Напоминание

"Использование технологии проектного обучения в системе СПО"


Автор: Савельева Наталия Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии проектного обучения в системе СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Текст публикации на тему:

“Использование технологии проектного обучения в системе среднего

профессионального образования”

Внедрение

новых

педагогических

технологий

в

практику

обучения

это

важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития

обучающихся. Именно развитие становится ключевым словом педагогического

процесса, основным понятием обучения.

Объектом

исследования

данной

работы

является

использование

информационных технологий в учебном процессе, а предметом исследования –

использование метода проектов в деятельности преподавателя.

Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы

мотивации

учения,

активизации

познавательной

деятельности,

развития

личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают

основание

предположить,

что

педагогической

технологией,

отвечающей

в

большей

степени,

чем

многие

другие,

этим

требованиям,

может

служить

проектное

обучение,

так

как

оно

побуждает

обучающихся

проявлять

способность:

к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;

к определению целей работы;

к самообразованию и самоорганизации;

к интеграции и обобщению информации из разных источников;

умения делать выбор и принимать решения.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе,

когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма

знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных

жизненных ситуациях.

Проектная

методика

является

альтернативой

традиционному

подходу

к

образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их

воспроизведении.

Её

применение

особенно

актуально

на

старшей

ступени

обучения средней общеобразовательной школы (10-11 класс),

либо в системе

среднего профессионального обучения.

Сам термин “метод проектов” пришел к нам из Америки в начале прошлого

века. Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик

В.Х. Килпатрик. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения -

"Все из жизни, все для жизни". Они предлагали строить обучение на активной

основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный

интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей

жизни.

Для того чтобы обучаемый имел возможность через проектную деятельность

усвоить получаемые знания, было разработано проектное обучение. Благодаря

технологии

проектного

обучения

преподаватель

может

подсказать

новые

источники информации, а может просто направить мысль студентов в нужном

направлении

для

самостоятельного

поиска,

стимулировать

интерес

детей

к

определенным

проблемам,

предполагающим

владение

определенной

суммой

знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной

или

целого

ряда

проблем,

показать

практическое

применение

полученных

знаний. Но в результате они должны самостоятельно и в совместных усилиях

решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить

реальный и ощутимый результат. То есть – от теории к практике, соединение

академических знаний с прагматическими, с соблюдением соответствующего

баланса на каждом этапе обучения. Вся работа над проблемой, таким образом,

приобретает контуры проектной деятельности.

Стимулирование

интереса

обучающихся

к

определенным

проблемам,

предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную

деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически

применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона

Дьюи), или критического мышления. Суть рефлекторного мышления – вечный

поиск

фактов,

их

анализ,

размышления

над

их

достоверностью,

логическое

выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения,

формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.

“Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения,

которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум. Проблема устанавливает

цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.

Чтобы

студент

воспринимал

знания

как

действительно

нужные,

ему

необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему.

Внешний

результат

можно

увидеть,

осмыслить,

применить

на

практике.

Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения,

компетенции и ценности.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он

является

составной

частью

учебного

процесса.

Под

методом

проектов

понимается система обучения, при которой обучающийся приобретает знания и

умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно

усложняющихся, практических заданий – проектов.

В

основе

метода

проектов

лежит

развитие

познавательных

навыков

обучающихся,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

умений

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

критического

и

творческого мышления. Метод – это совокупность приемов, операций овладения

определенной областью практического или теоретического знания, той или иной

деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Суть

понятия “проект”, его прагматическая направленность на результат, который

можно получить при решении той или иной практически или теоретически

значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в

реальной

практической

деятельности.

Чтобы

добиться

такого

результата,

необходимо

научить

студентов

самостоятельно

мыслить,

находить

и

решать

проблемы,

привлекая

для

этой

цели

знания

из

разных

областей,

умения

прогнозировать

результаты

и

возможные

последствия

разных

вариантов

решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Методы, доминирующие в проекте: исследовательский, творческий, игровой,

информационный, практико-ориентированный – это те необходимые методы,

через которые можно актуализировать общие компетенции в соответствии с

ФГОС СПО.

Исследовательские

методы

имеют

структуру,

приближенную

к

подлинным

научным исследованиям. Они предполагают обоснование актуальности темы,

определения

проблемы,

предмета,

объекта,

целей

и

задач

исследования,

выдвижение

гипотезы

исследования

и

обозначение

методов

исследования,

и

проведение эксперимента.

Заканчивается

проект

обсуждением

и

оформлением

результатов,

формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу

исследования.

Творческие проекты представляют собой самостоятельное учебно-творческое

задание,

выполняемое

под

руководством

педагога

и

предусматривающее

создание

общественного

полезного

продукта

(изделия),

обладающее

субъективной или объективной новизной.

Введение

в

педагогические

технологии

элементов

исследовательской

деятельности

обучающихся

позволяет

преподавателю

не

только

учить,

но

и

помогать

учиться,

направлять

познавательную

деятельность

обучающихся.

Одним из наиболее распространенных видов исследовательской деятельности

обучающихся сегодня является метод проектов, который способствует развитию

творческого мышления, а кроме того способствует устранению доминирующей

роли преподавателя в процессе обучения и приобретения практических навыков.

По

определению

проект

это

совокупность

определенных

действий,

документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта,

предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая

деятельность.

Активное включение обучающегося в создание тех или иных проектов дает

ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-

культурной среде.

Всякая

деятельность

с

обучающимися,

в

том

числе

и

обучение,

должна

строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь, в том числе и на

их личном опыте.

В

основе

метода

проектов

лежит

развитие

познавательных,

творческих

навыков

обучающихся,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

умений

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

крити-

ческого мышления.

Метод

проектов

всегда

предполагает

решение

какой-то

проблемы,

предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с

другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники,

технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не

только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия,

решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или

гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в

виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного

взаимодействия.

Если

темой

проекта

была

теоретическая

проблема,

то

результатом выполненного проекта должно быть конкретное ее решение, если

тема была практическая – то конкретный практический результат, готовый к

применению.

Исследовательский предмет может по содержанию:

выполняться на материале конкретной дисциплины;

быть

меж

предметным,

когда

интегрируется

тематика

нескольких

дисциплин, например, “Архитектура ЭВМ” и “Цифровая схемотехника”;

выполняться

на

основе

самостоятельного

изучения,

дающих

дополнительные знания на факультативных курсах, в кружках и т.д.

Проект

может

быть

итоговым,

когда

по

результатам

его

выполнения

оценивается освоение обучающимися определенного учебного материала. При

применении

метода

проектов

для

решения

разнообразных

задач

с

использованием компьютера можно выделить шесть основных этапов, которые

представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этап

Задача

Деятельность

обучающихся

Деятельность

преподавателя

Начальный

Определение темы,

уточнение целей,

выбор рабочей группы

Уточняют ин-

формацию, обсу-

ждают задание

Мотивирует

обучающихся, объ-

ясняет цели

проекта, наблюдает

Планирование

Анализ проблемы, оп-

ределение источников

информации,

постановка задач и

выбор критериев

оценки результатов,

распределение ролей в

команде

Формирует задачи,

уточняют ин-

формацию (ис-

точники),

выбирают и

обосновывают

свои критерии

успеха

Помогает в анализе

и синтезе (по

просьбе),

наблюдает

Принятие решения

Сбор и уточнение ин-

формации, обсуждение

альтернатив

(«мозговой штурм»),

выбор оптимального

варианта, уточнение

планов деятельности

Работают с ин-

формацией,

проводят синтез и

анализ идей,

выполняют

исследование

Наблюдает,

консультирует

Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют ис-

следование и ра-

ботают над

проектом,

оформляют проект

Наблюдает, со-

ветует (по просьбе)

Оценка

результатов

Анализ выполнения

проекта, достигнутых

результатов (успехов и

неудач) и причин

этого, анализ

достижения

поставленной цели

Участвуют в кол-

лективном само-

анализе проекта и

самооценке

Наблюдает, на-

правляет процесс

анализа (если это

необходимо)

Защита проекта

Подготовка доклада,

обоснование процесса

проектирования,

объяснение

полученных

результатов,

коллективная защита

проекта, оценка

Защищают проект,

участвуют в

коллективной

оценке результатов

проекта

Участвует в

коллективном

анализе и оценке

результатов

проекта

Список использованных источников

1.

Лазарев,

Т.В.

Проектный

метод:

ошибки

в

использовании

[Текст]/Т.В.

Лазарев//Первое сентября. - 2011. - № 1. - С. 9-10

2.

Моор,

М.В.

Проектная

методика

обучения

как

средство

активизации

познавательной

деятельности

студентов

[Текст]/М.В.

Моор

//Среднее

профессиональное образование.- 2012.- №4.- стр. 92.

3.

Сергеев,

И.С.

Как

организовать

проектную

деятельность

учащихся:

практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений

[Текст] / И.С. Сергеев.- М.: АРКТИ, 2005.- 80 с.

4.

Судакова,

С.В.

Пути

формирования

общих

компетенций

при

использовании интегрированных занятий [Текст]/С.В. Судакова //Среднее

профессиональное образование.- 2012.- №6.- стр. 122.

5.

.Чечель,

И.Д.

Метод

проектов

или

попытка

избавить

учителя

от

обязанностей всезнающего оракула [Текст]/И.Д. Чечель//Директор школы.-

1998.- № 3.-С. 11-17.



В раздел образования