Автор: Лапшин Сергей Владимирович
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ "СШ №29"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологии и приёмы формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС"
Раздел: полное образование
«Технологии и приёмы формирование метапредметных
компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС»
подготовил: Лапшин Сергей Владимирович
преподаватель-организатор ОБЖ,
МБОУ «СШ № 29»
г. Норильск, Красноярского края
г. Норильск
1
Введение. Актуальность проблемы.
Современное состояние общества, тенденции его развития остро ставят
вопрос об изменениях в школьном образовании. Целью обучения становится
целостное развитие личности, то есть. наиболее полное развитие заложенных
в ней активно – творческих возможностей, её интеллектуально – нравственной
свободы. Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятель-
ного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций,
включая умение учиться.
Жак Делор (французский политический деятель) определил следую-
щее: «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать,
научиться
делать, научиться жить вместе, научиться
быть». «Образование:
скрытое сокровище».
Рассмотрим, что включают в себя эти 4 столпа:
1-й столп: Учиться знать - обучающийся ежедневно конструирует свое
собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
2-й столп: Учиться делать - фокусируется на практическом примене-
нии изученного.
3-й столп: Учиться жить вместе - актуализирует умения отказаться
от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать
себя, свою семью и свое сообщество.
4-й столп: Учиться быть - акцентирует умения необходимые индивиду
развивать свой потенциал.
Реализовать
4
столпа
нам
позволит
новый
стандарт
образования
–
ФГОС. Здесь необходимо разобраться, чем отличается традиционная форма
усвоения знаний учащихся от усвоения знаний при системно-деятельностном
подходе.
Краткий ответ на этот вопрос дал нам ещё в 20 веке английский писа-
тель Бернард Шоу:
«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятель-
ность».
Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных
учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» опре-
деляют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Одно из основных положений ФГОС – формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к самораз-
витию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, ак-
тивного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения опре-
деляется многообразием и характером видов универсальных действий. Требо-
вания к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах
освоения учебных программ.
Не менее важно знать и понимать, что такое система требований ФГОС.
2
Система требований ФГОС:
Требования к результатам освоения основной образовательной програм-
мы;
Требования к структуре основной образовательной программы;
Требования к условиям реализации основной образовательной програм-
мы.
Таким образом, сегодня жизненно необходимо делать упор не на пас-
сивное заучивание информации, а на активное вхождение в проблему, требую-
щее креативных решений. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам
задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жиз-
ни. Наметился переход от обучения, как передачи системы знаний учителем
ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к активному взаимодей-
ствию с учителем и друг с другом. Признание активной роли учащегося в уче-
нии приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия уче-
ника с учителем и одноклассниками. Учение больше не рассматривается как
простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер со-
трудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения зна-
ниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотруд-
ничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую
актуальность задаче формирования УУД: коммуникативных, познавательных,
личностных и регулятивных.
Для того, чтобы реализация систем требований ФГОС была ещё более
эффективной, необходимо рассмотреть
отличительные особенности компе-
тентностного и системно-деятельностного подходов в образовании
Что такое компетенция и компетентность?
Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традици-
онных понятий ЗУН. Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она
предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельно-
сти) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность
личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самосто-
ятельность, волевые качества. «Компетентность» – это владение, обладание
человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отноше-
ние к ней и предмету деятельности. Чтобы характеризовать многоаспектную
деятельность личности в настоящее время предлагается следующая типология
образовательных компетенций:
· ключевые – определяющие компетенции, соответствующие услови-
ям реализации, которые являются универсальными;
·
межпредметные – относящиеся к определенному кругу учебных
предметов и образовательных областей;
·
предметные – формирующиеся в рамках конкретных учебных
предметов.
Совет Европы определил следующие группы ключевых компетенций,
которыми школа должна вооружить молодежь:
3
· познавательная компетенция;
· социальная компетенция;
· коммуникативная компетенция;
· информационная компетенция.
Компетенции проявляются в действии. Какой же набор действий позво-
ляет нам судить о сформированности ключевых компетенций?
Можно выделить следующие действия:
И
зучать:
· уметь извлекать пользу из опыта;
· организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
· организовывать собственные приѐмы обучения;
· уметь решать проблемы;
· самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
· запрашивать различные базы данных;
· опрашивать окружение;
· получать информацию;
· уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
· организовывать связи прошлых и настоящих событий;
· критически относиться к тому или иному явлению;
· умение противостоять трудностям;
· занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;
· оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблени-
ем и окружающей средой;
· уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
· уметь работать и сотрудничать в группе;
принимать решения;
· улаживать разногласия и конфликты;
· уметь договариваться;
· уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
· включаться в проект;
· нести ответственность за порученное дело;
· войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;
· доказать солидарность с коллективом;
· уметь организовать свою работу;
· уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
4
Адаптироваться:
· уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
· доказать гибкость к изменениям;
· стойкость перед трудностями.
Наша цель как преподавателей ОБЖ - научить детей жить в сложных
условиях современного мира, беречь свою жизнь и жизнь окружающих людей,
активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на
основе приобретения субъективно новых знаний. Эта цель конкретизируется
в следующих задачах:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и форму-
лировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирая наи-
более эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуще-
ствлять самоконтроль, корректировать свои действия в соответствии с изменя-
ющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения, владеть основами самоконтроля, самооценки;
5) умение определять понятия, устанавливать аналогии, самостоятельно выби-
рать критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные свя-
зи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе учета ин-
тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
8) формирование и развитие компетентности в области использования инфор-
мационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
9) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
II. Основная часть.
Технологии и приёмы на уроках ОБЖ
Деятельностные технологии в обучении на всех ступенях общего образования:
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – об-
щение);
5
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач,
практически значимых для изучения окружающего мира);
Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе че-
рез предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специа-
лизированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на
предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учеб-
ных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими си-
туациями, как:
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует опера-
тивного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения
по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается
в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, пред-
ставленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информа-
цию для нахождения более простого способа её решения);
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым
решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг,
возможно, проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Коллективные формы работы (групповая работа).
Большие возможности для развития УУД дает групповая работа. Можно
выделить следующие преимущества совместной работы:
-
возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;
-
на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени,
чем при фронтальном обучении;
-
уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число
учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);
-
снижается школьная тревожность;
-
возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;
-
возрастает сплоченность класса;
-
меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают луч-
ше понимать друг друга и самих себя;
-
растет самокритичность;
-
ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точ-
но оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
-
дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к
труду учителя;
-
дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответ-
ственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других лю-
дей;
-
учитель получает возможность реально осуществлять дифференциро-
ванный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности,
6
темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать
группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».
Урок-дебаты, дискуссии - это наиболее интересная форма работы
на современном этапе. На таком уроке можно проследить за уровнем самосто-
ятельной научно-поисковой работы учащихся, умением использовать материал
в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы де-
баты прошли интересно необходимо найти такую тему, где нет однозначной
оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мне-
ния.
Удачными могут получиться уроки-дебаты при изучении темы:
«Правила использования факторов окружающей среды для закаливания орга-
низма. За и против»;
«Вредные привычки и их социальные последствия. Меры профилактики алко-
голизма, курения, наркомании, токсикомании – задача государства или каж-
дого?»;
«Военная
служба
—
особый
вид
государственной
федеральной
службы.
Почётный долг или повинность?» и т.д.
Даная форма работы стимулирует формирование всех видов УУД, в
первую очередь
коммуникативных УУД, так как направлена на развитие
способностей к согласованию действий с учетом позиций других. Это же мож-
но продолжить на уроках с элементами ролевых игр.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода в обу-
чении и воспитании на уроках ОБЖ.
Программа курса ОБЖ предназначена для того, чтобы с раннего дет-
ства научить и подготовить человека избегать экстремальные ситуации, а если
они случились – найти вовремя правильное решение. Поэтому перед нами,
учителями ОБЖ, стоит задача использовать в работе наиболее эффективные
практико-ориентированные методы и информационно-образовательные техно-
логии. Для реализации этих задач необходимо внедрение системно-деятель-
ностного подхода в образовательный процесс.
Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не толь-
ко предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результа-
ты обучения. Основой внедрения ФГОС является технология деятельностно-
го метода, которая предусматривает смену целей урока: уход от триединой
цели к двум новым целям: содержательная цель и деятельностная цель.
Для этого нам необходимо перейти на
другую типологию уроков, со-
гласно дидактической системе деятельностного метода:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Ориентируясь и выстраивая уроки с опорой по системно-деятельностно-
му методу, необходимо применять и другие приемы, и виды работ с учащими-
ся.
Например, для самостоятельной и дифференцированной работы учащих-
ся я использую работу с различными карточками. Задания направляю на акти-
7
визацию мыслительных процессов учащихся на уровне логического и творче-
ского мышления.
Много внимания уделяю организации творческой самостоятельной работе, ко-
торая позволяет учащимся получать принципиально новые знания, закреплять
навыки самостоятельного поиска знаний. Самостоятельная работа соответ-
ствует возможностям ученика, уровню сложности задания, содержанию рабо-
ты, форме ее выполнения, вызывающей интерес у учащихся, желание эту ра-
боту сделать.
Для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб пред-
метным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы
позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные
компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если
работа по формирование УУД на уроках будут составлены на основе материа-
ла по ОБЖ.
Заключение.
Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего харак-
тера:
1 . УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и
развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с дру-
гими
видами
учебных
действий
и
общей
логикой
возрастного
развития.
2. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познаватель-
ных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно - воз-
растного
развития
личностной
и
познавательной
сфер
р е б ё н к а .
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполага-
ет полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступа-
ет существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися
предметных и метапредметных знаний и умений, формирования компетенций,
ценностно-смысловых
оснований
личностного
морального
выбора.
4. Формирование УУД способствует индивидуализации обучения, нацеленно-
сти учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, за-
ранее планируемых учителем результатов.
5.
В
образовательной
практике
происходит переход к активному решению
проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных
учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных
ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знания-
ми, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
Заложенные
в
ФГОС
основы
формирования
УУД
подчёркивают
ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь
принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и
безопасную социальную включённость в жизнь общества. В условиях модер-
низации образования, когда целью обучения становится целостное развитие
личности, когда от учащихся требуются не только глубокие знания, но и уме-
ние в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать
их для проектирования собственной деятельности УУД обеспечивают овладе-
ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
8
Используя системно-деятельностный подход:
Вы - блестящий учитель,
у вас прекрасные ученики!
Идя на урок, помните об этом:
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ученика от собственного опыта к общественному;
Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй ученика.
Своё выступление хочу закончить японской пословицей:
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;
а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни».
Давайте научим ловить рыбу наших учеников, и пусть они этим навыком
пользуются в своей жизни!
9