются. Положите лист бумаги на миску сверху. Оторвите лист

бумаги от миски. У вас получится изображение – отпечаток. Дорисуйте

способом «спиральки» глаза, ручки, нос, ножки, прорисуйте ротик.

Получится друг для Лунтика – Капитошка.

Лунтику понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий

мир. Но у него еще осталось очень много вопрос, на которые теперь он будет

искать ответы со своим другом Капитошкой.

В завершении своего выступления очень важный совет, не торопитесь давать

малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного

явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему

время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому,

чтобы « открытие» он сделал сам.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Используемая литература:

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и

эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.

пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр

«Академия», 2002.- 336 с.

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду. - М. : Педагогическое общество России,

2003.- 80 с.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред.

Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.



В раздел образования