Автор: Стрелкова Любовь Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБУЗ ОСДР
Населённый пункт: город Апатиты Мурманская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями.
Раздел: дошкольное образование
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим
поражением центральной нервной системы с нарушением психики».
Сообщение из опыта работы
воспитателя Стрелковой Л.И.
«Сенсорное развитие детей с речевыми
нарушениями» гр. "Ромашка".
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в
пространстве и т.д.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается
качественным своеобразием.
У детей зрение и слух физиологически сохранены, однако процесс восприятия
значительно затруднен, снижен его темп, сужен оббьем, недостаточна точность
восприятия ( зрительного, слухового, тактильно- двигательного), снижена скорость
выполнения, затруднена ориентировочно – исследовательская деятельность, направленная
на исследование свойств и качества предметов .Требуется большое количество
практических упражнений для формирования устойчивых сенсорных представлений. Эта
задача решается как на занятиях, так и в свободной деятельности. Во время режимных
моментах мы стараемся заострять внимание ребенка на сенсорных признаках
окружающих его предметах ( цвете, фактуре предмета, вкусовых его качествах)
Эталонные представления у наших детей своевременно не формируются, и даже если
дифференциация цвета, форы ребенок усваивает по образцу, то по словесной инструкции
выполнять задания затрудняются, не используют в речи названия промежуточных цветов,
а так же слова обозначающих величины – длинный- короткий, широкий- узкий, высокий-
низкий, а пользуются словами «большой- маленький».Затруднения наблюдаются и в
тактильно- двигательном восприятии (температуры, фактуры материала, свойств
поверхности), у всех детей нашей группы затруднено узнавание предметов на ощупь.
Испытывают дети затруднения и в пространственной ориентации – понятия «право-
лево», возникают трудности в ориентировке в собственном теле.
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в
формировании речи. Восприятие и речь взаимнообусловленны в своем формировании:
константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных
образов с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, а слово возникает и
уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие_ это важный этап развития
ребенка в целом. У детей имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы
значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем
самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, поэтому важно
уделять внимание сенсорному развитию.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является
предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие.
Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных
способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от
стимуляции в решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания,
помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития
последующих.
С детьми нашей группы проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо
материала протекает незаметно детей, в практической деятельности, ведь главное в этом
возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия
окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах
предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве
и т.п.
В своей работе по формированию у детей сенсорных представлений я ставлю и
решаю следующие задачи:
Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе
предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете,
форме, величине, количестве).
Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения
целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от
поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению
положительного результата и т.д.)
Направления моей работы:
Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
Обучение способам обследования предметов
Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма,
величина), отражая их в речи.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования
восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С
восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы
познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов
восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное
развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Так, как в основе сенсорного развития лежит восприятие, то я определила содержание
развития восприятия у детей раннего возраста, которые определяются характером
воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид
восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий
опыт, но так как нашу группу посещают дети из неблагополучных семей, а так же дети-
инвалиды, развитие их умений, навыков, восприятия отстает от возрастного.
Виды восприятия у детей с задержкой речевого развития:
восприятие формы – ребенок учится различать предметы прежде всего по форме;
восприятие цвета,
восприятие величины – наиболее трудное для освоения свойство, поскольку
каждый раз эталоном является другой предмет;
восприятие пространства – формируется на основе опыта через движение, по мере
развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные
понятия);
восприятие времени – формируется на основе опыта, полученного через действия,
эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние
признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений –
складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в
целостный динамичный образ;
восприятие особых свойств предметов и явлений – объединение ощущений от
разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и
двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее
представление о любом предмете или явлении;
восприятие целостных предметов – главная задача восприятия, которая
осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов
восприятия;
восприятие сложных явлений действительности – осуществляется в согласованной
работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.
В своей работе использую следующие принципы организации:
1.
Посильность требований
2.
Постепенность усложнений
3.
Последовательность
Методы и приемы используемые в работе.
Наглядный, сравнения, практический, сапоставления, приложение, наложение,
Словесный
Эмоциональная. установка взрослого
Привлечение внимания
Наблюдение за действиями взрослого и сверстников
Показ и объяснение
Словесная инструкция
Особое значение в накоплении сенсорного опыта отводится дидактическим играм.
В группе много дидактического материала приобретенного и сделанного своими
руками
«Подбери крышку», Цветные рукавички», «Завяжи поясок»,, « Подбери пару»,втулочки
,разнообразные вкладыши, пирамидки, матрешки ит.д
Дидактический материал предлагается на занятиях, в индивидуальной работе, а так
же в свободной игравой деятельности, но во всех видах деятельности стараюсь как можно
больше побуждать ребенка к проговариванию, отражению в речи признаков предмета и
действий с ним.
Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его
индивидуальность, поддерживать и развивать.
После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираю
задания в соответствии с его умениями и навыками. Так, Кирилл Р., пришел к нам в начале
Этого учебного года(2,8 г.), диагностическое исследование показало, что ребенок не знает
и не называет цвета. Для него я подбираю задания более легкие, чем те которые я даю
детям, посещающих группу длительное время. Если детям я даю задание на соотношение
цветов, например, «Подбери пару для варежки», то Кириллу даю задание на их
различение: «Найди такую же, как у меня». И прошу обозначить результат словами
«такая», «не такая». Это касается и других свойств предметов – формы, величины.
Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на
помощь.
Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе
помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится», «Ты конечно, же
справишься». Даша М девочка не усидчивая, с рассеянным вниманием, часто и
неуверенно выполняет задания, которые я предлагаю. Например, собрать пирамидку по
принципу уменьшения колец, тогда я предлагаю: «Давай вместе со мной соберем
пирамидку. Сначала я выберу самое большое кольцо из всех и одену его на стержень,
теперь ты, посмотри и выбери самое большое кольцо из всех оставшихся....» и ребенок с
удовольствием выбирает кольца и выполняет задания.
Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей,
восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует
формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.
В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое
задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно
или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты
молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь
тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!», «Большое тебе спасибо!» и др.
Использую в своей работе принцип вариативности. Работу вне «занятий» или
необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также
для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям,
но предполагающих действия с разными предметами. Например: по ознакомлению с
цветом - «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю
колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару» и др.
В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и
количество предметов в групповой комнате, на прогулке.
Хочется отметить , что работа по формированию сенсорных представлений дает свои
результаты. Дети посещавшие группу 2013-2014 учебном году дали хорошую динамику
как по формированию сенсорных представлений так и по развитию речи, детям вновь
поступившим в группу предстоит еще многое узнать и многому научится.