Напоминание

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обучающихся как актуальная педагогическая проблема


Автор: Киян Татьяна Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Воздвиженка
Населённый пункт: Уссурийский городской округ
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обучающихся как актуальная педагогическая проблема
Раздел: среднее образование





Назад




«Формирование коммуникативных учебных действий, обучающихся как

актуальная педагогическая проблема»

Учитель

географии

МБОУ

СОШ

с.Воздвиженка

Уссурийского

городского округа.

Общение в подростковом возрасте выходит на ведущий уровень, именно

этот

возраст

считается

«особо

благоприятным

периодом

для

развития

коммуникативной

компетенции.

В

этот

период

происходит

активное

установление дружеских контактов, интерес к сверстникам становиться очень

высоким, устанавливаются разнообразные формы совместной деятельности

школьников»

На

коммуникативную

компетентность

влияет

«теоретическое

мышление

подростков:

умение

рассуждать,

делать

обобщения

и

выводы,

вскрывать

причинно-следственные

связи,

строить

доказательства,

спорить,

самостоятельно

творчески

активно

мыслить

и

управлять

своей

речемыслительной деятельностью – все это основные линии качественного

изменения в коммуникативной деятельности личности подростка» .

Именно в основной школе происходит формирование таких базовых умений

и качеств как «умение слушать и слышать, учет особенности собеседника,

открытость

и

способность

к

самораскрытию,

умение

договариваться

и

сотрудничать.

Это

происходит

по

мере

обретения

опыта

общения,

совместной

деятельности,

учебного

сотрудничества

и

дружеских

отношений».

В

подростковом

возрасте

обучающиеся

научаются

«весьма

успешно учитывать и даже предвидят разные возможные мнения других

людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. Не

мало важное, что в контексте сравнения, обучающиеся данного возраста,

учатся доказывать и обосновывать собственное мнение»

Исследования Д.И. Фельдштейна показывают, что «важно тщательно

проанализировать

изменения

в

развитии

сознания,

самосознания

детей,

раскрыв особенности восприятия, памяти, мышления современного ребенка,

выявив характер и последствия изменяющихся мозговых структур, личность

подростка

получает

развитие

в

системе

обширной,

многоплановой,

социально признаваемой и социально одобренной деятельности»

В итоге к началу средней ступени обучения коммуникативные действия

направлены на учет позиции собеседника, приобретают существенно более

глубокий

характер:

обучающиеся

способны

понимать

возможность

различных

оснований

разных

людей)

для

оценки

одного

и

того

же

предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности

оценок

или

выбора,

совершаемого

людьми.

Вместе

с

преобладание

эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремление и

желание окружающих, их внутренний мир в целом.

В общей системе универсальных учебных действий универсальные

учебные

действия

коммуникативного

блока

занимают

особое

место.

Во-

первых,

главной

в

активной

мыслительной

деятельности

обучающихся

является

способность

верно

воспринимать

информацию

и

передавать

ее

другим. От качества коммуникации, от способности обучающегося работать

с

разными

видами

текстов

зависит

его

успеваемость

обучения.

Следовательно, формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно

стать первостепенной задачей каждого учителя-предметника.

Во-вторых, данные умения особенно существенными становятся в условиях

организации разных видов сотрудничества между обучающимися, без чего

невозможно

сформировать

личностные,

регулятивные

и

с ам и

коммуникативные умения. Обучающийся готовится сотрудничать в социуме,

приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном

обсуждении

проблем,

обосновывать

собственные

высказывания,

точно

формулировать свои идеи, принимать мнения других людей. Это требует от

обучающихся

умений

взаимодействовать,

организовывать

собственную

деятельность и деятельность других.

Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются школьники,

рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф.

Кумариной,

Р.В.

Овчаровой,

И.Н.

Садовниковой

и

других.

В

классах

увеличивается

число

обучающихся

с

низкой

общительно стью,

застенчивостью,

не

способностью

работать

в

группе,

не

умением

договариваться.

Как

показывают

исследования,

И.А.

Гришанова

многие

обучающиеся предпочитают работать индивидуально, не учитывая позиции

другого,

некоторые

ребята

испытывают

трудности

в

умение

чётко

и

грамотно формулировать свои идеи в соответствии с задачами и условиями

коммуникации. В числе способов преодоления разнообразных трудностей

учения

исследователи

называют

специальную

организацию

общения

школьников.

Данной

проблемой

занимались

Ш.А.

Амонашвили,

А.Г.

Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и

другие.

В современной психологии обучения и образования происходит сближение

представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода

(Ж.Пиаже,

А.Перре-Клермон)

в

вопросе

о

роли

самого

обучающего

в

учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой

достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом

виде,

а

строится

самим

обучающимся

в

процессе

познавательной

исследовательской деятельности.

В итоге формируются коммуникативные умения:

- слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

- самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

-

выражать

свои

мысли

в

письменной

форме

точно,

компактно,

без

искажения;

- выражать свои мысли в устной форме точно, компактно, без искажения.

- работать в сотрудничестве.

К

коммуникативным

УУД

относятся:

«умение

вступать

в

учебный

диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая

правила

речевого

поведения;

задавать

вопросы,

слушать

и

отвечать

на

вопросы

других,

формулировать

собственные

мысли,

высказывать

и

обосновывать

свою

точку

зрения;

строить

небольшие

монологические

высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих

группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные

действия могут быть разделены на три группы»:

-

коммуникация

как

взаимодействие

(коммуникативные

действия,

направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

-

коммуникация

как

кооперация,

сотрудничество

(содержательное

ядро

согласование усилий по достижению общей цели);

-

коммуникация

как

условие

интериоризации

(коммуникативно-речевые

действия,

служащие

средством

передачи

информации

другим

людям

и

становления рефлексии)

Рассмотрим данные группы подробнее. Так первая группа (коммуникация как

взаимодействие) включает в себя такие аспекты как:

-

понимание

возможности

различных

позиций

и

точек

зрения,

не

совпадающих с собственной;

-

готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей

(групповой)позиции;

-

умение

устанавливать

и

сравнивать

разные

точки

зрения,

прежде

чем

принимать решения и делать выводы;

-умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою

позицию невраждебным для оппонентов образом.

Необходимо отметить, что детям свойственно бессознательно приписывать

свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники.

Поэтому

одной

из

важных

задач

при

формировании

коммуникативных

учебных действий на данном этапе является преодоление эгоцентрической

позиции в межличностных и пространственных отношениях.

По мнению А.Г.Асмолова общение с партнерами по совместной деятельности

или обмену информацией опирается на:

- умение слушать и слышать друг друга;

-

умение

с

достаточно

полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли

в

соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;

- готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,

- умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении

проблем,

владение

монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Важнейшим критерием усвоения коммуникативных универсальных учебных

действий

является

процесс

интериоризации

(по следовательно е

преобразование действия от внешней формы к внутренней через речевые

формы). Чем больше возможности у ребенка в ходе экскурсии проговорить

последовательность выполнения действий, тем эффективнее будет для него

интериоризация, то есть сворачивание внешнего действия во внутреннее

личностное понимание. Ведущее значение приобретает регулирующая речь

(осмысленное

высказывание

на

основе

собственного

произвольного

решения).

Вторую

большую

группу

коммуникативных

универсальных

учебных

действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством

передачи информации другим людям:

-

коммуникативные

речевые

действия,

служащие

средством

передачи

информации

другим

людям,

способствующие

осознанию

и

усвоению

содержания;

- способность строить понятные для партнера высказывания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера

по деятельности;

- речевое планирование и регулирование своих действий;

- рефлексия своих действий.

Как отмечает Лисина М.И., в основной школе «дети должны уметь строить

понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а

что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые

сведения от партнера по деятельности. В 10-11 лет дети должны уметь

выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также

передавать

(сообщать)

их

партнеру.

Как

отмечает

В.В.Рубцов

«коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения

участвовать в диалоге и строить монологические высказывания, оформлять

диалогическое

высказывание

в

соответствии

с

требованиями

речевого

этикета» включают в себя:

- умения различать особенности диалогической и монологической речи;

-

описывать

объект:

передавать

его

внешние

характеристики,

используя

выразительные средства языка;

- характеризовать качества, признаки объекта;

- выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с

поставленной целью;

- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать»

логику повествования, приводить убедительные доказательства;

- писать сообщения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию,

полученную в ходе экскурсии»

Как отмечает Асмолов А.Г.: «Третью большую группу коммуникативных

универсальных

учебных

действий

образуют

действия,

направленные

на

кооперацию, сотрудничество»:

-

коммуникативные

действия,

направленные

на

согласование

усилий

по

достижению

общей

цели;

на

организацию

и

осуществление

совместной

деятельности;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение аргументировать, убеждать и уступать;

-

способность

сохранять

доброжелательное

отношение

друг

к

другу

в

ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания .

Анализируя исследования Цукерман Г.А. можно отметить, что «в условиях

специально

организуемого

учебного

сотрудничества

формирование

коммуникативных

действий

происходит

более

интенсивно

(т.е.

в

более

ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре»

В

настоящее

время

учебное

сотрудничество

в

деятельности

детей

проявляется

плохо.

«Многие

дети

обнаруживают

ярко

выраженные

индивидуалистические,

«антикооперативные»

тенденции,

склонность

работать, не обращая внимания на партнера. Поэтому приобретение навыков

социального

взаимодействия

с

группой

сверстников

и

умение

заводить

друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном

этапе» .

Изучая динамику коллективных взаимодействий, приходим к выводу, что

учебное сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится

как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых

обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Экскурсионная деятельность – деятельность, в результате которой можно

успешно

организовывать

групповое

сотрудничество

обучающихся.

От

навыков конструктивного общения, приобретенных в школьном возрасте, во

многом зависит благополучие личностного развития подростка.

Естественно,

что

в

условиях

специально

организуемого

учебного

сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более

интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре.

Как

отмечает

Тюрикова

С.А.:

коммуникативные

универсальные

учебные

действия, отражающие умения работать в группе - это:

-

умение

договариваться,

находить

общее

решение

практической

задачи

(приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных

обстоятельствах (конфликт интересов);

-

способность

сохранять

доброжелательное

отношение

друг

к

другу

в

ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов

выяснять недостающую информацию;

- умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,

умение и убеждать, и уступать;

- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,

а

также

осуществлять

взаимный

контроль

и

взаимную

помощь

по

ходу

выполнения задания

В

своём

исследовании

мы

решили

взять

за

основу

точку

зрения

А.Г.

Асмолова,

который

рассматривает

коммуникативные

универсальные

действия с трёх позиций:

1. «Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности

или обмен информацией (коммуникация – как взаимодействие) – это умение:

- слушать и слышать друг друга;

-

умение

с

достаточно

полнотой

и

точностью

выражать

свои

мысли

в

соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации

своей позиции;

- умение представлять конкретное содержание, сообщать в письменной и

устной форме;

- готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

-умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении

проблем,

владение

монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии

с

грамматическими

и

синтаксическими

нормами

родного

языка»

2.

«Способность

действовать

с

учетом

позиции

другого

и

уметь

согласовать

свои

действия

(Коммуникация-как

интериоризация)

предполагает:

-понимание

возможности

различных

позиций

и

точек

зрения,

не

совпадающих с собственной;

- готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей

(групповой)позиции;

-

умение

устанавливать

и

сравнивать

разные

точки

зрения,

прежде

чем

принимать решения и делать выводы;

- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою

позицию невраждебным для оппонентов образом.

3. «Работа в группе-коммуникация как сотрудничество (включая ситуации

учебного

сотрудничества

и

проектные

формы

работы)

это

умение

устанавливать

рабочее

отношение,

эффективно

сотрудничать

и

способствовать продуктивной кооперации;

-

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное

взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- обеспечить бесконфликтную совместную работу в группе;

- переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как

задачу через анализ её условий .

Полагаем, что каждый критерий следует оценивать по целому ряду

показателей.

Первый

критерий

общение

и

взаимодействие

с

партнёрами

по

совместной

деятельности

или

обмен

информацией

(коммуникация

взаимодействия) соответствует следующим показателям:

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие,

что он знает и видит, а что нет;

- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые

сведения от партнера по деятельности;

Второй критерий – способность действовать с учетом позиции другого и

уметь согласовать свои действия (коммуникация

согласования), возможно,

оценивать по следующим показателям:

- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление

эгоцентризма),

ориентация

на

позиции

других

людей,

отличные

от

собственной;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Третий

критерий

-

работа

в

группе

(включая

ситуации

учебного

сотрудничества

и

проектные

формы

работы),

соответствует

следующим

показателям:

-интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное

взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

-обеспечить

бесконфликтную

совместную

работу

в

группе,

переводить

конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через

анализ её условий.

Анализируя научную литературу, мы пришли к выводу, что коммуникативные

УУД

обладают

значительным

потенциалом

для

саморазвития

школьника,

проявляющимся в следующих аспектах:

обучающий:

владение

диалогической

и

монологической

формами

речи

согласно

грамматическим

и

синтаксическим

нормам

языка;

обеспечение

обменом знаний между членами коллектива для принятия результативных

общих

решений;

умение

с

помощью

вопросов

получать

нужную

информацию;

работа

с

информацией;

способность

излагать

собственные

мысли в устной и письменной форме; осознанное чтение;

развивающий:

предвидение

разных

вероятных

мнений

других

людей;

развитие способности к самосознанию и рефлексии;

воспитательный:

формирование

критичности;

способность

взять

инициативу на себя в организации коллективного действия; уважительное

отношение к партнерам, внимание к личности другого; готовность адекватно

реагировать

на

нужды

других;

стремление

устанавливать

доверительные

отношения и достигать взаимопонимания; взаимопомощь в ходе выполнения

задания;

социальный:

понимание

возможности

существования

различных

мнений, не совпадающих с личной; формулирование цели и ролей

участников,

методов

сотрудничества;

готовность

к

рассмотрению

различных

точек

зрения

и выработке общей (коллективной) позиции;

умение обосновывать свое мнение, спорить и бесконфликтно защищать свое

мнение;

способность

организовывать

деловые

отношения;

создание

результативного сотрудничества с ровесниками и взрослыми; обеспечение

бесконфликтной коллективной работы в команде.

Возможно сти

внеурочной

деятельно сти

в

ф о рми р о ва н и и

коммуникативных

учебных

действий

обучающихся

безграничны.

Только

обязательно необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом,

чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической

разгрузке

ребенка,

обеспечивал

формирование

универсальных

учебных

действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору

мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение

п л а н и р у е м ы х

р е зул ьт ат о в

Ф е д е р а л ь н о го

г о с уд а р с т в е н н о г о

общеобразовательного стандарта основного общего образования.



В раздел образования