Автор: Ференчук Николай Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Свапущенская ООШ"
Населённый пункт: д.Свапуще, Осташковский район, Тверская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация деятельности учащихся на уроках технологии "
Раздел: среднее образование
Тема:
«Активизация деятельности учащихся на уроках технологии »
Подготовил
:
Ференчук Николай Николаевич
Должность : Учитель технологии
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Свапущенская основная общеобразовательная школа»
2017г.
Тверская область, Осташковский район
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
……………………………...
1
Актуальность проблемы ……………………………… 2
Формы и методы
……………………………… 2
Заключение
…………………………… 10
Литература
……………………………. 11
1
ВВЕДЕНИЕ
«Мир будет счастлив только тогда,
когда у каждого человека будет душа художника.
Иначе говоря, когда каждый будет находить
радость в своем труде»
Л. Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)
Для
современного
этапа
развития
общества
характерно
становление
принципиально
новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение
качества
образования.
Концепция
модернизации
российского
образования
определяет
создание условий для повышения качества общего образования, одной из основных задач
образовательной политики.
«Технология» - особенный предмет. Он дает возможность еще в школе приобщиться детям
к труду, дает политехнические знания, знакомит с современными технологиями обработки
металлов,
помогает
сориентироваться
в
мире
профессий.Образовательная
область
«Технология» по своему педагогическому предназначению непосредственно обеспечивает
подготовку учащихся к будущей трудовой и общественно полезной деятельности.
Основные
цели
«Технологии»
в
системе
общего
образования
видятся
в
том,
чтобы
средствами
трудовой
подготовки
способствовать
социально-трудовому
становлению
учащихся, их эффективному профессиональному самоопределению в условиях рынка
труда и профессий, овладению общетехнологическим и специальными компонентами
знаний, умений и навыков, прикладному экономическому и экологическому просвещению,
развитию познавательно-трудовой активности..
Значит,
уроки надо выстроить так, чтобы любой ребенок мог самовершенствоваться,
применять полученные знания в жизни, на практике.
Сформировать
глубокие
познавательные
интересы
к
предмету
у
всех
учащихся
невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом моем уроке
технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность
предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке
Для того чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности учащихся,
используется
весь
арсенал
методов
организации
и
осуществления
учебной
деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и
поисковые
методы,
индуктивные
и
дедуктивные
методы,
а
также
методы
самостоятельной работы.
Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не
только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле
можно говорить о стимулирующее - мотивационной функции любого метода обучения
при активизации деятельности учащихся на уроке.
2
ЦЕЛЬ моей работы: проанализировать формы и методы, используемые для активизации
познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на
современном уровне развития педагогической теории и практики. Одним из наиболее
важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность,
критичность
мышления,
поиск
нового,
желание
и
умение
приобретать
знания
самостоятельно.
Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура
которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих: эмоционально-
волевой, сенсорной и когнитивной.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы
учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно
размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или
расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Ребенка
необходимо обеспечить новыми умениями, важнейшее из которых- это умение учиться, а
также
сформированная
сознательная
мотивация
к
обучению,
самоорганизация
и
саморазвитие. Важно развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации,
самостоятельном
поиске
информации,
построению
логической
цепочки
и
принятию
взвешенного и аргументированного решения.
Активизация познавательной деятельности, активизация трудовой деятельности
- эти
задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих
задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса, так как урок без
них может стать скучным и малоэффективным.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
В распоряжении учителя технологии есть формы уроков, которые могут активизировать
познавательный интерес и переходить в самостоятельную продуктивную работу.
Для активизации деятельности учащихся на уроке я использую :
- нетрадиционные формы проведения урока ( урок-путешествие, урок-деловая игра, урок-
соревнование и т.д.). Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной
действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не
только свои знания, но и смекалку, творчество.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения,
организации
самостоятельной
познавательной
деятельности
учащихся,
физического
эксперимента.
При
использовании
нестандартных
уроков
технологии
желательно
проводить обучение так, чтобы интерес к технологии у учащихся со слабым уровнем
подготовки
по
данному
предмету,
сделать
уроки
технологии
интересными.
Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении
знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной
3
теме,
и
для
ее
раскрытия
уже
нужно
обладать
определенным
набором
знаний,
фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой
проблемы.
Сегодня
школа
должна
формировать
людей
с
новым
типом
мышления,
инициативных,
творческих
личностей,
смелых
в
принятии
решений,
компетентных.
Следовательно,
необходимы
изменения,
в
том
числе
и
в
методике
школьного
технологического
образования.
Жизнь
сама
подсказывает
новые
формы
проведения
уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель технологии применяет хотя
бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они
представлены и как фрагменты урока, и как урок, полностью посвященный реализации
одного из методов. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления
учителя,
ориентирующегося
на
эффективное
решение
образовательно-воспитательных
задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной
творческо-поисковой деятельности школьников.
Детям нравятся ролевые игры ( в младших классах особенно). Дидактические игры,
конечно же , деловые игры. Особенно интересно в конце учебного года проходит конкурс
«Знатоки технологии». Здесь можно использовать «черный ящик», лото, волчок, вопрос-
ответ («лови мяч») и т.д..
-
дидактические
средства
(тесты,
ребусы,
терминологические
кроссворды)
–
это
необходимый
компонент
любого
правильного
построения
урока.
Они
включают
все
предметы и орудия деятельности, которыми пользуются учитель и ученики для более
эффективной
реализации
задач
образования.
Выдающийся
психолог
П.
П.Блонский
считал, что основное заблуждение учителей состоит в том, что они будто бы готовят детей
к жизни, забывая, что годы, проведенные в школе, - это не подготовка, а сама жизнь. В
самом
деле,
каждый
урок
должен
помогать
школьникам
в
осознании
окружающего,
готовности участвовать в решении посильных бытовых и общественных проблем. На
практике это достигается, увы, не на каждом занятии, и основная причина тому слабое
дидактическое обеспечение.
- формирование познавательного интереса через деятельностный подход, стимулирование,
контроль, самоконтроль и самооценку
- вношу элементы занимательности
Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика,
подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок
тем на уроке. Он состоит в том, что я, используя свойства предметов и явлений, вызываю у
учащихся чувство удивления, обостряю их внимание и, воздействуя на эмоции учеников,
способствую созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной
мыслительной
деятельности
независимо
от
их
знаний,
способностей
и
интересов.
Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха
деятельности.
Но
она
может
снять
равнодушие,
а
это
в
работе
по
активизации
мыслительной деятельности факт немаловажный.
Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся,
уровню
их
интеллектуального
развития.
Для
учеников
элементом
занимательности
4
является не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса - они хороши при
объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость.
На
своих
уроках
применяю
разнообразные
занимательные
формы
обучения
(игры-
упражнения,
состязания,
конкурсы,
сигнальные
карточки,
рассказ-задача,
игры-
путешествия,
шарады,
загадки,
курьёзы,
шутки,
т.д.),
в
результате
чего
создаётся
положительный эмоциональный фон деятельности, который располагает к выполнению
тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Примером служат
нестандартные уроки, конкурсы, путешествия.
Например:
- в 5 классе по теме «Обработка древесины» элементом занимательности служат легенды
об открытиях человеком данных ремесел, реализованные на слайдах презентации в виде
рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке;
- на уроке «Соединение деталей древесины» - видеоролики и об
и возможностях
современных новшеств например (гвоздями, шурупами, шпонами, клеем);
-
в
6,
7,
8
классах
по
теме
«Художественная
обработка
материалов»
-
совершается
путешествие в мир гравировки различными способами различного материала.
- использую познавательные игры. К. Д.Ушинский подчеркивал, что обучение в форме
игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
-
и
учебные
дискуссии.
Учебная
дискуссия
являет
собой
целенаправленный
и
упорядоченный
обмен
идеями,
суждениями,
мнениями
в
группе
ради
поиска
истин,
причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена
идеями. Я использую такие формы дискуссии, как «круглый стол». «заседание экспертной
группы», «форум», «дебаты» - в зависимости от возраста и уровня подготовки класса.
Приемы введения в дискуссию: изложение проблемы, ролевая игра или использование
иллюстративных материалов и т.д.. Важно удержать внимание школьников. И обязательно
подвести итоги.
Работая по стандартам нового поколения, мы должны осуществлять деятельный подход к
обучению, для образовательной области «Технология» одной из организационных форм
для достижения целей является связь теории и практики и изготовление детьми готового
продукта.
Всем
хорошо
известно,
что
многие
технологи
очень
широко
используют
проектные технологии в обучении. Используя элементы проектных технологий,
Используем метапредметные связи учебных дисциплин.
Это способствует повышению мотивации обучения, повышению интереса к предметам,
улучшения качества знаний и умений учащихся через соединение теории и практики и в
результате
создание
совместного
творческого
продукта.
Происходит
связь
теории
и
практики и связь с жизнью при проведение интегрированных уроков с использованием
проектных технологий.
5
Интегрированный
урок
–
это
особый
тип
урока,
объединяющий
в
себе
обучение
одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия или отработке
понятий.
К использованию интегрированных уроков мы прибегаем в следующих случаях:
- при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах;
-
при
недостатке
времени
на
изучение
темы
и
желании
воспользоваться
готовым
содержанием из параллельной дисциплины;
- при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий,
фактов в разных предметах;
- при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого материала, выходящего
за рамки изучаемого предмета.
При
планировании
интегрированных
уроков
мы
используем
в
основном
технологию
взаимодействия двух учителей:
учитель технологии – учитель ИЗО, учитель ИЗО –
учитель музыки. Взаимодействие строим в зависимости от темы и целей урока с равным
или неравным долевым участием, если урок длится два или три урочных часа подряд. Но
такие уроки проводятся редко из-за сложности подготовки, сложности корректирования
календарно-тематического планирования, корректирования расписания уроков и других
проблем. Чаще
интегрированный урок проходит в два этапа, например, на уроке ИЗО
учащиеся выполняют рисунок, на уроках технологии изготавливают готовый продукт.
Например:
Тема урока: Изготовление подарочного сувенира. Урок проводился с учащимися 8 класса и
длился три учебных часа (ИЗО + технология), были
задействованы все учащиеся. Девочки должны были изготовить подарочную прихватку,
мальчики - толкушку.
Все дети справились с работой. Результативность интегрированных уроков очень высокая.
Дети с большим удовольствием работают, проходя по всем правилам этапы от замысла до
конечного результата.
Изучая характеристики изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, мы
пришли к выводу, что используя интегрированное обучение, деятельность
учителя изменяется по сравнению с традиционным обучением. Предметом некоторых
изменений является подготовка к
уроку: учитель пользуется не строго стандартным конспектом урока, а разрабатывает
сценарный план, предоставляющий ему свободу в выборе форм, способов и приемов
обучения,
учитель
использует
не
только
учебник
и
методические
рекомендации,
а
пользуется Интернет-ресурсами, материалами коллег, может обмениваться конспектами с
коллегами.
6
Изменяется
и
форма
урока.
При
традиционном
ведении
урока
учитель
применяет
в
основном
фронтальную
работу,
при
интегрированном
применяется
преимущественно
групповая или индивидуальная работа. Изменения наблюдаются и в основных этапах
урока. Если, при традиционно проводимых уроках при объяснении и закреплении
учебного материала большое количество времени занимает объяснение учителя, то здесь
большая часть урока отведена на самостоятельную деятельность обучающихся.
В ведении самого урока мы тоже заметили изменения: ведение урока нестандартное,
урок ведут два или более учителя, это повышает интерес учащихся к уроку. Частично
меняется и образовательная среда, она создается не только самим учителем, но и
частично
детьми,
это
и
изготовление
наглядных
пособий,
и
создание
обучающих
презентаций, которые учитель может в дальнейшем использовать на уроках. И,
конечно,
отмечены
изменения
и
в
результатах
обучения.
Мы
получаем
не
только
предметные результаты, но и личностные, и метапредметные.
Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является
создание
в
учебном
процессе
ситуаций
успеха
у
школьников,
испытывающих
определенные
затруднения
в
учебе.
Известно,
что
без
переживания
радости
успеха
невозможно по- настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных
затруднений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в
выполнении учебных заданий одной и той же сложности.
- Создание ситуации новизны,
актуальности,
приближения
содержания
к
самым
важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства,
литературы.
С
этой
целью
учителя
подбирают
специальные
приемы,
факты,
иллюстрации,
которые
в
данный
момент
вызывают
особый
интерес
у
всей
общественности страны. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают
важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся
к
ним с
большим
интересом,
что
позволяет
их
использовать
для
повышения активизации
познавательного процесса на уроках технологии.
- учебные экскурсии на производство. Чтобы экскурсии были эффективными, необходимо:
конкретно определить тему экскурсии и ее целевую направленность, предварительно
провести
ее
тщательную
подготовку,
в
ходе
экскурсии
ознакомить
учащихся
с
конкретными объектами, после экскурсии провести закрепление полученных сведений и
знаний. В условиях учебных мастерских школьники, как правило, не имеют, возможности
знакомиться
с
современными
способами
обработки
материал
Экскурсии
—
часто
единственно возможный путь приобщения учащихся к современной технике, технологии и
организации производства.
Экскурсии могут иметь различное назначение — в зависимости от ставящихся целей. Они
могут быть общеознакомительными, целевыми. В настоящее время можно использовать
«Виртуальные
экскурсии».
Главное,
что
любая
экскурсия
знакомит
с
современным
производством
и
учащиеся
могут
получать
затем
профессиональное
образование.
Подводится итог. Учащиеся готовят отчет об экскурсии. Можно в виде презентации.
7
- выполнение творческих проектов. Привлекаем возможности интернет-ресурсов. Проекты
выполняются
те,
которые
необходимы
для
дома,
для
школы.
Например,
«Поможем
зимующим птицам» -изготовление кормушек, «Кухонная утварь картофелемялки, лопатки,
деревянные ложки и т.д..
При выполнении творческих проектов учащиеся не только углубляют и расширяют свои
знания
по
теме,
но
и
активно
мыслят,
привлекают
для
решения
проблемы
ранее
полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие
всестороннему
самостоятельному
рассмотрению
поставленной
задачи.
Все
это
стимулирует
мыслительную
активность,
развивает
творческие
способности
учащихся,
способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:
I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача
реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся
вбирают
объект
труда,
конкретизируют
тему
проекта
и
выбирают
модель
изделия,
описывают
его
в
соответствии
с
планом
и
занимаются
поиском
и
обработкой
дополнительной информации по объекту проекта. Источником информации могут быть
как классические (специальные книги , иллюстрированные каталоги и альбомы музеев,
журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной
литературы
учащиеся
копируют
нужную
информацию,
используя
сканер,
ксерокс
и
цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в
Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая
информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной
почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров,
музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и
журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема
поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом
зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети
насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше
решением
этой
проблемы
занимались
учителя
информатики,
то
сейчас
учителя-
предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в
сети Internet и обучать этому учащихся.
II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого
учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная
своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не
предусматривается.
III этап – заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия
с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют
полученные
результаты.
Затем
проводится
защита
проекта.
В
зависимость
от
темы
проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы
8
защиты. Для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher или WordPad,
Word.
Для
защиты
крупных
проектов
используются
другие
технологии,
в
частности
учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта.
Творческие проекты ввожу уже с 5 класса. Это самостоятельная итоговая работа.
Проект может состоять из следующих частей:
- эскиз;
-- рисунок;
- чертежи
- разработка технологического поцесса.
Варианты
проектов
могут
быть
самые
разнообразные.
Проект
может
быть
выпонен
индивидуально или коллективно.
- Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования
таких
социально
значимых
качеств
личности
как
активность,
самостоятельность,
креативность,
способность
к
адаптации
в
условиях
информационного
общества,
для
развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры
личности.
Для поиска дополнительной информации
учащиеся используют компьютер.
Во время
поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с
учебным материалом, с использованием средств ИКТ.
- участие в различных мероприятиях способствуют раскрытию творческого потенциала
личности, учащиеся приобретают практические умения и навыки в области декоративно-
прикладного творчества, получают возможность удовлетворить потребность в созидании
реализовать желание что-то создавать своими руками. И это приносит определенные
результаты.
Достижения
моих
учеников:
победители
и
призеры
на
муниципальном
этапе
Всероссийской
предметной
олимпиады
по
технологии,
дипломы
и
сертификаты
различных Всероссийских дистанционных олимпиад и конкурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новое
качество
образования
определяется
результативностью
образовательной
деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь
9
под
результативностью
понимается
успешность
выпускника
образовательного
учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в
стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков
(стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим
собой,
такими,
как
исследование,
проектирование,
организация,
коммуникация
и
рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника.
В школе важно создавать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать,
творить, вносить техническую смекалку.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным
набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в
команде,
способность
к
самоизменению
и
саморазвитию
на
основе
рефлексивной
самоорганизации.
Конструктивно
выполнить
задачи
образования
21
века
помогает
помогает
деятельностный
метод
обучения
через
активизацию
познавательной
деятельности
учащихся.
Перед
современным
учителем
технологии
стоят
задачи,
навеянные
пересмотром
содержания
предмета:
формирование
у
школьников
политехнических
знаний,
технологической
и
экономической
культуры,
ознакомление
учащихся с основами современного производства, сферой услуг, воспитание трудолюбия,
предприимчивости, культуры общения и поведения, использование в качестве объектов
труда
различных
потребительских
изделий
и
изготовление
их
с
учетом
конкурентоспособности
при
реализации.
Обсуждение
этих
вопросов
невозможно
без
приобщения к творческой деятельности, без приобретения учащимися опыта рационально
использовать
ресурсы
(
находить,
планировать,
организовывать,
распределять),
использовать
в
практической
деятельности
различные
технологии,
проявлять
предприимчивость,
расчетливость,
решительность
и
другие
качества
личности,
необходимые для успешной жизнедеятельности в современном мире. Коммуникативные
умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в
нашей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
10
1.Б.М. Неменский "Мудрость красоты" Активизация познавательной деятельности
учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение,
2000.
3.
Сергеев
И.С.
Как
организовать
проектную
деятельность
учащихся:
Практическое
пособие
для
работников
общеобразовательных
учреждений.
-
М.:
АРКТИ,
2005.__
использование
проектного
метода
в
целях
развития
творческих
способностей
и
формирования познавательного интереса у учащихся на уроках технологии
4.Журнал "Школа и производство"
5. Интернет- ресурсы
11