Напоминание

Особенности коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи.


Автор: Вепренцева Валерия Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №626
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности коммуникативной функции речи у детей с общим недоразвитием речи.
Раздел: высшее образование





Назад




Особенности

коммуникативной

функции

речи

у

детей

с

общим

недоразвитием речи.

Формирование

коммуникативной

функции

речи

у

детей

с

общим

недоразвитием речи очень важно. Учитывая специфику нарушения, дети

критически оценивают свою речевую недостаточность и во многих ситуациях

сознательно стараются избежать речевого ответа.

С

психологической

точки

зрения

качественные

особенности

речевой

коммуникации

детей

можно

оценить

при

помощи

следующих

наиболее

значимых понятий, входящих в структуру категории речевого общения:

содержание общения, включающее в себя деловой и личностный

аспекты;

соотношение эмоциональности и интеллектуальности речевого

воздействия;

у р о в е н ь

в л а д е н и я

ком м у н и к ат и в н ы м и

с р е д с т в а м и

(организационными, перцептивными, оперативными);

направленность речевой коммуникации как направление и тип

реакции на партнёра в речевом взаимодействии;

коммуникативная

дистанция

как

степень

психологической

близости.

Таким

образом,

общение

необходимо

рассматривать

в

контексте

личностных особенностей изучаемой группы.

Л.Ф. Спирова [55] отмечает особенности речевого развития у данной

категории

учащихся:

речь

появляется

позднее,

формирование

речи

происходит

замедленно

и

своеобразно.

Речь

дефектна,

так

как

все

компоненты речевой системы нарушены.

Экспериментальные исследования речи младших школьников с общим

недоразвитием речи на основе психолингвистического подхода показали, что

интеллект

оказывает

влияние

на

речевое

развитие

детей

в

различных

аспектах:

на организацию смысловых операций продуцирования речевых

высказываний (нарушение логики изложения, отсутствие или искажение

сложных

смысловых

отношений,

большое

количество

смысловых

пробелов);

на

уровень

языковой

семантики

(трудности

овладения

лексическими, деривационными, грамматическими значениями);

на

возможность

усвоения

языковых

средств

(чем

сложнее

языковое

оформление

того

или

иного

значения,

тем

труднее

оно

усваивается

ребёнком

с

общим

недоразвитием

речи;

наибольшую

трудность представляют предложно-падежные конструкции);

на

качество,

точность,

объём

и

скорость

обработки

речевой

информации (медленный темп декодирования и дешифровки речевого

сообщения

нарушает

развитие

импрессивной

речи

ребёнка

и

отрицательно влияет на формирование его экспрессивной речи).

Прежде всего, обращает на себя внимание сниженная потребность в

речевом общении. Р. И. Лалаева

[42]

писала о том, что у школьников с общим

недоразвитием речи нарушен контакт со взрослыми и сверстниками. В своих

исследованиях В. П. Глухов

[10]

отмечал что дети с ОНР не умеют четко,

безошибочно

сформировать

и

сформулировать

мысль.

Перед

речевым

высказыванием младший школьник с общим недоразвитием речи надолго

затихает. В речи присутствуют большие интервалы между словами, ребенок

не может дать полноценную информацию, выразить своё сообщение. У него

проявляется

речевая

беспомощность

выражения

мысли

в

связном

высказывании.

Вследствие этого диалог редко возникает по инициативе ребенка с

общим

недоразвитием

речи.

Вдобавок

далеко

не

все

учащиеся

младших

классов с общим недоразвитием речи в школе могут поддерживать диалог.

Это обусловлено своеобразием развития речевой деятельности детей данной

категории.

Присущее

данной

категории

учащихся

нестойкое

произвольное

внимание

приводит

к

тому,

что

они

легко

отвлекаются

на

побочные

раздражения, вследствие чего воспринимают лишь часть услышанного и с

трудом приноравливают свои высказывания к высказываниям собеседника.

Как

отмечает

Н.

А.

Капышева

[21]

учащиеся

испытывают

большие

затруднения

в

изложении

элементарной

последовательности

событий.

Ефименкова

Л.Н.

[15]

считает, что несформированность связной речи у

данной категории детей связана с нарушениями операций программирования,

отбора и синтеза речевого материала, с несформированностью внутренней

речи. Развернутые смысловые высказывания младших школьников с общим

недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности

изложения,

отрывочностью,

акцентом

на

внешние,

поверхностные

впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих

лиц.

Труднее

всего

дается

учащим

с

общим

недоразвитием

речи

самостоятельное

рассказывание

по

памяти

и

все

виды

творческого

рассказывания.

В

воспроизведении

текстов

по

образцу

также

заметно

отставание от нормально говорящих сверстников.

Но при благоприятных

условиях,

побуждающих

их

к

речи,

создающих

положительный

эмоциональный

настрой,

способствующих

активизации

двигательной

и

речевой сферы, дети с общим недоразвитием вступают в речевое общение с

окружающими.

Как

уже

было

сказано,

речевая

деятельность

имеет

следующие

компоненты:

цель,

мотив,

действие,

самоконтроль.

У

детей

с

общим

недоразвитием речи страдают компоненты действия и самоконтроля, что

оказывает

негативное

влияние

на

формирование

их

умения

общаться.

Младшие школьники с общим недоразвитием не могут наметить общий план

своего высказывания на этапе внутреннего программирования речи, а также

на уровне реализации речевого высказывания Р. И. Лалаева [41]. Они сразу

начинают говорить, не учитывая условий и требований речевой ситуации.

При

характеристике

устной

речи

младших

школьников

с

ОНР

подчёркивается,

что

само

по

себе

накопление

новых

слов

не

ведёт

к

улучшению

их

активной

лексики.

Крайне

сниженная

потребность

в

высказываниях,

тормозит

процесс

активизации

словаря

детей

данной

категории.

Нередко младшие школьники с общим недоразвитием речи стараются

избежать речевой коммуникации. В тех случаях, когда речевой контакт между

ребёнком и взрослым или сверстником возникает, он оказывается весьма –

кратковременным и неполноценным. Это обуславливается рядом причин:

отсутствие уточнение дистрибутивных отношений, что ведёт к

«затуханию» беседы;

отсутствием у ребёнка запаса представлений, необходимых для

ответа

и

поддержания

диалога,

бедным

словарным

запасом,

препятствующим формированию высказывания;

непониманием собеседника – младшие школьники не стараются

вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются

неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Г.Р. Шашкина [59] Отмечает, что у детей с общим недоразвитием речи

обнаруживаются

разнообразные

нарушения

речевого

раз вития ,

составляющие

сложную,

разнородную

группу

по

тяжести

проявления

дефекта и по природе его возникновения. Так, почти у всех наблюдаются

более или менее выраженные недостатки произношения. Дети недостаточно

умеют вступать в речевой контакт с другими людьми. Это обусловлено их

пассивностью,

слабым

интересом

к

окружающему,

а

также

крайней

бедностью

словарного

запаса

и

несформированностью

грамматического

строя речи.

Наиболее простым видом речи является диалог. Детей данной категории

довольно трудно побудить к высказываниям – обращениям или вопросам. В

зависимости от ситуации они в различной мере реализуют свои возможности.

При

благоприятных

условиях,

побуждающих

их

к

речи,

создающих

положительный

эмоциональный

настрой,

способствующих

активизации

двигательной сферы, эти дети могут на элементарном уровне общаться с

окружающими.

Часто

реплики

в

диалоге

не

обладают

самостоятельностью,

законченностью. Для того, чтобы понять смысл сказанного партнёром по

общению,

необходимо

учитывать

ситуацию:

смысловое

содержание

речи

становится понятным в связи с этой ситуацией.

Некоторые

из

первоклассников

с

общим

недоразвитием

речи

плохо

понимают задаваемые вопросы и обращённые к ним реплики, сами говорят

мало и невнятно. Однако остальные дети относительно свободно пользуются

вербальными средствами общения. Отмечаемые различия обусловлены рядом

причин. К их числу относятся глубина и качественное своеобразие структуры

дефекта, степень нарушения специальных языковых способностей, в том

числе склонности к звукоподражанию, эмоционально-волевые особенности, а

также

то

социальное

окружение,

в

котором

находится

ребёнок

до

поступления в школу.

Большое

значение

имеют

условия

жизни

ребёнка

с

общим

недоразвитием. Внимание к нему со стороны близких, доброжелательное,

спокойное отношение, постепенное включение в посильные домашние дела,

правильный режим дня – всё это создаёт эмоционально-положительный фон

и

способствует

общему

и

речевому

развитию,

формированию

у

него

полезных привычек и навыков, интереса к окружающему миру, стремления к

общению.

Л. С. Волкова [29] подчёркивает, что у детей с ОНР различного генеза

отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой

группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во

многом

обусловлены

различным

патогенезом

(дизартрия,

моторная,

сенсорная алалия, задержка речевого развития и др.).

Диалог возможен только при условии, если каждый из участвующих в

нём слушает друг друга и откликается на реплики собеседника. Значит,

ученику нужно постоянно следить за мыслью собеседника. Эта задача для

детей

с

данной

категории

нелегка.

Свойственная

им

недостаточность

фонематических

процессов,

бедность

словарного

запаса,

затрудняет

понимание

услышанного.

Не

слушая

говорящего

собеседника,

ученик

смотрит по сторонам, вертит что-нибудь в руках и имеет такой вид, как будто

он не участвует в разговоре, а находится в помещении случайно. Такое

поведение не способствует поддержанию беседы.

По

мнению

Л.

С.

Волковой

[29],

затруднения,

возникающие

у

школьников с общим недоразвитием речи при участии в диалоге, связаны с

тем,

что

каждый

из

собеседников

в

процессе

развёртывания

беседы

неоднократно переходит с позиции говорящего на позицию слушающего.

Продолжая диалог, ребёнок должен быстро менять характер своего участия в

нём: высказывание должно сменяться слушанием и наоборот. Свойственные

детям данной категории инертность нервных процессов и замедленность

ответных реакций на воздействия осложняют подобные переходы.

Поэтому,

дети

с

общим

недоразвитием

речи

часто

не

отвечают

на

обращения взрослого или товарища и не поддерживают начавшуюся беседу.

Полученные Л. С. Волковой

[29]

данные представляют интерес с точки

зрения характеристики коммуникативных умений учащихся 2-3 классов с

общим недоразвитием речи, где встречаются недостатки позиции школьников

в коммуникативном процессе (в диалоге), проявляющиеся в высоком уровне

внешней направленности агрессии, особенно по отношению к сверстникам, и

крайне

низком

уровне

самостоятельности

в

разрешении

конфликтных

ситуаций: «Вместо стремления справиться с трудной ситуацией превалирует

тенденция к аффективному реагированию, перекладыванию ответственности

на других» .

Далее

автор

указывает,

что

на

наиболее

низком

у р о в н е

сформированности

у

учащихся

с

общим

нарушением

речи

находятся

оперативные

коммуникативные

средства,

т.е.

действия,

направленные

непосредственно на передачу сообщения.

Полученные

сведения

позволяют

Бойкову

Д.И.

заключить,

что

«ведущими

факторами,

вызывающими

отклонения

в

развитии

личности

ребёнка,

связанные

с

общением,

являются

недостатки

направленности

позиции

ребёнка

в

коммуникации

и

недостаточное

владение

средствами

коммуникативной

деятельности,

в

особенности

оперативными.

Сочетание

этих факторов представляет собой по сути отношение ребёнка к партнёру и

самому факту коммуникации» [7, 213].

В

другом

исследовании

речевая

коммуникация

данной

категории

учащихся младших классов рассматривалась в контексте формирования у них

навыков этикетно-речевого общения. Автор указывает на то, что ученики

младших классов с общим недоразвитием речи не владеют в полной мере

умением развёртывать формулы речевого этикета. Слабая сформированность

данного

умения

ослабляет

возможности

актуализации

контактивной

и

аппелятивной

функций

этикетного

высказывания,

снижая

тем

самым

эффективность процесса общения в целом. Даже к 4 классу подавляющее

большинство

детей

с

общим

недоразвитием

речи

в

условиях

обычного

речевого

развития

и

предметного

обучения

не

овладевают

названными

знаниями и умениями в объёме, достаточном для свободного общения в

типовых ситуациях речевого этикета.

Таким образом, дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения

коммуникативной функции речи, более медленный темп её формирования в

силу недоразвития всех компонентов речевой деятельности, качественного

своеобразия

структуры

дефекта

и

социального

окружения

ребёнка.

Нарушения

общения

оказывает

негативное

влияние

на

социальную

адаптацию

учащегося

с

общим

нарушением

речи

в

обществе.

Поэтому,

специальная (коррекционная) школа V вида ставит определённые задачи по

развитию коммуникативной функции речи, в том числе и разнообразных

речевых умений учащихся.



В раздел образования