Автор: Федосеева Лариса Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 140" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: методическая разработка Тема: "Родители главные воспитатели" Раздел: начальное образование
Родительское собрание 3 класс.
"Родители – главные воспитатели"
Федосеева Лариса Михайловна
учитель начальных классов
Цели: повышение
педагогической
компетенции
родителей;
обогащение
воспитательного опыта родителей.
Задача: средствами совместного обсуждения различных семейных ситуаций
подвести родителей к осознанию важности семейного воспитания.
Форма проведения: беседа.
Подготовительная работа:
1.
Подготовить презентацию.
2.
Провести анкету среди детей, родителей.
3.
Провести тест с детьми, рисунок «Моя семья».
4.
Распечатать «Письмо-обращение детей разных времен и народов к
своим родителям».
Ход собрания
«Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и
родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического
и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, дедушка и
бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и
остаются ими, когда их питомцы пошли в школу.»
(В.С. Сухомлинский.)
Разминка для родителей:
1.
Чему равен академический час? (45 минут.)
2.
Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть яблок. (Гуси-
лебеди.)
3.
Название первых зубов. (Молочные.)
4.
Отпуск у детей. (Каникулы.)
5.
Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
6.
Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)
7.
Сколько раз в неделю урок русского языка?
8.
Любимое время детей от звонка до звонка. (Перемена.
9.
Крышка стола имеет 4 угла. Один угол из них отпилили. Сколько углов
стало? (5)
10.Герой этого рассказа адресовал свое письмо «на деревню дедушке»
(Ванька.)
11.С какой стороны должен падать на стол свет во время письма? (Слева.)
12.Помещение, в котором занимаются дети. (Класс.)
13.Она бывает белой или черной. Что это за птица? (Лебедь.)
14.Сколько раз в неделю урок математики?
15.Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 5 яиц? (4)
16.Растение, которое улучшает зрение. (Черника.
17.В какую линию тетради у первоклассников? (В узкую.)
18.Отрицательная отметка.
19.На каком континенте нет рек? (В Антарктиде.)
20.Самая большая в мире птица. (Африканский страус.)
21.Сколько раз в неделю урок чтения?
22.Так называется и жук, и птица, и африканское млекопитающее
(Носорог)
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о результативности
вклада родителей в формирование характера своего ребенка, а значит, и о его
будущем. Как ощущает себя ребенок в семье, какие скрытые «подводные
камни» он интуитивно чувствует, не вполне осознавая все отношения в семье.
Для начала проведем анкету, в результате которой каждый для себя сможет
сделать определенный вывод.
1. Анкета «Какие мы родители?».
Да – 2, иногда – 1, нет – 0.
1.
Проводите ли Вы выходные дни вместе с детьми?
2.
Есть ли у Вас взаимопонимание в семье?
3.
Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли Вы в таком случае,
не является ли его поведение результатом Вашего воспитания?
4.
Следите ли Вы за статьями в журналах, телевизионными передачами на
тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
5.
Единодушны ли Вы с вашим супругом в воспитании детей?
6.
Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это
действительно необходимо?
7.
Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него
существенное влияние?
8.
Сумеете ли Вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?
9.
Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой типа «У меня нет
времени» или «Подожди, пока я закончу свою работу»?
10.Рассказываете ли о своих трудностях ребенку, о работе?
Меньше 6 баллов – о настоящем воспитании Вы имеете довольно смутное
представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем Вам
не уповать на эту поговорку, а не мешкая заняться повышением своего
образования в этой области.
7-14 баллов – Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в
чем над собой и своими итогами в этой области следовало бы задуматься. А
начать можно с того, что в ближайший выходной полностью посвятить себя
детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте
уверены, дети Вас полностью за это вознаградят.
Больше
15 –
Вы
вполне
справляетесь
со
своими
родительскими
обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
2. Слово учителя.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Себастьян Брандт.
«Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому.
Смысл их широкий: великий писатель имел ввиду ту счастливость, которую
творят в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными,
деятельными, гармонично развитыми людьми.
Семейное счастье, благополучие семьи рождаются благодаря характеру
человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны взаимной
любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребенка – это то
место, где он усваивает основы народной нравственности, где он творит,
размышляет, обогащается жизненным опытом.
Мало
кто
говорит
детям,
что
можно
лгать,
обманывать,
доносить,
обижать других, плохо работать, пользоваться чьим-то несчастьем, предавать.
Высказываемые
моральные
нормы
и
принципы
всегда
звучат
красиво
и
возвышенно.
Возможно отсюда удивление, разочарование и раздражение: «Почему мой
ребенок зол, непорядочен, почему не поступает, как учили?».
Следовало бы в таком случае задать еще один вопрос: «Что это значит – мы
учили?». Как правило, ответ таков: «Ну, ведь мы ему сколько раз об этом
говорили».
Слова и поступки бывает, не совпадают. Почти каждый из нас лучше в
своих словах, чем в действиях. Не всегда удается соответствовать тому, что
мы провозглашаем. Однако, если слова и действия – это противоположное, он
(ребенок) не только заметит это противоречие, но и не простит его.
Достаточно
присмотреться
внимательней
к
играм
детей,
и
легко
можно
понять,
какая
семья
у
ребенка.
Главным
психологическим
содержанием
возраста
становится
запечатление
сценариев
жизненных
отношений в процессе ролевых игр. Запечатлев ранее принятые в семье
нормы
общения
с
окружающими,
ребенок
через
игру
начинает
активно
постигать смысл жизни. Они улавливают то, чем живут взрослые, причем
схватывают самую суть – проявляемые отношения к окружающим людям,
предметам,
процессам.
Смыслы,
запечатленные
ими
в
этом
возрасте,
становятся во многом определяющими их ценностные ориентиры, мысли,
действия и поступки в дальнейшей жизни.
Девочки
в
играх
часто
изображают
мам
раздражительными,
шумными,
крикливыми.
Причины
этого,
по-видимому,
в
чрезмерной
загруженности мам домашними делами и безынициативности пап.
Вот почему мамам и папам надо чаще смотреть на себя глазами детей,
чтобы понять, какой опыт отношений они черпают в семье. Отец и мать не
всегда понимают, что их внутрисемейные отношения оказывают огромное
влияние на растущего человека.
Те отношения, которые он видит в семье, он в дальнейшем перенесет
на отношения с взрослыми, в свою будущую жизнь.
Почему есть семьи, в которых все хорошо? От чего это зависит? По
наблюдениям психологов, в такой семье царит обстановка взаимного доверия,
уважения, стремления помочь друг другу. Члены семьи общительны,
обладают чувством юмора. Отличительная особенность – уважение к
суверенности личности каждого члена семьи.
В таких семьях обычно вместе проводят досуг. Каждый член семьи,
начиная с раннего возраста, имеет постоянные домашние обязанности и
выполняет отдельные поручения. Даже ребенок должен усвоить, что каждый
член семьи заслуживает уважения, и у каждого есть свои неповторимые
особенности. В хорошей семье все разделяют ответственность друг за друга.
Рядом с взрослыми живут маленькие люди, способные критически
оценивать все происходящее в семье. Дети все видят, слышат, понимают,
воспринимают и перенимают.
Послушайте результаты анкеты, проведенной с детьми.
Вопросы:
1.
Любишь ли ты бывать один или со всей семьей?
2.
Хочешь ли быть похожим на родителей?
3.
Что тебе в них нравится?
4.
Чем любишь заниматься с родителями?
5.
Делишься ли с ними своими впечатлениями?
6.
Всегда ли родители справедливо тебя наказывают?
7.
Обижаешься ли, если тебя наказали?
8.
Часто ли тебя хвалят?
9.
Чем поощряют за хорошую учебу, работу?
Родительский труд очень тяжелый. Это, пожалуй, самая трудная на свете
душевная
работа.
Она
требует
сверхтерпения,
пересиливания
усталости,
одоления неумений. Она требует постоянного самосовершенствования.
Жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Воспитать душу
ребенка способно только домашнее тепло, лад между близкими людьми.
Детям рады не потому, что дети хорошие и с ними легко, а дети
хорошие и с ними легко, оттого, что им рады.
Все-таки
лучшие
минуты,
часы
с
детьми
–
это
когда
мы
вместе,
равноправны, счастливы, и всякая самая простая радость жизни: прогулки,
угощение, хорошая книга – удесятерятся оттого, что мы разделяем ее с сыном
или дочерью. Папы и мамы, которые это умеют – самые лучшие, самые
замечательные педагоги.
Ваше собственное поведение – решающая вещь. Не думайте, что вы
воспитываете
ребенка
только
тогда,
когда
с
ним
разговариваете
или
приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже
тогда, когда вас нет дома.
1. Заморочки из бочки.
А сейчас каждая команда вытягивает листочек с ситуацией из бочонка,
обсуждает ее и предлагает свои выводы вниманию всех.
1. После работы мама занята на кухне, готовит ужин. У папы тоже свои дела. Ну а
единственный ребенок? Что делает он? Посидел у телевизора. Неинтересно. Полистал книгу.
Побежал к маме: «Почитай, пожалуйста». – «Попроси папу, я занята». Но ведь папа тоже занят…
Опять ребенок идет к маме, но она уже сердится: «Не приставай!» пошел играть сам, увлекся.
Мама ужинать зовет, а он не слышит. «Брось! Тебе говорят!» - это уже папа. За ужином ребенок
плохо ест, мама нервничает, ругает его…Вот и вечер прошел. Ребенку пора спать.
2. Вместо того чтобы отдать трехлетнего Ванечку в детский сад, его мать решила купить
телевизор с большим экраном и в те часы, когда она на работе оставлять мальчика дома вместе со
старшей сестрой, разрешая ему бесконтрольно смотреть детский канал телевидения.
3. Недавно Кларе купили новенький самый усовершенствованный плеер. Но мама
разрешила им пользоваться только дома, запретив брать в школу и отвлекаться на него на уроках.
И хотя Клара умоляла разрешить показать новый плеер ее школьным подругам, мама была
неумолима, из-за чего Клара обиделась на нее и даже перестала разговаривать с ней. А мама,
назвав дочь неблагодарной, забрала у нее плеер и спрятала в свой шкаф.
4. Родители Геннадия достаточно обеспеченные люди, но купить сыну мобильный телефон
они наотрез отказались, мотивируя это заботой о его здоровье, хотя сами давно уже пользуются
такими телефонами. И как только Гена ни просил их, обещая, что он будет звонить только в
экстренных случаях, главное, чтобы все одноклассники видели, что он не хуже других, мама с
папой смеялись над такими доводами, упрекая его в том, что он до сих пор не имеет своего
мнения.
5. Ученик третьего класса учился весьма посредственно, безобразно вел себя в школе и на
уроках. Родители купили ему мобильный телефон, поверив ему, что все в классе уже имеют
телефоны, которые нужны им для общения. Мальчик на уроках доставал телефон, украдкой играл
в игры. На требования убрать телефон, он отвечал, что это его вещь, и он делает с ней, что хочет.
6. Когда шестилетний Вадим, побывав в гостях у бабушки с дедушкой, показал дома подарок,
который ему подарил сосед бабушки с дедушкой, недовольная мама Вадима начала укорять
мальчика, запрещая ему брать подарки у бедных людей. Они все покупают плохое, дешевое, а
дешевые вещи им не нужны.
2. «Ты мне, я – тебе».
Каждая команда задает ситуацию для обсуждения другим командам.
Тест "Моя семья"
(в интерпретации В.К.Лосевой, в изложении
Н.Л.Кряжевой).
Этот рисуночный тест можно проводить с детьми старше 5 лет. Основан этот тест на
осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и
свое
место
в
ней.
Для
многих
родителей
результаты
этого
теста
могут
оказаться
весьма
неожиданными, ибо взрослые и дети по-разному оценивают одно и то же.
Инструкция.
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш
лучше не давать) и просят: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Недоуменные вопросы: "А кого
это?", "А что это такое?", "Я не хочу" - говорят о том, что у ребенка еще не сформировалось
понятие "семья", либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. В таких
случаях можно попросить ребенка нарисовать семью зверушек.
Учитывайте следующие моменты:
• Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных
конфликтов,
ссор,
встрясок.
Иначе
вы
получите
ситуативный
рисунок,
соответствующий
восприятию только в данный момент.
• Не стойте над ребенком во время выполнения задания. Информативно такой рисунок
будет искажен вашим контролем. Лучше, если вы попросите провести этот тест кого-то из своих
хороших знакомых.
• Не обсуждайте полученные результаты при ребенке - это тест для вас, для ваших
раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем вашего ребенка.
•
В
ходе
рисования
обязательно
отслеживайте
порядок
изображения
персонажей
и
предметов (важно, кого он начал рисовать первым, последним, а не только то, как это выглядит на
рисунке).
3. Интерпретация рисунков «Моя семья».
Правила интерпретации.
Правило 1.
В рисунке не может быть ничего случайного. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а
выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов.
Оговорки типа: "А брата я просто забыл нарисовать" или "Сестра у меня не получилась" должны
потерять
для
вас
значение.
Если
кто-то
из
членов
семьи
на
рисунке
отсутствует,
это
может
означать:
1.
Наличие
бессознательных
негативных
чувств
к
этому
человеку,
которые
ребенок,
однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре.
Ребенок как бы рассуждает: "Я должен любит брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому
вообще ничего не нарисую".
2. Полное отсутствие эмоционального контакта с забытым на рисунке человеком. Этого
человека как бы просто нет в эмоциональном ми ре ребенка.
Правило 2.
Если
на
рисунке
отсутствует
сам
автор,
то
вы
можете
строить
гипотезы
в
двух
направлениях:
1.
Либо
это
трудности
самовыражения
в
отношениях
с
близкими:
"Меня
здесь
не
замечают", "Мне трудно найти свое место".
2. Либо: "Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения", "Мне и без них
неплохо".
Правило 3.
Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость
для ребенка, т.е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный
момент в душе ребенка.
Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с
папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.
Правило 4.
После того как ребенок закончит рисунок, обязательно спросите его, "кто есть кто" на
рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если число
персонажей равно числу членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а
вместо него может быть другой, вымышленный персонаж, например Дед Мороз или Фея.
Правило 5.
Вымышленные
персонажи
символизируют
собой
неудовлетворенные
потребности
ребенка,
он
удовлетворяет
их
в
своей
фантазии,
в
воображаемых
отношениях.
Если
вы
встретились с таким персонажем, то подробно расспросите у ребенка о нем - так вы узнаете, чего
ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно
додать ребенку недостающее, и что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы.
Например,
образ
феи
может
символизировать
типично
детскую
потребность
в
беспрепятственном,
беспрерывном,
волшебном
удовлетворении
всех
возникающих
у
него
потребностей. Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять,
чтобы научиться полагаться на собственные силы.
Правило 6.
Внимательно рассмотрите, кто на листке расположен выше, а кто -ниже. Наиболее высоко
на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в
семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.
Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.
Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра,
значит, в сознании ребенка именно они "управляют" остальными членами семьи.
Правило 7.
Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией
психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он
и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает
как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.
Правило 8.
Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный
момент низкая самооценка.
Правило 9.
Персонажи,
непосредственно
соприкасающиеся
друг
с
другом
на
рисунке,
например,
руками,
пребывают
в
столь
же
тесном
психологическом
контакте.
Персонажи,
не
соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.
Правило 10.
Персонаж
или
предмет,
вызывающий
у
автора
рисунка
наибольшую
тревожность,
изображается либо усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур
обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой дрожащей
линией.
Ребенок
как
бы
не
решается
его
изобразить.
Рекомендуем
вам
использовать
для
рисования
карандаши
(так
лучше
виден
нажим),
бумагу
без
линеек
и
клеток
Правила
интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.
Правило 11.
Голова - важная и самая ценная часть тела. Ум, смелость - в голове. Самым умным членом
своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой. Глаза- не
только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы
ими плакать. Плач - это первый естественный способ выражения эмоций ребенка. Поэтому глаза -
орган
выражения
печали
и
просьбы
об
эмоциональной
поддержке.
Персонажи
с
большими
расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие,
чтобы им помогли.
Правило 12.
Уши - "орган" восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонажи с
самыми
большими
ушами
должны
больше
всех
слушаться
окружающих.
Персонаж,
изображенный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует все, что о нем говорят.
Правило 13.
Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? И только? Еще для того, чтобы выражать
агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот - это еще и "орган" нападения.
Персонаж с большим или заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы
(необязательно только через крик). Если рта либо вообще нет, либо он изображен точечкой или
черточкой - это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на
других.
Правило 14.
Шея - символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами.
Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами.
Если на рисунке у ребенка отсутствует шея, то ему кажется, что взрослые требуют от него
большей способности держать себя в руках, сдерживать эмоции. А вот у взрослых персонажей
шея чаще всего есть - им можно не сдерживать себя, они могут делать, что хотят, они, по мнению
ребенка, уже воспитаны.
Думающий так ребенок хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные
поступки именного тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды).
Правило 15.
Функция рук- цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и
предметами, т.е. быть способным что-то делать, менять.
Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть
сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке - в сфере общения с близкими, в семье,
если на правой - в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.). Если пальцев
меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
Чем
более
значительным
и
могущественным
ребенок
воспринимает
персонаж,
тем
больше у него руки.
Правило 16.
Ноги - для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для
опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже
и уверенней персонаж стоит на земле.
Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая - в мире близких
эмоциональных контактов.
Ноги "повисшие в воздухе", по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в
жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию
по самой нижней точке ног. И вы увидите у кого опора тверже.
Правило 17.
Солнце на рисунке - символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между
ребенком и Солнцем - это то, что мешает ему ощущать себя защищенным, пользоваться энергией
и теплом.
Изображение
большого
числа
мелких
предметов
-
фиксация
на
правилах,
порядке,
склонность
к
сдерживанию
в
себе
эмоций.
Изображение
большого
числа
закрытых
деталей
(шкафы,
пуговицы,
окна)
символизирует
для
ребенка
запреты,
тайны,
до
которых
он
не
допускается.
Правил, приведенных известным психологом В.К.Лосевой, которые рекомендуются для
интерпретаций
рисунка
семьи,
достаточно
для
того,
чтобы
вы
могли
открыть
для
себя
неожиданные стороны жизни вашей семьи, замечаемые вашим ребенком.
4. Рефлексия собрания.
Уважаемые родители! Напишите, пожалуйста, ваши отзывы о родительском
собрании
А в конце нашего собрания хочется каждому из Вас вручить «Письмо-
обращение детей разных времен и народов к своим родителям».
Письмо-обращение детей разных времен и народов к
своим родителям
Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто
проверяю вас.
Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет
мне знать меру и место.
Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это
все, что имеет значение. С большой готовностью я восприму ваше руководство мной.
Не будьте непоследовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет «выйти сухим из
воды» во всех возможных случаях.
Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас.
В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том,
что вы сделали по отношению ко мне.
Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя
вести так, как будто я — «центр Вселенной».
Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это
произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать
лишь наедине, без посторонних.
Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если
услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место
здравому смыслу.
Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, — это преступление. Я должен
научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы
как-то защититься.
Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не
смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить,
но на это надо время.
Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю
врать.
Не забудьте, что я развиваюсь, а значит, экспериментирую. Таким образом, я учусь.
Примиритесь, пожалуйста, с этим. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне
необходимо учиться на собственном опыте.
Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать
удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном
случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию
там, где мне ее предлагают.
Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя
ваше внимание.
Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства. Ваше
честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно
теплые чувства.
Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть
достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит
побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я
действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня
это знаете.
Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже очень хочу быть вашим
лучшим другом.
Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро
каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся к вам сторицей. Помните, что у вас есть
самое великое чудо на свете.
Это чудо я, ВАШ РЕБЕНОК.