профилактика правонарушений несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра "Забота"
Автор: Кузичкина Лариса Рафаиловна Должность: воспитатель Учебное заведение: Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области "Королевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Забота" Населённый пункт: г. Королев Московской области Наименование материала: статья Тема: профилактика правонарушений несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра "Забота" Раздел: дополнительное образование
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Московской области «Королевский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Забота».
«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
воспитанников в условиях социально – реабилитационного центра
«Забота»
г. Королев Московской области.
Ни для кого не секрет, что в социально-реабилитационные центры
часто попадают дети из неблагополучных семей, в которых они не получают
должного воспитания, что затрудняет процесс адаптации ребенка в обществе.
Если
с
раннего
детства
никто
не
объяснил,
какие
поступки
являются
нарушением норм поведения, это может привести не только к формированию
асоциального
поведения,
но
и
к
совершению
п р е с т у п л е н и я .
Несовершеннолетние
–
это
одна
из
наиболее
криминально
пораженных
категорий населения. Существенные дефекты семейного воспитания, такие
как постоянные конфликты, недопонимание, безразличие к своему ребенку,
аморальный
образ
жизни
родителей
толкают
подростка
на
поиск
эмоционально-позитивных
отношений
вне
дома
и
обуславливают
в
большинстве случаев искаженное формирование личности. Очень часто эти
дети вступают в отношения с такими же проблемными одноклассниками и
соседями.
В
этих
компаниях
подростки
склонны
к
хулиганству,
бродяжничеству,
курению
и
употреблению
алкоголя,
разрешению
конфликтных ситуаций силовым путем, сквернословию, что может привести
в последствие к преступной деятельности.
Именно
поэтому
систематическая
работа
по
профилактике
правонарушений
среди
несовершеннолетних
–
одна
из
главных
задач
социально-реабилитационного
центра.
Но
социально-реабилитационные
центры, имея в арсенале лишь короткий срок реабилитационного процесса,
должны справиться с этой задачей в течение трех месяцев. Эта работа ведется
в разных направлениях: это и ранняя профилактика, и активное вовлечение
детей в общественную, трудовую и культурную жизнь центра, и проведение
мероприятий,
направленных
на
формирование
здорового
образа
жизни,
развитие
творческих
способностей,
профориентация
и
многое
другое.
Главная
цель
всех
этих
мероприятий
-
предотвращение
и
устранение
общественных
изменений
личности
подростков,
не
ставших
еще
устойчивыми.
Однако,
имея
опыт
не
только
педагогической
работы,
но
и
опыт
правоохранительной деятельности, считаю, что подростки часто встают на
путь
совершения
преступления
от
незнания
законов,
представления
о
которых дается в средней школе в общих чертах, да и то в старших классах. А
ведь очевидно, что именно правовая социализация обеспечивает правомерное
поведения,
так
как
предполагает
формирование
у
личности
такого
интегрально-правового
образования,
как правосознание.
Содержание
правосознания
человека
включает
в
себя
правовую
информированность,
оценку правовой действительности и мотивацию правомерного поведения,
поэтому
напрямую
зависит
от
его
социальных
связей
и
степени
включенности в правовую культуру общества.
В
условиях
нашего
социально-реабилитационного
центра
«Забота»
мною
разработан
курс
занятий
«Профилактика
правонарушений
среди
несовершеннолетних подростков». Данный курс направлен на формирование
начальных
представлений
несовершеннолетних
о
правомерности
своих
действий в различных ситуациях и
получение общих знаний
о законах
Российской Федерации в области гражданского и уголовного права.
На
занятиях
изучаются
такие
темы
как:
«Что
такое
закон»,
«
Причины
формирования
преступного
поведения»,
«Понятие
преступления
и
виды
преступлений»,
«Преступления
против
личности,
собственности
и
общественного порядка», « Особенности ответственности и виды наказаний в
отношении
несовершеннолетних»
и
т.д.
Особое
внимание
уделяется
изучению
понятия
соучастия
в
преступлении,
так
как
подростковой
преступности присуща коллективная форма совершения преступного деяния.
Кроме
этого
изучаются
преступления,
связанные
с
приобретением,
распространением, хранением и вовлечением в употребление наркотических
средств. Главная цель курса - коррекция собственных личностных качеств и
ответственность за свои поступки в обществе и семье.
Данный курс занятий разработан в соответствии с нормами
существующего международного и российского законодательства в области
защиты прав и интересов детей.
При разработке содержательной части курса использованы отдельные
статьи
и
положения
Уголовного
Кодекса
РФ,
Гражданского
Кодекса
РФ,
Административного Кодекса РФ, отдельные темы из общей и юридической
психологии, общей и коррекционной педагогики. Курс предусматривает 3-4
занятия
в
месяц,
всего
12
часов
занятий.
В
процессе
изучения
тем
используются следующие формы и методы: занятия-лекции, занятия-беседы,
занятия-встречи,
которые
позволяют
привлекать,
в
рамках
социального
партнерства,
сотрудников
правоохранительных
органов
полиции,
а
также
представителей религиозных конфессий.
Кроме того, вторая часть курса предусматривает информационно-
просветительскую
работу
с
родителями
воспитанников
социально-
реабилитационного центра, то есть проведение
лекций, направленных на
повышение правосознания взрослых с целью коррекции взаимоотношений
родителей с детьми.
Анализ проведенных занятий с детьми от 10 до 18 лет показал, что
ребятам
занятия
интересны,
они
задают
много
вопросов,
обсуждают
проблемные ситуации из своего опыта, стараются разобраться в трудных
понятиях и как можно больше узнать по темам занятий.
Таким образом, актуальность данного курса занятий заключается в том, что
позволяет
влиять
на
формирование
знаний
и
личностных
черт
воспитанников, исключающих противоправное
поведение, а также ввести
систему занятий по
профилактике совершения преступлений как часть
реабилитационного процесса несовершеннолетних воспитанников в условиях
социально-реабилитационного центра.
Воспитатель отделения диагностики и
социальной реабилитации
Кузичкина Лариса.
22.08.2016
Тел. 8-916- 435-51-75,
Адрес электронной почты: lara.
bakst@rambler.
ru
Воспитанники нашего центра на занятиях по профилактике