Напоминание

Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями.


Автор: Стрелкова Любовь Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБУЗ ОСДР
Населённый пункт: город Апатиты Мурманская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим

поражением центральной нервной системы с нарушением психики».

Сообщение из опыта работы

воспитателя Стрелковой Л.И.

«Сенсорное развитие детей с речевыми

нарушениями» гр. "Ромашка".

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в

пространстве и т.д.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается

качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранены, однако процесс восприятия

значительно затруднен, снижен его темп, сужен оббьем, недостаточна точность

восприятия ( зрительного, слухового, тактильно- двигательного), снижена скорость

выполнения, затруднена ориентировочно – исследовательская деятельность, направленная

на исследование свойств и качества предметов .Требуется большое количество

практических упражнений для формирования устойчивых сенсорных представлений. Эта

задача решается как на занятиях, так и в свободной деятельности. Во время режимных

моментах мы стараемся заострять внимание ребенка на сенсорных признаках

окружающих его предметах ( цвете, фактуре предмета, вкусовых его качествах)

Эталонные представления у наших детей своевременно не формируются, и даже если

дифференциация цвета, форы ребенок усваивает по образцу, то по словесной инструкции

выполнять задания затрудняются, не используют в речи названия промежуточных цветов,

а так же слова обозначающих величины – длинный- короткий, широкий- узкий, высокий-

низкий, а пользуются словами «большой- маленький».Затруднения наблюдаются и в

тактильно- двигательном восприятии (температуры, фактуры материала, свойств

поверхности), у всех детей нашей группы затруднено узнавание предметов на ощупь.

Испытывают дети затруднения и в пространственной ориентации – понятия «право-

лево», возникают трудности в ориентировке в собственном теле.

Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в

формировании речи. Восприятие и речь взаимнообусловленны в своем формировании:

константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных

образов с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, а слово возникает и

уточняется на основе чувственной сферы.

Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие_ это важный этап развития

ребенка в целом. У детей имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы

значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем

самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, поэтому важно

уделять внимание сенсорному развитию.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является

предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие.

Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных

способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от

стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания,

помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития

последующих.

С детьми нашей группы проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо

материала протекает незаметно детей, в практической деятельности, ведь главное в этом

возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия

окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах

предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве

и т.п.

В своей работе по формированию у детей сенсорных представлений я ставлю и

решаю следующие задачи:

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе

предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете,

форме, величине, количестве).

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения

целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от

поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению

положительного результата и т.д.)

Направления моей работы:

Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

Обучение способам обследования предметов

Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма,

величина), отражая их в речи.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования

восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С

восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы

познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов

восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное

развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Так, как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то я определила содержание

развития восприятия у детей раннего возраста, которые определяются характером

воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид

восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий

опыт, но так как нашу группу посещают дети из неблагополучных семей, а так же дети-

инвалиды, развитие их умений, навыков, восприятия отстает от возрастного.

Виды восприятия у детей с задержкой речевого развития:

восприятие формы – ребенок учится различать предметы прежде всего по форме;

восприятие цвета,

восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку

каждый раз эталоном является другой предмет;

восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере

развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные

понятия);

восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия,

эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние

признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений –

складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в

целостный динамичный образ;

восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от

разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и

двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее

представление о любом предмете или явлении;

восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая

осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов

восприятия;

восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной

работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

В своей работе использую следующие принципы организации:

1.

Посильность требований

2.

Постепенность усложнений

3.

Последовательность

Методы и приемы используемые в работе.

Наглядный, сравнения, практический, сапоставления, приложение, наложение,

Словесный

Эмоциональная. установка взрослого

Привлечение внимания

Наблюдение за действиями взрослого и сверстников

Показ и объяснение

Словесная инструкция

Особое значение в накоплении сенсорного опыта отводится дидактическим играм.

В группе много дидактического материала приобретенного и сделанного своими

руками

«Подбери крышку», Цветные рукавички», «Завяжи поясок»,, « Подбери пару»,втулочки

,разнообразные вкладыши, пирамидки, матрешки ит.д

Дидактический материал предлагается на занятиях, в индивидуальной работе, а так

же в свободной игравой деятельности, но во всех видах деятельности стараюсь как можно

больше побуждать ребенка к проговариванию, отражению в речи признаков предмета и

действий с ним.

Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его

индивидуальность, поддерживать и развивать.

После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираю

задания в соответствии с его умениями и навыками. Так, Кирилл Р., пришел к нам в начале

Этого учебного года(2,8 г.), диагностическое исследование показало, что ребенок не знает

и не называет цвета. Для него я подбираю задания более легкие, чем те которые я даю

детям, посещающих группу длительное время. Если детям я даю задание на соотношение

цветов, например, «Подбери пару для варежки», то Кириллу даю задание на их

различение: «Найди такую же, как у меня». И прошу обозначить результат словами

«такая», «не такая». Это касается и других свойств предметов – формы, величины.

Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на

помощь.

Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе

помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится», «Ты конечно, же

справишься». Даша М девочка не усидчивая, с рассеянным вниманием, часто и

неуверенно выполняет задания, которые я предлагаю. Например, собрать пирамидку по

принципу уменьшения колец, тогда я предлагаю: «Давай вместе со мной соберем

пирамидку. Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и одену его на стержень,

теперь ты, посмотри и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся....» и ребенок с

удовольствием выбирает кольца и выполняет задания.

Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей,

восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует

формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.

В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое

задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно

или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты

молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь

тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!», «Большое тебе спасибо!» и др.

Использую в своей работе принцип вариативности. Работу вне «занятий» или

необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также

для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям,

но предполагающих действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с

цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю

колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др.

В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и

количество предметов в групповой комнате, на прогулке.

Хочется отметить , что работа по формированию сенсорных представлений дает свои

результаты. Дети посещавшие группу 2013-2014 учебном году дали хорошую динамику

как по формированию сенсорных представлений так и по развитию речи, детям вновь

поступившим в группу предстоит еще многое узнать и многому научится.



В раздел образования