Автор: Рябова Ирина Александровна Должность: учитель Учебное заведение: СПБ ГБОУ школа №231 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Коррекционно-развивающий урок Тема: "Времена года" Раздел: среднее профессиональное
Урок по предмету «Окружающий мир и развитие речи» с применением ЭОР в классе
«Особый ребенок» 1 года обучения по теме:
«Времена года. Осень»
Цель: формирование у учащихся знаний о времени года « осень», приметах осени.
Задачи:
1)образовательные: формировать знания о времени года «осень», приметах осени, о сезонных
изменениях в природе.
2)коррекционно-развивающие:
развитие
внимания,
наблюдательности,
логического
мышления, словарного запаса, связной устной речи;
3)воспитательные: воспитание интереса к проявлениям окружающего мира.
Оборудование:
временная/погодная
доска,
иллюстрации
с
диска
«Времена
года»
с
изображением
осенних
деревьев,
праздника
«1
сентября»,
осеннего
дождя,
опадающих
листьев, перелетных птиц, животных, готовящихся к зиме, даров леса и огорода, презентация
«Угадай, какое время года», макет дерева, заготовки осенних листьев красного, желтого,
оранжевого цвета.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним о правильной посадке за рабочим местом: спина
прямая, обе ноги стоят на полу, руки перед собой на парте.
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Сегодня у нас урок развития речи и окружающего мира. Ребята, какое сейчас время
года?
А
давайте
лучше
отгадаем
загадку,
про
какое
время
года
мы
сегодня
будем
разговаривать:
Вот художник так художник! Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку, просим: «Кто художник этот? … (осень)».
Молодцы, конечно же это осень.
Учитель: Какие приметы осени вы знаете? (опадают листья, птицы улетают на юг, часто идет
дождь и т. д.). Как люди одеваются осенью? Что делают осенью животные ? Молодцы, вы
очень много знаете об осени. Сегодня на уроке вы узнаете об этом времени года много
нового.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Когда это бывает?». Вы любите
отгадывать загадки ? Давайте тогда будем отгадывать загадки о приметах осени:
Загадка: Вот художник, так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Учитель: Ребята, когда деревья стоят желтыми, словно золотые? (осенью)
Использование иллюстрации: «Деревья». (Диск «Времена года»)
Загадка: Пролетело лето, как комета.
Листья на деревьях пожелтели,
В школе зазвенел звонок для нас
Приглашая в дружный класс.
Учитель: Ребята, когда дети идут в школу после летних каникул? (осенью)
Использование иллюстрации: «Школа». (Диск «Времена года»)
Загадка: Перестали птички петь,
Солнце плохо греет.
И на улице теперь
Стало холоднее.
Легкий дождик поливает.
Ну, когда это бывает? (осенью).
Использование иллюстрации: «Дождь». (Диск «Времена года»)
Загадка: Листочек желтенький летит,
Под ногами он шуршит,
Ветер листьями играет.
Ну, когда это бывает? (осенью)
Использование иллюстрации: «Ветер». (Диск «Времена года»)
Загадка: Травы завяли,
Леса опустели,
Многие птицы
На юг улетели.
Учитель: Когда это бывает ? (осенью)
Использование иллюстраций: «Перелет птиц», «Перелетные птицы».
(Диск «Времена года»)
Загадка: Ежик, белка и медведь
Уж к зиме готовы,
Кто запасов приготовил,
Кто заснул в берлоге.
Учитель: Ребята, когда звери готовятся к зиме ? (осенью)
Использование иллюстрации: «Ежик и белка». (Диск «Времена года»)
Загадка: И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
Грибы молодцы стоят.
Учитель: Ребята, когда это бывает ? (осенью)
Использование иллюстрации «Девочка собирает грибы». (Диск «Времена года»)
Загадка: Несу я урожаи
Поля я собираю:
Морковку, свеклу, брюкву,
Редиску и капусту.
Учитель: Ребята, когда это бывает ? (осенью)
Использование иллюстраций: «Огород», «Сбор урожая». (Диск «Времена года»)
Учитель: Молодцы, ребята вы угадали все загадки, все отгадки – это приметы осени.
4. Физкультминутка.
Ребята, мы с вами говорим сегодня на уроках про приметы осени, посмотрите на доску (на
доске висит изображение дерева без листьев).
Какие листья осень бывают? (желтые, оранжевые, красные). Давайте нарядим наше дерево в
осенний наряд. (дети прикрепляют листья на дерево и разбрасывают их по земле).
Вот теперь у нас настоящая осень в классе!
5. Закрепление изученного материала.
Учитель: ребята, вы отгадали все мои загадки, а теперь давайте проверим, хорошо ли вы
поняли, какое это время года- осень ?
Слайд №1 Весна
Слайд №2 Зима
Слайд №3 Лето
Слайд №4 Осень
Слайд №5 Лето
Слайд №6 Зима
Слайд №7 Осень
Слайд №8 Весна
Слайд №9 Осень
Слайд №10 Лето
Слайд №11 Весна
Слайд №12 Зима
Слайд №13 Весна
Слайд №14 Лето
Слайд №15 Осень
Слайд №16 Зима
Презентация
с
использованием
картинок
«Найди
осень».
Учитель
демонстрирует
учащимся картинки с изображением четырех времен года. А учащиеся угадывают, где осень,
и отвечают, почему они так решили.
Учитель:
Ребята,
молодцы,
вы
хорошо
справились
с
заданием,
вы
хорошо
поняли,
что
происходит с природой осенью!
5. Подведение итогов урока.
- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? О чем мы сегодня разговаривали? Что узнали
об осени? Понравился ли вам урок?
6.
Домашнее задание.
- Дома раскрасьте картинку, которую мы вклеили в тетрадь.
7.
Оценка деятельности учащихся.
- Ребята, вы все большие молодцы, вы хорошо поработали на уроке! (оценка каждого ученика
индивидуально).