Напоминание

"Соль земли родной"


Автор: Процель Людмила Евгеньевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад № 13 "Арбузёнок""
Населённый пункт: город Соль - Илецк Оренбургская область
Наименование материала: Парциальная программа
Тема: "Соль земли родной"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Принята в содержании Основной образовательной программы

дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 13 «Арбузёнок»

г. Соль-Илецка» педагогическим советом,

протокол № ____ от « ____» _______________ 2016 г.

Утверждена приказом от « ____» _______________ 2016 г. № ____

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ

«СОЛЬ ЗЕМЛИ РОДНОЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД №13 «АРБУЗЕНОК»

Г. СОЛЬ-ИЛЕЦКА» ОРЕНБУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Разработчик: Процель Людмила

Евеньевна, старший воспитатель

МДОБУ Детский сад № 13 «Арбузенок»

г. Соль-Илецк, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Целевой раздел. Пояснительная записка.......................................

3

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы...............

3

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы...............

4

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации

программы.............................................................................................

4

1.4

Возрастные характеристики развития детей......................................

5

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста

парциальной образовательной программы........................................

7

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы...........

8

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной

образовательной программы...............................................................

8

II.

Содержательный раздел....................................................................

9

2.1

Интеграция содержания образовательных областей........................

9

2.2.

Проектирование образовательной работы по программе................

10

III.

Организационный раздел..................................................................

14

3.1

Кадровое обеспечение программы......................................................

14

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной

образовательной программы...............................................................

15

3.3

Методическое обеспечение материалами и средствами развития,

обучения и воспитания........................................................................

16

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной

программы.............................................................................................

17

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

17

IV.

Литература...........................................................................................

18

V.

Приложение.........................................................................................

19

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

Парциальная

образовательная

программа

«Соль

земли

родной»

является частью образовательной программы МДОБУ Детский сад № 13

«Арбузенок» г. Соль-Илецка, сформированной участниками образовательных

отношений.

В

содержании

программы

раскрываются

национально-

культурные,

демографические,

природно-климатические

особенности

Оренбургской области в целом и г. Соль-Илецка.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Современным обществом приобщение детей дошкольного возраста к

традициям и культуре родного края рассматривается как жизненно важная

проблема. Вековой культурный опыт, воплощаясь в этнических традициях и

искусстве, оказывает влияние на установление связей между поколениями и

формирование познавательного и эстетического опыта.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание

патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным

звеном

системы

образования,

призваны

формировать

у

детей

первое

представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой

Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить

нравственные

ориентиры,

способные

вызвать

чувства

самоуважения

и

единения.

Программа реализуется в рамках образовательной области «Социально-

коммуникативное развитие», в которой осуществляются такие направления

патриотического воспитания, как «гражданско-патриотическое», «культурно-

патриотическое»,

«семейно-родовое».

Решаются

задачи

познавательного

развития дошкольников, так как происходит формирование представлений о

родном

крае,

как

частице

России,

об

истории

возникновения

соляного

п р о м ы с л а ,

т р у д я щ и х с я

л ю д я х

О р е н б у р ж ь я ,

о с н о в н ы х

достопримечательностях

Соль-Илецка,

культуре

и

природе.

Активно

решаются

задачи

физического

развития

детей

через

обогащение

двигательной деятельности оздоровительными и подвижными играми. Задачи

речевого

развития

решаются

через

активизацию

коммуникативной

деятельности детей. Задачи художественно-эстетического развития решаются

за

счет

использования

синтеза

искусств

в

процессе

ознакомления

дошкольников с новым материалом и его творческим переосмысление в

продуктивных видах деятельности. Таким образом, в процессе реализации

программы интегрировано решаются задачи всех образовательных областей

при организации различных видов детской деятельности.

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель программы: Становление у детей старшего дошкольного возраста

ценностного отношения к природе родного края в процессе формирования

представлений о соляном промысле г. Соль-Илецка.

Задачи программы:

1.

Развивать

познавательный

интерес

к

природе

родного

города,

соляному промыслу, знания о целебных свойствах пяти озер.

2.

Формировать творческие способности в изготовлении поделок из

соленого теста, умение использовать соль в изодеятельности.

3.

Обогащать

познавательно-исследовательскую

деятельность

детей

темами о свойствах соли, ее происхождении.

4.

Воспитывать желание участвовать в жизни города, в мероприятиях

детского

сада,

города,

района;

гордость

за

людей,

прославивших

г.Соль-

Илецк.

5.

Формировать умения и навыки проектной деятельности, связанной

с историей родного города, соляного промысла.

6.

Воспитывать

у

детей

созидательное,

позитивное

отношение

к

достопримечательностям города, бережное отношение к «жемчужине» города

– озеру «Развал»

7.

Содействовать

становлению

желания

принимать

участие

в

конкурсах, выставках рисунков и поделок, празднике «День шахтера», «День

города», «Фестиваль- «Соль-Илецкий арбуз»

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации

программы

Принципы построения программы:

Регионализация

нравственно-патриотического

воспитания. Данный

принцип

способствует

формированию

у

детей

комплексного

взгляда

на

проблему

взаимодействия

человека

с

окружающей

средой.

Применение

регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям

основные

цели

нравственно-патриотического

воспитания,

вовлечь

их

в

посильную поисковую, практическую деятельность.

Доступность. Предполагает

соотнесение

содержания,

характера

и

объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Н е п р е р ы в н о с т ь . Об разование

призвано

с формироват ь

у

подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению

своего

интеллектуального

багажа

и

совершенствованию

нравственных

чувств.

Ц ел о с т но с т ь. Использование

данного

принципа

позволяет

формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы

нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных

условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

Научность. На основе сведений об истории и культуре родного края

можно

выделить

социальные

и

педагогические

идеи.

Они

тесно

взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

Культуросообразность. Данный

принцип

выстраивает

содержание

программы

как

последовательное

усвоение

национально-культурных

традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Основополагающими в программе стали следующие подходы:

1 . Культурно-исторический

подход подчеркивает,

что

психическое

развитие

ребенка

есть

прежде

всего

присвоение

им

культуры

общества,

носителями

которой

для

ребенка

являются

взрослые,

что подразумевают

рассмотрение проблемы с позиций исследования природных особенностей

региона и отношения к ним современного человека.

2 .

С и с т е м н о - д е я т е л ь н ы й

п о д х о д предполагает

активное

взаимодействие ребенка с окружающей его природной действительностью,

направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих

потребностей; создание развивающей предметно-пространственной среды в

детском

саду

(коллекции

природных

и

бытовых

объектов,

библиотека,

видеотека, аудиотека) и обеспечение взаимодействия детей с внешней средой

в

контексте

содержания

программы

(Музей

истории

города,

природные

памятники города).

3 .

Г у м а н и т а р н ы й

п о д х о д предполагает

гуманитаризацию

образовательного

процесса:

постановку

в

центр

внимания

уникальной,

целостной

личности

ребенка.

Признание

его

права

на

разностороннее

развитие

и

проявление

способностей осуществляется

путем

видения

в

ребенке

полноправного

партнера,

а

также

ориентированием

на

высшие

общечеловеческие понятия – любовь к родному краю.

1.4

Возрастные характеристики развития детей

Программа «Соль земли родной» ориентирована на детей от 5 до 7 лет.

Программа

учитывает

возрастные

особенности

усвоения материала

детьми данного возраста: появление интереса к проблемам, выходящим за

рамки

детского

сада

и

личного

опыта,

интереса

к

познавательно-

исследовательской

деятельности,

интереса

к

природе

и

истории

родного

города.

В

5-7 лет ребенок осознает себя как личность, как самостоятельный

субъект

деятельности

и

поведения.

Дети

способны

давать

определения

некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который,

всем

помогает,

защищает

слабых»)

и

достаточно

тонко

их

различать,

например,

очень

хорошо

различают

положительную

окрашенность

слова

«экономный» и отрицательную – слова «жадный». Они могут совершать

позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в

реальных

ситуациях

(например,

могут

самостоятельно,

без

внешнего

принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека).

Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

Сложнее

и

богаче

по

содержанию

становится

общение

ребенка

со

взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении

и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше

узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного

повседневного

взаимодействия.

Так,

дошкольник

внимательно

слушает

рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется

тем,

как

они

познакомились,

при

встрече

с

незнакомыми

людьми

часто

спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п.

Развитие общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни создает

отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребенок становится

более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым,

с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно

делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 5-7 лет приобретает общение между

собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот

период

зарождается

детская

дружба.

Дети

охотно

делятся

своими

впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают

о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого

общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При

этом

они

могут

внимательно

слушать

друг

друга,

эмоционально

сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать,

вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и

взаимодействии

стремятся

в

первую

очередь

проявить

себя,

привлечь

внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому

соперничеству

продуктивный

и

конструктивный

характер,

и

избегать

негативных форм поведения.

В

этом

возрасте

дети

владеют

обобщенными

представлениям

(понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи

между

своей

гендерной

ролью

и

различными

проявлениями

мужских

и

женских

свойств

(одежда,

прическа,

эмоциональные

реакции,

правила

поведения, проявление собственного достоинства). К семи годам испытывают

чувство

удовлетворения,

собственного

достоинства

в

отношении

своей

гендерной

принадлежности,

аргументировано

обосновывают

ее

преимущества.

Начинают

осознанно

выполнять

правила

поведения,

соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и

т.д.,

владеют

различными

способами

действий

и

видами

деятельности,

доминирующими

у

людей

разного

пола,

ориентируясь

на

типичные

для

определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин. Осознают

относительность мужских и женских проявлений (девочка может плакать от

обиды,

мальчики

стойки

переносить

неприятности

и

т.д.);

нравственную

ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. К 7 годам

дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью,

проявляют

стремление

к

усвоению

определенных

способов

поведения,

ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

В

играх

дети

5-7

лет

способны

отражать

достаточно

сложные

социальные события – рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В

игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или

иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя

две

роли,

переходя

от

исполнения

одной,

к

другой.

Могут

вступать

во

взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную,

так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения

врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания).

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста

парциальной образовательной программы

Результатом

реализации

программы

становится

развитие

у

ребенка

следующих качеств:

Умеет следить за своим здоровьем, имеет представления о здоровом

образе жизни, знает о целебных свойствах целебных пяти озер. Развита

мелкая моторика.

Применяет в игре знания о профессии шахтера, проявляет интерес к

соляному промыслу, гордится, что живет в г. Соль-Илецке.

Проявляет интерес к произведениям писателей и поэтов г. Соль-

Илецка.

Активно участвует в беседах о родном городе, природе, о его людях,

высказывая

собственные

суждения,

мнения,

предположения,

делится

технологией изготовления поделок из соленого теста.

Проявляет познавательный интерес к изучению истории родного

города,

его

природе,

достопримечательностям,

людям,

знает

названия

основных улиц и может объяснить, почему они так названы.

Знает произведения композиторов и поэтов г. Соль-Илецка о родном

городе.

Проявляет

творческие

способности

при

реализации

проектной

деятельности.

Проявляет

интерес

к

работе

с

соленым

тестом,

умеет

применять соль в изодеятельности.

Умеет выполнять сложные действия под руководством педагога, а

также самостоятельно. Усидчив, терпелив, желает трудиться для достижения

желаемого результата.

Знает правила техники безопасности (в том числе на воде и у воды,

при ручной работе, в лаборатории) и подчиняется им.

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы

Выбор части программы, формируемой участниками образовательного

процесса

«Соль

земли

родной»,

обусловлен необходимостью

решения

проблемы воспитания любви к природе родного города у детей дошкольного

возраста.

Программа реализуется с учетом природных условий и спецификой

географического расположения г. Соль-Илецка. В г. Соль-Илецке ведется

добыча самой чистой соли в мире, в центре города расположены известные

во всей области и далеко за ее пределами пять целебных озер.

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной

образовательной программы

Освоение дошкольниками содержания программы изучается в процессе

специально организованных наблюдений за самостоятельной деятельностью

детей

в

патриотическом

уголке

в

группе

и

в

разнообразных

видах

деятельности и общения. Кроме того, проводится анкетирование родителей с

целью

изучения

увлечений

и

гражданско-патриотических

проявлений

ребенка в семье.

Формами

подведения

итогов

реализации

программы

являются

праздничные

мероприятия

в

ДОУ

и

участие

семей

воспитанников

в

культурно-массовых мероприятиях детского сада и города.

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Интеграция содержания образовательных областей

Образовательная

область

Задачи, содержание и средства организации

образовательного процесса

«Социально-

коммуникативное

развитие»

Развитие

игровой

деятельности

детей,

формирование

гражданской принадлежности своему городу, патриотических

чувств, чувства принадлежности к человеческому сообществу,

гордость за людей, прославивших родной город (макет шахты,

альбомы, игровая зона «мини-гостиница»)

Формирование основ безопасного поведения на озерах г. Соль-

Илецка (плакаты, фотоальбом, макет озера).

Развитие

умения

выполнять

сложные

действия

под

руководством

педагога,

а

также

с а м о с т оя т е л ь н о .

Вырабатывать усидчивость, терпение, желание трудиться, для

достижения желаемого результата. На благо родного города

(изготовление мини-проектов, участие в субботниках).

«Речевое развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части

формирования

первичных

ценностных

представлений,

представлений о себе, семье, своей малой Родине. Развитие

свободного

общения

со

взрослыми

и

детьми

по

поводу

прочитанных произведений, просмотренных видеофильмах о

родном городе, его природе, истории.

«Познавательное

развитие»

Формирование

целостной

картины

мира

и

расширение

кругозора

в

части

представлений

о

родном

городе,

его

истории, о происхождении озера «Развал». Развитие способов

исследовательской

деятельности,

связанной

с

изучением

истории соляного промысла, о целебных свойствах пяти озер

(альбомы, мини-макеты, беседы, игры, экскурсии).

«Художественно-

эстетическое

развитие»

Использование

продуктивных

видов

деятельности

для

обогащения

содержания, закрепления результатов освоения

области «Познание». Изготовление поделок из соленого теста,

соли (иллюстрации, поделки, образцы).

Использование

музыкальных

произведений

композиторов

г.

Соль - Илецка о родном городе (магнитофонные записи, видео

записи концертов с участием местных исполнителей).

Использование

художественных

произведений

местных

авторов для формирования представлений о родном городе,

стихотворения

о

Соль-Илецке

(Сборники

рассказов

и

стихотворений местных авторов).

«Физическое

развитие»

Развитие умения следить за своим здоровьем, формировать

представления о здоровом образе жизни, развивать мелкую

моторику при изготовлении поделок из соленого теста, соли.

(альбомы, образцы, поделки).

2.2. Проектирование образовательной работы по программе

Модуль/Тема

Объем

ОД

(в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности

Модуль 1. Город с соленой судьбой

1.1

Мой родной край

60

Коллективное взаимодействие по сбору фото-

материалов об Оренбурской области; совместная

деятельность по классификации фотоматериалов;

анализ материалов и создание коллекции

фотографий о родном крае.

Зрительный ряд: фотографии с изображением

города, фотоальбом «Соль-Илецк прошлый и

настоящий»; Герб, флаг города Соль-Илецка и

флаги Оренбургской области; альбом

«Достопримечательности г. Соль-Илецк»,

«Родной город», картины о природе; открытки с

видом соленых озер; альбом «Растения степей

Соль-Илецкого района»; физическая карта Соль-

Илецкого района, фотографии рек; картинки

животных, птиц, растений, занесённых в

Красную книгу Соль-Илецка.

Изделия из соли. Открытки с изображением

театров; фотографии с парками и скверами

города.

Литературный ряд: В. Разувин «К Оренбургу»;

Прусс А. «Рассказы по истории Оренбуржья»,

Оренбург, 2004., «Социальное развитие

дошкольника» – приложение журнала

«Дошкольное воспитание». Отрывки из «Сказов»

Бажова, Евреинов «Что такое театр»;

Е.В.Соловьёва «Дети планеты Земля».

Р.Кошурникова «Как появляются горы?», «Что

такое вулкан?»; В.Астафьев «Белогрудка»,

1.2

Мой дом – Соль-

Илецк

60

Малыми группами: Беседы с детьми: Что такое

Родина? Зачем она нужна людям? Как можно

беречь родную землю? Что люди делают для того,

чтобы город процветал? Как сохранить родную

землю?

1.3

Беседа «Мой

город»

30

Коллективное взаимодействие: Закрепление

названий улиц родного города, объяснить детям в

честь кого они названы. Расширять знания детей

о родном городе. Воспитывать гордость за людей

прославивших его.

1.4

.

Проектная

деятельность:

«Мой

любимый

город»

30

Коллективное взаимодействие: Побудить в детях

желание участвовать в создании мини- проекта:

«Улица, где я живу», «Озеро-Развал», «Мой папа-

шахтер».и др. Формировать умения и навыки

проектной деятельности, связанной с историей

родного города, соляного промысла.

1.5

.

Труженики

Соль-

Илецка

60

Коллективное взаимодействие: Знакомство с

трудом взрослых в фасовочном цехе соляного

Экскурсия

«Мы-

фасовщики»

рудника. Расширять знания о работе всего

рудника. Воспитывать чувство гордости за людей

приносящих пользу Родине.

Введение в активный словарь детей слов: шахта,

солерудники, соленый промысел и др.;

воспитание уважения к людям данных профессий

и любви к труду.

загадки о животных, птицах, растениях.

Пословицы о труде; «Сказки минерального

царства»; загадки, чтение А.Букалов «Как

машины хлеб берегут»; пословицы и поговорки о

хлебе, В.Сухомлинский «Моя мама пахнет

хлебом», О.Зыкова «Хлебороб»; Агапова И.Ю.,

Агеева Г.А. «Родной край», 2002.

Музыкальный ряд: песня «Я – Оренбуржец» С.

Шмелёва;

Музыка

патриотической

тематики.

Песни

об

Оренбурге,

песня

о

хлебе;

песня

«Оренбургский

пуховый

платок»;

музыка

патриотической

тематики,

песни

детей,

песни

Оренбургских композиторов

Продуктивная деятельность: Изготовление

хлебобулочных изделий из соленого теста,

рисование «Город в котором живу», аппликация

«Соленые чудеса»; рисование орнаментов

соляного кристалла, рисование «Моя любимая

ягодка».

Продуктивная: ТСО; цветная бумага, клей,

ножницы, кисточки, фломастеры (для

аппликации «Вот такой у нас арбуз,

замечательный на вкус»).

1.6

.

Природа

С ол ь -

Илецка

90

Климат нашего края, его влияние на природу

Оренбуржья. Учить детей сравнивать природные

особенности климатических зон.

1.7

.

Кра с н а я

к н и г а

Соль-Илецкого

района

90

Животный и растительный мир Оренбуржья,

взаимосвязь между животными и растениями;

пробуждение интереса детей к окружающей

природе, и желания беречь природу. Понимание

детьми ценности родной природы, умение

общаться с ней. «Красная книга», для чего она

нужна и почему так называется. Представители

флоры и фауны Красной книги Оренбуржья.

Формирование представлений о негативном и

позитивном влиянии деятельности человека на

многообразие видов животных.

1.8

.

Соль-Илецкая

ягода

90

Групповая деятельность: игровое упражнение

«Разгадай мою загадку» (загадки про арбуз и

другие ягоды).

Работа в малых подгруппах по изготовлению

поделок «На бахчах»

Модуль 2. Соленые озера Оренбуржья

2.1

Озеро «Развал»

60

Коллективное взаимодействие по сбору фото-

материалов об озере «Развал» и других водоемах

Соль-Илецка; совместная деятельность по

классификации фотоматериалов

Игровая деятельность – дидактическая игра

«Ручеёк», театрализованная игра «Водичка,

водичка..»

Коммуникативная деятельность - беседа о

водных ресурсах.

Познавательно-исследовательская

деятельность — опыты и эксперименты с

водой.

Чтение художественной литературы — Э.

Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце».

Продуктивная деятельность – подготовка

фотоматериалов и создание альбома:

«Волшебница-вода».

Дизайнерская деятельность в семье – создание

«семейной странички» для группового альбома.

Экскурсионная деятельность – экскурсия к

водоёму.

Коллекционирование - сбор фотоматериалов

«Вода».

Дизайнерская деятельность детей и родителей

– оформление страничек для выставки «Вода в

жизни человека»

Художественно-творческая деятельность

детей – рисование Капитошки.

Познавательная:

Презентация «Прогулка по городу».

Н.Семикозова «Родина».

2.2

Озеро «Дунино»

60

Коллективное взаимодействие по сбору фото-

материалов о воде; совместная деятельность по

классификации фотоматериалов; анализ

материалов и создание коллекции фотографий о

водных ресурсах.

2.3

Озеро

«Тузлучное»

30

Значение воды в жизни человека. Важность воды

для всех живых существ.

2.4

.

Озеро

«Большое

городское»

30

Проведение опытов на определение свойств воды

(вкус, цвет, запах).

2.5

.

О з е р о

« М а л о е

городское»

30

Анализ материалов и создание коллекции

фотографий о водных ресурсах Соль-Илецка.

2.6

.

Озеро «Новое»

30

Взаимодействие детей с родителями по подбору

фотографий о водоемах Соль-Илецка.

2.7

.

Беседа с

родителями о

детских мини-

проектах,

посвященных

водным ресурсам

Соль-Илецка

30

Объяснить родителям о необходимости помочь

детям в создании мини-проектов. Приобщить

родителей к жизни д/ сада.

Модуль 3. Соленые недра земли

3.1

Исследовательска

я

л а б о р ат о р и я :

«Соль»

60

Подрупповая: Вызвать интерес к свойствам

поваренной соли, какая она бывает (пищевая,

цветная, ароматизированная, комовая). Расширять

общий кругозор. Воспитывать любознательность.

Музыкально-художественная:

музыка

«Звуки

природы».

Познавательная: мультимедиа «Песок и глина –

наши помощники», «Соль земли»

Продуктивная: выращивание соляных

кристаллов.

3.2

.

Добыча

соли

в

Соль-Илецке

60

Коллективно: Беседа «Зачем нужна соль?», «Как

человек использует соль?»

Малыми группами: Опыты: «Куда исчезла соль?»,

«Лепим из соленого теста», «Выращиваем соленые

кристаллы»

Познавательная:

Презентация «Добыча соли».

Иллюстрации, фотографии.

Б. Заходер «Соль».

Музыкально-художественная:

Песня А.Кудряшова «Озеро соленое».

Продуктивная: макет добычи соли, атрибуты

для игр.

3.3

.

Сюжетно-ролевая

и г р а :

« М ы

шахтеры»

30

Формирование гражданской принадлежности

своему городу, закреплять в игре знания о

профессии шахтера, воспитание дружелюбия,

коллективизма.

3.4

.

Художественное

творчество:

«Подарок другу»

30

Вызвать интерес к работе с соленым тестом,

развивать творческие способности, мелкую

моторику.

3.5

.

Художественное

творчество:

«Украсим

веточку».

30

Учить применять соль в изобразительной

деятельности, развивать у детей творческие

способности, мелкую моторику, закреплять знания

о свойствах соли. Воспитывать эстетическое

восприятие, любовь к красивому.

3.6

.

Родительское

собрание:

«Люди

земли нашей»

30

Пригласить на собрание шахтера для выступления.

Объяснить родителям, что дома в кругу семьи

нужно рассказывать детям о людях, прославивших

наш город, об истории города, солеруднике,

озерах. Ознакомить родителей с работой д/сада,

ведущейся в этом направлении.

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Кадровое обеспечение программы

Формы работы с педагогами

Дети в дошкольном учреждении могут открыть для себя родной город

только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги

должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к

передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой

город.

Для этого в работе с педагогами ставятся следующие задачи:

Актуализировать краеведческие знания педагогов.

Повысить

профессиональное

мастерство,

стимулировать

педагогический поиск в вопросах краеведческого образования дошкольников,

научить

педагогов

максимально

использовать

воспитательный

потенциал

традиций родного региона.

Обогатить

развивающую

предметно-пространственную

среду

по

краеведению в группе.

Обобщить передовой опыт, обменяться собственным накопленным

опытом.

Реализация программы предусматривает разнообразные формы работы

с педагогами (индивидуальные и коллективные):

Анкетирование;

Консультации;

Просмотр открытых мероприятий;

Мастер-классы;

Викторины;

Педагогические проекты;

Разработка авторских пособий.

Формы работы с родителями

Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к

своей родине зависит от позиции близких.

Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего родного края

творческим,

развивающим

и

интересным

для

ребенка

педагоги

активно

взаимодействуют с родителями. Детский сад работает как открытая система

для сотрудничества с родителями.

Используются разные формы общения:

Встречи в дни открытых дверей.

Круглые столы

Родительские гостиные,

Собрания

Всеобучи

Неформальная

обстановка,

возможность

не

только

получить

новые

знания,

но

и

поделиться

своими

педагогическими

находками

с

другими,

совместная деятельность со своим малышом – все это привлекает многих

мам и пап. Это:

Участие в акциях

Творческих конкурсах

В проектной деятельности

Участие в фотовыставках

На праздниках

Большая

заслуга

родителей

в

успешной

реализации

Программы

в

пополнении и обогащении развивающей предметно-пространственной среды:

Детская и художественная литература о родине;

Оформление стенгазет ко Дню города;

Создание

в

группах

уголка

краеведения:

карта

края,

города,

открытки с изображением достопримечательностей города Соль-Илецка,

Создание макета детского сада.

Оформление групп, открыток и подарков ветеранам труда, ВОВ.

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной

образовательной программы

Для реализации данной программы в ДОУ созданы условия:

п е д а го г и

п од го т о в и т е л ь н о й

г р у п п ы

и м е ю т

п е р в у ю

квалификационную категорию;

организована работа мини-музеев «Соленушка» и «Обильный край

благословенный»;

оформлены альбомы «Мой город», «Соль – наше богатство»

подобрана медиатека и видеотека.

оформлена фотовыставка: «Край, в котором мы живем»;

изготовлены мини-макеты озера «Развал», солерудника.

Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка

краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с

картой

города,

района,

рисовать,

рассматривать

и

создавать

книги,

иллюстрации, играть в дидактические игры.

Создание

картотек пословиц и загадок, заданий по исследовательской

и опытно-экспериментальной деятельности «Загадки родной земли», («Соль-

Илецкие озера»), мультимедийных презентаций, альбомов («Моя семья в

истории

Соль-Илецка»,

«Красная

книга

Соль-Илецкого

района»)

способствуют полноценной реализации программы.

3.3

Методическое обеспечение материалами и средствами развития,

обучения и воспитания

1.

Абдрахманов,

А.Р.

Соль-Илецкое

водогрязелечение:

история,

методы лечения, перспективы развития / А.Р. Абдрахманов. – Соль-Илецк:

Соль-Илецкая типография, 1992. – 88 с.

2.

Абдрахманов,

А.Р.

Соленые

озера.

Курорт

Соль-Илецк

/

А.Р.

Абдрахманов, Г.А. Будкова. – Соль-Илецк, 2005. – 50 с.

3.

Аксенов,

А.В.

Соль-Илецкая:

историко-экономический

очерк

(1754-1965гг) / А.В. Аксенов. – Оренбург: Бузулукская типография, 1969. –

170 с.

4.

Бобылев,

И.Ф.,

Клипиницер,

М.С.

Соль-Илецк:

исторический

очерк / И.Ф. Бобылев, И.Ф. Клипиницер. – Челябинск: Южно-Уральское

кн. изд-во, 1970. – 106 с.

5.

Геологические памятники природы Оренбургской области / А.А.

Чибилев, Г.Д. Мусихин, В.П. Петрищев и др.; под ред. А.А. Чибилева. –

Оренбург: Оренбургское кн. изд-во, 2000. – С. 212-232.

6.

Города

Оренбургской

области:

справочник

/

Авт.-сост.

А.В.

П о л я к о в а .

О р е н б у р г :

И П К

« Г а з п р о м п е ч а т ь » ;

О О О

«Оренбурггазпромсервис», 2003. – С.137-147.

7.

«Истоки». Городок в степи: буклет / Сост. Ю.С. Туйсина, Л.Н.

Явонова. – Соль-Илецк., 2009. – 20 с.

8.

Кабанов П.Н. Судьба «Колдуна» из Саратовки / П.Н. Кабанов. –

Оренбург, 2010. – 74 с.

9.

От

Илецкой

Защиты

до

Соль-Илецка / Авт. Д.А. Сафонов, Р.Р.

Хисамутдинов,

К.Ш.

Ахтямов;

ред.:

Е.

Урбанович,

С.

Плаксин.

Оренебург: «Орлит – А», 2009. – 151 с.

10.

Памятники

культуры – Соль-Илецк: Соль-Илецкая типография,

1969. – 10 с.

11.

Соль-Илецкий

район: краеведческий атлас / А.А. Чибилёв, В.П.

Петрищев, А.А. Соколов и др.; вступит. слово Ю.Г. Вдовкина; под общ.

ред. А.А. Чибилева; Оренбургское отделение Русского Географ. Общества,

Институт степи УрО РАН. – Оренбург, 2008. – 34 с.

12.

Чибилёв,

А.А.

Природное

наследие

Оренбургской

области:

учебное

пособие

/

А.А.

Чибилёв.

Оренбург:

Оренбургское

кн.

изд-во,

1996. – С. 199-220.

13.

Энциклопедия

Соль-Илецкой

жизни:

библиогр.

с лова рь

биографий / Сост. Н.Ф. Маркина, З.У. Гигилева. – Оренбург. – («Славные

люди земли Илецкой») вып. 1. – 2009. – 96 с.

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной

программы

Реализация программы «Соль земли родной », осуществляется в:

совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе

режимных моментов (30 мин ежедневно);

самостоятельной деятельности детей (1 час) 2 раза в неделю;

совместной деятельности с семьей (10 мин) 1 раз в неделю.

Общая недельная нагрузка программы «Соль земли родной » равна 160

минутам. Данная деятельность соответствует требованиям СанПиН.

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Особое

внимание

педагоги

уделяют

оснащению

развивающей

предметно-пространственной

среды,

которая

играет

значительную

роль

в

гражданско-патриотическом становлении ребенка.

Региональный компонент в группах отражен в следующих центрах

детской деятельности:

игровой уголок;

зона для настольно-печатных игр;

выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных

мастеров и т. д.);

уголок природы (наблюдений за природой);

книжный уголок;

уголки

для

разнообразных

видов

самостоятельной

деятельности

детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.

Предметно-развивающая

среда

предусматривает

организацию

«познавательного

пространства»

в

помещении

детского

сада:

групповые

центры; подбор и размещение объектов для познания в соответствии с их

особенностями.

В познавательном центре для игры, самостоятельной, художественной

деятельности

детям

предоставляется

свободный

доступ

к

фотоальбомам

«Мой

город

Соль-Илецк»,

«Профессии

солерудников»,

«Соленый

край»;

Ге о г р а ф и ч е с к и й

а т л а с

С о л ь - И л е ц к о г о

р а й о н а ,

а л ь б о м

«Достопримечательности Соль-Илецка», фотоальбом «Моя малая Родина»,

«Красная

книга

Соль-Илецкого

района».

Фотографии

с

видами

природы

Соль-Илецка; набор фотографий «Соль-Илецкие соленые шахты», плакат

«Как человек использует соль»; иллюстрации с видами Соль-Илецких озер;

демонстрационный набор «Полезная соль».

IV.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Агапова, И.А. Детям о памятных датах и культурных ценностях

России / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2012.

2.

Алекторов, А.Е. История Оренбургской губернии / А.Е. Алекторов.

– Оренбург, 1983.

3.

Алешина

Н.В.

Патриотическое

воспитание

дошкольников.

М.:ЦГЛ, 2005.

4.

Бабунова, Е.С. Наш дом – Южный Урал. Программа воспитания и

развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики / Е.С.

Бабунова. – Челябинск, .2007.

5.

Бабунова,

Е.С.

Формирование

у

детей

старшего

дошкольного

возраста интереса к русской семейной традиционной культуре / Автореферат

диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. – М., 1996.

6.

Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р.С.

Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

7.

Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.:

АРКТИ, 2003.

8.

Зеленова,

Н.Г.

Мы

живем

в

России.

Гражданско-патриотическое

воспитание дошкольников (подготовительная группа) / Н.Г. Зеленова. – М.,

2010.

9.

Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.:

ТЦ Сфера, 2006.

10. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина. – М.: ТЦ Сфера,

2003.

11. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском

саду. – М.: Линка – Пресс, 2003.

12. Овчарова,

Р.В.

Психология

родительства

/

Р.В.

Овчарова.

М.:

Академия, 2005.

13. Подвиг

Оренбуржцев.

Документы

и

материалы

об

участии

трудящихся Оренбургской области в Великой Отечественной войне (1941-

1945). – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1969.

14. Пою о крае родном / автор-составитель А.И. Зельцер. – Оренбург,

2000.

15. Ривина Е.К. Российская символика. – М.: АРКТИ, 2003

16. Синягина,

Ю.В.

Моя

Родина

Оренбуржье.

Методические

разработки по краеведению / Ю.В. Синягина. – Челябинск, 2011.

17. Футорянский, Л.И. История Оренбуржья / Л.И. Футорянский. –

Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006.

18. Чибилев, А.А. География и природа Оренбуржья / А.А. Чибилев. –

Оренбург, 2010.

19. Эмгунт,

С.А.

Краеведение.

История

Оренбургского

края

/

С.А.

Эмгунт. – Оренбург, 2012.

V.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей

Тема: «

Соль-Илецкий арбуз»

I. Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-творческая

деятельность

II. Методическая информация

1.

Тема образовательной

деятельности

Соль-Илецкий арбуз

2.

Методы и приемы

реализации содержания

занятия

Изучение и анализ атласа Соль-Илецкого района, особенностей ее цветового решения

(ландшафт: степи, леса, реки, горы). Рассматривание рисунка с изображением арбуза.

Экспериментирование:

1) изучение свойств арбуза

2) создание внешне похожего на арбуз, материала из пластилина.

3.

Интеграция

образовательных

областей

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

4.

Возрастная группа:

Старшая группа

5.

Цель:

Формировать представление детей о природе родного края

6.

Задачи:

6.1

Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с природой, с бахчевыми культурами

6.2

Формировать навыки изучения ресурсов родного края посредством глобуса, атласа

6.3

Воспитывать гордость за принадлежность к красоте и богатству родного края

7.

Планируемые результаты:

7.1

Устойчивый интерес к географии и культуре родного края: потребность в ее исследовании; владение информацией о

Соль-Илецком районе, потребность в использовании атласа как наглядного средства

7.2

Способность и потребность в общении со сверстниками и взрослыми по поводу географии и природных ресурсов

родного края

7.3

Ценностное отношение к природе родного края и его ресурсам

8.

Организация среды для

проведения занятия

(образовательной деятельности)

Глобус; атлас Соль-Илецкого района, проектор, ноутбук, материалы для

проведения экспериментов: зеленый помидор, пластилин черного цвета.

9.

Подготовка к образовательной

деятельности на занятии в

режимные моменты

Рассматривание арбуза

Конспект занятия

I.

Вводная часть

2 мин

1.1

Введение в тему (создание

проблемной ситуации)

Презентация «Фестиваль арбуза – 2015»

Дети размещаются у

монитора, сидя на

стульчиках

1.2

Мотивация деятельности детей

Почему арбуз является самой большой и полезной ягодой?

Что знаем про Соль-Илецкий арбуз?

Дети перемещаются

к столику, на котором

размещены

материалы для

проведения

эксперимента.

1.3

Целеполагание (с помощью

педагога дети формулируют цель

своей деятельности или

принимают цель педагога)

Изучить Соль-Илецкий арбуз и создать материал, который будет похож на

арбуз

II.

Основная часть:

25 мин

2.1

Актуализация ранее

приобретенных знаний

2.2

Добывание (сообщение и

приятие) нового знания

Просмотр презентации

Предложить детям поразмышлять над тем, какой материал может быть

похожим на арбуз

Перемещение к

монитору для

просмотра мульти-

медиа

2.3

Самостоятельная деятельность

детей по закреплению нового

Экспериментальная деятельность: создание материала (из пластилина и

помидора)

Размещение детей за

столами для

знания

Обсуждение с детьми результатов экспериментов, выбор детьми

необходимого заготовительного материала (помидор, пластилин, стека)

Рассматривание результатов самостоятельной деятельности детей

Выставка работ

экспериментирования

с пластилином и

помидором

III.

Заключительная часть

3 мин

3.1

Анализ и самоанализ

деятельности детей

Обсудить с детьми процесс и результаты деятельности по изготовлению

арбуза

Размещение

изготовленных

материалов на

общем столе,

изучение детьми

результатов

деятельности

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Организация выставки детских

работ

Определение места для выставки, обеспечение размещения поделок

Обеспечивается

участие каждого

ребенка в оформление

выставки



В раздел образования