Авторы: Талалай Ольга Викторовна, Махина Любовь Лионидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар "Центр-детский сад №23"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Народные традиции как условие социально-коммуникативного развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Народные традиции как условие социально-коммуникативного развития
дошкольников.
Приобщать молодое поколение к национальной культуре необходимо. Как
известно,
без
прошлого
нет
настоящего,
а
без
настоящего
нет
будущего.
Поэтому наши дети уже в дошкольном возрасте должны
знать не только
историю своей страны и края, но и народные традиции, обычаи, нравы. Важно
привлечь
детвору
к
участию в
возрождении
культуры, чтобы
дети
смогли
реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что
связано
с его
культурой. Это танцы,
песни, или устный народный фольклор:
считалки, стихи, потешки, прибаутки. Сюда же входит декоративно-прикладное
творчество, художественное искусство.
В современных условиях модернизации дошкольного образования особое
внимание уделяется развитию творческой деятельности ребёнка, и для полного
раскрытия способностей и задатков малыша важно создать все условия.
Кроме того, приобщение дошкольника к культуре помогает заложить в
нем чувства нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и
индивидуальности; народные традиции способствуют усвоению опыта старших
поколений.
Что же можно отнести к народным традициям?
Прежде
всего,
это праздники,
обряды,
обычаи,
игры. Они содержат
основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы
общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через
мифологию,
религию,
предания
и
описывают
историю
народа в
устном
творчестве.
В народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд,
представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими,
выносливыми,
быстрыми,
отличаться
смекалкой,
находчивостью,
волей
и
стремлением
к
победе.
Игра
всегда
была
естественным
спутником
жизни
ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной
силой.
Дети
любят
весёлые
считалки,
жеребьёвки.
Иногда
считалки
бессмысленны,
но
это
объясняется
тем,
что
они
перешли
из
взрослого
фольклора
–
старшее
поколение
пользовалось
«тайным
счётом»,
так
как
запрещалось считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелёта из-за
опасения
неудач
в
охоте
и
домашнем
хозяйстве.
Но
взрослые
забыли
о
загадочном счёте, а дети продолжают и сегодня пользоваться им в считалочках.
Глубокая народная мудрость заложена в устном народном творчестве. А
слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой.
Поэтому огромную роль в народных традициях играли песни, музыкальный
инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали
благополучие,
довольство,
изобилие,
а
сопровождавшие
их
действия
изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Несомненно,
ценность
традиций
огромна,
их
утрата
невосполнима
никакими материальными благами, а потому с первых лет жизнь детей должна
быть неразрывно связана с народной культурой.