Автор: Савельева Наталия Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Как распознать и преодолеть развитие синдрома профессионального выгорания у педагогов"
Раздел: среднее профессиональное
Как распознать и преодолеть развитие синдрома эмоционального
выгорания педагога
Содержание работы
Введение
Основная часть
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания
2. Предпосылки возникновения синдрома эмоционального выгорания
3. Внешние факторы эмоционального выгорания
4. Какими качествами надо обладать педагогу
5. Как преодолеть развитие синдрома эмоционального выгорания
Заключение
Список использованных источников
Введение
В
последнее
время
в
сфере
образования
проводятся
реформы.
И
это
правильно, потому что образование является одним из важнейших элементов
системы
социальной
сферы
государства,
которая
обеспечивает
процесс
получения человеком знаний, умений и навыков. В дальнейшем эти знания
умения и навыки, участник образовательной системы, эффективно применяет в
своей профессиональной деятельности [2].
Реализация этих реформ целиком ложится на плечи педагога, который
должен
быть
профессионально
компетентен,
физически
и
психологически
здоров,
устойчив
к
развитию
негативных
состояний,
обусловленных
его
профессиональной деятельностью.
На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В
связи
с
большой
эмоциональной
напряженностью
профессиональной
деятельности
педагога,
нестандартностью
педагогических
ситуаций,
ответственностью
и
сложностью
профессионального
труда
учителя
и
преподавателя,
увеличивается
риск
развития
синдрома
“эмоционального
выгорания”.
При
этом
в
образовательных
учреждениях
еще
очень
мало
внимания обращается на действующие эффективные психолого-педагогические
и
медицинские
технологии,
которые
направлены
на
сохранение
здоровья
педагога,
которые
снижают
риск
формирования
синдрома
“эмоционального
выгорания” и появления кризиса профессии в целом.
1
Проблема
психологического
здоровья
педагога,
работающего
в
нашем
нестабильном, изменяющемся, сложном мире, в последнее время приобрела
особую актуальность. Наконец-то внимание исследователей и в нашей стране
обращается на изменения, которые происходят с личностью педагога в процессе
выполнения им своей профессиональной деятельности.
В своей работе, кратко охарактеризовав проблему, я хочу отметить, как ей
можно противостоять на практике.
1.
Понятие синдрома эмоционального выгорания
Современный
преподаватель
и
учитель
призваны
решать
задачи,
требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания
учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных
путей
воспитания,
необходимость
учитывать
очень
быстрые
изменения,
происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета –
все
это
под
силу
лишь
психологически
здоровому,
профессионально
компетентному, творчески работающему педагогу. Ведь от его здоровья во
многом зависит и психологическое здоровье его учеников.
Действие многочисленных эмоциональных факторов (как объективных, так
и
субъективных)
вызывает
у
педагога
нарастающее
ч у в с т в о
неудовлетворенности,
ухудшение
самочувствия
и
настроения,
накопление
усталости.
Эти
физиологические
показатели
характеризуют
напряженность
работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и
выгоранию [5].
Результатом
этих
процессов
является
снижение
эффективности
профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими
обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта
своего
труда,
деформирует
свои
профессиональные
отношения,
роли
и
коммуникации.
В
связи
с
этим
большое
значение
приобретает
изучение
феномена
выгорания – психологического явления, оказывающего негативное влияние на
психофизическое
здоровье
и
эффективность
деятельности
специалистов,
занятых в работе с людьми. Это заболевание было открыто в начале 1950х годов
и долгое время считалось неисследованной формой вирусной инфекции.
В
настоящее
время
синдром
эмоционального
выгорания
удостоен
диагностического статуса. Конечно, для этого были серьезные причины.
В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать
физические
и
нервно-психические
нагрузки.
Их
величина
может
быть
различной
в
разных
видах
деятельности.
При
небольших
нагрузках,
2
действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно
включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с
последствиями
этих
нагрузок
сам,
без
сознательного
участия
человека.
В
других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное
время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы,
помогающие организму восстановиться.
Как
установлено
многочисленными
исследованиями
отечественных
и
зарубежных
ученых,
работа
педагогов
связана
с
большими
нервно-
психическими нагрузками. Здесь имеются ввиду не только физиологические
факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на
зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет, прежде всего, о
психологических
и
организационных
трудностях:
необходимость
быть
все
время в форме, невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной
разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. При
такой
работе
день
за
днем
уровень
напряженности
может
накапливаться.
Возможными
проявлениями
напряженности
являются:
возбуждение,
повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы
в
различных
частях
тела,
учащение
дыхания,
сердцебиения,
повышенная
утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При
достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться
защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании
как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися.
Термин “выгорание” впервые появился в научной литературе в 1974 году,
когда
американский
психолог
Х.Дж. Фрейденбергер
употребил
его
в
своей
статье, опубликованной в “Журнале социальных взглядов”. Здесь этот термин
был представлен в контексте концепции, характеризующей психологическое
состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с
клиентами,
пациентами
в
эмоционально
нагруженной
атмосфере.
До
этого
данное
понятие
использовалось
в
связи
с
концепцией
рабочего
стресса
и
определялось,
как
неспособность
справиться
со
стрессом,
приводящая
к
деморализации, фрустрации и снижению эффективности деятельности.
С тех пор многие зарубежные ученые исследовали это явление, которое
даже определяли как феномен.
В нашей стране об эмоциональном выгорании заговорили относительно
недавно. В.В.Бойко дает следующее определение эмоционального выгорания –
это
выработанный
личностью
механизм
психологической
защиты
в
форме
полного
или
частичного
исключения
эмоций
в
ответ
на
избранные
психотравматические
воздействия.
Представляет
собой
приобретенный
3
стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения. С одной
стороны
оно
позволяет
человеку
дозировать
и
экономно
использовать
энергетические ресурсы, с другой – выгорание отрицательно сказывается на
выполнении работы и отношениях с людьми [3].
Профессиональное
выгорание
–
это
синдром,
развивающийся
на
фоне
хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и
творческих ресурсов работающего человека.
С и н д р ом
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
в ы го р а н и я
–
с а ма я
о п а с н а я
профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми – всех, чья деятельность
невозможна без общения.
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие
чувства, мысли, действия:
Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие
желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций,
страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
Мысли:
о
несправедливости
действий
относительно
с е бя ,
незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оценнености
окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление
быть замеченным или, наоборот, незамеченным, стремление делать все очень
хорошо или совсем не стараться.
2.
Предпосылки возникновения синдрома профессионального
выгорания
К счастью не все люди, работающие в социальной сфере, подвержены
профессиональному
выгоранию.
И
поэтому
интересно
узнать,
какие
личностные характеристики можно назвать факторами риска в плане появления
синдрома профессионального выгорания.
1. Важнейшим фактором можно назвать снижение чувства собственного
достоинства.
Поэтому
для
этих
людей
стрессовыми
являются
ситуации
социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворение своим
статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей,
социально более успешных. Их достижения трактуются как случайные, ровно,
как и собственная невозможность сравниться с ними.
2.
Следующая
особенность
–
это
склонность
к
интроверсии,
направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется
4
как
эмоциональная
закрытость,
формализация
контактов.
Любая
ситуация,
когда есть необходимость выйти из роли, вызывает сильную тревогу вплоть до
агрессии.
3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, то
есть работа в режиме внешнего и внутреннего контроля. На всех, кто работает с
людьми
и
честно
относится
к
своим
обязанностям,
лежит
нравственная
и
юридическая
ответственность
за
их
благополучие
(например,
у
школьного
учителя за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значимы,
что
к
следующему
рабочему
дню
психические
ресурсы
практически
не
восстанавливаются).
4.
Неблагополучная
психологическая
атмосфера
профессиональной
деятельности:
она
определяется
двумя
основными
обстоятельствами
–
конфликтностью по вертикали, в системе “руководитель-подчиненный”, и по
горизонтали, в системе “коллега-коллега”. Нервозная обстановка побуждает
одних рассчитывать эмоции, а других – искать способы экономии психических
ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет
склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего подальше,
не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.
5.
Психологически
трудный
контингент,
с
которым
имеет
дело
профессионал
в
сфере
общения:
у
педагогов
и
воспитателей
это
дети
с
аномалиями
характера,
нервной
системы
и
с
задержками
психического
развития. Как говорится такой ученик “портит нервы” или “доводит до белого
каления”. Невольно педагог начинает упреждать подобные случаи и прибегать к
экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя что “не следует обращать
внимание…”. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная
отстраненность может быть использована неуместно, и тогда педагог может не
отреагировать
адекватно
на
нужды
и
требования
вполне
нормального
учащегося. На этой почве возникают недоразумения и конфликты.
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в
своей
статье
«Энергия
эмоций
в
общении:
взгляд
на
себя
и
на
других»,
В.В.Бойко относит следующие факторы:
1.
Склонность
к
эмоциональной
сдержанности:
е сте ственно,
эмоциональное
выгорание
как
средство
психологической
защиты
возникает
быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан.
2.
Интенсивно е
во сприятие
и
переживание
о б с т о я т е л ь с т в
профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у
людей с повышенной ответственностью за порученное дело. Часто молодой
специалист воспринимает все слишком эмоционально, но каждый стрессовый
случай из практики оставляет глубокий след в душе. Профессор Решетова Т.В.
5
называет
это
“безграмотным
сочувствием”.
Постепенно
эмоционально-
энергетические
ресурсы
истощаются,
и
возникает
необходимость
восстанавливать
их
или
беречь,
прибегая
к
тем
или
иным
приемам
психологической защиты. Некоторые специалисты через какое-то время меняют
профиль работы и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в
первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов –
эмоциональное
выгорание.
Учителя
спустя
11
–
16
лет
приобретают
энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.
4.
Слабая
мотивация
эмоциональной
отдачи
в
профессиональной
деятельности. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека
ничего
не
значит,
и
он
не
нуждается
в
ней,
не
испытывает
от
нее
удовлетворения. Естественно то, что выгорать ему просто и легко. А вот для
личности с альтруистическими ценностями важно помогать и сочувствовать
другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель
нравственных потерь, как утрату человечности.
5. Нравственные дефекты и дезориентация личности педагога: возможно,
он имел нравственный изъян еще до того, как стал работать, или приобрел в
процессе
деятельности.
Нравственный
дефект
обусловлен
неспособностью
включать во взаимодействие с учащимися такие моральные категории, как
совесть,
добродетель,
добропорядочность,
честность,
уважение
прав
и
достоинств другой личности. При этом увеличивается вероятность безразличия
и апатии к исполняемым обязанностям [4].
К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В.Решетовой:
не эмоциональность или неумение общаться;
невозможность высказать словами свои ощущения, что всегда связано с
тревогой;
трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы
работой;
люди,
не
имеющие
социальных
связей,
родственных
связей
любви,
профессиональной состоятельности, экономической стабильности, здоровья и т.
д.
3.
Внешние факторы эмоционального выгорания
Эмоциональное
выгорание
–
один
из
новейших,
рассмотренных
в
педагогической
литературе,
механизмов
психологической
защиты.
Этот
механизм
спустя
11
–
16
лет
педагог
приобретает
как
своего
рода
6
энергосберегающую
стратегию
дальнейшего
исполнения
профессиональной
деятельности. И это типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное
выгорание.
В силу своей новизны определение эмоционального выгорания несколько
размыто, хотя, по сути, ни одно из существующих и приведенных в моей работе
определений и пониманий эмоционального выгорания, не противоречат друг
другу. Поэтому следует рассматривать эмоциональное выгорание, как и всякий
механизм психологической защиты в совокупности: “психологическая защита –
невроз”.
Эмоциональное
выгорание
имеет
и
свои
плюсы,
так
как
позволяет
человеку экономно и дозировано расходовать свои энергетические ресурсы.
Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком
своей деятельности и отношениях с людьми, так как приводит к эмоциональной
и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми
следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения,
неадекватное эмоциональное реагирование.
Рассмотрев
внутренние
предпосылки
и
причины
эмоционального
выгорания,
необходимо
рассмотреть
внешние
факторы.
То
есть
одних
внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное
выгорание.
К
этому
должны
подключиться
внешние
факторы,
связанные
с
организацией работы и социально-культурные условия общества.
Так, например, К.Чернис [7] отмечает, что выгоранием страдают не только
люди,
но
и
организации.
Как
у
индивида,
страдающего
выгоранием,
в
организации появляются различные симптомы этого явления.
Вот эти симптомы:
высокая текучесть кадров;
снижение вовлеченности сотрудников в работу;
поиск “козла отпущения”;
антагонистический
групповой
процесс
и
наличие
парных
группировок;
режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и
проявление беспомощности и безнадежности;
развитие критического отношения к сотрудникам;
недостаток сотрудничества среди персонала;
прогрессирующее падение инициативы;
рост чувства неудовлетворенности от работы;
проявление негативизма относительно роли или функции отделения.
В
организации
можно
выделить
три
момента.
Один
из
них
–
это
неэффективный стиль руководства: либо излишне жесткий “мужской”, либо
7
излишне мягкий “женский”, нередко нечеткий и неуправляемо эмоциональный.
“Мужской”
стиль
руководства
не
обеспечивает
людям
необходимой
эмоциональной поддержки, усиливает чувство незащищенности. А “женский”
поднимает
уровень
тревоги
до
непереносимого,
поскольку
неопределенные
требования ставят под угрозу реализацию собственного “Я”.
Также отрицательно сказывается работа в условиях временного дефицита.
Поскольку
люди
будут
стараться
делать
все
хорошо,
недостаток
времени
приведет их не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и
проявлению психосоматики.
Третий
момент
–
это
отсутствие
сплоченного
социального
окружения,
которое могло бы оказать поддержку. Способствовать усилению “Я” человека за
счет
присоединения
к
сильному
“Мы”,
и
таким
образом
снизить
риск
эмоционального выгорания.
Но нельзя не учитывать и влияние социально-культурных факторов. Как
показывают различные исследования, уровень эмоционального выгорания у
людей,
работающих
в
коммуникативных
профессиях,
всегда
повышается
в
ситуациях социально-экономической нестабильности.
4.
Какими качествами надо обладать педагогу
В этом разделе своей работы я хочу рассмотреть факторы, которые, по
моему мнению, помогут педагогу справиться с эмоциональным выгоранием.
Счастлив человек, который с радость идет на работу, а после работы с радостью
торопиться домой. Итак, что этому способствует.
1. Это интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и
характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно
незаметно
даже
самому
педагогу.
Интерес
к
жизни
–
условие
работы
с
молодежью,
это
условие
эффективного
воспитания,
так
как
воспитание
непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а
в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве
великого дара природы.
2. Интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается общее
отношение к человеку как к феномену в системе живых организмов на Земле.
Когда внимание к разного рода личностным проявлениям “Я” человека связано
с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием
права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в
отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от
характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой,
легко решается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос любви к
ребенку, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен
8
каждый
воспитанник.
Нельзя
любить
сотни
и
тысячи
людей,
с
которыми
приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни – для
этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку,
работать с множеством детей при всей сложности и тонкости этой работы легко,
если
обеспечена
профессиональная
компетентность.
Интерес
к
человеку
помогает
обре сти
профе ссиональное
равнове сие
и
устоять
н а
профессиональной высоте, а значит, трезво оценивать суть проблемы и пути ее
решения.
3. Интерес к культуре. Как личностная характеристика этот интерес, с
одной
стороны,
является
условием
успешности
профессиональной
работы
педагога,
а
с
другой
стороны
эта
черта
личности
развивается
в
процессе
воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все,
что стало преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре
педагога, то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке,
искусству,
устройству
быта,
политическому
устройству
общества,
морали,
экономике, гигиене и других форм созидания в мире.
Перечисленные
личностные
характеристики
являются
базовыми.
Обозначим
теперь
профессиональные
качества,
обеспечивающие
успешное
педагогическое
общение
и
взаимодействие
учителя
с
учащимися
более
подробно. К таким качествам можно отнести:
наличие
потребно сти
и
умений
общения,
о б щ и т е л ь н о с т ь ,
коммуникативные качества;
способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
гибкость,
оперативно-творческое
мышление,
обеспечивающее
умение
быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро
изменять
речевое
воздействие
в
зависимости
от
ситуации
общения,
индивидуальных особенностей учащихся;
умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении, умение
управлять
собой,
своим
психическим
состоянием,
своим
телом,
голосом,
мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать
мышечные зажимы;
способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
умение
прогнозировать
возможные
педагогические
ситуации,
последствия своих действий;
хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый
лексический запас, правильный подбор языковых средств;
владение
искусством
педагогических
переживаний,
которые
представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и
педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся
в требуемом направлении;
9
способность
к
педагогической
импровизации,
умение
применять
все
разнообразие
средств
воздействия
(убеждение,
внушение,
применение
различных приемов воздействия, приспособлений и пристроек) [5].
Все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма.
И поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если
они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не
менее, их влияние сильно и основательно.
Перечисленные личностные качества профессионально ценностны. Они
необходимы как условие, они достаточны для педагога. Но они обладают еще
одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога,
укрепляют его духовные силы.
5.
Как преодолеть развитие синдрома эмоционального выгорания
Опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что
ему свойственно изо дня в день прогрессировать. Затормозить этот процесс
бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические
заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот
момент
попытки
позаботиться
о
себе,
как
правило,
не
дают
желаемого
результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого
облегчения.
Поэтому
самое
разумное
-
предотвратить
появление
данного
синдрома, “задушить его на корню”.
В
целях
противостояния
выгоранию
мне
очень
понравились
советы,
рекомендованные врачом Д. Лейком, названные привычками, позволяющими
заботиться
о
своем
психосоматическом
здоровье.
Этих
советов,
по-моему,
должны придерживаться все, а не только педагоги.
1. Привычки правильного питания, что подразумевает:
регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;
включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно
цельного зерна и круп;
ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;
много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).
2. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в
неделю.
Регулярные
физические
упражнения
способствуют
выведению
из
организма химических веществ, образующихся в результате стресса, улучшают
сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики,
полезны для организма.
3.
Иметь
правильное
дыхание.
Если
оно
ровное
и
глубокое,
диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.
10
4.
Освоение
и
ежедневное
использование
приемов
релаксации,
направленной
на
снижение
физической,
умственной
и
эмоциональной
напряженности.
При
высоком
уровне
стресса
в
течение
рабочего
дня,
рекомендуется
не
копить
напряжение
до
вечера,
а
использовать
техники
релаксации несколько раз в день.
5.
Жить
интересно.
Культивировать
хобби,
развивать
разносторонние
предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в
жизни.
6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные
дни
с
переменой
деятельности,
экскурсиями,
прогулками
и
поездками
на
природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или
для сотрудников.
7. Сказать “нет” вредным привычкам.
8.
Заботиться
о
положительном
настрое
на
целый
день.
Развивать
привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные
установки и пожелания.
9. “Выращивать сад” дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с
живой природой.
10. Общаться с домашним любимцем.
11. Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые
передачи, фильмы, читать книги.
12. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям
и
плохому
настроению
разрушать
душевное
равновесие
и
благополучие.
Использовать
всевозможные
техники
для
саморегуляции
психического
состояния.
Ректор
Северного
медицинского
университета,
один
из
ведущих
психиатров России, академик РАМН Павел Сидоров дает ряд рекомендаций,
соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение синдрома
эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:
определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;
используйте
“тайм-ауты”,
которые
необходимы
для
обеспечения
психического и физического благополучия (отдых от работы);
овладейте
умениями
и
навыками
саморегуляции
(релаксация,
идеомоторные
акты,
определение
целей
и
положительная
внутренняя
речь
способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
займитесь
профессиональным
развитием
и
самосовершенствованием
(одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания
является
обмен
профессиональной
информацией
с
представителями
других
служб,
что
дает
ощущение
более
широкого
мира,
нежели
тот,
который
11
существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные
способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя
избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает
человека
агрессивным,
что
способствует
возникновению
синдрома
эмоционального выгорания);
вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои
чувства
и
делится
ими
с
другими,
вероятность
выгорания
значительно
снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным)
старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относитесь к конфликтам на работе;
не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.
Заключение
Представленная итоговая работа посвящена изучению проблемы синдрома
профессионального выгорания педагогов, которой в последнее время стали
уделяют все больше внимания. Это отрадно, потому что человек не остается со
своей проблемой один на один, он знает, что и почему с ним происходит, и как
можно избавиться от этого состояния не нанеся вред своему здоровью.
В
работе
раскрыто
понятие,
причины
и
последствия
синдрома
эмоционального выгорания педагогов, приведено мнение специалистов по этим
вопросам. Раскрыты внутренние (человеческие) и внешние (по месту работы)
причины, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания.
В
последней
части
своей
работы,
проанализировав
соответствующую
литературу, я привела рекомендации специалистов по преодолению развития
синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Основываясь
на
собственном
опыте
преподавателя
с
большим
стажем
работы в образовательном учреждении, могу отметить, что многие из этих
рекомендаций интуитивно стараюсь претворять в жизнь уже давно. Вероятно
поэтому, до сих пор работаю. Большое значение имеет позитивное окружение
(те самые внешние причины).
Популяризация
вопросов,
касающихся
синдрома
эмоционального
выгорания имеет очень большое значение, так как их знание поможет педагогу
распознать симптомы профессионального выгорания и вовремя преодолеть их
развитие.
Список использованных источников
12
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об
образовании в Российской Федерации»
2.
Степанова
И.
А.
Реформирование
системы
образования
в
России:
предпосылки и перспективы // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 627-630
3.
Б о й ко
В . В .
С и н д р ом
« э м о ц и о н а л ь н о го
в ы го р а н и я »
в
профессиональном общении. [Текст]/ Бойко В.В.– СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105
4.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.
[Текст]/Бойко В.В.– М.: Наука.- 1997. – С.115-154
5.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика
и профилактика.[Текст]/ Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005.С. 212
6.
Маслач
К.
Профессиональное
выгорание:
как
люди
справляются.
[Текст]:Статья 1978
7.
Чернисс
К.
Профессиональное
выгорание:
беспокойство
за
работников и боссов растет [Текст]:Статья, интернет
13