Автор: Мошуров Виктор Алексеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Ростовский базовый медицинский колледж (Азовский филиал)
Населённый пункт: г. Азов Ростовкой области
Наименование материала: учебно-методический комплекс
Тема: "Современная западная философия". Теоретическое занятие.
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ РО «РБМК»
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
ПО ТЕМЕ:
«Современная западная философия»
/теоретическое занятие № 6/
Составитель: Мошуров В.А.
СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА
1. Мотивация занятия
2. План занятия
3. Наглядный материал
МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
В
ХХ
веке
на
смену
универсальным
системам
приходит
философия
науки
как
методология познания, прагматизм как философия действия, возрождается философский
скептицизм как реакция на абсурд окружающего мира, в котором живёт современный
человек.
Одно из основных отличий философии ХХ века в том, что она больше занята
человеком как конкретной индивидуальностью.
Изучение
данного
раздела
в
истории
философии
имеет
большое
значение
для
понимания места человека в современном мире, его назначения и смысла жизни.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Цели занятия:
1. Учебные:
- изучить специфику плюрализма концепций как особенности современной западной
философии;
рассмотреть
основные
направления
современной
западной
философии;
раскрыть современные философские учения о человеке;
- дать базовые понятия изучаемой темы;
формировать умения:
- осуществлять анализ и синтез полученной информации;
- целостно воспринимать материал;
- обосновывать выбор методов и способов решения поставленной цели;
- проводить самоанализ собственной деятельности;
2. Развивающие:
развивать абстрактное, аналитическое и логическое мышление, память, познавательный
интерес, внимание.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к будущей профессии, стремление к духовному совершенствованию.
Методы обучения: репродуктивный, наглядный, индуктивный.
Тип занятия: передача и усвоение новых знаний.
Вид занятия: лекция.
Осваиваемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
Внутрипредметные связи:
Темы: «Русская философия» и «Философское понимание бытия мира».
Материально-техническое обеспечение:
-учебно-программная документация: рабочая программа, тематический план /выписка из
рабочей программы/;
- наглядные пособия: презентация;
- технические средства: мультимедийный комплект.
Информационное обеспечение:
Основные источники:
Хрусталёв Ю.М. Основы философии: учебник для студентов медицинских колледжей.
Ростов н/Д: Феникс, 2016.
Интернет – ресурсы:
grandars.
ru, gumfak
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
№№
п/п
Содержание учебного
материала
Освоен
ие ОК
Результаты
обучения/освоение
умений
Врем
я
мин.
Формы и
методы
контроля и
оценки
I
Организационный
момент:
1. проверка
отсутствующих;
2. проверка внешнего
вида студентов;
3. проверка
готовности к занятию.
ОК 1
Демонстрация
интереса к занятию,
демонстрация
интереса к будущей
профессии, делового
настроя и
эстетического
внешнего вида.
2
Наблюдение за
деятельностью
студентов в
период
подготовки к
началу занятия
II
Сообщение темы,
целей, плана занятия
ОК 2
Проектирование
конкретных шагов,
обеспечивающих
усвоение материала.
3
Наблюдение и
оценка
способности
анализировать
полученную
информацию
III
Изложение нового
материала:
1. Плюрализм
концепций как
особенность
современной
западной философии.
2. Основные
направления
современной
западной философии.
3. Современные
философские учения
о человеке.
ОК 4
Проявление
способности
осуществлять анализ
и синтез полученной
информации
80
Наблюдение за
деятельностью
студентов в
процессе
обучения и
восприятия
новой
информации
IV
Подведение итогов
занятия
ОК 7
Демонстрация
самоанализа и
коррекция
результатов
собственной
деятельности
2
Оценка и анализ
занятия
V
Домашнее задание:
работа с учебным
пособием:
Х р у с т а л ё в
Ю . М .
Основы
философии:
у ч е б н и к
д л я
студентов
медицинских
колледжей.
Ро стов
н/Д: Феникс, 2016.
Стр. 156-166.
ОК 4
Проявление интереса
к поиску
информации для
приобретения новых
знаний, умения
работы с
источниками
информации
3
Оценка работы
с учебником
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
План лекции:
1. Плюрализм концепций как особенность современной западной философии.
2. Основные направления современной западной философии.
3. Современные философские учения о человеке.
1. Плюрализм концепций как особенность современной западной философии.
Главные
отличительные
черты
философии
конца
XIX—XX
в обусловлены
особенностями развития в это время культуры, техники и всей человеческой деятельности.
Рассматриваемая человеческая история — это предельно противоречивое время, когда
происходят революционные изменения в самых различных областях жизни людей:
• возникновение единого мирового рынка, транснациональных объединений и вместе
с тем глубокая социально-экономическая
-
дифференциация как между странами, так и
внутри них;
• понимание недопустимости и разрушительности мировых войн и их развязывание;
•
интернационализация
культуры
и
культурной
жизни
и
вместе
тем
межнациональные и межконфессиональные конфликты
• демонстрация силы и мощи человеческого разума, сумевших проникнуть в микро- и
мегамиры, и неспособность его справиться с плодами своей собственной деятельности.
Плюрализм в философском мышлении.
Философия
этого
периода
представлена
разнообразными
философскими
направлениями,
концепциями
и
школами:
материалистическими
и
идеалистическими,
рационалистическими и иррационалистическими, религиозными и атеистическими и т.д.
В
это
время
существуют
также
такие
философские
школы,
как
сциентизм
и
антисциентизм. Сциентизм (от лат. scienta — наука) Ориентирован на естествознание,
опирается
на
научные
предпосылки
и
является
главным
образом
продолжением
позитивизма. Антисциентизм, напротив,
ищет
опору
в
иррациональных
и
интуитивистских
предпосылках
и
положениях.
При
этом
современная
философия
не
отвергает ни того, ни другого. Она не без основания. Полагает, что помимо научного
знания
существует
множество
других
видов
человеческого
познания
мира
и
самого
человека, способных раскрыть их с разных сторон. Другими словами, многогранный мир
можно познать только посредством многообразных форм познания.
1. Плюрализм философии рассматриваемого периода выражается также в том, что с
развитием науки, культуры, человеческого опыта и, конечно, самой философии все новые
и новые объекты становятся предметом ее изучения. В свою очередь это влечет за собой
увеличение различных философских концепций и теорий. Вот лишь некоторые из них,
появившиеся в XX в.: философия жизни, философия культуры, философия политики,
философия техники, философия науки и многие другие.
2. Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) современной философии. Различные
школы и направления терпимо относятся друг к другу и не стараются вступать в резкое
противоборство между собой. Во многом благодаря тому, что сегодня часто стираются
жесткие грани между рационализмом и эмпиризмом, научностью и иррационализмом
даже внутри одной философской школы. Современные философские течения все больше
основываются
на диалоге, как главном способе взаимодействия между собой. Диалог
часто имеет место не только внутри одной философской традиции, между Западом и
Востоком.
3. Интегративность современной философии является также важной чертой, которая
особенно проявилась во второй половине XX столетия. Этому во многом способствовало
утверждение
этого
периода
принципов
синергетики,
математизации
научного
знания,
принципа универсального эволюционизма, системного подхода и других методов. Их
утверждение конкретных наук способствовало интеграции философии с естественными и
гуманитарными науками.
4 . Антропоцентризм современной философии, означающий, в центре ее идей и
размышлений находится человек, его сущность и существование, цель и смысл его жизни
и
деятельности.
Философия
этого
периода
рассматривает
человека
во
всей
его
целостности и противоречивости, в качестве и субъекта и объекта истории, исследует
самые разнообразные отношения человека не только миром, Но и с самим собой. В своем
объяснении и понимании человека философия конца XIX—XX-вв. использует самые
разные формы и методы, соответствующие многообразным проявлениям человеческой
жизнедеятельности.
2. Основные направления современной западной философии.
Под современной западной философией понимается западноевропейская философия
и философия США конца XIX – XX веков. Эта эпоха – эпоха неклассической философии.
Западная
философия
данного
периода
–
это
огромное
многообразие
философов
всевозможных школ, направлений и концепций. Ведущими направлениями среди них
являются
феноменология,
позитивизм,
критический
рационализм,
прагматизм,
постпозитивизм,
неокантианство,
экзистенциализм,
персонализм.
Еще
одним
существенным направлением современной западной философии является структурализм –
методологическое
направление
в
ряде
гуманитарных
наук,
таких
как
языкознание,
этнография,
психология,
история,
выдвигающее
на
первый
план
анализ
структуры
исследуемого объекта.
1. Феноменология
Феноменология
–
это
философское
направление,
стремящееся
освободить
философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области
философского знания – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании,
выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры.
Родоначальником этого направления является немецкий философ Э.Гуссерль (1859-
1938). Он понимал феноменологию как новую, строгую научную философию о феноменах
сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных
логических
принципах,
дающих
возможность
очистить
сознание
от
эмпирического
содержания во всей его частной конкретике.
2. Позитивизм
Позитивизм –
это
философское
направление,
основанное
на
принципе,
что
все
подлинное,
позитивное
знание
может
быть
получено
как
результат
отдельных
специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука,
претендующее
на
самостоятельное
исследование
реальности,
не
имеет
права
на
существование.
Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века. Его
основателем был французский философ О.Конт (1798-1857). Уделом науки, по Конту,
является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на
вопросы: «Почему?», она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос:
«Как?». Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как
частных
наук,
так
и
философии.
Задача
положительной
философии
состоит
в
систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.
Вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм – возникла на рубеже
XIX – XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э.Мах
(1838-1916) и швейцарский философ Р.Авенариус (1843-1896). В отличие от «первого
позитивизма», который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую,
«второй позитивизм» сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую
модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал «критику опыта» и предполагал
«очищение» опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по
Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются «элементами мира».
Третьей исторической формой позитивизма является неопозитивизм – направление в
философии
XX
века,
претендующее
на
анализ
и
решение
актуальных
философско-
методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки: роли знаково-
символических
средств
научного
мышления,
отношение
теоретического
аппарата
и
эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания.
Неопозитивизм зародился почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы
XIX века. Его основными представителями являются: М.Шлик, Р.Карнап, Г.Рейхенбах,
Л.Витгенштейн.
Представители «третьего позитивизма» утверждают, что философия не является ни
наукой о какой-то реальности, ни теорией познания. Она – особый вид деятельности,
связанный
с
логическим
анализом
естественных
и
искусственных
языков.
Поэтому
первый вариант неопозитивизма получил название логического позитивизма.
3. Прагматизм
Прагматизм
–
это
течение
в
современной
философии,
представители
которого
считают практическую полезность знания источником опасности и подчеркивают, что
философия есть способ решения человеческих проблем.
Основными представителями этого направления являются американские философы
Ч.Пирс (1839-1914), Ч.Джемс (1862-1910), Дж. Дьюи (1859-1952).
Принципы
прагматизма
оказали
существенное
влияние
на
общий
стиль
американского мышления и практики, в том числе и политики.
4. Постпозитивизм
С конца 50 – начала 60-х годов ЧЧ века неопозитивизм как философское направление
в
исследовании
науки
стал
терять
свое
влияние.
Ему
на
смену
пришел
«четвертый
позитивизм»,
или постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, ее
роль
в
науке
и
обществе,
методы
научного
исследования.
К
числу
его
виднейших
представителей относятся К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, Дж.Агацци.
Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания.
Позитивисты:
Заявляют о взаимопроникновении эмпирического и теоретического знания;
Стремятся опереться на историю науки;
Отказываются от куммулятивизма в понимании развития научного знания;
Отказываются проводить жесткие границы между научным знанием и философией;
Признают
обусловленность
науки
внешними
факторами,
социальными
и
культурными.
5. Критический рационализм
Критический
рационализм
–
это
направление
в
современной
философии,
занимающееся выработкой некой «чистой» модели рациональности, верной для всех и во
все времена. Он является одним из ведущих течений в постпозитивизме и наиболее ярко
представляет
эту
стадию
в
разработке
проблем
методологии
научного
познания.
Его
основателем считается английский философ К.Поппер (1902-1988).
С
точки
зрения
критического
рационализма,
предметом
изучения
являются
не
высказывания,
а
наука
как
целостная,
динамичная
развивающаяся
система.
Научное
знание
является
целостным
по
своей
природе,
его
нельзя
разбить
на
отдельные
высказывания или на независимые друг от друга уровни. В научном знании философские
концепции тесно «переплетаются» и взаимосвязаны с собственно научными концепциями.
Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими
суждениями
и
в
то
же
время
не
сводимы
к
наблюдениям.
Науке
нужен
принцип
фальсификации, т.е. опровержения неистинности.
Фальсификация
–
принципиальная
опровержимость
любого
утверждения,
относящегося к науке.
К.Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказывание, которое не
опровергнуто опытом.
Для
Поппера
принцип
фальсификации
–
это
способ
эмпирической
проверки,
а
определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на
постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Наука – это
постоянный
динамический
процесс,
в
котором
непрерывно
происходят
какие-то
изменения.
Существенный вклад в разработку идей критического рационализма внесли также
Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабанд.
6. Экзистенциализм.
Экзистенциализм
–
это
иррационалистическое
направление
в
современной
философии,
возникшее
в
начале
ХХ
века
и
стремившееся
постигнуть
бытие
как
непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта
Предшественниками экзистенциализма считаются датский философ и теолог XIX
в е к а Кьеркегор
(«бытие
дает
страх
и
отчаяние»)
и
немецкий
философ Ф.Ницше
(«освободить жизнь от подавляющего гнета разума»).
Экзистенциализм возник в начале ХХ века в России (Бердяев, Шестов), после первой
мировой войны получил распространение в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер), а во
время второй мировой войны перешел во Францию (Сартр, Камю, Марсель). Известно два
направления
экзистенциализма
–
религиозное
(К.Ясперс,
Г.Марсель)
и
атеистическое
(М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю).
Среда
распространения
экзистенциализма
–
творческая
интеллигенция:
поэты,
писатели, художники, приверженцы экспрессионизма в искусстве.
Экзистенция
в
переводе
с
латинского
означает
«существование».
Само
это
существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и
объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому
иному.
В религиозном
варианте
экзистенциализма
этим
иным
является Бог,
к
нему
движется личность в своей свободе.
В атеистическом варианте
иное
выступает
как ничто, это означает, что человек
спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Перед человеком открывается
бездна последствий, и он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит
свободу.
Он
ответственен
за
свой
выбор
прежде
всего
перед
собой,
совсем
нелегко
постоянно нести это бремя ответственности, сознавая, что «созидая» себя, ты тем же
самым творишь других людей и мир в целом.
Экзистенция человека – это нечто вроде его души. Экзистенция неуловима и не
может быть познана: чем больше ее изучаешь, тем труднее ее понять. В силу своей
иррациональности человек никогда не знает, чего он хочет; он не может понять себя и
других и вследствие этого всегда одинок. Жизнь человека полна трагизма.
Экзистенциалистская
концепция
человека
имеет
субъективно-идеалистический
характер: мир таков, каков человек, каковы его субъективные переживания. Различают
«неподлинное» существование человека, когда он находится в зависимости от внешних
условий
природы
и
общества,
и «подлинное»
существование
человека,
когда
он
освобождается
от
внешних
условий
и
ему
открывается
его
экзистенция.
Это
так
называемые «пограничные ситуации»: перед лицом смерти, страдания, чувство глубокой
вины и раскаяния, религиозного экстаза, душевное заболевание. Лишь в пограничной
ситуации человек обретает истинную свободу, выбирает сам свои поступки и действия.
Одиночество человека в мире ощущается им как страх перед лицом Ничто, которое
только и может открыть человеку бытие, привести его к свободе.
Понятия
«здесь-бытие»,
«бытие-В-мире»,
«бытие-К-смерти»
и
др.,
введенные
немецким
экзистенциалистом М.Хайдеггером
для
характеристики
бытия
человека,
позволили сблизить позиции онтологии, гносеологии и философской антропологии.
7. Персонализм.
Персонализм
–
это
теистическое
направление
в
современной
философии,
признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью,
а весь мир – проявлением творческой активности верховной личности, Бога. Персонализм
существует в двух вариантах – французском, где его основателями выступили Э.Мунье и
Ж.Лекруа и американском (Б.П.Боун, Р.Флюэллинг и Э.Брайтмен).
В
центре
внимания
философии
персонализма
находится
религиозно-этическая
проблематика.
Чтобы
не
нанести
ущерба
всемогуществу,
мудрости
и
благости
Бога,
персоналисты
заявляют
о
самоограничении
воли
Бога,
предоставляющего
своим
творениям свободу выбора как дар, дающий им возможность быть соучастниками в
осуществлении в мире богоугодного добра. Божественное самоограничение претворяется
в персоналистской этике в ограничение божьей воли посредством свободы людей как
кардинального этического принципа.
С
другой
стороны,
самоограничение
выполняет
функцию т е од и ц е и , т.е.
богооправдания от царящего в мире зла, обуславливаемого дарованной Богом человеку
свободой выбора.
Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного
воспитания человека. Согласно персонализму, если личность стремится к Богу, или, что то
же
самое,
к
добру
и
совершенству,
она
находится
на
правильном
пути.
Моральное
самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к
обществу
гармоничных
личностей.
Личность
становится
персоной
в
процессе
коммуникации,
активного
диалога
с
другими
людьми.
Отсюда
вытекает
важность
коммуникации как вовлечения людей в преобразование мира.
8. Структурализм
Структурализм
–
это
методологическое
направление
в
ряде
гуманитарных
наук
(языкознании, этнографии, психологии, истории), выдвигающее на передний план анализ
структуры исследуемого объекта. Он возник во Франции в первой половине ХХ века.
Основными представителями структурализма являются антрополог Клод Леви Спороге,
психоаналитик Жак Лакан, философ Мишель Поль Фуко и Луи Альтюсер.
Основу
структурного
метода
образует
выявление
структуры
как
совокупности
отношений,
инвариантных
(неизменных)
при
некоторых
преобразованиях.
В
таком
понимании понятие структуры характеризует не просто устойчивый «скелет» какого-либо
объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй,
третий и так далее путем перестановки его элементов и некоторых других симметричных
преобразований.
Выявление
структурных
закономерностей
некоторого
множества
объектов достигается путем выведения различий между этими объектами в качестве
превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта.
Структурный метод первоначально был разработан в лингвистике, а затем взят на
вооружение в «науках о человеке»: антропологии, этнологии, психологии, социологии и
других применительно к мышлению как в норме, так и в патологии. В частности, К.Леви-
Стросс, создатель концепции структурной антропологии, наибольшее внимание уделил
исследованиям мифологического мышления, стремясь показать наличие общей структуры
в мифах различных племен и народностей. Он пришел к выводу, что одни и те же мифы
воспроизводятся с буквальной точностью в разных регионах мира. По его мнению, и
мифологическое, и научное мышление подчинены одной и той же логике.
Структурализм, наряду с критическим рационализмом, представляет собой одну из
форм проявления позитивизма.
3. Современные философские учения о человеке.
По
мере
развития
науки,
культуры
взгляд
на
человека
менялся.
Религиозное
представление о человеке как о «Божьей твари» — Homo Dei - было вытеснено научным
определением Карла Линнея: Homo sapiens — человек разумный. Материалистический
взгляд на человека, его происхождение и развитие подтвердила эволюционная теория
Чарльза Дарвина и диалектика природы Фридриха Энгельса. С XIX века в европейской
науке и философии стал господствовать антропологический принцип. Согласно этому
принципу, человек провозглашался как природное биологическое существо, но социально-
экономические условия, в которых он развивался, в ряде учений еще игнорировались (Л.
Фейербах, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).
Биологизаторская концепция человека в философии на Западе наиболее ярко была
представлена
в
евгенике
(гр. eugenes
— породистый)
и
социобиологии.
Эти
учения
опирались на достижения генетики — науки о законах наследственности и изменчивости
организма и утверждали, что человек не совершенен, многое унаследовал от животных и
его надо улучшить путем изменения наследственности, применить к человеку селекцию,
как к животным. Такая попытка была сделана нацистами в Германии: выращивание
«белокурых бестий». Сущность социал - евгеники, как и социал-дарвинизма, заключается
вовсе
не
в
признании
генетических
различий
между
расами
(таковые
бесспорно
существуют),
а
в
ложном
утверждении
наследственного
умственного
или
духовного
превосходства одной расы над другой (чего на самом деле нет).
Однако и в наше время наблюдается реакционная направленность исследований
биологизаторского
толка.
Как
сообщила
пресса,
в
США
осуществляется
разработка
сценария «биокибернетической цивилизации» в увязке с идеей планетарного будущего
человеческого общества, которое должно в «своей развитой части» пройти качественный
сдвиг
в
результате
новых
биомедицинских
и
биокибернетических
открытий.
Клонирование и вживление в человеческий мозг микроэлектронных схем позволяет, по
этим
расчетам,
«добиваться
создания
нового
высшего
существа»
на
базе
нужных
идеологических и национальных основ с уничтожением «ненужных национальностей».
Социобиология направлена на исследование биологических основ поведения всех
живых существ. Один из основоположников этого учения американский биолог Уилсон
пытается
доказать
прямую
зависимость
поведения
человека
от
его
«биологических
основ», и этим якобы определяется его обреченность как разрушителя себя и окружения.
Психолог Мерфи определяет человека как биологический организм, взаимодействующий с
материальным
и
социальным
окружением.
Современная
социобиология
становится
комплексной теорией о взаимодействии в природе человека биологических и социальные
составляющих: данных человеку от природы, его родителей и приобретенных в процессе
его социализации, формировании и развития в обществе.
Марксистская
концепция
человека
зародилась
в
40-е
годы
XIX
века
на
основе
философии диалектического материализма (и антропологического учения), которая затем
эволюционировала в сторону социальной и политической философии. Для марксизма
характерен реальный взгляд на человека: человек, писал К. Маркс, — это «мыслящее
животное». Но человеческая сущность рассматривается у него как «совокупность всех
общественных отношений ... люди суть продукты обстоятельств и воспитания».
В
соответствии
с
учением
Маркса,
человек
является
высшей
целью
развития
общества
и
должен
быть
освобожден
от
всех
форм
социального
отчуждения
путем
классовой борьбы и пролетарской революции, которая, в конечном счете, ликвидирует
эксплуатацию
человека
человеком,
Он
писал
о
коммунизме
как
обществе
реального
гуманизма,
в
основе
которого
будет
общественная
собственность
на
средства
производства.
Коммунизм
исходит
из
доброй
природы
человека,
из
возможности
и
необходимости
общего
созидательного
труда,
построения
общества
справедливости.
Маркс
подчеркивал,
что
основным
критерием
общественного
прогресса
является
положение человека в обществе. Как сказал поэт, «все прогрессы реакционны, если
рушится человек». Маркс высказал пророческую мысль о том, что настанет такое время,
когда науки естественные и науки гуманитарные сольются в единую науку — науку о
человеке.
В
сов ременной
научной
концепции
человек
рассмат ривает ся
к а к
биопсихосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на Земле,
субъект
общественно-исторической
деятельности
и
культуры.
Человек
есть
живая
система,
представляющая
собой
единство
физического
и
духовного,
природного
и
социального,
наследственного
и
прижизненно
приобретенного.
Как
живой
организм,
человек
включен
в
природную
связь
явлений
и
подчиняется
биологическим
закономерностям. А на уровне психической, сознательной деятельности человек обращен
к общественному и индивидуальному бытию с его специфическими закономерностями.
В науке второй половины XX века представлена монистическая концепция человека:
его сущность, природа интегральны. Целостная концепция человека, считает Б.В. Марков,
может быть построена при условии нового интегративного подхода. Наиболее полно и
всесторонне
такое
целостное
философское
учение
о
человеке
в
свете
современных
представлений рассматривается В.Н. Сагатовским. В своей «Философской трилогии» он
развивает систему взглядов о единстве природы и человека, общества и личности, о
человеке как субъекте ответственного выбора, способного творчески определять бытие.
В
монистическую
концепцию
человека
органично
вошли
идеи
академика
В.И.
Вернадского (1863-1945) о биосфере (сфере живого взаимодействия природы и общества)
и
ноосфере
(сфере
разумной
деятельности
человека
как
высшей
стадии
развития
биосферы),
связанной
с
возникновением
и
развитием
в
ней
человечества.
Учение
о
ноосфере явилось продолжением идей русского космизма. А.Л. Чижевский (1897—1964)
установил зависимость биосферы, здоровья человека от ритмов активности солнца,
Новая научная концепция в философии представляет человека как высочайшую по
саморегулированию
живую
систему
в
общей
системе
социальных
ценностей.
На
биологическом
уровне
человек
представлен
как
индивид,
а
на
социальном
—
как
активный субъект истории, общественного развития.
Виднейший представитель неофрейдизма Э. Фромм (1900-1980) основную проблему
человеческого
существования
усматривал
в
экзистенциальном
противоречии,
которое
состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой
основе с другим человеком и с самим собой, т.е. в тотальном отчуждении человеческого
бытия.
В религиозной и эзотерической (гр. esoterikos — внутренний) философии выделяется
еще высший уровень человека — его душа, в которой заключен дух, некое божественное
непознаваемое начало. В психологии душа понимается как вполне детерминированное
«душевное»
(то
есть
психическое)
состояние
человека,
прежде
всего,
его
память
и
способность
восприятия
окружающего
мира
и
самого
себя.
«Душой
мы
называем
непосредственное переживание. Душа - это все то, что было ощущаемо, воспринимаемо,
представляемо, желаемо» (Э. Кречмер, 1888-1964).
Значительный
вклад
в
современную
научную
концепцию
человека
внесли
Всемирные философские конгрессы: XVIII - в 1988 г. «Философское познание человека»
(Брайтон,
Великобритания),
XIX
—
в
1993г.
«Человечество
на
переломном
этапе:
философские
перспективы»
(Москва),
XX
—
в
1998
г.
«Философия
в
воспитании
человечества» (Бостон. США) и Первый Российский философский конгресс в 1997 г.
«Человек — философия — гуманизм» (С-Петербург). На этих форумах рассматривались
актуальные проблемы настоящего и будущего человечества: существование и развитие
человека, его ценностей в меняющемся мире, философские проблемы антропогенеза,
генной инженерии, соотношение биологического и социального в человеке, проблема
духовного и телесного, философия образования и развития личности и многие другие,
В условиях формирования новой цивилизации все большее значение, по мнению И.Т.
Фролова,
будут
приобретать
с
течением
времени
не
столько
технологические
и
геополитические, сколько антропологические факторы - развитие человека, его культуры,
образования, нравственности. «Абсолютное движение становления» человека разумного и
гуманного совпадает с историческим развитием единого человечества, с общественным
прогрессом (К. Маркс).
Но в XX веке произошла «антропологическая катастрофа» (М- Хайдеггер). Этим
можно объяснить современную тенденцию антропологизации философии и науки, роста
значения и расширения предмета самой науки антропологии. Западный антропоцентризм,
сформировавшийся еще в эпоху Возрождения, продолжает давать человеку иллюзию
самодостаточности, позволяет ему забыть о том, что он связан со всей Вселенной —
живой и неживой. Однако человек не растворяется ни во Вселенной в целом, ни в
социальности.
Рождение,
смерть,
жизненный
путь
—
все
это
уникально.
Идея
уникальности человека стала центральной в современной философии.