Автор: Ткачева Снежана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социально-бытовых навыков как фактор личностного развития детей дошкольного возраста в практике работы ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Формирование социально-бытовых навыков как фактор личностного развития
детей дошкольного возраста в практике работы ДОУ
Ткачева Снежана Витальевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк
Дошкольное детство - период освоения норм, связанных с правилами поведения в бытовой
деятельности . Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном
возрасте:
формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из
личной и общественной значимости их;
происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой
деятельности;
изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы
поведения в быту;
складываются первые бытовые привычки;
ребенок
начинает
соблюдать
культурно-гигиенические
навыки
по
собственной
инициативе.
Бытовую
деятельность
человека
составляют
бытовые
процессы.
Характеристикой
последних
выступает
их
повторяемость
через
определенные
промежутки
времени,
чередование и систематичность.
Бытовая деятельность возникает первоначально на основе удовлетворения биологических
потребностей
малыша
в
пище
и
отдыхе.
В
дальнейшем
биологические
потребности
человека
преобразуются
в
социальные.
Происходит
это
в
процессе
освоения
закрепленного в обществе способа их удовлетворения.
За этим способом всегда стоят нормы, регулирующие взаимоотношения людей в бытовых
процессах и определяющие правила культуры поведения, общения.
Хорошо зная социально-трудовые умения данного коллектива, можно построить
правильный план педагогической работы с ним и создать надлежащую обстановку для
дальнейшего воспитания активности ребенка. Подробно рассмотреть социально-бытовые
навыки поможет данная классификация:
навыки
умения
1
Навыки по уходу за собой
Уме н и е
н а де т ь
руба ш ку,
ш т а н и ш к и ,
застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть
лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы,
причесывать волосы, пользоваться уборной.
Навыки, относящиеся к
питанию
Умение
намазать
хлеб
маслом,
налить
чай,
накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть
ложкой, пить из чашки и т.д.
Элементарные движения
Умение
вытереть
ноги
при
входе,
сесть
на
стул, подниматься по лестнице и т.д.
Навыки, относящиеся к ручному
труду
Умение держать иглу, сделать узелок, пришить
пуговицу, сшить для куклы, стирать для куклы и т.д.
Уход за помещением
Умение открыть окно, дверь ключом, вытирать
пыль,
постлать
постель,
зажечь
лампу,
плиту,
выключить свет.
Развитию
всех
вышеизложенных
социально-бытовых
навыков
способствует
навыков
создание группы нового образца - группы социально-бытовой ориентации, которая даёт
возможность прививать детям навыки бытового труда.
2
Специальные задачи социально-бытовой ориентации:
1.
Обучать детей этике поведения во время приема пищи, при общении с людьми
2.
Учить
детей
сервировать
стол
сначала
с
помощью
воспитателя,
а
затем
самостоятельно, убирать посуду после приема пищи
3.
Учить детей мыть посуду под контролем воспитателя
4.
Обучить детей отдельным операциям при уборке помещения (вытирание пыли, чистка
ковра пылесосом)
5.
Научить пользоваться бытовыми приборами: магнитофоном, пылесосом
6.
Учить детей уходу за комнатными растениями (правильный полив).
7.
Развивать гигиенические навыки: умение правильно умываться и мыть руки, чистить
зубы, пользоваться салфетками (полотенцем), туалетной бумагой
8.
Содержать в порядке свою одежду и обувь
9.
Развивать
умение
работать,
учить
подчиняться
общим
требованиям,
выполнять
словесные инструкции педагога
10. Активизировать познавательный интерес
11. Обучать детей сюжетно-ролевым играм. Учить детей играть по правилам
12. Активизировать
речь
через
практическую
деятельность,
обогащать
словарь
детей,
развивать связную речь
13. Развивать
коммуникативные
навыки:
учить
детей
вежливому
обращению
со
сверстниками
и
со
взрослыми
в
ролевых
играх
и
коммуникативных
тренингах
и
бытовых - ситуациях. Учить детей правильно воспринимать и различать эмоции,
мимику, жесты человека: радость, горе, гнев, недовольство, удивление
14. Совершенствовать мелкую моторику, координацию движений руки и глаза.
15. Развивать
внимание,
зрительную,
слуховую
и
механическую
память
(разучивание
стихов)
16. Совершенствовать мелкую моторику, координацию движений руки и глаза.
17. Развивать
внимание,
зрительную,
слуховую
и
механическую
память
(разучивание
стихов)
18. Совершенствовать мелкую моторику, координацию движений руки и глаза.
19. Развивать внимание, зрительную, слуховую и механическую память. (разучивание
стихов)
3
20. Развивать наглядно - действенное мышление
21. Развивать элементарные математические представления: счет до 5, знание основных
цветов, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), понятия:
много,
мало,
большие
-
маленькие,
большой
-
маленький,
средний,
длинный
-
короткий. Учить различать и называть времена года, время суток: утро, день, вечер,
ночь
22. Развивать
элементарные
навыки
конструирования
из
строительного
материала
и
бумаги по подражанию и наглядно-заданному образцу.
23. Развивать
общую
моторику
в
подвижных
играх
и
специальных
упражнениях
с
использованием элементов логоритмики.
Трудовая деятельность дошкольника отличается тем, что в ее результате не создается
объективно значимого для общества продукта. Потребность, лежащая в основе трудовой
деятельности - потребность в самостоятельности.
Л. А. Порембская установила 4 ступени развития самостоятельности в ходе бытового
Первая ступень: ребенка привлекают к выполнению своими руками отдельных
операций простейшего самообслуживания- при раздевании, умывании, уборке игрушек.
Способ
выполнения
для
ребенка
безразличен.
Он
выполняет
задание
воспитателя
с
удовольствием, всегда доволен проделанным. При трудностях легко отступает: «Я никак!»
Стремление к самостоятельности появляется после выполнения первых заданий: «Я сам»,
но устойчивости в этом нет. Это ступень первой пробы сил - ребенок убеждается в
возможности делать своими руками то, что раньше делали взрослые. Под влиянием
воспитательных воздействий эта начальная ступень быстро сменяется другой.
Вторая ступень: неустойчивое «Я сам умею!» Ребенок приобрел ряд умений и
навыков в простом самообслуживании, и круг их все расширяется. Выполняет он их
самостоятельно,
но
с
некоторой
помощью
взрослых.
Способ
выполнения
становится
объектом внимания со стороны ребенка. Однако ребенок увлечен еще самим процессом, и
четкой целенаправленности в работе нет. Задание выполняет с удовольствием и с большой
настойчивостью,
но
легко
отвлекается
на
другое,
ибо
результат
для
него
вначале
безразличен. Стремление к самостоятельности выражено ярко: «Я сам умею!», «Я сам
могу!» Оно имеет более прочную основу в виде умений и навыков, но еще весьма
неустойчивых. Отношение к помощи со стороны взрослых в тех процессах, которыми
ребенок уже овладел, отрицательное. Формируется привычка к самостоятельности.
Третья ступень: устойчивое «Я сам умею!» На этой ступени самостоятельность
приобретает привычный характер. Ребенок владеет рядом умений и прочных привычек;
4
«что» и «как» делать у него четко дифференцировано. У ребенка возникает интерес к
качеству
труда,
к
его
результату.
Ряд
процессов
самообслуживания
и
обслуживания
группы выполняется ребенком самостоятельно при незначительной помощи взрослых.
Умения и навыки применяются в разных условиях (при обслуживании себя, товарищей).
Появляется
упорство
и
настойчивость
при
преодолении
затруднений
в
своей
деятельности, уверенность в своих силах. Ребенок не ищет помощи и упорно от нее
отказывается: «Я сам знаю!», но в то же время он ищет поддержки со стороны взрослых в
словах: «Я так?», «Я правильно?». У ребенка начинают заглушаться непосредственно
личные интересы, у него возникает новый мотив: «сделать для других».
Четвертая ступень: ребенок приобретает «стиль» независимости - появляется
независимость
от
взрослых
в
элементарном
бытовом
труде.
Он
уже
владеет
рядом
прочных
умений,
навыков
и
привычек
бытового
труда,
в
частности
навыками
аккуратности и чистоплотности. Способ деятельности подчинен ее цели. Это создает
новую
основу
для
развития
трудовой
деятельности
ребенка;
целенаправленность
побуждает ребенка к четкому и точному отбору и использованию различных известных
ему трудовых приемов.
При выполнении обязанностей ребенок проявляет инициативу. Он умеет организовать
и
элементарно
спланировать
свою
деятельность,
руководствуясь
известными
ему
обобщенными правилами организации бытового труда. Появляется забота о товарищах и
взаимопомощь. Характерной чертой деятельности становится сознание необходимости
выполнять свои обязанности, независимо от занимательности их для ребенка. Работу
выполняет без напоминаний, не отвлекаясь. Ребенок часто сам замечает необходимость
труда и выполняет его по своей инициативе. Трудности преодолевает самостоятельно;
настойчиво ищет выход из затруднений. Характерно развитие у ребенка уверенности в
себе,
сочетающееся
с
возрастающей
требовательностью,
появляется
объективная
самооценка.
Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так,
интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное
отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение
своих
обязанностей
-
ответственность;
сотрудничество
ребят,
взрослых
и
детей
-
коллективизм;
умение
доводить
дело
до
конца
отражает
степень
сформированности
старательности,
настойчивости,
целеустремленности.
Следовательно,
трудолюбие
является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
При формировании самостоятельности, инициативы, осознанного отношения к труду
эффективными являются приемы, которые позволяют детям занимать активную позицию
5
от начала до конца трудового процесса. Это совместное обсуждение предстоящей работы,
поддержание
детской
инициативы,
высказывание
сомнения
взрослого
в
успехе
деятельности, положительная оценка действий ребенка, своевременная помощь и совет
взрослого партнера, обсуждение итогов работы и ее оценка, сравнение результатов и т.д.
Огромное трудолюбие и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не
только не погасить детскую инициативу, но и способствовать его развитию. Формируя
элементарные
навыки
хозяйственно-бытового
труда,
следует
продумывать
его
организацию
и
приемы,
которые
используются
при
обучении
детей
тем
или
иным
умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договориться
о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам
распределения обязанностей. Перед заданиями важно:
рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том,
насколько нужна и важна работа;
перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Вы сегодня
все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах
для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики
строительный материал и т.д.». Основное внимание во время работы детей
обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.
выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей.
Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в
группе «все было в порядке», ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они
выполнить эту работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую
очередь.
обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении
работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать
замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.
Воспитателю необходимо помнить, что, если не обращать внимание на то, как ребенок
выполняет действие ( как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную
обувь), у него не только не формируются необходимые навыки, но и формируются
отрицательные привычки ( небрежность, неряшливость и т.д.).
В совместном труде высокоэффективным является партнерский стиль общения
взрослого
с
детьми.
Для
дошкольников
в
данном
случае
взрослый
становится
не
сторонним
наблюдателем,
указывающим,
что
и
как
надо
делать,
а
«товарищем»,
участвующим
в
выполнении
общего
дела.
Вместе
с
тем,
включается
педагогическая
функция взрослого стать образцом для подражания, эталоном, на который дети будут
6
равняться, а также организатором общения, обеспечивающего эмоционально насыщенную
обстановку. Таким образом, партнерский стиль общения способен оказать необходимую
поддержку детям, переживающим неуспех, вовлечь в общую работу ребенка, который
отвлекается или без интереса относится к происходящему.
Каждому педагогу важно помнить, что никакие беседы о необходимости трудиться,
никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым,
если
он
сам
не
испытывает
радости
от
трудовой
деятельности.
А
любовь
к
труду
в о з н и к а е т
и
к р е п н е т
т о л ь к о
в
п о с и л ь н о м
д е л е .
В некоторых дошкольных учреждениях отсутствуют планомерность и систематичность
в организации труда детей, в обучении их трудовым умениям и навыкам, и они участвуют
в труде от случая к случаю. Такой труд не оказывает достаточного воспитательного
влияния,
не
формирует
желания
работать
на
пользу
коллектива,
привычку
к
с и с т е м а т и ч е с к о м у
в ы п о л н е н и ю
т р у д о в ы х
о б я з а н н о с т е й .
В таком случае дети к концу пребывания в дошкольном учреждении не умеют, а часто
проявляют прямое нежелание участвовать в работе. На предложение воспитателя что-то
сделать отвечают: «Не умею», «Не хочется», «Надоело», «Устал» . Важно побуждать детей
к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки,
учить внимательному, доброжелательному отношению друг к другу. Но пользоваться этим
приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.
Эффективным приемом может стать положительный прием сверстников. « Посмотрите,
как Таня быстро и правильно одевается!», - говорит педагог. Большое место занимают
такие приемы, как
рассматривание иллюстраций,
чтение литературных произведений,
использование
эмоциональных
песенок,
потешек,
пословиц,
поговорок.
(Приложение 1)
Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют
воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более
активно
воздействовать
на
малыша.
Весьма
действенным
приемом
является
показ
инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. сюжеты
воспитатель может придумать сам.
Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде
способствует воспитанию у малыша интереса к трудовой деятельности взрослых.
Давая малышам элементарные представления о труде няни, дворника, шофера,
повара, нужно обратить внимание на добросовестное отношение взрослых к работе. В
7
процессе
наблюдения
следует
привлечь
внимание
детей
к
трудовым
операциям,
совершаемым
взрослым,
рассмотреть
с
ними
материалы
и
оборудование,
которые
используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть результат труд. Так у ребенка
складывается представление о том, что в основе каждого трудового процесса лежит
удовлетворение
той
или
иной
потребности
людей.
На
основе
таких
конкретных
впечатлений у ребенка начинает складываться представление о трудовой деятельности
человека, воспитывается положительное отношение к труду, желание принимать в нем
посильное участие.
У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как
правило,
сформировано
бережное
отношение
к
вещам,
стремление
по
собственной
инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Эти дети активно
включаются
в
различные
виды
хозяйственно-бытового
труда,
самостоятельно
распределяют
обязанности,
умеют
наметить
последовательность
работы,
критически
о ц е н и т ь
р е з у л ь т а т ы
т р у д а
с в о е г о
и
т о в а р и щ е й
Воспитатели
помогают
каждому
ребенку
осознать
жизненную
необходимость
и
полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к
трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
Существуют различные методы формирования социально-бытовых навыков у детей
дошкольного возраста, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями
ребенка, с конкретными условиями и т.д.
Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для
социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом
отношении,
что,
безусловно,
является
и
фактором
личностного
развития.
Формирование социально-бытовых навыков происходит постепенно и планомерно.
Очень важно при этом активное сотрудничество детского сада и семьи, так как в первую
о ч е р е д ь
р е б е н о к
б е р е т
п р и м е р
с о
с в о и х
р о д и т е л е й .
Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику.
Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные
указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило,
недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику
требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и
необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел
ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.
8
ЛИТЕРАТУРА
1.
Божович
Л.
И.
Личность
и
ее
формирование
в
детском
возрасте.
-
М.:
Просвещение, 1968.
2. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-
трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
3. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание
нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М.:
4.
Куцакова
Л.
В.
Нравственно-трудовое
воспитание
ребенка-дошкольника:
Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм. -метод. пособие. - М.: ВЛАДОС,
2003. - 143 с.
5. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., 1990.
6. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой
деятельности. / Д. В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.
7. Точин, А. Е. Трудовое воспитание детей в семье / А. Е. Точин. – Минск: Нар.
аствета, 1982. – 96 с. – (Родителям о детях).
8. Черепанова, И. Б. Дети взрослеют в труде / И. Б. Черепанова. – М.: Педагогика,
1990, - 174,[1] с. – (Педагогика – родителям).
9
ПРИЛОЖЕНИЕ
10
Приложение 1
Художественное слово по ознакомлению дошкольников с трудом
взрослых
С малышами я вожусь,
С ними провожу все дни.
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни.
С ними я хожу гулять,
Их укладываю спать.
И, конечно же, люблю
Я профессию свою.
(воспитатель)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит всех от всех
Болезней?
(доктор)
Кто у постели больного
сидит?
И как лечится, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит
принять,
Тому, кто здоров, - разрешит
погулять.
(доктор)
С огнём бороться мы должны
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
(пожарники)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(маляр)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки обеды?
Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу
(водитель)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он…
(артист)
Наведёт стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит всё.
(фотограф)
Мы учим детишек,
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
(учитель)
Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой.
(дворник)
Если вьётся пламя,
Дым валит столбом,
«Ноль – один» мы наберём,
Его на помощь позовём.
(пожарный)
К своей машине он спешит,
Чтоб завести мотор.
Не любит утром долго спать,
Чуть свет встаёт…
(шофёр)
Его приходу
Каждый рад,
Когда на кухне водопад.
(водопроводчик)
Ставя ловких две руки
Каблуки на башмаки,
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук.
11
(повар)
Средь облаков на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо люди жили в нём.
(строители)
У этой волшебницы,
Этой художницы
Не кисти, не краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает таинственной
силой: К кому прикоснётся,
Тот станет красивей!.
(парикмахер)
Он принёс нам телеграмму:
«Приезжаю. Ждите. Мама.»
Деду пенсию принёс,
Хоть совсем не дед Мороз.
На ногах с рассвета он.
Кто же это
( почтальон)
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Назови скорей, кто я?
Ну, конечно же …
(швея)
Если наводнение
Иль землетрясение,
На помощь нам всегда придёт
И нас от гибели спасёт.
(спасатель)
Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу.
(повар)
У него серьёзный вид,
За порядком он следит.
Ясным днём, ночной порой
Охраняет наш покой.
(милиционер)
У него товаров горы –
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мёд,
Всё он людям продаёт.
(продавец)
(сапожник)
На работе день – деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака.
(крановщик)
Он бревно отешет ловко,
Рамы сделает, навес,
У него смолой спецовка
Как сосновый пахнет лес.
(плотник)
Складывает цифры,
Цифры вычитает.
Доходы и расходы
В отчёте представляет.
Здесь доход, а здесь расход.
Ничего не пропадёт!
(бухгалтер)
Мы защитники страны,
Тренированы, сильны.
Пограничники, танкисты,
Моряки, артиллеристы,
Службу мы несём везде:
На земле и на воде.
(военнослужащие)
Из просеянной муки
Он печёт нам пироги,
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка!
(пекарь)
Он вылечит корь,
И бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины.
(врач)
Феном, щёткой и расчёской
Ловко сделает причёску.
(парикмахер)
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом.
(строитель)
12
Загадки по ознакомлению дошкольников с трудом
взрослых
Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тоненького бьёт –
Тонкий что-нибудь прибьёт.
(молоток и гвоздь)
Как увижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке.
В доску спрячется бедняжка –
Чуть видна его фуражка.
(молоток и гвоздь)
Если видишь – я кружусь,
Это значит – я тружусь.
(дрель)
У них всегда тяжёлый труд:
Всё что-то жмут, все что-то жмут.
(тиски)
У конька, горбунка –
Деревянные бока.
У него из - под копыт
Стружка белая летит.
(рубанок)
Едет, едет взад - вперёд
В зубы возьмёт – На две части
разоймёт. ( пила)
Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нём живёт?
Дверца узкая на крыше –
Не для белки, не для мыши,
Даже и не для скворца –
Для газет и письмеца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят,
Во все стороны летят.
(почтовый
ящик)
У сеньора есть причуда:
Сам сеньор по доброй воле
Головой стучит повсюду,
Но не чувствует он боли.
(молоток)
Голова в избе,
Ноги в стене.
(гвоздь)
Везде суёт свой нос витой,
Дыру проделает в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне.
(сверло)
Гостя примут от души:
Так обнимут – не дыши.
(тиски)
Цепкий рот на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит.
(клещи)
Зубастый зверёк
Грызёт с визгом дубок.
(пила)
Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска:
Знать не вкусная доска.
(пила)
Зубами дерево грызёт
И песню звонкую поёт:
«Жила – была, жила – была
На свете острая…»
(пила)
Режем, режем, вырезаем,
Маме шить мы помогаем.
(ножницы)
Маленький, кругленький,
А за хвост не поднять.
13
Птичка – невеличка
Носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт –
Дорожку проведёт.
(игла)
Я - одинокая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку я тяну.
(игла)
Я люблю прямоту,
Я самая прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто – же я?.. (линейка)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(резинка)
Зубы имеют,
А зубной боли не знают.
(грабли)
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит мотор,
Глотает он и пыль, и сор.
(пылесос)
Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок-скок,
По лавкам скок-скок,
И сел в уголок.
(веник)
Начинает он копать
Заменяет сто лопат.
(экскаватор)
Ходит город великан
На работу в океан.
(корабль)
Корабль – великан,
Не по морю плывёт,
Корабль – великан по земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт.
(клубок)
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(нитка с иголкой)
В снежном поле на дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много – много лет
Оставляет тёмный след.
(карандаш)
Маленький Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где пройдётся, там след остаётся.
(карандаш)
Сговорились две ноги,
Делать дуги и круги.
(циркуль)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору строить дом.
(лопата)
Огородник тот
С длинным носом живёт.
Где носом качнёт
Там вода течёт.
(лейка)
То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(утюг)
Я бываю выше дома
И легко одной рукой
Поднимаю груз огромный.
Кто, скажите, я такой?
(подъёмный кран)
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом:
Прогулялся валко, шатко –
Ровной сделалась площадка.
(бульдозер)
14
(комбайн)
15