Напоминание

"Технологии и приёмы формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС"


Автор: Лапшин Сергей Владимирович
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ "СШ №29"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологии и приёмы формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС"
Раздел: полное образование





Назад




«Технологии и приёмы формирование метапредметных

компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС»

подготовил: Лапшин Сергей Владимирович

преподаватель-организатор ОБЖ,

МБОУ «СШ № 29»

г. Норильск, Красноярского края

г. Норильск

1

Введение. Актуальность проблемы.

Современное состояние общества, тенденции его развития остро ставят

вопрос об изменениях в школьном образовании. Целью обучения становится

целостное развитие личности, то есть. наиболее полное развитие заложенных

в ней активно – творческих возможностей, её интеллектуально – нравственной

свободы. Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятель-

ного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций,

включая умение учиться.

Жак Делор (французский политический деятель) определил следую-

щее: «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать,

научиться

делать, научиться жить вместе, научиться

быть». «Образование:

скрытое сокровище».

Рассмотрим, что включают в себя эти 4 столпа:

1-й столп: Учиться знать - обучающийся ежедневно конструирует свое

собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.

2-й столп: Учиться делать - фокусируется на практическом примене-

нии изученного.

3-й столп: Учиться жить вместе - актуализирует умения отказаться

от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать

себя, свою семью и свое сообщество.

4-й столп: Учиться быть - акцентирует умения необходимые индивиду

развивать свой потенциал.

Реализовать

4

столпа

нам

позволит

новый

стандарт

образования

ФГОС. Здесь необходимо разобраться, чем отличается традиционная форма

усвоения знаний учащихся от усвоения знаний при системно-деятельностном

подходе.

Краткий ответ на этот вопрос дал нам ещё в 20 веке английский писа-

тель Бернард Шоу:

«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятель-

ность».

Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных

учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» опре-

деляют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Одно из основных положений ФГОС – формирование универсальных

учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к самораз-

витию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, ак-

тивного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения опре-

деляется многообразием и характером видов универсальных действий. Требо-

вания к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах

освоения учебных программ.

Не менее важно знать и понимать, что такое система требований ФГОС.

2

Система требований ФГОС:

Требования к результатам освоения основной образовательной програм-

мы;

Требования к структуре основной образовательной программы;

Требования к условиям реализации основной образовательной програм-

мы.

Таким образом, сегодня жизненно необходимо делать упор не на пас-

сивное заучивание информации, а на активное вхождение в проблему, требую-

щее креативных решений. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам

задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жиз-

ни. Наметился переход от обучения, как передачи системы знаний учителем

ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к активному взаимодей-

ствию с учителем и друг с другом. Признание активной роли учащегося в уче-

нии приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия уче-

ника с учителем и одноклассниками. Учение больше не рассматривается как

простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер со-

трудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения зна-

ниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотруд-

ничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую

актуальность задаче формирования УУД: коммуникативных, познавательных,

личностных и регулятивных.

Для того, чтобы реализация систем требований ФГОС была ещё более

эффективной, необходимо рассмотреть

отличительные особенности компе-

тентностного и системно-деятельностного подходов в образовании

Что такое компетенция и компетентность?

Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традици-

онных понятий ЗУН. Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она

предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельно-

сти) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность

личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самосто-

ятельность, волевые качества. «Компетентность» – это владение, обладание

человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отноше-

ние к ней и предмету деятельности. Чтобы характеризовать многоаспектную

деятельность личности в настоящее время предлагается следующая типология

образовательных компетенций:

· ключевые – определяющие компетенции, соответствующие услови-

ям реализации, которые являются универсальными;

·

межпредметные – относящиеся к определенному кругу учебных

предметов и образовательных областей;

·

предметные – формирующиеся в рамках конкретных учебных

предметов.

Совет Европы определил следующие группы ключевых компетенций,

которыми школа должна вооружить молодежь:

3

· познавательная компетенция;

· социальная компетенция;

· коммуникативная компетенция;

· информационная компетенция.

Компетенции проявляются в действии. Какой же набор действий позво-

ляет нам судить о сформированности ключевых компетенций?

Можно выделить следующие действия:

И

зучать:

· уметь извлекать пользу из опыта;

· организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

· организовывать собственные приѐмы обучения;

· уметь решать проблемы;

· самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

· запрашивать различные базы данных;

· опрашивать окружение;

· получать информацию;

· уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

· организовывать связи прошлых и настоящих событий;

· критически относиться к тому или иному явлению;

· умение противостоять трудностям;

· занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;

· оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблени-

ем и окружающей средой;

· уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

· уметь работать и сотрудничать в группе;

принимать решения;

· улаживать разногласия и конфликты;

· уметь договариваться;

· уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

· включаться в проект;

· нести ответственность за порученное дело;

· войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;

· доказать солидарность с коллективом;

· уметь организовать свою работу;

· уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

4

Адаптироваться:

· уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

· доказать гибкость к изменениям;

· стойкость перед трудностями.

Наша цель как преподавателей ОБЖ - научить детей жить в сложных

условиях современного мира, беречь свою жизнь и жизнь окружающих людей,

активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на

основе приобретения субъективно новых знаний. Эта цель конкретизируется

в следующих задачах:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и форму-

лировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирая наи-

более эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуще-

ствлять самоконтроль, корректировать свои действия в соответствии с изменя-

ющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения, владеть основами самоконтроля, самооценки;

5) умение определять понятия, устанавливать аналогии, самостоятельно выби-

рать критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные свя-

зи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество; работать индивидуально и

в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе учета ин-

тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

8) формирование и развитие компетентности в области использования инфор-

мационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

9) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его

в познавательной, коммуникативной, социальной практике.

II. Основная часть.

Технологии и приёмы на уроках ОБЖ

Деятельностные технологии в обучении на всех ступенях общего образования:

Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – об-

щение);

5

Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач,

практически значимых для изучения окружающего мира);

Технология, основанная на реализации проектной деятельности.

Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе че-

рез предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специа-

лизированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на

предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учеб-

ных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими си-

туациями, как:

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует опера-

тивного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения

по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается

в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, пред-

ставленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информа-

цию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым

решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг,

возможно, проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Коллективные формы работы (групповая работа).

Большие возможности для развития УУД дает групповая работа. Можно

выделить следующие преимущества совместной работы:

-

возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

-

на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени,

чем при фронтальном обучении;

-

уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число

учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

-

снижается школьная тревожность;

-

возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность

учащихся;

-

возрастает сплоченность класса;

-

меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают луч-

ше понимать друг друга и самих себя;

-

растет самокритичность;

-

ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точ-

но оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

-

дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к

труду учителя;

-

дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответ-

ственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других лю-

дей;

-

учитель получает возможность реально осуществлять дифференциро-

ванный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности,

6

темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать

группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».

Урок-дебаты, дискуссии - это наиболее интересная форма работы

на современном этапе. На таком уроке можно проследить за уровнем самосто-

ятельной научно-поисковой работы учащихся, умением использовать материал

в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы де-

баты прошли интересно необходимо найти такую тему, где нет однозначной

оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мне-

ния.

Удачными могут получиться уроки-дебаты при изучении темы:

«Правила использования факторов окружающей среды для закаливания орга-

низма. За и против»;

«Вредные привычки и их социальные последствия. Меры профилактики алко-

голизма, курения, наркомании, токсикомании – задача государства или каж-

дого?»;

«Военная

служба

особый

вид

государственной

федеральной

службы.

Почётный долг или повинность?» и т.д.

Даная форма работы стимулирует формирование всех видов УУД, в

первую очередь

коммуникативных УУД, так как направлена на развитие

способностей к согласованию действий с учетом позиций других. Это же мож-

но продолжить на уроках с элементами ролевых игр.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода в обу-

чении и воспитании на уроках ОБЖ.

Программа курса ОБЖ предназначена для того, чтобы с раннего дет-

ства научить и подготовить человека избегать экстремальные ситуации, а если

они случились – найти вовремя правильное решение. Поэтому перед нами,

учителями ОБЖ, стоит задача использовать в работе наиболее эффективные

практико-ориентированные методы и информационно-образовательные техно-

логии. Для реализации этих задач необходимо внедрение системно-деятель-

ностного подхода в образовательный процесс.

Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не толь-

ко предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результа-

ты обучения. Основой внедрения ФГОС является технология деятельностно-

го метода, которая предусматривает смену целей урока: уход от триединой

цели к двум новым целям: содержательная цель и деятельностная цель.

Для этого нам необходимо перейти на

другую типологию уроков, со-

гласно дидактической системе деятельностного метода:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Ориентируясь и выстраивая уроки с опорой по системно-деятельностно-

му методу, необходимо применять и другие приемы, и виды работ с учащими-

ся.

Например, для самостоятельной и дифференцированной работы учащих-

ся я использую работу с различными карточками. Задания направляю на акти-

7

визацию мыслительных процессов учащихся на уровне логического и творче-

ского мышления.

Много внимания уделяю организации творческой самостоятельной работе, ко-

торая позволяет учащимся получать принципиально новые знания, закреплять

навыки самостоятельного поиска знаний. Самостоятельная работа соответ-

ствует возможностям ученика, уровню сложности задания, содержанию рабо-

ты, форме ее выполнения, вызывающей интерес у учащихся, желание эту ра-

боту сделать.

Для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб пред-

метным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы

позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные

компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если

работа по формирование УУД на уроках будут составлены на основе материа-

ла по ОБЖ.

Заключение.

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего харак-

тера:

1 . УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и

развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с дру-

гими

видами

учебных

действий

и

общей

логикой

возрастного

развития.

2. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познаватель-

ных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно - воз-

растного

развития

личностной

и

познавательной

сфер

р е б ё н к а .

3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполага-

ет полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступа-

ет существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися

предметных и метапредметных знаний и умений, формирования компетенций,

ценностно-смысловых

оснований

личностного

морального

выбора.

4. Формирование УУД способствует индивидуализации обучения, нацеленно-

сти учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, за-

ранее планируемых учителем результатов.

5.

В

образовательной

практике

происходит переход к активному решению

проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных

учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных

ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знания-

ми, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Заложенные

в

ФГОС

основы

формирования

УУД

подчёркивают

ценность современного образования школа должна побуждать молодёжь

принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и

безопасную социальную включённость в жизнь общества. В условиях модер-

низации образования, когда целью обучения становится целостное развитие

личности, когда от учащихся требуются не только глубокие знания, но и уме-

ние в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать

их для проектирования собственной деятельности УУД обеспечивают овладе-

ние ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

8

Используя системно-деятельностный подход:

Вы - блестящий учитель,

у вас прекрасные ученики!

Идя на урок, помните об этом:

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

Веди ученика от собственного опыта к общественному;

Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»;

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

Учи анализировать каждый этап работы;

Критикуя, стимулируй ученика.

Своё выступление хочу закончить японской пословицей:

«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня;

а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни».

Давайте научим ловить рыбу наших учеников, и пусть они этим навыком

пользуются в своей жизни!

9



В раздел образования